15 . Яко благоволиша 568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа ( Зах. 9:16 ), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.). 16 . И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников. 19 . Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва , заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17 ; Пс. 21:30–31 ». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа». 20 . Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 15 Столпописание 91 , Давиду. С Евр.: «Песнь Давида». Слово: столпописание встречается в надписаниях псалмов 56, 57, 58 и 59. Различно объясняют это слово. Св. Отцы считают сей псалом как бы памятником после победы Спасителя над смертию. Псалом сей, по мнению Афанасия Ал., заключает тайну воскресения Христова. «Потому, думаю, – говорит сей отец, – песнь сия и названа столпописанием, потому что пророк Давид выставил ее как бы на столпе своим потомкам». «Надписание, – говорит бл. Феод., – кроме смерти Спасителя показывает и победу, потому что не на гробах только ставится столп, но воздвигается победителям, и приемлет на себя надписи, из которых незнающие узнают о победе. Это и означает надписание псалма: столпописание». Еврейское же слово мигтам значит «золото». Отселе псалмы, носящие это надписание, толковниками называются златыми или драгоценными песнями Давида, по особому и высокому значению сих псалмов. По содержанию 15 псалом пророчественный, мессианский. Св. Ап. Петр и Павел ( Деян. 2:25, 13:35 ) и Отцы: св. Злат., Афан., Феод. и другие относят к Спасителю Иисусу Христу и Его воскресению. 2 . Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. «Благими, – говорит св. Афанасий, – именует здесь жертвы, приносимые по закону». – «Ты, Господи, ни в чем не имеешь нужды, не нуждаешься и в человеческой правде. Но, если кто сделает доброе, сам получает от того пользу. Тебе же нет никакого приобретения» (Бл. Феод.). Симмах перевел: «Добро мое не без Тебя», т.е. обилие благ у меня по Твоей благости. С Евр.: «Я сказал Господу: Ты Господь мой: блага мои Тебе не нужны». 3 . Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь 92 вся хотения Своя в них. Т.е. Господь удивительно поступает с святыми, живущими на земли, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю или Свое промышление. По мнению бл. Феод., здесь пророк «под святыми разумеет св. Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит. что явными соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни». – По св. Афанасию Ал. – «Давид святыми называет освященных Духом, а землею – Христову Церковь ; слово удиви имеет значение: открыл, а Своя – Отчая. Посему смысл целой речи таков: освященным верою соделал (т.е. Господь Иисус Христос) ведомою Отчую волю в них, т.е. в тех, которые на земли Божией, или в Церкви, или в тех, которые на земли святой; потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на сей земле, но пребывают уже на земле Его (на небе). Хотения же Божии суть те частные добродетели, которые Бог соделывает чудными во святых Своих» (Афан.). – С Евр.: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 117 Аллилуиа. В сем псалме «новому народу, составившемуся из Иудеев и язычников, – говорит св. Афан., – преподается учение, что должно призывать единого только помощника, т.е. само вочеловечившееся Божие слово и, во время гонения, в Нем искать всякого для себя пособия – помощи, посылаемой с неба, и Ему приносить благодарение за победу, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели, и сверх этого исповедаться Господу, Который именуется (ст. 22) камнем, отвергнутым зиждущими, но ставшим во главу угла». Бл. Феодорит видит здесь благодарственную песнь Евреев, по возвращении из плена и по избавлении от врагов, и вместе песнь христиан, победивших гонителей. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Да скажет ныне (дом) Израилев: (Он благ), ибо вовек милость Его». 3 . С Евр.: «Да скажет ныне дом Ааронов: (Он благ), ибо вовек милость Его». 4 . С Евр.: «Да скажут ныне боящиеся Господа: (Он благ), ибо вовек милость Его». 5 . И услыша мя в пространство. Т.е. от тесноты скорбей вывел на широкое поле утешения, свободы. «Не только избавил от страдания, но и доставил великую безопасность» (Злат.). «Доставил мне утешение большее и самой скорби» (Бл. Феод.). Под. Пс. 4:2 . «Господь скорбь нашу изводит на великую широту; потому что за малые труды приимем великие награды» (Св. Афан.). С Евр.: «Из тесноты воззвал я к Господу, и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь». 6 . С Евр.: «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек»? 7 . Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. «Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их» (Бл. Феод.). Под. Пс. 111:8 . 9 . С Евр.: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». 