И на небе и на земле Господь познается только Духом Святым, а не от науки. И дети, которые совсем не учились, познают Господа Духом Святым. Святой Иоанн Креститель, когда был еще во чреве матери, ощутил пришествие Господа. Симеон Столпник лет], Дивногорец, был семилетним мальчиком, когда явился ему Господь, и он познал Его. Преподобный Серафим был в совершенном возрасте [память 24 мая], когда Господь явился ему во время литургии. А Симеон Богоприимец был глубоким старцем, когда познал Господа, приняв Его на руки свои. Так Господь применяется к нам, чтобы больше утешить всякую душу. Любовь Господня познается не иначе, как Духом Святым; а мирная душа, которая хранит чистую совесть, из творений познает Бога, что Он создал небо и землю. Но и это - дело благодати, хотя и малой еще; а без благодати ум наш не может познавать Бога, но все влечется к земному; к богатству, к славе, к наслаждениям. Как любовь Иисуса Христа, так и страдания Его были столь велики, что мы не можем их постигнуть, потому что мало любим Господа. Но кто больше любит, тот больше может разуметь и о страданиях Господа. Есть любовь малая, есть - средняя, есть и совершенная; и чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Вообще каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа; ибо как можем мы думать и рассуждать о том, чего не видели, или о чем не слышали и чего не знаем? Вот святые говорят, что они видели Бога; а есть люди, которые говорят, что Бога нет. Ясно, что они так говорят потому, что не познали Бога, но это совсем не значит, что Его нет. Святые говорят о том, что действительно видели и знают. Они не говорят о том, чего не видели. Не говорят, например, что видели лошадь, длиною с версту, или пароход, длиною десять верст, чего нет. И я думаю, что если бы Бога не было, то о Нем и помину не было бы на земле; но люди хотят жить по своей воле, и потому говорят, что Бога нет, и этим они доказывают, что Он есть. И у язычников душа чувствовала, что Бог есть, хотя они и не знали, как почитать истинного Бога. Но Дух Святой научил святых пророков, потом апостолов, потом святых отцов и епископов наших, и так истинная вера дошла до нас. И мы познали Господа Духом Святым, и когда познали, то душа утвердилась в Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего и покажу знамения на небе и на земле 3275 , знают они также и то, что Иоанн Креститель говорил об имеющем явиться после него Мессии, Который будет крестить Духом Святым 3276 . Но до сих пор они еще ничего не слыхали о том, чтобы этот Мессия уже явился, уже начал крестить людей Духом Святым, и благодатные дары Св. Духа, сам Дух Святой, явились и обитали среди людей на земле. В этом то именно смысле они и ответили вопросившему их Апостолу: мы даже (еще) и не слыхали: есть ли (уже) Дух Святой в своих дарах на земле, среди людей. Недоумение св. Апостола, его сомнения относительно этих людей еще более усилилось при таком неожиданном ответе. Очевидно, обе стороны не понимали друг друга. Св. Апостолу сказали наперед про этих людей, что они христиане, уверовавшие и даже крестившиеся христианским —363— крещением 3277 . Из ответов же их явствовало, что они даже и не слыхали о христианском крещении Духом Святым и об Его благодатных дарах. Недоумевающий Апостол делает новый вопрос: во что же вы крестились (ις τ ον βαπτσθητε)? Какое и о ком учение вы приняли и запечатлели своим крещением? Простой и краткий ответ вопрошаемых: во Иоанново крещение (ις τ ‘Ιοννου βπτισμα) разрешает собой все недоумение и открывает глаза обеим сторонам. Вопрошаемые заявили, что они приняли крещение только Иоанна Крестителя, который проповедовал о грядущем по нем Мессии; а о свершившемся уже явлении Мессии, об открывшейся на земле сокровищнице благодатных излияний на верующих даров Святого Духа, о бытии на земле этого Духа Святого они еще не слыхали. Вот и конец всем недоумениям и всем сомнениям. Пред лицом св. Ап. Павла стояли 12 учеников Иоанна Крестителя, знающие только его проповедь и еще не слышавшие ничего о совершенном Христом спасении людей и открывшемся благодатном царстве. Теперь уже с облегченным сердцем и спокойным духом св. Апостол мог приступить к оглашению их христианской проповедью об Иисусе Христе. Следующий 4 стих содержит в себе самое оглашение св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какой имеем залог или ручательство на то, что мы, сохраняя истинную веру в Господа Спасителя, действительно достигнем совершенной чистоты и праведности пред Богом, выйдем из состояния греха, и явимся достойными наследниками обетованного избранным Божиим небесного царства? Этим залогом, или ручательством служит для нас Дух Святой, Которого обещал верующим своим Господь Иисус 585 , и которого они принимают в особенном таинстве, совершаемом над ними, и известном под именем миропомазания. Св. апостол Павел, указывая христианам коринфской церкви на этот залог, данный им, говорит: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, дал залог Духа в сердца наши» 586 ; и в послании к ефесеям пишет: «в Нем, т. е. во Христе, и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» 587 . Действия, производимые Духом Божиим в душах верующих, хотя весьма таинственны и в первых своих проявлениях как бы вовсе неприметны, но