Когда началась пресловутая чистка ведомств, каких служащих в первую голову «вычищали» из ведомств министры социал-демократы? Сам президент совета министров задал тон в этом направлении. Он в первую голову изгнал из своего ведомства единственного во всей Латвии русского уездного начальника, признанного опытного борца с комячейками и бандами налетчиков. Если у какого министра недоставало русского материала для изгнания, он изгонял православных латышей – русским-де миром мазаны. В проявлении своего расположения к русским в предвыборную кампанию атеисты- марксисты доходили до того, что начинали и креститься по-русски, и молиться по-русски, но по окончании предвыборной кампании марксисты обращались в яростных хулителей и гонителей всего русского и в противников всех русских интересов. Ведь разгромленные приходы – все православные приходы; странствующие по изгнании из своего помещения по разным углам и закоулкам школы – русские школы. Вспомните хотя бы изгнанную из своего помещения русскую Ломоносовскую гимназию и ее странствования. Ныне перед лицом городских выборов товарищи марксисты пообещали этой бесприютной гимназии постоянное помещение, но, конечно, не то, которое ей принадлежит по праву и дорого по воспоминаниям. Приходится опасаться, чтобы и данное гимназии обещание не оказалось марксистским предвыборным трюком. Дай-то Боже, чтобы это так не случилось. В Сейме не раз раздавались голоса, что и правые грешны антирусскими грехами социал-демократов. Но надо помнить разницу между прегрешеньями социал-демократов и правых. Правые партии никогда за русскими голосами не охотились и никакими обещаниями русских не обольщали, и в Сейм русскими голосами ни один представитель правых, не прошел. Социал-демократы же в каждую выборную кампанию ведут ярую охоту за русскими голосами, обольщают русских избирателей самыми неумеренными обещаниями, а, проведши в Сейм своих депутатов в большом числе русскими голосами, ведут политику противорусскую, обзывают русских и их культуру разными поносными именами, вот для такой политики трудно подобрать название. Если сказать, что это политика вероломная, мне кажется, что сказано еще недостаточно сильно. Когда мне говорят, что и прежними правительствами изгнано много русских со службы за недостаточное знание государственного языка, я не отрицаю этого, но спрашиваю, а почему же нынешний марксистский кабинет, располагающий всею полнотою власти, не принимает этих изгнанников обратно на службу? Нет, он этого не делает, но еще сам умножает число таких изгнанников. Если политика правых могла возбуждать справедливое недовольство русских, то вероломная политика левых заслуживает полного негодования и более того.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Что-то незаметно, чтобы и нашим купцам, и свободным интеллигентным рабочим силам договор облегчил бы выход на простор Руси. Перед заключением договора с разных сторон уверяли нас, что обещания мирного договора, хотя запоздало, но интенсивно будут выполняться. Такого рода обещания были даны и нам, церковникам. Между прочим, нашли нужным нас письменно уведомить, что громадный и громадной ценности наш соборный колокол, «по ошибке» вместо Риги, заехавший в с Палец, Нижегородской губ , приедет к нам, как только установится санная дорога. Санная дорога давно установилась, а колокол – ни с места. Очевидно, его удержали в резерве на случай какого-нибудь нового договора. Тогда при благоприятном голосовании церковников он, может быть, двинется с места. Договор называется торговым, но он более политический, чем торговый. Это совершенно ясно и для дальних, и для ближних. Некоторые заграничные политики его называют политическим договором, слабо замаскированным торговыми статьями. Что породил этот договор для Латвии в чисто политической области? Он фактически способствовал изоляции Латвии в международном концерте. Эстония совершенно открыто заявляет, что именно этот, якобы торговый, договор расстроил и продолжает расстраивать ее отношения с Латвией. Об этом же говорит влиятельная английская, польская, финская