Замечание в отношении того, кому принадлежит право одобрения Статута УПЦ – Священному Синоду РПЦ или Патриарху? Братья, мне кажется, что нас путают термины «утверждение» и «одобрение». В Уставе РПЦ совершенно определенно говорится, что Устав Самоуправляемой Церкви «утверждается» Патриархом и «одобряется» Свящ. Синодом РПЦ [см. п. 13, гл. 8 Устава РПЦ], что свидетельствует о большей зависимости Самоуправляемой Церкви (которой не есть УПЦ) от Матери-Церкви. А вот Устав Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии (которой является УПЦ) – лишь «одобряется» Патриархом, после предварительного «утверждения» Предстоятелем такой Церкви, т.е. УПЦ [см. п. 17, гл. 8 Устава РПЦ]. Это свидетельствует о том, что Самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии (которой является УПЦ) пользуется большей независимостью в лоне Матери-Церкви. Еще одна параллель, прежде чем делать выводы. Предстоятель УПЦ, будучи избран украинским епископатом, лишь «благословляется» Патриархом (гл. 5, п. 2 Статута УПЦ). Замечу, что эта норма в новом Статуте УПЦ не была изменена. При чем, как видно из комментария «интересующегося», это «благословение» является исключительно прерогативой Патриарха, и может иметь место даже до заседания Священного Синода РПЦ. Подразумевается, что это «благословение» происходит «автоматически», хотя об этом не говорится ни слова, наверное, просто потому, что слово «автоматически» не входит в церковно-юридическую терминологию (пусть это и мои домыслы, не судите). А вот избрание Главы Самоуправляемой Церкви – «утверждается» Патриархом и «одобряется» Священным Синодом РПЦ, как недавно было в случае с Первоиерархом РПЦЗ Митр. Илларионом. Следовательно, Самоуправляемая Церковь более зависима от Центра, а Самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии – зависима менее. Итак, выводы: 1. В докладе Патриарха на Архиерейском Соборе смешивается степень зависимости Самоуправляемой Церкви и Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии от Церкви-Матери. Святейший приложил к УПЦ те нормы, которые действительны для Самоуправляемых Церквей в чистом их виде. Проблема, на самом деле, в статусе «широкой автономии», совершенно новом для канонического права Православной Церкви, и поэтому не до конца разработанном. 2. И. Гаслову «Одобрение» Статута УПЦ – прерогатива Патриарха, а не Синода, наверное, поэтому вопрос Статута УПЦ и не поднимался на 5 последних заседаниях Синода РПЦ. Выход из ситуации: Для ясности, было бы лучше в «Определении Юбилейного Арх. Собора об УПЦ» добавить, что к УПЦ, как имеющей " широкую автономию " (наряду с пп. 4, 8, 9) не относится и п. 13, главы 8 Устава РПЦ. Тогда было бы все понятно. Иначе возникает каноническая коллизия (пункта 13 пункту 17), когда право «одобрения» Статута УПЦ принадлежит и Патриарху (согласно п. 17) и Священному Синоду (согласно п. 13). Ведь это же дублирование функций! Если бы такая добавка была бы сделана, тогда «буква» Устава соответствовала бы его «духу».

