Луна светит на небе, и каждому выходящему на улицу кажется, что это над его домом. Потому что если предмет высоко удален, то кажется тем, которые внизу, что он точно над ними. Это означает, что Ангел-звезда точно опустился над домом, где находилось Святое семейство. Вот здесь мы видим, что они уже не в вертепе! И святые отцы поясняют нам, что кто-то сжалился над ними и предоставил им дом, помещение. И мы читаем: « и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и войдя в дом…» . Видите, братья и сестры, здесь говориться уже не о вертепе, не о пещере, за это время Святое семейство уже перебралось в некий дом, кто-то пригласил их к себе, «и войдя в дом, [волхвы]  увидели Младенца с Мариею, Матери Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну». Вот эти дары показывают, что мистические знания этих волхвов были очень высоки. Золото они Ему принесли как истинному царю. Ладан они принесли Ему как истинному Богу. А смирна - это было такое вещество, такой состав, которым натирали тело мертвого человека, и смирна приостанавливала влажность в теле, и гниение не наступало сразу. Т.е. когда давалась смирна - это было свидетельство о том, что этому человеку надлежит умереть. Иными словами, каким-то таинственным образом волхвы были посвящены в тайну, что Он - Царь царей, что Он - Господь Бог, что Он - человек, которому надлежит умереть. И эти люди сподобились откровения от Бога, и, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Вы видите, братья и сестры, что первыми встретились с Сыном Божиим простые пастухи, простые люди, и только потом в лице волхвов - представители человеческой мудрости тоже пришли к Сыну Божию и поклонились ему. Так было всегда, на протяжении всей истории христианства храмы наполнялись всегда простыми людьми. Как апостол Павел говорит: «Кто вы, призванные? Мало из вас значащих, но Бог избрал ничего незначащее, чтобы посрамить значащее».

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

Многие видели это чудо, но последовали его призыву только три персидских князя: «Первый – Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он нес золото Царю и Владыке. Второй – Гаспар, молодой и без бороды, с лицом румяным; он нес ладан Вочеловечившемуся Богу. Третий – Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою; он нес смирну Сыну Человеческому». Вифлеемская звезда привела волхвов в бедный угол, где они увидели не царя, окруженного пышной свитой, а малого Младенца и рядом с ним только смиренную Мать и старца-плотника. Но это убожество земной обстановки не смутило звездословцев, внимавших небесному. Волхвы поклонились Младенцу – не как человеку и даже не как царю, а как Богу: падши поклонились Ему ( Мф.2:11 ). Принеся свои дары, святые Мелхиор, Гаспар и Валтасар удалились, чтобы проповедовать миру Рождество Спасителя. Задолго до апостолов начали они благовествовать народам Пришествие Сына Божия и только в Иерусалим не понесли эту всерадостную весть, – получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою ( Мф.2:12 ). Ликующая песнь Ангелов, поклонение пастухов, богатые дары волхвов – все это, казалось, предвещает Младенцу Иисусу, Девственной Его Матери и праведному Иосифу-обручнику земную славу, покой, радость. Но нет – «мир, лежащий во зле», встретил Божественное Дитя лютостью сатанинской. Се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его; и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф.2:13 ). От иудеев, почитавших себя «избранниками Господними», должен был Сын Божий скрываться в Египте – крае, бывшем средоточием языческой мерзости. Доныне в Египте высятся зловещие громады пирамид – памятники культа смерти и царства мертвых. И от готовивших Ему казнь мнимых друзей-иудеев бежал Богомладенец Христос к египетским язычникам, как к истинным друзьям. Сюда явился Победитель ада и смерти, чтобы отсюда начать воскрешение духовно помертвевшего человечества.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Наиболее четко обрисовывается стратегическое разномыслие евангельской миссии ап. Павла и ап. Петра, с его (разномыслия) последующим разрешением, следующим текстом опять же из послания к Галатам: «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2,7–9 ). Иными словами, существовали две формы и два типа проповеди в апостольском веке. Это проповедь для – обрезанных и проповедь для – не обрезанных. