Вот и еще одного любимого народом батюшку, преподобного Лаврентия Черниговского (Проскуру) внесли в феврале с.г. в месяцеслов для общецерковного почитания. В ситуации нынешнего массового бесовского помрачения граждан Украины, активизации секты «киевского патриархата» и униатов, захвата канонических храмов раскольниками и исповедания претерпевающих гонения, провидческие слова преподобного, полвека назад воспринимавшиеся порой с недоумением, теперь обретают отчетливую подсветку, еще более поражают и вразумляют нас. Доживший до середины ХХ века, фактически наш современник, о. Лаврентий Черниговский, день памяти которого мы отмечаем 11 января по нов. ст., занял особое место в духовном пантеоне нашего народа, а также среди «земных ангелов», а ныне – «небесных человеков», ходатаев за нас пред Престолом Божиим. Во времена новейшей фазы современной смуты, когда становятся очевидными слова евангелиста «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16), а также «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12, 25), для укрепления в вере и способности понимания истины мы обращаемся к жизненным образцам и наставлениям таких украинских подвижников и пророков, как о. Амфилохий Почаевский или о. Лаврентий Черниговский. Когда мы читаем пророчества преподобного старца Лаврентия, мы не можем не дивиться его прозорливости. Батюшка Лаврентий, беседуя с архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими, говорил настойчиво и строго, с предупреждением: «Наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае». Отец Лаврентий говорил простые и понятные слова, чистую правду:

http://pravoslavie.ru/92776.html

Будет свободный въезд в Иерусалим и выезд для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что все будет сделано, чтоб прельстить. Антихрист будет происходить от блудной девы — еврейки двенадцатого колена «блудодеяния». Уже отроком он будет очень способным и умным, а особенно с тех пор, когда он, будучи мальчиком лет 12-ти, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаною, который, выйдя из самой бездны, войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». Из этого отрока созреет в образе человеческом «Антихрист». При его короновании, когда будет читаться «Символ веры»,», он не даст его правильно прочесть, где будут слова за Иисуса Христа, как Сына Божия, он отречется от этого, а признает только себя. И при этом Патриарх воскликнет, что это антихрист, и за это будет умерщвлен. При короновании «антихрист» будет в перчатках. И когда будет их снимать, чтоб перекреститься, Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверению, что это антихрист. Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит их, но они воскреснут и полетят на небо. Антихрист будет сильно обучен всем хитростям сатанинским, и он будет делать знамения ложные. Его будет слышать и видеть весь мир. Он «своих людей» будет «штамповать» печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнется уже последнее гонение на христианскую душу, которая откажется от печати сатаны. Сразу начнется гонение на земле Иерусалимской, а потом по всем местам земного шара прольется последняя кровь за имя нашего Искупителя Иисуса Христа. Из вас, чада мои, многие доживут до этого страшного времени. Печати будут такие, что сразу видно будет: принял человек или нет. Ничего нельзя будет ни купить, ни продать христианину. Но не унывайте. Господь своих чад не оставит... Бояться не нужно!.. Церкви будут, но ходить христианину православному в них нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

Духу “особне” 770 , а огнем называется в Писании не только Дух, но и вообще Бог (причем Максим ссылается на текст: “Бог наш – огнь поядающь”. Вообще, по мнению Максима, учением об исхождении Св. Духа и от Сына вносится в учение о Боге недостойное Его понятие внутреннего развития 771 . Такая основательная критика римско-католического догмата, естественно, нашла себе подражателей в позднейшем богословии. Так, трактат “о исхождении утешительного Параклита всесвятаго животворящего Духа от Отца единаго”, находящийся в сборнике о вере единой (на листах 28–109 на об.), напечатанном в Остроге в 1588 г., составлен под сильным влиянием Максима грека 772 ; в великом катехизисе Лаврентия Зизания по Максиму греку опровергаются учение латинян об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, как единого начала 773 , и их доказательство, основываемое на сравнении Св. Духа с любовью Отца и Сына 774 . В дальнейшее время умозрительная критика данного римско-католического догмата впервые достигла наибольшего развития в сочинении черниговского архиепископа Лазаря Барановича “Nowa miara starey wiary” (Roku Panskiego 1676), во второй части которого – в отделе “u kogo schism takie sophisma” 775 опровергаются 44 возражения латинян, делаемые на основании разума. – Кроме умозрительного раскрытия учения об исхождении Св. Духа, в период богословия до Адама Зерникава мы находим и экзегическое раскрытие оного. Так, классический текст Ин. 15:26 объясняется в “Просветителе” 776 , в “слове на латинов” Максима грека 777 , в острожском сборнике о вере единой 778 , в Азариевой вере 779 , в “Nowa miara starey wiary” Лазаря Барановича 780 ; все шесть доказательств латинян, основываемых на св. Писании (опровергаемых у Феофана в lib. III cc. VI-XI), основательно опровергаются в великом катехизисе Лаврентия Зизания 781 ; доказательство латинян, основываемое на тексте Апок. 22:1 : “И показал мне чистую реку воды живой, исходящую от престола Бога и Агнца” (опровергаемое у Феофана в lib. III, c. XII §§ 155–186), опровергается в том же катехизисе Лаврентия Зизания 782 и в сочинении черниговского архимандрита Иоанникия Галятовского “Stary kosciol zachodni nowemu kosciolowi rzymskiemu pochodzenie Ducha S.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Александра Михайловна Смолякова. Родилась в 1880 г . в Лебединском районе Рязанской области; в 1939 г . осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Ирина Лаврентьевна Гуменюк. Родилась в 1885 г . в Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 127 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г . в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Марфа Ивановна Дударенко. Родилась в 1885 г . в Зинковском районе Полтавской области в крестьянской семье; в 1939 г . осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Домна Ефимовна Василькова. Родилась в 1887 г . в Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 58-10 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Татьяна Игнатьевна Кушнир. Родилась в 1889 г . в Вобровицком районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Наталия Семеновна Карих. Староста церкви. Родилась в 1885 г . в с. Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии, работала в индивидуальном хозяйстве; 30 декабря 1937 г . осуждена тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области по ст. 58-10 ч. 1 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Иустина Матвеевна Меланич. Родилась в 1887 г . в Тупиченском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. 20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и еще 10 женщин были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора.

