Где взять светлую одежду спасения Одежду спасения подает Спаситель наш Господь Иисус Христос . Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему, «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (Там же). Господь дарует одежду спасения в Таинстве Крещения Господь Милосердный даровал нам одежду спасения в Таинстве Крещения, «дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1,22 ), чтобы быть нам «чадами Божиими» ( Ин.1,12 ), ибо все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3,27 ). Крещение сняло с нас первородный грех , сделало нас чистыми и невин­ными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем «по обычаю мира сего, по воле духа, действующего в сынах противления» ( Еф.2,2 ) (Там же). Средство вновь облечься в одежду спасения И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это – покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пре­бывает, и Аз в нем» ( Ин.6,56 ) (Там же). Какая одежда необходима, чтобы войти в Чертог Спасов Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе – вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов (Там же). Всемогущество Божие Там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствую­щим и страждущим (21, с.29). Слова Спасителя «Не плачь» относятся ко всем людям всех времен Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, «сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И подойдя, прикоснулся к одру, несшие остано­вились; и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (ср. Лк.7,13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его (Мф 10:25)? Если терпим (со Христом), то с ним и царствовать будем (2 Тим 2:12). Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10:38). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2:10). Краткие нравоучительные слова   Слово первое. Об испытании самого себя   Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. (2 Кор 13:5)   Слава Богу! Все мы называемся христианами, все мы исповедуем Единого Триипостасного Бога, Бога живого и бессмертного; все мы крестились во имя святой и единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; все мы веруем в распятого и из мертвых воскресшего Иисуса Христа Сына Божия, и в ознаменование этого, знаменуем себя крестом; все входим в Святую Церковь и молимся, и призываем, поем и славословим святое имя Божие; все слушаем святое Божие Слово; все причащаемся святых и животворящих Тайн Христовых; все мы позваны к вечной жизни и небесному царству, и говорим в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Слава Богу за это и за все! Воистину преславны и великолепны Таинства христианства, слушатели! Велико и преславно быть христианином! Но осмотримся и испытаем себя, истинные ли мы христиане, по увещанию апостольскому: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор 13:5). Ибо без веры христианин быть не может. Показываем знаки христианства, как выше сказано, но имеем ли внутри себя истинное христианство? Ведь все внешнее без внутреннего – ничто, и внешние знаки без самой истины – ложь и лицемерие. Хвалимся все верой, но творим ли дела, сообразные вере, как апостол говорит всякому: Покажи мне веру твою от дел твоих (Иак 2:18)? Называемся христианами от Христа, но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в распятого Христа, чему и апостол учит: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). Чувствуем ли внутри себя то духовное радостное помазание, о котором писал св. апостол Иоанн (1 Ин 2:27)? Веруем в Евангелие, но достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного, но угождаем ли ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие Слово, но внимаем ли ему и исправляем ли себя по его правилу? Причащаемся святых и животворящих Тайн тела и крови Христовых, но обновляемся ли мы от святого Причастия и созидаем ли в себе духовного, нового человека? Все это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, какими пребываем, как мыслим, как говорим, как делаем, с каким сердцем к Богу, всевидящему, обращаемся и как друг с другом обходимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И никто не бывает отвержен Богом за то, что не отдает сторицей.    Только мы, если хорошо поразмыслим, поймем, что невозможно кому-либо прийти к совершенству без непрестанного Приобщения Святых Тайн. Ибо без него нельзя приобрести любовь, а без любви — послушание Владычним заповедям, а без послушания нельзя достигнуть совершенства. Как говорит премудрый Соломон: «Начало премудрости есть искреннейшее желание учения, а забота об учении — любовь, любовь же — хранение законов ее, а наблюдение законов — залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу; поэтому желание премудрости возводит к царству» (Прем.6:17—20), Царству Небесному.    Поэтому и святой авва Аполлос, зная, что Божественное Приобщение является силой, производящей Божественную любовь, причисляет его к заповеди любви и говорит: «На этих двух заповедях, то есть на частом Причащении и на любви к ближнему, весь Закон и Пророки утверждаются» (См. Мф.22:40).    Но есть ли нужда много говорить? Возражающие нам причащаются раз в сорок дней как совершенные или как грешники и несовершенные? Если как совершенные, то должны причащаться чаще, согласно своим же словам, а если как несовершенные — должны причащаться чаще, чтобы стать совершенными, как мы сказали выше.    Ведь если младенец не может вырасти во взрослого человека без телесной пищи, то тем более не может душа прийти к совершенству без духовной пищи. Внешние мудрецы говорят, что три вещи наблюдаются в младенце: во-первых, сам питающийся, во-вторых, то, чем он питается, и в-третьих, то, что его питает. И то, что его питает, — это питательная сущность; то, что питается, — это одушевленное тело; а то, чем оно питается, — это пища.    Так, говорит Гавриил Филадельфийский, бывает и в духовном возрождении: «Питающийся — это крещеный, возрожденный человек; то, чем он питается, — это Пречистые Тайны; а питающий — это Божественная благодать, претворяющая эти [Тайны] в Тело и Кровь нашего Спасителя». Поэтому Василий Великий говорит, что тот, кто возродился Крещением, должен питаться впредь Приобщением Божественных Тайн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи ему: «Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведцу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам им, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь”». Причащение святых тайн тела и крови Христовых Значение Таинства «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ) «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ) Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Как учит Святая Церковь , христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит возможности нашего разума. Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели – восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения. В размышлениях о Божественной литургии епископа Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн. Подвижник видел «огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов.

