И. принимал участие в работе 2-го (1964), 4-го (1971), 5-го (1978) Всехристианского мирного конгресса в Праге, Ассамблеи Конференции европейских церквей в Нюборге в 1964, 1967, 1971, 1974, 1979 гг., в заседании Комиссии Христианской мирной конференции в 1974 г., в богословском диалоге с Евангелической Церковью в Германии в Арнольдсхайне (ФРГ) в 1967, 1971, 1976 гг. И. был членом делегации от РПЦ на 3-й в Дели (Индия, 1961), 5-й в Найроби (Кения, 1975) Ассамблеях Всемирного Совета Церквей (ВЦС), а также членом Департамента информации ВЦС от РПЦ. С 1991 г. был настоятелем Крестовоздвиженского храма в г. Мюнхене. В 1994 г. был арестован в Германии по подозрению в разведывательной деятельности в прошлом в пользу Советского Союза, но вскоре освобожден, следствие было закрыто. Скончался после продолжительной болезни. Соч.: Речь при наречении во еп. Западногерманского//ЖМП. 1966. 3. С. 11-13. Лит.: Наречение и хиротония архим. Иринея (Зуземиля) во еп. Западногерманского//ЖМП. 1966. 3. С. 11-15; Определения Свящ. Синода//Там же. 1967. 3. С. 3-4; 1971. 4. С. 3; 5. С. 2; 10. С. 1; 11. С. 7; 1974. 5. С. 4; 1975. 12. С. 6; 1976. 4. С. 6; 1979. 6. С. 2; Представители РПЦ на ежег. заседаниях постоянных органов ВЦС//Там же. 1967. 10. С. 2-3; Резюме богосл. диалога между богословами РПЦ и Евангелической Церковью Германии//Там же. 1967. 4. С. 34-35; Хроника//Там же. 5. С. 13-14; 12. С. 3; 1975. 1. С. 4-5; 7. С. 14; Зарубежные гости: Группа паломников из Баварии (ФРГ)//Там же. 1972. 11. С. 7; Патриаршие награды//Там же. 10. С. 1; 1984. 7. С. 3; 1986. 11. С. 3; Заседание Комиссии ХМК по антирасизму//Там же. 1975. 2. С. 48; Коммюнике о пребывании в США делегации представителей Христианских Церквей Советского Союза//Там же. 5. С. 9; Богосл. собеседование «Aphoльдcxaйh-VII»//Там же. 1976. 9. С. 62-69; Из жизни епархий: Венская епархия//Там же. 2. С. 19-20; 1978. 4. С. 18; 1980. 11. С. 21-22; 12. С. 33-24; 1981. 7. С. 26-27; 1982. 5. С. 18; 1983. 5. С. 24-25; 1985. 1. С. 27-28; Из жизни епархий: Берлинская епархия//Там же. 1977. 2. С. 26; Награждения иерархов//Там же. 1979. 10. С. 2; Авенир [Арнаудов], архим. 100-летие прихода в Баден-Бадене//Там же. 1983. 1. С. 21; Заседание Президиума и Совещательного комитета КЕЦ в Оксфорде//Там же. 7. С. 57-58; Третья экуменическая встреча КЕЦ-СЕКЕ в Рива-дель-Града//Там же. 1985. 3. С. 60-61; Заседание Президиума и Совещательного комитета КЕЦ//Там же. 9. С. 91-92; Митрохин Н. А., Тимофеева С. Л. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 154.