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Точно так же существовали различия между прп. Иосифом Волоцким (он ратовал за общежительный устав) и прп. Нилом Сорским , который ратовал за скитское монашество. Их последователи действительно довели этот конфликт до открытых столкновений между монашествующими того времени. В случае с Епифанием Кипрским , который, как достоверно известно, участвовал в осуждении на ссылку св. Иоанна Златоустог о и косвенно виновен в его смерти, то, скорее всего, св. Епифаний слишком увлекся антисектантской полемикой и ему везде мерещились еретики и отступники (Златоуста обвинили в симпатиях к арианам, которых на сомом деле он никогда не поддерживал). Так что между святыми и впрямь были разногласия и даже открытые столкновения. ВОПРОС: Что означает для нас схождение Духа Святаго, Пятидесятница? ОТВЕТ: Это событие произошло однажды в истории, но оно имеет вечное, непреходящее значение. И в этом смысле каждый из нас переживает свою собственную пятидесятницу в Таинстве Святаго Миропомазания. В этом Таинстве нам сообщаются дары Святаго Духа (Его печати). И в этой жизни мы призываемся к тому, чтобы раскрыть их, эти дары – печати. Исполненные Духа Святаго, в эти дни апостолы безбоязненно проповедовали Слово Божие. И мы призываемся к подобному дерзновению в Духе Святом. Святые апостолы заговорили на разных языках, и это означает, что все человечество призывается к новой жизни в Боге и с Богом. Мы, православные, не имеем автономию на Духа Святаго. Сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3,8 ). – Иными словами, Дух Святой Сам избирает для себя, где ему находиться. Говоря о необходимости крещения и его цели, ап. Петр учил: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие, и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего, но да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, Апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся. Нас же всех, причащающихся от единого хлеба и чаши, соедини друг с другом в причастие одного Святого Духа, и сделай, чтобы ни один из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе: праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, исповедниками, учителями и всяким духом праведным, в вере скончавшимся. Плодом сошествия Святого Духа на верующих и на Святые Дары должно стать то единение верующих, которое имеет сверхъестественный характер. Оно возможно только в Церкви и только благодаря действию Духа. Апостол Павел говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). При этом он подчеркивает, что «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» ( 1Кор.12:4–6 ). И сравнивает христианскую общину с телом, у которого члены разного достоинства, но каждый выполняет свою, только ему одному присущую функцию. Агнец Божий. Пелена. XV в. (Монастырь Хиландар, Афон) Толкуя эти слова апостола, Василий Великий пишет: Еще же Дух в том, что касается разделения даров, представляется как целое в частях. Ибо все мы – члены по отношению друг к другу, имеем же различные дарования по данной нам Божией благодати. Потому «не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» ( 1Кор.12:21 ). Но все члены, как в совокупности составляют тело Христово в единении Духа, так взаимно друг другу доставляют необходимую пользу своими дарованиями, потому что Бог поместил члены в теле и каждый из них как Ему было угодно. Члены же об одном и том же заботятся друг для друга… Потому «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ). И как части в целом, так мы, каждый отдельно взятый, в Духе, потому что все в едином теле крещены в единого Духа 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Недостойно: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 2:27–30 ). Вопросы: если на вечери чаша была лишь символом, то зачем Христос, пребывая с ними, предлагал символ Своего присутствия? Если вечеря есть «воспоминание», то, что было тогда? Чтобы вспомнить, не лучше ли почитать, посмотреть фильм, причем тут продукты питания? Мы освящ. единократным принесением Тела Христова. Это к католикам. Мы не провоцируем Голгофу, а принимаем дары тайной вечери. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии ( Евр. 13:10 ). «Есть плоть», значит усваивать слово Божие. В Писании переносный смысл фразы «есть плоть» обозначает злословить, притеснять, обижать ( Пс. 26:2 ; Иов. 19:22 ; Мих. 3:3 ; Гал. 5:15 ), других переносных значений она не имеет. А о хлебе жизни Христос говорил в будущем времени: хлеб, же который Я дам ( Ин. 5,51 ). Почему вкус хлеба и вина? Христос есть Бог и человек. Фома осязал Иисуса как человека, но исповедал Его как Бога. На вид и на ощупь Христос ничем от нас не отличался, но Бог явился нам через завесу, то есть плоть Свою ( Евр. 10:20 ). Так имея вид и вкус хлеба и вина, Святые Дары есть истинное Тело и Кровь Христовы. Дух животворит, плоть не пользует нимало. Речь не о теле Господнем, а о словах Христа. Он говорит, что слишком плотское понимание Его слов лишь соблазняет. Так многие соблазнились, приняв слова Христа за призыв в людоедству. А что Плоть Христова нам необходима, о том читаем: Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин. 6:55 ). Да, плоть человека «не пользует», но воскресшая плоть Богочеловека есть закваска нашего преображения. В Мое воспоминание. Значит, вкушая Тело и Кровь Христову, нужно помнить, что это такое, какой ценой и Кем дано. Ибо кто не отдает себе отчета в том, что ест, против Господа согрешает. Потому вкушаем это мы не для того, чтобы вспомнить, а памятуем о Теле и Крови, чтобы не согрешить и достойно причаститься ( 1Кор. 11:27 ). А «пить чашу Господню недостойно» и значит пить вино, не осознавая его Кровью Христа, и вкушать хлеб, не почитая его Телом Господа. (11:28). Об этом говорит Павел (ст. 29–30). Невозможно умереть от вина и хлеба! Но умирали, недостойно вкусив Тела и Крови. Щупая Христа, ощущали человека. Но это еще и Бог ! Щупая хлеб, ощущаем хлеб, но это еще и Тело Христово!