10 . Вси языцы обыдоша мя, т.е. все соседние народы нападали на Еврейский народ по возвращении его из плена; или: все народы нападали на Церковь Христову (Бл. Феод.). Именем Господним противляхся 609 им. С Евр.: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 83 В конец, о точилех сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом». Некоторые из толковников 495 думают, что сей псалом написан самим Давидом во времена гонений от Саула или Авессалома. Но бл. Феодорит и св. Афанасий относят ко временам плена Вавилонского, и особенно ко временам христианским. «Живущие в Вавилоне, – говорит первый, – обучаемы были говорить это (т.е. стихи 2 и 3), чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать служение по закону». По мнению св. Афанасия – «слова 11 стиха имеют приложение к Иудеям, отведенным в плен». «Псалом предвозвещает, – говорит бл. Феод., – не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной; точилами же пророк называет церкви». 2 . Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. «Селениями, – говорит св. Афан., – называет по местам основанной святой Божии церкви; к ним-то стремится боголюбивая душа». «К нам, – говорит бл. Феод., – преимущественно относится сие пророчество; потому что предрекает многие будущие селения, именует многие точила и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник». 3 . Желает и скончавается 496 душа моя во дворы Господни. С Евр.: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». Словом: скончавается – выражается пламенное, чрезмерное желание быть во дворах Господних, т.е. в Церкви Божией, – такое желание, от неудовлетворения которого душа чувствует, что она лишена необходимого, как бы умирает. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Т.е. «телом и духом посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: Богу живому – в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного» (Св. Афан.). «Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения» (Бл. Феод.). 4 . Ибо птица 497 обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя. С Евр.: «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, царь мой и Бог мой»! Еврейский текст, по-видимому, дает такой смысл: я в худшем состоянии, нежели самая малая птица, которая, по крайней мере, может свить себе гнездо и кормить в нем птенцов своих под кровлею храма, у алтарей Твоих, Господи сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . С Евр.: «Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад»? 6 . С Евр.: «Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы»? 7 . От лица Господня подвижеся земля. Это ответ на сказанное выше. Т.е. потому море побежало, а Иордан возвратился вспять, скакали горы и холмы, что «явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря» (Св. Афан. и бл. Феодорит). 8 . Обращшего камень во езера водная, и несекомый во источники водныя. С Евр.: «Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод». По той же причине, т.е., что явился и действовал Сам Господь, «и камень бесплодный, лишенный всякой влаги и по твердости недопускавший сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники» (Св. Афан. и бл. Феод.). «Несекомым 604 пророк называет здесь камень, как нелегко уступающий железу и только с поверхности едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит пророк, свои естественные свойства и произвел источники вод» (Св. Злат.). 9 . Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей. По св. Златоусту, теперь пророк обращается от прошедшего к настоящему. И как прежде Бог благодетельствовал Евреям, не за их заслуги, а ради имени Своего, «так и теперь пророк представляет то же основание и говорит: если мы неисправны по жизни и безответны по делам, то сделай это (т.е. прояви Свою силу) ради имени Твоего, чтобы стала известною сила Твоя, соделай по милости и истине Твоей» (Св. Злат.). По мнению св. Афан. – здесь пророк дает молитву для исповедания Евреям, отпадшим от Церкви и лишившимся милости Божией. «Учит же говорить так, хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется каждый народ, однакоже ради имени Своего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздавай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам» (Св. Афан.). Бл. Феодорит видит здесь молитву Евреев, находящихся в плену, в рабстве. Т.е. не презри нас, Владыка, но ради имени Своего спаси нас, «потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое бессилие и скажут: где есть Бог их? 605 »

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