и др народов пресса. Таким обр , в международном отношении этот договор имеет громадное и исключительно отрицательное значение для Латвии. Но, может быть, этот договор принес существенные политические выгоды в области взаимоотношений Латвии и СССР? Может быть, когда после подписания и ратификации этого договора все от нас отвернулись, СССР стал проявлять к нам такую сердечную дружбу, ценность которой превыше всех потерянных друзей. Со времени подписания и ратификации договора действительно наблюдается весьма существенная перемена в отношениях СССР к нам, но эта перемена не дает и намека на то, чтобы СССР пожелал заменить для Латвии все те внешние политические опоры, которые Латвия потеряла в связи с договором, нет даже намека на то, чтобы СССР вообще желал бы в какой бы то ни было степени служить внешнею опорою для Латвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Оно и не могло быть иначе: ведь наши марксисты «товарищи» и сродники могильщикам русской земли, а некоторые из них и сами служили в рядах этих «могильщиков». Надо надеяться, что на предстоящих сеймовых выборах, как и на минувших земских, уже не станут голосовать за могильщиков Руси и русского народа, достаточно выявивших свое отношение к русским и в Латвии. Если русские, голосуя за русские списки, проведут в Сейм хотя приблизительно то количество депутатов, какое могут провести, и достоинство и права русских граждан в Латвии будут обеспечены, несмотря на происки и злобу марксистов. Программа списка No 23, который возглавляю я, опубликована. Я вошел в этот список по единогласному зову сил, объединившихся вокруг этого списка, и по зову пастырского долга – защищать унижаемых, обижаемых и состоящих под угрозою. Каждый кандидат, кроме программы, должен принести с собою в Сейм еще благую волю откликаться и на все те подлинные нужды своих избирателей, которые поставит пред ними эта живая жизнь и живая сеймовая работа. Наличность этой благой воли у кандидатов списка No 23 несомненна. Русская фракция опять имеет составиться из депутатов, прошедших по различным русским спискам. И это говорит за расширение обязательств депутата. Традициею для русских депутатов стало сотрудничество с депутатами прочих меньшинств, и к этого рода расширениям программы кандидаты нашего списка подготовлены. 1928. No 995. С. 2. Добрый ангел Агафангел, митрополит Ярославский, старейший и возрастом, и архиерейским стажем русский архипастырь, первейший кандидат в заместители местоблюстителя Всероссийского патриаршего престола, в Бозе почил. С 1897–1910 г. почивший работал на рижской кафедре, и работа его такова, что граждане суверенной Латвии не могут не приобщиться к скорби Руси. По происхождению почивший – чистокровный русский, уроженец Тульских пределов, отпрыск старинного русского духовного рода (род. 1856 г.). Он весь русский – и по представительной осанистой наружности, и по складу души, и по укладу личной жизни, и по широкому, чисто русскому, размаху церковно-общественной работы. Он образец русского и православно-русского архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Иногда безнадежно запутавшимся людям полезно бывает заглянуть к соседям и посмотреть, как мыслят и действуют они. Чужое здравомыслие действует отрезвляюще. В этом отношении не только запад, но и восток может пристыдить наших «патриотов» из понедельничной газеты. В Москве пред самыми окнами Совнаркома высятся главы Кремлевских соборов во главе с знаменитым Успенским собором, где короновались русские цари, в Ленинграде на виду у всех шпиль Петропавловского собора; там погребены русские цари. Однако, ни одному из современных патриотов современной России, которых никто не может обвинить ни в пристрастии к царизму, ни в расположении к православию, никогда не забредала в голову дикая мысль объявить эти соборы символами царского режима и требовать их снесения с лица земли. Напротив, соборы эти ремонтируются и реставрируются на государственный счет. Или культурный уровень наших понедельничных «патриотов» ниже, чем у патриотов московских? Когда турки