http://pravoslavie.ru/3199.html

Предлагаем вниманию читателей портала беседу нашего корреспондента с протоиереем Сергием Фоменко, настоятелем краснолиманского храма Преподобного Лаврентия Черниговского и блаженной Ксении Петербургской. Отец Сергий и его многодетная семья пережили настоящую трагедию – потерю дома, разрушенного выстрелом миномета ВСУ, гибель старшего сына, убитого во время исполнения гуманитарной миссии, – но не уступили требованиям раскольников из ПЦУ. Храм Преподобного Лаврентия Черниговского и блаженной Ксении Петербургской до обстрелов      – Отец Сергий, начнем нашу беседу. Прежде всего, расскажите немного о вашем, к сожалению, разрушенном доме, храме и приходе в Красном Лимане. – Храм в Красном Лимане я строил, можно сказать, с нуля, в 1997-м году назначили меня настоятелем, в 2004-м в храме первая служба была. Наш приход – это Московская Патриархия, нас называли там москалями. После Майдана произошел раскол в обществе, я своих убеждений не скрывал, и семья моя не скрывала, да и не только я… В 2022-м году, после начала СВО, Красный Лиман заняли укронацисты, у них были свастики, и вся символика немецкая, фашистская. И когда к Красному Лиману подошли русские, укронацисты обстреливали город. И угрожали, что и дом мой расстреляют, и храм расстреляют – переходи к нам, в ПЦУ. В мае был обстрел моего дома. Бил французский миномет, который выстреливает сразу по две мины – зажигательную и осколочно-фугасную Я, естественно, отказывался. И в мае месяце был обстрел моего дома. Бил по дому французский миномет, который выстреливает сразу по две мины – зажигательную и осколочно-фугасную, мы все сидели в подвале, получили контузии, чудом остались живы. Через неделю мою семью эвакуировали в Донецк, а я пока остался. А еще через месяц погиб мой старший сын, он был медик-волонтер, он оружия в руки не брал, помогал раненым… – Примите мои искреннейшие соболезнования, отец Сергий! – Он погибает, и на этой почве, конечно, еще больший стресс, и супруга моя уезжает из Донецка в Белгород, подальше от этих взрывов, и, конечно, она плачет, переживает, когда видит военных, все время ищет сына…Она даже не хотела на него убитого смотреть… Там много ребят погибло, был сильный обстрел со стороны ВСУ – били Хаймарсами по гуманитарной базе в глубоком тылу, я всех подробностей не знаю.

http://pravoslavie.ru/155370.html

Скачать epub pdf «Он долго горел – не сгорая И много сердец просветил... Отверзлись пред ним двери рая За то, что он много любил...» Наша русская земля издавна славится великими подвижниками, начиная с Антония и Феодосия Печерских и прочих и кончая Серафимом Саровским , великим подвижником благочестия последних времен прошлого столетия. Вот и в наш XX век, век великих успехов науки и техники (но, к сожалению, не веры и благочестия), явился старец отец Лаврентий, всеми любимый и почитаемый. Схиархимандрит Лаврентий, в мире Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в с. Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его Евсевий и Христина были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, трудолюбивый, послушный. Особенное было призвание к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И, бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет в клуне свои любимые мелодии, в которых он изливал свою детскую душу. Имена братьев: старший – Варфоломей – оставался жить на старом дворище, где и сейчас живет его дочь Зоя и невестка с дочерью. Младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (т. е. были сосланы), и о них ничего не известно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

