Таким образом, по смыслу слов евангелиста для каждого являющегося в мир Просветитель один. «Слово, свет истинный, говорит св. Кирилл алекс. просвещает каждого являющегося в мир; поскольку ни один человек не просвещается иначе, как светом истины, которая есть сам Бог». Слово есть свет не для известных только лиц, поколений, народов, но для всех людей всех мест и времен, для народов необразованных и образованных ( Ин.12:46 ; Тит.2:11 ; Гал.3:28 ; Кол.1:20 ). Впрочем, этим исключается только всякий другой источник просвещения истинного: но действительно ли все принимают просвещение света вечного – это – другой вопрос, об этом речь впереди. Ст. 10. В мире бе и мир тем бысть и мир Его не позна. Свет был в мире, как начало оживляющее и поддерживающее все части мира. Свету самосущему иным нельзя быть. От Него мир получил бытие, Им и поддерживается бытие мира. И, однако, мир Его не позна. Здесь мир – не совокупность всего созданного, а совокупность людей, названных прежде тьмою ст. 5. Языческий мир изменил истину Божию во лжу, служил и поклонялся твари, а не Творцу ( Рим.1:23,25 ). И Израиль не впадал ли в идолопоклонство с его нечистотами? Сколько у него других грехов, сколько забвения сердечного о Боге! Отчего так при такой близости света к миру? От небрежной воли людей. Солнце разливает лучи света своего на всех: но слепой не видит света, так же как зарывшийся в землю. Для того, чтобы принимать в себя лучи света небесного и проникаться ими, нужно раскрывать в себе приемлемость для света, нужно силою воли расширять деятельность богосозданной природы. Ст. 11. Во своя прииде и свои Его не прияша. Господь пришел прежде всего для взыскания погибших овец дома израилева ( Мф.15:24 ). Так Он определил еще прежде. Иегова назвал народ иудейский народом своим, избранным ( Втор.7:6 ; Ис.27:9 ; Пс.84:1 ), землю израильскую назвал своею землею ( Ис.6:6 ; Мф.21:38 ). Если же народ израильский назывался народом Божиим; – а у тайнозрителя Слово вечное называет иудеев своими людьми; то как Слово оказывается Богом, так посещение Израиля Словом является посещением великим, неоцененным. Тем страннее, если свои Его не прияша. Свои не приняли небесного гостя, не приняли Его с теми расположениями души, с той благоговейной верой, каких Он был достоин. Это Господь изобразил в притче, где граждане говорят: не хощем сему, да царствует над нами ( Лк.19:14 ). Иными словами эта печальная действительность и с её причинами изображена так: свет прииде в мир и возлюбиша человецы тму паче, неже свет: беша бо дела их зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть ( Ин.3:19,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В послании своем св. Иоанн так же, как и Спаситель, говорит: творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает ( 1Ин.3:8 ). Христос называет диавола ложью; а лживость диавола точно явилась в падении первых людей ( Быт.3:4–5 ). Так Спаситель выставляет печальную историю первых людей. Он человекоубийца искони, απ αρχης с начала создания ( Мк.10:6 ; Сир.16:26 ; Откр.12:9 ). ν αληθεια ουκ εςηκεν, по вульгате non stelit, по рус. пер. «не устоял». Но это – неверно. ςηκεν означает настоящее состояние: так у классиков; так на языке нов. завета; так понимали греческие толкователи – Ориген , Феофилакт, Евфиний; так в переводах сирском и ефиопском. – Слова: «в истине не стоит» и последующие: «ибо нет в нем истины», находятся в таком отношении между собою: так как диавол в своем отпадении от Бога совершенно стал чужд истины, то не может он, когда встречается с истиной, удержаться в ней и удержать ее в себе; по