И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен: Богородице, Ты еси Лоза истинная, возрастившая (нам) Плод Живота, Тебе молимся, молися, Владычице, со святыми апостолы, помиловати душы наша. И поем три тропари от двунадесяти, глас 8: Страха ради иудейскаго, друг Твой и ближний Петр отвержеся Тебе, Господи, и рыдая сице вопияше: слез моих не премолчи, Рех бо сохранити веру, Щедре, и не сохраних: и наше покаяние такожде приими, и помилуй нас. (Дважды). Стих: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Прежде Честнаго Твоего Креста, воином ругающымся Тебе, Господи, умная воинства дивляхуся: обложился бо еси венцем поругания, землю живописавый цветы: багряницею поругания одеялся еси, облаки одеваяй твердь. Таковым бо смотрением разумеся Твое Благоутробие, Христе, велия Твоя милость, слава Тебе. Стих: Вонми гласу моления моего. Прежде Честнаго Твоего Креста: Слава: Глас 5: Влеком на Крест сице вопиял еси, Господи: за кое дело хощете Мя распяти, иудее? яко разслабленыя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах. За кое дело хощете Мя убити, иудее? но узрите, в негоже ныне прободаете, Христа, беззаконнии. И ныне: Влеком на Крест сице: И кадит диакон Евангелие и иконы, и настоятеля и лики токмо. Таже диакон: Премудрость. Вонмем. Чтец: Прокимен, глас четвертый; Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Лик: Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Стих: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Лик: Яко аз на раны готов: Стих: Яко аз на раны готов. Лик: И болезнь моя предо мною есть выну. Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Исаиина чтение. Диакон: Вонмем. Чтец: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает реши слово: положи мя утро утро, приложи ми ухо, еже слышати. И наказание Господне отверзает уши мои, аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы моя вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. И Господь, Господь помощник ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся. Зане приближается оправдавый мя; кто пряйся со мною? Да сопротивостанет мне купно: и кто судяйся со мною? Да приближится ко мне. Се Господь, Господь поможет ми: кто озлобит мя? Се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы. Кто в вас бояйся Господа? Да послушает гласа отрока Его: ходящий во тьме, и несть им света, надейтеся на Имя Господне, и утвердитеся о Бозе. Се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте: мене ради быша сия вам, в печали успнете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Растерзаяся и рыдая, и дивяся вкупе с Никодимом снят Иосиф, и уцеловав Пречистое Тело, рыдаше, и стеняше, и поя Его яко Бога. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Приимши Его с плачем Мати неискусомужная, положи на колену, молящи Его со слезами, и облобызающи, горце же рыдающи и восклицающи. Слава: Едину надежду и живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое. И ныне: Болезни и скорби, и воздыхания обретоша Мя, увы Мне! Чистая горце рыдающи глаголаше, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, нага и уединена, и вонями помазана мертвеца. Таже ирмос оба лика поют вкупе: Божиим светом Твоим, Блаже: Песнь 6 Ирмос: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве. (Дважды). Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою: хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше: не терплю бо без дыхания мертва Тя видети. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Дивлюся зрящи Тя, Преблагий Боже, и Прещедрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна, и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне, видети Тя, Сыне Мой и Боже. Слава: Не изглаголеши ли Рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи Тело Господа Своего. И ныне: Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа, ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде Раба Твоя: ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею. Таже ирмос оба лика поют вкупе: Житейское море: Кондак, глас 8. Нас ради распятаго, приидите вси воспоим, Того бо виде Мариа на древе, и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. Икос: Своего Агнца Агница зрящи, к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Итак, не это я говорю, да не будет! [Но говорю с тою целию], чтобы, [горя] сильным желанием причащения, мы насколько возможно очищали себя и становились достойными дара, ибо предлежащий Хлеб есть причастие жизни (ζως γρ μετουσα στν προκεμενος ρτος). Господь говорит: Аз есмь хлеб [животный], иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). И снова: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывет, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Видишь дар неизреченный и беспредельный? Он не только за нас умер, но и Себя Самого предложил нам в снедь. Что еще яснее может показать Его великую 237 любовь [к нам]? И что спасительнее для души? Даже когда предлагается обычная пища и питье, то не оказывается никого, кто бы отказался принять участие в ежедневной [трапезе]; а если он не примет участия, то весьма тяготится этим. Когда же предлагается не обычный хлеб, но Хлеб жизни, и не обычная чаша, но Чаша бессмертия, то мы считаем [это] дело безразличным, а не всячески необходимым. И какого неразумия и безрассудства служит [доказательством] это [отношение]?! Но если это и бывало до настоящего времени, то, прошу, будем остерегаться [на будущее время], зная силу дара [Божия], и, насколько возможно, будем очищать себя и причащаться Святых Таин. И если нам случится заниматься рукодельем, то когда подающий знак 238 известит [о начале литургии], мы должны оставлять дело и с величайшею готовностью принять участие в даре. И это, как мне кажется, – лучше же сказать, как и бывает в действительности, – окажет нам большую пользу, если мы, [побуждаясь] приготовлением к Причащению, сохраним себя в чистоте. При безразличном же отношении к Причащению как мы избежим плена страстей? Оно [Причащение] будет нам и напутствием в вечной жизни. Пусть же мы удостоимся получить ее благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Освяти... В приложении к апостолам, освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение, именно, как проповедников и служителей Евангелия поставление – чрез сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в возлиянии на них даров Св.