Сравнительный анализ риторических особенностей рукописи «Слова к Владимирской пастве Преосвященного Феофана 1863–1866 гг.» 1 и ее типографского издания показал, что лексико-грамматические особенности рукописи и типографского издания различны. Для иллюстрации приведу в пример сравнительный анализ двух текстов. Обратимся к анализу лексико-фразеологических элементов, входящих в текст проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 8 Мая». Таблица 1 Рукопись Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 58] Типографское издание Слова «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 29–30] Абзацное членение текста имеет существенные отличия, которые обусловлены характеристикой пояснительного абзаца. Данный абзац объясняет, по какой причине святитель упоминает Евангелиста Иоанна Богослова. Типографский вариант имеет отличие в одно абзацное членение, поскольку святитель Феофан считает необходимым придать этому абзацу пояснительное значение. Таким образом, святитель Феофан обуславливает упоминание в своей проповеди святого Иоанна Богослова. В левой стороне единый текст, а в правом абзаце он имеет пояснительное значение. Типографский текст имеет стилистически нейтральное значение, упрощенную структуру, отсутствие риторического вопроса, ироничного содержания. Черновик изобилует тональными высказываниями, риторическими восклицаниями, сравнениями, метафорами, яркими образами, свойственными разговорному стилю повествования. Текст, доступный для понимания простолюдина, который и являлся основным прихожанином и слушателем святителя Феофана. Также стоит отметить, что святитель Феофан в типографском варианте избегает прямой речи, заменяя ее косвенной. Такой выбор характерен для толкования речи евангелиста. Святитель Феофан ссылается на евангелиста и при помощи риторического вопроса поясняет уроки св. Иоанна Богослова. Мы видим, что святитель Феофан изменяет текст в зависимости от читателей или слушателей. В рукописном варианте присутствуют слова, имеющие эмоциональную окрашенность, привлекающую внимание паствы к проблеме неверного понимания слов о Любви св. Иоанна Богослова, чего нет в типографском варианте текста. Также в рукописном варианте святитель Феофан использует термин «индифферентизм». Данное слово означает равнодушие и безразличие по отношению веры в Бога: «Как хочешь верь, – все равно, – только люби людей, как братьев, – благодетельствуй». В этом и обличает святитель Феофан приверженцев данной жизненной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Август. 461 1 свв. Маккавей. 6 Преображение Господне. 10 св. Лаврентия. 15 Успение Пресв. Богородицы. 16 св. муч. Диомида. 18 свв. мучч. Флора и Лавра. 19 св. ап. Фаддея. 29 Усекновение Предтечи. Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь 1 Новолетие. Преп. Симеона. 2 святых константинопол. патриархов Иоанна Постника и Павла нового. Служба обоим святителям вместе. Св. мучеников Маманта, Филиппа и Феодора. Служба мученикам. 3 св. священномуч. Анфима, епископа никомидийского. 4 св. муч. Вавилы, патриарха антиохийского. 6 Собор архистратига. Далее листа не достает. 9 св. праведных Иоакима и Анны. 13 св. мучеников Макровия, Гордиана и проч. и св. Иулиана пресвитера Анвиры галатийские и матери его св. муч. Олимпиодоры (показано только евангелие: любяй душу свою) и навечерие ( παραμον) Воздвижения Креста. 14 Воздвижение честного креста. 15 св. отцов VI вселенского собора. 16 св. муч. Евфимии. 20 св. муч. Евстафия стратилата, в тот же день Святыя Богородицы и Фалелея и Артемидора в Космидии. Служба мучеников. 24 св. первомуч. Феклы. 26 Успение св. Иоанна Богослова. 30 св. священномуч. Григория, архиеп. веливой Армении и св. мученивов Мардония, Мигдония и прочих. Судя по Евангелию: бодрствуйте ( γρηγορετε), яко невесте, служба Григорию и прочим муч. Октябрь 1 св. апостола Анании. 2 св. священномуч. Киприана. 3 св. Дионисия ареопагита . 6 св. апостола Фомы. 7 св. мучен. Сергия и Вакха. 