Подобная практика была не только в Московской епархии. В 21 год был рукоположен во иереи свщмч. Михаил Розов в селе Архангельское Ярославской губернии 117 . В 25 лет стал священником свщмч. Владимир Хираско в Минской губернии 118 . В 21 год священнический путь начал свщмч. Виктор Европейцев в селе Хлыстовка Пензенской губернии. Во Владимирской губернии в селе Романово свщмч. Павел Успенский в 23 года стал священником. Просителями на священническую вакансию выступали лица и преклонного возраста – 60–68 лет, в основном долгое время прослужившие в церкви пожилые псаломщики. До рукоположения в ожидании или подыскании места будущие священнослужители работали учителями в сельских школах. Например, так начинал свой путь священномученик Александр Соколов, который в 1904 г. закончил Вифанскую духовную семинарию, трудился в качестве учителя, в 1905 г. был рукоположен в диаконы, а в 1907 г. – во священники 119 . В течение пяти лет учительствовал священномученик Василий Архангельский до поступления на диаконское место в село Синьково Дмитровского уезда 120 . Нередко над ставленником на протяжении нескольких дней сразу совершались диаконская и священническая хиротонии. Например, при назначении в Троицкую церковь села Колобеева Бронницкого уезда на место священника был отправлен учитель церковно-приходской школы Стефан Мошков, сын псаломщика, 27 лет, окончивший курс Московской духовной семинарии по второму разряду. Он был рукоположен в диаконы 15 июня 1911 г., а через два дня, 17 июня, – во священники 121 . Об определении на священническое место при Воскресенской села Родинок церкви Богородского уезда просит в 1911 г. 26-летний учитель Александр Цветков: «Я желал бы помочь своему отцу, бедному сельскому псаломщику, обремененному многочисленным семейством, состоящим из 9 человек одних детей... Как учитель имею жалование 300 руб. в год. Содержание на долю священника приходится не более 800 руб.». Александр Цветков, сын псаломщика, окончил курс Перервинского духовного училища, поступил в 1899 г. в Московскую духовную семинарию, окончил ее в мае 1905 г., был причислен к первому разряду воспитанников. Просьба Цветкова была удовлетворена. Он получил разрешение на вступление в брак, который был заключен 9 января 1911 г., 16 января 1911 г. был рукоположен во диакона, а 22 января 1911 г. – в сан священника 122 . Таким же образом был рукоположен в священный сан новомученик Сергий Кедров, который закончил Московскую духовную семинарию в 1901 г. и семь лет проработал учителем в церковно-приходской школе. 5 октября 1908 г. в Троицком храме села Фаустово Сергей Кедров обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля храма Александра Зверева. 17 октября 1908 г. он был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, хиротонисан во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В храме Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске возобновились регулярные богослужения 3 января 2018 г. 11:36 31 декабря 2017 года, в Неделю святых отец, в храме священномученика Игнатия Богоносца, расположенном в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске, была отслужена Божественная литургия. Богослужение совершили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки иерей Виктор Кулага, совершающий поездку по Ближнему Востоку. После Евангельского чтения отец Виктор произнес проповедь. Клиросное пение возглавила супруга иерея Виктора Татьяна Кулага. На богослужение собрались чада Русской Православной Церкви, проживающие в сирийской столице. По завершении Божественной литургии отец Арсений поздравил гостей Представительства и прихожан с Неделей святых отец и с наступающим Рождеством Христовым, сообщив, что в связи с возвращением работы Представительства Русской Православной Церкви из Бейрута в Дамаск богослужения в храме во имя священномученика Игнатия Богоносца будут впредь регулярными. Затем в зале приемов Представительства состоялось праздничное чаепитие. 29 декабря отец Арсений и гости совершили паломническую поездку в пригороды Дамаска Маалюлю и Седнайю и посетили расположенные в них монастыри Антиохийской Православной Церкви, сообщает сайт Представительства. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5093259.