Серебряков, Петр Филип., пот. поч. гр. Симанин, Сергей Иван. Скворцов, Ник. Ал-еев., свящ. Моск. Скорнякова, Екат. Никан., жена Стат. Сов. Славский, Вас. Мих., свящ. Моск. Слаущев, Петр Никит., Моск. куп. Смирнов, Петр Феод., Моск. свящ. Смирнов, Серг. Сергеев., Моск. священ. Снегирева, Ал-дра Ив., дворянка. Соболев, Мих. Иоан., свящ. Моск. Соколов, Василий Ал-дров., проф. М. Д. Академии Соколов, Григ. Степ., прот. Никольской ц. г. Пензы Соколов, Ив. Кирилл., врач М. Д. Академии Соколов, Пав. Ильич, прот., Ректор Тамб. д. сем. Соколов, Павел Петр., доц. М. Д. Академии Соколов, Серг. Петр. преп. Виф. д. сем. Соловьев, Н?. В. Соловьев, Иоан. Ильич, свящ. Моск. Соловьев, Ник. Матв., преп. Влад. д. уч. Соловьев, Феод. Ал-ев., диак. Моск. Спасский, Анат. Ал-еев., доц. М. Д. Академии Стратилатов, Ал-др Петр., Секр. Вят. дух. конс. Страхов, Серг. Вас., свящ. Моск. Струженцов, Иоан. Иоан., свящ. Моск. Стурницкий, Феод. Евф., преп. Кинеш. дух. уч. Субботин, Конст. Конст., свящ. Петропав. соб. в СПБ. Суворов, Яков Иван. Сытов, Серг. Ильич, Моск. куп. сын Тарасова, Ал-дра Иосиф., Моск. куп. вдова Тарасов, Ив. Автон., Моск. куп. Татарский, Иероф. Алексеев., проф., Инсп. М. Д. Акад. Тимолай, иером. Троице-Серг. Лав. Тихомиров, Григор. Вас. Тихомиров, Павел Вас., доц. М. Д. Академии Травина, Надежда Конст. Третьяковы, А. и В. (наслед. Вл. Ап. Третьякова) Троицкий, Ал-ей Ив., Смотр. Един. дух. уч. Троицкий Влад. Павл., псал. Моск. Троицкий Евл. Иван., свящ. Моск. Тычинин, Влад. Ник., преп. Витеб. дух. уч. Тяжелов, Ал-др Афан., Дирек. Киржач. уч. сем. Удалов, Андрей Яковл. Успенский, Евг. Петр., свящ. Моск. Ушакова, Мария Иван., дворянка. Ферингер, Август Эдуардов. Филиппов, Самуил Филип. с с-ом Флерин, Вас. Петр., свящ. Моск. Халанский, А-др Егор., Смотр. Звенгород. д. уч. Харитоненко, Вера Андреевна Харитоненко, Елена Павлов. Харитоненко, Наталья Макс., вдова Д. Ст. Сов. Харитоненко, Наталья Павл. Харитоненко, Пав. Ив., пот. поч. гр. Хмелева, Дарья Ал-др. Холмогоров, Димит. Косьм., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, издание БЛ «Св. Георгий» 1852 удаляет из эпиклезы все тропари, как и молитву «Боже, очисти мя грешнаго...», а в соответствующем примечании утверждает, что они прерывают «мысль» молитвы анафоры, являются поздними вставками, и по этим причинам ныне большинство литургисающих имеют обычай опускать сии, или рещи пред Молитвою эпиклезы, как не являющиеся существенными частями Литургии, но кем-то привнесённые, быть может, благоговения ради (ελαβεας χριν) 703 . С тех пор тропарь Третьего часа обычно не упоминается в изданиях «Божественных литургий». Исключение составляют БЛ Афин. 1888 (М. Папагеоргиу), которое в И приводит и тропари св. Пятидесятницы, и БЛ под ред. патр. Константия I (К-поль 1858 и Афины 1870) вместе с БЛ С. Юлиса 19.., которые помещают тропарь Третьего часа перед «Ещё приносим Ти...», то есть в то же место, где он находится в издании БЛ К-поль. 1820. Однако в БЛ под ред. патр. Константия I тропарь упоминается лишь в «Уставе иеродиаконика» («Διταξις το εροδιακονικο»), а в более пространных «уставах», то есть самих текстах, литургий опускается, а книга БЛ С. Юлис 19.. не печатает тропарь в литургии Василия Великого . Издания Приложение к Пандекту 1864 и БЛ Калам. 1870 приводят только молитву «Боже, очисти мя грешнаго...». История тропаря Третьего часа в печатных Евхологиях сходна: до середины XVII b. приводился лишь тропарь с известными стихами пятидесятого псалма, затем в течение 100 лет в текст литургии Златоуста добавлялись и тропари Пятидесятницы 704 , тогда как, начиная с издания ЕВХ «Св. Георгий» 1850 г., исчезают тропари и Пятидесятницы, и Третьего часа. Однако, в отличие от изданий «Божественных литургий», ранние печатные Евхологии всегда приводили тропарь Третьего часа. Что касается практики, то, как видно из процитированного примечания в БЛ «Св. Георгий» 1852 и из похожих примечаний в Евхологиях 705 , в середине XIX b. многие греческие священнослужители уже