http://azbyka.ru/poyasneniya-k-tainstvam...

Но всё это выше сил человеческих! Воистину выше сил человеческих! Но для нас слова " выше сил человеческих " — совсем не страшны, ибо мы знаем, что силами человеческими ничего не достигается здесь. Нам не страшны слова эти, ибо дано нам Божественное животворящее таинство. " Любите врагов ваших " , но не любится человеческому сердцу, кто же даст ему силу любить? Не слово поучения о любви, не заповедь только о том, что нужно любить врагов своих, но даст ему самую возможность любить — это даст Самое Пречистое Тело Его и Сия Самая Честная Кровь Его. Да смирится человеческая воля и да не восстаёт на волю Божественную, а смиренно, с верою да придёт человек причаститься Святых Тайн. Чему же будем мы сопричастники? Будем сопричастниками мы Святого и Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа, Святой Божественной Его Крови. Самого Христа примем и будем Ему сопричастниками. А что это значит? Сие значит, будем сопричастниками Божественной Голгофской Его жертве, будем сопричастниками Голгофской Его любви. Вот где был источник силы, любви святых угодников, молившихся за врагов своих. В жизни иссякла любовь, и предречённое Господом: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13, 35) — в жизни забыто нами, и лишь только около Чаши, около Престола, делаясь причастниками любви Божественной, Божественных Тайн Христовых, дерзаем мы сказать, что мы воистину ученики Его, ибо и в нас, недостойнейших и паче всех грешнейших, когда мы вкушаем сей Голгофской жертвы Любви Божественной, — и в нас входит сия любовь и нас творит учениками Спасителя нашего, и наше сердце на некий миг освещается сей благодатной любовью. Аминь.     14 ноября 1926 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в евангельском чтении вы слышали притчу, которую все вы так хорошо знаете. Не новое что-либо слышали вы, но каждый раз можно по–новому просматривать жизнь при свете евангельских чтений. " …Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод " (Мф. 13, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Вера, заступающая в христианской религии, есть такой член в оной, который, содержась или подразумеваясь в каждом чинопоследовании тайнодействий и священнодействий Христианского Богослужения, составляет собою существенную внутреннюю сторону человеческую в противоположность той же стороне Божественной, т. е. благодати Божией. «И вы тело Христово, а порознь члены, говорит Апостол. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы?... Все ли пророки?... Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:27–30 ). Нет, Бог расположил члены, скажем словами того же Апостола, «каждый в составе тела, как Ему угодно» ( 1Кор.12:18 ). Однако в сем расположении членов в Церкви Божией существуют неизменно два главных разделения – на пастырей и пасомых, на священную иерархию и руководимых оною верующих – «ниву Божию и словесное стадо Христово»: «мы соработники у Бога, говорит Апостол, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ); «внимайте себе, говорит Апостол Павел пастыреначальникам Ефесской Церкви, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога» ( Деян.20:28 ), и в другом месте тот же Апостол свидетельствует, что Сам Господь Бог дал Церкви пастырей и учителей «к совершению святых, в дело служения» ( Еф. 4:11–12 ), как Своих домостроителей ( Тит. 4:7 ) или, выражаясь частнее в другом месте, как строителей тайн Божиих ( 1Кор.4 :). Может ли, спрашивается, сие домостроительство тайн Божиих чрез особых из людей строителей быть таковым без видимого посредства и без известного, определенного обряда? Странно, правда, предлагать себе этот вопрос, когда дело касается деятельности уже человека в отношении и при воздействии его на другого, подобного ему собрата, ибо без известного посредства и определенного действия никакой, конечно, передачи чего бы то ни было от человека к человеку-же и быть не может: однако предлагая этот вопрос, мы имеем в виду не одно служение иерархического лица в слове, проповеди и оглашении, но имеем в виду указать на существенную и безусловно-необходимую принадлежность сего служения иерархического лица в определенном церковном чинопоследовании, при наличности обрядовой части Богослужения, при непременном условии совершения положенного или данного символического действия, при употреблении