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Незадолго до вознесения Своего на небо, Господь Иисус Христос сказал ученикам своим: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ). Как сам Спаситель сошел на землю, принял на себя человеческое естество для того, чтобы спасти людей, то есть, просветить их познанием истины, оправдать от грехов, указать путь и дать средства к достижению царства небесного: так и Апостолов Своих послал Он проповедовать во всем мире Его учение, раздавать верующим дары благодати и руководить членов Церкви на пути к царству славы и вечному блаженству. Но святые Апостолы до тех пор не вступали в должность служения своего, не исходили на всемирную проповедь Евангелия, пока не были прежде помазаны торжественно и видимо Духом Святым, как бы посвящены в свое апостольское звание, на Сионе, в день Пятидесятницы. С того времени благодать Духа Святого, чрез преемственное святительское рукоположение, сообщается всем преемникам апостольским, законным пастырям Церкви Христовой. Какого же осуждения и наказания достойны те, которые дерзают, непосвященные и непризванные, учить догматам веры, презирать священство и противиться голосу св. Церкви! Когда Дух Святой сошел на Апостолов и сообщил им благодатные дары Свои, тогда бывшие рыбари стали говорить разными языками и возвещать величие Божия, изрекать глаголы мудрости Божественной, безбоязненно проповедовать учение Спасители. Необычайный шум, как бы от дуновения бури, ознаменовавший сошествие Утешителя, привлек к Сионской горнице, где были Апостолы, множество народа, из всех стран вселенной прибывшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Слыша, как Апостолы говорили на разных языках о Боге и делах Его, жители Иерусалима и пришельцы в изумлении и страхе спрашивали друг друга: сии говорящие не все ли Галилеяняне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? Что это значит? ( Деян. 2:7–12 )? Ослепленные злобою и тщеславием, иудеи, недавно оклеветавшие и предавшие на смерть Божественного Учителя, хотели оклеветать теперь учеников Его и сказали: вином исполнены суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Но особое значение для стяжания этой благодати означают плоды Духа Святого, о которых сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Стяжать эти плоды и означает быть крещеным Духом Святым, все святые пережили это духовное крещение, крещение в любви, радости, миролюбии, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании. Эти плоды и есть отличительные признаки каждого подлинного святого, и где их нет, там духовная работа только еще в начатках. Рейтинг: 9.1 Голосов: 260 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 21 мая 2023, 23:03 Почему происходит подмена понятий на какие-то свои формулы? Дар исцеления - это реально сверхъестественная способность исцелять силой Духа, также и с остальными Дарами. Церковь должна практиковать Дары, искать помазания от Господа, тогда не нужно будет подменять Божие человеческим. Галина И. 10 июня 2016, 09:06 " Нам надо усвоить и понять, что Церковь созидается не на иерархической должности, а на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть на Самом Христе. И никто не должен ни перед кем превозноситься. В противном случае мы присваиваем друзьям Жениха статус Самого Жениха, то, что Августин называет преступной любовью. Это искажение Евангельского учения о браке Агнца Христа с Невестой Церковью совершенно недопустимо " . Какое глубокое и актуальное замечание! Ваши статьи,Ваши слова, отец Олег,основанные на блестящем знании Библии (что,увы, не так часто встречается) и Священного Предания для меня как живая вода. Господь сказал: " Я- Господь, это- Мое имя, и не дам славы Моей иному " (Ис. 42:8).И так горько видеть, когда приводят не к Богу, а к человеку, пусть даже пресвятому, когда о сотворенном Творцом человеке пишут и говорят больше, чем о Боге, почитают его и молятся ему больше, чем Богу. Этим Бог затмевается человеком, поругается людьми. " А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я,Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня " (Ис. 43, 10-11).Храни Вас Бог!

