В М. и С. е. особо почитаются святые, подвиг мученичества и исповедничества к-рых связан с Колымским краем: протоиереи священномученики Михаил Околович , Василий Агафоников , Димитрий Неведомский , священники священномученики Елеазар Спиридонов, Петр Богородский, Димитрий Казанский, Иоанн Козырев, Василий Козырев, Василий Крылов , мч. Иоанн Малышев , мц. Анна Шашкина , преподобноисп. Мария (Корепова) . Синодом УПЦ к лику местночтимых святых были причислены отбывавшие заключение в Северо-Восточном ИТЛ схиархим. преподобноисп. Андроник (Лукаш) и архим. преподобноисп. Иов (Кундря); их почитают и в М. и С. е. В Свято-Духовском храме находятся почитаемые списки Албазинской, Почаевской и Иверской икон Божией Матери, ковчег с мощами мн. святых, иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, сщмч. Харалампия, свт. Иннокентия Московского, блж. Матроны Московской, патриарха свт. Тихона, а также св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Святыни Троицкого собора: ковчег с частью мощей свт. Иннокентия Московского, почитаемый список иконы Божией Матери «Всецарица» из афонского мон-ря Ватопед , образ блж. Матроны Московской с частицей ее мощей, полученный в дар от Патриарха Кирилла при освящении им собора, рака с частью мощей местночтимого преподобноисп. Андроника (Лукаша), доставленная 13 апр. 2013 г. в Магадан из Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . В университетской Татианинской ц. имеются икона и ковчег с частицами мощей мц. Татианы. В Серафимовской ц. пос. Эвенск Северо-Эвенского р-на находится почитаемая Казанская икона Божией Матери, возвращенная Церкви местным краеведческим музеем в февр. 2006 г. (в XVIII-XX вв. образ хранился в семье эвенов Хабаровых). О святынях магаданского Покровского монастыря см. в статье об обители. С 2001 г. проводится рождественский крестный ход от магаданской Свято-Духовской ц. к часовне во имя вмч. Георгия. С 2011 г. в Северо-Эвенском р-не 13-14 июля совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение» из с. Гарманда в пос. Эвенск. Архиереи

http://pravenc.ru/text/2561166.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   26 июля (8 августа) Священномученик Сергий Стрельников Священномученик Сергий родился 24 сентября 1887 года в селе Шулка Яранского уезда Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова. В 1911 году Сергей окончил Вятскую духовную семинарию и в январе 1912 года был назначен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу в Яранском уезде, а 1 сентября того же года – учителем в церковно-при­ходскую школу в селе Муша в том же уезде. 14 ноября 1912 года он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Колянур и назначен законоучителем Бабинского земского учили­ща. 7 января 1916 года отец Сергий был переведен в храм Иоанна Предтечи в село Оршанка и назначен законоучителем Видякинского земского училища и Оршанского двухклассного земского училища. С 1912 года он состоял членом Миссионерского обще­ства, а с 1915-го – Братства святителя Николая Чудотворца. В 1922 году в Предтеченский храм явилась комиссия по изъ­ятию церковных ценностей. Изъятие проходило на основании описи церковного имущества, составленной в 1918 году. Прихо­жане просили, чтобы члены комиссии, по крайней мере, не сни­мали ризу с чтимого образа священномученика Харалампия; риза была оставлена, но все остальное – безжалостно изъято, несмотря на предложение выкупить. В 1933 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1936 году Предтеченский храм был закрыт под ссыпку зерна – такова была в то время форма борьбы с православием: официаль­но храм не был закрыт и даже числился по документам служащим, но фактически богослужения в нем проводить было невозможно. Протоиерей Сергий стал крестить и служить молебны в домах прихожан, а тем временем они собирали подписи под прошением, чтобы местные власти освободили храм от хранившегося в нем зерна. Однако по всему было видно, что гонения на Русскую Пра­вославную Церковь со временем только усилятся, и дочь прото­иерея Сергия, которой исполнилось тогда девятнадцать лет, стала просить его уехать и скрыться, на что священник ответил: если она любит его, то не будет об этом просить.

