17, 10. — С. Ф.). Посему Царствие Небесное не есть возмездие (плата. — С. Ф.) за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам . Видя Кровь Божию, человек понимает, что только ею он спасается, только ради нее получает благодать. В литургии первых веков была такая молитва перед причастием, говорящая о простоте восприятия святости: Помяни Господи, Церковь Твою, чтобы сохранить ее от всякого зла и усовершить в любви Твоей. И собери ее от четырех ветров, освященною в Царствие Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать и да прейдет сей мир! Осанна Богу Давидову! Если кто свят, то пусть приступает. Если же нет, то пусть покается. Маранафа (Ей, гряди, Господи! — С. Ф.) Аминь . Если кто не свят, тот пусть покается — вот святейшая простота первохристианства, потерянная нами. Святость — это то, в чем должно быть наше стояние перед Богом. Мы в наше холодное время не хотим святости, боимся ее, не понимаем ее, а она есть всего только устремленность любви к Богу, и именно в разрешении для каждого из нас и для всей Церкви вопроса о святости лежит будущее и нас и Церкви. Не на международных съездах решается судьба и будущее христианства, а только в подвиге покаяния каждого и всех, в их Голгофе и воскресении, в их святости. И это опять-таки больше всего открывается в литургии, которая, по слову одного западного епископа (кардинала Монтини), есть школа святости. Глава 12 В промежутке между первой и второй частью Херувимской священнослужители берут приготовленные во время проскомидии на жертвеннике Святые Дары и переносят их на престол. Это [священнодействие] именуется Великим входом и знаменует восхождение Иисуса Христа во Иерусалим. Переносятся Дары через амвон, чтобы вся Церковь участвовала в этих проводах Господа на Голгофу. Вот, мы восходим во Иерусалим, — сказал Он, — и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

17, 10. — С. Ф .). Посему Царствие Небесное не есть возмездие (плата. — С. Ф .) за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам” . Видя Кровь Божию, человек понимает, что только ею он спасается, только ради нее получает благодать. В литургии первых веков была такая молитва перед причастием, говорящая о простоте восприятия святости: “Помяни Господи, Церковь Твою, чтобы сохранить ее от всякого зла и усовершить в любви Твоей. И собери ее от четырех ветров, освященною в Царствие Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать и да прейдет сей мир! Осанна Богу Давидову! Если кто свят, то пусть приступает. Если же нет, то пусть покается. Маранафа (Ей, гряди, Господи! — С. Ф .) Аминь” . “Если кто не свят, тот пусть покается” — вот святейшая простота первохристианства, потерянная нами. Святость — это то, в чем должно быть наше стояние перед Богом. Мы в наше холодное время не хотим святости, боимся ее, не понимаем ее, а она есть всего только устремленность любви к Богу, и именно в разрешении для каждого из нас и для всей Церкви вопроса о святости лежит будущее и нас и Церкви. Не на международных съездах решается судьба и будущее христианства, а только в подвиге покаяния каждого и всех, в их Голгофе и воскресении, в их святости. И это опять-таки больше всего открывается в литургии, которая, по слову одного западного епископа (кардинала Монтини), есть “школа святости”. Глава 12 В промежутке между первой и второй частью Херувимской священнослужители берут приготовленные во время проскомидии на жертвеннике Святые Дары и переносят их на престол. Это [священнодействие] именуется “Великим входом” и знаменует восхождение Иисуса Христа во Иерусалим. Переносятся Дары через амвон, чтобы вся Церковь участвовала в этих проводах Господа на Голгофу. “Вот, мы восходим во Иерусалим, — сказал Он, — и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет” (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