http://bogoslov.ru/article/304770

34. Православные прходы в Швеции 2437. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10 октября 1996 года: Принять русский православный приход Преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме в юрисдикцию Московского Патриархата. – 1996, 11, 13. 2438. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Назначить свящ. А.Пискунова, сотрудника ОВЦС, настоятелем Сергиевского храма. – 1997, 8, 12. 2439. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Принять приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гетеборге в лоно РПЦ. 2. Пастырское окормление прихода поручить свящ. А.Пискунову настоятелю храма Преподобного Сергия Радонежского в г. Стокгольме. –2000, 4, 17. 35. Православные приходы в Австралии 2440. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10 сентября 1987 года: 1. О принятии в юрисдикцию РПЦ Свято-Покровской общины в г. Сиднее. 2. Архипастырское окормление этой общины поручить митр. Минскому Филарету. – 1987, 12, 9. 2441. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10 января 1989 года: Настоятелем Свято-Покровского храма назначить свящ. В. Макеева, клирика Калужской епархии. – 1989, 6, 4. 2442. ОСВЯЩЕНИЕ храма в Сиднее. Хроника. – 1990, 6, 28. 2443. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: 1. Освободить прот. В. Макеева от исполнения послушания настоятеля Покровского храма и направить в распоряжение архиеп. Калужского Климента. 2. Назначить на эту должность игум. Гурия (Шалимова), клирика Корсунской епархии. – 1991, 5, 8. 2444. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1998 года: Назначить сотрудника ОВЦС диак. И. Филяновского, по рукоположении в иерейский сан настоятелем Свято-Троицкого прихода в г. Мельбурне. – 1998, 11, 8. 2445. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 2000 года: 1. Принять Богоявленский приход в г. Ньюкасле в юрисдикцию РПЦ. 2. Принять в клир РПЦ свящ. Н. Гана, клирика Австралийской и Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата, согласно полученной отпускной грамоте. 3. Утвердить свящ. Н. Гана настоятелем прихода. –2000, 8, 13. 36. Православные приходы в Дании

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф. 6991. Оп. 2. Д. 461). В кон. лета 1962 г. архиеп. Никодим (Ротов) при встрече с И. Виллебрандсом на сессии Центрального комитета ВСЦ в Париже и во время тайных переговоров с кард. Э. Тиссераном в Меце заявил, что если Рим желает присутствия на В. С. наблюдателей от РПЦ, то он должен прислать офиц. приглашение ( Никодим (Ротов), митр. Иоанн XXIII, папа Римский//БТ. 1979. Сб. 20. С. 182). Патриарх Алексий I, отвечая на вопрос франц. журналиста Ж. Булье о принятии приглашения на Собор со стороны РПЦ, заметил, что «дверь для возможного приглашения осталась открытой», официально демонстрируя готовность РПЦ к диалогу с Ватиканом ( Ведерников. Позиция благожелательного внимания. С. 63). С 27 сент. по 2 окт. состоялся визит И. Виллебрандса в Москву. На встречах с архиеп. Никодимом и др. членами Свящ. Синода РПЦ он сообщил о ходе подготовки В. С., намеченных темах, соборном регламенте и степени участия в нем некатолич. наблюдателей, а также заверил, что на Соборе не будут обсуждаться политические проблемы. Архиеп. Никодим подтвердил готовность МП принять приглашение и направить на В. С. наблюдателей. 4 окт. кард. А. Беа послал Патриарху Алексию I офиц. приглашение «направить двух или трех наблюдателей-делегатов на Собор». Свящ. Синод РПЦ, экстренно созванный 10 окт. после получения офиц. приглашения, назначил наблюдателями от МП и. о. представителя РПЦ при ВСЦ проф. ЛДА прот. Виталия Борового и зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Владимира (Котлярова) . Было принято «Положение о наблюдателях Московского Патриархата на Ватиканском Соборе», согласно к-рому они должны были «регулярно, не реже одного раза в неделю, докладывать о текущей работе Собора председателю ОВЦС», сопровождая свои доклады печатными материалами В. С., текущей периодикой и публикациями. На наблюдателей возлагалась также обязанность «в случае необходимости излагать перед соответствующими инстанциями Римско-католической Церкви определенную позицию Московского Патриархата» (Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1962. 11. С. 9-10). В тот же день постановлением Президиума ЦК КПСС было дано согласие на отправку в качестве наблюдателей представителей МП на В. С. (Постановление ЦК КПСС 58/30 от 10.10.1962//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1942. Л. 169). При этом сохранялась уверенность, что наблюдатели от МП встретятся на Соборе с наблюдателями от К-польского Патриархата, но уже вечером 10 окт. в Москве была получена телеграмма от Патриарха Афинагора, в к-рой он сообщал о принятом 8 окт. решении отказаться от отправки наблюдателей,- это было полной неожиданностью для МП. В свою очередь решение Свящ. Синода РПЦ было неожиданным для Патриарха Афинагора.