Архимандрит Никанор (Кудрявцев) резко критиковал главу «София» в журнале «Миссионерское обозрение» (1916. 1:2), не обратив внимания на то, что в данной главе терминология Флоренского носит не догматический, а религиозно-философский характер. По поводу его критики отец Павел писал в «Философии культа»: «Но прежде чем делать это, благовременно обратить внимание на самые термины οσα и πστασις в их антропологическом применении. Термины эти давно уже позабыты; даже прошедшие богословскую школу недоумевают, слыша приложение их к чему-либо, помимо учения о Боге. Так, один ревностный не по разуму критик негодовал на мое «учетверение» Троицы на том основании, что я назвал Софию, премудрость Божию, ипостасью в Троице, хотя, по определению отцов, например, преп Иоанна Дамаскина , ипостась есть единичное, μεικν, индивидуальное, τομον, и термин этот применим не только к людям, но даже и к животным (Филос главы. X, XI, XII. 1913. Т.1. Пер. Бронзова). А между тем от забвения этих терминов рождается много путаниц и недоразумений религиозно-филос мысли» ( Павел Флоренский , свящ. Собрание сочинений. Философия культа. М., 2004. С. 138–139). 45 Андреев Феодор Константинович (1887–1929), протоиерей. 1-й магистрант VXVIII курса (1909–1913). Перед МДА окончил реальное училище и три курса Института гражданских инженеров, затем экстерном сдал семинарский курс. Кандидатское сочинение – «Ю. Ф. Самарин как богослов и философ» (писал под руководством священника Павла Флоренского). В 1914–1918 гг. – доцент МДА по кафедре Систематической философии и логики. С 1919 по 1921 г. преподавал русскую словесность в Михайловском училище в Петрограде. В 1920–1923 гг. преподавал апологетику и патрологию на Богословских курсах. С 1922 по 1927 г. – священник в Казанском, затем в Сергиевском артиллерийском соборе в Петрограде. В 1927 г. возведен в сан протоиерея. С 1927 по 1928 г. служил в соборе Воскресения («Спаса-на-Крови») в Ленинграде. Автор текста «Отложения» ленинградского духовенства и мирян от митрополита Сергия. Идейный возглавитель иосифлянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Святой источник преподобного Саввы Крыпецкого начинался с речки Крыпишинки, которая вытекала из того места, где купаются паломники. Первая собравшаяся братия ископала у истока речки так называемый " копанец " (пруд). Регулярно источник подвергался вычищению от водорослей. В 1816-22 гг. была построена целая мелиоративная осушительная система каналов, состоящая из нескольких десятков километров. Магистральный канал, соединяющий местные озера с Псковским озером, стал проходить через источник преп. Саввы. Ситуация изменилась в 1960-х гг., когда местное торфопредприятие " Крипецкое " осушило несколько озер, канал засыпало. Вода пошла в обход святого источника на Ярославов мост. Постепенно источник стал зарастать и заболачиваться. В 2006-07 гг. архимандрит Дамаскин осуществил обновление святого источника преподобного Саввы. Накануне Лазаревой субботы был водружен и освящен деревянный крест на месте гибели наместника Крыпецкого монастыря архимандрита Дамаскина в 6 км от обители. Крыпецкий Иоанно-Богословский третьеклассный мужской монастырь был основан в 1455 г., в 20 верстах к северо-востоку от Пскова, при небольшом Крыпецком озере. Основателем монастыря был преподобный Савва, пришедший в Россию из " чужих стран " , как сказано в его жизнеописании, полагают, что он был из Сербии или Святой Афонской горы. Придя в Россию, он первоначально пребывал в Снетогорском монастыре близ Пскова, но вскоре ушел оттуда на реку Толву, в пустыню к преподобному Евфросину, у которого пробыл недолго. Желая найти уединение, Савва испросил у своего учителя Евфросина благословения, чтобы уйти, и перешел в непроходимую тогда Крыпецкую пустыню, расположенную от Толвинской в 15 верстах по прямой. Там он поселился. Через несколько лет собралась к нему братия и умолила его основать обитель, которую он и основал с деревянной церковью во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с приделом во имя Святого Саввы архиепископа Сербского. Игуменства над братией сам Савва принять не согласился, а поручил это Кассиану.