27 . Ядят убозии, и насытятся. «Сим, – говорит св. Афанас., – выражается провозглашение о призвании язычников». Т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди» – учения, Бож. вечери, благодати и т.п. (Бл. Феод.). Жива будут сердца их в век века. Т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнию и получат вечную жизнь. С Евр.: «Да живут сердца ваши во веки»! 28 . Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли. Т.е. доселе народы земли, как бы забытые Богом, тогда воспомянутся Им, призовутся ко спасению чрез Евангелие и чудеса, тогда и они обратятся ко Господу, войдут в Церковь великую. С Евр.: «Вспомнят, и обратятся ко Господу все концы земли». Т.е. все народы земли уверуют, познают своего Творца Бога истинного, Коего забыли, и обратятся. И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Концы земли, отечествия язык, – все страны, все народы и племена людские поклонятся Богу истинному (Бл. Феод.). 29 . Яко Господне есть царствие, и той обладает языки. Причина, почему не одни Иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному, – потому, что Бог сей есть Бог не Иудеев только, но и всех народов, Творец человеческого естества; следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения ( Рим. 3:29 . Бл. Феод., св. Афанасий). 30 . Ядоша, и поклонишася вси тучнии земли. Прошедшее вместо будущего. Будут есть и поклоняться тучные земли, т.е. богатые и славные земли, уверовавшие в Господа, цари и вельможи – будут вкушать и насытятся благ от Бож. трапезы, которую уготовал Господь верующим во имя Его. Акила и Симмах вместо: тучнии перевели: «все знатные и богатые». «Называет их тучными по питательности Божественных словес», говорит св. Афанасий. Пред Ним припадут вси низходящии в землю – т.е. преклонятся пред Господом все умирающие, смертные, все люди, сходящие во гроб, в могилу; по св. Афан., «впадшие в гибель и тление, потому что не видели Господа»; по бл. Феод. умершие, которые, по воскресении своем, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу ( Фил. 2:10–11 ). Душа моя Тому живет, т.е. Богу Отцу, для Него живет, Ему повинуется. С Евр.: «Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть, и не могущие сохранить жизни своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

24 . И плоть Моя изменися елеа ради 594 . С Евр.: «Колена Мои изнемогли от поста, и тело Мое лишилось тука». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: «и плоть Моя изменилась от неумащения». Т.е. «Я проводил жизнь строгую и суровую, недопускавшую никаких излишеств». 25 . С Евр.: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами (своими)». 26 . С Евр.: «Помоги мне, Господи, Боже мой; спаси меня по милости Твоей». 27 . И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. С Евр.: «Да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Рука Твоя – т.е. Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу спастись, но так, чтобы и они (неверные, враги) знали, кем Я спасен, дабы иметь Мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу» (Злат.). «Руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых» (Св. Афан.). 28 . Раб же Твой возвеселится. Слово: раб, по Афан., здесь то же имеет значение, как и у св. Апостола: Себе умалил, зрак раба приим ( Флп. 2:7 . Сн. Мф. 20:28 ). С Евр.: «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется». 29 . С Евр.: «Да облекутся противники мои бесчестием, и, как одеждою, покроются стыдом своим». 30 . Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его. «Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; (а потому) песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением» (Бл. Феод.). 31 . Яко предста одесную убогого, еже спасти от гонящих душу Мою. Т.е. Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допускало страдать последнему для спасения людей, но оно же предстало, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых, и даровав ему бессмертие, нетление, славу. Подоб. бл. Феод. Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 36 Псалом Давиду. Из 25 стиха видно, что Давид написал сей псалом уже в старости, после гонений, как увещание всем людям, убеждая встречающиеся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, не завидовать им (Бл. Феод.). 1 . Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Симмах перевел: «не входи в состязание», а Феодотион: «не раздражайся», т.е. не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благой жребий. С Евр.: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие». 2 . С Евр.: «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут». 3 . Насели землю, и упасешися в богатстве ея (повелит. вместо будущего). Населить, наследить землю на языке Св. Писания означает – получить счастие, блага в сей или будущей жизни. (См. ниже: ст. 9–10. Ис. 60:21 ; Мф. 5:5 ). Т.