Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц жен Память 10 февраля В царствование нечестивого царя римского Севера 1290 при распространении Церкви Господа нашего Иисуса Христа служение бесам стало упадать и самое идолопоклонство прекращаться. В это время в городе Магнезии 1291 жил святой епископ Харалампий. Он наставлял людей на путь спасения и поучал их слову Божию; он говорил: «Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез пророков и апостолов предал нам слова небесной жизни, – и этой проповедью враг наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак, должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять за дело, причиняющее вечную пагубу». После подобных слов святой епископ был схвачен неверными и представлен на истязание и суд к игемону Лукиану и к военачальнику Лукию. Когда священномученик Харалампий повторил пред ними то же самое, игемон сказал ему: – Ты от избытка сердца своего говоришь безрассудные слова, не отличая добра от зла. Но, честный старец, не думай, что ты не будешь замучен за эти слова. Посему, послушавшись нашего совета, веди себя, как подобает старцу, и, хорошо размыслив, приступи к богам с жертвой, дабы нам не причинить тебе таких мук, каких ты не можешь себе и представить. Святой Харалампий отвечал: – Я уже состарился и оканчиваю это временное житие, ни за что не презрю предстоящих мне небесных благ. Тогда судьи, придя в ярость, начали приготовлять все для лютых мук, причем говорили ему: – Принеси жертву богам, злой человек! Святой Харалампий отвечал: – Не принесу я жертвы бесам. Ведь вы видите, что бесы, которых вы почитаете, трепещут и содрогаются пред крестным знамением Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

23 февраля 2022, г. Тюмень, 22:48­-00:07, среда, память священномученика Харалампия, –2°C, облачно. В какой степени допустима супружеская жизнь супругов, чтобы она не доходила до греха? Или лучше и проще сказать, в каком случае вменяется во грех супружеская близость? Этот вопрос нередко беспокоит молодых православных христиан, начинающих познавать взрослую жизнь и не имеющих о супружеской жизни достаточно понятий, в то время как интер-содом навязывает тиранию своих стандартов распущенности, даже внутри законного брака, а посоветоваться как бы и не с кем: лукавый старается представить церковный взгляд на брачную жизнь в таком свете, чтобы ввергнуть молодых в отчаяние. Тут уместно перефразировать исследователя старообрядчества Мишу Шпаковского, который, помнится, при мне говорил: «похоже, все старообрядческие расколы и согласия возникли по вопросу брака» — и сказать, «похоже, что все современные уходы молодёжи из Церкви случились по вопросу интимной близости». По крайней мере, очень многие. Причём, даже женатых, у которых нет угрозы целостности брака. Многие сейчас ошибаются, считая, что Церковь не разрешает вообще ничего, и предпочитают вставать на путь согласия внутри себя с грехом и оправдания его, чтобы жить дальше по лозунгу — без Бога, но в сластолюбии, нежели с Богом, но без удовольствия (ср. 2 Тим. 3:2-4 ). Но существует, на самом деле, иное решение. Чтобы примирить сложное противоречие, которое нередко формируется в душах молодых, укажем, по крайней мере, на два простых принципа, видимых на поверхности. Первый состоит в том, что в то время и в том месте, о котором все мы понимаем, не должно присутствовать кого-то третьего: ни как, простите, наблюдателя, ни как наблюдаемого (то есть, какие-то эротические или, даже, порнографические дела запрещены), ни, тем более, в качестве блудного соучастника, о чём есть срамно и глаголати. Второй принцип — нельзя быть рабом своей похоти (похоть есть хотение плоти). Это значит, что, давая ей выход в определённые ей дни, нельзя делать этого вегда, «на вся дни светло» ( Лк. 16:19 ), без разбору постных дней, праздников и литургических постов, дней скорби или сугубой молитвы. Не похоть диктует человеку, а человек диктует определённые ей дни и часы, когда она может быть реализована. Каким бы сильным потрясением она ни являлась в минуты своего прихода, человек как господин ей должен решать, в каком случае следует загасить её, а в каком случае дать ей выход возможно. И тогда свидетельством о подконтрольности похоти является соблюдение постов, постных дней недели, крупных христианских праздников и постов литургических при подготовке к причастию (как за себя, так и за супругу).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца. Николо-Иоасафовский собор Карта и ближайшие объекты В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный - во имя святителя Николая; в южном приделе - во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе - во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе - во имя святителя Иоасафа Белгородского. http://bel1-2.cerkov.ru/ В 1799 году на средства прихожан на Новом городском кладбище возведен Никольский храм. В 1837 году усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова к храму пристроена трапезная. Стараниями церковного старосты Семёна Васильевича Пешкова и прихожан в 1867 году расширен алтарь и приделы главной церкви. В храме устроено четыре престола: во имя святителя Николая, священномученика Харалампия, преподобного Иоанна Печерского и Рождества пророка Иоанна Предтечи. Иконостас собора изготовлен в XIX веке. В конце сороковых годов XX века верхний ярус отдельно стоящей колокольни разобран, восстановлен в 1990 году. После закрытия Преображенского собора в 1962 году, Никольский храм получил статус кафедрального собора. В настоящее время в соборе имеется два престола: во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в честь святителя Иоасафа Белгородского.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Вахитовский район. Церковь Сошествия Святого Духа в Суконной слободе. Духосошественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия , Харалампия, епископа Магнезийского Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1731 и 1735. В 1832-1833 перестроен, в 1897 реконструирован и удлинен, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Ссылки:     Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Минуллина, д. 21. Координаты: 55.780283, 49.134744 Проезд: По улицам Салимжанова, Островского, Петербургская до пересечения с улицей Луковского. Далее до перекрестка с улицей Петербургской. Общественным транспортом до остановки " Театр Кукол " (автобусы 1, 2, 31, 37, 47, 74, 74а, 85, 107, троллейбусы 6, 12). Станция метро " Суконная слобода " - выйти через севе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По улицам Салимжанова, Островского, Петербургская до пересечения с улицей Луковского. Далее до перекрестка с улицей Петербургской. Общественным транспортом до остановки " Театр Кукол " (автобусы 1, 2, 31, 37, 47, 74, 74а, 85, 107, троллейбусы 6, 12). Станция метро " Суконная слобода " - выйти через северный выход и идти по улице Петербургской на север, в сторону станции " Площадь Тукая " около 600 м до перекрестка с улицей Минуллина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С переездом кукольного театра в новое здание изменится история дома, в котором он обитал. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. 2 марта 2012 года Интерфакс сообщил о принятии решения передать Русской Православной Церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Андрей Рощектаев, автор многих сочинений о православных святынях края, пишет: «Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века». Двухпрестольный каменный храм в Суконной слободе возвели на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя Суконной мануфактуры И.А. Михляева. Его приход первоначально составляли именно суконщики. Приход был одним из самых многолюдных в Казани, он объединял до четырёх тысяч верующих. Церковь, названная Духосошественской, была построена в 1731 году (по другим данным – в 1731-1735 гг.). Освящена в августе 1735 года. Главный придел – сошествия Святого Духа на апостолов, левый – во имя священномученика Харлампия.