внутренней вражде своей к истине он стал в состояние центробежной силы, бежит прочь от истины. Слова: «нет в нем истины», параллельны словам: ложь есть; равно и слова: «в истине не стоит», параллельны словам: Отец лжи. Кто от вас обличит Мя о грехе? говорит Господь иудеям. Некоторые, имея в виду то, что пред тем говорилось об истине и лжи, принимали здесь грех за заблуждение ума. – Но нет нужды отступать от обыкновенного значения греха. – Грех и заблуждение в связи между собою ( Ин.8:55 ). Спаситель говорит: если неверие ваше зависит не от вашей ненависти к добру и истине, а от моего нравственного свойства, пусть укажут в моей деятельности какое-либо отступление от вечного закона Божия. Безгрешность Спасителя показывается и в других местах писания ( Ин.5:30, 8:29 ). В ст. 47 повторяется заключение высказанное в ст. 43, но с большей ясностью. Только тот имеет сродство с Богом, в ком есть приемлемость для откровений Божиих ( Ин.10:27, 6:44–45 ), а иудеи не имеют такой приемлемости и потому они не Божии. Ст. 48–50. Не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси Ты и беса имаши? Спаситель показал истинную причину того, почему иудеи противятся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Нем жизнь была» встр. во мн. майюск. один Итал. (по-вид.), Вульг. изд. Сир. Иерус. (?), Копт., Игн. распр. ред., Иуст. Дид. Ефр. Злат. Епиф. Феодорит., Феод. Мопс., Нонн, Феофилакт, и по свид. Амвр. – александрийцы и египтяне. Читают без всякого указания на то, как надо разделять речения: кодд. Син. Ват. и др. Сир. «Sch» и «p» (но в изд. обоих как Иерус. – с разделит. знаком после γγονεν) Арм. Слав. Также и вм. «бе» — ν, как и кодд. Ал. Ват. и больш. майск. Вульг. Копт. Сир. (Sch. и Wh.) Феодот у Клим., сам Клим. Ориг. Евс. Злат. Нонн, Феодорит, Ирин. Кипр. в изд. и др. – чит. στ — «есть» Син. D. кодд. упоминаемые Оригеном, Итал кодд. Car. Сир. (Кур.) Валент. у Ир. Наасс. и Пер. у Иппол. Клим. в др. м. Кипр. в ркп. Гил. Авг. и др. См. у Tiscmhendorf’a Novum Testamentum graece, ed. VIII major.    ι τι γγονεν, ν ν ατ ζω вм. подлин. ζω, так что открывается возможность думать, что «ν ατ — «в Нем» св. Кирилл относил к « γγονεν — «что произошло», т.е. к тварям, а «ζω — «жизнь» считал подлежащим и относил к Логосу, т.е. Логос как жизнь был в тварях. Впрочем, речь не вполне определенна, а ν ατ грамматически трудно относить к γγονεν, следовало бы ожидать ν τυ;τ. Поэтому можно понимать и так: «что произошло, (тому) в Нем жизнь была», — и так: «если что произошло, (тому) была в Нем жизнь.»    Σστασις — состояние, составление, установ.    Ζωογονοντος, а др. чт.: ζωοποιοντος.    Т.е. от Бога Отца.    Οσιωδς, существенно, субстанциально.    Ζον — животное.    Т.е. образ бытия.    Т.е. «О Святой и Единосущной Троице.» Migne, t. 75.    Т.е. присутствует.    Πεπαιδευ;μνος, так одни, другие: πεπεδημνου;ς, слав,: «окованныя» в тексте, «и наказанныя» — под чертой.    Ες πστασιν νεχϑες    Буквально: аналогии.    Ранее в VI главе в паралл. месте вместо: «в другом» читается: «в Нем.»    Может быть, надо: в Себе Самом.    Φινει и русск., но слав.: «светится», как бы стояло: φινεται.    Κατλαβεν — 15 раз встречается в Новом Завете, и везде со значением: обнимать, охватывать, схватывать, овладевать, воспринимать себе, в свое обладание – вообще и отвлеченно, как Ин.1:5, 12:35; Рим.9:30; 1Кор.9:24; Флп.3:12, (bis). 13, — или внешним образом, как Мк.9:12; Ин.8:3-4; 1Фес.5:4, — или духовно – в смысле постигать, понимать – везде в Деян.4:13, 10:34, 25– в сред. зал. с τι или вин. с неопред. и в Еф.3с непрям. вопросом. Поэтому слав.: «объят», русск.: «объяла» — точно передают термин (Галич. Еванг. 