http://fond.ru/kalendar/582/sergiy/

Также в Лавре находятся: части тернового венца Спасителя, часть от пелен Христовых, части орудий божественных страстей: губы, трости. Части эти содержатся в одном кресте. Честные власы и пелены Господа Иисуса Христа, власы и млеко Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи. В обители пребывают частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, апостолов Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольных Константина и Елены, святителя Михаила – епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот святой считается вторым ктитором обители), святителей Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, великомученика Пантелеимона, великомучеников Артемия и Меркурия, священномучеников Ермолая, Антипы и Григория, преподобномученика Стефана Нового, мучеников Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мученицы Иулиты, святителя Василия Великого, святителя Иакова Персянина, преподобных Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Элладского, Нила Мироточивого, Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, святого Прокопия, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомученицы Марины, преподобномученицы Феклы, мучениц Пелагии, Параскевы и Минодоры, великомученика Димитрия, мученика Александра Пиндского, преподобных Григория Доместика, Никодима Святогорца, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Акакия Кавсокаливита, святителя Нектария Эгинского, мученика Евстафия, сорока Севастийских мучеников, священномучеников Елевферия и Харалампия, праведного Иоанна Русского, преподобного Андроника, мученика Иакинфа, святителя Андрея – архиепископа Критского, великомученицы Анастасии, мученика Феодора Византийского. В лаврской ризнице хранятся Евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое Евангелие и множество священных сосудов. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора – страстотерпца Николая II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Ватопеде хранятся частицы мощей многих святых: святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители – преподобных Николая, Афанасия и Антония, великомученика Меркурия, апостола Андрея Первозванного, святого Иоанна Предтечи, апостола Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, священномученика Харалампия, святого Андрея Критского, мучеников Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, великомучениц Екатерины и Марины, мучениц Параскевы, Пелагии и Феодосии, праведного Иоанна Милостивого, преподобного Евдокима, Ватопедского чудотворца; преподобных Агапия, Никодима и Иоакима Папулакиса, мучеников Флора и Арефы, преподобной Макрины, священномученика Ермолая. Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества. Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица – это место называется Климентова пристань. Первоначально на месте Иверской обители существовал языческий храм Посейдона. Впоследствии он был перестроен и освящен в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Некоторое время спустя на этом месте была устроена «Лавра Климента». Сам Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце X века выходцами из Иверии – преподобными Иоанном Торникиосом, Евфимием и Георгием, происходившими