опускали данный тропарь или читали его перед «Ещё приносим Ти...». К концу XIX века чтение тропаря Третьего часа на литургии в Греции, по всей вероятности, прекратилось. Определённую роль в исключении тропаря Третьего часа из греческого чина литургии, несомненно, сыграл трактат неизвестного «иерокирикса» (священника-проповедника) 706 из Мисолонги в Греции, написанный в конце XVIII b. 707 . Автор этого труда горячо протестует против интерполяции тропаря Третьего часа, приводя те же основные доводы, что и примечание в БЛ «Св. Георгий» 1852, и требует, чтобы Церковь не допускала его чтения в анафоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О своем Толковании на Исаию бл. Феодорит упоминает в Толковании на Иеремию, однако текст его, за исключением некоторых фрагментов, не был известен до 1929 г., когда немецкий ученый А. Меле обратил внимание на упомянутую в 4-м томе «Иерусалимской библиотеки» А. Пападопуло-Керамевса (1899) рукопись этого сочинения, нашел ее и в 1932 г. издал. В предисловии бл. Феодорит указывает, что написал эту книгу незадолго до своего Толкования на Иеремию. Так же как и в других экзегетических работах, бл. Феодорит объясняет буквальный смысл текста, не пренебрегая аллегорическими и типологическими толкованиями отдельных пророческих мест. Он часто ссылается на других экзегетов, мнения которых опровергает, противопоставляя им свои толкования. Он также не упускает случая обличить иудеев за их ошибочное понимание Писания. Взяв за основу текст Семидесяти, бл. Феодорит ссылается на варианты из версий Лукиана, Акилы, Симмаха, Феодотиона, на сирийскую версию и «Гекзаплы» Оригена . Толкование на Иеремию является последним по времени экзегетическим сочинением Феодорита, посвященным пророческим книгам. Толкование включает, помимо основной книги пророка, книгу Варуха и Плач Иеремии. Толкование на Иезекииля написано после Толкования на Даниила, о чем упоминает сам бл. Феодорит в предисловии к своему Толкованию 150 Псалмов. Толкование на видения пророка Даниила является первым комментарием бл. Феодорита на пророческую книгу, написанную сразу после Толкования на Песнь Песней и имеет сильную антииудейскую направленность. Неканонические фрагменты книги Даниила, как то: история Сусанны, повествование о Виле и драконе – в толковании бл. Феодорита отсутствуют. Толкование на двенадцать малых пророков написано после Толкования на Иезекииля. Монументальный труд Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла является единственной сохранившейся экзегетической книгой бл. Феодорита, посвященной Новому Завету. Предположительно она написана после его ветхозаветных работ. В предисловии бл. Феодорит указывает, что последовательность этих посланий в каноне Нового Завета не соответствует хронологическому порядку их написания апостолом Павлом. Изъяснению каждого послания предпослано свое предисловие. По сравнению с классическими толкованиями св. Иоанна Златоуста на Послания апостола Павла изъяснения бл. Феодорита намного короче. Апологетические

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слав.-гр.-лат. мо – переносное знач. слова (итто тай, – букв. времена мои, Ак., Симм., Иерея.), но лучше выражает мысль текста и более здесь уместно (Евсев., Афан., Феодор., Зигаб.), чем близкое к букве значение; дни мои; цоэтому изъ русск. прр. лучше Пумаянский и Лонд. «судьбы моя» (Ср. Словари Фюр- ста и Штейнберга). Просвт лиц тво на раба твоего: спси м твоею. 17. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. 17 . Просвт лиц тво на раба твоего... См. выше на Пс.4:7 стр. 109; спси м твоею – см. Пс.6:5 стр. 123. Гди, да не постыжс, к призвахъ т: да постыдтс и снидтъ во адъ. 18. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Нмы да бдтъ устны льстивы, глаголющы на првнаго гордынею и 19. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. 