1144 г.: «постиже»). Так и «Вульг.» comprehenderunt, и «Сир.» Кур. Пеш. и «Афраата» (Тацианов Диатессарон) ed. «Parisot», pag. 22. lin. 21 и pag. 27. lin. 5: («афель») значит: «comprehendit eam», как и Паризо и Вальтон, а не «vicit eam», как перев. Zahn (Forschungen zur Geschichte des neutest. Kanons, 1 Th. Tatian’s Diatessaron, p. 113). Такую же неточность имеем, вероятно, и в латинском переводе с армян. в Evangelii concordantis expositio facta a S. Ephraem – ed. Moesinger, p. 5. 6 и в толков.: «pugnaverunt» (tenebrae) «contra illam.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

I. Части Св. мощей Главную, досточтимую и достопокланяемую святыню Воскресенской ризницы составляют: а) части Св. мощей разных Святых, и б) длань десные руки Св. мученицы Татианы. Сия святыня, ныне размещена по приличию, в двух киотах, за стеклом, поставленных на аналоях пред местными иконами в храме Воскресения Господня. а. На аналое , что против местной иконы Спасителя, в золоченом киоте, под стеклом, серебряная вызолоченная дска 84 пробы: в нее вложено 60 частей Св. мощей с надписью, а именно: 1) мощи от главы Св. Иоанна Предтечи, 2) Евангелиста Матфея, 3) Евангелиста Марка, 4) Св. Иакова Брата Господня, 5) Св. Андрея Первозванного, 6) Св. Апостола Варнавы , 7) Св. Апостола Тита, 8) Св. Апостола Наассона, 9) Св. Равноапостольной Марии Магдалины, 10) Св. мученицы Татианы (две кости), 11) Св. мученика Трифона, 12) Св., Архидиакона Евпла, 13) Св. Архидиакона Стефана, 14) Священномученика Петра Александрийского , 15) Священномученика Авивы, 16) Св. Девицы Феодоры, 17) Св. Анны, 18) Св. Григория Декаполита , 19) Св. Иоанна, 20) Св. Иоанна Бессребренника, 21) Св. Кира Бессребренника, 22) Св. Косьмы и Дамиана, 23) Св. Василия Анкирского, 24) Св. Косьмы иже от Аравии, 25) Св. Григория Епископа Селунского, 26) Св. Лазаря четверодневного, 27) Св. Иоанна Златоустог о, 28) Св. Благоверного Князя Георгия Владимирского, 29) Св. Благоверного Романа Князя Углицкого, 30) Благоверного Царя Константина, 31) Св. Симеона Сербского, 32) Св. Климента Анкирского, 33) Св. Александра Невского, 34) Григория Богослова , 35) Преподобного Саввы Сторожевского, 36) Моисея Архиепископа Новгородского, 37) Св. Григория Хозевита, 38) Св. Антония Великого , 39) Св. Ефрема Сирина , 40) Св. Григория Нисского , 41) Св. Ефрема Новоторжского. 42) Св. Пророка Даниила, 43) Св. Феодора Сикеота, 44) Св. Ефрема Суздальского, 45) Св. Евфимия Великого, 46) Св. Иоанна Дамаскина , 47) Св. Тихона Амафунтского, 48) Св. Иоанна Милостивого, 49) Св. Никиты, 50) Св. Пимена Великого , 51) Св. Василия Валикого, 52) Св. Михаила Малеина, 53) Св. Иоанна Новгородского, 54) Св. Епифания Кипрского , 55) Св. Антония Римлянина, 56) Пр. Ипатия Чудотворца, 57) Св. Василия Амасийского, 58) Св. Германа Архиепископа Казанского, 59) Св. Максима Блаженного, 60) Св. мученика Евгения. В дске сей весу 4 фунта 21½ золотник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет вечною смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь. Пс. 103:15 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 Ин. 6:58, 48 Ин. 6:51-56 Ин. 6:60, 66 Ин. 6:63 Ин. 6:53 Быт. 2:23 Иов 31:31 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна Святой Исаак Сирский. Слово 68-е Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 Ин. 3:6 Ин. 1:12-13 Мф. 19:28; Тит. 3:5 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 Иоан. 6:56-57 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна Лев. 17:11 Мф. 26:27-28 Мф. 11:29 