11 патриархов константинопольских Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 18 ап. евангелиста Луки. 20 св. муч. Корнилия сотника. 21 преп. Илариона. 23 св. Захарии и Симеона праведного в храме Пресв. Богородицы близ святейшей великой церкви. Служба обновлению храма их. 25 св. мученик. Маркиана и Мартирия. 26 св. великомуч. Димитрия и память землетрясения. 29 обновлению св. апостолов Петра и Павла и прочих в орфанотрофии (сиротопитательстве). 30 св. Кириака, архиепископа константинопольского. 31 обновление храмов патриарха. Служба, что 23 числа сего месяца. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во втором ярусе, отделенном от первого карнизом, По правую сторону: 11) Св. Ап. Петра и Иоанна (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 верш). 12) Явление Иисуса Христа Апостолам, по Его воскресении, (длин. 9 вершк., шир. 1 арш. 6 вершк). 13) Св. Ап. Иакова Алфеева и Матфея, (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 аршин). 14) Преображение Господне (длин. 2 арш., ширин. 1 арш. 6 вершк.). 15) Св. Ап. Филиппа и Симона (длин. 1 аршин 12 вершк., шириной арш. 2 вершка). По левую сторону: 16) Св. Апостола Иакова Зеведеева и Варфоломея (длин. 2 арш., шир. 1 арш. 2 вершка). 17) Св. Жен Мироносиц с Ангелом (длин. 1 арш. 9 вершк., ширин. 1 арш. 6 вершк). 18) Св. Ап. Фомы и Иуды (длин. 1 арш. 11 вершк., шир. 1 арш). 19) Св. Ап. Павла и Ев. Луки (длин. 1 арш. 12 вершк., ширин. 1 арш. 1 вершок). Южные двери, с образом новой благодати, длин. 2 арш. 15 вершк., шир. 1 арш. помещаются между образами Нерукотворного Спаса и Трех Святителей; северные, с образом Ветхой Благодати, такой же величины, как и первые, помещаются между образами Знамения Божьей Матери и Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Над первыми образ Входа Господне в Иерусалим Христа Спасителя, над вторыми – Сретенье Господне; оба квадратные, 12 вершков в длину и 12 в ширину. Царские двери резные, вызолоченные, высотой 3 арш. 11 вершк., ширин. 2 арш. 3 вершка, в них образа, по правую сторону: Пресв. Девы Марии, Спасителя, Св. Евангелистов: Матфея и Марка, и Св. Григория Арх. Константинопольского, Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского ; по левую: Архангела Гавриила, Божьей Матери, Свят. Евангелистов: Иоанна Богослова и Луки, и святых: Василия Великого , Григория Богослова и Спиридона Тримифийского. Над царскими дверями образ Тайной Вечери, в серебр. ризе, длиной 12 вершк., шириной 11 вершк. Во втором ярусе над этим образом образ, представляющий Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле, с предстоящими пред ним, по правую сторону Божьей Матерью, по левую Иоанном Предтечей, длина 2 арш., шир. 1 арш. Выше его, под самыми потолками, в деревянном золоченом сиянии, образ Распятие Господне, высотой 12 вершк., ширин. 11 вершков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О его ревности к спасению ближних передается следующий рассказ : Иоанн взял на свое попечение одного христианского юношу и, когда пришлось ему удалиться из Ефеса надолго, апостол поручил юношу епископу города. Но епископ не оправдал доверия св. Иоанна. Юноша увлекся дурными примерами и предался порокам, а потом, сделавшись начальником шайки разбойников, предался грабежу и убийствам. Иоанн, находясь однажды вблизи города, где жил епископ, спросил о юноше и, узнав о его печальной участи, отправился в горы и там, после долгих поисков, нашел его, слезами и увещаниями обратил его к раскаянию и опять направил на путь добродетели. К концу жизни св. Иоанна в церкви появились еретики, отвергавшие Божество Сына Божия и Духа Святаго. В обличение этих еретиков Иоанн написал Евангелие, в котором особенно подробно изложены те беседы Господа и те Его деяния, в которых особенно раскрывалось учение о Божестве Сына Божия и Духа Святаго. За это св. евангелист Иоанн назван Богословом. Кроме Апокалипсиса и Евангелия, Иоанн написал три соборных послания, в которых более всего говорил о христианской