3-го августа – житие св. Антония Римлянина составлено по рукописи, полученной из обители Преподобного, о чем свидетельствует сам Святитель в конце жития, прибавляя, что он изложил эту рукопись сокращенно, «удобнейшего ради прочтения» 301 . По рукописям составлены также сказания о Донской (19 августа) и Толгской (3 августа) иконах Божией Матери, потому что в ВЧМ и в других известных нам источниках этих сказаний нет 302 . Вероятно, главным образом, по рукописям составлял свят. Димитрий и те жития святых, которые имеют связь с русскими летописями. К таким житиям относятся: 20 сентября – Михаила князя Черниговского и боярина Феодора; 2-го мая – сказание о убиении свв. братьев Бориса и Глеба, источник ни в Четии-Минее, ни в рукописях не указан; 5-го июня – сказание о убиении св. князя Игоря Ольговича и повесть дивна и ужасна о смерти блаженного Константина, митрополита Киевского, – «от летописца Печерского»; 11-го июля – житие св. благоверной княгини Ольги, «от рукописных древних Четей и летописов различных», в Прологе: «житие ее в летописцу», во втором месяцеслове: «в Несторовой летописи при концу, л. 11 -й»; 12-го – житие свв.мм. Феодора варяга и сына его Иоанна, «от преп. Нестора, летописца Печерского» и 15-го июля – житие св. равноапостольного князя Владимира, – «из летописца русского, преподобного Нестора Печерского и от иных книг русских и прочих». Для большей части этих житий свят. Димитрий источником указывает Печерский летописец, который называет «русским, преподобного Нестора». Если под Печерским летописцем разуметь «Повесть временных лет», какою она сохранилась в Лаврентьевской летописи, то придется сказать, что Святитель во многом дополнил ее новыми сведениями, которые заимствовал из других источников, или что тот Летописец, на который ссылается Святитель, был полнее Повести временных лет и не соответствовал летописцу преп. Нестора. Чтобы выяснить это, проанализируем некоторые из этих житий, сравнив их с Повестью временных лет 303 . Возьмем страдания новоявленных мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора (20 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

II) Об Агнце пасхальном: он был вторым таинством подзаконным и, знаменуя поспешное бегство Израильтян, означал также искупление наше страданием Божественнаго Агнца, единороднаго Сына Божия, от века в совете Триипостасном закланнаго. С пасхальным агнцем нераздельны были дни опресноков и изображали чистоту жизни духовной. Они начинались наутрие пасхи и в продолжение их приносимы были великолепныя жертвы. Божественное участие Трех Лиц Пресвятыя Троицы – Отца и Сына и Св. Духа в сотворении вселенной боголепно воспевается в Церковной трисвятой песни: «Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой, властительный содетелю всея твари! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой, строителю всего мира и яже в мире! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой, Иже от четырех стихий составил еси тварь! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой, четырьми времены круг лета венчал еси! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой: Тебе поет солнце, Тебе славит луна. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Тебе хвалят звезды и работают источницы. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Ты простерл еси небо, яко кожу. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Ты утвердил еси землю на водах. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Ты оградил еси море песком. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Ты к дыханию воздух пролиял еси. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Архангельския силы Тебе служат. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Ангельския Силы Тебе кланяются. Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже мой! Помилуй мя, недостойное создание Твое, имени Твоего ради Святаго. Аминь (из Акафиста Пресвятей Троице)». О сотворении вселенной св. Димитрий Ростовский в зерцале Православнаго Исповедания (Ч. 1) кратко, так говорит: глаголется Бог творец в первом члене Символа веры , потому, что вся видимая, т. е. небо, землю, море, воздух, древа, животных и человека по плоти; а – также и невидимая: Ангелов, душу человека, единым Своим Божественным Словом в шесть дней сотворил. Человека же Бог сотворил так: персть взем от земли, создал его и вдунул в лице его дыхание жизни: создал же для своего прославления и наследия вечной жизни, начертав в душе его образ и подобие Свое, дав ему безсмертие, которое он погубил грехом своим, в преступление заповеди Божией, вкушением от запрещеннаго древа, желая быть сам бог. И так сделался весь тленен, телом подвержен трудам, болезням и временной смерти; а душею – стал зол, и ко греху преклонен и по естеству вечной погибели достоин, будучи осужден праведным гневом Божиим на безконечное мучение, коему и все его потомки, яко греху тому все причастные, подлежательны стали.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Аминь. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже,/и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Ведомо буди, како глаголати в концах во всех первых троичнах осми гласов: В понедельник перваго троична глаголати сице: Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас. В среду: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. Такожде и в пяток. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас. А у прочих двою троичнов глаголати, якоже в концах их писано есть. Песни Троичны, глас 2: Вышния Силы подражающе на земли,/победную песнь приносим Ти, Блаже:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Несозданное Естество, всех Зиждителю,/устне наша отверзи,/яко да возвестим хвалу Твою, вопиюще:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. От одра и сна воздвигл мя еси, Господи,/ум мой просвети и сердце,/и устне мои отверзи,/во еже пети Тя, святая Троице:/Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Песни Троичны, глас 3: Троице Единосущная и нераздельная,/Единице Триипостасная и Соприсносущная,/Тебе, яко Богу, ангельскую песнь вопием:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Отца Безначальна, Сына Собезначальна, Духа Соприсносущна,/Божество Едино,/херувимски славословити дерзающе, глаголем:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся,/но страхом зовем в полунощи:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Песни Троичны, глас 4: Умных Твоих слуг приносити смертнии, песнь дерзающе, глаголем:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Яко чини ныне Ангельстии на Небеси/и стояния страхом человеческая на земли,/победную песнь приносим Ти, Блаже:/Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.

http://azbyka.ru/chaso-slov/enoch/

В конце утрени Дева Пречистая, спаси нас молитвами Твоими,/устремляя сердце материнское/к Сыну Твоему и Богу нашему.   ТРОИЧНЫ ВОСЬМИ ГЛАСОВ Да будет известно, что говорится в конце всех троичных восьми гласов: У первого троична говори так: В понедельник: Предстательством бесплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: По молитвам Предтечи Твоего помилуй нас. В среду и пятницу: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В четверг: По молитвам святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас. А у двух других троичных говори, как написано в конце их. Вещественными образами бесплотных сил/возводимые к духовному и невещественному познанию,/и с трисвятою песнью принимая/сияние Сущего в трех Лицах Божества,/как Херувимы воззовем Единому Богу:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш:» Слава: Со всеми небесными силами,/в Вышних Живущему как Херувимы воззовем,/трисвятую воспевая хвалу:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже наш, по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: Восстав от сна, припадаем к Тебе, Благой,/и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!» Вышним Силам подражая, мы, земные,/победную песнь приносим Тебе, Благой:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже:» Слава: Несотворенное естество, всего Создатель,/уста наши отверзи, да возвестим хвалу Тебе, взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи!/Ум мой просвети и сердце,/и уста мои отверзи,/чтобы воспевать Тебя, Святая Троица:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!» Троица единосущная и нераздельная,/Единство в трех и равно вечных Лицах!/Тебе как Богу мы возглашаем ангельскую песнь:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже:» Слава: Отца безначального, Сына собезначального,/Духа совечного – Божество единое/прославим [дерзновенно] как Херувимы, [возглашая]:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: Внезапно Судия придёт,/и дела каждого обнаружатся./Но со страхом воскликнем в полночь:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Там же. С. 681. См.: Письмо епископа Феофана валаамскому схимонаху Агапию от 7 августа 1884//СПб ИИРАН. Ф. 3. Оп. 3. Ед. хр. 186а. Л. 1–2 об.; Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 681–683; Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, а в будущем старцу Феодосию Карульскому от 15 декабря 1893//Русский паломник. 2001. 24. С. 105–107. В одном из писем схимонаху Денасию (Юшкову) святитель отвечает: «Какими словами молиться? Ведь уж определено у старцев: когда всею молитвою Г. I. X. C. Б. N. M., когда половинкою… Г. I. X. N. M. или I. C. Б. N. M. Как находите лучше, так и молитесь» (Письмо епископа Феофана монаху Денасию (Юшкову) от 27 декабря 1889//АРПМА. Оп. 24. Ед. хр. 4327. Л. 1010–1029.) См.: Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. Письмо епископа Феофана валаамскому схимонаху Агапию от 7 августа 1884. Л. 1 об. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 683. Письмо епископа Феофана Герману (Гомзину), иеромонаху Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры от 26 февраля 1887//Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. С. 4. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 681. См.: Письмо епископа Феофана Герману (Гомзину), иеромонаху Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры от 22 октября 1887. Письмо епископа Феофана Герману (Гомзину), иеромонаху Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры от 4 марта 1890. С. 33. Письмо епископа Феофана архимандриту Агафангелу, настоятелю Александро-Свирского монастыря от 30 августа 1892. Л. 28 об. Письмо епископа Феофана Герману (Гомзину), иеромонаху Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры от 22 октября 1887. С. 7. Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, а в будущем старцу Феодосию Карульскому от 15 декабря 1893//Русский паломник. 2001. 24. С. 106.

