Однако с завершением издательского проекта по фонду 7131 работа по изучению наследия архиепископа Иоанна (Поммера) не завершена. Благодаря поддержке посольства Российской Федерации в Латвии стал возможным выпуск 38-го номера альманаха, в котором, с одной стороны, продолжается линия публикации исторических источников (Ю.Л. Сидяков – “Архиепископ Иоанн (Поммер) в газете «Слово»”, также “Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников”), с другой стороны, центральной темой становятся его биографические аспекты жизни в латвийский период времени (С.А. Мазур – “Летопись жизни архиепископа Иоанна (Поммера) в 1921–1922 гг.”). Изучение биографии священномученика ставит перед исследователями несколько совершенно новых задач. Главный вопрос биографии архиепископа Иоанна следующий: в чем суть его подвижничества, его жертвы, его священномученичества? А ведь на эти вопросы ни одна современная книга ответов не дает, как, впрочем, и тексты 30-х гг. XX века. Возьмем, к примеру, опубликованное в журнале «Вера и жизнь» в 1935 году в 11-м номере (с. 241–243) слово, сказанное в Рижском кафедральном Соборе на торжественной панихиде по случаю первой годовщины со дня смерти протоиереем П. Балодисом «Смысл мученической кончины архиепископа Иоанна». «Обратимся теперь к жизни нашего покойного архипастыря. Всем нам известно, как величественно и спокойно наш покойный архипастырь с церковной и общественной кафедры доказывал правоту христианских истин и с каким бесстрашием обличал отступников и хулителей веры. Мы видели, как противники его отступали, пораженные силою его слова. И как было устоять? Ведь, учение его было не его, а веками проверенное учение христианской церкви. Рассуждения его были не рассуждения простого человека, а человека талантливого и высокообразованного. Слово его было – слово превосходного оратора...” и т.д. Что мы видим в слове о. П. Балодиса? Произвольные рассуждения. Нужно ли выдумывать речи за архиепископа, если его современники располагали конкретными фактами, позволявшими говорить о владыке как молитвеннике, исповеднике и защитнике православной церкви. Тем более речи архиепископа Иоанна обладают одним очень важным свойством – автобиографичностью. Они в какой-то мере являются свидетельствами и исповеданием пастыря перед своей паствой. Речь 20 сентября 1931 года в Рижском кафедральном соборе в связи с 10-летним юбилеем возглавления владыкою православной кафедры в Латвии тому подтверждение. По ней даже ничего не знающий о православии в Латвии читатель может судить об истории и положении церкви после Первой мировой войны, о вкладе владыки в восстановлении прав православия в Латвии, о смысле его политической борьбы и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда. Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик ; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик ; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель ; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик ; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик . Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик ; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик ; Герасим (Сухов), преподобномученик ; Пахомий (Ионов), преподобномученик ; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник ; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик ; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик ; Петр Покровский, пресвитер, священномученик . Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный ; Григорий Самарин, диакон, священномученик ; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик ; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик ; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица ; Елена (Асташкина), преподобномученица ; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица ; Агриппина Киселева, мученица. В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным. В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду). Во втором ряду — только святые в священном сане: пять священномучеников, два преподобномученика и один священноисповедникИоанн Оленевский. В верхнем ряду — младшее священство, единственный диакон Григорий Самарин, три преподобномученицы, а по краям — двое мирян: слева — блаженный Иоанн Кочетовский, справа — мученица Агриппина Киселева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820185...