завладели Царьградом и они, при всей фанатической ненависти к христианской Византии, все-таки не занялись сметением с лица земли православных храмов, и богослужения в них совершались как раз по тому же чину, по которому совершаются в Рижском кафедральном соборе и стиль его тот же, что там. Батый, завладевший Киевом, тоже не опозорил себя сметением с лица земли Киевских соборов, хотя стиль их и не татарский. Элементарный здравый смысл не может позволить тратить народные деньги на разрушение строений, имеющих громадную материальную ценность, не говоря уже о их ценности иного порядка. И все-таки наши «патриоты» известного типа не стыдятся открыто призывать к почти беспримерному вандализму, сметению собора с лица земли. Слова такого призыва, если даже они остаются только словами, пустым, праздным, злобным зубоскальством, никогда не забываются, ибо в них варварское издевательство над священнейшею святынею души человеческой – религиозною верою. На страницы истории такие слова ложатся позорнейшим пятном. В живой памяти и воображении народа они служат величайшим препятствием для спайки всех живых сил страны в единый прочный, сплоченный взаимным доверием и уважением общественный организм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Но этого марксистам мало. Иногда ко всему этому присоединяются весьма недвусмысленные угрозы, сопровождаемые готовностью штурмовать депутата на кафедре. Марксисты могут считать свою цель достигнутою, если мерами такого террора им удается одних депутатов заставить не выступать по брезгливости, а других смутить и сбить с позиции во время речи или голосования. Но должны ли мы, жертвы марксистского террора, мириться с таким грубо насильственным нарушением наших прав. Но и этого мало. В самое последнее время марксисты измыслили еще новый способ терроризировать неугодных им депутатов. Они силятся провести в жизнь нашего парламента систему бойкотирования неугодных им депутатов. На одном из предыдущих заседаний представитель фракции марксистов с этой трибуны от имени своей фракции объявил мне бойкот, с призывом и прочих депутатов бойкотировать меня. Здесь мы имеем дело уже не только с террором, но и с попыткою пропагандировать террор с сеймовой трибуны по отношению к полноправному народному представителю, имеющему и долг, и право свободно защищать своих избирателей здесь в Сейме и свободно участвовать во всех его работах. Так как представителю фракции марксистов было позволено с этой кафедры в связи с бюджетными прениями мотивировать эту террористическую меру, клонящуюся к стеснению моей парламентской работы вообще и, в частности, работы по бюджету, то да будет и мне позволено в связи с бюджетными же прениями разобрать доводы марксистов. Прежде всего в глаза бросается одно характерное обстоятельство. Когда я с этой кафедры выступал против торгового договора с СССР, я едва не подвергся штурму на кафедре. Так велико было возбуждение марксистов, так велико было желание прекратить мою речь, смять ее, помешать депутатам спокойно выслушать ее. При обсуждении бюджета Министерства ин дел я счел долгом указать высокому собранию, что уродливый торговый договор, навязанный нам марксистами, как мы в свое время и предполагали, не несет Латвии никаких выгод ни в политическом, ни в экономическом отношении. Опровергнуть сказанное мною марксисты не могли, но злобу затаили, и она не преминула вылиться наружу: на одном из ближайших же заседаний марксисты объявили мне бойкот с выражением удивления, что и другие сеймовые группы не бойкотируют меня. Сначала бойкот был объявлен без мотивировки. Это и понятно. Единственный мотив его – раздражение. Мотивировка бойкота притянута за волосы потом. При ознакомлении с выдвинутыми против меня обвинительными тезисами меня прежде всего поразило удивительное сходство и тезисов, и всего обвинительного материала с аналогичными данными того обвинительного акта, который мне был предъявлен в 1919 г чекою. Можно ли считать это совпадение случайным?