3) Откровением вечности, во времени нашей земной жизни, суть святые таинства Церкви. Всего св. таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак и Священство. «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем. Число таинств сверх седьми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число таинств утверждается на Священном Писании » (Послание Патриархов, гл. 15). Действительно, все св. таинства Церкви есть проявление в ее жизни Апостольской веры, продолжение домостроительства нашего спасения. В таинстве Крещения человек духовно рождается для новой святой жизни. Св. Апостолами оно совершалось по заповеди Божественного Наставника: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Сомнений в необходимости этого св. таинства не было, ибо знали и помнили слова Христа Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Родившийся духовно нуждается в дарах, которые бы помогали ему возрастать в духовной жизни. Такие дары подаются в таинстве Миропомазания. О Божественном установлении его и благодатных дарах его св. Апостолы говорят так: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Hero, в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Тим.2:20–27 ). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел вас и дал залог Духа в сердца ваши» ( 2Кор.1:21–22 ). Из этих слов видно, что «помазание от Святого», «помазавший нас есть Бог», что подаваемые дары сообщают знание («знаете все»), «учат всему». – Все это не от человеческих измышлений. Но и после св. Миропомазания человек может грешить. Для оживления его в нравственной жизни, для прощения грехов в Церкви со времен Апостольских есть таинство Покаяния. Св. Апостолы совершали это таинство по прямому повелению Господа: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

3 . Соломон – создатель храма, и «Премудрость созда себе дом...» ( Прит. 9:1 ). 4 . Соломон – царь Израиля. Над распятым Христом – табличка: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Он Царь не тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы» ( Откр. 2:9 ), а Царь истинного Израиля, нового. 5 . Соломон – сын Давида, и Господь Иисус – Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так звали Его в земной жизни. С наименования Его Сыном Давидовым начинается святое Евангелие. 6 . И, наконец, как обращает внимание св. Григорий Нисский , посещением Соломона царицей Савской, царицей Эфиоплян, предуказуется, что «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ). Черна была как эфиоплянка царица, но принесла премудрому Соломону богатые дары. Черны во грехах идолопоклончества были языческие народы, но пришли к истинному Соломону и к истинной Премудрости и принесли богатые дары своих сердец, уверовав во Христа. 7 . И еще был знаменит Соломон за праведный суд в народе. Об этом так пишет св. Григорий: «И заботливость Соломона о правдивом суде означает истинного Судию всего мира, Который говорит: «Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» ( Ин. 5:22 )». Се одр Соломонь... Одр сотвори себе царь Соломон. Речь идет о переносном носильном одре . В повествовательных книгах Царств и Паралипоменон нет дополнительных упоминаний и сведений об этом одре. Что же означает духовно сей носильный одр , на котором носили при царских шествиях царя Соломона? «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: в церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67:25–27 ). Последние слова являются входным стихом, велегласно возглашаемым диаконом, на малом входе Божественной литургии во дни святой Пасхи, когда все духовенство входит Царскими вратами в алтарь, а диакон при этом вносит святое Евангелие. На ком или чем почиет Господь в этом дивном шествии? Действие малого входа открывает двоякий одр Его – с одной стороны само святое Евангелие, а с другой священнослужители, и в их лице все святые Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(4092) Но, как все члены человеческого тела, хотя их много, составляют одно тело, так и верующие во Христа (ср. 1Кор 12, 12 ). Так и в созидании Тела Христова наличествует многообразие членов и служений. Один и тот же Дух разделяет на пользу Церкви Свои различные дары по богатству Своему и согласно потребностям служений (ср. 1Кор 12, 1–11 ). Среди этих даров особо выделяется благодать Апостолов, власти которых Дух подчиняет даже носителей духовных даров (ср. 1Кор 14 ). Тот же Дух, объединяя Тело Собою, Своею силой и внутренней сплоченностью членов, порождает и поощряет любовь среди верных. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор 12, 26 ). (4093) Глава этого Тела – Христос. Он есть образ Бога невидимого, и в Нем создано все. Он есть прежде всего, и в Нем существует все. Он – Глава Тела, то есть Церкви, Он – Начаток, Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (ср. Кол 1, 15–18 ). Величием Своей силы Он владычествует над небесными и земными и превосходством Своего совершенства и действия наполняет все Тело богатством Своей славы (ср. Еф 1, 18–23 ) 247 . (4094) Все члены должны уподобляться Ему, доколе не изобразится в них Христос (ср. Гал 4, 19 ). Поэтому мы приняты в Тайны Его жизни, сообразовавшись Ему, умерши и совоскресши с Ним, покуда не совоцаримся с Ним (ср. Флп 3, 21 ; 2Тим 2, 11 ; Еф 2, 6 ; Кол 2, 12 и т. д.). А пока, совершая свое странствование на земле и следуя по Его стопам в скорбях и гонениях, мы соединяемся с Его страданиями, как Тело – с Главою, страдая с Ним, чтобы с Ним и прославиться (ср. Рим 8, 17 ). Из Него «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол 2, 19 ). В Теле Своем, то есть в Церкви, Он непрестанно распределяет дары служений, которыми Его силою мы служим друг другу во спасение, чтобы, творя истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава наш (ср. Еф 4, 11–16 греч.). (4095) И для того чтобы мы постоянно обновлялись в Нем (ср. Еф 4, 23 ), Он дал нам от Духа Своего, Который, будучи Одним и Тем же в Главе и в членах, так оживотворяет, единит и движет все Тело, что Святые Отцы могли уподобить Его действие тому действию, которое выполняет в человеческом теле жизненное начало, то есть душа 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