http://pravoslavie.ru/94128.html

Об этом же несколько веков спустя и у преподобного Иоанна Дамаскина: «должно поклоняться знамению Христа. Ибо всякий раз как где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы то случилось, не должно поклоняться. И так, всему тому, что посящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Самому Ему» . О тождественности Христа и Его знака здесь говорит и сам текст данного пассажа. В большинстве сохранившихся греческих манускриптов здесь стоит Χριστου, тогда как в большинстве латинских crucis (то есть σταυρου). - необходимость даров Духа Божия для последователей Мессии В крещальной традиции апостольского века крещение принимают для прощения грехов, чтобы потом иметь доступ к дарам Святого Духа. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян. 2.38). Так же мыслит и Ерм. В контексте «Пастыря», принявшие «печать Сына Божия» должны принять и «дары Духа». «А кто, господин, эти девы?» «Это, - говорит, - святые духи; человек не может войти в царство Божие, если они не облекут его в свою одежду. Ибо никакой пользы не будет тебе, если примешь имя Сына Божия, и вместе не примешь от них одежды. (...) Принявшие эти дары Духа, (...) укрепились и были в числе рабов Божиих» . Здесь прямое свидетельство о древней практике Таинства Миропомазания (или подтверждения даров - конфирмации). - новозаветное прочтение знака Яхве и Его Мессии Итак, печать Бога согласно книгам Ветхого Завета должна выглядеть как знак Иезекииля «тав», сообщать человеческое имя Месии и говорить о победе Яхве. В откровении Иоанна Богослова знак Яхве тождественен знаку Мессии. Они употребляются в парном сочетании как образ спасения, единства и промыслительности над миром самого Бога. «Я есть (Алеф) и (Тав) начало и конец...» (Ап. 21.6), что в переводе на греческий передано как «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Ап. 22.13).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина». Все вполне соответствует тому, что будет являть Собой Христос, Он – «отрасль из корня Иессеева» , Он – Сын Давида, Он – Давид, сын Иессея. Он произрос из этого корня по плоти и действительно владеет всеми дарами, которые дал Ему Бог, – и премудростью, и разумом, и истиной. Он может судить не потому, что видит, а потому, что знает тайны человеческие. Как об этом сказано, Христос не имел нужды, чтобы кто-то Ему говорил или свидетельствовал о ком-то, потому что видел Сам, что на сердце человека. Все это о Христе, – но дальше: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. (…) И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава». Понятно, что описанные изменения в мире животных невозможны в современности – это абсолютный нонсенс. Но после снова идет свидетельство вполне историческое: когда явится «отрасль от корня Иессеева» , Он будет Знамением для всех народов, и язычники к Нему обратятся (что действительно произошло – после Вознесения Иисуса Христа обратились язычники). Вот так можно в принципе разобрать любое пророчество – оно всегда имеет два измерения: историческое и метаисторическое. С точки зрения Бога, есть просто явление в мир Христа, Который уже явился и все сделал. Но это мгновение – явление Христа – растянуто, по Промыслу Божию, в истории на неизвестно сколько лет, пока к явившемуся Христу не перейдут все, кто может иметь надежду спастись. Пока наполняется гора Господня, пока собираются все, кто может отозваться на этот призыв, длится история. На самом деле, все уже свершилось, и все дары, которые может Бог дать человеку, уже даны, Церковь уже воздвигнута, уже есть Трапеза, благодаря которой мы причащаемся бессмертию, уже есть дары Святого Духа, которыми мы постигаем бездны мудрости Божией, – все дано. И святые, к которым мы постоянно обращаемся в молитвах, засвидетельствовали собой, что смерти нет – даже тела их являют собой нетление, говоря, что смерти нет. Но есть неполнота, незавершенность, длится история.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/45

Припомним одну из дивных притчей Спасителя о тщете богатства и о том, как неразумно и недостойно человека делать стремление к нему главной целью своей жизни. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк.12:16–21 ). Какое же богатство накопили мы с вами, дорогие читатели, в небесном банке, где ни тля его не подточит, ни моль не истребит? Помните: это единственный банк, который никогда не обанкротится, и ваш духовный капитал останется в нем неприкосновенным. Бывая в церкви на Богослужениях, можно почувствовать дыхание Вечности, тонкую грань миров. Ни один человек не знает, что ждет его через минуту, час, день, поэтому всегда нужно быть готовым к уходу из земной жизни, спешить делать добро, проявлять милосердие к людям. Великий урок и наглядная проповедь для верующих о сущности нравственной христианской жизни – святая Евхаристия, когда человек не символически, а реально соединяется со Христом Богом. Святые Дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. При некоторых духовных болезнях таинство Причащения является наиболее действенным врачевством. Само название Евхаристии означает в переводе с греческого «благодарение». И если мы плачемся, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна, это происходит от того, что мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, будто Бог нам чего-то недодал. На самом же деле мы получили от Господа несметные сокровища: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Него все красоты сотворенного мира – нашу удивительно прекрасную природу, моря, горы, небо. Давайте же учиться благодарности! Давайте все житейские тяготы, болезни и страдания воспринимать как Богом данный крест, повторяя вслед за святителем Иоанном Златоустом : слава Богу за все! Тогда обязательно вернется радость жизни, она обретет смысл, и Господь щедро изольет Свою благодать на нашу землю и на всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010