— Были ли какие-то принципиальные изменения? — Нет, конечно. Дело в том, что мы не преследовали задачи рушить все то хорошее, что у нас было. Наша задача была иной: хорошее сделать еще лучше, а не очень удачное, если оно жизнеспособно, подтянуть до достаточно хорошего уровня. То, что уже отработало и не представляет особой актуальности, превратить в архив. Поэтому у нас ничего на сайте не пропадет. Мы полностью переносим весь контент, который был ранее, на новый движок, и именно с этим связана задержка запуска портала. Материалов очень много, и они имеют сложную систему тегов. Продумывание и обкатка алгоритмов переноса всего материала в обновленную систему требует значительного времени и человеческих ресурсов. Мы планировали запустить портал уже в первых числах сентября, но мы не сможем уложиться в эти сроки. Скорее всего, это будет середина сентября. Мы очень хотим, чтобы студенты и духовных учебных заведений, и светских, которые интересуются вопросами богословия или смежных дисциплин — философии, культурологии, истории — присылали нам свои материалы, потому что возможность открытой дискуссии в качественной экспертной среде — это хороший повод проверить уровень тех утверждений, которые выдвигаются в публикациях. До момента своего закрытия «Богослов» представлял из себя прежде всего экспертную среду, в которой происходили обсуждения, в том числе дискуссия вокруг проектов документов Межсоборного присутствия. Из того, что уже сейчас доступно — это созданные группы в Фейсбуке и ВКонтакте, где мы публикуем те материалы, которые в дальнейшем будут также размещаться и на самом сайте. Мы сейчас уже запустили наши паблики, где ежедневно публикуются книжные новинки, обзор разных мероприятий, имеющих отношение к богословским вопросам — да и не только, вообще с целым кругом иных дисциплин. Публикуются отчеты с конференций. Сейчас завершилась крупнейшая патрологическая конференция в Оксфорде, которая проходила на прошлой неделе. Наш специальный корреспондент делал репортажи, брал интервью, в которых рассказывает о дискуссиях и интересных выступлениях, которые были на конференции. Все это можно посмотреть уже сейчас в наших группах в социальных сетях.

http://patriarchia.ru/db/text/5493142.ht...

Новая образовательная модель прошла обсуждение на ректорских совещаниях, в рамках Межсоборного присутствия, в ходе различных форумов и на интернет-площадках, таких как портал «Богослов.ру». Представители Учебного комитета выезжали в Духовные школы, выслушивая отзывы и пожелания со стороны преподавательских корпораций и студентов. Определенные элементы новой образовательной модели начали воплощаться в жизнь с текущего учебного года. Набор в некоторые семинарии осуществлялся уже на бакалаврскую программу, а в академии – на магистерскую. В ближайшее время необходимо будет ввести и третий уровень образования – аспирантуру, которая в обновленном виде функционирует пока только на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Переход на новую систему следует осуществлять постепенно. Сначала это должны сделать наши Духовные академии, затем – наиболее сильные семинарии, в которых наряду с бакалаврскими программами можно будет ввести и магистерские программы. Затем на бакалаврские программы должны перейти остальные семинарии. Духовные училища должны будут перейти на бакалаврскую программу в объеме двух лет обучения плюс подготовительный курс. Только те учебные заведения, которые перейдут на новую модель, будут признаваться в рамках системы духовного образования Русской Православной Церкви. Однако новая модель – это лишь внешняя рамка, которая сама по себе еще не позволит нашей системе духовного образования заработать более эффективно. Необходимы изменения в отношении к процессу обучения со стороны преподавателей и студентов. В задачу преподавателей сейчас входит не просто трансляция студентам суммы знаний, но вступление в интенсивное и живое взаимодействие с каждым из учащихся, преследующее цель привить студенту адекватное и целостное восприятие православной традиции, научить его думать и анализировать, ставить задачи и находить их решения, не чувствовать себя потерянным в современном обществе. Педагогическая наука разработала целый ряд методик, которые позволяют преподавателям осуществлять учебный процесс более успешно. Одной из важнейших целей является овладение подобными методиками. Задача Учебного комитета – организация этого процесса.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