7) Почему в различных нуждах мы обращаемся к разным святым: одних просим об исцелении от болезней, других – о благополучии в семейной жизни и т.п. 7) Потому, – что каждому святому как при жизни, так и по смерти, Господь дает различные дарования: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:11 ). 8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их? Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Me. 10:40–41). О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков. Св. Ерм, муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковью, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь. Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены» 6 . Св. Афинагор говорит: «Мы признаем и множество Ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог через Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, небесами и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Мы должны подражать Даниилу, который отверг почести и дары царя и который, безвозмездно открывая истину, уже в то время следовал заповеди евангельской: туне приясте, туне дадите [Матф. 10:8]. Также и как сообщающему печальное известие ему неприлично было бы с радостию принимать дары.    Ст. 19. Кого хотел, он убивал, и кого хотел, карал [percumiebam]; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.    Приводит пример прадеда его, Навуходоносора, чтобы и научить правосудию Божию, и подтвердить, что и правнук подвергается подобного рода [наказанию] за гордость. Если же Навуходоносор, кого хотел, убивал и, кого хотел, карал, кого хотел, возвышал, и, кого хотел, унижал; то такого рода почести и кары, возвышение и унижение происходят не вследствие промышления и повеления Божия, а по воле тех, которые, кого хотят, карают, и возвышают и проч. Но в таком случае должен возникнут вопрос: в каком смысле читаются слова: сердце царево в руце Божией; аможе аще восхощет, тамо уклонит е (Притч. 21:1), если только мы не признаем каждого царя святым, в смертном теле которого не царствует грех и сердце которого потому соблюдается, что оно находится в руке Божией. А что находится в руке Бога Отца, этого, по Евангелию, никто не может похитить из нея (Иоанн. 10, 29); если же что-либо похищается, то это, следовательно, не было в руке Божией.    Ст. 22— 23. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, но вознесся против Господи небес и проч.    Прадед твой за то, что возгордилось сердце его и дух его ожесточился до надменности, был низвержен с престола царства своего и слава его была отнята у него и проч. Поэтому и ты, зная это об отце и зная, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать, не должен был возносить сердце свое против Господа небес, и ругаться над величием Его и делать то, что ты делал. Некоторые относят это место к антихристу, в том смысле, что он вознесся против Бога, подражая гордости отца своего, диавола. Но их следует спросить: кого [нужно разуметь] под Даниилом, объясняющим Писание Божие, и кого под мидянами и персами, убившими его [Валтасара] и вступившими на царство его? Ибо не подлежит никакому сомнению, что после антихриста будут царствовать святые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Сегодняшние рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8). По единогласному мнению наших толковников, здесь перечисляются виды служений, бывших в древней Церкви. На сегодняшний день некоторые из них уже отошли в область церковной истории, некоторые приобрели другое название или получили несколько иной характер. Не стоит смущаться. То, что должно оставаться неизменяемым в Церкви – присутствие Духа Святого – так и осталось неизменным; меняются лишь формы выражения этой внутренней сути. Дух один, а дары различны (ср.1 Кор. 12:4), и Господь может забирать старые дары и давать новые. Об этом и говорят первые слова сегодняшнего чтения: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования». По мысли апостола, вид служения зависит от дарования Божьего. В разные же эпохи дарования могут быть различны. Итак, первое служение, упоминаемое апостолом, это пророчество. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». Пророчество – это не только прозрение будущего, но и возвещение воли Божией в самом широком смысле. Если собрать все значения этого слова в одно, то можно сказать так: пророчество есть правильная проповедь о воле Божией. «Пророчествуй по мере веры». Святые отцы дают два возможных толкования. Первое: «пророчествуй по мере веры», которую ты имеешь. Второе: «пророчествуй по мере веры», которая есть у твоих слушателей. Примем ли мы первое или второе толкование, вывод из них очевиден: как и дар проповеди, так и возможность ее расслышать зависит от состояния, в котором мы содержим нашу веру. Если наша вера питается Писанием, молитвой, Таинствами, добрыми делами, то мы не только поймем слова христианской проповеди и отзовемся на них, но и в наши уста Господь вложит пророческое слово в нужный момент.