http://sobory.ru/article/?object=00281

12 Свят. Григорий Палама . Омилии. М. «Паломник». 1993, Омилия 16, с. 156. См. Точное изложение… Кн. 3, гл. 17: «Плоть же Господа, по причине теснейшего, т. е. ипостасного, соединения с Богом-Словом обогатилась божественными силами…» с. 280. 14 См. Энциклику патриарха Антиохийского Игатия IV от 12 ноября 1991. В книге: Иеромонах Савва (Янич). Вероотступничество. М. «Русская идея». 2004, стр. 108–110. 16 pχιμ. Πλακδα Deseille, πορεα μοθ πρς τν ρθοδοξα (Мой путь κ Православию), Αθνα 1999, σελ. 854. 17 С идеями такой неоэкклезиологии мы, к глубокому огорчений, встречаемся в документе Русской Православной Церкви «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», призванном в духе Предания выразить отношение Русской Православной Церкви к инославию. См. критический разбор данного документа в статье иеромонаха Симеона (Гаврильчик) «Комментарий к некоторым пунктам «Основных принципов отношения РПЦ к инославию»».//На пути к Поместному собору РПЦ. М. 2004, стр. 56. 18 pχιμ. Πλακδα Deseille, πορεα μοθ πρς τν ρθοδοξα (Мой путь к Православию), Αθνα 1999, σελ. 132–133. 19 Χρ. νδρουτσου, Μελτα κα διατρβα (исследования и монографии), Τμος А. κκλησιολογικ, κδ. Β. Πηγοπολου, Θεσσαλονκη 1964, σελ. 104–105. 21 У преп. Иоанна Дамаскина читаем: «...Если начнем разорять церковное строение хотя бы в малом, то оно постепенно разрушится все». Второе защитительное слово против отвергающих святые иконы. Творения. СПб. 1913, т. 1, с. 380. 24 Правило святых апостолов 45: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви; да будет извержен». 28 См. Малахия Орманиан, бывший Константинопольский патриарх. Армянская церковь , ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. М. 1913, с. 11. «Общепринятая хронология отводит миссии св. Фаддея восьмилетний период (с 35 по 43 гг.), а миссии Варфоломея шестнадцатилетний период (с 44 по 60 гг.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

«Во Имя Иисуса Христа, говорит Пётр, – востани и ходи» ( Деян. 3:6 ). «Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом " 247 . «Дабы вси языцы уверовали, слыша о имени Христа, а не о сущности Его, ибо чудеса творило Имя Христово и Оно Само требует веры, потому что и Его нельзя постигнуть разумом» 248 . 4. Верую во Имя Божие по заповеди, возвещённой в Св. Писании в сих словах: « Сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин. 3:23 ). «Даде им область чадом Божиим быти верующим во Имя Его» ( Ин. 1:12 ). «Да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, да верующе живот имате во Имя Его» ( Ин. 20:31 ). 5. Исповедую веру мою во Имя Господа Иисуса Христа, ибо тем самым исповедую веру мою и в Него Самого, о чём Господь наш свидетельствует в сих словах: «Пред владыки и цари ведены будете Мене ради» ( Мф. 10:18 ), и Он же. Господь, сказал: «...Ведомы (будете) к царям и владыкам Имене Моего ради» ( Лк. 21:12 ) и «будете ненавидимы от всех Имене Моего ради» ( Лк. 21:17 ; Мф. 10:28 ). В сих Божественных изречениях Сам Он, Господь наш Иисус Христос, свидетельствует о той святой истине, что Его Имя « Иисус » неотъемлемо принадлежит Его Святейшему Существу и неотделимо от Него, что подтверждается Им же в сих словах: «Аз есмь Иисус, Его же ты гониши », – сказал Он, Господь Иисус, Савлу (ап. Павлу) на пути в Дамаск, когда Савл, поражённый слепотой, вопрошал Его: « Кто еси Ты, Господи?» ( Деян. 9:2:6 ). Затем Господь являлся в видении апостолу Анании и говорил о Савле: «Сосуд избран Ми есть – будет возвещать Имя Моё пред народами и царями – я скажу ему, сколь он должен пострадать за Имя Моё» ( Деян. 9:10, 17 ), – и он. Божественный Апостол, соделавшись ревностным проповедником Имени Иисусова , когда христиане возбраняли идти ему в Иерусалим, где его ожидали узы и темницы, сказал им: « Что плачете , сокрушаюше сердце Моё. Я не только хочу быть узником, но готов и умереть за Имя Господа Иисуса » ( Деян. 22:16 ). О Имени Сына Божия « Иисус » сказано св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