18–19. да не постыжс … см. выше Пс.24 :1б; да постыдтс см. Пс.6:11 и 24:3, и снидтъ во адъ=да будут поражены смертию (Афан., Феод., Зигаб.) и осуждены на вечное заключение во аде (ср. на Пс.6:6 , стр. 123–124), и так. обр. онемеют лживые и коварные уста их; т. е. пусть враги и гонители, нисшедши в Шеол, как страну молчания ( Пс.93:17 ), лишатся возможности продолжать свои клеветы и злословия, которого они, живя на земле, и с свойственною им гордостью и презрением (ср. 1Цар.22:7–8; 25:10 ), постоянно преследуют праведника, т. е. Давида, не сделавшего против Саула никакой несправедливости (неправды 1Цар.22:1 ) и ничем не заслужившего взводимых ва него нареканий и преследований ( – 24:12 и 18; ср. Евсевия). Такая мольба псалмопевца не есть выражение пожелания его своим гонителям, а лишь предоставление правосудию Божию того справедливого отмщения, на которое сам он имел право по Моисееву закону ( Исх.21:23–26 ) и не противоречит духу евангельского закона, так как проистекает из благочестивой ревности по Боге и справедливости (ср. Пс.54:16; 138:19–21 ; Ин.2:15–17 ) и ограничивается желанием превращения зла, к вразумлению других нечестивцев (ср. Астерий Амас. у Зигабена), и кроме того, как изречете пророка, может быть понимаемо в смысле пророчества о погибели нечестивых противников преобразованного им Христа Спасителя и всех врагов и гонителей Церкви Божией на земле (ср. 2Цар.23:6–7 и Евсев., Афан. и Зигаб. на Пс.54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Евлогий, иером., Инсп. Влад. дух. сем. Евсевий, архим., Ректор Иркут. дух. сем. Журавский, Митр. Мих., помощ. смотр. Слуцк. д. уч. Журин, Петр Серг., Моск. куп. Заварова, София Хрисанфовна Загорский, Василий Петр. Заозерский, Никол. Александр., проф. М. Д. А. Зеведеев. Ал-др Яков., Инсп. Оренб. д. сем. Зильберштейн, Бор. Ник., Моск. куп. Знаменский, Ив. Вас., преп. Тамб. дух. сем. Игнатьев, Афан. Вас. Игнатьев, Никол. Игнат. Ильин, Петр Ник., пот. поч. гражд. Иннокентий, арх., наст. Покров. Моск. мон. Иоанн, иером., Инсп. Александ. мисс. дух. сем. Казанский, Конст. Аполл., преп. Вят. д. сем. Казанский, Мих. Конст., Смотр. Волокол. д. учил. Казанский, Петр Иван., проф. М. Д. Академии Казанский, Павел Иван., прот. Моск. Казанский, Серг. Петр., преп. Виф. дух. сем. Каменский, Васил. Ив., Моск. куп. Каптерев, Ник. Феод., проф. М. Д. Академии. Каретниковой Т-во. Корзинкин, Ал-ей Ив., пот. поч. граж. Касицын, Илья Федор., прот. Моск. Катуар А. (вдова с сыновьями – фирма) Кипарисов, Вас. Феод., проф. М. Д. Акад. Кирилл, архим., Ректор Казан. дух. сем. —25— 225. Климент, архим., Рект. Моск. дух. сем. Клыков, Ал-ей Иван., крестьян Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. Моск. Д. Ак. Ковганкин, Сим. Аф., свящ. Моск. Колганов, Никита Ал-еев., пот. поч. гр. Колобов, Тимофей Егоров Колосов, Ник. Ал-ров., библиотекарь М. Д. Академии Комаров, Вас. Феод., преп. Моск. дух. сем. Кондратьев Кондрашев, Мих. Иван. Конопатов, Никан. Петр., инжен.-технол. Константинов, Иван Вас., Моск. куп. Корсунский, Ив. Никол., проф. Моск. Д. Ак. Косминков, Серг. Павл., свящ., Смотр. Холм. д. уч. Коссин, Гавр. Ив., Моск. свящ. Котов, Серг. Ник., пот. поч. граж. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крашенинников, Иван, Васил. Крашенинников, Серг. Семен., Моск. куп. Кременский, Евл. Вас., свящ. Моск. Крестовников, Вален. Конст., Мануфак.-сов. Кривошеин, Ал-др Порф., цер. стар. III кад. кор. Кротов, Ефим Степап., Моск. куп. Крутиков, Ник. Ал.-др., свящ. Елецк. Покр. цер. Кудрявцев, Архип Сем., Моск. куп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Восклицай мне, земля Филистимская»! Коноб упования 368 . – На востоке имели обыкновение умывать ноги в сосуде, который потому самому не пользовался почетом. Отселе слова: «Моав есть коноб умовения», выражают пренебрежение к Моаву. Т.е. Моавитяне будут унижены, послужат Мне, как рабы в низших должностях, будут как бы сосудом умовения, что и случилось еще при Давиде ( 2Цар. 8:2 ). «Поскольку в таковых сосудах имеем обычай умывать ноги, то пророк кадию омовения изобразил, – говорит бл. Феод., – подчиненность Моава. Слово: коноб 369 в Бож. Писании употребляется и в значении наказания» ( Иез. 24:3–10 ; Иер. 1:13 ). Т.