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: " Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои " Пс. 53:9 Пс. 22:5-6 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 Ин. 6:27 Ин. 6:32-33 Ин. 6:48 Ин. 6:51 Ин. 6:55 Ин. 6:53 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 Евр. 4:12 Точное изложение Православной веры 1Кор. 11:29 1Кор. 11:28 Лк. 18:14 Ин. 6:51 1Кор. 11:29 1Кор. 11:31 1Кор. 11:32 1Кор. 11:30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры Святой Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6) Св. Кирилла Александрийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его творениями: Сокровищем 123 (у св. И. Д. гл. 18); Толкованием на Евангелие от Иоанна 124 (у св. И. Д. гл. 4); его Письмами к императору Феодосию и царицам (у св. И. Д. гл. 6) и к Акакию, епископу митиленскому (апологетическим) 125 (у св. И. Д. гл. 18). 7) Св. Епифания Кипрского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его Анкоратом – «якорем, нужным для того, чтобы верующие не влаялись ветром всякого учения» – сочинением довольно разнообразного содержания 126 (см. у св. И. Д. гл. 3, 27); Панарем, «содержащим историю и опровержение ересей (20-ти дохристианских и 80-ти христианских)» 127св. И. Д. гл. 23, 27); книгой о весах и мерах (библейских), трактующей и о других предметах: о греческих переводах Ветхого Завета, о канонических книгах Ветхого Завета 128 (у св. И. Д. гл. 17). 8) Св. Мефодия, епископа патарского. Св. Иоанн Дамаскин пользуется творением его Против Оригена 129 (у св. И. Д. гл. 7); сочинением о воскресении 130 (у св. И. Д. гл. 9). 9) Св. Кирилла Иерусалимского . Св. И. Дамаскин пользуется его катехизическими поучениями 131 (у св. И. Д. гл. 11, 13, 17, 26). 10) Св. Астерия Амасийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его беседой на святых мучеников, «защищающей почтение к святым Божиим и к святым останкам их против язычников и евномиан» 132 (у св. И. Д. гл. 15). 11) Св. Иринея Лионского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его сочинением Против ересей (или обличением и опровержением лжеименного знания) обширным и весьма важным 133 (у св. И. Д. гл. 26). 12) Св. Евстафия Антиохийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его воспоминанием о шестодневе (у св. И. Д. гл. 14). Преосвященный Филарет, впрочем, говорит, что это творение, по всей вероятности, не принадлежит святителю Евстафию Атиохийскому ввиду того, что дух его не близок к духу творений святителя, и что многое в нем взято из шестоднева св. Василия и кое-что из Евсевиевой хроники... 134 . 13) Св. Дионисия Ареопагита . Св. Иоанн Дамаскин опять 135 пользуется приписываемым ему творением Об именах Божиих (у св. И. Д. гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   Binterim. Denkourd. V р. 275. 1829.    Augusmi. Denkourd III р. 293. 1820.    Real-Encyklop. Herzog. XVIII. 222.    Augusti. Denkourd. III р. 107. У коптов, по свидетельству Калькасендия (не ранее XII в.), праздники разделялись на большие и малые. Большие следующие: 1) Благовещение 25 марта, 2) праздник Олив или Пальм, 3) Пасха, 4) Вознесение, 5) Пятьдесятница, 6) Рождество Христово 25 декабря, 7) Крещение Господне (6 янв.). Малые праздники: 1) Обрезание, 2) Сретение, 3) Омовение ног, 4) Великая суббота, 5) Неделя новая или конец Пасхи, 6) Преображение Господне (6 авг.), 7) Воздвижение креста. См. у Сельдена de Synedriis hebraeorum и выше об абиссинскии и коптских памятниках.    Bandurii inper. orient. Т. II р. 734, см. Созом. Ц. Истор. кн. II, гл. 3.    См. Барониев мартиролог 8 мая. Augusti Denkourd. III. 281. 1820 года.    