Есть изыскание боговдохновенных мужей о священномученике Игнатии Богоносце : почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» ( Мк. 10:14 ), – тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18:3 ). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем. Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, – в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» ( Мф. 15:19 )? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не проводя специального разбирательства, используя процедуру дознания (cognitio), состоявшую в 3-кратном допросе обвиняемых, Плиний осуждал всех, кто упорно придерживались христианства, к смерти. «Я не сомневался,- писал Плиний,- что, в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Плиний приостановил расследование и обратился к императору с вопросами: наказывать ли обвиняемых только за то, что они называют себя христианами, даже если нет иных преступлений, или только за преступления, связанные с именованием себя христианами; прощать ли за раскаяние и отречение от веры и учитывать ли возраст обвиняемых? Траян поддержал своего наместника, но предоставил ему свободу действий, т. к. для такого рода дел «установить общее определенное правило невозможно». Император настаивал, чтобы действия в отношении христиан находились в рамках строгой законности: власть не должна брать на себя инициативу по розыску христиан, анонимные доносы строго запрещались, при открытом обвинении упорствующих христиан император приказывал казнить без различия возраста за одно то, что называли себя христианами, отпуская на свободу всякого, кто открыто отречется от веры. При этом обвиняемому достаточно совершить жертвоприношение римским богам. Помимо безымянных христиан в провинциях Вифиния и Понт, где действовал Плиний, при Траяне мученически скончался в возрасте 120 лет священномученик Симеон, сын Клеопы, родственник Господа и епископ Иерусалимский . Известно также о мученичестве Евстафия Плакиды и его семьи в Риме ок. 118 г. Центральной фигурой Гонений при императоре Траяне является священномученик Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. При императоре Адриане (117–138) Преемник Траяна Адриан в 124-125 гг. наставлял проконсула провинции Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывшый правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в котором отмечал, что «несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

42 Конечно же это не означает, что Таинство над человеком вообще не совершилось. Совершилось! Просто благодать может, коснувшись его, в нем так и не утвердиться, его покинуть. При этом человек оказывается в страшном состоянии мертвящей богооставленности, осуждения, лишенный животворящего начала подлинного бытия – благодати Творца. Не менее ярко состояние «ускользания» благодати от недостойного ее человека в Таинстве Евхаристии описывает и священномученик Киприан Карфагенский : «… некто… оскверненный, дерзнувший, по совершении священником Божественной службы, принять часть Таинства вместе с прочими, не мог ни вкусить Святыни Господней, ни коснуться к Ней: открывши руки, он увидел, что несет в них пепел (в древней Церкви миряне Причащались, принимая Святые Дары прямо в руки, обычай же Причащаться со лжицы появился лишь в VII столетии и повсеместно распространился только в XI-XII веках. – П.М.). Этим случаем указано, что Господь отступает, когда отрекаются Его, и что приемлемое нисколько не служит к спасению недостойных, так как спасительная благодать, по удалении святости, обращается в пепел». 43 Мы видим, что Господь, некогда, по Своем Воскресении, входивший и исходивший затворенными дверями, и здесь – незримо для грешника – может изойти, отступить от него, лишив его Своей причастности, не оставив в его руках не только Своего Тела, но даже и следа хлеба, как уже преложившегося в Плоть Христову. Конечно же, даруемая в Православных Таинствах Божественная благодать действует на грех , обитающий в любом искренне обратившемся ко Христу человеке как самое сильное и надежное противоядие, уничтожающее яд греха и спасающее христианина от вечной смерти. Не зря, например, священномученик Игнатий Богоносец называет Евхаристию «врачевством бессмертия», «противоядием… чтобы не умирать». 45 Но вместе с тем, как это ни парадоксально звучит, в том случае если человек приступает к Таинству недостойно, если греховность стала привычной и даже «естественной» средой его духовного существования, такое животворящее противоядие может оказаться для него даже смертоносным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 13  голосов:  4.7 из  5) Уже не первый год у нас в стране усилиями сторонников псевдоправославных маргинальных течений создаются культы лжесвятых – неканонизированных Русской Православной Церковью «отроков», «старцев», «мучеников» и пр. Эти лжеверования зарождаются в невежественной с точки зрения православного учения среде, они полны суеверий, неправды и даже оккультизма. Но, к сожалению, эти идеи активно проникают в умы простых православных людей. Священномученик Игнатий Богоносец , обличая пагубное самочиние в церковной жизни, писал: «Делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу». Но к этим словам святого не желают прислушиваться нынешние псевдоправославные деятели. Они ставят свое личное мнение выше мнения Церкви. Действуя без благословения священноначалия, они нарушают тем самым один из основных принципов Православной Церкви – принцип иерархичности строения церковного общества. Как раз в этой псевдоправославной среде возникло почитание в качестве святого погибшего тридцать лет назад известного эстрадного артиста Игоря Талькова. Нынешние «ревнители не по разуму» называют его «пророком», «избранником Божиим» и «святым мучеником». Игорь Тальков стал известным у нас в стране в конце 80-х годов. Широкой публике нравились исполняемые им лирические песни, но в репертуаре певца были и песни политической тематики с нотками скорби о дореволюционной России. Именно это музыкально-политическое творчество певца особо ценится его нынешними почитателями и именуется «музыкальной проповедью христианства». В 1991 году Тальков погибает. Причиной гибели певца стала драка, произошедшая за кулисами дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге. Охранники Талькова и его директор Валерий Шляфман схлестнулись с представителем популярной в то время певицы Азизы Игорем Малаховым – не поладили из-за очередности выступления артистов. В драку чуть позже включился и сам Тальков. Звучат несколько выстрелов из пистолета. Тальков ранен и вскоре умирает. Кто из участников потасовки сделал эти выстрелы до сих пор не установлено.