е. Моавитяне будут наказаны, покорены. По Вас. В. Моав коноб омовения или беззаботности «есть человек отверженный, которому с угрозою сказано, что не взойдет в Церковь Господню (т.е. в В. завете. Втор. 23:3 )». Слова: на Идумею простру сапог значат – по бл. Феодориту: «порабощу Идумев», по Афанасию: «пройду по Идумее». Или: унижу, буду попирать Идумеев, как попирали ногами побежденных. Мне иноплеменницы покоришася, т.е. Филистимляне, которых покорял несколько раз Давид, а после были побеждаемы Маккавеями. По Вас. В. и св. Афан., покоришася значит: покорятся под иго Христово, уверуют. 11 . Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит 370 мя до Идумеи? С Евр.: «Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома»? «Градом ограждения, – говорит бл. Феод., – или по Симмаху: «огражденным городом» пророк называет Иерусалим. Пророк желает (т.е. от лица народа) увидеть город, обнесенный стенами (после плена Вавилонск.), пройти, как царь, до Идумеи, и всегда неприязненных Идумеев видеть принужденными быть в рабстве». – По св. Вас. В. и св. Афанасию: «градом ограждения называется Церковь , по ограде веры, и как огражденная силою Божиею». 12 . Не Ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших? С Евр.: «Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими»? «Т.е. кто же иной введет нас во град ограждения (в Церковь ), кроме Тебя Самого, низринувшего нас из жилища Твоего за беззакония наши»? (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . С Евр.: «Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои». 12 . Сердце чисто созижди во мне, Боже. По вере в Господа, благодатию Божиею, дается верующему сердце ново и дух нов ( Иез. 36:26 ), так что человек делается новою тварию ( 2Кор. 5:17 ), а потому Давид и молит о создании в нем нового, чистого сердца. И с Евр.: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». – Дух прав обнови во утробе моей. С Евр.: «внутри меня». «Это значит, – говорит св. Афан., – то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех». – «Просит, – говорит бл. Феод., – обновить поврежденное сердце и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным». 13 . Не отвержи мене от лица Твоего, т.е. «не лиши Своего попечения. Лицом, – говорит бл. Феод., – назвал здесь промыслительность». 14 . Духом владычним 326 утверди мя, т.е. утверди во мне дух так, чтобы был действительно владычественным над страстями. «Умоляю, чтобы ум восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними» (Бл. Феод.). С Евр.: «Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня». 15 . Научу беззаконныя путем Твоим, т.е. когда буду прощен, очищен, обновлен, получу владычественный ум, тогда научу – буду образцом покаяния и провозвестником Твоей благости (Бл. Феод.). «Снова буду учить законопреступных, чтобы ходили путями Твоими» (Афан.). 16, 17 . Избави мя от кровей. «Снова возносит, – говорит св. Афан., – моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей, т.е. от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма» (ст. 18). Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел: «возглаголет язык мой милость Твою». «Т.е. не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая Твои милости» (Бл. Феод. и Афан.). С Евр. ст. 17: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою». 18, 19 . Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо. С Евр.: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь». Жертвы. «Поскольку отменил (т.е. имеешь отменить) Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то посему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты, а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным» (Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Содела спасение посреде земли, т.