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

л. 293. Страдание святыя мученицы Иулиании девицы, 21 декабря. Нач. Никомидия преславный в Вифинии град идольскому служению прилежаше зело. л. 301 об. Житие преподобной Ксении, 24 января. Нач. Жития и похвалы святых подобятся светлостию звездам. л. 313. Страдание святых мученик дву тму, в Никомидии сожженных. Нач. Максимиану второе лето на цярстве имевшу и лютому на христианы гонению готовящуся. л. 330. Память святых младенец четыринадесяти тысящ, иже в Вифлееме, от Ирода избиенных. Нач. Видев Ирод, яко поруган бысть от волфов, разгневася зело. л. 341. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Нач. Иисус Христово рождество сице бе. л. 352. Житие Павла Фивейского, 15 января. Нач. Антонию преподобному в египетстей пустыне с ученики своими жительствующу, прииде иногда помысл, яко несть такова совершенна инока, якоже он. л. 361. Страдание священномученика Харалампия, епископа Магнисии града, 10 февраля. Нач. Царствующу Господу нашему Иисусу Христу, скончевашеся творимая бесом служба. л. 372. Житие преподобного Венедикта, 12 марта. Нач. Благословенный именем и благодатию Божиею Венедикт святый издетска умом стар бяше. л. 191 об. Житие преподобного отца нашего Авива монаха чудотворца, 18 марта. Нач. Авив преподобный родом бе от Халкидона. л. 397 об. Житие священномученика Никона и 199 учеников его, 23 марта. Нач.В граде Неполисе глаголемом, иже в компанийсте стране, бе муж именем Никон. л. 408. Синаксарь на собор архангела Гавриила, 26 марта. Нач. Во утрии день по благовещении Пречистыя Девы Богородицы, собор святого архангела Гавриила праздновати церковь издавна... прияла есть. л. 415. Житме преиодобного Герасима, 4 марта. Нач. Слава постником, Герасим преподобный, родом бе от ликииския страны. л. 421 об. Страдание мученицы Еликониды, 28 мая. Нач. Еликонида Христова мученица бе в царство Гордианово. л. 426 об. Память мученицы Феодосии, 29 мая. Нач. О святой Феодосии тирской Евсевии Кесарии палестинския епископ, очевист свидетель написа сице. л. 429. Страдание мученика Вакха, Каллимаха, Дионисия и Варвара (нач. нет), 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Этим же крестом освящают 14 сентября закваску для хлебов. Освященная таким образом закваска остается на год до будущего 14 сентября. Тогда приготовляют новую, на следующий год, освящая ее опять этим же крестом. Части мощей: глава св. Василия Великого ; глава св. Михаила Синадского; глава св. Александра; глава и левая рука св. муч. Минодоры; глава св. Иоанна Кукузеля; глава священномученика Евстратия; кровь, смешанная с землей, св. великомученика Димитрия; стопа ноги с плотью св. муч. Кирика; правая рука и другая часть кости локотной св. Апостола Андрея Первозванного; кровь св. Иоанна Предтечи; части св. Сампсона Странноприимца, св. царей Константина и Елены; часть кости брадной св. Ефрема Сирина ; глава и рука с кожицей св. Григория Великой Армении; глава св. муч. Иакова Персянина; глава преп. Нила Мироточивого; глава св. великомученика Меркурия; локоть левой руки св. Иоанна Златоуста ; часть главы св. Феодора Стратилата; часть же главы первомученика Стефана; правая рука новомученика Феодора Византийского, пострадавшая в 1795 году февраля 17, – и многие другие части разных святых. По истине достойно замечания здесь обилие св. мощей. В алтаре в шкафе уложены они в 11-ти подвижных ящиках, соответственно месяцам года, на кои падает память того или другого святого. Нет ящика только на август. Мощи эти, сохраняемые отдельно от других, обычно показываемых, редко выставляются для поклонения богомольцам. Придельных церквей в лавре, кроме соборного храма и при нем двух параклисов во имя святителя Николая и 40 мучеников, – 18: 1) в честь Пресвятой Троицы; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) Введения в храм Пресвятой Богородицы; 4) Архангелов; 5) св. Иоанна Предтечи; 6) Всех святых; 7) Василия Великого ; 8) св. Модеста Иерусалимского; 9) Феодора Тирона и Феодора Стратилата; 10) священномученика Харалампия; 11) преподобного Онуфрия; 12) святителя Николая Мирликийского; 13) св. бессребреников Космы и Дамиана; 14) св. первомученика Стефана; 15) св. Иоанна Богослова; 16) св. великомученика и Победоносца Георгия; 17) св. Михаила Синадского; 18) св. Афанасия, основателя лавры. В сем последнем храме находится деревянный крест св. Афанасия в железном окладе, в котором полагают весу 4 фунта и который носил на себе преподобный; – этому кресту приписывают целительные действия. Здесь же находится другой жезл святого, с которыми он обыкновенно ходили. Этим жезлом он бил демонов. (Один жезл святого мы уже видели при гробе его).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В левой руке закрытое Евангелие, правой рукой он поддерживает Его за край. Изображение фронтальное. Нижнее поле слева направо: 1. ПРЕСВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ИОАНН. Фигура слегка повернута вправо. Руки в молитвенном жесте сложены на груди. Облачен в белую, подпоясанную рубаху. 2. ПРЕСВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ПРОКОПИЙ. Фигура показана в 3/4-ом развороте вправо. Правая, согнутая в локте рука, на уровне груди, в левой, опущенной вниз - три крюка (?). Облачен в алый гиматий. 3. МУЧЕНИК ЛАВР. Изображение фронтальное. Левая рука прижата к груди, в правой - четырехконечный крест. Облачен в желтый хитон и красный плащ. 4. МУЧЕНИК ФЛОР. Изображение фронтальное. Левая рука скрыта под плащом, в правой - четырехконечный крест. Облачен в розовый хитон и светло-зеленый плащ. 5. АЛЕКСЕЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ. Фигура слегка развернута влево. Руки в молитвенном жесте сложены на груди. Облачен в белую рубаху, подпоясанную веревкой, на шее крест. 6. МУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА. Изображение фронтальное. В правой руке, на уровне груди. четырёхконечный крест. Облачена в далматик, плаще. На голове венец. 7. МУЧЕНИЦА ВАРВАРА. Изображение фронтальное. В левой руке держит Святую чашу, в правой - развернутый к низу свиток с словами: " ЧТУ СТЫМ ТРП " . Облачена в царские одежды: тунику, алый плащ с оплечьем, на голове царский венец. 8. МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА. Фигура и голова слегка повернуты влево. В правой руке держит восьмиконечный крест, в левой, развернутый свиток с словами: " ВЕРУЮ ВОЕДИНАГО БГА " . Облачение монашеское: белый апостольник, синяя, с желтой оторочкой мантия, красная ряса. Левое поле поле сверху вниз: 1. ПРОРОК ИЛИЯ. Изображение фронтальное. Правая рука в благославляющем (двоеперстном) жесте, в левой развернутый к низу свиток с словами: " РЕВНУЯ ПОРЕВН " . Облачен в белый хитон и красный гимати. 2. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПА. Изображение фронтальное. Правая рука в благославлящем (двоеперстном жесте), в левой руке закрытое Евангелие. Облачение епископа: коричневый подризник, синий саккос, омофор. 3. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ХАРАЛАМПИЙ.