http://sobory.ru/article/?object=21040

Верхотурье. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор, каменный, двухпрестольный. Заложен в 1703 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Построен в стиле барокко. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 16 апреля 1709 г. Левый придел во имя священномученика Харалампия. В 1922 г. изъято 2 пуда 31 фунт 92 золотника серебра (45,6 кг). С 1925 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1991 г. Действующий с 1998 г. В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе. С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором. Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус. Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны. Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко - светлый, воздушный, пятиярусным освещением. В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Единственный храм в Верхотурье, где совершаются таинства крещения и венчания, ибо в монастырских храмах их совершать не принято. Памятник истории и архитектуры мирового значения, находится под охраной ЮНЕСКО. Прихожане храма особо почитают икону Пресвятой Богородицы " Неупиваемая Чаша " . Есть в соборе и другие чтимые святыни - икона Пресвятой Богородицы " Казанская " , написанная в XVIII веке, и образ Воскресения Христова невьянского письма. Казанский образ - древний, являющий собой образец письма невьянской иконописной школы. А Крест-распятие с предстоящими святыми сделан местными умельцами, уже в наши дни.

http://sobory.ru/article/?object=00344

Санкт-Петербург. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Карта и ближайшие объекты Каменный храм был выстроен на месте старой деревянной Владимирской церкви трудами её настоятеля отца Иоанна Кирикова. Он взял на себя сбор пожертвований и привлечение богатых дарителей. К 1760 году он собрал достаточно средств для начала строительства. Закладка каменного храма состоялась 26 августа 1761 года. Церковь построена в 1761 – 1783 годах, по мнению большинства исследователей, по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини. Его считают одним из инициаторов восстановления пятиглавия при строительстве храмов. Вероятно проект Владимирской церкви был разработан еще в 1745 году, но поскольку тогда средств для каменного строительства было не достаточно, он был отложен " до лучших времен " . В 1755 году Пьетро Трезини покинул Петербург и Владимирская церковь строилась уже без него. В 1768 году, через восемь лет после закладки, был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. Её центральный престол был освящен 8 ноября 1768 года во имя Святого Иоанна Дамаскина. Боковые престолы были освящены в следующем, 1769 году: южный – во имя священномученика Харалампия освящен 22 февраля, а северный, во имя пророка Илии, – 30 июня. К освящению нижней церкви Императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 году. Верхняя церковь освящена 9 апреля 1783 г. во имя иконы Владимирской Божией Матери. Отец Иоанн Кириков не дожил до этого радостного события. В 1770 году он был зверски убит в собственном доме грабителями. Храмоздатель был погребен в ограде церкви, на его могиле к столетию храма установлен мраморный памятник, а в 1998 году рядом с ним установлен беломраморный крест. Возведенная в традициях барокко, церковь красиво декорирована колоннами и пышными наличниками окон. Купола церкви на высоких цилиндрических барабанах великолепны по пропорциям и красоте силуэтов. Основной объем здания в плане – квадрат со срезанными углами. Его композицию усложняют выступы на северной и южной сторонах, украшенные колоннами и башенками. Пятиглавие Владимирской церкви особенно удачно: группа куполов превосходна по своим пропорциям и красоте силуэта. Высокие барабаны словно уносят ввысь изящные луковичные главки. Вертикаль подчеркнута линией превышающего боковые центрального барабана, увенчанного высоким колоколообразным куполом с главкой на высоком фонарике. Боковые – завершены луковичными главками с глубокими перехватами по низу. Поверхности барабанов украшены широко разнесенными парными пилястрами ионического ордера и высокими окнами с полуциркульным завершением.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Чебоксары. Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Чувашской епархии. До революции – главный храм уездного города Чебоксар. Построен в 1657 году, на месте прежнего деревянного. Один из самых древних сохранившихся памятников церковного зодчества в Среднем Поволжье (более древние – 16 века, - уцелели лишь в Казани и Свияжске). Имеет характерный для посадских храмов 17 века большой параллелепипед основного объёма, украшенный наличниками из фигурного кирпича и ложными закомарами над кровлей – по 6 над боковыми стенами и по 5 над западной и восточной. Восьмигранная шатровая колокольня – также характерный образец зодчества той эпохи (опять-таки – один из очень немногих шатровых памятников, сохранившихся в Среднем Поволжье). А вот 5 очень маленьких куполов, являющих разительный контраст с размерами самого храма, как и четырёхскатная кровля, закрывшая низ барабанов – памятники более поздних, не очень удачных перестроек и «обновлений». Величественный храм венчает собой главный городской холм и потому хорошо виден издалека. Особенно живописный вид на него открывается со стороны Волги. С древнейших времён Введенский собор является вместилищем многих местночтимых святынь, среди которых в дореволюционной литературе обычно выделялись: Владимирская икона Божией Матери, «которой благословил город св. Гурий» (в 16 веке) и Смоленская икона Божией Матери с частицами мощей свв. Гурия, Варсонофия и Германа. Последний образ был пожертвован казанским митрополитом Тихоном (1699 – 1724 гг.), которому, в свою очередь, подарил его имеретинский царь Арчил Вахтангович. В июне 2006 г. собор почти три дня был местом пребывания десницы Иоанна Крестителя, временно привезённой в Россию из Черногории. Десятки тысяч паломников из нескольких ближайших епархий побывали в те дни в Чебоксарах. (специально для Соборы.ру) Введенский кафедральный собор - четырехпрестольный. Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.  Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Левый придел имеет два алтаря: 1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия; 2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия. Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).

http://sobory.ru/article/?object=04979

10/23 Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского и иже с ним (202). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Преподобного Прохора Печерского, Лебедника, в Ближних пещерах почивающего (1107). Благоверной княгини Анны Новгородской (1056). Собор Новгородских святителей. Иконы Божией Матери «Огневидная». Тропарь священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому, глас 4 Яко столп избранный Церкве Христовой/и светильник присносветлый всея вселенныя,/премудре, показася, Харалампие,/возсия в мире мучением,/разруши идольское мракобесие, блаженне,/сего ради явися предстатель Христу,/молися спастися нам. Ин тропарь, глас 2 Молитвами твоими ко Господу/от зол, бед, напастей свободи,/верно к тебе прибегающих/и сетей избави вражиих,/велий страстотерпче Харалампие. Кондак, глас 8 Подобствовав благодатию священства, славне,/Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/честный, светильниче всемирный, осияваяй концы,/яко непобедимый. Тропарь Харалампию на молебне, глас 4 Страстотерпцу Харалампию приступим/и образу его поклонимся, от сердца вопиюще:/мучениче Харалампие и отче,/от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас,/в Церкви Божией выну пребывающих. Ин тропарь, глас тойже Яко столп избранный Церкве Христовой/и светильник присносветлый всея вселенныя,/премудре показася, Харалампие,/возсия в мире мучением,/разруши идольское мракобесие, блаженне,/сего ради явися предстатель Христу,/молися спастися нам. Ин тропарь, глас тойже Пострадавый мужески и мученическим увенчан венцем,/священномучениче преславне Харалампие,/свободи раб твоих от губительства и всякаго зла, напастей и бед,/святе, с любовию твое призывающих чудное имя. Кондак Харалампию на молебне, глас 6 Яко мученик и исповедник цвет,/двойным венцем Христос тя увенча,/возвеличив безчисленными чудесы на земли,/но яко благодать Господню являя нам,/верно к тебе прибегающим,/даруй мир, помози в напастех и лютых бедах,/святейший Харалампие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10. Пятница. Сщмч. Харалампия. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Блгв. кн. Анны Новгородской. Сщмч. Константина Верецкого пресвитера . Служба сщмч. Харалампия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга) . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Не рыдай Мене, Мати...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя яко узре...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-23/

О, священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийская похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: “Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти”. Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: “Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идеже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворнаго воздуха, погубляющаго плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком”. Ты же паки, угодниче Христов Харалампие многострадальниче, глас Господень услышал еси, вещающий тебе: “буди по прошению твоему, преславный Мой воине”. И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-svj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010