Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛИМЕНТ АНКИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик Климент, епископ Анкирский и его ученик Агафангел Мученик Климент Многострадальный ( 258 - ок. 312 ), епископ Анкирский , священномученик Память 23 января Родился в 258 году в галатийском городе Анкире от отца язычника и матери христианки. В младенчестве лишился отца, а на двенадцатом году - и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. Усыновившая его женщина, София, воспитывала его в страхе Божием. Во время страшного голода в Галатии некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить, и София собирала несчастных к себе, питала и одевала их, а святой Климент помогал ей в этом. Он учил детей и готовил их к принятию святого крещения. Многие из них впоследствии скончались мученически за веру во Христа. За добродетельную жизнь святой Климент был поставлен в чтеца , а затем в диакона , в восемнадцать лет получил сан пресвитера , а в двадцатилетнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского . Вскоре вспыхнуло гонение Диоклетиана (284-305) на христиан. По доносу привлечен был к ответу и епископ Климент. Правитель Галатии Дометиан пытался склонить святого к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Его вешали на дереве, резали тело острым железом так, что видны были кости, жестоко били палками и камнями, вертели на колесе и жгли на медленном огне. Господь хранил Своего страдальца и чудесно исцелял его истерзанное тело. Тогда Дометиан послал святого в Рим к самому императору Диоклетиану с донесением о том, что епископ Климент был жестоко мучим, но оказался непреодолим. Диоклетиан, увидев мученика совершенно здоровым, не поверил донесению и подверг его еще более жестоким пыткам, а затем заключил в темницу. Многие из язычников, видя мужество святого и чудесное исцеление его от ран, уверовали во Христа. В числе обращенных ко Христу оказался один из охранявших святителя воинов - Агафангел , он стал учеником св. Климента и сопутствовал ему во всех страдальческих подвигах. К святому Клименту в темницу стекались люди для наставлений, исцелений и крещения, так что темница превратилась в храм. Многие из них по доносу были казнены императором. Диоклетиан, пораженный удивительным терпением святого Климента, отослал его в Никомидию к своему соправителю Максимиану .

http://drevo-info.ru/articles/8748.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Анкирский, сщмч. - житие Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника - Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361-363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился: " Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным! Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой по обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого Иисуса Христа, Господа нашего! Теперь же приими с миром душу мою, пребывающую неизменно в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и Пребывающий во веки веков, аминь " . Совершив такую молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Анкирский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-1927

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ АНКИРСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Василий Анкирский. Икона Пресвитер в Анкире Галатийской . Во время широкого распространения арианской ереси призывал свою паству твердо держаться Православия. Константинопольский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Однако Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан и наставляя людей на правый путь, ведущий к Богу. В то время епископом Анкиры был Маркелл , который в своём противостоянии арианству впал в противоположную ересь - модализм , считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере. Святой был оклеветан перед императором Константием II и призван к нему для ответа, но с несокрушимой стойкостью исповедал перед царём Православие и был отпущен. Когда следующий император Юлиан Отступник предпринял попытку восстановить язычество , доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли . Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе и раздирать тело железными орудиями. Во время мучений святой обратился к Богу с молитвой: " Господи, Боже веков, благодарю Тебя за то, что Ты счёл меня достойным идти по пути страданий. Я уверен, что, идя по нему, достигну жизни вечной и окажусь среди тех, кого Ты сделал наследниками Твоих обетований и кто уже наслаждается ими! " Видя, что Василий остаётся непреклонен в вере, Сатурнин бросил его в темницу, а сам обратился к императору за указаниями. Юлиан направил в Анкиру двух образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришёл в темницу к Василию и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущён увещеваниями святого. После того как он передал слова Василия своим спутникам, они решили, что мучения его следует продолжить, а если он будет упорствовать, предать его в руки императора. Святой Василий снова претерпел пытки на дыбе, после которых был водворён в темницу.

