“Каждый день Страстной седмицы», продолжает он же, „есть как бы шаг в вечность, ибо ея днями постепенно обозначены последние дни земной жизни Христовой и с ними идут они ровною стопою. Какой страшный отголосок событий! скольже внимательны должны мы быть к сим искупительным дням, ибо и мы призваны идти в путь земной и небесный вслед за Христом“... „Великий Пяток стоит между знаменательными днями Страстной недели, как некий возвышенный Крест, приосеняющий субботний Гроб Христов; до такой степени исполнен он весь скорбью и славою Креста! Каждый час его есть мера искупительных страданий Богочеловека: их отголосок отзывается в каждом глагол его духовных песен, пророчеств и Евангелий“. Если таково значение для христианина дня Великого Пятка, то само собою понятно, с каким особенно притрепетным вниманием должен он относиться к умилительно трогательным и возвышеннейшим по своему содержанию богослужебным чтениям и песнопениям этого святого и великого дня. Но нельзя не сказать того, что при всем своем неизъяснимом, полном возвышеннейшего духовного умиления и величественнейшем достоинстве, святейшие песнопения Великого Пятка в славянском их переводе содержат весьма немало трудностей для нашего понимания. В устранение означенного недостатка в настоящем издании предлагается благочестивому вниманию христианина славянский текст одного из важнейших богослужений Великого Пятка– “Последования Утрени“, или по-иному – церковному – чтению „Последования Святых и Спасительных Страстей Христа Господа нашего Иисуса“ с параллельным оному (сличенным притом с греческим) русским переводом. Для большего запечатления в душе верующего смысла, означенного Последования и особенно заключавшихся в оных евангельских чтениях, самый текст поясняется нами – евангельские повествования по толковому Евангелию архимандрита Михаила, а песнопения трипеснца–подлинным библейским текстом (по русскому переводу Библии ). По местам, по требованию смысла текста, предлагаются и иные пояснения. При таком изложении богослужебное „Последование Утрени“ в Великий Пяток, получает наибольшую силу выразительности и удобопонятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются во время совершения таинства Крещения. =============================================== Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=20...

