С этих пор и вступил в силу Новый Завет , а с ним прекратилось все то из Ветхого Завета, что было отменено Христом, в том числе и празднование субботы. Так изъясняет это сам св. ап. Павел: Спаситель говоря «новый» (Завет), показал ветхость первого (Ветхого Завета); а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр.8:13 ). Какой же праздник установлен для христиан вместо субботы? В Новом Завете христиане вместо субботы стали праздновать первый день после субботы в который воскрес Христос, т. е. первый день недели, или воскресенье. По сказанию книги Деяний, св. апостолы стали собираться для молитвы в первый день недели, т. е. день воскресный; а если и ходили по субботам в храм Иудейский, то не ради праздника, а для того, чтобы возвещать там евреям славу Божию. Так: «в первый день недели, – повествуете книга Деяний, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними... В горнице было довольно светильников» ( Деян.20:7–8 ). Из того, что апостолы собрались в первый день недели для преломления хлеба и из того, что горница была освещена множеством светильников, видно, что апостолы праздновали и святили Господу этот день. Также и из посланий св. ап. Павла мы узнаем, что христиане сходились для молитвенных собраний именно в первый день недели, когда делали сборы в пользу бедных, так делаем это и мы сейчас на воскресных богослужениях. «В первый день недели, – пишет св. апостол в послами к Коринфянам, – каждый из вас пусть отлагает и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я прийду» ( 1Кор.16:2 ). И Господу было угодно то, что христиане собираются для молитвы не в субботу, а в первый день в воскресный. Доказательством этого является то, что Сам Господь посетил учеников по Воскресении Своем, именно в первый день недели а также ни в какой иной день, а в день воскресный удостоил св. апостола Иоанна Богослова Своим Откровением. «В первый день недели, – повествует Евангелист Иоанн, – пришел Иисус, и стал посреди (учеников) и говорит им: мир вам» ( Ин.20:19 ). «Я был в духе в день воскресный, – пишет тот же апостол, – и слышал позади себя громкий голос как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» ( Откр.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Является вполне естественным, что нарочито духовное, пневматическое Евангелие содержит в себе особое учение о Духе Св. Здесь невольно приходит на мысль, что это откровение о Духе Утешителе воспринято Евангелистом не только от Христа, но и от Духоносицы, которая Сама есть Утешение и Слава рода человеческого и потому Ее ублажают все роды. В именовании Утешителя самом по себе содержится этот личный оттенок особой теплоты, свойственной Иоанну, как сыну Ея по усыновлению и как апостолу любви. Также естественно, что учение об Утешителе включено в прощальную беседу, которая ведь вся есть духовное утешение. Нельзя забывать еще и того, что Иоанново учение об Утешителе есть богословие Пятидесятницы, ее предполагает, как и вообще весь Новый Завет является для него контекстом. В полноте его воспринимается все учение о Духе. 20 Утешитель изображается как «другой Утешитель», посылаемый от Отца (14:16, 17) , «во Имя Мое, который научит всему и напомнит вам все», сказанное Христом (14:26). «Дух истины, от Отца исходящий» (15:26) посылается Отцом вслед Сыну (16:7, 13). Он же есть Дух, «сходящий с неба как голубь (1. 32) и пребывающий на Нем». «Тот есть крестящий Духом Св.» (33). Наряду с явным откровением о Духе Св. имеется скрытое, точнее, слитное о Нем откровение в составе учения о Св. Троице и божественном «Мы». Прежде всего, в Мы относится непосредственно к двуединству ипостасей открывающих. Господь говорит Никодиму: «Мы говорим о том, что знаем и что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете», – выше же говорится о рождении от Духа: (3:6, 8). Другое же Мы : «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит Его и Мы придем к нему и обитель у Него сотворим» (14:23), хотя по непосредственному контексту относится к Отцу и Сыну, но необходимо включает и Духа, который и есть самое пребывание в «обители, ея сотворение». Это же сокровенное разумение Духа Св. подразумевается и в других местах прощальной беседы (как и ранее в Прологе), где говорится о связи Первой и Второй ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воскресший Господь, явившись Своим ученикам, поручает апостолу Петру пастырство над ними (паси агнцев Моих) и предсказывает мученическую смерть на кресте (прострешь руки твои). Петр же, видя идущего вслед за ним Иоанна и движимый любовью к нему (велика была честь прославить своими страданиями Сына Человеческого), спрашивает Господи! а он что?: не пойдет ли он этим путем. Иисус Христос говорит ему, что не должно тебе об этом думать: ты иди за Мною. На вопрос Петра Он отвечает: что касается до Иоанна, то, если бы он остался в живых до моего второго пришествия, то это не относится к тебе. Ты должен идти указанным путем. Далее сам Иоанн, автор данного повествования, говорит о том, что слова Учителя подали братьям, т. е. ученикам, повод думать, что Иоанн не умрет. Евангелист Иоанн пишет, что Иисус не сказал, что не умрет. Однако прямо не опровергает такую возможность. История апостольского века полностью подтверждает исполнение пророчества об ап. Петре. Древнейшее церковное предание, сохраненное писателями 2 века, свидетельствует о том, что ап. Петр был распят при имп. Нероне. Ап. Иоанн дожил до глубокой старости. Согласно священномученику Ипполиту Римскому , Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 – 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства же, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», – сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания. В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?.. Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же     Прот. Полотебнов а    1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1:3).     Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1:1—4, и 24, 49—52. Книга - в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19:11—13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1:1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн,апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1:3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И в этом послании, как и во втором, св. апостол не упоминает своего имени, а называет себя " старцем " . Обращаясь к Гаию, он называет его " возлюбленным " — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании. Апостол выражает ему пожелание " здравствовать, что является обычным приветствием, и преуспевать во всем " , " как преуспевает душа твоя " , то есть: и в житейских делах своих домашних, и в общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала апостола. Объясняет это апостол получением сведений через неких братии о том, что Гаий хранит верность евангельскому учению и " ходит в истине " . " Для меня нет большей радости, — говорит св. апостол, — как слышать, что дети мои ходят в истине " . Это весьма важная и .характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, то есть подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 1-4). Далее св. апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает " братиям " , то есть христианам вообще, и " странникам " , то есть приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под " странниками " разумеются странствующие проповедники Евангелия. " Они засвидетельствовали перед Церковью о твоей любви " — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил апостол, рассказали перед всем собранием верующих ( " Церковью " ) о гостеприимстве Гаия. " Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога " — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром (ср. 1 Кор. 16:10-11; Тит. 3:13). Выражение об этих странниках, что они " ради Имени Его пошли " , свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда " евангелистами " . Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан — материально поддерживать их (ст. 5-8). " Я писал Церкви " , — говорит далее апостол. Неизвестно, какой и о чем, но, по-видимому, той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание апостола не сохранилось. Правильнее читать: " я писал бы Церкви " о странствующих проповедниках, но " любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас " . Кто этот Диотреф, неизвестно, но, как видно, человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст. 9-10). Св. апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который, по преданию, был епископом Филадельфийским, обещает сам прийти и передает привет от друзей и друзьям.

http://sedmitza.ru/lib/text/430610/

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Вот примеры того, как должно обличать за дела тьмы. Видите вы, сколько требований, великих и святых, и чистых, и праведных предъявляет нам в послании Ефесянам св. Павел, как много требует он от нас: требует, чтобы были праведны и чисты, чтобы не участвовали на в каких зловонных, мерзких делах тьмы; он требует от нас, чтобы были мы Христовым благоуханием. Запомните, запомните: отречься всех дел тьмы. Запомните, что все мы, христиане, должны быть светом, носителями света, проповедниками света и чистоты, Христовым благоуханием пред Богом. Аминь. 16 декабря 1951 г. Неделя 28. Притча о званных на вечерю Выслушайте слова св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные им в его великом Апокалипсисе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19, 6–9). Блаженны званные на брачную вечерю Агнца. Об этой брачной вечере сказал Господь свою великую притчу о званных на вечерю, которую слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Евангелист Лука говорит, что некоторый человек устроил вечерю великую, а апостол Матфей иначе говорит о том же самом: «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2). Вот то, что говорит Матфей, чрезвычайно близко подходит к словам апостола Иоанна Богослова, которые читал я вам сейчас в Апокалипсисе. Эта вечеря была именно брачный пир Сына Божия, а Сам Бог Отец устроил эту великую вечерю. Что же дальше слышим мы? Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено для брачного пира Сына Божия, Которого скрыл Лука под видом некоторого человека. И когда все было готово, когда настало время ужина, послал он раба сказать званным: «Идите, ибо уже все готово».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Сему сыну погибели, человеку беззакония, по замечанию Св. Тайновидца, предшествовали и ныне предшествуют многие антихристы: мнози антихристы быша, т.е. многие хульники и ругатели, Бога нашего благодать прелагающие в скверну и единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающиеся ( Иуд.1:4 ), их же суд не коснит и погибель их не дремлет ( 2Пет.2:3 ) 1Ин.2:19 . От нас изыдоша, но не бша от насъ: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Противники и отступники, на которых указывает Св. Иоанн, без сомнения принадлежат к числу слышавших благовестие Христово, приявших оное, а затем отвергшихся Его и соделавшихся врагами и гонителями всех верных слову благовестия. Жалок и ужасен жребий таковых! Ибо если отвергшийся Моисеева закона при двух или трех свидетелях, осуждается на смерть ( Втор.17:6 ); то сколь жестокому осуждению подвергается тот, кто Сына Божия уничижает, не почитает за святыню крови завета и укоряет Духа благодати ( Евр.10:29 )? От сих-то погибельных отступников Св.Апостол торжественно отвращается, как от чуждых сонму избранных Божиих, хотя и бывших некогда среди его: от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами. Иоанн как бы так сказал: если бы они действительно были нашими, то и водились бы тем же духом, теми же правилами веры и деятельности, которыми водятся все верующие во Христа. Но они противятся всякой истине, идут путем Каиновым, устремляются в лесть Валаамовы мзды и в пререкание Корреове погибают ( Иуд.11 ). Убо они не наши; это исчадие дьявола, споборники антихристовы. 1Ин.2:20 . И вы noмaзahie имате от святаго, и всте вся. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Указав на отступников, которых должно удаляться как исчадие ада, Св.Апостол обращается к верующим и успокаивает их тою мыслию, что сами они, при содействии живущего в них Святаго Духа, могут распознавать врагов Веры и спасения своего: и вы помазание имате от Святаго, и весте вся. Известно, что в Ветхом Завете Священники, Цари и Пророки помазывались елеем святым, в знамение освящения своего, и в залог просветления очей, ума и сердца. На сие-то Священнодейство указывая Иоанн, считает причастниками онаго всех истинно верных Богу и Господу нашему Иисусу Христу. Все они, по Апостольскому учению, соделываются род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010