Духа. Отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове Истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования и прими их, как посвященную Тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (Златоуст, Феофил). Как Ты... как освятил Ты Меня, так освяти и их. И за них Я… Освященный от Отца пред посланием в мир, Господь сам совершает во времени это освящение принесением Себя в жертву Святому и праведному Богу за грешный мир. Что6ы и они были освящены. В отношении к апостолам освящение себя Господом имеет особую цель, чтобы именно они освящены были истинною для особенного служения их Богу и миру; чтобы они, как Я, принесены были в жертву Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но во истину. И так, освяти и посвяти души учеников и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину. Молитва о Себе и учениках оканчивается молитвою о всех верующих в Него по слову учеников или вследствие их проповеди . Эта молитва не о единении верующих только между собою, но о единении всего Тела Церкви, с главою её Христом и чрез него с Богом в вечной славе и любви Отца и Сына и Святого Духа. О верующих... Так как слово их, запечатленное Духом содержится в их писаниях, предназначенных для всех времен, то очевидно в этом изречении содержится и указание величайшей важности апостольских писаний, и указание на верующих по этому слову их на все времена. Да будут как ..частица, как опять не означает совершенного равенства, ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном. Да уверует: это начало приходит в исполнение с самых первых времен христианства, идет чрез всю его историю и придет в свершение по исполнению времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Стихира – тο что написано стихами или стихотворение. В церковном употреблении под именем стихир разумеются песнопения, по содержанию своему принаровленные к воспомннанию празднуемого события или к прославлению празднуеымого святого. Еслн эти песнопения не всегда написаны стихами, и почему не всегда в этом отношении выдерживают название стихир, то они всегда почти со стихами псалмов, и в этом отношении всегда могут удержать за собой название стихир. Впрочем и по нынешней форме своей, или по крайней мере, по напеву своему, они всегда суть стахиры, ибо составлены по определенному размеру и принаровлены к определенному напеву. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название; именно: а) Стихиры на Господи воззвах; они поются за вечерней после пения Господи воззвах  поются всегда с одинаковыми стихами псалмов 129-го и 116-го; б) стихиры стиховны вечерни; они поются в конце вечерни, после ектении, но не всегда с одинаковыми стихами: стихи этих стихир изменяются принаровительно к праздникам; в) Стихиры хвалитны (см. примеч. 1-е) г) стихиры стиховны утрени; они поются, когда нет праздника, в конце утрени после ектений, и поются со стихами не всегда одннаковыми: стихи этих стихир изменяются в службу субботнюю; в праздники на утрени  стиховные стихиры не поются, но тогда совершается лития и поются д) стихиры литийные – эти стихов не имеют. В каждом исчисленном роде стахир последняя стихира есть Богородична; ибо она поется во славу Пресвятой Богородицы; либо содержат в себе моление к ней. Богородичны стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом и ныне, и присно и во веки веков. аминь. В воскресные дни на хвалитех пред стихирою Богородичною поется стихира евангельская с припевом „СлаваОтцу” и пр; она называется евангельскою потому что содержание ее заимствуется из  воскресного утреннего Евангелия; евангельских стихир по числ воскресных утренних Евангелий одинадцать; сочинены они царем Львом Премудрым. Кроме того стихиры называются умилительными, другие покойными или мертвенными, иные мученичными, но все эти наименования отличается только содержание стихир но не особый род их. В число воскресных стихир включаются и те, которые называются также Анатолиевыми и Восточными. Анатолиевы – по имени сочинителя Константинопольского патриарха Анатолия (5 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. «Разбойника благоразумнаго…» Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя. Перевод:  Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня. Благоразумный разбойник — один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом, раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю. Покаяние благоразумного разбойника воспоминается в песнопении на утрене Великой Пятницы при чтении Двенадцати Евангелий. «Благообразный Иосиф…» Тропарь, глас 2 Благообразный Иосиф,/с древа снем пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив,//и вонями во гробе нове покрыв положи. Перевод:  Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Иосиф Аримафейский, о котором говорится в тропаре, был богатым иудеем, членом синедриона и тайным учеником Христа. После смерти Спасителя Иосиф испросил Его тело у Пилата для погребения. Когда позволение было получено, вместе с Никодимом он снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи, и положил в новом гробе, недавно высеченном в скале в его саду, привалив большой камень к двери гроба. Тропарь «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу). «Да молчит всякая плоть человеча…» Тропарь, глас 8 Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

http://foma.ru/pesnopenija-strastnoj-sed...