БЕЛОПОЛЬЕ Заштатный город в 224 верстах от города Харькова. В царской грамоте 25 января 1704 года читаем: «в 180 (1672) году по указу Царя и В.К. Алексея Михайловича боярин и воевода князь Григорий Ромодановский в Путивльском уезде, в 30 верстах от Путивля, на реке на Виру да на устье реки Крыги в угодьях Путивльцов построил город Белополье на старом Вирском городище, а в том городе поселились из-за Днепра сотник с черкасами – на Татарской сакме». Итак там, где ныне расположен заштатный город Белополье, прежде 1670 года была татарская сакма – кочевье татар, и здесь же было старое городище – памятник городу Выря, тем более дорогой для нас, что вызывает собою воспоминание о других городах, бывших вблизи его и о русской жизни до татарского времени. Вырь – известен ещё в 1111 году по подвигу славного Мономаха против Половцев. Мономах в завещании, говоря о походе на реку Дон, пишет: «и к Выреви бяху пришли Аепа и Боняк, хотеша взятии и, к Ромну идох с Олегом и с детьми нань и они очутивше бежали». Сл. Воскр. Л. 1, 254 Посемье, Вырь и всё пространство за Вырем до Донца принадлежало Черниговскому княжеству. Только на короткое время, 1125 – 1148 годы, эта страна переходила к Мономаховичам. Лаврентьевский список, стр. 130. «Сташа (Половцы) у Ратьмире дубравы за Вырем; послали бо бяхуть послы ко Всеволоду (Черниговскому) и не пропустиша их опять (на возвратном пути), Ярополчи бо бяхуть посадницы по всей Семи и Мстиславича Изяслава посадил Курске, и изымаша послы их на Локне». Киев. Лет. стр. 13, под 1136 год. «И пакы Ольговичи начаша просити у Ярополка: что ны отец держал при вашем отце, того же и мы хощем». Стр. 45 под 1145 год. «Святослав Ольгович нача ему (Владимиру Черниговскому, двоюродному брату) молвити: держиши отчину мою, и тогда взя Куреск с Посемьем и Словскую тысячу у Изяслава». Еще Киев. Л. стр. 17. Новгор. 1. стр. 7. С 1136 г. Курск без Посемья был у Святослава. В это то время Вырь и соседние города Въехань и Папаш должны были страдать от борьбы властолюбивого Георгия Суздальского с великим князем Изяславом: но с честью прожили это тяжёлое время. В 1147 году Глеб, сын Георгия, соединясь с Половцами, посадил посадников своих в Курске и в Посемье и велел сказать Вырянам: «отдадим вас Половцам, если не покоритесь». Выряне отвечали, что у них князь Изяслав, и не сдались. Глеб обратился к Въеханю, но и тут не имел успеха: подступил под Папаш. Папашцы вступили в бой, но принуждены были уступить силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Среди школьников я никогда не проповедовала Евангелие, но сама я верующая и у себя дома пою молитвы, и иногда школь­ники слушают, что я пою молитвы. – Следствию известно, что вы в 1937 году проводили антисо­ветскую агитацию. Признаете ли себя в этом виновной? – Антисоветской агитации я никогда не проводила и виновной себя в этом не признаю. Записано с моих слов верно и читано, но подписать протокол по неграмотности не могу. На этом следствие было закончено. 30 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Акилину к десяти годам заключения в исправи­тельно-трудовом лагере , и она была отправлена в Караганду. Мученица Анна (Анна Антоновна Водоланова) родилась в 1890 году в Екатеринославской губернии в крестьянской семье. В 1935 году Анна Антоновна была приговорена к шести годам за­ключения и отправлена в Карагандинский лагерь. Мученица Ирина (Ирина Лаврентьевна Гуменюк) родилась в 1885 году в Подольской губернии в крестьянской семье. В 1940 го­ду она была приговорена к восьми годам заключения и отправлена в Карагандинский лагерь. Мученица Ксения (Ксения Михайловна Радунь) родилась в 1875 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. В 1940 году Ксения Михайловна была арестована, приговорена к пяти годам заключения и отправлена в Карагандинский лагерь. Мученица Марфа (Марфа Ивановна Дударенко) родилась в 1885 году в Полтавской губернии в крестьянской семье. В 1939 го­ду она была арестована, приговорена к трем годам заключения и отправлена в Караганду. Мученица Домна (Домна Ефимовна Василькова) родилась в 1887 году в Подольской губернии в крестьянской семье. В 1940 го­ду она была приговорена к трем годам заключения и отправлена в Караганду. Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она бы­ла арестована и приговорена к двум годам заключения и отправле­на в Караганду. Мученица Иустина (Устинья Матвеевна Меланич) родилась в 1887 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. В 1940 году она была приговорена к двум годам заключения и от­правлена в Караганду.