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Священномученик Владимир Соколов Священномученик Владимир родился 12 октября 1883 года в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Георгиевича Соколова. В 1898 году Владимир окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году – Московскую Духовную семинарию и в течение многих лет служил псаломщиком в Пименовской церкви, что в Сущеве в Москве. В 1924 году он был рукоположен во священника к этой церкви и служил здесь до времени захвата ее обновленцами. За время служения здесь отец Владимир был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями. После того, как храм к немалой скорби всех православных был захвачен обновленцами, протоиерей Владимир был назначен священником ко храму Петра и Павла, что у Яузских ворот, а 26 февраля 1937 года был переведен служить в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе. Прихожане и священники Пименовской церкви не примирились с захватом храма обновленцами и стали ходатайствовать перед властями о его возвращении. 11 марта 1937 года перед Пименовским храмом собралось множество православных, требовавших возвращения храма, что было с раздражением отмечено властями, и 20 апреля 1937 года отец Владимир был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. – Ваша роль в массовом выступлении ваших прихожан в церкви Пимена, имевшем место 11 марта 1937 года? – спросил священника следователь. – Массовое выступление моих прихожан действительно имело место, но я в нем никакого участия не принимал. Это выступление было организовано с целью возвратить нам церковь Пимена, которая незадолго до этого была передана обновленцам, – ответил отец Владимир. – Были ли у вас разговоры со своими прихожанами о необходимости проведения кампании с требованием возвращения вам церкви Пимена, переданной обновленцам? – Да, такие разговоры у меня с моими прихожанами действительно имели место и, когда они ставили передо мной вопрос о необходимости добиться возвращения нам от обновленцев церкви Пимена, то я им говорил, что, повидимому, это будет лишняя трата времени, так как не было еще ни одного случая, когда бы отнятые у нас церкви и переданные обновленцам, были возвращены нам обратно, но все же, несмотря на это, я им советовал, что, если они хотят добиться возвращения нам церкви, то пусть добиваются законным путем через Моссовет.

http://fond.ru/kalendar/739/vladimir/

В Москве, где изъятие ценностей началось 31 марта, против прихожан ц. Знамения Богородицы на Знаменке был направлен кавалерийский отряд. Конная милиция разогнала несколько сот верующих у Николо-Покровской ц. в Бауманском р-не. У храма Богоявления в Дорогомилове произошли столкновения верующих с представителями властей, неск. человек были ранены. Массовые аресты верующих имели место в Царицынской губ., а также в Иркутске, Тюмени. Сопротивление верующих было столь значительным, что с приближением Пасхи (в 1922 приходилась на 16 апр.) власти были вынуждены на неск. дней приостановить кампанию. 21 апр. начались изъятия из храмов Петрограда; усилиями митр. Вениамина удалось предотвратить кровопролитие, хотя были отдельные случаи пассивного сопротивления со стороны верующих. В мае произошли столкновения верующих с войсками в г. Ейске Кубанской обл., где во время изъятия ценностей из собора Ейский еп. Евсевий (Рождественский) отдал распоряжение бить в набат, призывая прихожан на защиту храма. Всего, по данным исследователей, в ходе кампании 1922 г. произошло ок. 1,4 тыс. серьезных столкновений, во время к-рых против верующих применялась военная сила. Массовые аресты духовенства и верующих в связи с кампанией по И. ц. ц. осуществлялись в большинстве губерний России, Белоруссии, Украины. С апр. 1922 г. начались революционные трибуналы по делам, связанным с противодействием декрету об И. ц. ц. Наиболее значительными были процессы в Иваново-Вознесенске, Петрограде и Москве, они проходили под непосредственным контролем Политбюро. 25 апр. были приговорены к расстрелу арестованные в Шуе священномученики прот. Павел Светозаров , свящ. Иоанн Рождественский и мч. Петр Языков . 26 апр. открылся Московский процесс против видных священников и членов приходских советов города. В качестве свидетеля на процессе выступил Патриарх Тихон. Он утверждал, что Церковь хотела отдать ценности на борьбу с голодом добровольно, но власть вопреки достигнутым договоренностям решила применить силу. 8 мая трибунал приговорил к расстрелу 11 обвиняемых. Шесть из них были помилованы решением ВЦИК, а священномученики протоиереи Александр Заозерский , Василий Соколов , Христофор Надеждин , иером. прмч. Макарий (Телегин) и мирянин мч. Сергий Тихомиров после утверждения приговора членами Политбюро были казнены. Трибунал вынес постановление о привлечении к суду в качестве обвиняемого Патриарха Тихона. Вскоре свт. Тихон был заключен под домашний арест. Время И. ц. ц. и репрессий против священников РПЦ, не подчинившихся декрету, было сочтено ГПУ наилучшим моментом для организации обновленческих групп (см. «Живая церковь» ) и попытки захвата ими церковной власти в Москве, а затем и по всей стране.

