Тогда он начал со слезами рассказывать им следующее: «Когда было исполнено обычное пение, прочитано учение апостольское и диакон начал читать Евангелие, тогда я увидел, что верх храма раскрылся и было видно небо; каждое евангельское слово, как огонь, восходило к небесам. Когда же было прочитано Евангелие и диаконы несли причастие Божественных Таин, я также увидел отверстые небеса и оттуда сходящий огонь со множеством святых Ангелов; вверху их видны были два Лица, столь прекрасные, что красоты их невозможно описать: они сияли, как молния. В средине этих двух Лиц был Отрок; Ангелы стали около Святой Трапезы, а те два Лица над Святой Трапезой, и посреди Их Отрок. По совершении Божественных Таин с клироса подошли диаконы для преломления хлеба предложения, и увидел я два Лица, веявшие над Святой Трапезой. Они связали руки и ноги Отрока, заклали Его ножом, который был у Них, и Кровь Его выливали в чашу, находившуюся над Святой Трапезой. Тело Его, раздробив, положили поверх хлеба, и стал хлеб Телом. Тогда я вспомнил слова Апостола: Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 ). Когда братия приблизилась принять Святые Дары, то им подаваемо было Тело, а когда они произносили: «Аминь», то в руках их оказался Хлеб. Когда же подошел я и мне подано было Тело, я не мог принять его и услышал в ушах моих голос, говоривший мне: «Человек! Почему ты этого не принимаешь? Разве это не то, чего ты искал?» Я сказал: «Боже, милостив буди ми, я не могу принять Тело», и опять сказано мне: «Если бы человек мог принимать Тело, то и обреталось бы Тело, как и ты обрел его; но никто не может есть Тела, поэтому Бог повелел, чтобы предлагался Хлеб. Если веруешь, приими, что держишь в руках». Я сказал: «Верую, Господи!» – и когда произнес: «Аминь», стало в руках моих Тело Хлебом. Я восхвалил Бога и принял Святые Дары. Когда кончилась служба и пришли все клирики, я увидел опять Отрока посреди двух Лиц, а клирики потребляли в это время Дары. После сего церковный кров опять открылся, и я увидел Божественные Силы, возносящиеся на небеса, и среди их Отрока».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Самое страшное, когда утеряно свойство духовного существа, эта потеря невосполнима. Человек духовно пал, его мысли, душа погружены во тьму, и он не только страдает, а даже лишается человеческого облика. Когда Дух Божий отходит, человек может прекратить свое существование как личность, может быть совершенно изменен в своей основности, в своем чине, достоинстве. Если это был праведник и от него отнят Дух Божий, он становится самым последним грешником. Потому что Сам Господь говорит в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого ( Лк.11:24–26 ). Это сказано Господом о тех людях, которые, обратившись к Богу, оставили свои пороки, поверили, благодать их очистила, Дух Божий украсил, как храм, а потом они забыли все это, стали жить нерадиво, вменять ни во что дары Духа Божия, и Он оставил их. В убранном, очищенном доме поселились злые духи, и душа грешника стала еще хуже, чем до обращения к Богу. Но мы знаем, что Бог бесконечно любит и дает Духа Своего не мерою, а той мерою благодати Своей, какой Он любит человека. Святые, стяжавшие Духа Святаго, знают, какая бывает радость души, если она имеет общение с Богом в Духе Святом. Это и есть тот залог Царствия Божия, тот рай, который Господь принес Самим Собой в наш мир. Как Спаситель сказал, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Это состояние, когда человек живет совершенно другой пищей, божественной, общением с Духом Божиим. Многие святые описывали скорбь и плач души, которая была лишена за свое нерадение Духа Божия, например, преподобный Ефрем Сирин прекрасно изобразил осквернившуюся душу, от которой удалился Дух, всю жизнь потом искавшую Бога и умолявшую, чтобы Дух Божий снова украсил ее. Преподобные отцы говорили, что самое тяжелое для подвижника – это лишиться Духа Святаго, нет ничего страшнее, потому что великая достигнутая ими высота неизреченно возносит и освящает человеческую душу – и вдруг быть извержену из рая в ад... Святые говорили: Бог легко умоляем, Бог милосерд, и Он дает человеку дары Духа Святаго, но удержать их труднее всего, тут нужен подвиг, радение, внимательность, самоотвержение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Питающийся верой вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господь сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 6, 47 ). Верой угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение жизни вечной, они не ставили ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верой они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земле, когда Он благоволил единым из Лиц Своих принять естество наше и совершить наше искупление. Наслаждение безмерное, рождаемое верой, поглощает лютость скорби, так что во время страданий ощущается только одно наслаждение. Засвидетельствовал это великомученик Евстратий в предсмертной молитве своей, склоняя под меч голову. «Телесные мучения, – говорил он Богу, – суть веселья рабом Твоим» (Четьи-Минеи. 