http://drevo-info.ru/articles/5444.html

Но мы уже видели, что отцы анкирского собора (314 г.) совершенно ясно указали, что хорепископы не имеют права рукополагать в священные степени без дозволения епископа (χωρς το πιτραπναι π το πισκπου), чем прямо указывается, что они могли в известных случаях совершить рукоположение. Поэтому отцы Антиохийского собора, бывшего позднее (в 341 г.) Анкирского, если бы нашли нужным совершенно запретить хорепископам рукопологать диаконов и пресвитеров, то выразились бы гораздо определеннее и яснее. Припомним, что и сам Вальсамон, объясняя 13-ое правило Анкирского собора, не отрицает права у хорепископов рукополагать, если они будут иметь письменное дозволение местного епископа (см. выше). Тоже самое говорят Аристин и Зонара. С другой стороны, если принять приведенное толкование Вальсамона, тогда выходило бы, что пресвитеры – хорепископы присвоивали себе только одним епископам принадлежащее право хиротонии, и что это бывало не редко, так что собор нашел нужным обратить свое внимание на непозволительное действие пресвитеров. Но в подтверждение этого нельзя найти исторических свидетельств. Заметим также, что Антиохийский собор не подвергает извержению рукоположенных хорепископами; однако можно ли допустить, чтобы собор признал действительно имеющими священную степень тех, кто рукоположен пресвитерами? Наконец, против Вальсамона говорят многие древние переводы. Правда, Дионисий Малый и Prisca translatio переводят с греческого буквально, т. е. неопределенно: «sine civitatis episcopo»; – «praeter civimamis episcopum»; но другие имеют: «praeter conscientiam episcopi» 194 или «praeter jussionem episcopi» 195 . Итак антиохийский собор определяет, что хорепископы с дозволения местного епископа могут совершать рукоположение, т. е. признает их епископами. Такой же вывод получается из разсмотрения слов ε και χειροϑεσαν εεν πισκπων ιληφτες «не смотря на то что они (хорепископы) получали епископское рукоположение». Некоторые полагают, что здесь идет речь не о том рукоположении, которое совершается при поставлении в степень епископа, а об архиерейском рукоположении при назначении в какую либо должность, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Двадцать второй день. Священномученик Василий, пресвитер Анкирский. (Чем мы можем заменить мученичество за веру?) I. Св. Василий, память коего ныне совершают, был ревностный защитник веры Христовой и часто обличал в заблуждениях еретиков и язычников. При Юлиане отступнике за безбоязненную проповедь Христа он был подвергнут тяжким мучениям. Из кожи его каждый день выкраивали по семи ремней и, когда вся кожа была истерзана, его пронзили раскаленными рожнами, после чего он и скончался (в 363 г.). Так верен был до смерти Христу Богу св. священномученик Василий. Великую награду он получил от Бога, ту награду, которая обещана всем мученикам за веру Христову, при одном представлении которой нужно радоваться и веселиться, ибо мзда их многа на небесех. II. Ныне нет уже, братия, гонителей за веру, нет и гонений и мучений за нее. Как же нам можно исполнять сию заповедь? Ужели должно идти в такие страны, где мы можем найти себе смерть за Христа, чтобы достигнуть такой высокой награды? Просил некогда один инок преподобного Пахомия великого , чтобы он помолился о нем, дабы сподобил его Господь быть мучеником за веру, и вот что отвечал ему преподобный: «ты поддаешься тщеславному помыслу, ищешь искушения, когда Господь повелел нам молиться, да не будем введены во искушение. Но терпи лучше всякий подвиг избранный тобою добровольно, неси безропотно труды, возложенные на тебя, старайся угодить Богу непорочным житием, и удостоишъся чести вместе с мучениками на небесах». Итак можно, братия, достигнуть высокой степени блаженства и без мученичества за веру, а