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Степанович Милицын († 8.07.1918, г. Камышлов Пермской губ.), сщмч. (пам. 25 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. храма в с. Алексеевском Камышловского у. Убит вместе с просвирней Е. Боголюбовой в ходе массовых репрессий против духовенства в Пермском крае (незадолго до убийства мучеников на крестьянском сходе с. Алексеевского было решено отобрать землю у церковного причта, отменить хлебный сбор и сократить жалованье, к-рое даже в урезанном виде клирикам не выплачивалось). В. включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Лит.: Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург. 2001; Священномученики и мученики Камышловского и Шадринского уездов//Правосл. газ. Екатеринбург, 2002. 32. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Инфантьев († 25.08.1918), свящ., сщмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Всеволодович Вишневский (1888-1920), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Шишев (1865-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873 - 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Стефанович Богоявленский (1896 - 27.07.1918), свящ., сщмч. (пам. 14 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Николаевич Лебедев (1884 (1883?)- 22.07.1918), свящ. , сщмч. (пам. 9 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Иванович Попов (20.10.1869 - 26.08.1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) КОНСТАНТИН Константин Виссарионович Словцов († 2.08.1918), свящ., сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе Екатеринбургских святых) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) НИКОЛАЙ Васильевич Бирюков (1865-1919), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Удинцев (1862-1918), свящ., сщмч. (пам. 25 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150583.html

Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. 6 и 7 мая состоялось расширенное заседание Свящ. Синода РПЦ, но митр. Филарет, постоянный его член, на заседание не явился. Синод, рассмотрев церковную ситуацию на Украине, постановил осудить заявления митр. Филарета по поводу Архиерейского Собора как не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству, Синод квалифицировал их как хулу на соборный разум Церкви. Свящ. Синод предписал митр. Филарету до 15 мая созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста предстоятеля и действительно уйти в отставку, как он торжественно перед крестом и Евангелием обещал сделать. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в УПЦ, митр. Филарету было запрещено в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве предстоятеля, а именно созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Церкви. Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апр. 1992 г., были объявлены незаконными и недействительными. Свящ. Синод предупредил митр. Филарета, что в случае неисполнения определений Архиерейского Собора РПЦ и Синода он будет предан церковному суду. Однако и это постановление Свящ. Синода РПЦ было проигнорировано митр. Филаретом. 21 мая Синод снова обсуждал церковную ситуацию на Украине и опять в отсутствие виновника кризиса, к-рый не пожелал явиться на заседание. Старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви Харьковскому митр. Никодиму (Руснаку) Синод поручил созвать Собор укр. епископов до празднования дня Св. Троицы, для того чтобы принять отставку митр. Филарета и избрать нового предстоятеля УПЦ. Временное исполнение обязанностей 1-го епископа УПЦ возлагалось на митр. Никодима. Получив извещение о постановлении Свящ. Синода, митр. Филарет заявил, что он считает решение Синода необоснованным и «недееспособным».

http://pravenc.ru/text/76516.html