http://pravenc.ru/text/674013.html

Изд.: Вестник Патриаршей Синодальной Библейской комиссии. М., 2000. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 5. С. 15; 7. С. 8; 1999. 5. С. 11-12; Положение о деятельности Синодальной Библейской комиссии РПЦ//Там же. 1990. 10. С. 72-73. Лит.: Тимофеев Ф. Возобновила работу Патриаршая Синодальная Библейская комиссия//ЖМП. 1999. 11. С. 18-20; Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на заседании возобновленной Патриаршей Синодальной Библейской комиссии//Там же. С. 20-24. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства Определением Синода РПЦ от 27 дек. 2011 г. был образован Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) с рабочими группами по направлениям: просвещение; популяризация семейных ценностей в обществе; поддержка многодетной семьи; противодействие абортам; помощь одиноким матерям; помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Цель совета - разработка и осуществление системного комплекса мер по преодолению кризиса семейных ценностей в обществе и по церковной поддержке семьи. Решением Синода от 15 марта 2012 г. Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства. На заседании 2 окт. 2013 г. Синод определил переименовать комиссию в Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, утвердил Положение о комиссии, назначил ее председателем прот. Димитрия Смирнова. Состав комиссии утверждается сроком на 4 года. В состав комиссии входят иерархи, священнослужители и деятели РПЦ, представители медицинских учреждений и общественных организаций. Как совещательный орган при Патриархе Московском и всея Руси комиссия направлена на обеспечение взаимодействия РПЦ с органами гос. власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере поддержки семьи, защиты материнства и детства (в т. ч. с органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, с организациями, занимающимися делами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

http://pravenc.ru/text/2579760.html

В наст. время управленческие полномочия Е. в РПЦ регламентируются в основном разд. 10 Устава РПЦ 2000 г. (п. 12, 13, 16-19). Осуществляя правотворческую функцию, Е. издает подзаконные («исполнительно-распорядительные») акты по любым вопросам жизни и деятельности епархии (напр., положения о епархиальных учреждениях). Е. решает вопросы, возникающие при заключении и расторжении церковного брака. Е. также имеет право во внесудебном порядке применять церковные санкции к клирикам и мирянам (вплоть до соответственно временного запрещения в священнослужении и временного отлучения от церковного общения). Основная часть властных полномочий Е. принадлежит к исполнительным (адм.) и контролирующим. В частности, Е. назначает на церковные должности клириков (в т. ч. настоятелей приходов и приходских священников) и сотрудников епархиальных учреждений, утверждает состав приходских собраний и кандидатуры председателей приходских советов и ревизионных комиссий приходов, благословляет монашеские постриги, представляет на утверждение Свящ. Синода ректоров духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников мон-рей епархиального подчинения. Е. созывает епархиальное собрание и епархиальный совет и председательствует на них, обладая правом вето на решения епархиального собрания (с передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Свящ. Синода). Он дает благословение на учреждение новых приходов, постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен, направляет в Свящ. Синод представления об открытии мон-рей и духовных учебных заведений. Е. утверждает гражданские уставы приходов, мон-рей и др. канонических подразделений, входящих в епархию; созывает приходские собрания и утверждает их протоколы, а также отчеты приходских советов и доклады ревизионных комиссий приходов. Е. действует от имени РПЦ во взаимоотношениях с органами гос. власти по вопросам, касающимся его епархии, в т. ч. ходатайствует о возврате епархии храмов и др. церковного имущества. Он определяет порядок владения, пользования и распоряжения имуществом епархии; непосредственно распоряжается этим имуществом и финансовыми средствами епархии, представляет епархию как юридическое лицо в гражданско-правовых отношениях.