http://pravoslavie.ru/114201.html

б) С таким благорасположением иди в храм Господень, и приближаясь к храму, и входя в него, смиренно помышляй в твоей душе: вот вхожу я в дом Господа Бога , в место селения славы Его. Здесь совершаются великие таинства , через которые преподаются многоразличные дары спасительной благодати. Здесь, на святом престоле, предлагается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, и Сам Господь призывает к сей трапезе: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Здесь невидимо присутствует Сам Царь славы , Господь Иисус Христос, внемлющий молениям верующих в Него и предлагающий в снедь Свое пречистое тело и Свою честную кровь, дабы пребывать с нами в тесном единении, как Сам говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Здесь всех, истинно верующих, осеняет Дух Святый и всем, по мере веры каждого, подает дары Своей благодати через слово Божие и спасительные таинства, и всем, смиренно молящимся Ему, дает дерзновение взывать к Богу: «Авва Отче» ( Рим.8:15 ). Здесь лики святых ангелов невидимо окружают Господа Иисуса и славословят Его хвалебными песнями, прославляя дивные дела Его благости и человеколюбия, и благоговейно поклоняются Ему с Отцем и Св. Духом. Здесь представляющиеся нашим взорам святые изображения, как по лестнице, возносят взоры нашей души к невидимым обителям небесным – к царству славы Царя Христа, Спасителя и Бога нашего. Здесь, перед бескровной жертвой, возносятся молитвы о живых и умерших , по вере в беспредельные заслуги Господа Спасителя мира, победителя смерти и ада. Здесь скажи каждый самому себе: «И я, грешник, недостойный присутствовать в святом храме сем, повергнусь пред Господом душою и телом. Пролию пред Ним моление мое; печаль мою пред Ним возвещу. Воззову ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя на земли живых. Вонми молению моему ( Пс.141:2,5,6 ). Буду молиться о себе и о моих ближних, о живых и умерших буду умолять Господа Спасителя о милости ко мне и к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бесы дают людям такие сверхъестественные дары за счет того, что люди разжигают в себе дух самоуверенности и самонадеянности, ища удовлетворения духу самости и гордыни. Делают они это с тою целью, чтобы погубить души человеческие. Чтобы получить силу творить такие чудеса, ради удовлетворения своих страстей, много не надо, – продай свою душу дьяволу, и все будет. И это зависит от того, насколько дух твой близок, по своему настрою, к демонам. Чем более питает человек в себе дух одинаковый с бесами: дух самости и гордыни, дух самоуверенности, властолюбия и самонадеянности, тем более получает в услужение бесов: одного, двух или целый полк, которые и будут творить чудеса и от которых и будут все эти сверхъестественные дары. Расплата – за гробом: душа вместе с бесами – навечно в геенне огненной. Прозорливость от бесов: Нострадамус, Ванга, Лева Федотов Лжепророк Нострадамус Слово Божие решительно предостерегает от самозваных пророков и духовных обольстителей: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:5 ). Надо последовать призыву Господа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» ( Мф.24:4 ). Для этого необходимо точно руководствоваться Писанием и учением святых отцов. Слова апостола Павла очень подходят к нашему времени, «ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). Именно баснями являются сочинения М. Нострадамуса и других лжепророков. Все же, что известно о жизни, занятиях и сочинениях Мишеля Нострадамуса (1503–1566), полностью укладывается в образ лжепророка-оккультиста. Он родился в еврейской семье в Провансе. Оба его деда были врачами, а отец – нотариусом. В 1488 году Прованс был присоединен к Франции. Поскольку для дедов и отца возникла угроза лишиться права заниматься профессиональной деятельностью и быть высланными из Франции, семья была вынуждена перейти в 1502 году в католичество.

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010