§ 142. Хотя страдания Искупителя воспоминаются во всех Службах Страстной Седмицы; но, собственно, последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа бывает в великий Четверток вечера, продолжается в великий Пяток; погребение Спасителя и сошествие Его во ад для освобождения оттуда узников ада воспоминается в Службе Великой Субботы. Службы последних трёх дней Седмицы соединяют в себе всё, что относится к великому делу искупления. Здесь помещена история страданий Христовых в чтениях Евангельских, приведены все древние пророчества в Паремиях и прямые и прообразовательные; указаны причины страданий, их необходимость, их великие последствия для рода человеческого, догматика и практика Божественной экономии в чтениях Апостольских. Песни церковные то являются вдохновенными, как песни древних Пророков; то простыми, ясными и трогательными, как трогательна простота повествования Евангельского. С неподражаемым искусством – если бы только в духе благочестия могло быть какое либо искусство, – в страстных Стихирах и Канонах выражены и неблагодарность Израиля, – а с ним у целого человечества, – и благодеяния Господа, – и неистовство мучителей, – и Божественная кротость невинного Страдальца, – и неизречённая бездна страданий, – и неизречённое терпение. Прискорбна есть душа моя даже до смерти, говорил Спаситель в саду Гефсиманском: Богопросвещённые песнопевцы вполне постигли неизмеримую скорбь эту, и изобразили её в своих песнях. – Повторяю уже известное замечание, что пока мы не будем вникать в сущность и дух церковных Священнослужений, до тех пор не будет духа в наших проповедях, не будет поучений в собственном смысле церковно-Христианских. § 143. Что можем мы взять из постной Триоди для наших проповедей? Отдельных предметов бесчисленное множество; каждая Служба имеет свою удельную истину, которая раздробляется на множество частных понятий. Но кроме частных, есть предметы общие, главные, которые господствуют во всех Службах, движутся во всей Триоди, и на которые проповедник должен обращать особенное внимание. Такие предметы суть:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Час шестый. … Не сказано утвердительно – час был шестый, но как бы нерешительно и не с уверенностью. Посему нисколько не должно быть важно для нас, что евангелисты по-видимому не совершенно согласны друг с другом, если даже допустимо это разногласие. Ибо смотри, не все ли они сказали, что Иисус был распят? А что о часе говорит – один это был третий час, а другой, как бы шестой, то вредит ли это сколько-нибудь истин. Но весьма достаточно доказано что разногласия даже и нетъ (Феофил). Се Царь – пред произнесением окончательного приговора над Иисусом против совести, Пилат, в безсильном раздражении, бросает еще раз жестокий упрек всему синедриону. Может быть так же римского политика осенила мысль, что если суды способны еще составить политическую нацию, то эту высшую задачу никто так не способен был выполнить, как обвиняемый теперь, что Он духовный Царь израиля. Не поняли ли этого смысла речи и сами обвинители и не потом ли так неистово выразилась ярость их в ответе на эти слова: смерть Ему, распни Его? Это крик от нанесенной в самое чувственное место раны. Но Пилат, прежде чем окончательно уступит, еще раз повертывает нож в этой ране словами – Царя ли вашего распну? Это вынудило у представителей народных еще более отчаянный крик, которым они сами своими устами выражали разрушение своей древней теократии и свое полное ниспадение в круговорот лжи мира языческого: нет у нас царя кроме кесаря. Этим было сказано все, произнесен был приговор над всей дальнейшей историей народа еврейского. И Пилат предал Его им наконец на распятие. Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Видев Иуда. Ослепленная и омраченная сребролюбием совесть Иуды, как скоро совершилось осуждение Господа, мгновенно проснулась и пред нею предстал весь ужас его безумного поступка. Раскаялся. Это было раскаяние с отчаянием, но не с надеждою. Оно довело Иуду до самоубийства. Возвратил. То, что казалось для него так пленительным, – теперь, когда совесть возопила, показалось для него отвратительным, – таков грех вообще. Предав...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