освящаемого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Должно всякому испытывать самого себя, – верен ли он Божьему слову? – и еще отличать живую веру от мертвой. Ибо есть вера живая, действующая в сердце, и есть вера бездейственная, о которой говорит Писание: вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ). Живая вера производит в сердце страх Божий, а мертвая или недействительная – бесстрашна. И оттого вот случается видеть: многие, путешествуя по святым местам и поклоняясь мощам угодников Христовых, дивятся их подвигам и прославляют их чудеса; но те же люди, и даже многие служители Божественных тайн, держат себя без должного страха, без мысли благой и в самом храме, где на престоле предлежит истинное Тело Христово, в котором обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ). Подумать бы надо таким, – что Господь предвещал о людях Своих, которых сердце не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его: они не войдут в покой Мой ( Евр.4:3 ), и как сказал, так и случилось: не вошли они в радость Господа своего. Что хотя слышим и мы призвание в жизнь вечную, и притом под таким еще условием: Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите; но как иудеям не принесло пользы слово слышанное и не растворенное верою слышавших, так и мы можем оставаться отчужденными от жизни Божией за неверие и окаменение сердец своих (Ср. Еф.4:18 ). Посему и слово истины предостерегает нас: смотрите, чтоб не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого ( Евр.3:12 ). Кто наблюдает за собою, тот легко может видеть, сколь сердца наши слабы в вере, невнимательны к Божьему слову и как мы чуждаемся Божьей благодати, без которой никто не может иметь вечной жизни. Слышим, что Господь говорить нам: ядущий Меня жить будет Мною; сей пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:54–57 ). Кому не вожделенна жизнь вечная? или кто из нас не желает иметь в себе Бога и быть в Боге? Но вот слышим мы в храме Господнем ежедневно глас Господень: приимите, ядите, сие есть Тело Мое... И пиите вси, сие есть Кровь Моя...( Мф.26:26–28 ). И часто из множества предстоящих ни одного нет вкушающего. О, глубина неверии нашего и крайнего неразумия душ наших! Стыдиться бы следовало нам безумного ответа: имей мя отреченна! ( Лк.14:18 ) – и страшиться бы грозного приговора: звании не быша достойни ( Мф.22:8 ). Но мы остаемся в нечувствии и не имеем в себе страха Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

что он не ходит в храм Божий, не причащается Христовых Тайн, но говорит, что верит в Бога и не отрекается от Православной Церкви. Разъяснил ему: «Знаете ли вы, что христианин не только имеет веру, но и свидетельствовать ее должен своею жизнью. Всякий раз, когда колокол церковный зовет нас в храм Святой, мы обязаны туда идти для молитвы. И по правилам церковным подлежит исключению из общества христианского, если кто, без уважительной причины, не пойдет в храм три воскресенья подряд. Какой вы христианин, если не исполняете уставов своей веры? Ведь каждое общество имеет на своего члена известные правила, и если кто этого не выполняет, тот исключается из общества. Вы не говеете, и разве не знаете, если христианин не приобщается Святых Христовых Тайн, он умирает духовно?» (Иоанн 6,53).    Мой собеседник отвечал: «Я все это сознаю, я не отрекаюсь от веры. На Пасху я стоял около своего дома, на коленях, в снегу и плакал, когда совершали крестный ход около храма. Я был без шапки и молился!.. Да, я малодушный, но я верующий!..»    На это я возразил: «Приятно, что вы не отошли от веры в Бога и не думаете отойти. Но что же, дорогой, сказать вам в ответ могу я, если Сам Спаситель Милосердный говорит Своим последователям: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33). Ведь все ваши сослуживцы и знакомые знают, что даже на Пасху вы не были в Церкви. Значит, в их глазах вы – неверующий. Такой взгляд на себя вы не отвергаете – я действительно неверующий.»    «А это мне нужно, так как я могу лишиться работы, а у меня семья, без меня она пропадет с голоду. Но все же я верующий в Бога!..»    