е. если ты будешь уповать на Господа и делать добро, то спокойно и счастливо будешь обитать на земле и упасешися в богатстве ея. «Пророк, – говорит бл. Феод., – всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит пророк, и кого пасет Бог, тот и насладится подаваемых от Него благ». Впрочем другие, в духовном смысле, разумеют под землею или Св. Писание, св. Церковь (Август.), или небо, которое есть земля живых (Иерон.). «Землею, – говорит св. Афан. Алекс., – называет Боговдохновенное Писание, в котором богатство святых, т.е. обетования. Давид советует непрестанно, со вниманием изучать Божественные словеса из желания тех благ, какие по Писанию, уготованы святым». С Евр.: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». 4 . Насладися Господеви, т.е. в Господе находи себе счастие, довольство, услаждение. И даст ти прошения сердца твоего, т.е. исполнит желания, сердечные моления твои. С Евр.: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». 5 . Открый ко Господу путь твой, т.е. «и себя самого, и дела свои посвяти Богу, и от Него ожидай помощи» (бл. Феод.); или: «явно иди угодным Ему путем» (Св. Афан.). С Евр.: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 89 Молитва Моисеа человека Божия. Так и в Еврейском. «Некоторые писатели, – говорит бл. Феодорит, – утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ее бл. Давид, и он написал ее применительно к божеств. Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческого рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее». Св. Афанасий видит в сем псалме молитву во время напастей и изображение страдания Христова. Псалом один из более трудных для объяснения. 2 . С Евр.: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». 3 . С Евр.: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». 4 . Не отврати человека во смирение 517 , т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» 518 . И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»! 5 . И стража нощная. «Стражею ночною, – говорит бл. Феод., – называл пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась стража ночная, делили ночь на четыре части», каждая была из трех часов 519 . Т.е. помоги, Господи, ибо жизнь человека кратка и болезненна, вечен же Ты един. «Для Тебя присносущного и вечного и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под тысячелетием разумеет время подзаконного служения от Соломона, создавшего храм, до осады после смерти Спасителя на кресте: а под ночью – время, предшествовавшее пришествию Спасителя; «потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло для них Солнце правды». С Евр.: «Ибо пред очами Твоими тысяща лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Бог в тяжестех 309 его знаем есть, егда заступает и. С Евр.: «Бог в жилищах его ведом, как заступник». Т.е. Бог был познан тогда, когда проявив Свою силу в домах града Божия, спасал их, охранял, как, наприм., охранял, спас при нашествии варваров при Езекии ( 4Цар. 19 ) (Злат.). Или: знаем Бог в частных местных церквах, подающий помощь им (Бл. Феод.). «Под тяжестями, – говорит св. Афан., – можно разуметь великих и именитых обитателей града Божия, имеющих в нем первенство». 5 . Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе. С Евр.: «Ибо вот сошлись цари, и прошли все мимо». Под именем царей, по Злат., разумеются здесь языческие цари и народы. Может быть, пророк разумеет здесь Филистимлян, Финикиян, Сириян и другие народы, которые под предводительством своих царей, или князей, военачальников нападали на Иерусалим, но взять его не могли; Калмет разумеет Камбиза и соединенных с ним князей, о которых, по его мнению, говорится у Иезекииля 38, 2. Некоторые из Отцов относят к христианским временам, когда цари и народы и демоны восстали на Церковь Христову. (Под. Пс. 2:1 . Св. Афан.). 6, 7 . Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася. С Евр.: «Увидели и изумились, смутились и обратились в бегство. Страх объял их там и мука, как у женщин в родах». Т.е. когда увидели дела Божии, чудное промышление о граде Божием, изумились, по Афан., были поражены и изумлены, видя помощь Божию святым, или: «увидев непреоборимость воюемой ими церкви» (Бл. Феод.). «Пророк описывает здесь, – говорит св. Злат., – войну тяжкую и поднявшуюся со всех сторон, а потому и славнейшую победу. Сказав, что Господь защищает этот город (Иерусалим) и оказывает великое о нем промышление, теперь объясняет, как Он его защищает. Когда напали на него, говорит, многочисленные народы – ибо их разумеет под множеством царей, и не просто напали, но собрашася и снидошася, тогда произошли такие дела, что сами они, удивившись чудесам, отступили. Война приняла такой оборот, что они сами, пришедшие в изумление и страх, рассеялись и с великим расстройством обратились назад, испугавшись многие не многих, собранные вместе несобранных, и были в положении нисколько не лучше жены рождающей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010