  В дальнейшей затем речи Господь обращает взор учеников ко времени, имеющему наступить за Его вознесением, а потому и говорит „будете искать Меня” т.е. пожелаете последовать за Мной, чтобы найти Меня и быть со Мною, но до времени этого не нужно, ибо вы должны оставаться в мире для распространения и утверждения царства Моего на земле, а потому вы не можете теперь последовать за Мной, прийти туда, куда Я иду, т.е. в славное, торжествующее на небесах Царство Мессии, – как Я сказал иудеям. „Иудеям Он это говорил с тем, чтобы устрашить, а апостолам, чтобы воспламенить в них любовь” (Златоуст). Оставляя вас для деятельности в распространении и утверждении в сем мире Моего царства, даю вам „новую заповедь», исполнением которой вы будете отличаться, как именно Мои ученики. Эта заповедь – “да любите друг друга.” Выражением „новую заповедь” Господь означает е особенный действительно новый характер у учеников и последователей Христовых, выражающийся в побуждениях к любви, степени и объеме ее. Христианская любовь отличается особенною чистотой, бескорыстием, так сказать, одухотворённости. „Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга – чисто, свято, бескорыстно. Сими словами означается преимущественно самый характер любви, любви ко всем, во имя искупления всех Христом, а не во имя чего либо другого. “Господи, куда Ты идешь?” Выше Господь сказал, что куда Он идет вскоре, ученики не могут следовать за Ним туда. Апостол Петр, как видно, не понял этих слов вполне и они возбудили в нем недоумение, выразившееся в вышеозначенном вопросе. Господь снова повторяет и ему тоже, что сказал всем, именно, что теперь он не может за ним идти; но словами “после  пойдешь” (т. е. путем мученической смерти), дает еще более определенный намек, что теперь невозможно и не нужно идти. Петр снова не уразумевает речи Господа и недоумевает, почему же теперь он не может последовать за Господом, когда ради него он готов положить душу. Господь, давая знать, что апостол Петр, при всем своем желании следовать за Ним, нравственно не готов к сему, предсказывает ему о его отречении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Справедливо. Это показывает его сознание собственной виновности и справедливости карающего за вину закона. А Он ничего. Признание невинности Господа среди этой толпы, обвинившей и осудившей, как преступника, Человека невинного. Помяни разбойник благоразумный не полагает, что Господь Распятый, чудесно сойдет со Креста; напротив, он полагает, что Он умрет на Кресте, а потому просит вспомнить о нем после, когда Господь приидет в царствие свое. Если и полагать, что этот разбойник разумел чувственное царство Мессии, какого ожидали Его современники, и говорил о таком царстве Мессии, все же исповедание его нельзя не назвать удивительным в его положении. Распятого вместе с ним, страждущего, измученного, умирающего, он признает Царем, Который придет в царство Свое, Господом, Который ошует это новое царство, – это такое исповедание, которое не под силу было даже ближайшим ученикам Спасителя, не вмещавшим еще тогда мысли о страждущем Мессии. Если и допустить еще, что он хотя и преступником сделался по какому либо случаю, но все же оставался, как и прежде был, высоконравственным и религиозным человеком; что он внимательно наблюдал в последние часы над Господом Иисусом и поражен был Его нравственным величием; что близость предстоящей ему смерти располагала его к высоким думам; если и допустить все это, все же сим не разрешается для нас великая загадка такой высокой веры его, если не допустить особенной Благодати Божией, мгновенно озарившей его разум в пример и поучение всем родам и народам, что Бог избирает безумное мира чтобы посрамить мудрое... Ныне же будешь в раю. Господь обещает покаявшемуся исповеднику Своему нечто высшее и большее того, чего он просил, столь высокое, чего не мог ни ожидать, ни πрοсить исповедник. В раю. Сим предрекается, что разбойник в сей же самый день умрет, а не будет мучиться на кресте и обещается душе его блаженство вместе со Христом в царстве праведников, избранных Божиих. Слово раи означает собственно сад и сад хороший, наполненный тенистыми деревами и цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010