е. в Иудее, в Иерусалиме, который, по понятию древних Иудеев, находился посреди земли. См. Иез. 5:5, 38:12 . «Сказано, – говорит бл. Феод., – посреде земли – в значении: в виду всех. Подлинно явным соделал Ты бывшее о нас попечение». «Древле Бог наш, благоволя именоваться и царем нашим, соделывал наше спасение, так что видел сие всякий на земле. По сему-то поводу утверждали иные, что Иерусалим есть око земли» (Св. Афан.). Другие относят к искуплению рода человеческого Спасителем в Иерусалиме. Бл. Иерон. и св. Иларий 456 . С Евр.: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли»! 13, 14 . Ты утвердил еси силою Твоею море, т.е. сгустил воды Чермного моря во время перехода чрез него Евреев. Ты стерл еси главы змиев, т.е. «сокрушил, по св. Афан., в водах главы Египтян, которых по лукавству языка пророк называет змиями; Ты сокрушил еси главу змиеву – потом же сокрушил главу и самого предводительствовавшего ими царя, которого именует змием». «Змиями, – говорит бл. Феод., – пророк называет Египтян, а главами змиев – их вождей, начальников полков и дружин. Под наименованным же в единственном числе (ст. 14) змием разумеет Фараона, предводительствовавшего многими князьями. Потому и сказал, что имеет он много голов. Но всех их, говорит пророк, потопил Ты, и для нас утвердил море, а для них разрешил, и заметал их морскими волнами». С Евр.: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде». Ст. 14: «Ты сокрушил голову левиафана». Дал еси того брашно людем Ефиопским, «т.е. самого Фараона, – говорит св. Афан., – с его тристатами (военачальниками) и колесницами. Людьми же Ефиопскими называет здесь стада птиц из сопредельной Ефиопии, которые пожирали тела Египтян, выброшенные морем на сушу» Бл. Феодорит разумеет Ефиоплян в собственном смысле: «соделал Египтян удобоодолеваемыми так, что во множестве истребляли их Ефиопляне». С Евр.: «Отдал его в пищу людям пустыни, (Ефиопским)». 15 . Ты расторгл еси источники и потоки. «Разумеет, – говорит св. Афан., – что было в пустыне, когда напоил народ из камня». «Источником пророческое слово, – говорит бл. Феод., – называет воду, истекшую из камня; но она, разделившись, проложила себе многие стези так, что многие тысячи народа могли удобно насладиться сею влагою. Назвал воды потоками, как неестественным образом текущие, тогда только в первый раз истекшие. Как поток течет не всегда, но составляется из дождевых вод, так и оная вода дана была по Божиим мановениям». Ты изсушил еси реки Ифамския 457 . «Ифам толкуется, – говорит св. Афан., – юг, на юг же Иудеи течет Иордан». Св. отец, можно думать, разумеет переход Еврейск. народа с ковчегом чрез Иордан, дно которого Бог для сего нарочито изсушил. См. Иис. Нав. 3:16–17 . «Симмах перевел: реки древния, т.е. Ты иссушил реки древние, восхотел, чтобы перестали течь реки, бывшие прежде и издревле имевшие течение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ты изсек источник и поток, Ты иссушил сильные реки».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Слышите людие Мои, и засвидетельствую вам. Т.е. слушайте людие Мои, засвидетельствую вам, т.е. торжественно заверяю или открываю, что (ст. 11) Я именно Тот Самый Бог, Который вывел вас из Египта. «Предлагает народу, – говорит св. Афан., – увещание, чтобы соделался он послушным Богу». «Познав опытом Мою силу, с готовностию приими предписываемые тебе Мною законы. Сей опыт служит для тебя свидетельством, предвещающим тебе наказание за непокорность и пользу благопокорности» (Бл. Феод.). С Евр.: «Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе; Израиль! о, если бы ты послушал Меня»! 10 . С Евр.: «Да не будет у тебя иного бога, и не покланяйтесь богу чужеземному». 11 . Разшири уста твоя, и исполню я. Т.е. повинуясь Мне, проси, и Я удовлетворю твои желания. Образ речи взят, по-видимому, с малых пернатых птенцов, которые, при приближении матери, открывают рот, дабы принять от нее пищу. «Соделай себя благопокорным и, соблюдая благопокорность, приимешь обилие благ» (Бл. Феод.). «Бог покоряющимся Ему, – говорит св. Афан., – обещает и чувственныя и духовныя снеди». С Евр.: «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их». 