http://pravenc.ru/text/190033.html

Понимая, что отношения определяются усилиями обеих сторон, РПЦ постаралась исключить препятствия для братского сотрудничества и взаимодействия. В 1998 г. К. инициировал обсуждение темы старообрядчества на декабрьском заседании Свящ. Синода. Обсудив доклад митрополита о состоянии православно-старообрядческих отношений, Синод признал важность развития и углубления сотрудничества между РПЦ и старообрядчеством для укрепления традиц. духовных ценностей и норм жизни общества. ОВЦС было поручено тщательно изучить формы и перспективы дальнейшего сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества, подготовив соответствующие предложения по развитию диалога между ними. 3 июня 1999 г. К. принял в ОВЦС делегацию Древлеправославной поморской церкви Латвии (см. Поморцы ), на встрече с к-рой был намечен «планы действий по выработке взаимоприемлемых договоренностей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества» (ЖМП. 1999. 7. С. 39). В 1999 г. при ОВЦС была создана Комиссия по взаимодействию с представителями разных направлений в старообрядчестве и конструктивной проработке возникающих вопросов. 4 июня 1999 г. Свящ. Синод Русской Церкви принял определение, в к-ром призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод отметил, что «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола» стали результатом «вмешательства светских властей в дела Церкви». 19 июля 1999 г. определением Свящ. Синода при ОВЦС была создана Комиссия по координации взаимоотношений РПЦ со старообрядцами. В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Во время Великой Отечественной войны Е. был единственным насельником Зедазени. О престарелом подвижнике заботились его духовные дочери - монахини из Самтавро. Зимой 1944 г. мон. Зоиле (Двалишвили) и неск. монахинь, навещавшие Е., нашли его тяжело больным, прикованным к постели. Вскоре он преставился и был похоронен во дворе Зедазени у вост. стены храма. 18 авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ Е. был причислен к лику святых «за неоценимые заслуги в деле сохранения древних грузинских церковных песнопений, позволивших сохранить музыкальную сокровищницу грузинского народа». На заседании Синода РПЦ 26 дек. 2003 г. Е. был включен в Месяцеслов РПЦ (Определения Свящ. Синода. 2004. С. 21-22). Соч.: История перенесения на ноты груз. песнопений//НЦРГ. Q 840; то же//Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение/Сост.: И. Тавберидзе. Тбилиси, 2005. С. 129-179 (на груз. яз.). Лит.: О-дзе Д. Груз. церк. песнопение//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1920. 9 окт. 117 (на груз. яз.); Гавашели Л. Самоотверженные деятели груз. музыки: Письмо 2-е//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1961. 12. С. 65-68 (на груз. яз.); Мегрелидзе Ш., Кезевадзе М. Из истории песнопений Зап. Грузии//Там же. 1989. 2. С. 49-54 (на груз. яз.); Андриадзе М. Положение груз. церк. пения в XIX в.//Грузинская Патриархия. 1998. 1. С. 4-11 (на груз. яз.); она же. Жанры песнопений и традиция невмирования по груз. рукописям XIX в.: Дис. докт. Тбилиси, 1998. С. 241 (на груз. яз.); она же. Груз. церк. песнопения//Грузия - Свет Христов. Тбилиси, 2003. Т. 1. С. 865-885 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. песнопения в период экзархов//Народ и традиция: Сб. груз. церк. песнопений. Тбилиси, 2001. С. 181 (на груз. яз.); Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2004. С. 32-35 (на груз. яз.); Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2004. 1. С. 21-22; Тавберидзе И. Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение. Тбилиси, 2005. С. 65-80, 129-192 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Гелатский мон-рь во время экзархов. Кутаиси, 2006. С. 59 (на груз. яз.); Давид (Махарадзе), митр. Алавердский. В основе сего труда лежит любовь и вытекающее из любви смирение//Картули галоба (Груз. пение). Тбилиси, 2007. 6. С. 2-3 (на груз. яз.); Тогонидзе Л. Св. Евфимий Исповедник. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187685.html

Определения Свящ. Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, за исключением тех случаев, когда новые данные меняют существо дела. Председатель Синода осуществляет высшее наблюдение за исполнением принятых постановлений (V 23, 24). В обязанности Свящ. Синода (V 25; в основном повторяют Устав 1988 г.) включаются: попечение о неповрежденном хранении и истолковании правосл. веры, норм христ. нравственности и благочестия; служение внутреннему единству РПЦ; поддержание единства с др. правосл. Церквами; организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений; оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелиг. отношений; поддержание межконфессиональных и межрелиг. связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координация действий Полноты Русской Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение с посланиями ко всем чадам РПЦ; поддержание должных отношений между Церковью и гос-вом в соответствии с действующим Уставом и гос. законодательством. На Синод возложено также одобрение уставов самоуправляемых Церквей (VIII 13) и Экзархатов (IX 6); принятие гражданских уставов РПЦ и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; утверждение журналов Синода Экзархата; решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Синоду канонических подразделений РПЦ, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе; установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит в связи с предусмотренным новым Уставом образованием общецерковного суда утверждение его постановлений (VII 23).