http://bogoslov.ru/article/6177494

Икос 5 Видя разум превосходящая совершенства Твоя и неизреченная благодеяния к бедным сынам Адамлим (в Тя бо, Триединаго Бога истинно веруяй, мертвый духом оживляется, оскверненный совестию очищается, погибший спасается), благодарным умом, благодарным сердцем, благодарными усты, от Тебе созданными, преклоньше колена, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, в Триипостасном Совете Твоем положивый сотворити человека, и в тело его, от персти взятое, дыхание жизней из уст Твоих вдохнувый! Свят еси Господи Боже наш, образом и подобием Твоим в лице Адама всех нас почтый, и рая сладости наследники учинивый! Свят еси Господи Боже наш, разумом превыше всего видимаго вознесый нас, и тварь всю дольнюю под нозе наши покоривый! Свят еси Господи Боже наш, древо жизни в пищу нам даровавый и даром безсмертия ны обогативый! Свят еси Господи Боже наш, преслушавших заповедь прародителей наших и по грехопадении не оставивый, но на уповании спасения прямо Едема вселивый! Свят еси Господи Боже наш, изведый и нас из чрева матере нашея и благодатию Евангелия, по рождении, освятивый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего! Кондак 6 Проповедник правды и ревнитель Святаго имени Твоего, Илиа досточудный, воззван от Ангела, ста в горе Хориве: бысть же дух крепок, низлагаяй горы, бысть трус велий и огнь палящ, но не в сих Тя виде, и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь; покрыв убо лице милотию, с веселием и страхом взываше: Аллилуиа! Икос 6 Возсиял еси в просвещение всему миру сияние Трисветлаго Божества Твоего, отгнал еси вся идольская заблуждения, Триипостасный Боже и Господи; весь же род человеческий от долгия тмы язычества в чудный свет Евангелия привел еси, имже озареннии, славим вседержавный Промысл Твой о нас, зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, до конца растленную грехом тварь водами потопными потребивый и в лице Ноя обновивый весь род человечь! Свят еси Господи Боже наш, отлучивый отца верующих Авраама от смешения язык и в потомстве его истинную Церковь основавый! Свят еси Господи Боже наш, изведый люди Своя из Египта, препитавый их манною в пустыне и введый в землю, кипящую медом и млеком! Свят еси Господи Боже наш, воздвигий Давида, исполнивый Духом Своим пророки и теми среди Израиля веру в обетованнаго Искупителя сохранивый! Свят еси Господи Боже наш, пленом Вавилонским согрешшыя люди Своя наказавый и, по скончании его, паки Иерусалиму возградитися повелевый! Свят еси Господи Боже наш, Маккавеи в вере и преданиих отеческих непоколебимыми до смерти показавый, и Церковь подзаконную, яко невесту, до пришествия возлюбленнаго Жениха, целу соблюдый! Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего!