http://pravenc.ru/text/293919.html

Кирик, схиархимандрит, духовник братии Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Кирилл (Ильинский Константин Иванович; 1870–1947), епископ, обновленческий «архиепископ». В 1921 г. хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1927 г. возведен в сан «архиепископа». В 1936 г. был арестован, приговорен к 10 годам ссылки. Кирилл (Лопатин Константин; 1868–1900), архимандрит. В 1894–1896 гг. инспектор МДА, с 1896 г. ректор Казанской духовной семинарии, с 1899 г. ректор Астраханской духовной семинарии. Кирилл (Смирнов Константин Иларионович; 1863–1937), священномученик, митрополит. В 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий. С 1913 г. архиепископ. В апреле 1918 г. назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, до Тифлиса добраться не смог, некоторое время был в г. Баку. В 1919 г. арестован в Москве. С апреля 1920 г. митрополит Казанский и Свияжский. С августа 1922 г. находился в тюремном заключении в Москве. С 1923 г. непрерывно в ссылках и тюрьмах. По завещательному распоряжению св. Патриарха Тихона от 7.01.1925 назначен первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. С 1934 г. в ссылке в Казахстане. Расстрелян около г. Чимкента. Кирилл (Соколов Виктор Иванович; 1883–1937), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Любимского, викария Ярославской епархии. С 1924 г. епископ Нижнеудинский, временно управляющий Иркутской епархией, с 1925 г. епископ Ейский, викарий Ростовской[-на-Дону] епархии; с 1926 г. епископ Саранский, викарий Пензенской епархии. Арестован в 1926 г. До 1927 г. в ссылке. С 1927 г. епископ Краснослободский, временно управляющий Пензенской епархией; с 1928 г. епископ Пензенский. Арестован в 1929 г., приговорен к 10 годам заключения в лагере. Расстрелян. Кирилл Владимирович Романов (1876–1938), Великий князь, внук императора Александра II, контр-адмирал, участник Русско-японской и Первой мировой войн, командовал гвардейским флотским экипажем. В 1917 г. считался третьим по старшинству, после цесаревича Алексея и Великого князя Михаила Александровича, претендентом на российский престол. С 1917 г. проживал в Финляндии. Рассматривался эмигрантскими кругами как законный претендент на престол. В 1924 г. провозгласил себя императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Arhiva La Damask a avut loc întâlnirea reprezentantului Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii cu Întîistttorul Bisericii Ortodoxe a Antiohiei 6 decembrie 2019 10:43 5 декабря 2019 года в Дамаске, в резиденции Антиохийских Патриархов, состоялась встреча представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумена Арсения (Соколова) с Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви Блаженнейшим Патриархом Иоанном X . В ходе продолжительной беседы стороны обсудили широкий круг актуальных тем, в частности, вопросы отношений между двумя братскими Православными Церквами. Блаженнейший Патриарх Иоанн выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и всей Русской Православной Церкви за постоянную поддержку Антиохийской Православной Церкви, помощь в восстановлении разрушенных войной храмов и монастырей, поступательное развитие отношений в академической и гуманитарной сферах. Касаясь актуальной повестки межправославных отношений, Блаженнейший Патриарх Иоанн подчеркнул, что его оценка неканонических действий Константинопольского Патриархата на Украине остается неизменной: эти действия не имеют под собой канонической основы. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви считал и считает, что признание главами Элладской и Александрийской Церквей так называемой Православной Церкви в Украине (ПЦУ) является недопустимым и достойно сожаления. В свою очередь игумен Арсений (Соколов) рассказал Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви о жизни расположенного в Дамаске Представительства Московского Патриархата. Он также поблагодарил Его Блаженство за внимание к нуждам немногочисленной русской общины, собирающейся при домовой церкви священномученика Игнатия Богоносца и в настоящее время состоящей из нескольких вдов — чад Русской Православной Церкви, оставшихся в сирийской столице и не сумевших из нее эвакуироваться в ходе войны. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви пригласил игумена Арсения и прихожан храма священномученика Игнатия Богоносца принять участие в предрождественских и рождественских концертах и культурных мероприятиях, которые пройдут на площадках Антиохийской Патриархии, расположенных в старой части Дамаска. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5542366...