Кирилл александрийский против Юлиана (lib. X р. 327, Т. VI, 1638).    Они ниже, в приложении во II томе. Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4     Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола.     Сентябрь. 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника. 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата. 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сентябрь     1 Начало индикта. Пр. о. н. Симеона столтика, Ермогена, Евода и Каллиста (ы) (типограф. по иерус. кроме пожара). 2 св. муч. Мамонта. 3 св. священнонуч. Анфина (Тип. еще пр. Феоктиста). 4 св. священномуч. Вавилы (Тип. еще Ернионии и прор. Моисея). 5 прор. Захарии, отца Предтечева. 6 бывшего чудесе великим архистрати Михаилом. 7 Препразднство Рождества Богородицы и муч. Созонта (Тип. еще муч. Евпсихия). 8 Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы. 9 Иоакима и Анны. 10 Поклонение древу, свв. мучч. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (Тип. поклонение древу. Св. муч. Варипсава). 11 пр. Феодоры (Тип. и 1398 одной Феодоры), священномуч. Автонома. 12 отдание праздника (Тип. священнонуч. Автонона и Еорнута). 13 препразднство Воздвижения. 14 Божественное и честное Воздвижение честн. и животвор. Креста. 15 св. муч. Никиты и отдание Воздвижению. 16 муч. Евфимии и пр. о. н. Еввиота студийского. 17 свв. мучч. Веры, Надежды и Любви. 18 св. Симеона, еп. иерусалинского (Мстисл. евангелие, а в 905 Евмения, еп. гортинского). 19 свв. мучч. Трофина, Савватия и Доримента (1398 еще Сосанны). 20 св. великомуч. Евстафия и иже с ним. 21 св. ап. Кодрата, св. муч. Феодора (Тип., кроме Кодрата, Феодора в Емесии, 905 Кодрата нет). 22 священномуч. Фоки (Тип. еще прор. Ионы). 23 зачатие св. Иоанна Предтечи. 24 св. первомуч. равноапост. Феклы. 25 пр. Евфросинии. 26 преставление св. Иоанна Богослова. 27 св. муч. Епихарии 905 св. нуч. Каллистрата). 28 пр. о. н. Харитона. 29 пр. о. н. Кириака. 30 св. Григория Великой Армении и иже с ним (Тип. Гаиании и Рипсинии). Октябрь     1 св. и прехвал. ап. Анании и преп. Романа, творца Кондакарю. 2 священномуч. Киприана и Иустины. 3 священномуч. Дионисия ареопагита. 4 св. священномуч. Иерофея, еп. афинского. Пр. Петра 905 Петра нет). 5 св. муч. Мамелхвы. 6 св. ап. Фомы. 7 святою мученику Сергия и Вакха. 8 пр. Пелагии, иже в Антиохии. 9 св. и прехв. ап. Иакова Алфеева. (Типогр. 10 св. Филиппа от 70 ап. и мучч. Евлампия и Евлампии и 905. У. 1398 св. Евлампия и Евлампии и св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гал. 2:9 ; Деян. 15:6 , и сл., Деян. 19:1, 10 и Деян. 21:18 ) работали Павел и Варнава. Но когда Павел был предан Римлянам, навсегда простившись с Эфесскою церковью ( Деян. 20:17–25 ), то вероятно апостолы и сам Иоанн нашли необходимым, чтобы он встал во главе Эфесской церкви, кафедра которой управляла всеми церквями Асии 23 . Еще весьма вероятно, что переселение Иоанна Богослова из Иерусалима в Эфес после взятия Павла было вызвано и ускорено известием о возникающих в Эфесе опасных ересях, из которых нам известны ложные учения Керинфа и Эбиона 24 , а осталось довольно темным учение николаитов, о котором говорит сам Иоанн в Откровении 2:15. Впрочем, что Иоанн прибыл в Эфес именно для борьбы с еретиками, об этом упоминает св. Симеон Метафраст 25 . И из его посланий видно, что ему приходилось бороться со многими противниками истины, искажавшими учение Христово 26 . Нет сомнения, как указывает и Тертуллиан 27 , опираясь на предание церкви, что Иоанн никогда не знал брака. Косвенно это подтверждается тем, что Апостол Павел в 1Кор. 9умалчивает имя