http://pravicon.com/image-34616

Бывает, человек изболевшийся, притихший под бременем собственных мук, сам заводит разговор о смерти. Отдает распоряжение, размышляет, как будут жить без него его родные. Важно и по-христиански правильно поддержать этот разговор, а не махать руками – дескать, что надумал, гони от себя дурные мысли. Хорошо взять за привычку читать больному Евангелие, Псалтирь и, конечно, молиться. Почти в любом православном молитвослове есть канон за болящего, хорошо читать этот канон дома. И акафисты, которые тоже есть в молитвословах. Чтение акафистов очень укрепляет и самого болящего, и того, кто взял на себя молитвенный подвиг. Есть много случаев чудесного исцеления тяжелых больных по молитвам родных и близких. Знаю, например, как был вымолен почти безнадежный больной. Друзья его каждый вечер по благословению священника одновременно в определенное время читали определенную главу Евангелия и молились. Молились сразу несколько человек, в разных городах, каждый вечер… Это был молитвенный подвиг ради того, кого любят. Случаев чудотворных молитв множество. Они описаны в духовных книгах, но еще больше неописанных, а хранящихся в сердцах православных. Многие исцеленные по молитвам близких мгновенно обращались к Господу и уже всю оставшуюся жизнь с Ним не расставались. Отцы Церкви называют жизнь приготовлением к смерти. Среди православных разговор о смерти считается естественным, нормальным. А неверующие боятся самого этого слова и даже придумали себе некий код, чтобы не произносить его – «если что случится»… Для верующего смерть – тайна, для неверующего – крах, мгновенно лишающий смысла даже очень долгую жизнь. Поэтому особенно тяжелое бремя ложится на родных неверующего больного. Но ведь и здесь Божий промысел. Господь призывает к Себе всех. Но одни замечают эти призывы, делают выводы, переосмысливают пережитое, другие не хотят замечать. Но Господня любовь безгранична, и после долгих призывов посылается человеку болезнь. И в болезни творятся чудеса. Человек вдруг осознает себя чадом Божьим, вдруг ужасается пустоте прожитых дней и просит, в слезной молитве просит дать ему время достойно подготовиться к смертному часу. Господь дает. Многие подвижники благочестия считали за великую милость поболеть, «выболеть» перед смертью грехи, а вот внезапная кончина почитается нередко страшным наказанием. «Смерть грешников люта», – говорится в Псалтири. Значит, не только жизнь благочестивую дарует Господь, но и смерть благочестивую. Великомученица Варвара как раз та самая святая, которой молятся о том, чтобы не умереть внезапно, без исповеди и святого Причастия. Чтобы миловал Господь от скоропостижной смерти, молятся священномученику Харалампию и священномученику епископу Персидскому Садоку. А преподобному Афанасию Афонскому молятся о скорейшем определении участи тяжко болящего.