Тропарь праздника говорит следующее: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве». «Вот вышел сеятель сеять, — говорит евангелист Лука, притчу Господню передаёт, — и сеял своё семя щедро, и овое поди при пути, и птицы небесные позабашие, а овое поди в тернии, а овое в каменистый грунт, а некое на хорошую почву». Вот хорошая почва приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто, и вот «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия», начиная с равноапостольного Владимира, со страстотерпцев Бориса, Глеба, Игоря, со святых мучеников Фёдора и Иоанна Варягов, и далее-далее-далее до святых новомучеников и исповедников, преподобных и праведных, например, недавно мы праздновали память Святого Луки Исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского. Учился в Киеве, ссылку проходил в Туруханском крае, в Красноярске, Сибирь и Дальний Восток посетил в узах, в Симферополе закончил свою жизнь — всю географию русского мира прошёл в кандалах и в ватной фуфайке, и в белом халате лечащего врача, и в рясе с панагией, как служащий епископ. Такие люди до сегодняшнего дня являются на пространстве Святой Руси и составляют её главное украшение. Наверное, многие из вас помнят прекрасное песнопение, авторство которого принадлежит епископу, исповеднику, тоже мученику, долгому узнику лагерей, уз и темниц, Афанасию Сахарову, которое будет петься на праздник: Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение. На восьмой глас поётся эта стихира, есть особые распевы, гармонизации, которые очень ложатся на душу, украшают службу, восторгают сердце молящегося человека в эти дни. Особенно известен этот последний стихирный запев: «Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение». Дом Евфрафов — это пределы Вифлеема, где Господь родился. Когда иерусалимские книжники собрались, спросил их Ирод: «Где Христос рождается?» — «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано у пророка: «И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля». Дом Евфрафов — это Вифлеем по Писанию, а новый дом Евфрафов — это некий новый Вифлеем, это место, где Господа Иисуса Христа сильно полюбили и стали Ему служить, что проявилось в большом количестве праведников и угодников Божиих, доныне не перестающих появляться в пределах нашего земного Отечества, соприкасающегося с небом.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Во исполнении же времен послал еси Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, раждаемаго от жены Приснодевы Марии: иже зрак раба приим, и в подобии человечестем быв, подобие своего Пречистаго образа, к своему Божественному лицу убрус приложив, изъобрази, и авгарю едесскому князю посла, и тем от недуга того исцели, и всем к нему приходящым, и верою кланяющымся, неисчетная исцеления и многая благодеяния чудодействуяй подаваше. И мы убо, о всеблагий и щедрый Владыко, сия образы возлюбленнаго Сына твоего, в воспоминание спасительнаго воплощения, и всех преславных его чудес, страстей же и распятия и смерти, и преславнаго воскресения, и на небеса вознесения, и всех его благодеяний, яже на земли, яко человек явився, человеческому роду показа, о нихже нам Божественная Еванглиа ясно повествуют: такожде Пречистой его матери, яко честнейшей и всея твари вышшей, и у тебе приятнейшей молитвенницы и предстательницы нашей: ангелов же и пророков, и апостолов богогласных, мучеников и святителей, и преподобных, и всех святых, яко твоих угодников, рабов же верных и присных другов, и твоих истинных сущих образов не боготворяще, но ведуще, яко почесть образа на первообразное восходит, в святом Твоем сем храме пред твоим величеством честно предложихом, и припадающе прилежно молим: призри милостивно на ны и на образы сия, и явления ради во плоти возлюбленнаго Сына твоего, и всего его спасительнаго плотскаго Божественнаго смотрения, в егоже воспоминание и славу, и молитвами Пречистыя и преблагословенныя его матере, святых небесных сил безплотных, честнаго пророка предтечи и крестителя Иоанна, богогласных пророк, духоносных апостол, добропобедных мученик, святителей же, и преподобных и праведных, и всех святых Твоих, в ихже честь и память сия устроихом, посли на ня твое небесное благословение и благодать Пресвятаго Духа, и благослови и освяти я, и подаждь им силу целебную, и всех диавольских козней прогонительну, и исполни я благословения, силы же и крепости, еяже богатно влиял еси на оный святый нерукотворенный образ, прикосновением Пресвятаго и Пречистаго Божественнаго лица Единороднаго Сына Твоего, во еже силам и чудесем и теми действоватися, во утверждение православныя веры и спасение людей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этот день Святая Церковь подводит нас к самому подножию Креста Христова, водруженного на Голгофе, и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. " Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: неосязаемый удержавается; вяжется, разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается, судяй живым и мертвым; во гробе заключается разоритель ада " [ 2 ] (ТП. Л. 461). " Во Святый и Великий Пяток,— говорит в синаксаре Святая Церковь,— святыя и спасительныя и страшныя страсти совершаем, Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа, яже нас ради волею прият: оплевания, биения, заушения, досады, насмеяния, багряную одежду, трость, губу, оцет, гвоздия, копие, и по сих всех, крест и смерть, яже вся в пяток содеяшася " (ТП. Л. 443). Последуя словам Спасителя, сказанным в ночь перед Его страданиями в Гефсиманском саду: Бдите и молитеся, да не внидите в напасть [ 3 ] (Мф. 26, 41), Церковь, желая, чтобы мы проводили эту страшную ночь в бдении и молитве, начинает " последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса Христа " еще накануне, с четверга на пятницу (собственно говоря, если следовать суточному кругу богослужения, который начинает каждый день вечером накануне, это понятно). Обычай читать в Великую Пятницу Евангельские повествования о страданиях Господних существует в Православной Церкви с начала ее основания. По слову святителя Иоанна Златоуста, это умилительное благовестие совершается для того, " чтобы неверующие — язычники — не могли сказать, что мы проповедуем только о славных и знатных делах Христовых, как то о знамениях и чудесах, а о позорном скрываем " . " В день Креста,— говорит тот же святитель,— мы читаем все, относящееся ко Кресту. Благодать Святого Духа так устроила, что все, относящееся к страданиям Господним, прочитывается у нас во всенародный праздник, именно, в Великий вечер Пасхи " [ 4 ].

http://pravoslavie.ru/78516.html

Спасение человека совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. В своих пасхальных поздравлениях о. Илиодор раскрывал смысл пришествия в мир Спасителя, Его страданий и воскресения и советовал в дни Светлой седмицы «заняться размышлением о великом подвиге Господа нашего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву Отцу Небесному за спасение наше» 1009 . Главным в спасении человека о. Илиодор считает для всех и во всех обстоятельствах деятельное исполнение заповедей Божиих. Так, новоначальной монахине старец пишет, что, желая успеха в деле ее спасения, он молит Господа, да даст ей разум к исполнению Его святых заповедей 1010 . Другой духовной дочери, спрашивавшей старца: «Как и чем любить Господа?», о. Илиодор писал: «Отвечаю Его Божественными словами. Он сказал: «Любяй Мя заповеди Моя исполняет». Быть может, спросите: какие? Те самые, которые нам твердит едва ли не всякий день Святое Его Евангелие… «болен бых и посетисте Мене, в темнице бых, и приидосте ко Мне», и прочее и прочее» 1011 . Из жизненного опыта схиархимандрит Илиодор знал, что многие, ищущие спасения, желали бы обрести его, но только безболезненным путем. Зная склонность людей всегда предпочитать легкое тяжелому, старец раскрывает в своих письмах ложное представление о безболезненном пути ко спасению: «Везде и во всяком деле есть труд, особенно трудно в делах нашего спасения» 1012 . Для достижения вечного успокоения, по мысли о. Илиодора, требуется усилие, чтобы шествовать по узкому и тернистому пути, поэтому в своих письмах он часто призывает духовных чад: «Трудитесь!» 1013 . Старец Илиодор, так же как и Оптинские наставники, считал, что каждому христианину, который желает достигнуть нравственного совершенства, нужно пройти через многие искушения как внутренней борьбы, так и извне приходящих досаждений, обид, всевозможных неприятностей, одержать победу над борющими страстями. Он писал: «Жизнь наша полна неустройств. В ней много есть несообразностей, которые отвлекают нас от путей спасительных, а поэтому и быть не может, чтоб не случались с нами неприятности, служащие сильным орудием к очищению нашему от грехов» 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