Очевидно, целью действий латвийских властей также является перевод Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а отнюдь не повышение ее статуса до уровня автокефалии. Во всяком случае, об этом упоминал в своем выступлении по поводу внесения законопроекта в Сейм президент Элиг Левитс. Правда, президент слукавил, когда упомянул о том, что инициатором перехода Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархат был в свое время архиепископ Иоанн Поммер. Поммер всеми силами старался сохранить латвийских православных – и русских, и латышей – в рамках Русской православной церкви Московского патриархата. Именно из-за непримиримой позиции архиепископа и убили в 1934 г. представители латвийских спецслужб после жесточайших пыток. За свой мученический подвиг Поммер был прославлен в 1981 г. в лике святых Русской православной зарубежной церковью, как священномученик Иоанн Рижский. В 2001 г. он был п рославлен  в лике святых Русской православной церковью Московского Патриархата. Переход ЛПЦ в Константинопольский патриархат произошел только в 1936 г., при архиепископе Августине (Петерсоне). Перемена юрисдикции повлекла тогда за собой тотальный перевод служб на латышский язык, введение нового стиля летоисчисления. Священников стали готовить не в семинарии, а на теологическом факультете университета, чтобы прервать православную традицию и модернизировать обряды. Очевидно, что это же рода перемены ждут латвийских православных в ближайшее время. Александр Владимирович Гапоненко , доктор экономических наук, русский политик, преследуемый латвийским политическим режимом, Рига Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/a_...

II Впоследствии книга эта под несколько иным названием была переиздана в России: Феофан (Пожидаев), иг. Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) . М., 2005. III Ранее подобная же программа была положена в основу просуществовавших недолгое время газет «Маяк» и «Вечернее время». Выступления архиепископа Иоанна на страницах газеты «Слово» Арх Иоанн об аресте митр Петра. Беседа для «Слово» В беседе с нашим сотрудником по поводу ареста местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра Крутицкого архиепископ Иоанн сказал следующее: – Телеграмма эта требует проверки, так как бывали случаи, что телеграфные агентства сообщали случаи, несоответствующие действительности. Самый повод ареста митр Петра представляется странным с точки зрения советских законов. И закон, и уклад жизни СССР ставит власть вне всяких религиозных споров. Арест же за непризнание живоцерковников как бы связывает власть, выражаясь вульгарно, с платформой которые, хотя и состоят слугами большевизма, но, все-таки нельзя отрицать, являются и церковниками. Это так с точки зрения здравого смысла, но не все в СССР делается по здравому смыслу. Митрополит Петр в бытность свою московским викарием был арестован за «кражу дров», причем эта «кража» состояла в том, что митрополит топил в своей кельи печку своими дровами, которые по декретам считались советскими. В стране, где возможно невозможное, возможно, конечно, что атеистическая власть арестовала митрополита за непризнание догматов и канонов «живой церкви». Если арест и состоялся, он митрополита не смутит, т к это человек, закаленный в борьбе за церковную правду. Ученик и преемник Патр Тихона потщится не посрамить заветов своего учителя. Святительский престиж митрополита Петра после этого ареста и в СССР, и вне ее только выиграет. Отныне в устах народа он будет по праву именоваться исповедником. 1926. No 46. С. 1. Правда о Православной Церкви в Советской России. Специальная беседа «Слова» с архиепископом Иоанном. В связи с арестом митрополита Петра в Сов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископскому служению. 11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре в Петербурге собором епископов во главе с митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским, † 1918) и митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким, † 1915) архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусова, † 1912). В 1912 году епископ Иоанн совершал епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Ковальницкого, † 1913) был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы). Не изменился он, и став епископом. Судьба связала его с многими городами России, Белоруссии, Украины – от Санкт-Петербурга до Одессы и от Слуцка до Пензы. Далекий хутор Илзессала в Праулиенской волости казался теперь таким маленьким, как путешественнику Андрею Пумпуру и его герою Лачплесису, плывущему на корабле в дальние страны, казалась их родина… Епископ Иоанн (Янис Поммер) Он вернулся в Ригу, после многих испытаний, гонений, ареста, суда – Промысл Божий привел его засвидетельствовать на родине. Латвийская паства писала  тогда Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество! Корабль нашей Церкви, обуреваемый волнами житейского моря, уже испытал много опасностей и бед, но мы не пали духом и устояли в вере. Несмотря на покинутость и сиротство наше, мы все еще мужественны и тверды и не намерены опускать знамени Православия и впредь. Но Святейший отец! Не возлагай на наши слабые рамена непосильного бремени ожидания без надежды, моления без ответа, прошения без даяния. Ваше Святейшество! Море бушует, волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала. Нужен кормчий…» 8 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Латвии права широкой автономии и назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и Латвийским.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

В книге «Колокол на башне вечевой» М., 2005 г. игумен Феофан (Пожидаев) проходит мимо неразрывности слова и действия в жизни архиепископа Иоанна, акцентируя внимание на одном элементе, но упуская из виду другой. И при внешней привлекательности выводов о. Феофана (Пожидаева) теряется нить историчности в повествовании, требующая конкретности и доказательности суждений. Конечно, образы многих святых в чем-то схожи друг с другом. Как средневековые жития святых сходятся в обязательном каноне, так и в биографиях священномучеников православной церкви Новейшего времени много общих черт. Однако в ХХ веке нарастает роль индивидуальности. Так и в жизни архиепископа Иоанна сочетались, на первый взгляд, абсолютно не совместимые виды деятельности. Глава православной церкви в Латвии – монах и, одновременно, депутат Сейма, исповедник и в то же время активный общественный деятель. В этом очевидном разрыве слепое следование историками церкви за распространенными клише вовсе не обязательно должны привести к пониманию личности святого, мотивов его поступков, сути его исповеднического долга. Замеченная автором книги «Колокол на башне вечевой» чрезвычайная скромность жилища главы православной церкви, например, не натолкнула на мысль о том, что отношение к богатству для архиепископа Иоанна было краеугольным камнем его богословия и политической философии. В главе «Архиепископ Иоанн в Латвии», несколько страниц (с. 58 – 61) автор посвящает вопросу об отношении Владыки к труду и богатству. Эти страницы включают несколько разрозненных описаний: 1) Архиепископ Иоанн все необходимое для епископского служения приобретает на собственные средства (с. 58). 2) Архиепископ Иоанн в подвале кафедрального собора. Один из гостей владыки вспоминает: «Скудно живет наш владыка. Несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Патриарха Тихона. Кровать за перегородкой. В углу, у печи – груда поленьев... и сырость, и темнота в углах, и тусклый свет электрической лампочки как-то сразу угнетают» (с. 58–59).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Даже по отношению к иерархии поставленной цели большевики не достигли. Правда, имена некоторых иерархов на Руси ныне произносятся с омерзением, их клеймят самыми позорными кличками, но это относится именно к тем иерархам, которые или творят, или творили угодное большевикам. Замученных же иерархов массы чтут как священномучеников. На могилы их, если таковые известны, совершаются паломничества, несмотря на запреты, запрещения и репрессии. Имена томящихся в тюрьмах и ссылках произносятся с благоговением как имена живых исповедников веры. От скудости или даже от нищеты своей верующие посылают им в тюрьмы и ссылки усердные приношения. С риском для жизни к местам ссылки отправляются ходоки, чтобы проведать своих пастырей. Грозных наркомов и чекистов осаждают делегации от рабочих и крестьян с ходатайствами за заключенных архипастырей и пастырей. Мы знаем случаи, когда верующие добровольно садились в Чека в качестве заложников-смертников и поручителей за своих духовных отцов или выручали ни в чем неповинных пастырей, или умирали вместе с ними в качестве жертв бессудия и произвола. Вырванных из тюрем и ссылок пастырей народ встречает с восторгом и назло власти обращает вновь вступление их в должность во всенародное торжество. В этих случаях, конечно, торжество уже не является чисто религиозным торжеством; народ торжествует победу над произволом и неправдою власти. На тех мужественных вождей духовных, которые сильны сохранить твердость в вере среди ужасов ГПУ и Чека, народ смотрит не только как на борцов за религиозную идею, но и как на борцов за попираемые