1609), Иона († 1561), Неофит (другой, † 1558), Иона Гарбис (другой, † 1635) и Парфений († 1696) Липсийские. Их имена внесены в месяцеслов РПЦ 7 мая 2003 г. (пам. 1-е воскресенье после 27 июня). 16 янв. 2004 г. Синод К-польского Патриархата причислил к лику святых 5 подвижников - выходцев из России, окончивших свой земной путь в изгнании в Зап. Европе в 30-40-х гг. ХХ в.: мон. Марию (Скобцову) как преподобномученицу († 1945); протопресв. Алексия Южинского (Медведкова), умершего от рака 22 авг. 1934 г.; свящ. Димитрия Клепинина († 1944); иподиак. Юрия Скобцова († 1944); мирянина Илью Фондаминского († 1942). Днем их памяти определено быть 20 июля. В месяцеслов РПЦ их имена не внесены. Вопрос о К. этих подвижников был рассмотрен Синодом К-польского Патриархата по просьбе архиеп. Команского Гавриила (де Вильдера), управляющего Западноевропейским экзархатом рус. приходов К-польского Патриархата. КПЦ был канонизирован сщмч. Иоанн (Сарв) Эстонский († 1937, пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), имя к-рого ранее было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. Решением Свящ. Синода КПЦ от 8 янв. 2007 г. к лику святых причислены прп. Парфений (Харитакис, † 1905) и его брат прп. Евмений (Харитакис, † 1920), ктиторы мон-ря Кудума (о. Крит). Память этих святых совершается 10 июля, их имена внесены в месяцеслов РПЦ решением Свящ. Синода от 27 дек. 2007 г. В 2007 г. решением Синода К-польского Патриархата был канонизирован прмч. Дионисий Ватопедский (1822, пам. греч. 31 июля, имя внесено в месяцеслов РПЦ постановлением Свящ. Синода от 21 авг. 2007). 20 дек. 2009 г. в Верии (Элладская ПЦ) по благословению Патриарха Варфоломея произошло причисление к лику святых членов семьи свт. Григория Паламы: его родителей - Константина и Каллони (мирское имя Кали), 2 сестер - Епихарии и Феодоты и 2 братьев - Феодосия и Макария. 2 марта 2011 г. К-польский Патриархат удовлетворил просьбу Свящ.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович Лихарёв (25.01.1876, с. Сеньково Бронницкого у. Московской губ. – 17.03.1938, ст. Суслово Красноярской ж. д., Сиблаг), сщмч. (пам. 4 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. По окончании МДС в 1896 г. работал учителем в школе с. Иславского Звенигородского у. Московской губ. В 1909 г. А. был рукоположен во диакона к Тихвинской Дорогомиловской ц. на Бережках в Москве; в 1920 г. рукоположен во иерея. В 1929 г. А. был переведён в Богоявленский кафедральный собор в Москве, с 1932 г. священствовал в г. Мытищи Московской обл., а с 1933 г. – в Никольской ц. г. Солнечногорска Московской обл. Арестован 27 нояб. 1937 г., обвинён в «контрреволюционной деятельности среди населения, недовольстве советской властью, систематической контрреволюционной агитации», виновным себя не признал. 5 дек. 1937 г. А. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. был приговорён к 10 годам заключения в ИТЛ. Умер в лагере. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 25 марта 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-18850. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 38-40; ЖНИР. Март. С. 49-51. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Петрович Иванов (1886-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Александрович Ильенков (1896-1942), свящ., сщмч. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/388362.html

24 февр. 1971 г. произошло территориальное изменение Берлинской епархии: решением Свящ. Синода РПЦ в Среднеевропейском Экзархате учреждены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине, Веймаре, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. В 1981 г. возведен новый храм во имя свт. Нектария Эгинского в Бишофсхайме. На Архиерейском Соборе РПЦ 30-31 янв. 1990 г. было принято решение об упразднении всех зарубежных Экзархатов РПЦ. После упразднения Среднеевропейского Экзархата Берлинская епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская. В авг. 1991 г. после объединения ФРГ и ГДР она получила статус корпорации публичного права, что дало ей новые юридические возможности. 23 дек. 1992 г. Синод РПЦ принял постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Б. и Г. е., т. е. епархии было вновь возвращено первоначальное название. В 1992 г. основан приход во имя прп. Марии Египетской в Тюбингене. В 1993 г. в юрисдикцию РПЦ перешли приходы в честь Покрова Пресв. Богородицы в Бонне и во имя свт. Николая Мирликийского во Фрайбурге, ранее относившиеся к РПЦЗ, и образована община во имя мч. Христофора в Майнце. В 1993 г. в Б. и Г. е. было 18 приходов. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. Иконостас ц. во имя Марии Магдалины в Веймаре. Фотография. 1998 г. На сер. 90-х гг. ХХ в. пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из стран СНГ, увеличение паствы Б. и Г. е. привело к открытию новых приходов. В 1995 г. деревянный храм, ранее установленный в музее ветряных мельниц в Гифхорне, был предоставлен в пользование РПЦ и освящен во имя свт. Николая Мирликийского. В сент. 1995 г. основан приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001). 8 сент. 1996 г. на территории бывш. концлагеря в Дахау под Мюнхеном построен деревянный Воскресенский храм. Для более эффективной координации приходской жизни епархиальным советом Б. и Г. е. 2 нояб. 1996 г. было принято решение об учреждении Юж., Зап. и Вост. благочиннических округов. В 1997 г. образован приход во имя Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере (утвержден Свящ. Синодом РПЦ 3 апр. 2001), проводящий богослужения в местной евангелической капелле. К кон. 2000 г. численность жителей Германии, относящих себя к пастве РПЦ, достигла более 50 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/78160.html