О, всеблаженнии и Богомудрии угодницы, иже во временнем житии благочестно подвизавшиися и святыми своими телесы в пределех Вологодския страны почивающии, величаем ваша духовныя подвиги, воини Христовы, терпением и мужеством своим врага до конца низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, звезды, светом веры и добродетели светящиися и наши умы и сердца богомудренне озаряющия. Прославляем ваша великая чудеса, кринове райстии, в стране мраза прекрасне процветшии и вонею дарований и чудес повсюду благоухающии. Умоляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, сохраните нас от всякаго зла и посетите нас в немощех наших благодатными даровании, имиже вас украсил и прославил есть Господь. Благовернии князие, испросите у великаго Царя Славы благоденственное житие нам, мир и тишину стране нашей, да тихое и безмолвное житие поживем, умерщвляя царствующий во плоти нашей грех и написуя на скрижалех сердец наших закон Царский. Святителие Христови, молитвами вашими утвердите Святую Православную Церковь и упасите стадо свое в вере и добродетели, яко да и мы, недостойнии и оскверненнии, прославим в житии своем Отца нашего Небеснаго. Преподобнии отцы, в терпении и подвизех сами поживше, сохраните и нас от прелестей мира лукаваго, да, отвергшеся себе и вземше крест, последуем Христу, умерщвляя уды, яже на земли, и распиная плоть свою со страстьми и похотьми. Блаженнии чудотворцы, юродством Небесныя мудрости посрамите мудрость мира сего, возносящуюся на разум Божий и омрачающую спасительное буйство Креста Христова, имже да сподобимся выну мудрствовати о Христе, Горняя, а не земная помышляюще. О всечестный соборе всеблаженных Ангелов наших, иже честными телесы на земли с нами водворяетеся, святыми же душами вашими пребываете на Небеси и с лики Безплотных покланяетеся дивному во святых Своих Богу, помяните нашу немощь и уничижение и священными молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, яко да и мы, безбедне преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества со всеми, от века угодившими святыми, водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, Емуже с Предвечным и Единосущным Отцем и с Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей в безконечныя веки. Аминь. Собору Новгородских святых

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?». Среда Страстной седмицы повествует о предательстве Иудой Иисуса Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании - селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа. Великие дни В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься. Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста - чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя. Весь следующий день Великого пятка, собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии - распятии Христа. Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Да будут для нас примером в этом случае святые, которые всегда памятовали о страданиях Иисуса Христа. Так, в пустыне Иорданской спасался авва Стефан, который только и думал о распятом Христе. Однажды пришли к нему посоветоваться три старца. Святой подвижник долго безмолвствовал и, наконец, сказал на их вопросы: «простите мне, братия, что я доселе не внимал вашей беседе. Скажу вам только то. что я днем и ночью помышляю о Господе нашем Иисусе Христе, пригвожденном ко кресту». То же самое рассказывается в житиях святых о преподобном Пимене (память которого совершается в церкви 27 августа). Однажды пришел к нему авва Исаак и застал его сидящим в безмолвиии как бы в некотором исступлении. Подождавши несколько времени, авва спросил преподобного, куда он возносился умом своим в продолжение безмолвия. Убежденный молением его, святой Пимен ответил: «ум мой был там, где Пречистая Дева Мария Богородица стояла при кресте и плакала» («Ур. и прим. христ. веры, над. и любви», свящ. Гр. Дьяченко, ч. I, стр. 79). Но, размышляя о спасительных страданиях Христовых, будем стремиться, христианин, к спасительному общению со Христом. Тесное общение со Христом, нашим новым Божественным Прародителем, нам необходимо. Без этого нам не принесут никакой пользы страдания и смерть Христовы; в отчуждении от Христа, нашего Ходатая и Искупителя, мы все будем под гневом у Бога. Общение же со Христом совершается посредством веры, любви и участия в установленных Господом святых таинствах. Зная это, возлюбленный христианин, воспользуемся всеми божественными средствами, яже к животу и благочестию. Соделаемся общниками спасительных страстей Господа Иисуса и дарованной Им безсмертной жизни, пребудем с ним и в Нем верою, любовью, святою и непорочною жизнью. Блажен человек, который пред очами своими имеет Распятого и в подражание Ему распинает плоть свою с ее страстями и похотями. (См. «Воскр. лист.» 312, прилож. к журн. «Воскр. День»). 2. Чудеса креста Христова (крестного знамения) (Из книги «Камень веры»). Поклоняясь кресту Господню, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010