http://sueverie.net/igor-talkov-svjatoj-...

Глaba V Я прибегаю к Евангелию и апостолам; будем почитать и пророков ветхозаветных. Братья мои! Я весь изливаюсь в любви к вам и с величайшей радостью укрепляю вас, — не я, но Иисус Христос, за Которого в узах, хотя нахожусь больше в страхе, как еще несовершенный. Но ваша молитва к Богу усовершит меня, чтобы я достиг назначенного мне милостью Божьего жребия. — Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем любить также как и пророков, ибо и они возвещали то что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслися верою в Него, посредством единения с Иисусом Христом соделавшись достовозлюбленными и досточудными святыми, Иисусом Христом свидетельствованными и сопричисленными к Евангелию общего упования. Глaba VI Не допускайте иудейства. Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного — иудейство. Если же ни тот, ни другой не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие. Итак, убегайте коварств и ухищрений князя века сего, чтобы вы, будучи подавлены его мыслями, не ослабели в любви. Будьте все за одно нераздельным сердцем. А я благодарю Бога моего: я спокоен совестью в отношении к вам, и никто не может похвалиться ни тайно, ни явно, чтобы я кого–нибудь отяготил в малом или в великом. И всем, с которыми беседовал, желаю, чтобы сказанное мною не послужило свидетельством против них. Глaba VII По внушению Святого Духа увещал я вас к единению. И меня хотели некоторые обольстить по плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет, и обличает сокровенное. Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: «внимайте епископу, пресвитерству и дьяконам.» Иные подозревали, что я говорил это, предвидя отделение некоторых. Но Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: «без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он — Отцу Своему.»

http://predanie.ru/book/67544-poslaniya/

Это предполагает даже не просто солидарность, а двойную солидарность. С одной стороны, есть солидарность со всеми теми, кто является нашими братьями по человечеству, по плоти и крови: мы не можем отделиться от них, ведь мы — от их плоти и крови, и они — наша плоть и кровь. Кроме того, другого рода солидарность связывает нас с Человеком Иисусом Христом, Сыном Божиим, ставшим Сыном человеческим, со Словом воплотившимся: мы по-новому становимся одной природы со Словом Воплощённым и коренным образом отличаемся от всех тех, кто чужд этой тайне всецелого Христа, о которой говорили священномученик Игнатий Богоносец и блаженный Августин. Мы едины со всем человечеством прошедшим, настоящим, будущим на двух уровнях: в его оторванности от Бога, в том, что французское средневековье называло estrangement, отчуждением от Бога. И вместе с тем по благодати мы становимся едиными и солидарными с Тем, Кто в акте бесконечного милосердия, в акте любви и солидарности возжелал стать единым с нами. Та и другая солидарность безнадёжно противоположны, они не могут совпасть. На иллюзорном совпадении невозможно построить единство: оно окажется не только иллюзорным, но и разрушительным для того, что принадлежит области благодати, потому что сила притяжения более очевидна и воздействует на нас гораздо сильнее, чем нас уносит благодать. В этой двойной солидарности присутствует двойное сострадание, если мы употребляем это слово в самом сильном его смысле разделённого страдания. Сострадание Христу: не чувство сострадания к Нему, а разделённое с Ним на деле Его страдание и крест, дабы восполнить недостаток в плоти моей скорбей Христовых (см. Кол 1:24). Такое сострадание ведёт к тому, что мы, будучи Его телом, исполненным Святым Духом, делаем Его судьбу своей судьбой, Его страдание — своим страданием, прежде чем Его победа станет нашей победой. И есть ещё со-страдание, которое мы носим в самой плоти нашей в силу того, что, несмотря на нашу принадлежность христианству, мы ещё не достигли завершения, мы в становлении, ещё in via, хотя уже in patria.