1990 г. (разрешить эту проблему удалось только при принятии нового Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997). В связи с изменениями в гос. законодательстве необходимо было срочно внести изменения в Устав РПЦ и разработать уставы ее структурных подразделений. На октябрьском 1990 г. заседании Свящ. Синода К. поручили возглавить синодальную комиссию по изменению Устава РПЦ, а вместе с ним и уставов Патриархии, типовых уставов епархиальных управлений, ставропигиальных и епархиальных монастырей, духовных школ и общецерковных производственных предприятий (опыт работы над базовыми каноническими документами у К. уже был: в 1988 г. он представил на Юбилейном Соборе проект подготовленного им Устава РПЦ, к-рый был принят, в окт. 1989 г. Свящ. Синод поручил К. разработать раздел Устава об управлении РПЦ, касающийся статуса и деятельности Экзархатов; раздел был одобрен на Поместном Соборе РПЦ 1990 г. ). В янв. 1991 г. К. представил Свящ. Синоду проект Гражданского устава РПЦ в связи с новым законодательством СССР. Синод постановил проект одобрить и предпринять шаги для регистрации Устава (30 мая 1991 патриарху Алексию II вручили свидетельство о регистрации Гражданского устава РПЦ). В марте и июне того же года К. представил Синоду поправки к гражданским уставам епархий, монастырей и приходов РПЦ, поправки были одобрены. Высокой оценкой работы К. в этот сложный период стало возведение его 25 февр. 1991 г. в сан митрополита. Осознавая резко возросшую роль Церкви в общественной жизни, священноначалие ясно представляло себе и связанную с этим опасность - желание разных политических сил втянуть Церковь в прямое участие в политических процессах, опереться на ее нравственный авторитет. Следовало принять ясные определения по церковно-гос. и церковно-политическим вопросам. Еще в 1990 г. церковное руководство приняло решение ограничить выдвижение священнослужителей кандидатами в депутаты на выборах в республиканские, областные и местные советы. Тогда это вызвало многочисленные недоумения, и К.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Деятельность митр. Филарета стала предметом обсуждения на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ 6-7 мая 1992 г. Филарет на заседание Синода не явился. Члены Синода решительно осудили его заявление по поводу московского Архиерейского Собора как не соответствующее истине и вводящее в заблуждение паству. Синод квалифицировал слова Киевского митрополита как «хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа», и предписал митр. Филарету до 15 мая 1992 г. созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста ее Предстоятеля. В связи с чрезвычайным положением, возникшим в УПЦ по вине ее Первоиерарха, Синод запретил митр. Филарету до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве ее Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения. Исключением мог быть только Собор, на к-ром Филарет должен был подать в отставку. Решением Синода все прещения и наказания, к-рые уже были или могли быть наложены на архиереев, клириков и мирян митрополитом в связи с поддержкой ими постановлений Архиерейского Собора РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г., объявлялись незаконными и недействительными. Синод предупредил Филарета о том, что в случае неисполнения постановлений Собора и данного решения Синода он будет предан церковному суду. О принятых на Синоде РПЦ решениях укр. паства была извещена Посланием Святейшего Патриарха и Свящ. Синода, в к-ром подчеркивалось, что решения, пресекающие антиканонические действия митр. Филарета, находятся в строгом соответствии с соборными определениями и не являются покушением на самостоятельность УПЦ, дарованную ей Архиерейским Собором РПЦ в окт. 1990 г. По результатам расширенного заседания Свящ. Синода РПЦ 7 мая 1992 г. была проведена пресс-конференция для представителей СМИ. Патриарх Алексий II сообщил на ней об итогах Архиерейского Собора РПЦ и обрисовал ситуацию, сложившуюся на Украине в результате противоканонических действий митр. Филарета. Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) отметил, что до 95% верующих и клира УПЦ выступают категорически против дарования ей канонической автокефалии и выхода ее из юрисдикции Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/171683.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010