и попранные права народа. В глазах масс они не только религиозные герои, но и герои национальные. При наличии таких обстоятельств и таких настроений арест нареченного главы Православной Российской Церкви, местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра, несомненно, будет способствовать поднятию в массах религиозного церковного сознания и даст лишний повод русскому народу осознать свои исполненные горечи и озлобления отношения к предержащей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Но Господь призрел на разоренный виноградник, который насадила Его рука, и послал народу пастыря " собрать расточенное и взыскать погибшее " . Православным христианам Латвии был дарован архипастырь, воистину ставший светильником горящим и послуживший всей жизнью своей спасению вверенной ему паствы. Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и всея Латвии. Архиепископ Иоанн пришел как первый луч света после беспросветно темной ночи. Сырой и мрачный подвальчик Кафедрального собора, ставший жилищем архипастыря, превратился в неисчерпаемый источник света для православных Латвии, вселяющий веру и надежду в их сердца. Господь благословил труды архиепископа Иоанна, и сегодня Православная Церковь Латвии в тесном духовном единстве с Русской Православной Церковью возносит свои молитвы к Престолу Господа Славы, звонят ее колокола, открыты для верующих двери ее храмов, молятся о стране и о всем мире насельницы Рижского женского монастыря и приносится ежедневная бескровная Жертва в ее алтарях. Милостью Божией и спасительным промыслом Его, Православная Церковь Латвии, изолированная от безбожного большевистского строя в самые страшные годы гонений, устояла, сохранила свои святыни и дала плоды. За свои великие труды на благо Святой Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) был удостоен Господом мученического конца и восприял на Небесах венец славы. Ныне архиепископ Иоанн, пребывающий пред престолом Всевышнего, возносит молитвы за свою маленькую Родину Латвию и за Великую Русь. Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за 100 лет (1836-1936). Даугавпилс, 1936, c. 5. Архиепископ Иоанн (Поммер). Защита веры и Православной Церкви. Rgas un visas Latvijas Arhibskaps Jnis/Sast. J. Kalniš. R., 1993. I daa, с. 82. Игумен Феофан (Пожидаев) Глава " Исторический путь Православия в Латвии. " из книги " Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера) " , Москва, изд-во Сретенского монастыря, 2005. 27 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/5287.html

– Вы теперь знаменитость в России. – Думаю, что так. Еще я был в кафедральном соборе Воткинска, где служил священномученик Николай; посетил его могилу. Отслужил всенощную в милом приходе отца Георгия и Литургию в красивом Михайло-Архангельском соборе. Прекрасно провел время, был очень радушно принят и получил мощи. – Я видел на фотографиях, что вам подарили частицы мощей, вставленные в икону. Это та же икона, которую вы заказывали пару лет назад? – Нет, я не привозил с собой икону – это копия иконы, которую мы заказывали. Надеюсь приобрести реликварий и еще мощи нескольких святых. Хотим попросить у архиепископа Западно-Американского Кирилла (РПЦЗ) частицу мощей святителя Иоанна (Максимовича), потому что несколько наших прихожан знали его лично; а я хотел бы приобрести частицы мощей преподобного Германа Аляскинского и нескольких других американских святых. Отец Николай Виглайс, выходец из Латвии, служил настоятелем нашего прихода 40 лет (1951–1991). Святитель Иоанн (Поммер) Рижский, священномученик, должен был рукоположить его во диакона, но святитель был сожжен живьем на своей даче, так что рукоположение пришлось отложить. Поэтому я был бы рад получить и частицу мощей священномученика Иоанна Рижского, если, конечно, мощи сохранились. Мы начали служить молебны о страдающих алкоголизмом и наркоманией – это одна из основных причин большого числа бездомных в Области залива Сан-Франциско. У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина прямо на улице У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина, курящих кокаин или испражняющихся на улице на глазах у всех. Я уже видел все типы антисоциального поведения. Торговцы наркотиками орудуют прямо через дорогу от нашего храма. Если бы можно было от них избавиться, это стало бы большой поддержкой нашему приходу. Не хочу показаться жестоким, но было бы хорошо, если бы наркодилеры исчезли навсегда. – Осуществляют ли какие-нибудь православные приходы программу помощи наркоманам или бездомным?

http://pravoslavie.ru/125587.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010