любви. Св. Иоанн прожил более 100 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собою любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города, велел ископать себе могилу и, дав ученикам последния наставления, предал душу свою Богу. После кончины его, из его могилы ежегодно, 8-го мая, исходил тонкий прах (пыль), имевший силу исцелять болезни. Поэтому память св. Иоанна стали праздновать еще 8 мая. II. Многому научает нас своею жизнию св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. а) Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Смотрите: при кресте ни одного нет из апостолов, а Иоанн тут. Какого же еще нужно более сильного доказательства любви? – Мы, братия, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но чем говорить такие слова, лучше спросить себя: сами-то мы помним ли Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого легчайшего доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хочется, в храм ходить некогда, милостыню подать – сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело... Сами не помним Господа, а желаем, чтобы нас Господь помнил, – сами холодны к Нему, а хотим, чтобы всеми земными благами нас осыпал, за что же? Но Господь так много делает для нас, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпение Его к нам – какое сильное доказательетво горячей любви Его к нам! Нет, не унывать нужно, когда нам кажется, будто Бог забыл нас, – неправда это: Он ли забудет Свое создание? – а надобно самим нам заботиться, чтобы всем сердцем любить Его – нашего Творца и благодетеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Почти все образа современны с постройкой церкви, но из этого должна быть исключена икона св. Иоанна Богослова, которая гораздо древнее и особенно почитаема прихожанами. Иконостас и вообще вся внутренность церкви сохранились без всяких поправок со времени сооружения. Особенно замечательны царские врата, по резьбе и оригинальности рисунка. Как эти врата, так равно и церковь были неоднократно срисовываемы и напечатаны во многих снимках в разных изданиях. При входе в церковь с правой стороны находится другой образ Иоанна Богослова с чудесами, позади которого есть следующая надпись: «Лета июля, в котором написана сия святая икона Иоанн Богослов в дом его в церковь на Ишне реке по своему обещанию поставил Анатолий Андреев сын». Кроме этого, есть древние довольно оригинальные брачные венцы. Крестный ход совершается один – 8 мая, в день храмового праздника. В настоящее время село Богослов приписано к Юрьевской слободе. В древности это место называлось «Устретенский перевод», а прилегающая к нему часть г. Ростова – «Устретенской стороною». А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. В Ярославской области сохранился единственный деревянный храм, построенный в те же годы, кога завершалось строительство Варницкого монастыря - это деревянная церковь во имя евангелиста Иоанна Богослова на реке Ишне (1687-1689). К тому же церковь расположена в двух-трёх километрах от обители. Бревенчатый сруб закрыт поздней (XIX века) тесовой обшивкой. Несмотря на это, храм производит удивительно гармоничное впечатление. Из книг и В.И.Вахрина " Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского " . - Медиарост, 2014 Перед нами единственный памятник древнерусского деревянного зодчества на Ярославской земле. Сооружённая в конце XVII столетия, эта церковь находится в удивительно живописном месте, овеянном древними преданиями. Именно здесь на реке Ишне преподобный Авраамий встретил апостола и евангелиста Иоанна Богослова и получил от него благословение на подвиг утверждения христианства в Ростовской земле. Кроме того, он передал тростниковую трость, которой Авраамий снёс идола бога Велеса и основал на месте языческого капища Богоявленский Авраамиев монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00597

Воцарение династии Романовых на российском престоле ознаменовало возрождение Бронной слободы — ее история начинает новый отсчет. Восстановление разграбленной и сожженной страны стало первостепенной задачей правительства царя Михаила Федоровича. С этой задачей удалось справиться лишь к 20-м гг. XVII века. Возрождались ремесла, оживала торговля, начиналось строительство, а вместе с ними возобновлялась и деятельность приказов и дворцовых ведомств. К 1624 г. относится первое, спустя годы Смутного времени, документальное свидетельство о существовании в Москве слободы бронников, возрожденной на своем исконном месте — около стен Белого города, между Тверскими и Никитскими воротами. Постепенно Дворцовая Бронная слобода смогла полностью восстановиться после смутного лихолетья и снова выполнять царские заказы. Как и при Рюриковичах, слобода царских оружейников продолжает пользоваться особым покровительством уже новой правящей династии. В 1615 г. вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных храмовых святынь. Однако время шло, в середине XVII века слободской уклад постепенно исчезает, территории бывших слобод застраиваются домами знати и военных. В Бронной слободе всё чаще начинают селиться представители элитных слоев общества, стремившихся обзавестись загородными дворами на бывших окраинах быстрорастущей Москвы. Как раз радением этих новых прихожан и началось в 1652 г. строительство на месте деревянной церкви Иоанна Богослова нового каменного храма. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Бронной слободе, начатый возводиться еще в эпоху русское узорочье, продолжался строиться уже другое время, в эпоху реформ патриарха Никона. Новый стиль, который иногда называют никоновским, полностью смог утвердиться лишь в монастырях. Приходские же храмы не спешили отказываться от столь полюбившихся архитек турных приемов.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Захария (I в) – праведный, пророк; отец св. Иоанна Предтечи – 439. Зосима Соловецкий (1478) – преподобный, чудотворец – 274. Иаков (ок. 63) – св. апостол от 70-ти; брат Господень по плоти. Первый епископ Иерусалимской церкви. Составил чин Божественной литургии. Автор послания – 409. Иаков (он же Израиль) – второй сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Исава – 208. Игнатий Богоносец (107) – священномученик; архиепископ Антиохийский. Ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 139. Иероним Стридонский (342–420) – блаженный; Учитель западной Церкви. Автор многих духовных сочинений, в том числе латинского перевода Ветхого Завета, известного под названием «Вульгаты» – 250. Илиодор преосв. Возможно, Илиодор (IV в) – епископ Трикки в Фессалии. Друг и адресат известных писем Иеронима Стри-донского – 250. Илия (IX в. до Рождества Христова) – св. пророк. За пламенную ревность о славе Божией был взят на небо живым в огненной колеснице – 309. Илия Михайлович Сергиев (1808–1851) – отец святого праведного отца Иоанна Кронштадтского – 145. Иоанн Богослов (98–117) – св. апостол и евангелист; один из самых близких учеников Господа – 309, 334. Иоанн Златоуст (347–407) – святитель, архиепископ Константинопольский; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе толкований, слов, писем. Составил чин Божественной литургии – 15, 130, 236, 445, 450, 453, 455. Иоанн Лествичник (649) – преподобный. Автор книги «Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, лествица» – 236. Иоанн Предтеча – св. пророк, Предтеча и Креститель Господень – 107, 200, 258, 304, 426, 427. Иов Многострадальный (ок. 2000–1500 гг. до Рождества Христова) – праведный – 44, 45, 280, 338. Иона (VIII в. до Рождества Христова) – св. пророк из числа 12 малых пророков – 435, 436. Ирод Антипа (I в) – царь галилейский, приказавший обезглавить св. Иоанна Предтечу. ( Мк. 6, 20 ; Лк. 23, 8 ) – 304. Исаак Сирин (VII-VIII вв) – преподобный. Аскет Церкви. Автор книги «Слова подвижнические» – 117. Исав – старший сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Иакова – 208, 281. Исайя (VIII в. до Рождества Христова) ветхозаветный пророк; сын св. пророка Алиха – 16. Иуда Искариот – был выбран в число Двенадцати Апостолов. После предательства Господа удавился – 133, 328, 378, 387. Константин Павлович (1779–1831) – цесаревич и великий князь; второй сын императора Павла I – 432. Корнилий (I в) – сотник (см. Апостольские Деяния, гл. 10) – 196. Лазарь Четверодневный (I в) – праведный; епископ Китийский. Брат еванг. сестер Марфы и Марии – 33, 48, 264, 268. Левашов – 479.