Архив Пн Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил празднование в честь небесных покровителей Алма-Аты — священномучеников Николо-Кучугурских 17 января 2024 г. 16:24 17 января 2024 года, в день памяти Собора 70-ти апостолов Христовых и небесных покровителей города Алма-Аты священномучеников Николо-Кучугурских, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Никольском соборе Южной столицы Казахстана. В этом храме проходили свое священническое служение в 20-30-х годах ХХ века священномученики протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: викарии Астанайской епархии  — управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Талдыкорганский Клавдиан и епископ Талгарский Вениамин ; епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф ; благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, настоятель Параскевинской церкви и Александро-Невского храма протоиерей Иоанн Лопатин, ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Космо-Дамиановского храма Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков, ключарь Никольского собора протоиерей Игорь Светличный, настоятель Богоявленского храма протоиерей Валерий Шаврин, благочинный Илийского церковного округа протоиерей Александр Зырянов, протоиерей Александр Соколов, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, проректор по воспитательной работе Алма-Атинской духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; настоятели храмов и духовенство Алма-Атинской епархии ; протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Владимир Сыровацкий, иеродиакон Афанасий (Козел), диакон Иоанн Чуркин, диакон Александр Воронин, диакон Сергий Слесарчук.

http://patriarchia.ru/db/text/6095083.ht...

4 мая в трибунале состоялся допрос привлеченных к суду благочинных. Среди других был допрошен и отец Александр. Обвинитель спросил: – Официальная сторона дела показывает, насколько у вас развита конспиративная сторона. Чем можно объяснить, что вы совершенно единодушно отвечаете? Отец Александр ответил: – Вы не знакомы с нашими церковными правилами. Мы, священники, не можем рассуждать о том, что нам предлагается главой Церкви… Нам предложили, мы как священники должны были передать верующим. – Вы считаете себя распорядителем церковного имущества? – спросил обвинитель. – Я сам не подписывался под актом принятия имущества, но я себя считаю не посторонним человеком в этом деле. Этот вопрос был затронут самой властью, она просила Патриарха высказаться в воззвании о помощи голодающим, можно ли пользоваться освященными вещами, поэтому он написал это воззвание. – Священники почему-то по долгу христианства должны подчиняться Патриарху, даже в том случае, если Патриарх толкает вас на контрреволюционный шаг, а не делать этого вы стесняетесь. – Мы должны стесняться, потому что Церковь для нас самое дорогое и состоит из умных людей, а во-вторых, в этом воззвании я ничего контрреволюционного не вижу. Все, что там сказано о святотатстве, имеет отношение к людям из комиссии по изъятию ценностей, чтобы они осторожнее обращались с сосудами. – Если священник не высказывает своих мыслей, потому что он думает, что это стеснение, то, по вашему мнению, это не есть шкурничество? -Смотря в каком случае. -Во всех тех случаях, когда священник расходится с Патриархом, он все-таки должен исполнять то, что ему приказано. Как вы считаете, это шкурничество или стеснение? – Я это шкурничеством назвать не могу. И даже в том случае, когда они убеждены, что этого исполнить нельзя, я вполне уверен, что Патриарх ничего противохристианского исполнить не прикажет, и потому священники должны исполнить свой долг повиновения. В последний день процесса допрошенным было позволено сказать последнее слово. Протоиерей Александр сказал: «Граждане судьи, прежде чем покинуть этот зал и уйти, может быть, в вечность, я хотел бы реабилитировать себя… Христианин должен любить ближних и Бога… В 1913 году на мои личные средства кормилось село… Нижегородской губернии… Мне бы еще хотелось сказать, что мы здесь, попавшие на скамью подсудимых, далеко не составляем той сплоченной тесной организации, которую хотел бы видеть обвинитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воззвание Патриарха Тихона в моей приходской церкви и в церквях благочиния читалось, в моей