http://pravmir.ru/vzaimootnosheniya-vnut...

2. Теперь поставим вопрос о происхождении ересей. Какова их ближайшая причина? Древнецерковные полемисты весьма согласно отвечают на этот вопрос. Ближайшая причина происхождения ересей – гордость еретиков 9 . Именно гордость побуждает еретиков противоречить Правилу веры, то есть древнецерковному Символу веры . Гордость же побуждает и раскольников отделяться от церковного единения даже и при единстве веры. Такие суждения мы встречаем на всем протяжении древнецерковной полемики. Св. Игнатий Богоносец пишет траллийцам: «Берегитесь еретиков. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей» (гл.7) 10 . Послание Климента Римского к коринфянам, написанное по поводу церковного раздора, содержит увещания ко смирению и обличает тех, которые «в надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти» (гл.14) 11 . Св. Ириней Лионский пишет: «Производящие расколы не имеют любви к Богу и заботятся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по случайным и маловажным поводам рассекают и разрывают великое и славное Тело Христово» 12 . «Кто руководится любовью, тот твердо и постоянно будет держаться приводящей ко спасению веры», – говорит Ориген 13 . А вот несколько наиболее характерных выдержек из творений св. Киприана Карфагенского : «Усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие» 14 . «Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над Церковью , некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение. А это что за чрезмерная гордость, что за высокомерие сердца и надменность ума – звать на свой суд начальствующих и священников!» 15 «Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не держится единства» 16 . «Гордые и непокорные люди и враги священников Божиих отступают от Церкви или восстают против Церкви» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Что это значит? Конечно, мы не должны быть подобны детям разумом. Апостол Павел говорит: На злое будьте дети, на доброе будьте разумны (см. 1Кор. 14, 20 )»». Если бы детство было некоим идеальным возрастом для достижения духовного совершенства, то, наверное, люди обращались бы к Богу, творили добрые дела и совершали все подвиги именно в детстве. Однако мы видим, что человек сознательно избирает тот или иной путь богоугождения или, наоборот, отвращается от Бога именно в зрелом возрасте. Основные дела, в которых проявляется его доброе произволение, он совершает, будучи взрослым или даже пожилым. Поэтому в Евангелии говорится только об одном качестве детского возраста – о неподдельном смирении, ибо дети мыслят о себе просто, без всякого лукавства. При неподдельном смирении человек смиряется совершенно без всякой задней мысли, а не ради того, чтобы чего-то достигнуть. Слова Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное означают, что если мы не смиримся, то не только нельзя будет говорить о том, кто из нас окажется бóльшим или меньшим в Царстве Небесном, но мы и совсем в него не войдем. На пути гордого человека, который стремится к Богу, возникает неожиданное для него препятствие: при всем своем искреннем стремлении, при всей своей энергии, и может быть, при сильном понуждении себя, он вдруг оказывается неспособным что-либо приобрести в духовной жизни – и мы часто видим это на себе. Это происходит как раз по той причине, что человек мнит чего-то достигнуть и в Царстве Небесном стать бóльшим. Далее Спаситель говорит: Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном ( Мф. 18, 4 ). По-славянски: Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть болий во Царствии Небеснем. По преданию, Господь наш Иисус Христос с этими словами взял на руки ребенка, который теперь известен как священномученик Игнатий Богоносец . Спаситель поставил его апостолам в пример, – видимо, потому, что тот, будучи в то время отроком, имел о себе самое скромное мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Plato and Stoa in Hippoly­tus’ Theology//ICS. 11, 1983. Р. 265–268]). О Λγος νδιθετος см. Филон, Abr. 83; Mos. 2.127, 129; Spec. 4.69. У христианских авторов, предшествующих Ипполиту, прежде всего: Феофил Антиохийский . К Автолику, II.10: «χων ον θες τν αυτο λγον νδιθετον ν τος δοις σπλγχνοις γννησεν ατν (Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах родил Его)», 22: «τν λγον τν ντα δι παντς νδιθετον ν καρδ θεο (Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога)»; Ср. Тертуллиан. Против Праксея, 5; Ориген. Против Цельса, VI.65. 