—474— месте целых 12 видов соединения, связь души и тела Дамаскин определяет термином κατ σνθεσιν 660 , который, указывая на тесное сожитие души и тела, отмечает в природе человека параллелизм психофизических явлений 661 . Говоря образно, что душа покрывается плотию, как завесою и покровом 662 , в более точном определении образа соединения души и тела св. Отец, руководствуясь Немезием и близко к учению Григория Нисского , выражается так: «душа соединена с телом – вся со всем, а не часть с частью; и она не объемлется им, но объемлет его, подобно тому как огонь железо» 663 . Вследствие тесного соединения души и тела, им обоим принадлежит целый ряд общих сил, способностей и явлений в жизни человека, подробно перечисляемых Иоанном 664 . Так что душа, например, болезнует и страдает, когда тело бывает разрезываемо 665 ; с другой стороны, и телу усвояется то, что принадлежит собственно душе, как, например, добродетели и пороки 666 . Однако активная роль в этом двойственном союзе принадлежит душе, которая, пользуясь органами тела, как орудием, управляя им и руководя 667 , животворит тело 668 и сообщает ему разумно-свободное движение 669 . —475— Касаясь специально учения о теле человека, Дамаскин проявляет немало естественнонаучных познаний, заимствованных им у Аристотеля, Немезия и других авторов, а также приобретенных чрез собственное наблюдение. Так Дамаскин излагает принятое в то время Эмпедокло-Гиппократовское учение о четырех стихиях или влагах, из которых сложено тело человека и на которые оно разлагается 670 . У него же мы находим старинное учение о темпераментах, основанное на предшествующем положении, учение о строении мозга, о локализации влаг и душевных сил в теле человека и пр. 671 Повторяя учение Аристотеля и Немезия, Дамаскин развивает ту теорию, по которой человек чрез посредство тела, состоящего из четырех стихий, примыкает к самым низшим формам земного бытия – неодушевленным предметам. Со стороны силы питающей, растительной и производительной он связан с растениями. С животными у него, кроме всего этого, общи еще низшие желания, чувствование и движение. Наконец, «чрез посредство разума человек соединяется с бестелесными и умопостигаемыми природами» 672 . Разум же всецело уже принадлежит другой высшей стороне человека – душе, которой Дамаскин уделяет гораздо более внимания, нежели телу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Термин, камень ли ты иль ствол древа, вкопанный в поле, Обожествлен ты давно предками нашими был». Strabo, V, 3. 399 Ovid., — Fast. II, 677. < Ovidius Naso. Fasti, II, 673 — 678. In: P.Ovidii Nasonis Fastorum libri sex. Leipzig: Teubner, 1889, p. 114. См.: Овидий. Элегии и малые поэмы. Указ. изд., с. 273: «Термин, сокрыться тебе теперь от нас невозможно: Там, где поставлен ты был, там ты и стой навсегда. Не уступай ни на шаг никакому захватчику места И человеку не дай выше Юпитера стать; Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой, Ты возопи: «Вот твое поле, а это его!»»> 400 Festus, — Terminus, ed. Müller, p. 368. < Sexti Pompei Festi de verborum significatione quae supersunt cum Pauli Epitome. Emendata et annotata a Carolo Odofredo Muellero. Lipsiae, in Libraria Weidmanniana, 1839, p. 368: «(Древние) устраивали жертвоприношения Термину, ибо полагали, что пределы полей находятся под его охраной. Наконец, Нумер Помпилий постановил, что если кто выроет межевой знак, распашет межу, на него самого и на быков падает проклятие. Над тем местом, в котором чтили Термина, в крыше делалось отверстие, ибо они считали неблагочестивым держать Термина под крышей». (Пер. В.