они на самом деле очень обширны и велики, Именно: «Дух Святый свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» 588 . Он внутренне просвещает душу верующего Христианина и наставляет ее на всякую спасительную истину 589 , делает ее способной различать истинное учение от ложного, так что хотя она и не исключает, по своему первоначальному состоянию, внешнего пособия в наставлении; но, собственно говоря, не внешнее научение возвышает ее в сознании истины, а внутреннее просвещение от Духа 590 : Он внушает душе благие желания и движет ее ко всякому доброму делу 591 ; рождает в ней сокрушение и плач о грехах своих, производит спасительную печаль по Богу, ходатайствует за нее воздыханиями неизглаголанными 592 , подает смелость взывать в молитве к Богу и называть Его Отцом 593 ; вместе с этим вливает в нее чувство любви и радости, мира и долготерпения, кротости и милосердия, веры и воздержания 594 ; даже произносит ли кто с чувством благоговения сладчайшее имя Господа Иисуса, то и это есть дело внушения Духа Святого; ибо по словам св. ап. Павла, никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым 595 . Сказать короче: Дух Святой усвояет нам все заслуги Господа Спасителя, так что без Него мы остались бы такими же грешными и нечистыми пред Богом, какими производит нас естество и следовательно самая крестная жертва, принесенная за нас Господом Спасителем, осталась бы для нас без плода и спасительного действия. Теперь же мы через веру в Него таинственно созидаемся в жилище Божие Духом Святым 596 , и Сам Христос вселяется действием Святого Духа в сердца наши 597 . Потому-то Дух Святой и есть дли нас залог совершенного очищения и внутреннего благоукрашения души, дабы нам не явиться нагими и безобразными в день общего воскресения и явления славы Божией 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Наша жизнь в этой подвизающейся Церкви в мире есть постоянный добрый подвиг ( γ ν) веры, как говорит сам апостол своему ученику Тимофею: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван ( 1Тим. 6:11–12 ). Такую добрую борьбу, добрый подвиг совершил и сам богопризванный, немощный телом, но сильный духом Павел, апостол, который подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, и поэтому ждёт его венец правды, который даст Господь, венец, уготованный и даруемый всем, возлюбившим (подвижнически) явление Его ( 2Тим. 4:7–8 ), среди которых, рядом с Павлом и другими апостолами, стоят и равноапостольный Иоанн Златоуст , и все святые Церкви Христовой. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, мучеников, свидетелей этой Истины и Жизни во Христе, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника (Вождя) и Совершителя веры Иисуса ( Евр. 12:1–2 ). 6 . Следовательно, в заключение скажем, что жизнь во Христе – Церкви и каждого Её члена – есть жизнь Духом Святым через благодатные святые Таинства и благодатные святые добродетели 962 . Эта жизнь берёт начало от Божественной Главы Церкви, от Христа, и передаётся удам (членам) Его Духом Святым. Таким образом, жизнь Церкви одновременно имеет христоцентрический и пневматологический характер, а тем самым, и триадоцентрический. Божественные же добродетели, и более других «триада»: вера – надежда – любовь, являются плодом оправдания (праведности) Христа Спасителя, плодами Духа Святого. Вся тайна спасения и жизни Церкви заключена в Богочеловеке Христе, в Котором уды (члены) тела Его вводятся и ведутся Духом Святым, то есть благодатью Утешителя, в саму божественную жизнь Сверхъестественной и Живоначальной Троицы. Святой апостол Павел благовествует всем нам в Церкви: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:3–4 ). Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

О восьмом члене Символа веры Святой Дух – такой же истинный Бог , как и Отец и Сын. Поэтому мы называем Его Господом. Животворящим Он называется потому, что вместе с Отцом и Сыном дает всему жизнь. О соучастии Святого Духа в сотворении мира сказано в Ветхом Завете: Дух Божий носился над водою ( Быт. 1,2 ). Святой Дух – не безличная Божественная сила, Он обладает всеведением (см. 1Кор. 2, 10 ) и волей (см. 1Кор. 12, 11 ). Как истинному Богу Ему подобает поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Христос сказал нам, что Дух Святой исходит от Отца – это личное свойство Святого Духа (см. Ин. 15, 26 ). Во времена Ветхого Завета Святой Дух говорил с людьми устами пророков (глаголавшаго пророки), а сейчас Его дары получает всякий, принимающий Крещение (после совершения Таинства крещаемый помазывается святым миром со словами: Печать дара Духа Святаго. Аминь) 40 . Все, что совершается в Церкви: все Таинства, богослужения, молитвы – все это вдохновлено и проникнуто Святым Духом. На пятидесятый день после Воскресения Христова, в праздник Пятидесятницы, Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Этот день вошел в историю христианства как день рождения Святой Церкви. С тех пор Церковь считается особым местом присутствия Третьей Ипостаси Святой Троицы, где каждый христианин может получить дары Святого Духа через Таинства и молитву. Именно Святой Дух дает человеку познание Бога и возможность общения с Ним. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), то есть увидеть во Христе Бога может только тот, кому помог в этом Святой Дух. О девятом члене Символа веры Церковь – это все христиане, и живые, и отошедшие в мир иной, соединенные между собой верой, молитвой и Таинствами. Христос начал создавать Церковь еще во время Своего земного служения. Избрание апостолов, Тайная вечеря и Пятидесятница стали важнейшими этапами создания Церкви. Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12, 12–13, 27 ). Итак, все множество людей, соединившихся с Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан, – составляют единое Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отсюда же открывается и то, что Он обещает им (иудеям) не духовные дары, но золото, серебро, медь, железо, овнов наваиофских, кипарисы, лавры. Итак, иудей, обрати внимание и не надейся ни на что иное, кроме благ телесных. Хотя свет луны или солнца иногда иссякает, однако это происходит не от их природы, но от грехов, которые народ навлек на них. Потому Бог и гово­рить: будете ходить во свете светил без страха; а потом: всяка печаль отнимется от тебя. И окончатся дни сетования твоего . Здесь пророк говорит также о внезапной смерти, которой больше не будет. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю . А это не Бог совершил, а совершили они сами, – Бог при­влекал их на небо, а они отпали, по своей негодности. Отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему . Мне, говорит, угодно, чтобы то, что Я насадил, пребывало для Моей славы. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ . 56. Глава 61.   1. Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня : такова, может быть, причина помазания Его. В ином месте показывается иная причина, когда говорится: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин.1:33). Видишь ли: здесь пророк сказал без члена: Дух Господа Бога на Мне ; так же мы читаем в другом месте: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.13:9). Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что есть его. Как Своим божеством Он по­казывает силу, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Он сказал: совершилось (Ин.19:30). Где – иудеи, где – еретики? Когда Бог говорит: совершилось , то никто не может противоречить. Здесь говорится: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня , а в другом месте: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса (Деян.10:38). Сказано: Бог, – не человек; не елеем, но Духом Святым и силою. Если бы Он помазан был людьми елеем, то Он не был бы выше остальных помазанников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Петром, не прияли силы бессмертия, но в свое время снова умерли. Между тем в Царствии Божием, по ту сторону воскресения, воскресшие не знают смерти, ибо и «Христос уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6, 9 ). «Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» ( Ис. 25, 8 ). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Kop. 15, 55). Что же означает здесь это распространение силы Христова воскресения на всех умерших, на все человечество? Мы уже знаем, что воскрешение мертвых есть действие всей Св. Троицы, в которой Отец волит, Сын осуществляет Свое воскресение, как всечеловеческое Духом Святым. Всеобщее воскресение не есть новое творческое действие Бога в мире, новый факт в жизни последнего, оно есть свершение уже предсовершенного, именно оно предсовершилось в воскресении Христа. Однако оно оставалось и остается как бы бездейственным в его удалении из мира в Вознесении до времени Парусии. Эта связь в речи ап. Петра выражается в таких словах; «да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времени свершения всего, что говорил Бог устами всех Своих пророков от века» ( Деян. 3, 20–1 ). «Бог, воскресив Сына своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас» (26), Сын же послал на проповедь Своих учеников и до Второго пришествия Его продолжается это «совершение» всего, в небесах и в мире, и лишь после того в мир снова приходит Господь во Славе. Но эта Слава совершенно уже несовместима с властью тления и смерти в мире и человеке. И как весь мир преображается в славе, так воскресает и все человечество навстречу явлению Христа. Но если самого Христа воскрешает Отец Духом Святым, то и Сын воскрешает по воле Отца Духом Святым в явлении Славы: «воскресший Христос из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8, 11 ). Он именно воскрешает силою Христова воскресения. До Второго пришествия Христова действие Духа Святого, сошедшего в мир, промыслительно ограничивается Его кенозисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Св. Григорий Богослов (IV в.) в своём слове «На святое крещение» говорит: «Если же предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом , как древле Израиль мощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием ( Исх.12:13 ); тогда что может тебе приключиться?». Св. учитель Церкви, как видим, Миропомазание считает необходимым для христианина, и понимает его вполне буквально. Св. Иоанн Златоуст (IV в.): «Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания ; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне царского чертога с обвиненными и осужденными: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» ( Ин.3:5 )» . Заметим, что св. Иоанн Златоуст , во-первых, совершенно недвусмысленно связывает слова Христа о рождении от воды и Духа не с чем иным, как с крещением и миропомазанием, и, во-вторых, утверждает, что без этого нельзя спастись. Именно так и понимала и понимает данные слова Христа вся Церковь с древности (см. гл. 13, абз. 28), и никто не толковал эти Христовы слова так, как толкуют их протестанты, что Христос здесь говорил о рождении от слова Божия, не имея в виду Крещение и Миропомазание. В-третьих, св. И. Златоуст, как и все другие древние церковные писатели, говорит только об одной последовательности – сначала Крещение, и только потом – Миропомазание, через которое подаётся Дух Святой. Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) своё «3-е тайноводственное поучение» посвятил именно Миропомазанию, где он пишет так: «1. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание , сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый ... 2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человеков не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» ( Деян.10:38 )... И Давид пророк вопиял, вещая: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:7–8 ). И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в миропомазании . Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром , сделавшись общниками Христу и причастниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Святой Дух, пребывая в Церкви, хранит ее и направляет в соответствии с Божественным замыслом: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12: 8–10); раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, «как Ему угодно» (1 Кор. 12: 11). Содействием Духа Церковь осуществляет проповедь Евангелия и умножается: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фес. 1: 5). Он учит Церковь: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Охраняет Церковь, однажды и единожды созданную Христом, апостольским преемством; преемники – епископы – есть живые носители Духа: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1: 14). В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это наследие Христа, рожденное в Духе: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6). Дух Святой действует в Таинствах Церкви: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5). Святитель Афанасий Великий пишет: «Через приобщение Духа соделываемся мы причастниками Божественного естества» . Святитель Ириней Лионский учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Святой Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос. «Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало, после сего, сделавшись Человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа» . Ниспослание произошло во время Пятидесятницы, когда Дух Святой «новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» . В этом излиянии апостолы «облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми дарами Его и получили совершенное знание» . Они «были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными» . «Один и тот же Дух, Который через пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал» . «Святого Духа, Которого они получили, они сообщали и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке» .

http://pravoslavie.ru/107551.html

Святой Дух, пребывая в Церкви, хранит ее и направляет в соответствии с Божественным замыслом: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:8–10 ). Раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, «как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Содействием Духа осуществляет проповедь Евангелия и умножается Церковь : «…наше благовествование у вас не было в слове только, но и в силе и во Святом Духе»( 1Сол.1:5 ). Он учит Церковь : «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Охраняет Церковь , однажды и единожды созданную Христом, апостольским преемством, преемники которого, епископы, есть живые носители Духа: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» ( 2Тим.1:14 ). В совершенстве Дух пребывает от дней Апостольской Церкви через рукоположение, и духовенство сегодня – это наследие Христа, рожденное в Духе: «…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим.1:6 ). Дух Святой действует в таинствах Церкви: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Свт. Афанасий Великий пишет: «Через приобщение Духа соделываемся мы причастниками Божественного естества» 132 . Свт. Ириней Лионскийу чит о церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Святой Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос. «Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало, после сего, сделавшись Человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа» 133 . Ниспослание произошло во время Пятидесятницы, когда Дух святой «новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» 134 . В этом излиянии апостолы «облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми дарами Его и получили совершенное знание» 135 . Они «были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными» 136 . «Один и тот же Дух, который через пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал» 137 . «Святого Духа, Которого они получили, они сообщали и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010