Иоанна. О св. Иоанне Богослове сохранились многие предания у св. Иринея, ученика св. Поликарпа, у Евсевия Кесарии Палестинской со ссылками на св. Поликарпа, на св. Климента и др. (напр. см. Церк. Хр. кн. 3 § 23), и у многих других писателей. Большая часть этих преданий внесены в Минеи. У Тертуллиана 28 есть сказание о том, как Иоанн при Домициане отвезен был в Рим и брошен в котел с кипящим маслом, но не потерпел вреда. Место, где Иоанн был мучим, указывается и теперь в Риме за так называемыми Латинскими вратами, где и празднуется ежегодно память св. Иоанна Богослова 6-го Мая под именем «Ioannis ante porta Latina». После этого, говорит предание, он был сослан на остров Патмос. Возвращен Иоанн из ссылки и прибыл опять в Эфес с восшествием на престол Нервы. Учениками св. Иоанна, как известно, были св. Поликарп, св. Папий и св. Игнатий (св. Иерон. de vir. illustrib. с. 17). После возвращения в Эфес из Патмоса и поэтому после начертания Апокалипсиса св. Иоанн по усердной просьбе своих учеников, пресвитеров и старейшин, после приготовления постом и молитвой приступает к начертанию Боговдохновенного Евангелия, «свидетельствующего об истине сказания первых трех Евангелистов», как выражается Евсевий Кесарийский в своей Церк. Ист. 3, 24. Мы указываем на это выражение потому, что в наше время некоторые рационалисты полагали возможным доказать разногласие и даже антагонизм между четвертым Евангелием и первыми тремя, и хотели доказать, что так смотрела и древняя церковь на четвертое Евангелие. Что такое мнение существовало между еретиками, – это возможно, и весьма вероятно, что фраза Евсевия Кесарийского именно отвечает на это мнение. Но мы увидим еще ниже, как ясно выступает в Евангелии от Иоанна его дополнительный к первым трем Евангелиям характер, независимо от того значения высшей ступени развития духовного знания, которое оно внесло в христианский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

22. То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. - Прим. пер. 23. Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673-675. 24. О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471. 25. Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. - Прим. пер. 26. Кн.8, гл.14. 27. Литургия св. Василия Великого, молитва священника на " Главы ваша Господеви приклоните " . 28. Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров. 29. Молитва 2-я ко Святому Причащению. 30. Буквально - " обнаженным от благодати " . - Прим. пер. 31. См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37-38. Гл.18. О Макарии Египетском. 32. Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359-360. 33. Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632. 34. См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93. 35. Гл. 13. 36. Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674. 37. Слово 2. На сотворение мира. 38. Слово 28. 39. Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673-676. 40. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См ; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406. 41. Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427. 42. Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна. 43. " Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное " . 44. Ср.: " То были исключительные случаи, не всем общие; но что бывает исключительно для некоторых, только немногих, того не признает общим для всех законом святая Церковь " . Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с.204. Слово 22. - Прим. переводчика.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010