http://pravicon.com/info-1236

И ныне: Троичныя единицы Божество неслиянным соединением славим, и ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. Светилен: Предстательствы Господи безплотных Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный. Зде же в 6-м гласе, в начале светильна, вместо: Предстательствы Господи безплотных: и прочая до конца. Аще во вторник глаголется, сице: Молитвами Господи Предтечи Твоего: и прочая до конца глаголи. В среду же и пяток вместо: Предстательствы Господи безплотных: В начале глаголати сице: Силою Креста Твоего Господи, низпосли душам нашим свет Твой присносущный. В четверток же сице: Молитвами Господи святых апостол Твоих, и святителя Николаа, низпосли душам нашим свет Твой присносущный. Во второе, на Слава глаголати в начале светильна: Молитвами Господи всех святых, низпосли душам нашим свет Твой присносущный. В третие же, на И ныне, в начале светильна глаголати сице: Молитвами Господи Богородицы, низпосли душам нашим свет Твой присносущный, Песни троичны, глас 7: Вышнею силою херувимски воспеваемый, и божественною славою ангельски покланяемый, приими и нас сущих на земли, недостойными устнами хваление Тебе возсылающих: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Яко сон леность отложивши душе, исправление ко хвалению покажи судии, и со страхом возопий: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Неприступному Божеству, во Единице Троице, серафимскую трисвятую возсылающе хвалу, со страхом возопиим: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. Светилен: Воздвигни мя Господи к Твоему песнопению, и научи мя творити волю Твою Святый: Песни троичны, глас 8: На небо сердца имуще, ангельский подражим чин, и со страхом Судии припадем, победную взывающе хвалу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Зрети Тебе не смеюще херувими, летяще зовут со восклицанием божественную песнь трисвятаго гласа, с нимиже и мы вопием Ти: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Сляцаеми множеством прегрешений наших, и не смеюще воззрети на высоту небесную, душу с телом преклоньше, со Ангелы песнь вопием Ти: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По смерти матери и воспитателя, свят. Епифаний, уже встречавшийся несколько раз с христианами, решил и сам стать христианином. Его вместе с сестрой крестил епископ. После этого брат и сестра избрали для себя монашеский путь жизни. Монашество свят. Епифаний принял в двадцать шесть лет в местной обители, а через некоторое время стал жить уже с собственными учениками в пустынном месте Спанидрион в Финикии. Очень рано свят. Епифаний сподобился от Господа дара чудотворения, в результате чего широко распространилась слава о нем. С целью приобретения монашеского опыта, свят. Епифаний путешествовал по монастырям Египта и Палестины. Будучи шестидесяти лет от роду, свят. Епифаний был поставлен епископом Саламина, главного города острова Кипра. Непосредственно перед этим он был возведен во все предшествующие иерархические степени. В течение всей жизни свят. Епифаний делом, словом и писаниями боролся против самых различных лжеучений, как нехристианских, так и христианских. Кром того он был последовательным и нетерпимым борцом с оригенизмом. У свят. Епифания бесспорно был дар и призвание миссионера-полемиста. Он охотно предпринимал большие путешествия, беседовал с ересеучителями и главами сект, оказывал материальную помощь, и все это с целью изучения, разоблачения и переубеждения заблуждающихся. К сожалению, его старания не всегда достигали желаемого результата. В своем вероучительном максимализме и ригоризме, свят. Епифаний иногда допускал перегибы и ошибки. Так, он с некоторого времени совершенно прекратил рукополагать в клир женатых, допуская к служению только монашествующих и вдовцов. Его отношение к святым иконам и вообще церковным изображениям было также подозрительно-осторожным, так как он боялся языческого и гностического влияний. Антиеретическая ревность свят. Епифания стала той приманкой, на которую его поймал архиеп. Феофил Александрийский, интриговавший против свят. Иоанна Златоуста . С подачи архиеп. Феофила, свят. Епифаний заподозрил свят. Иоанна в сочувствии оригенизму. Случилось это после того, как в 401 году последний заступился за пятьдесят египетских монахов, несправедливо обвиняемых в оригенизме архиеп. Феофилом. Престарелый свят. Епифаний (согласно преданию ему было тогда 115 лет) прибыл в Константинополь для беседы со свят. Иоанном, но интригами архиеп. Феофила непонимание между святителями только усугубилось. Разобравшись в пристрастности и непринципиальности борьбы императорского двора и архиеп. Феофила против свят. Иоанна, свят. Епифаний покинул Константинополь со словами: «Я оставляю вам столицу, двор и лицемерие». Перед отъездом он обменялся со свят. Иоанном письмами; причем, свят. Иоанн предрек свят. Епифанию, что он больше не увидит своего престола, а тот ответил, что свят. Иоанн не доедет до места ссылки. Оба предсказания сбылись.