Вот лицо нашего интеллигента, считающего себя верующим. Что это, как не отречение от Христа: отречение ради материальных благ! Боже! Как тяжело это за человека, как будто и религиозного! Он даже и не понимает, что он предает свою веру святую – за деньги! Как будто предлог извиняющий – семья!.. Нет, здесь прямое неверие. Если бы он был христианин, если бы верил в Бога, то возложил бы упование на Него, и не посрамился бы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Около того же времени, как жила Каллия, бедная вдова благодушно переносила горькую бедность и усердно сохраняла заповеди Всевышнего.    Священник позван был к ней, умирающей, для приобщения Св. Тайн: в то же время звали его за тем же к богатому князю. Он пренебрег бедной вдовой и пошел к богачу. Возвратясь от князя, нашел он нового посланного звать его к умирающей вдове. Гордый и корыстолюбивый, не пошел он к нищете. Диакон его, богобоязненный и благочестивый, выпросил у него дозволения идти и приобщить умиравшую. Придя в дом ее, к изумлению, видит он тут Пресвятую Деву, и чистые девы одевают бедную больную в чистые одежды. К новому изумлению, Небесная Царица благоговейно поклонилась Пресвятому Телу Христову. Чистые девы пали пред ним на землю. Встав, девы дали знать диакону, чтобы он совершил свое служение. Когда больная приобщена была Святых Тайн, девы приняли святую душу ее и вознеслись на небо. Диакон пошел потом в дом богача. Здесь видит он при постеле умирающего страшных темных духов, и один из них насильно вытащил душу из грешного тела. В ужасе диакон упал на землю. Является Пресвятая и говорит: «Не бойся, возлюбленный служитель! Сохраняй заповеди Сына Моего, и духи злобы не будут иметь власти над тобой; тебе готово Царство Небесное». Диакон пал пред Царицей Небесной, и Она удалилась.     «Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершась искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Мы «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3—5). «Если... остаетесь без наказания, которое всем обще: то вы не законные дети и не сыны» (Евр.12:8). Таково учение слова Божия! Св. Феодора Цареградская    Феодора была зажиточная гражданка Царьграда. По смерти мужа она посвятила себя на служение ближним и молитве. Когда блаженный Василий стал жить в доме благочестивого Константина, в соседстве с домом Феодоры, Феодора, по приглашению Константина, с полным усердием прислуживала блаженному Василию, как рабу Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Если что-нибудь худое в душе твое, извергни, изгони это вон из нее» 21 . Готовившимся подойти к чаше для принятия св. Тайн св. Златоуст говорил: «Приступим все с надлежащим любомудрием и вниманием; и никто пусть не будет Иудою, никто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос... Никто пусть не будет коварным, никто пусть не питает злобы, никто пусть не имеет яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение... Никто путь не будет Иудою; никто, приступая, пусть не имеет в себе яда злобы... Итак, никто пусть имеет внутри себя порочных помыслов, но очистим ум; ибо мы приступаем к чистой жертве; сделаем душу свою святою» 22 . Только тогда мы можем неосужденно причащаться Тела и Крови Господа, когда в душе нашей царствует мир, когда мы не питаем в своем сердце ни гнева ни вражды ни злобы против кого-либо из ближних наших. «Таинство сие требует, – пишет святитель, – чтобы мы совершенно были чисты не только от хищения, но и от малой вражды. Оно есть таинство мира» 23 . «Если ты имеешь что-нибудь против врага, – поучает вселенский учитель, – то оставь гнев, исцели рану, прекрати вражду, чтобы тебе получить пользу от этой трапезы; ибо ты приступаешь к страшной и святой жертве. Постыдись Того, Кто приносится; предлежит закланный Христос. Почему Он заклан и для чего? Для того, чтобы умиротворить небесное и земное, чтобы сделать тебя другом Ангелов, чтобы примирить тебя с Богом всех, чтоб из врага и противника сделать тебя другом. Он отдал душу Свою за ненавидящих Его, а ты остаешься враждующим против подобного тебе раба? Как ты можешь приступить к трапезе мира? Он не отказался даже умереть за тебя, а ты хочешь для себя самого оставить гнев подобного тебе раба? Какого это может удостоиться прощения? Он обидел меня, скажешь, и весьма много отнял у меня. Что же? Ущерб только в деньгах; он еще не уязвил тебя так как Иуда Христа, однако Христос самую Кровь Свою, которая пролита, отдал для спасения проливших ее. Что можешь ты сказать подобного этому? Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе; ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010