Интервью Джованна Парравичини: Врата Милосердия впервые будут открыты во всем католическом мире 10.12.2015 17:09 Период с 8 декабря 2015 по 20 ноября 2016 объявлен в Католической Церкви экстраординарным Святым годом Милосердия. Об особенностях этого года и связанных с ним богослужений и церемоний, о новых инициативах Папы Франциска «Благовест-инфо» рассказала Джованна Парравичини – атташе по культуре Посольства Ватикана в России. -- Расскажите, пожалуйста, о том, что это за традиция, связанная с символическим открытием Врат милосердия? -- Это давняя традиция Католической Церкви, она установилась еще в Средние века. Каждые  25 лет объявляется юбилейный год, и в знак этого  понтифик торжественно открывает Святые врата Милосердия. Как правило, это Святые врата в одной из папских базилик в Риме, которые в другое время закрыты и даже замурованы. Это символическое действо напоминает о том, что Сам Христос сказал о Себе: « Я есть дверь : кто войдет Мною, тот спасется». Входя вслед за Папой в Святые врата, мы ощущаем, что можем войти в общение с Христом, получить дарованное Им спасение. После торжественной церемонии Святые врата открыты целый год, и тысячи паломников со всего мира приезжают в Рим, чтобы исповедаться, причаститься, пройти через них с молитвой и покаянием и получить прощение грехов. Католики верят, что таким образом грех очищается полностью, как при крещении. Мы называем это индульгенцией (я надеюсь, те, кто это прочтет, не будут вспоминать атеистические коннотации, связанные с этим словом). Можно, проходя через эти врата, молиться за умерших, т.е. посвятить свое паломничество памяти о них и получить индульгенцию за них. -- Наступающий год - не 25-й. Почему объявлен экстраординарный Год Милосердия? -- Папа Франциск сказал, что в наше тревожное, конфликтное время, когда фактически идет Третья Мировая война в разных частях планеты, необходимо не ждать следующего юбилея, а учредить экстраординарный Святой Год Милосердия. Он призвал всех христиан везде, где царят ненависть, несправедливость и гонения, нести свидетельство о Боге, творить добро среди тяжких испытаний, чтобы весь мир почувствовал как бы «революцию любви» Бога.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу. Карта и ближайшие объекты Г. Лукомский: " Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: " на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича " . Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб., по словам священника) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка " Огненное восхождение " - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых " . Источник: В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Псалом 86 Сыном Кореовым, псалом песни. С Евр.: «Сынов Кореевых. Псалом. Песнь». «И сей псалом, – говорит св. Афан., – воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в оном призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения». То же почти и бл. Феодорит. Другие толковники относят ко временам после Вавилонского плена, и видят здесь изображение таинственного Иерусалима или Церкви Христовой, и призвание язычников. 2 . Основания его на горах святых. Т.е. по св. Афан., «основания народа, призванного чрез веру. Разумеет же, что народ из язычников наздан на основании Апостолов и пророков». «Основание благочестия, – говорит бл. Феод., – Божеств. наставления, а горы святые, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя ( Еф. 2:20 )». Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. «Вратами Сионскими, – говорит св. Афан., – называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а селениями Иаковлевыми – подзаконное служение. Посему, говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного». По бл. Феод. – под Сионом здесь разумеется небесный Иерусалим. Евр. 12:22 . «И не погрешит, – говорит он, – кто вратами сего града назовет сущие на земли церкви; потому что ими можно войти в град». С Евр.: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова». В буквальном смысле разумеется под Сионом Иерусалимский храм, а под вратами – самый Иерусалим. Т.е. любит Господь храм, построенный на святых, т.е. нарочито отделенных, избранных горах: Сионе и Мориа, любит врата сего храма, т.е. Иерусалим, более всех жилищ Еврейского народа. См. Пс. 77:68, 9:15 . 3 . Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. «Град есть Церковь , – говорит св. Афан., – что же преславное изглаголано о ней, кроме того, что в ней вселится Единородный по сказанному: зде вселюся, яко изволих и? ( Пс. 131:14 )». С Евр.: «Славное возвещается о тебе, град Божий», т.е. пророки говорили великое и необычайное о Церкви Божией, о спасении мира Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный (с 29 дек. 1999), в дер. Аносино Истринского р-на Московской обл., учрежден в июне 1823 г. Основательница и первая настоятельница - игум. Евгения (Мещерская Евдокия Николаевна, кнг., урожд. Тютчева; 18.02.1774 - 3.02.1837). Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. Святые врата Аносина мон-ря. Фотография. 2001 г. В 1799 г. в Звенигородском у. кнг. Мещерская приобрела в собственность c. Аносино, в мае 1810 г. по благословению митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) на средства кнг. Мещерской там был заложен каменный храм во имя Св. Троицы с 2 приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых князей Бориса (небесного покровителя покойного супруга княгини) и Глеба. Когда основные работы по возведению и росписи храма были завершены, Аносино в 1812 г. было разграблено франц. войсками, поэтому освящение храма состоялось лишь 4 мая 1822 г. В 1820 г. кнг. Мещерская устроила при храме жен. богадельню на 11 чел., в 1822 г. богадельне был придан статус жен. общежития во имя святых князей Бориса и Глеба.Тем же указом по благословению архиеп. Филарета (Дроздова), , кнг. Мещерская была утверждена попечительницей общежития. 4 июня 1822 г. иером. московского Покрова Пресв. Богородицы мон-ря Иона совершил первый в общине постриг 5 сестер в рясофор. «Правила о составе, зависимости и устройстве высочайше утвержденного Борисоглебского общежития» были составлены свт. Филаретом. Целью организации общежития являлось «доставление пристанища и приличного содержания... отягченным бедностью» женщинам. Все, что производилось сестрами, передавалось в «общую пользу общежития». 25 июня 1823 г. указом Святейшего Синода Борисоглебское общежитие было преобразовано в А. Б. м., кнг. Мещерская пострижена в монашество с именем Евгения, возведена в сан игумении и 18 сент. вступила в управление мон-рем. В нояб. 1823 г. игум. Евгения докладывала свт.