В.Бибихина.)> 401 Script. rei agrar., ed. Goetz, p. 258; ed. Lachmann, p. 351. 402 1. Plato, — Законы VIII, 842 403 Иоанн Дамаскин, — Философские главы, VIII. 404 id. Migne, col. 557 405 Simon , — Euclid und die sechs planimetrischen Bucher, Lpz., 1901, S. 25. Энриквес  — Вопросы элементарной геометрии, 1913, с. 46, 47. 406 Lambert, — Briefe an Holland, Deutsch. Gelegrt. Briefwechsel, I, T. IV. Цитата по У.Амальди, — О понятиях прямой и плоскости. I, 3 в сборнике Ф.Энриквес, — Вопросы элементарной геометрии, пер. Ящунского, СПб., 1913, с. 48, 407 Zeuten  — Geschichte der Mathematik im Altertum und Mittelalter. Kopenhagen, 1896, S. 115. 408 Simon , — Euclid und die sechs planimetrischen Bücher, Lpz., 1901, S. 25. 409 У.Амальди, — О понятиях прямой и плоскости. I, 3, в сборнике Ф.Энриквеса. Вопросы элементарной геометрии, пер. Ящунского, СПб., 1913, с. 48. 410

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

с упоминанием о старцах Арсении, Дамаскине и каком-то Кирилле Замойском, написана от имени царя 1422 . От его же имени составлена вторая грамота, посланная 14 мая 1649 г. Сильвестру Коссову, Киевскому митрополиту, с приглашением на службу в Москву Арсения и Дамаскина 1423 , и повлекшая отправление в Москву Арсения и Епифания, последнего взамен не могшего ехать тогда Дамаскина. Причём же здесь Ртищев? – Мы не сомневаемся, что вторая часть „свидетельства“ „Жития“ точно так же преувеличила его участие в событиях, как и первая, и вполне разделяем удивление проф. Буцинского перед тем, что учёные киевляне оставляли будто бы родину по призыву двадцатилетнего юноши 1424 . Но юноша этот, не обладая ни таким влиянием на государя, ни таким крупным историческим значением, какое прописывается ему „Житием“, мог дать некоторое основание своему биографу сказать то, что он сказал, своей любовью к науке, своей любознательностью и тяготением к учёным малороссам, вызванным если не им и не по его инициативе, то, допустим, при его сочувствии. Есть документы, подтверждающие свидетельство „Жития“ с этой стороны. Как видно из одного следственного дела (по доносу чернца Саула), в конце лета („по лету“) 1649 у одного московского попа Фомы, который жил во рву под Троицей, просились в Киев учиться его духовные дети Ив. Юзеров и Порфирий Зеркальников 1425 . Необычайность просьбы поставили в затруднение о. Фому, и он обратился за советом к своему приятелю, дьячку Благовещенского собора —16— Константину Иванову. Тот посоветовал не отпускать просителей, во избежании тяжкого греха. Но Озеров и Зеркальников стояли на своём и готовы были поставить ни во что и отца своего духовного. Они и добились проездной грамоты в Киев, которую промыслил для них Ртищев именно. Но случилось это уже на исходе зимы, где-то перед 5 марта 1650 г., когда тот же мнительный Константин вёл беседу с Лучкой Голосовым и Иваном Засецким на тему, нельзя ли воротить их с дороги, так как они поехали „доучиваться у киевских старцев по латыни“, „а как выучатся, и от них будут великие хлопоты“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры делились на крестовых — уже посвященных, они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых и учениц (девочек из приюта, желавших стать сестрами). Так было и в других сестричествах в России того времени. Главным делом сестер было посещение бедняков «на местах». Все без исключения сестры, вместе с настоятельницей, регулярно обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. В годы расцвета (1914-1917) в Обители трудились более 150 сестер милосердия. Была ли сама Елизавета Федоровна пострижена в монашество, вопрос открытый. «Она прославлена в лике святых как преподобномученица по существующей сейчас практике канонизировать в чине преподобных всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, состоялся ли монашеский постриг — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» иг. Дамаскин (Орловский). «По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей сделать это — неизвестно. В любом случае, если постриг и был, то был он тайный», — добавляет о. Андрей Постернак. 