На портале представлена богатая справочная и библиографическая база, ежедневно обновляется лента новостей по широкому спектру богословских наук. Публикуемые научные статьи и авторефераты вызывают активную дискуссию с участием специалистов. Апробация представляемых к защите диссертаций в виде обязательной публикации  статей и авторефератов на портале «Богослов.Ru» показала свою высокую эффективность как в плане получения независимых откликов и рецензий, так и повышения ответственности соискателей. Кроме фундаментального научного направления портал разрабатывает  и учебно-методические материалы: уже сегодня можно ознакомиться с первым опытом интернет-пособия «Введение в патрологию». Возможность поиска материалов по интересующему вопросу среди дипломных работ и диссертаций, написанных в духовных учебных заведениях, а также статей современной научной периодики Российской академии наук, оказывает значительную помощь при учебной и исследовательской работе. Интерес церковной и светской интеллигенции к деятельности портала, выражающийся в высокой посещаемости ресурса, позволяет говорить о постепенном формировании открытой научной богословской среды. Развитие богословия как подлинной науки по отношению к другим областям гуманитарного знания невозможно без открытости и ответственности. За отчетный период Издательский отдел Учебного комитета издал следующие книги: 6. Научная и научно-методическая деятельность Учебного комитета В межсоборный период состоялись две международные богословские конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17.11.2005) и «Православное учение о церковных таинствах» (13-16.11.2007), в которых принимали участие ведущие профессоры и преподаватели наших духовных школ. Продолжает повышаться научный уровень ежегодных конференций, проводимых Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и духовными академиями. Добрым знаком развития богословской мысли на местах становятся богословские, научно-практические, церковно-общественные конференции, проводимые региональными семинариями, в частности, в Нижнем Новгороде, Тобольске, Казани, Самаре и др.

http://patriarchia.ru/db/text/428110.htm...

Новая образовательная модель прошла обсуждение на ректорских совещаниях, в рамках Межсоборного присутствия, в ходе различных форумов и на интернет-площадках, таких как портал «Богослов.ру». Представители Учебного комитета выезжали в Духовные школы, выслушивая отзывы и пожелания со стороны преподавателей и студентов. Элементы новой образовательной модели начали воплощатся в жизнь. Набор в некоторые семинарии осуществлялся уже на бакалаврскую программу, а в академии – на магистерскую. Докладчик указал на необходимость ввести третий уровень образования – аспирантуру, которая в обновленном виде существует только на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия. В дальнейшем постепенный переход на новую систему должен будет затронуть всю систему духовного образования от Духовных академий до Духовных училищ. В 2008 г. началась и в 2010 г. продолжалась разработка и внедрение Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Учебного комитета. К 2011 г. в центральной базе ЕАИС находились данные о более чем 30 духовных учебных заведениях, более чем 1000 преподавателях и более чем 2500 студентах. Патриарх Кирилл констатировал, что миссионерское служение в РПЦ пока не носит систематического характера. Он поручил Синодальному миссионерскому отделу активизировать выработку миссионерских методов и координацию деятельности епархий в области миссии. Была отмечена необходимость расширения и улучшения качества катехизаторской работы. Для этого, в частности, Патриарх предложил организовывать при крупных приходах миссионерские службы и поручил Синодальному миссионерскому отделу разработать необходимые нормативные и методические документы и представить их на рассмотрение Свящ. Синода. Докладчик выразил озабоченность проблемами малочисленных коренных народов российского Севера и Дальнего Востока. Патриарх Кирилл предложил принять соборное заявление о жизни и проблемах малочисленных коренных народов, изучить возможность создания в Якутии семинарии, где будут, в частности, изучаться местные языки и культура коренных народов, поддержать практику создания миссионерских станов в епархиях Севера и Дальнего Востока, а также временного командирования клириков на два-три года для служения в этих епархиях.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Протоиерей Павел Великанов: Есть ли успех у богословской дискуссии в интернете? Есть ли у дискуссии успех в интернете или нет, можно ли уже разочаровываться или еще рано? 10 мая, 2015 Есть ли у дискуссии успех в интернете или нет, можно ли уже разочаровываться или еще рано? Выступая на открытии «Первой международной конференции электронные СМИ и православное пастырское душепопечение», протоиерей Павел Великанов поделился своими наблюдениями о том, как проводить дискуссию в Интернете. Шесть лет тому назад по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в Русской Церкви появилось Межсоборное присутствие, о котором здесь уже упоминалось. Это совещательный орган, который содействует высшей церковной власти в разработке наиболее важных вопросов жизни Церкви. Сегодня в его состав входят 193 человека, включая архиереев, священников, монашествующих и мирян. Основной идеей Межсоборного присутствия была не только подготовка проектов документов, но и рецепция этих текстов церковной общественностью. Поскольку разрабатываемые документы затрагивали не только важные, но и для многих болезненные вопросы современной церковной жизни, возникла потребность в организации открытого разговора. Одной из главных площадок дискуссии стал портал « Богослов.ru ». Среди тем, обсуждавшихся в рамках подготовки документов, — важнейшие вопросы. Это отношение Церкви к современным электронным средствам идентификации личности, место церковнославянского языка, вопросы церковного управления, участие верных в Божественной Евхаристии. И это лишь самая малая часть. Ни один из принятых документов не был только фиксацией существующего положения. Это были стратегии и перспективы, которые обозначались для выполнения всей полнотой Русской Церкви. Сегодня прошло уже достаточно времени, чтобы проанализировать ситуацию и посмотреть, какова реальная роль интернет-дискуссии в обсуждении этих документов. За весь период, а это пять лет, среди более чем 20 обсуждавшихся документов выделились несколько ключевых направлений. Первая волна была связана с обсуждением документов о роли церковнославянского языка и вопросе электронной идентификации личности. Вторая волна – обсуждение проектов документов «Положение о монастырях и монашестве» и «Об участии верных в Евхаристии». Разрыв интереса к документам был просто колоссальным. От 10 до 100 и более раз чаще комментировали вышеуказанные документы по сравнению с остальными. Показательной стала дискуссия вокруг церковнославянского языка. Речь шла о том, какие можно предпринять шаги, чтобы богослужение стало более понятным для современников.