http://pravenc.ru/text/115668.html

16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви. Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание — когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы. В Таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество. Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства. В древней Церкви на Евхаристию собирались все верующие, которые проживали в данном месте, — точно так же, как на Тайную Вечерю пришли все двенадцать апостолов. Первые христиане собирались вокруг своего епископа, — потому что в каждом месте был свой епископ, который возглавлял Святую Евхаристию.

http://pravoslavie.ru/130360.html

353. Беседа по освящении храма Нерукотворенного Образа Господня, в Спасо-Влахернском общежитии (Говорена сентяб. 21-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Nc. LXVII. 27 ). Так учит и заповедует пророческое слово. Ныне особенно благовременно нам с радостию исполнить сию заповедь. Благословим в сей церкви Бога Господа, почерпая благословение «из источников Израилевых», – из того же пророческого слова. «Дивен Бог во Святых Своих» ( Nc. LXVII. 36 ), то есть, во всех освящаемых, и во всем, освящаемом благодатию Его. «Благословен Бог», благоволивый явить здесь ныне новый храм святыни Своея! «Благословен Господь день дне, поспеши_вый нам Бог спасений наших» ( Nc. LXVII. 20 ), сподобивый нас быть участниками сего благодатного торжества! Вслушались ли вы в предварительное возглашение, произнесенное пред входом в освящаемый храм, почерпнутое также «от источник Израилевых», – из божественных Писаний: «возмите врата князи ваша, ...и внидет Царь славы» ( Ncaл. XXIII. 7 )? Помышляете ли, веруете ли, что сие предвозвещение действительно исполнилось? И как сему не веровать? Если святые богомудрые отцы наши, основатели наших тайнодейственных учреждений, взяли пророчество и поставили оное на все времена во врата всякого освящаемого храма: то конечно были уверены, что оно всегда будет так же истинно здесь, как было истинно в устах Пророка; конечно веровали, что благодать Божия с сим священным словом всегда соединять будет Божественное действие. И кто дерзнет усомниться в силе и действии того, что вера и мудрость духоносных отцев учредила для утверждения «Церкви», по обетованию Господню, «и вратами адовыми неодолимой» ( Mamф. XVI. 18 )? Итак, действительно «вниде» во храм сей «Царь славы, Господь сил» ( Пс. 23:10 ), Иисус Христос: и поелику храму освящение предуставлено не преходящее, а пребывающее, то Господь не только вниде в него, но и вселися. Таким образом и сему храму принадлежит то, что Господь обещал некогда древнему храму избранного народа: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цap. IX. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

III. Новый Иерусалим Чрез несколько дней по возвращении из лавры, оставил я Москву, желая посетить еще однажды Новый Иерусалим, столь близкий моему сердцу с тех пор, как поклонился древнему образцу его. Не доезжая Воскресенска, пошел я пешком к обители, прямо чрез поле, чтобы более себе напомнить уединенное странствие по пустыням Палестинским; но я потерял настоящее направление ко храму, который был заслонен рощею, и, только издали увидев часовню Элеонскую, мог опять выйти на дорогу. Патриарх Никон дал имя Элеона сей часовне и воздвиг ее на том месте, отколе обозревал он с Царем Алексием, во дни их духовной приязни, избранное ими поприще для обители, и здесь Царь назвал ее Новым Иерусалимом, как о том свидетельствует надпись на кресте внутри часовни: «Благоволением благочестивого Царя Алексия Михайловича и святейшего Никона Патриарха в знамение их общей любви и совета, к начинанию святые обители и наименованию, еже есть Новый Иерусалим.» – И чрез тридцать лет, тот-же Никон, в течении сего времени низведенный с Патриаршего престола, заточенный 15 лет на Белом озере, наконец скончавшийся на возвратном пути из своей темницы, был принесен уже мертвым для погребения в созданную им обитель. Близ сего же креста поставил тело его кроткий Царь Феодор, как бы для примирения обоих великих усопших: державного отца и Святителя, памятью их любви взаимной, которую некогда засвидетельствовали у подножия Элсонского креста. Отселе, на расстоянии полуверсты до святых ворот, насажена чрез малую лощину узкая березовая аллея; с правой стороны близко подступила к стенам Нового Иерусалима крутоберегая излучистая Истра, названная Иорданом по воле Патриарха. Исполненный сладких впечатлений, тихо приближался я к обители, в прохладной тени дерев, и с утешительным чувством переступил за священные врата, на коих изображено вербное торжество Спасителя. Хотя не от Элеона, а от Рамлы, и не вербными вратами, взошел я за пять лет пред тем во св. град, но и сии врата мне были знакомы; я бы хотел по словам духовной песни: «обыдите людие Сиона и обымите его» – обойти и обнять его со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