церкви мною лично – 12 марта после литургии… Воззвание Патриарха было мне доставлено до двух раз. В первый раз в четырех экземплярах, во второй раз в двух экземплярах: в том и другом случае через неизвестных мне лиц, но, несомненно, от высшей церковной власти, то есть или от Патриарха, или от архиепископа Никандра. Мною через верующих воззвание было разослано по церквям благочиния». На вопросы обвинителей в зале суда отец Христофор отвечал: «Воззвание Патриарха Тихона я огласил и считаю его религиозным. Контрреволюционного в нем ничего не вижу. 4 марта в церкви я произнес проповедь религиозного характера, в которой говорил, что мы пришли к упадку и что изъятие ценностей есть грядущий суд Божий за наши грехи». 7 мая отец Христофор произнес последнее слово: «По моему мнению, человек, который бывает в храме, слышит слово Божие, должен помогать бедным… Я считал своим святым долгом призывать свою паству к этой священной обязанности, и не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призвал помогать голодающим; я принимал пожертвования; по отношению к приходу я не позволял себе получать плату за требы… Отделение Церкви от государства я приветствую… приветствовал всегда. В ту минуту, когда Церковь отделяется от государства, священник становится свободнее… Я никогда не старался возбуждать мою паству, я старался внести успокоение». Священномученик Александр родился 20 июля 1879 года в семье священника города Москвы Николая Заозерского . Окончил Московскую Духовную семинарию. В 1903 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был определен митрополитом Владимиром (Богоявленским) на должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате. В 1908 году он был рукоположен в сан священника к Девятинской церкви на Пресне, а через год назначен к Александро-Невскому храму при Мещанских училищах и богадельне. В 1919 году новые безбожные власти закрыли храм как домовый, и отец Александр был назначен в церковь Параскевы, что в Охотном ряду, где и прослужил до своей мученической кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священник Василий Надеждин был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается в день кончины, 19 февраля. Тропарь, глас 2 Кротким нравом Христовым измлада украшенный, заповеди Божия возлюбив всею душею и всем сердцем, явился еси пастве твоей пастырь добрый, якоже и Бог Спас наш, душу твою полагаяй за овцы твоя. Моли Человеколюбца Бога, отче священномучениче Василие, спастися душам нашим. Кондак, глас 2 О славе Божией и вере православной ревнуя, отче священномучениче Василие, священническое служение на земли достойно совершил еси, с радостию и благодарением престолу Божию предстоя и паству твою наставляя. Незлобив сый и кроток, пред учители явился еси адамант твердый, и славя Христа, из узилища мрачнаго в вожделенныя горния обители отшел еси. Темже ныне, в лице святых мучеников Триединаго Бога воспевая, огради нас, любовию тебе чтущих, молитвами твоими. Священномученики протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, преподобномученик иеромонах Макарий Телегин, и мученик Сергий Тихомиров (память 20 мая по старому стилю) П ротоиерей Христофор Надеждин, настоятель церкви Иоанна Воина (что на Якиманке), родился 21 февраля 1869 года в семье священника Рязанской губернии Зарайскаго уезда Нижне–белоомутского села. Окончил Зарайское Духовное училище, Рязанскую Духовную Семинарию, а в 1897 году — Московскую Духовную Академию. Служил он в Москве с 1901 года. В 20–х числах марта 1922 года батюшка был арестован по»делу об изъятии церковных ценностей». Он не признал себя виновным и отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона. Протоиерей Александр Заозерский, настоятель храма святой Параскевы–Пятницы в Охотном ряду, родился 20 июля 1879 года в Москве в семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию в 1899 году и Московскую Духовную Академию в 1903 году. 8 апреля 1922 года отец Александр был арестован по тому же делу»об изъятии церковных ценностей». На допросе батюшка виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде он держался мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других. Батюшка был признан идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда его вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010