http://pravmir.ru/protoierey-pavel-velik...

Важнейший инструмент, который находится исключительно в руках администрации интернет-ресурса, на котором происходит дискуссия – политика модерации. Поскольку наш портал изначально был задуман как площадка для ведения богословских дискуссий, которые обречены на провал без вполне понятного пространства свободы высказываний, то именно такая позиция и была использована как основной принцип управления потоком комментариев. При всей соблазнительности жёсткого подхода к модерации необходимо отметить, что территория дискуссии воспринимается участниками как приватная зона «его дискуссии», где если он не ощущает себя в какой-то хотя бы относительной безопасности и свободе, у дискутанта быстро пропадает всякое желание продолжать обсуждение. Жесткая модерация неизбежно ведет к сильному искажению эмоциональной картины обсуждения, тем самым лишая участника возможности быстро идентифицировать себя той или иной группой (позицией). С другой стороны, такая модерация не позволяет определить уровень эмоциональной напряженности обсуждения, которая является хорошим показателем степени антагонизма сторон в ситуации конфликта. Этот аспект организации дискуссии ярко проявился в одной из ветвей обсуждения проекта положения о монастырях и монашестве, где рассматривалась целесообразность публикации анонимных комментариев. Одним из участников дискуссии, сразу занявшем крайне агрессивную позицию, была поставлена под сомнение вообще вся целесообразность дискуссии, в которой люди скрывают себя под никами. Допустимость анонимных публикаций, с точки зрения редакции портала, является важнейшим элементов создания атмосферы открытости и доброжелательности, без которых дискуссия не прекратит существование, но быстро девиртуализируется и перельется со страниц портала в иные пространства из четырёх стен с соответствующими накалу дискуссии напитками. В ситуации, когда монашествующие – являющиеся реальными монахами того или иного монастыря – искренне желают внести свою лепту в раскрытие и уврачевание актуальных проблем монастырского жительства – было бы самоубийственным для дискуссии ограничивать её требованием полной персонализации оставляемых комментариев. Разве не высказывается человек более правдиво, если знает, что за свои слова он не понесёт наказания? Но как только мы вытесняем дискуссию в «кулуарно-кухонный вариант», мы тотчас лишаемся этих важнейших точек референции, без которых говорить о полноте представленной картины уже не приходится.

http://bogoslov.ru/article/2919045

То есть, выписка из протокола свидетельствует, что Святейший Патриарх дал указание разобраться с видеороликами «Академии веры» в УМК для воскресных школ, после чего из УМК они были удалены. А теперь диакон Илья Кокин не просто вернул видеоролики в свою программу, а загрузил их все – 40 штук. Он словно говорит: расширенная программа не нуждается в грифе. Пишу, что хочу… Знают ли об этом в СОРОиК? Сам диакон Илья в своей расширенной программе кратко упоминает об этой ситуации так: «…во избежание разрастания никому не нужного скандала внутри Церкви, чуть позже было принято решение «рекомендовать исключить из комплекта [УМК Приходская школа «под ключ»] означенные анимационные видеоролики». В 3-м издании комплекта видеороликов «Академия веры», увы, нет – как известно, «послушание превыше поста и молитвы», НО (!) сам портал «Академия веры» не закрыт, его материалы никто не запрещал, ими можно (и нужно!) пользоваться» (орфография автора сохранена – прим. авт.). Другими словами – чтобы не провоцировать критиков, ролики из УМК уберем, но продолжим распространять их иначе. Во время выступления перед педагогами в Сочи 6 июня 2023 г. диакон Илья посетовал, что этот проект «захейтили», и показал зрителям видеоролик под названием «Что такое Промысл Божий» с комментарием: «Вот одна из причин…» . Комментарий был дан к эпизоду, где богатырь с картины В.М. Васнецова стоит перед камнем, выбирая дальнейшее направление. Голос диктора озвучивает варианты движения: «Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – сокровище найдешь, налево пойдешь… жена узнает». На лице богатыря зритель видит отпечаток губной помады, а на камне возникает образ жены богатыря в виде мегеры со скрещенными на груди руками. В книге «Страх возводит стены…» на странице 40 эта «шутка» дословно повторяется. Видеоролики «Академии веры» получили оценку специалистов в аналитической статье члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, члена Синодальной Библейско-богословской комиссии, заведующего кафедрой теологии ПСТГУ, доцента, кандидата богословия П.Ю. Малкова и статье «Победа над смыслами, или артишоки либерального богословия» . Эти фильмы очень многое рассказывают о своих создателях: претензии к роликам «Академии веры» касаются не только нравственных, но и догматических вопросов.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/22/...