http://fond.ru/kalendar/176/iustina/

По благословению о. Лаврентия и с его участием выкопали небольшую пещеру, так как местность была под горой. В этой пещере иногда молились, и особенно в то время, когда нас посещал дорогой молитвенник наш Батюшка. Церкви были закрыты. Батюшка ночью в этой пещере служил иногда и Божественную литургию. Ход в пещеру был с коридора в кладовую, с кладовой как бы в погреб и в пещеру. Закрывалась пещера крышкой. Однажды девочка сняла крышку, чтобы проветрить пещеру, и, забыв об этом, открыла дверь коридора и ушла.    Хозяйкина корова в это время была во дворе, зашла в коридор, повернула в кладовую и упала в пещеру. Закрыв вход в пещеру собой, корова до половины была видна. Сполошились послушницы, испугались вместе с хозяйкой. Хозяйка позвала соседей мужиков. Пришли мужики, старались, но не могли ничего сделать. Не за что корову было взять, только видно было две ноги и хвост. Они сказали: «Что хотите делайте, но мы ничего не можем сделать, не за что брать корову, если бы можно было взять ее за рога, то мы бы вытащили». И ушли по домам. Я быстро побежала до Батюшки. Прибежала и все выше описанное рассказала. Схиархимандрит о. Лаврентий подал вид, что расстроился, и спросил: «Которая из вас оставила двери открытые?» Я ответила: «Маргарита». Батюшка, подняв голову, помолился минуты две и сказал: «Иди домой». Я бегом домой, открываю калитку, а корова бегает по двору и от радости выбрыкивает, потрясая головой. Корова сама из пещеры вылетела вверх, как будто кто-то ее из пещеры вытолкнул, в то время, когда о. Лаврентий молился. Хозяйка и сестры поблагодарили Бога и старца помощника за его святые молитвы».    В 1946 г. я работала на производстве уборщицей. Была молодая. И вот директор узнал, что я не являюсь членом комсомола. Начал меня агитировать и требовать, чтобы я подала заявление о принятии меня в комсомол. Дескать: «Я тебя жалею, пошлю учиться, выведу в люди и будешь человеком». И так бесконечно каждый день, как только я ему попадалась на глаза. Пошла я до о. Лаврентия, в это время он был окружен множеством людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

Отец Лаврентий взял несколько ложек своей похлебки из горшочка, повернул голову и опять говорит: «Там, как говорится, кто-то пришел, позови ее». «Да нет там никого, обедайте спокойно», — настаивала на своем м. П. Батюшка взял еще ложку, потом расстроенно положил ложку на стол и громко произнес: «Я тебе сказал, что там стоит женщина и плачет, пойди, приведи ее». И сам приподнялся с места, как бы встречая плачущую. Перед нами появилась женщина средних лет, которая сильно плакала. По-видимому, великое горе привело ее сюда. Батюшка провел ее в свою келию, побеседовал, и минут через десять женщина вышла совершенно другой, с улыбкой радостно поклонилась и ушла. А Батюшка сел за стол да и говорит матушке П.: «Если ты видела, что плачет человек, как ты могла кушать?» Вот такой был великий старец Лаврентий, что все мог видеть. Я была этому свидетель в день моего Ангела Симеона Богоприимца и прор. Анны». У Батюшки была безграничная любовь к людям. Однажды зашел к Батюшке Пимен Никитич, который жил рядом с монастырем. Он был верующий мастеровой мужик. Он принес свою скрипку и хотел показать свое искусство. Начал играть псалмы. Но у него хорошо не получалось. Он нервничал, расстраивался. Батюшка заметил это да и говорит: «А ну, давай, заиграй «Казачка». Эта вещь зазвучала у него отлично. Похвалил его Батюшка, и тот с радостью ушел домой. Батюшка часто плакал — и во время молитвы, и во время пения. Не раз слезно повторял такие слова: «Здесь, на этом свете, Господь даровал каждому человеку свободу. Он может слушать пение, наслаждаясь им, хвалить Господа устами и сердцем. А в будущей жизни будет не так. Только тот будет слушать и наслаждаться, кого Господь сподобит, потому что многие за свою грешную и нерадивую жизнь лишатся этого навеки». Когда рукополагали во священники, Батюшка обливался слезами. Его однажды спросили сестры, почему он так плачет. Батюшка ответил, что многие и многие погибнут из этих священников за свою небрежность и нерадивую жизнь духовную. Они не будут думать о своем спасении, а тем более о других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010