12 . С Евр.: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне». 13 . И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. С Евр.: «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Т.е. попустил Евреям водиться собственными помыслами, подобно ладие без груза и без кормчего» (Бл. Феод. Под. Рим. 1:24 ). 14 . С Евр.: «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями»! 15 . Ни о чесомже убо враги его смирил бых. С Евр.: «Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притеснителей их». «Речение: ни о чесомже, – говорит бл. Феод., – означает удобство, т.е. без усилия и труда, в одно мгновение мог бы Я (говорит Господь) навести гибель на их врагов (ст. 14), если бы они (Евреи) держались Моих внушений и следовали Моим заповедям» (Бл. Феод.). 16 . Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век. Т.е. «поскольку (Еврейский) народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века» (Св. Афан.). «Временем пророк называет бедствия, – говорит бл. Феод., – ибо так имеют обычай говорить Сирияне и Евреи; так многие и у нас называют бедствия. Посему сказует, что Иудеи не на какое-либо определенное время подвергнутся сим бедствиям, но на век останутся лишенными Божией попечительности». С Евр. иначе: «Ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 . Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и проч., т.е. Поскольку неверующие Иудеи Тебя отвергли, то (с Еврейск.) «проси у Меня, и дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Тебе». Никто из царей земных не обладал и не может обладать таким обширным царством, кроме Единого Царя Христа, Который будучи царем, как Бог , приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но прошедшими и будущими; ибо говорится о владычестве Царя вообще – во все времена, над всеми, по всему миру. 9 . Упасеши я жезлом железным, т.е. «крестом, ибо в нем есть крепость железа, – говорит св. Афан., – некоторые же под жезлом разумеют Римское царство», т.е. неверующих Иудеев «сокрушит, – говорит бл. Феод., – Римским царством, которое Даниилово пророчество ( Дан. 2:40 ), в переносном смысле, называет железным, по его крепости и несокрушимости. Сокрушает же наподобие сосудов, сделанных из брения». «Если же кто думает, – говорит он же, бл. Феод., – что сказано это не об Иудеях, а об язычниках, то можно разуметь так: упасет язычников жезлом железным, Своим крепким, несокрушимым царством, и сокрушит их, как сосуды скудельника, растворяя и воссозидая банею пакибытия, сообщит им крепость огнем Духа» (Бл. Феод.). С Евр: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». 10 . И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли – «научитесь, вразумитесь все цари и судии земли, что Иисус Христос есть Царь над всеми – Иудеями и язычниками» (Бл. Феод.). По св. Афан. – «размыслите и обратитесь к покаянию». 11 . Радуйтесь Ему с трепетом. Под трепетом, конечно, здесь разумеется сыновний страх оскорбить Господа Отца и благодетеля, а такой страх не только не мешает благочестивой радости, напротив, как Ангел Хранитель, охраняет ее от приражений противных сил. Кто имеет страх Божий, тот творит волю Божию; следовательно, спокоен духом, утешается совестию, «имеет более причин радоваться в сделанном им» (Бл. Феод.). 12 . Приимите наказание, т.е. вразумитесь, покайтесь, исправьтесь; по св. Афан., «приимите Евангельское Христово учение». С Евр: почтите Сына, т.е. Сына Божия, о Котором говорилось выше в ст. 7. Но и принимать истинное Евангельское учение значит принимать, чтить Сына Божия. Приимите наказание 23 , да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного. С Евр: «почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути (вашем)». От пути праведного, т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых (св. Афан.), будете вдали от пути, т.е. Христа Спасителя. Егда возгорится вскоре ярость Его; т.е. когда настанет суд Божий, воспламенится ярость Его, тогда вы погибнете.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010