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Пошехонский Свято-Троицкий собор сооружен в 1835 году. Престолов в нем пять: Святой Живоначальной Троицы - Казанской Божией Матери - Св. апостола и евангелиста Иоанна - Рождества Христова - Св. и чудотворца Николая Земли при соборе 66 десятин. Приход его составляют 377 домов, в коих 1473 души муж. пола и 1797 жен. пола. Из них 988 муж. пола и 1181 жен. в г. Пошехонье, а остальные в окрестных селениях: Кузнечка, Плешкино, Кузмино, Черепаниха, Бестужево, Ерилово, Адрианова слобода, Юрьевское, Пегаскино, Малое Ревякино. «Историко-статистическое описание Ростово-Ярославской губернии» Свято-Троицкая соборная церковь каменная, прочная. Престолов четыре: главный во имя Св. Живоначальной Троицы; в приделе, устроенном на южной стороне алтаря – Божией Матери Казанской; в том же алтаре на северной стороне трапезы храма - во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; на северной стороне трапезы храма – во имя св. препод. муч. Адриана Пошехонского чуд. Построена в 1717 г. иждивением крестьянина Петра Тимофеевича Беловина. Пахотной и сенокосной церковной земли 66 десятин 564 кв. сажени. Соборной церкви принадлежат каменные лавки, устроенные на южной стороне от холодного храма, с коих получается по контрактам 175 руб. в год. Церковного капитала в процентных бумагах 5842 руб. Часовни: каменная на соборной площади у торговых рядов, устроена во имя св. и чуд. Николая; каменная, за рекою Согой, принадлежащая Севастианову монастырю; каменная при перевозе через реку Согожу и деревянная близ рыбинской дороги при выезде из города. Прихожан 1127 муж. пола и 1319 жен. пола. В Пошехонье имеется духовное муж. училище; городское мужское трехклассное министерства народного просвещения; шестиклассная женская прогимназия; земское начальное училище смешанное (мальчики и девочки); две церковно-приходские школы при соборе и Адриановском монастыре; школа грамоты с дневным приютом для бедных девочек, открытая пошехонским обществом вспомоществования бедным учащимся. Богадельня для лиц обоего пола, основана купцом Перляковым и содержится на средства города. Земская больница, чайная общества трезвости, земская библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала 14583 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03068

– Того же дня. Преподобный Коприй, инок обители св. Феодосия киновиарха, скончался 90 лет. (Из Синаксаря 12 века). – 26 дня. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, приступая к написанию евангелия, посадил ученика своего Прохора с правой стороны от себя, и воззрев на небо, начал вещать: «в начале было Слово» и проч. Посему Прохора надобно писать всегда с правой стороны от Иоанна. (Из Синаксаря 12 века). – 28 дня. Св. мученик Марк, пострадавший в Антиохии, был пастырь овец. Седые волосы на голове его были длинны до пят. (Из Синаксаря 1249 года). В Рус. Списке с подлинника не верно сказано, что он быль рус, аки Флор. – 30 дня. Св. «мученицы, Рипсима и Гаиана, были благообразны». (Из Синаксаря 1249 г.). В Рус. Списке с подлинника: «Рипсима красотою предивная». Месяц октябрь – 9 дня. Святые «ученики Иувентин и Максим, пострадавшее в Антиохии от Иулиана богоотступника, были благообразны и великорослы. (Из Синаксаря. 