ревностным исполнением своих христианских обязанностей и упражнением себя в высоких подвигах евангельских добродетелей, при постоянной борьбе с миром, плотию и диаволом, которые заменят для нас древних мучителей. а) Всматриваясь в свою жизнь, много ли мы видим в себе и других расположения к борьбе с миром и его соблазнами? Есть ли у нас стремление к добровольному отречению от благ мира? Терпеливы ли бываем к лишениям и невзгодам этой жизни? Безропотно ли переносим ее недостатки, нужды, скорби, озлобления? Посмотрите, какая почти всеми овладела страсть к богатству, к стяжанию, к приобретению благ этого мира, с какою жадностию и неразборчивостию средств рвем мы их друг у друга, как надмеваемся богатея, как отчаяваемся беднея?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского Память 22 марта Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. Потому, – говорил святой, – я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня; поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неотъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие. Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получил запрещение священнодействовать; но потом собором двухсот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства. Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном Константина Великого , будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на престол Юлиан Отступник 2073 и стал губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе Анкире, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. 4 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского. Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника — Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 — 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Совершив молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Левобулачная). Здание приспособили для обучения детей и занятия начались. Однако довольно быстро гимназия " переросла " дом Киселева. Во-первых, жилой дом (как бы его ни перестраивали) не отвечал требованиям, предъявляемым к учебным зданиям. К тому же 2-я гимназия, в отличие от первой, была учебным заведением для приходящих учеников, и пансиона в ней не было. Иными словами, ученики жили дома, а не при гимназии, как тогда было положено. Во-вторых, количество учащихся быстро увеличивалось, и в здании стало тесно. Руководство гимназии неоднократно предпринимало попытки решить создавшуюся проблему путем продажи дома Киселева и строительства нового учебного здания, но не находило поддержки ни у города, ни у земства. Тогда было решено возвести пристрой к зданию. В 1874 году он был построен (длиной более пятидесяти метров), фасад обновлен, и учащиеся 2-й гимназии встретили очередной учебный год уже в обновленном здании. Наконец, в 1900 году к нему была пристроена церковь, а в 1913 году возвели пристрой с актовым залом. Объемно-планировочная композиция и архитектурная пластика фасадов придают зданию строгость и торжественность. Двухэтажное здание с пилястровым портиком, построено в стиле классицизма. Памятник истории и культуры середины XIX - начала XX вв. Формирует линию застройки набережной Булака. Андрей Лебедев из газеты " Республика Татарстан 26.05.2005 г. Церковь при 2-й мужской гимназии называлась Васильевской. (К сожалению, до сих пор нет точных данных в честь какого святого Василия она получила освящение). Первоначально домовая церковь находилась в одной из комнат на втором этаже здания гимназии. В 1874 году к левому торцу здания был сделан двухэтажный пристрой с церковью по проекту архитектора В.К. Бечко-Друзина. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. 11 сентября 1904 года состоялось освящение вновь сооружённого храма при Казанской 2-ой гимназии во имя священномученика Василия, пресвитера Анкирского.