http://pravenc.ru/text/161103.html

Происшедшее в кон. 80-х гг. в странах Вост. Европы и особенно в Украинской ССР возрождение структур греко-католических Церквей, сопровождавшееся захватами правосл. храмов и притеснением верующих, осложнило православно-католич. диалог, приостановленный Поместными Православными Церквами по инициативе РПЦ. И. П. выразил по этому поводу сожаление, но назвал «нормализацию жизни» греко-католич. Церквей «исправлением допущенной несправедливости» и их «естественным возвращением к открытой церковной жизни после гонений», призвав возобновить диалог «братским разрешением спора в духе справедливости, любви и прощения» (Послание епископам европейского континента от 31 мая 1991//Единство в многообразии. 1993. С. 221). Считая возможным продолжение сотрудничества с правосл. Церквами в области совр. европ. евангелизации, И. П. пригласил правосл. Церкви прислать делегатов на специальную ассамблею синода католич. епископов Европы (28 нояб.- 14 дек. 1991). Однако 8 окт. 1991 г. Свящ. Синод РПЦ отклонил приглашение папы, указав на невозможность совместного обсуждения вопросов миссии и евангелизации в условиях, «когда у нас дома уже практически создаются параллельные миссионерские структуры... Наше участие в этих дискуссиях в Риме носило бы двусмысленный характер... Мировое же христианское общественное мнение было бы введено в заблуждение относительно подлинного характера взаимоотношений между нашими Церквами в данный момент» (Заявление о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе//ЖМП. 1992. 1. С. 11-12). Решение РПЦ было поддержано др. правосл. Церквами, и для изложения православ. позиции К-польский Патриарх Варфоломей I направил на открытие синода экзарха Юж. Европы Италийского митр. Спиридона (Папагеорги), выступившего с речью, в к-рой напряженность в православно-католич. отношениях была объяснена насильственными действиями греко-католиков на Украине и в Румынии, а также увеличением католич. структур в странах с преимущественно правосл. населением, что вызывало подозрения в стремлении к прозелитизму и означало отход от братских принципов православно-католич. отношений, выработанных в последние годы.

http://pravenc.ru/text/471418.html

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в рамках усиления антицерковной политики при Н. С. Хрущёве в епархии началось массовое закрытие церквей. Только за 1962 г. число зарегистрированных общин РПЦ сократилось с 597 до 337; из остававшихся 205 храмов 17 было разобрано, 18 отдано под клубы и медучреждения, 23 - под складские помещения; гос-во изъяло здание епархиального управления и часть архива епархии. В этих условиях И. вынужден был ради сохранения оставшихся приходов избегать конфликта с уполномоченными Совета по делам РПЦ (с 1965 - Совета по делам религий). Представители властей выдвигали требования к И. об ограничении количества пастырских поездок, о сокращении числа архиерейских служб и одновременно об «усилении борьбы с остатками унии». В 1962 г. в связи с переименованием г. Станислава в Ивано-Франковск И. стал титуловаться как «епископ Ивано-Франковский и Коломыйский». Временно управлял Черновицкой (март-май 1959) и Мукачевско-Ужгородской (окт.-нояб. 1963) епархиями. 5 февр. 1965 г. возведен в сан архиепископа. 16 мая 1968 г. вызван на летнюю сессию Свящ. Синода РПЦ вместо заболевшего Мукачевского архиеп. Григория (Закаляки). 30 июля того же года принимал участие в рассмотрении Синодом дела пребывавшего на покое Калужского архиеп. Ермогена (Голубева) . Был участником Поместного Собора РПЦ 1971 г. Во 2-й пол. 60-х гг. число зарегистрированных приходов в Ивано-Франковской епархии увеличилось до 374, но в 70-х гг. вновь началось сокращение числа приходов, хотя и меньшими по сравнению с нач. 60-х гг. темпами. К 1980 г. в Ивано-Франковской епархии насчитывалось 357 приходов. При этом число зарегистрированных священнослужителей оставалось практически неизменным. И. уделял большое внимание ремонту и реконструкции приходских храмов, их росписи, строительству колоколен, устройству новых приделов; всегда сам выезжал для освящения обновленных церквей. Особое значение имело восстановление древнего Рождественского храма в г. Галиче (освящен 27 нояб. 1977). В отчете уполномоченного Совета по делам религий по Ивано-Франковской обл. В. Р. Лисиченко в 1977 г. упоминалось, что епархиальный архиерей «к советской власти относится лояльно. Свою деятельность, в частности по перемещению священников, проведение архиерейских служб и др. согласует с аппаратом уполномоченного, прислушивается к нашим рекомендациям, старается проводить свою деятельность в рамках законодательства о культах». При этом, однако, указывалось на нарушения со стороны священников, к к-рым И. не принимал никаких мер воздействия, «будучи неуверенным, что после этого что-то изменится». Уполномоченный Совета по делам религий ставил в заслугу И. «удаление из церквей различной униатской атрибутики, недопущение к регистрации униатски настроенных псаломщиков, перестройку в церквах богослужений и обрядов по православным образцам» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 158. Л. 26-28).