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Дабы видеть, как правильно и согласно учению православной церкви изложено это соборное определение о трегубом аллилуйа, мы приведём некоторые отеческие свидетельства, подтверждающие оное и служащие для него основанием. 1) Св. Афанасий Великий в толковании на 104-й псалом говорит: «Аллилуйа значит: хвала невидимому. Говорят, что сим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые отцы, сами слышавшие ангельское пение» 61 . Тот же св. отец, как бы дополняя сии слова, говорит в другом месте: «досточтимые сии живые существа (серафимы) троекратным возношением славословия, взывая: свят, свят, свят, показывают три совершенные ипостаси, а единым произношением слова Господь – выражают едину сущность» 62 . 2) Св. Григорий Богослов , подтверждая сии слова Афанасия Великого , пишет: «Якоже рече великогласый Исайа (о серафимах), двема убо крылома лица своя покрывают, двема же ноги, прочима же двема летают, и вопиют: свят, свят, свят Господь, славяще Святую Троицу треми святьбами, собираемыми во едино господьство. Воеже бо глаголати потрищи свят, три составы назнаменуют; а воеже прирещи единою Господь, едино являют Божество, якоже и Афанасию Великому любомудрствовася» 63 . 3) Св. Иоанн Дамаскин в послании к Ердану архимандриту о трисвятой песни говорит: «Чего убо ради не тысящу крат святый (т. е. свят) воспевали (серафимы)? и чего ради не два крат, або три крат, або четыре крат, або тьмами Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоея, серафимы воспевали? Но свят убо трикрат: свят, свят, свят; Господь же единова, акибы указующе три святыя ипостаси, а едино господствование трех и едино владычество, и слава, и существо, и божество» 64 . Св. Иоанн Дамаскин приводит о сем свидетельства и некоторых древнейших вселенских учителей, именно: 4) Св. Епифания: «свойственно реченно от ангелов, яже не два крат, або четыре крат свят глаголют, но три крат, развие иже трех ипостасей число являют, во едином и божество и господьство едино» 65 . 5) Св. Кирилла Александрийского от слова шестого, еже о Святой Троице: «Исайя божественный, видех убо, рече, Господа Саваофа, седящаго на престоле превысочайше и превоснесенне, и исполнен славы дом его, и серафими стояще окрест его: шесть крыл единому, и шесть крыл другому; двема убо закрываху лица, двема покрываху ноги, и двема летали, и вопияли един ко другому, еже в начале убо трое, а скончено во единьство и в едино господьство свещение. Се явственне рекл: понеже Господа Саваофа пением прославляли, иже есть един Бог во трех ипостасех славимый, глаголали: свят, свят, свят, три ипостаси показующе: а Господь Саваоф едино Божество и господьство являет» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Пред Тобою стоят тысячи тысяч святых ангелов и архангелов, досточтимые живые существа, шестокрылые, серафимы и херувимы, двумя крыльями покрывающие лик свой, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира. И как они всегда славят Тебя и называют Святым, так прими и сии священия, которые мы приносим Тебе: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля святой славы Его». Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа со Святым Духом во веки веков, аминь. Западные евхаристические молитвы Испано-мозарабская евхаристическая молитва 27 на Св. Пасху 28 ... все Ангелы и все святые не перестают восклицать каждодневно, так говоря: «Тебя небеса небес, Тебя власти, Тебя престолы и силы превозносят. Тебе прочие Ангелы в небесах воспевают гимны. Тебе Херувимы и Серафимы непрестанным гласом взывают говоря»: «Свят, свят, свят, Господи Боже. Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы величествия Твоего». «Осанна сыну Давидову. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Свят, свят, свят. Тебя, Господи, хвалят вся силы небесные и воинства ангельские. Тебе гимны приносят сладчайшими стихами Святых. Тебе псалмопоют хоры дев и прочие исповедники. Тебе колена преклоняют небесные, земные и преисподние. Хвалим Тебя, Царя всех веков. Осанна в вышних. Во всех упомянутых литургических текстах древней Церкви рассказ о Небесной литургии связан с пением Трисвятой песни «Свят, Свят, Свят». Современная литургическая наука решает вопрос о том, почему в большинстве классических анафор присутствует эта песнь, по-разному. Большинство западных учёных – в том числе, Р. Тафт 29 , Дж. Фенвик 30 , Дж. Каминг 31 и др., – считают песнь «Свят, Свят, Свят» интерполяцией IV века, сделанной под влиянием иудейской литургической практики (на схожих позициях стоял ещё в начале ХХ в. И.А. Карабинов 32 ). Нам эта точка зрения кажется неприемлемой – в первую очередь, по причине неубедительности предлагаемой её сторонниками аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010