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Соц -дем Деккенс выступил за защиту пособий спорту и за увеличение средств фонда. Деп Деккенс по поводу требований меньшинств пугает Сейм фразой, что де меньшинства, быть может, предложат народу с общим Сеймом основать еще один особый меньшинственный Сейм. Д р П. Калниньш заявил, что предложение меньшинств новое и, если принять его, то весь бюджет должен быть возвращен в малую думу для согласования. Деп Трасун считает, что положение русского населения хуже положения латышей. Против процентуального отчисления для меньшинств и мин -президент Ульманис. Меньшинства должны получить все, что им следует, но форма, которую меньшинства предлагают, неприемлема. Латыши могут на весь мир гордиться тем, что у них меньшинства пользуются равноправием. Затем еще говорили деп Нурок и Дубин, которые отметили нужды еврейских масс и возражали противникам отпуска меньшинствам требуемых ими сумм. На этом заседание за поздним временем закрылось. Следующее заседание – завтра. 1926. No 113. С. 3. Герой верности К годовщине кончины св Патр Тихона. О личности святейшего Патриарха Тихона, о его жизни и смерти так много говорено и писано, как ни о ком из деятелей великого русского народа и церкви. Тем не менее, по каждому удобному поводу представители русской прессы всех направлений вновь и вновь возвращаются к его имени. Ясно, это незабываемое имя стало настолько дорого, что потребность вспоминать его не только не иссякает, но возрастает, что в частом воспоминании о великом светильнике церкви души черплют отраду, утешение и ободрение в переживаемое тяжелое время. Это и понятно. В наше тяжелое и злое время люди изверились в человеке. Не на ком остановиться, не на кого положиться. Не стало тех цельных, монолитных натур, которые сильны остаться сами собою при всех превратностях судеб. Святейший Тихон в этом отношении составляет исключение. Менялись обстоятельства жизни; до поразительности, до неузнаваемости менялись люди, но он по своему духовному существу при всех превратностях судьбы сумел остаться верен себе и тем святым церковным и национальным заветам, которые составляли душу души его. Он глубоко верил в святость и непреложность тех религиозных и церковных начал, на служение которым отдал себя во дни ранней юности и верен остался им до гробовой доски. В этой абсолютной верности мы усматриваем главную красоту его выдающейся личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Почему бы г министру не сообщить нам во что государству и гражданам обошлись крушения, вызванные сокращением штатов жел дорожников? Но об этом он промолчал, ибо это говорило бы в пользу прогнанного директора. Данную г Кревсом мотивировку экстренной расправы с Думписом несколько расширил и углубил г Бастьян – этот универсальный специалист и по ж.-д. вопросам и финансовым и пр и пр . Он с присущим ему апломбом поведал нам, что Д было необходимо прогнать со службы за покровительство взяточникам. Думпис будто бы покровительствовал нач станции Зарину, вымогавшему взятки с бедных рыбаков. О взяточничестве Зарина Бастьян говорил, как о факте непререкаемом, якобы установленном неким «товарищем» г Бастьяна по партии. Однако дело о взяточничестве Зарина было предметом обследования не только у товарищей, но и в независимом суде. Дело по обвинению г Зарина во взяточничестве прошло все инстанции суда, и, как видно из имеющихся у меня документов, Зарин оправдан начисто и в окружном суде, и в палате, рассматривавшей дело по распоряжению Сената. Мало этого. Окружной суд приговорил лиц, обвинявших Зарина во взяточничестве, к тюремному заключению. Все это оглашено и в печати. Не странно ли после всего этого, что г Бастьян с трибуны Сейма клеймит всесторонне реабилитированного человека позорным прозвищем взяточника. Надо добавить, что Зарин один из опытнейших, заслуженнейших нач станций, с многолетним, безупречным служебным стажем. Г Кревс счел нужным нас уверять, что в увольнении г Думписа политические мотивы роли не играли, но его выдал с головой г Бастьян, заявивший с этой кафедры, что Думписа было необходимо прогнать со службы потому, что он принадлежал к «истиннорусским людям» и преследовал всех чиновников к «истиннорусским» людям не принадлежащих. В подтверждение своего утверждения г Бастьян ни документов, ни фактов не привел. От г Думписа мы имеем письменное заявление, что он никогда ни к каким политическим партиям не принадлежал. Конференция железнодорожников в постановлении своем свидетельствует, что «г Думпис в своих отношениях к служащим всегда был равномерно справедлив, невзирая на их политические взгляды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Это похоже на то, что выражено в русской поговорке: «На тебе лычко за свой ремешок». Удержав у себя оборудование более пятидесяти промышленных учреждений, Советы предлагают теперь нам на свой риск и страх оборудовать или расширить несколько наших промышленных учреждений для выполнения сов заказов. Предположим, что найдутся легковерные промышленники, готовые положиться на советские заказы и приступят, кто к оборудованию, кто к расширению своих предприятий. Понадобятся кредиты. Заграница нам кредитов не даст. Местных капиталистов нет. Придется искать кредита в государственных кред учреждениях. Выданные кредиты повлекут за собой сокращение кредитов на коренные латвийские нужды, напр , крестьянские нужды. Мобилизуют рабочих для выполнения сов заказов. Но непрочность обещаний советов общеизвестна Грядущие политические комбинации могут побудить советы в любой момент или сократить, или прекратить обещанные нам заказы. Крахнут тогда наши легковерные промышленные предприятия. Убытки понесет наш государственный банк. Рабочих придется демобилизовать с отнесением в кадры безработных. Потерпевшим окажется и наш крестьянин: за сокращением кредитов сначала в связи с кредитованием совзаказов, потом в связи с убытками от прекращения совзаказов. Только советы из такой неприятной истории выйдут сухи из воды, ничего не потеряв. Мне кажется небезопасно давать в руки советам такое оружие, которым они одним махом могут ударить и по нашему рабочему, и нашему крестьянину, и нашему промышленнику, и государственной казне. При их наклонности всюду сеять смуту и разлад они не преминут использовать удобный случай. Но если бы допустить наименее вероятное, что советы исполнят по договору все принятые обязательства и свои заказы будут давать нашим промышленным организациям так, как обещают в договоре, мы считаем вопросом еще неразрешенным, будут ли эти заказы для Латвии прибыльны, особенно если принять во внимание, что базой нашей промышленности будет капитал, взятый в долг, что приемка советами выполненных заказов имеет для промышленника много тяжелых сторон, что платежи Советами не всегда производятся наличными и пр и пр .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

При появлении архиепископа Иоанна на ораторской трибуне большинство социалистов демонстративно встает и устремляется к дверям. Из их среды раздаются возгласы и бранные выкрики по адресу архиепископа, под которые архиепископ начинает свою речь. – Не успел я подняться на кафедру, – заявляет владыка после того, как шум несколько утих, – как с левых скамей по моему адресу, как всегда, раздались недопустимые возгласы и брань...» Председатель д р П. вдруг резко останавливает оратора, предлагая ему не вмешиваться в компетенцию председателя. Возгласов с мест, уверяет председатель, он не слыхал. После совершенно неожиданного замечания председателя пораженный и удивленный архиепископ, собираясь с мыслями, несколько мгновений молчит. – Что, слов не – снова несутся издевательские выкрики слева. – Нет, слов у меня хватает, – парирует Владыка, но бывают случаи, когда невольно становишься в тупик. Сегодняшнюю речь по бюджету министерства финансов я вынужден начать с протеста против той атмосферы террора, которую наши марксисты создают здесь в Сейме при выступлениях неугодных им депутатов, в частности при моих выступлениях. Террор разных видов всегда и всюду сопутствует марксистам всех названий. Но допустимо ли, чтобы в парламенте демократической страны рычал дикий зверь, именуемый террором, и мешал свободной и мирной работе народных