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло. Посмотрим документ Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях. Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком». Про колдунов Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это. За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить. Подготовила Оксана Головко Портал «Православие и мир» и  независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/nadolgo-otluchat-ot-pr...

С конца 2010 года в Русской Церкви запущен механизм межсоборного обсуждения различных документов с участием широких слоев церковного общества – архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян. Посредством общецерковных дискуссий в епархиях и в средствах массовой коммуникации Межсоборное присутствие, образованное во исполнение определения Поместного Собора 2009 года в том же году, позволяет обстоятельно подходить к созданию проектов соборных или синодальных решений. Предлагаемое исследование продолжает начатое на ХХ Рождественских чтениях протоиереем Павлом Великановым изучение информационных процессов в современной медиасреде Церкви на примере обсуждений проектов Присутствия . В данной статье рассказывается о предпосылках создания Присутствия, делается акцент на вкладе епархий в межсоборные дискуссии и предлагаются формы управления информационными потоками на епархиальном и общецерковном уровне. Синодальный информационный отдел проводит курсы повышения квалификации для сотрудников информационных подразделений епархий Русской Православной Церкви. Выездные практические семинары, деловые игры, теоретические занятия пройдут во всех федеральных округах России, а также в Белоруссии и в одной из стран Балтии. Для чего нужны дополнительные профессиональные знания трудящимся на церковной ниве? На этот вопрос отвечает специалист Управления делами Московской Патриархии Евгения Жуковская. Портал «Богослов.Ru» публикует расширенную версию исследования, проведенного Евгенией Жуковской, специалистом Управления делами Московской Патриархии, которое освящает вопросы организации эффективного взаимодействия Церкви со СМИ. Опубликовано ранее информационным агентством «Интерфакс-Религия» в сокращенном виде. В предлагаемом социологическом исследовании автор на примере анализа центральных печатных средств массовой информации в период избрания Патриарха Московского и всея Руси в 1990 и 2009 годах показывает динамику развития взаимоотношений Московского Патриархата с отечественными mass media за девятнадцатилетний период.

http://bogoslov.ru/person/298716

Не было бы более целесообразно дать на обсуждение таких серьёзных проектов сайту, который уже хорошо и давно знаком многим верующим? Может быть было бы больше людей, которые могли бы прочитать эти проекты, а не только узкая группка заинтересованных лиц? Архимандрит Савва 10 декабря 2012г. 02:04 Проекты публикуются, в первую очередь, на Официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ру, так что прочитать их может совершенно любой человек регулярно интересующийся жизнью своей Церкви. Там же указано три площадки (Богослов, блог Присутствия, сайт Присутствия), где можно эти проекты комментировать. Эти площадки по ряду технических и человеческих причин наиболее удобны для этих целей. иманл, Леонид 12 декабря 2012г. 11:04 Известно хорошо, что эффективное " демократическое " решение проблемы можно найти в корпоративное группе численностью не более 30-45 человек. Далее такие группы можно объединять в иерархию, которая портит " демократию " . Имеется опыт выработки демократического " решения " в коллективе интернет общения численностью 1000-1500 человек. Я учавствовал на портале Профессинал.ру в таком процессе для обсуждения перспективы развития Сбербанка России. Дело живое оказалось и могу, если Вам оно не знакомо, рекомендовать. Есть аналогичный портал МыПишем.ру... упомянутые порталы можно попробовать привлечь к обсуждаемым проектам для расширения поля дискуссии.. ведь у нас в России почти 80% православные люди, так что порталы откликнутся на призыв и дадут интересный эффект. Искренне Ваш Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 13 декабря 2012г. 01:35 Вопрос руководству Межсоборного присутствия: Когда начнётся работа над созданием " Положения о церковном имуществе " , о котором не раз говорится в ныне действующем Уставе РПЦ (в гл. XV: п. 6, 9, 11, 34, 39)? (Ведь в перечне готовящихся к обсуждению Межсоборным присутствием тем о работе над сим " Положением " не говорится, см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html ). Архимандрит Савва 13 декабря 2012г. 13:10 Не все разработки поручаются Межсоборному присутствию. За истекшие 4 года был принят целый ряд юридических документов, богослужебных текстов, - которые разрабатывались в других учреждениях. 

http://bogoslov.ru/article/2998316

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010