135 Логос рождается от Отца как отдельная ипостась. Λγος νδιθετος становится Λγος προφορικς (ср. у Феофила. К Автолику, II.10:22). Мирослав Маркович замечает по этому поводу: «Единственное значимое различие между «первородным» сыном... и остальными существами заключается в том, что Сын состоит из чистого бытия, то есть из той же субстанции, что и Отец... тогда как остальные существа состоят из одного или нескольких из четырех основных элементов» (Marcovich М. Plato and Stoa in Hippoly­tus’ Theology. Р. 268). Ср.: «Недостатки, скрывавшиеся вообще в апологетической теологии, у Ипполита выразились во всей их крайности. Первоначально Бог существует один… Он заключает в себе “все” … и в Нем находится сокрытая мысль о всем универсе [νδιθετον το παντς λογισμν – Е.Х.]… В качестве отдельной ипостаси Он рождает Логос… Он мог бы Его и не родить, если бы не восхотел. Никаких мотивов для проявления Логоса во вне, кроме всемогущества Божия, Ипполит не допускает, и если по материи своего происхождения (ξ ντων) Логос отличается от тварей, то по форме, как созданный волею Божией, Он такая же тварь, как и все прочие». Спасский А.А. Указ. соч. С. 51. Ср.: «Един есть Бог, явивший Себя через Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его». Игнатий Богоносец . Послание к магнезийцам, 8//ПМА [М., 2008]. С. 344 (нижняя пагинация). С одной стороны, Ипполит, по-видимому, следует древней экзегетической традиции понимавшей под первыми стихами Книги Бытия: в начале, указание на то, что в Логосе Бог сотворил небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Наиболее серьезной попыткой оживления общественной деятельности прихода в России было в свое время повсеместное учреждение приходских Попечительств. Однако этот опыт, давший в отдельных случаях блестящие результаты, в общем не вызвал широкого оживления приходской деятельности. Проектированные на место приходских Попечительств приходские Советы оказались также «семенем не всхожим». Причину неуспеха видели в отсутствии взаимной между ними связи, а также с епархиальным управлением, отчего Попечительства вскоре изжили свои силы и зачахли. И вот в своей статье С.Г. Рункевич решил показать пример удачного опыта оживления «приходской самодеятельности» посредством умелой организации дела. Этот опыт принадлежал Черниговскому Преосвященному Василию (Богоявленскому), организовавшему приходские братства, связанные воедино через уездные братства с центральным епархиальным братством, возглавляющим все дело. При такой организации каждое братство, работая самостоятельно в своей сфере, в то же время не чувствовало себя изолированным, но находило солидарность и взаимопомощь в других ему подобных и руководство в центральном, всех объединяющем братстве. Именно постоянное взаимодействие между центральным и местными учреждениями и обеспечивало их активность и жизнеспособность 517 . Статья вскоре вышла отдельной брошюрой, а один экземпляр ее специально переплетен для собственной его величества библиотеки Зимнего дворца 518 . Несколько позже в свет вышла книга С.Г. Рункевича «Святой священномученик Игнатий Богоносец и его творения» 519 . Это была книжка, принадлежавшая к серии «Народной Академии». В кратком предисловии автор писал: «В дни, когда многие люди, погрязши в житейской суете, утратили истинную веру в Бога и, погибая в безбожии, снова стали стремиться к Богу, нередко ища Его в суевериях и лжеумствованиях, – своевременно возобновить в памяти образ Богоносца, всегда носившего Бога в сердце своем». В «Приходском чтении», бесплатном приложении к неофициальной части «Церковных Ведомостей», С.Г. Рункевичем был опубликован ряд очерков под общим названием «Приходская благотворительность в С.-Петербурге» 520 . Эти очерки и статьи по приходской проблематике, опубликованные им в 1906 году в «Церковном Голосе», составили, вышедшую в конце лета 1914 года, брошюру «Приходская благотворительность в Петербурге. К вопросу о приходе» 521 . В нее входили главы: «К вопросу о приходе», «Приходское вспоможение», « Приходское призрение», «Просветительная деятельность прихода», «Приходские средства», «Значение благотворительности».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010