12 века). – 9 дня. Преподобный Пётр, родом из Галатии, был благообразен, высок ростом и силен. (Из Синаксаря 1249 г.). Тоже сказано и в Синаксаре 12, века: а в Рус. Списке с подлинника нет никакой заметки о внешнем виде его. – 13 дня. Преподобный Никита Патриций, при царе Льве Армянине изгнанник за иконопочитание, скончался на 75 году жизни своей. (Из Синаксаря 12 века). – 14 дня. Св. мученик Кельсий–трёхлетнее дитя. (Из Синаксаря 1249 года). –Священномученик Силван, епископ газский, усеченный мечем, был старец кроткий, маститый, немощный и весь иссохший. (Из Синакс. 1249 г.). Почти тоже самое сказано о нём в Синаксаре 12 века. В Рус. Спис., с подлинника: «старец видением». Мало сказано о нем. – 17 дня. Св. мученица Дария, супруга Хрисанеа, блистала красотою и многих превосходила умом. (Из Синакс. 1249 года). – 18 дня. Св. евангелист Лука, родом Антиохиянин, искусством врач и отличный живописец, жил 80 лет. Говорят, что он первый написал икону Христа Бога и Матери Его, и верховных апостолов. (Из Синаксаря 1249 года). В Синаксаре 12 века сказано, что он, первый, восковыми красками написал икону святой Богоматери, носящей в объятиях своих Господа нашего Иисуса Христа, и еще две иконы, – св. верховных апостолов, и принёс их Матери Господа, желая узнать, угодно ли Ей это дело; а Она сказала: «благодать родившегося от Меня, чрез Меня, – будет с ними». От этого евангелиста во всю вселенную пошло сие доброе, благочестивое и многоценное дело, т. е. иконописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Апостолы, как уготованные Господом вперво учители всего мира, дабы они благовествовали Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), были наставлены самим Богом, – первые научаемы Спасителем – Сыном Божиим, потом, нисшедшим на них Духом Святым, Который воспомянул им, во всей точной верности и полноте, всё, что изглаголано им Божественными устами христовыми, и наставлял их на всяку истину ( Ин.16:13 ). И Равноапостольные святые Кирилл и Мефодий, – если не таким же образом и в такой мере, как первоапостолы, – были наставлены и умудрены также свыше – благодатью Господа. Молитва отрока Константина ко св. Вселенскому учителю, Григорию Богослову , не была ли в деснице Господа тем орудием духовным, которым просящему даровано разумение учения высшего Богослова и просвещение свыше? Сама молитва , и – молитва о таком высоком предмете, из души и уст отрока, не есть ли чудное дело и явление Божией благодати, ведущей богоизбранное дитя к высшему просвещению? И – не бесплодна была, и не могла быть такою эта молитва Богоблагодатная, как показует само исполнение её, – она вполне получила просимое. Сей дивный молитвенник, еще в юношеских летах, не только постиг глубины и высоты учения Вселенского Богослова, но едва ли, потом, не сравнялся с ним и своим разумением, а чрез то как бы отразил в себе первого Богослова Церкви Вселенской – Евангелиста Иоанна, коего живой образ есть Григорий Богослов , вселенский учитель. Евангельское учение Иоанна Богослова, сообразно имени сего Евангелиста – Воанергес – сын громов ( Мк.3:17 ), есть по истине гром, поражающий вымыслы еретические: и Кирилл, препираясь с заблуждениями, или лучше, попирая лжеучение Евреев и чтителей Магомета, истинно – как громом, разит и сокрушает эту нечестивую лесть зловерия. И – какая полнота ведения и духовных совершенств видна в двух братьях Равноапостолах! – В св. Кирилле видим высокое созерцание, соединенное с подвигами жизни; в св. Мефодии – великие подвиги жизни, соединенные с мудростию духовною. Избранные на великое дело служения слову благовестия, Апостолы Христовы и на святое служение свое вышли, быв посланы Христом Спасителем, заповедавшим: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), – почему и именуются Апостолами Христовыми,– подобно как и сам Сын Божий, Господь и Спаситель наш, пришел к нам благовестить лето приятно ( Лк.4:19 ), день спасения, и совершить его, быв послан на сие Отцем небесным; почему и Он сам есть Апостол – Посланник Бога Отца и глава Апостолов, как Он говорит о Себе Апостолам Своим: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы ( Ин.20:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010