http://sobory.ru/article/?object=23683

Святой Климент, будучи еще очень юным по возрасту, но уже приобрел разум совершенного мужа, начал от юности умерщвлять свою плоть постом и воздержанием, живя подобно иноку. Он воздерживался от мясной пищи, а питался только хлебом и злаками; питьем ему была вода. В этом он уподоблялся трем святым отрокам, тела которых, благодаря посту, оставались неповрежденными двойным огнем, – как внутренним – естественной похоти, так и внешним – горящей печи 914 . Для немногих христиан, живших тогда в этой стране, блаженный Климент был как бы Божественным светилом, просвещавшим всех светом Богопознания. Но уже наступало время сему сияющему светильнику быть поставленным на свещнице, – святому Клименту, светящему добродетелями, взойти на ступень освящения, чтобы просвещением наибольшего количества людей наставить их на путь спасения. По Божию промышлению и изволению и по единогласному избранию всех находившихся в Галатии христиан, он поставлен был сначала чтецом, а затем диаконом и пресвитером. Спустя же два года, он был возведен и в епископский сан, будучи еще молод годами: ему было тогда не более двадцати лет. Он стал вторым Даниилом , который, будучи юным, превзошел старцев разумом и добродетелью и показал, что старость определяется не количеством лет, но добродетельною жизнью и премудростью. Приняв епископский сан, святой Климент стал учителем не только детей, собрав которых во множестве учил книгам, но и старцев: приводя язычников к христианской вере и крестя их, он, все более увеличивал Христову Церковь . Затем начало сбываться пророчество блаженной матери его Евфросинии и начал сплетаться для него мученический венец. Гонитель христиан Диоклетиан, вступив на римский престол, в первый год своего царствования разослал свои указы во все области Римской империи, к князьям и начальникам, наместникам своим, к игемонам, воеводам и градоначальникам, повелевая убивать и губить многоразличными видами смерти всех исповедующих имя Христово. При этом в своих посланиях он угрожал казнями всем тем правителям и князьям, которые осмелились бы не вполне ревностно исполнять его указ об истреблении христиан, и назначал таковым подобные же муки и казни, как и христианам; более же ревностным в мучительстве обещал богатства и почести. Тогда по всем областям и городам царские наместники и правители, одни из опасения гнева царя, а другие из желания угодить ему и получить от него почести, начали прилагать всякое старание, чтобы уничтожить в государстве само имя христиан. В это же время прибыл в Галатию царский наместник Домициан и ревностно разыскивал, по царскому повелению, христиан – с целью истребить их. Святого Климента, епископа Анкирского, язычники оклеветали в том, что он запрещает многим поклоняться великим богам и приводит ко Христу своему. Домициан тотчас повелел схватить его и привести к себе. Сначала он пытался ласковыми и льстивыми речами привлечь святого к своему нечестию. Он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

    Переходим ко второй половине года мартовской. Она дошла до нас в списке криптоферратского монастыря без изображений; в ней есть также в некоторые дни памяти святых без сказаний после памятей со сказаниями. Выписываем сии памяти: Марта 2 И страсть св. Коинта чудотворца и успение св. Андроника и Афанасии и память св. Троадия и св. священномуч. Порфирия газского и Феодорита пресвитера антиохийского и страсть св. священномученика Феодота, епископа киринейского. Марта 4 Страсть св. муч. Павла и Иулианы, сестры его, и Стратоника в Птолемаиде. Марта 5 Память преп. отца нашего Григория, епископа Вонстанции кипрской, и память Исихия подвижника. Марта 7 И память иже во св. Аркадия и Нестора, епископов Тримифунта кипрского, и страсть св. Еввула и Иулиана врача и преп. Дометия и св. муч. 7 в Херсоне. Марта 14. И страсть св. муч. Сатира, Сатурнила, Ревката, Перпетуи и Филицитаты в Риме мучившихся и Александра в Пидне. Марта 15. И страсть св. ап. Никандра и память св. Иоанна в Руфинианех. Марта 22. И страсть св. священномученика Василия пресвитера анкирския церкви. Марта 28. И память преп. отца нашего Илариона игумена монастыря пелекитского и Мартина (Марка), епископа арефусийского, и Кирилла диакона. Марта 29 Память преп. отца нашего Евстафия, епископа вифинийского. Марта 30 Память преп. отца нашего Иоанна, патриарха иерусалимского. В апреле нет имен без сказаний. Мая 30 Страсть св. мученик Евсевия, Романа, Ментия, Харалампа и Христины и множества святых, в Никонидии мучившихся. В июне нет памятей без сказаний. Июля 4 И память преп. отца нашего Андрея иерусалимского, архиеп. критского, и преп. Лампада иринопольского. Июля 9 Память 10,000 отцов в пещерах сожженных и дымом уморенных Феофилом, еп. александрийским. Июля 23 И страсть свв. священномучеников Аполлинария и Виталия, епп. равенских, и Аполлония. И муч. Евгения и Сосанны в Левкате. 26 Память св. Иоанна Палеолаврита и св. Маврикия. 28 Страсть св. ап. Прохора и Никанора и иже с ним. 29 И память преп. отца нашего исповедника Иоанна митрополита халкидонского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010