Прихрамовая территория (эскиз проекта) ЖМП 5 май 2020 /  3 июня 2020 г. 17:00 Алтарь Победы нашей В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ КРУПНЕЙШЕЕ МОЗАИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ В подмосковной Кубинке завершились работы по убранству главного храма Вооруженных Сил — Патриаршего собора Воскресения Христова . Чин Великого освящения собора, запланированный на начало мая, по известным причинам перенесен. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» тщательно изучил новостройку и выделил 12 ее главных особенностей.  PDF-bepcuя 1. Фасады Общий проект, выполненный под руководством зодчего Дмитрия Смирнова, мы подробно разбирали в прошлогодней публикации «Главный храм Вооруженных сил России» (см.: ЖМП. 2019. 5). Поэтому здесь уделим внимание основным декоративным особенностям храма. Наружные стены богато украшены барельефа­ми, расположенными по всему периметру на трех уровнях. Внизу, на высоте цокольного этажа, представлена своеобразная ретроспектива ратной доблести русского воинства — 10 сюжетов исторических сражений, в которых участвовали наши предки (выполнены под руководством народного художника России Салавата Щербакова). Выше, в простенках между окнами верхнего храма, — фигуры святых воинов: преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, благоверных князей Димитрия Донского и Александра Невского, равноапостольного великого князя Владимира, благоверного князя Андрея Боголюбского и преподобного Илии Муромца (работы московских скульпторов Даши Намдакова и Виталия Шанова). Наконец, по трем сторонам колокольни над ее первым ярусом богомольцев встречают Спас Нерукотворный, Архистратиг Божий Михаил и святой великомученик Георгий Победоносец. Кроме того, в двух десятках ниш на фасаде храма — клейма с евангельскими цитатами о победе добра над злом и отрывки из изречений святых праведных воинов (набраны соответственно по-церковнославянски и традиционной русской вязью). 2. Трое больших врат и складень снаружи центральной алтарной апсиды Северный портал посвящен началу Великой Отечественной войны, здесь путников встречают святые благоверные Александр Невский и Димитрий Донской с сонмом православных воинов и цитатой из обращения митрополита Сергия (Страгородского) к пастве в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года. Южные вратаврата Победы, тут изображены восславляющие Господа Архангелы и пригвождающий нацистского орла к земле меч, а также цитата из патриаршего пасхального послания 1945 года.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_v_kubin...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 104. О грядущих Страстях Христовых. В Великий Четверг Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся. Ирмос 9й песни канона на утрене Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот настал этот благословенный день безсмертныя Трапезы, когда Господь во время празднования ветхозаветной пасхи установил таинство Пасхи новозаветной. Так впервые в истории человечества была совершена Божественная Евхаристия, берущая начало от Тайной вечери Господней. Трапеза святая и пир духовный ныне для Церкви Христовой, для всех нас, православных христиан, предлагаются. И души наши, очищенные благодатным говением, трепещут и устремляются навстречу Господу, чтобы вкусить необыкновенные Святые Дары. По великому человеколюбию Своему Спаситель под конец поприща постного приуготовляет Трапезу вечную. Сердцеведец Христос знает, что и у самых верных чад Его дух бодр, но плоть немощна. Трапеза сия вдохновенная, ободряющая и поддерживающая алчущих. Во имя любви совершаемая. Трапеза возвышенная, для ее Устроителя Небесного знаменующая прощание. Не на краткое время разлучается с нами Господь; долгий, нелегкий путь ждет Его. Божественный Учитель хорошо понимает, что уготовано Ему впереди. Так с кем же, как не с самыми близкими, самыми дорогими Его вселюбящему сердцу учениками разделить последние минуты?! И мы с вами, братья и сестры, с трепетом сердечным поспешим на эту благодатную Трапезу. Поторопимся… Приидите насладимся! Господь не ставит никаких сложных условий, не требует от нас невыполнимого. Соединиться со Христом, вкусить Святого Тела и Крови Сына Божиего могут все вернии , в ком горит огонь христианской любви, кто сострадает и сопереживает этим святым дням страданий Господних. Время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими – так было велено Господом сказать хозяину, в доме которого намеревался Он совершить Тайную вечерю (см.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010