300 обедов по 5 копеек Первоначально обители принадлежали четыре здания: сестринский корпус с трапезной; больница с амбулаторией (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений); дом настоятельницы и дом священника. В доме священника находились также общественная библиотека (1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы), комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же была воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Позже, когда сестер стало много, был выстроен трехэтажный дом-общежитие. Кроме зданий внутри обители, со временем были выкуплены и несколько зданий снаружи. В одном из них находилась столовая для бедных (в 1913 году в ней ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), общежитие («дешевые квартиры») для работающих в городе малообеспеченных женщин, ютившихся до того в «коечно-каморочных» сырых квартирах на окраине города.

http://pravmir.ru/marfo-mariinskaya-obit...

—482— II. Переходя к материальной антропологии, по нашей условной терминологии, мы главным образом будем иметь дело с Дамаскиным, как христианским поэтом и церковным песнописцем. А в этом отношении св. Иоанн, по словам святителя Филарета, «более высок, чем во всех других отношениях; здесь он неподражаем» 713 . В литургических произведениях Дамаскина мы видим несравненно более творчества и самостоятельности, чем во всех других его сочинениях. В то же время богатство и разнообразие мыслей не уступают здесь и красоте формы. О творении человека св. Иоанн в самогласне поет: «Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление: восхотев бо, от невидимого же и видимого жива мя составити естества, от земли тело мое создал еси, дал же ми еси душу божественным Твоим и животворящим вдохновением»... 714 Подчеркивая неправоту мнения Оригена , Дамаскин говорит об одновременном сотворении души и тела 715 . В частности о творении тела человеческого Дамаскин замечает, что Бог создал человека «руками невидимыми», а в другом месте, что Он вообразил его «персты» 716 . Говоря о созданной по образу Божию нашей красоте 717 , песнописец, подобно Тертуллиану , Августину 718 и другим Отцам, предполагает некоторый отпечаток образа Божия даже и в гарамонично сложенном теле че- —483— ловека. В отношении же к душе «Бог», по словам св. Отца, «сотворил человека непричастным злу, прямым нравственно добрым, беспечальным... весьма украшенным всякою добродетелию, цветущим всякими благами» 719 . Поставив человека царем и начальником всей земли 720 , Бог устроил для него как бы особый дворец – рай 721 . Невинное и блаженное состояние человека в раю Дамаскин описывает такими чертами: «телом пребывая... в месте божественном и прекрасном, душою» человек «жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и... славным покровом, и будучи облечен Его благодатию, и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, подобно тому как какой-либо иной Ангел» 722 . «Поставив (первого) человека в общение с Собою 723 , Бог, – говорит Иоанн, – чрез это возвысил его до нетления» 724 . Однако человеку надлежало еще чрез испытание непоколебимо утвердиться в добре. Поэтому и дана была ему заповедь; сохранив ее, человек добыл бы себе бессмертие и сделался бы сильнее смерти 725 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010