http://pravenc.ru/text/578543.html

По инициативе К. создана рабочая группа во главе с митр. Иларионом, которой поручено выработать рекомендации по подготовке новых учебных пособий по всем дисциплинам, изучаемым на бакалавриате духовных школ. Особое внимание К. уделяет системе повышения квалификации сотрудников всех уровней церковного управления и деятельности - от правящих епископов до помощников настоятелей и приходских специалистов разного профиля. Отмечая особую роль курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев, организованных Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, К. подчеркнул, что «в связи с открытием новых епархий эта работа сейчас очень востребована, потому что именно молодые архиереи, которые только вступают на путь своего служения, нуждаются и в освежении богословских знаний, и в новой информации, касающейся внешней деятельности, и, конечно, в знакомстве с теми документами, с теми решениями Архиерейских Соборов и Священного Синода, которые определяют развитие современной церковной жизни» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Наблюдательном совете Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 28.02.2014//РПЦ: Офиц. сайт МП). По благословению К. курсы проводятся не только в России (Москва), но и в др. странах канонической территории РПЦ (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан). В окт. 2013 г. Свящ. Синод утвердил «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности». Посещение Патриархом Кириллом Издательского центра РПЦ. Москва. Май 2009 г. Посещение Патриархом Кириллом Издательского центра РПЦ. Москва. Май 2009 г. Богословская наука постоянно находится в центре внимания К., полагающего, что ее развитие на совр. этапе невозможно «без взаимодействия с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями». Диалог Церкви и науки требует системных мер в области церковной научной деятельности, к-рая нуждается в большем взаимодействии ее центров.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Переходя к характеристике взаимоотношений РПЦ со старообрядчеством, митр. Кирилл отметил, что, несмотря на отмену Поместным Собором 1971 г. клятвы на старые обряды и признание их равноспасительными и равночестными новым обрядам, на подтверждение этого решения Поместным Собором 1988 г., а также на определение Свящ. Синода РПЦ, осуждающее «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви», разделение не было преодолено. До сих пор в повседневной жизни не имеется фактов, которые подтверждали бы возможность полноценного существования двух обрядов в лоне РПЦ. Митр. Кирилл предложил ряд мер, направленных на установление доверительных взаимоотношений со старообрядцами. В частности, было указано на необходимость совместных действий в области возрождения культурных и духовных традиций, общих проектов в области книгоиздания, проведение научных мероприятий, духовных концертов, научно-исторических конференций, направленных на совместное осмысление и выверенную оценку причин и последствий раскола XVII в. Кроме того, митр. Кирилл указал на необходимость оказания действенной помощи старообрядцам в паломничествах к общим национальным святыням, в издании богослужебной и иной литературы, в подготовке специалистов в области старого обряда, традиционного пения и иконописи. В заключение доклада митр. Кирилл предложил учредить при Свящ. Синоде постоянно действующий орган, ведающий делами старообрядных приходов и взаимодействием со старообрядчеством. Третий день работы Собора был посвящён обсуждению вопросов внутренней жизни Церкви. В начале заседания был заслушан доклад святейшего патриарха, в котором затрагивались острые вопросы жизни епархий и приходов. Затем выступил секретарь Собора митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин), который посвятил свой доклад требованиям, предъявляемым к ежегодным епархиальным отчётам. Митр. Климент также представил на утверждение А. С. принятое Свящ. Синодом «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Затем Собором были заслушаны отчёты о заседаниях рабочих групп.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010