13 декабря). Верой святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. «Слушай, народ Мой,» – говорит Бог, – «и Я буду говорить тебе; Израиль! и Я засвидетельствую пред тобою: Я Бог» – «твой Бог . Не за жертвы твои я буду укорять тебя... ибо Моя вселенная и что наполняет ее» ( Пс. 49, 7–8, 12 ). «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4, 7 ). «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк. 12, 48 ). Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовной сладостью и вместе с тем смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, – персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! Нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий, объемлет сердце несказанная радость, язык изнемогает к поведанию. Верой вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верой, неуклонно смотрит на Бога в Промысле Его и этому Божественному Промыслу приписывает все внешние наведения... Душа приемлет искушения как врачевания своих недугов, благодарит Врача – Бога и поет: «искуси меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренности мои и сердце мое» ( Пс. 25, 2 ). При таком рассматривании искушения люди и прочие орудия искушений остаются в стороне как орудия. Нет на них злобы, нет вражды! Душа, славословящая Создателя, благодарящая Врача Небесного в упоении несказанными чувствами начинает благословлять орудия своего врачевания. И вот! Внезапно возгорается в ней любовь к врагам, человек бывает готов положить душу за врага своего, видит в этом не жертву, но долг, долг непременный раба неключимого. Отселе небо нами отверзто, входим в любовь к ближним, ею в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас. Вот какие сокровища заключает в себе вера – ходатай и податель надежды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

После происшедшего с ним чуда Дмитрий Александрович Шепелев стал глубоко верующим человеком. Никакие модные атеистические веяния уже не могли поколебать его приобретенную личным опытом веру в Бога и Святые Тайны. В подготовке к причащению укрепление веры имеет исключительную значимость. Принимая в уста Святые Дары, мы должны твердо веровать в то, что приемлем Пречистые Тело и Кровь Господа. Святые Дары остаются для наших чувств хлебом и вином только для того, чтобы не смущать нас видом и вкусом человеческой плоти. Господь может за каждой Евхаристией показывать людям истинный вид Святых Тайн, но Ему нужна не наша вера в Его чудеса, а наше доверие к Его словам:  «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя»  ( Ин.6:51 ). Господь во время Тайной вечери взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал:  «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов»  ( Мф.26:26–28 ). Когда мы готовимся к причащению, то должны погрузиться своим умом в созерцание того, что происходило на Тайной вечере. Нам необходимо запечатлеть в своем сознании слова Спасителя, сказанные Им Своим ученикам. Это нужно для того, чтобы укрепить свою веру. Ведь, участвуя в Евхаристии, мы сподобляемся принять те же Тело и Кровь Христовы, которые Он преподал тогда Своим апостолам. А чтобы получить божественную благодать, которую получили апостолы на Тайной вечере, мы должны иметь и такую же веру, какой обладали они. К сожалению, нашу слабую веру часто колеблют наветы лукавого. Более того, подчас среди верующих находятся люди, дерзающие приступать к Святым Дарам с весьма смутными представлениями о них и даже не пытающиеся позаботиться об укреплении своей веры. Слава Богу, вразумляющему и их, и нас Своими чудесами! В древности существовал обычай: хлеб и вино, необходимые для совершения Евхаристии, в храм приносили сами миряне. Надо сказать, что тогда христиане старались не загружать своих духовных пастырей хозяйственными заботами приходов. Так вот, однажды знатная римлянка, придя на литургию, которую служил святитель Григорий Двоеслов , подала в алтарь просфоры для совершения таинства. В конце богослужения она вместе с другими христианами приступила к святой чаше. Однако, когда очередь дошла до нее, она усмехнулась, услышав сказанные святителем слова: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа». Святитель Григорий спросил:

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу по вечери, глаголя: Пиите от нея вси, сия есть Кровь моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов «. По русски это звучит так: Ты и мир Твой так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и всё предусмотренное о нас исполнив, в ночь, в которую был предан, а вернее Сам Себя отдал за Жизнь мира, взяв хлеб во Свои Святые и Пречистые и Непорочные Руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломил и подал Святым Своим Ученикам и Апостолам сказав: Примите, вкусите, это тело Моё, за вас преломляемое для прощения грехов. Аминь. Так же и Чашу, после трапезы, говоря: Пейте из неё все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая для прощения грехов Аминь. Вспоминая таким образом «спасительную заповедь», а также соединяющуюся с ней тайну всего искупления, т.е. все происшедшее: «крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», священник возносит поставленные на святом алтаре Святые Дары – хлеб и чашу с вином – провозглашая: Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Таким образом, «принося словесную сию и безкровную службу», община далее молится Богу: «низпосли Духа твоего Святого на ны и на предлежащий дары сия» и Им претвори «хлеб в Тело Христа», а то, что в чаше – «в честную Кровь Христа Твоего». Одновременно совершитель службы благословляет хлеб и чашу с вином, по отдельности и затем вместе. Совершив это, духовенство и вся община провозглашают в один голос: «Аминь, аминь, аминь». Итак, народ Божий, принося, т.е. жертвуя хлеб и вино, которое избраны из пищи, поддерживающей земную жизнь, принимает для поддержания своей духовной жизни небесную пищу: святые Тело и Кровь Христовы. Православная Церковь не старается объяснить невидимое, но истинное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, потому что это тайна, предназначенная для восприятия верою.

http://azbyka.ru/kak-my-veruem

Причащается раб Божий (имя) драгоценного и святого Тела и Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. Аминь. По причащении После [причащения] священник, [благословляя народ], возглашает: Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое. И хор поет: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите/– и увидите, что благ Господь./Аллилуия, аллилуия, аллилуия. И, покадив Святые [Дары] трижды, отдает кадило диакону. Затем берет святой Дискос и поставляет его на главу диакона. Диакон же, приняв его с благоговением, взирая [чрез открытые Царские] врата вовне алтаря, ничего не произнося, отходит к жертвеннику и ставит [святой Дискос на него]. Священник же, поклонившись, взяв святой Потир и обратившись к [Царским] вратам, взирая на народ произносит тайно: Благословен Бог наш. И, возвышая голос: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. И относит Святые [Дары] к жертвеннику. Хор: Аминь. Да наполнятся уста наши/хвалою Тебе, Господи,/дабы нам воспевать Славу Твою,/ибо Ты удостоил нас причаститься/святых Твоих, ( божественных, бессмертных и животворящих ) Таинств./Сохрани нас во Твоем освящении,/дабы весь день размышлять нам о правде Твоей./Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Диакон возглашает: Станем благоговейно! Приняв божественные, святые, пречистые, бессмертные, небесные и животворящие, страшные Христовы Таинства, достойно возблагодарим Господа! Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Вечер весь совершенный, святой, мирный и безгрешный испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Благодарственная молитва Священник: Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все блага, которые Ты даровал нам, и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего. И молим Тебя, Владыка Человеколюбец: сохрани нас под кровом крыл Твоих и дай нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих, для просвещения души и тела, для наследования Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».    Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».    Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!»    Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают — иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.25:14-30); от Луки (Лк.19:11-28). О страшном суде    О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:    Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Апостол указывает на то, что Святой Дух проповедует Иисуса, пришедшего во плоти, то есть свидетельствует о той же истине Боговоплощения, о которой нам говорит в начале своего Евангелия сам Иоанн. Святой Дух преподает то, что мы бы в наше время назвали догматически здравым учением о личности и деяниях Христа, учением, согласным со свидетельством апостолов. Святой Дух проявляет Себя и в определенных этических плодах, мы уже говорили о них, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержани е (Гал 5:22, 23). Он созидает в сердцах верных любовь к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей. Оба эти критерия необходимы. Можно иметь отличные оценки по догматическому богословию — и не иметь Духа, если в жизни человека отсутствует любовь к ближнему и послушание заповедям. С другой стороны, нравственная жизнь, хотя и необходима, еще не достаточна — она служит свидетельством Духа тогда, когда она сочетается с правой верой. Надо особенно подчеркнуть, что действия Святого Духа не имеют ничего общего с «автоматическим письмом» или другими оккультными практиками, когда некий духовный агент действует через человека, полностью отодвинув его самого в сторону. Бог очень бережно относится к человеческой личности  и человеческой свободе и скорее мягко направляет верующих к истине, чем тащит на аркане. Это оставляет пространство для человеческих разномыслий и даже ошибок, поэтому нет ничего удивительного, что лично благочестивые или даже святые люди могут расходиться во мнениях. Святой Дух являет Себя через соборные решения Церкви — как сказали апостолы, угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28), и именно  общее суждение Церкви служит защитой от субъективных и ошибочных мнений. Жизнь в Духе Святом Дух Святой обитает в Церкви, и Его дары даются для служения Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12:4-9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении с Церковью, участвовать в ее молитвенной жизни, приступать к Таинствам, прислушиваться к ее наставлениям. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности. За каждой Литургией Церковь взывает:

http://radonezh.ru/2022/06/14/sergey-hud...

Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И во дни отца твоего найдены были в нем мудрость и знание и проч. Отцем называет, как мы выше сказали, прадеда его, Навуходоносора, сообразно с обычаем Писаний. Достойна подражания и такая жизнь святого мужа между иноземцами (barbaros), что бабка или мать царя превозносит великие доблести его такими похвалами. Дан. 5:17 . В ответ на это Даниил сказал царю: милости [munera] твои пусть останутся при тебе и дары дома твоего отдай другому и проч. Мы должны подражать Даниилу, который отверг почести и дары царя и который, безвозмездно открывая истину, уже в то время следовал заповеди евангельской: «туне приясте, туне дадите» ( Мф. 10:8 ). Также и как сообщающему печальное известие ему неприлично было бы с радостию принимать дары. Дан. 5:19 . Кого хотел, он убивал, и кого хотел, карал [percutiebat]; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Приводит пример прадеда его, Навуходоносора, чтобы и научить правосудию Божию, и подтвердить, что и правнук подвергается подобного рода [наказанию] за гордость. Если же Навуходоносор, кого хотел, убивал и, кого хотел, карал, кого хотел, возвышал, и, кого хотел, унижал; то такого рода почести и кары, возвышение и унижение происходят не вследствие промышления и повеления Божия, а по воле тех, которые, кого хотят, карают, и возвышают и проч. Но в таком случае должен возникнут вопрос: в каком смысле читаются слова: «сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет... тамо уклонит е» ( Притч. 21:1 ), если только мы не признаем каждого царя святым, в смертном теле которого не царствует грех и сердце которого потому соблюдается, что оно находится в руке Божией. А что находится в руке Бога Отца, этого, по Евангелию, никто не может похитить из нея ( Ин. 10:29 ); если же что-либо похищается, то это, следовательно, не было в руке Божией. Дан. 5:22, 23 . И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и проч. Прадед твой за то, что возгордилось сердце его и дух его ожесточился до надменности, был низвержен с престола царства своего и слава его была отнята у него и проч. Поэтому и ты, зная это об отце и зная, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать, не должен был возносить сердце свое против Господа небес, и ругаться над величием Его и делать то, что ты делал. Некоторые относят это место к антихристу, в том смысле, что он вознесся против Бога, подражая гордости отца своего, диавола. Но их следует спросить: кого [нужно разуметь] под Даниилом, объясняющим Писание Божие, и кого под мидянами и персами, убившими его [Валтасара] и вступившими на царство его? Ибо не подлежит никакому сомнению, что после антихриста будут царствовать святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010