http://azbyka.ru/ukazhite-mne-kraj-gde-s...

Кроме этого, Руссику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Руссик. В обители хранятся мощи многих святых: глава св. вмч. Пантелеимона, которую в 1996 году привозили в Москву для поклонения (так было и в июле-августе 2000 года, когда честная глава побывала на Украине, в Санкт-Петербурге и в некоторых Московских и подмосковных монастырях и храмах, а перед возвращением на Афон - в Храме Христа Спасителя - А.В.), частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов и т. д. В храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего обитель в 1845 г. Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов свт. Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20 000 печатных греческих, славянских и русских книг. Сейчас Пантелеимонов монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей; братия насчитывает более 50 монахов, почти все они из России. Чудотворные иконы: ИконаМатери Божией, именуемая  “Иерусалимскою”,над царскими вратами; икона св. Предтечи и  Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона и икона св. священномученика Харалампия. Третий замечательный здесь храм во имя святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца; потом- параклис, или меньший храм Успения Пресвятыя Богородицы. Кроме этих храмов, есть сще параклисы: 1) Вознесения Господня; 2) Рождества Пресвятая Богородицы; 3) Введения во храм Божией Матери; 4) Св. Архангелов; 5) Успения главы св. Иоанна Предтечи Господня; 6) св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника; 7) св. священномученика Харалампия;

http://isihazm.ru/1/?id=368

9. Отдание праздника Сретения Господня. Святаго мученика Никифора из Антиохии Сирския (ок. 257). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (обретение мощей, 1805). Преподобнаго Панкратия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516) Важеезерских. Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийскаго, Филагрия, епископа Кипрскаго, и Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I). 10. Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц (202). Благоверныя княгини Анны Новгородския (1056). Преподобнаго Прохора Печерскаго, в Ближних пещерах (1107). Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (1540). Мучениц дев: Еннафы, Валентины и Павлы (308). Зри: Всех преподобных отец, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу Сырныя седмицы). 11. Священномученика Власия, епископа Севастийскаго (ок. 316). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (1138). Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (1392). Мученика Георгия Софийскаго (1555). Праведныя Феодоры, царицы Греческия, возстановившия почитание святых икон (ок. 867). 12. Иверския иконы Божия Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийскаго (381). Преставление иже во святых отца нашего Алексия, митрополита всея Руси, чудотворца (1378). Святителя Милетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (1840). Преподобныя Марии, именовавшияся Марином, и отца ея Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольскаго (895). 13. Преподобнаго Мартиниана (V). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преподобнаго Евлогия, архиепископа Александрийскаго (607–608). Преподобнаго Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербскаго, мироточиваго (1200). 14. Преподобнаго Авксентия (ок. 470). Святаго равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго (преставление, 869). Преподобнаго Исаакия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1190), 12-ти греков, строителей соборныя Успенския церкви Киево-Печерския Лавры (XI). Перенесение мощей благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (1578). Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийскаго (V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010