представителей? Как только неугодный марксистам депутат направляется к трибуне, на скамьях марксистов раздается напутственная брань и выкрики. Это, т ск , артиллерийская подготовка похода. На всем протяжении речи неугодного марксистам депутата слова поношения и брани не прекращаются. Не все перлы марксистской невоспитанности попадают в стенограммы, но если собрать воедино хотя те слова, которые зафиксированы в стенограммах, из них можно составить лексикон жаргона отбросов общества. Слова эти таковы, что не все могут быть произнесены мною для возобновления их в вашей памяти, поэтому позволю себе повторить лишь некоторые, а прочие воскреснут в вашей памяти по ассоциации. «Шибер, негодяй, фарисей, лицемер, Распутин, Иуда, сапоголиз» и пр , пр . Когда подобными прозвищами награждает гражданин гражданина в последнем кабаке, в самом низкопробном вертепе, закон карает за хулиганство. Когда же в высшем государственном учреждении лицо, носящее образ человека, обращает подобные слова по адресу народного избранника, исполняющего свой священный долг пред страной и народом, закон, карающий хулиганство, вынужденно молчит. Но молчанием закона не упраздняется та омерзительная в моральном отношении атмосфера, какая создается хулиганством. Спокойная деловая работа в такой атмосфере невозможна. Эта атмосфера терроризирует людей непривычных к ней, людей причастных к культуре, особенно людей нервных, и под влиянием этой атмосферы депутат, имеющий долг говорить, молчит. От этого рода непристойного террора не свободны и моменты голосования. Депутат стеснен и в речи, стеснен и в голосовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Газеты «Сегодня» и «Сегодня вечером» в 1934 году об архиепископе Иоанне «Сегодня вечером», No 235, суббота 13 октября 1934 г., с. 4 И. Калнынь – встречи с покойным архиепископом Иоанном В конце 90-х годов архиепископ Иоанн как мирянин Иван Поммер, учился в рижской духовной семинарии. Будущий архиепископ уже в свои семинарские годы выделялся среди своих товарищей, огромное большинство которых жило в интернате. У жизнерадостной молодежи было много свободного от учебных занятий времени. Однако семинаристы той эпохи не стремились к городским удовольствиям и редко без особой нужды оставляли стены учебного заведения. Молодежь много читала, занималась музыкой и пением. Любимым времяпровождением семинаристов были прогулки. Иоанн Поммер держался в стороне от своих товарищей, в город совсем не ходил, его часто можно было видеть с книгой в руках в глухом уголке коридора у окна. Товарищи уже свыклись с этим и не тревожили его без нужды. Когда группа воспитанников, увлекавшихся пением и музыкой, в свободные вечера собиралась в каком-нибудь из классов и составляла то импровизированный хор, то струнный квартет, в которых участвовал и профессор П. Сакс, и покойный латвийский военный министр Я. Залит, Иван Поммер почти всегда оставлял уединение, и усевшись в стороне, безмолвно слушал своих товарищей. Иногда в субботние вечера, после богослужения, Залит собирал лучших певцов («Перконкоронцев») из всех классов в зал, где пелись, как церковные, так и светские песни на всех языках. В таких случаях Залит не забывал позвать и Ивана Поммера, который обладал хорошим голосом и был очень музыкальным. Эти вечера и для всех остальных семинаристов были самыми лучшими в их скромной жизни. Учился Иван Поммер отлично. Самые строгие преподаватели семинарии относились к нему с большим уважением и любовью, не говоря уже о семинарском начальстве. Во время очередных богослужений в семинарской домовой церкви Иван Поммер скромно подходил к басам хора и становясь сзади их, участвовал в пении. Когда по очереди приходилось воспитанникам читать на богослужениях, Иван Поммер всегда читал с большой молитвенностью, и его голос очаровывал молящихся, как семинаристов, так и посторонних. Его уже в семинарии в шутку звали «монахом», в лучшем смысле сего слова... Окончил он духовную семинарию по первому разряду и поехал в Киевскую академию...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010