Приведенный выше список деяний Святейшего Патриарха Кирилла и свершений, достигнутых Церковью за время его патриаршества, далеко не исчерпывает всего, что было сделано за эти годы. Список этот можно было бы еще долго расширять и дополнять. Выдающийся богослов, блестящий проповедник, прирожденный организатор, стоявший у истоков многих современных форм деятельности Русской Православной Церкви, человек огромной личной харизмы — эти качества Святейшего Патриарха отмечают все, кому хоть раз в жизни посчастливилось с ним общаться. Но прежде всего Патриарх Кирилл — добрый пастырь (см. Ин. 10, 11, 14), дарования которого по мере его нахождения на Патриаршем престоле продолжают раскрываться в масштабах всей Церкви. Весь жизненный путь Патриарха Кирилла — это путь пастыря, «от юности своея» принявшего бремя апостольского подвига, которым жила и живет Церковь Христова. То, что удалось сделать Первосвятителю за прошедшее время, стало возможным благодаря его самоотверженным, титаническим усилиям, ежеминутно совершаемым в соработничестве с Духом Святым, Который оживотворяет Церковь и действует в ней «до скончания века». Служение Патриарха требует особых благодатных сил. Для несения патриаршего креста недостаточно просто человеческого искусства, умения, интеллектуальных способностей или талантов — нужна сугубая благодать Божия. Будем помнить об этом и молиться за нашего Патриарха, чтобы Господь продлил дни его жизни и Духом Святым укрепил его во всех благих начинаниях во славу Церкви Христовой. митрополит Волоколамский Иларион «Церковный вестник» /Патриархия.ru за темою «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Ihmepb " ю] Евангельские группы сегодня: опыт епархий [Стаття] Молодий настоятель [Стаття] Вийшов у номер «Журналу за 2024 Документальний життя Первосвятителя в Церкви [Стаття] Слово Кирила в : У 26-ту П " Предстоятель Церкви звершив в лаври У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами Журнал – Кирила –   Первосвятителя: звершення виклики в В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4685457...

Мы теж грешни, поклонившися тем всем святым местам, благодаряще Бога и Пречистую его Матерь, иже нас сподобил своими очами видети и своими грешными устнами те святыя места лобызати, и возвратилися вспять тем же путем, и пошли до монастыря Воздвижение Честнаго Креста, великая наша будет миля от Вифлиему, а от Иерусалима тот монастырь Воздвижение Честнаго Креста недалеко, как бы едина верста; а монастырь тот зделан на том месте, где те деревья стояли, из которых зделанной крест Христов под час страсти его святей, а тот монастырь велики и стены каменные сильные и высокие, тако ж и церковь великая и хорошая, вся вымалеванная, а престол во той церкви на том месте где те древеса стояли, из которых крест Христов зделан, то и по ныне под престолом та ямка, где то древо стояло. И как пришли мы из Вифлиему до того монастыря, приняли нас честно, и мы в том монастыре ночевали, на завтрешней день отслушали службу Божию, вынесли нам Животворящего Креста Господня древо, и паки мы возвратилися во Иерусалим, благодаряще Бога. Потом, опочивши день един, паки нас взяли арапи и повели до лаври Святаго Саввы Освященнаго, наших миль две ити из Ерусалима к заходу солнца, а се долиною глубокою, которая называется «Юдоль плачевная». Лавра Саввы Освященнаго стоит над водою вельми страшно, которая называется Юдоль Плачевная; над тою долиною, поведают, же страшны суд будет, и река огненная тою долиною потечет; в которой той долине ни дерева никакова нет и ни воды, только один капель, и пошла та долина даже до Содомскаго моря. От лавры Святаго Саввы не очень далеко, как бы наша едина миля, и с той горищо над монастырем видно Содомское море и река Иордан, а монастырь над тою пропастью сидит велми страшно, власно яко бы келии наприлепливаны до стен каменных, и как взглянешь в ту пропасть, то и душа и все тело мертвое станет от великой страшной глубокости; а стены монастырския выведены на гору вельми высоко, же мурованы каменем: в том роскате есть келия, а в той келии живет един чернец для сторожи, и как идет до монастыря, то он звоном зазвонит, а тот звон висит в монастыре, а до него на том роскате высоки приправлены веревки, и когда он зазвонит, то из монастыря придут до фурты и глядят, кто пришел; а фурта монастырская не бывает отворена; ибо отнюд не как за арапами отчинити.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

М. Ш. была старшей сестрой кнг. Анны (Елены?), жены новгородского кн. Ярослава Владимировича, а также кнг. Марфы Ясыни, жены черниговского и козельского кн. Мстислава (Пантелеимона) Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625. Л. 219; Кузьмук О. [С.] в Блuжhix лаври. Nyблikaцiя рукописноï пам,ятки другоï пол. XVII ст.//Лаврський альманах: Зб. наук. праць. Киïв, 2007. Вип. 18. 7). С. 17. Л. 9; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время (Исслед.). СПб., 1892. С. 25. (ЛЗАК; Вып. 9)). Почитание После кончины М. Ш. ее имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, а также в синодики др. соборов и мон-рей Владимирской епархии. Древнейшая часть несохранившегося раннего синодика Успенского собора позже была переписана при создании соборных синодиков других городов Сев.-Вост. Руси. Так, напр., в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня муж. мон-ре (основан в 1330) в состав помянника под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети» после погибшей 7 февр. 1238 г. семьи Георгия Всеволодовича записали кн(я)гиню Мар(ь)ю, во иноцех Марфу» (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об. (список 1556 г.); РГБ. Ф. 256. Рум. 387. Л. 41 об., выписка нач. XIX в.), в помяннике «Благоверных великих княгинь» повторно указали память «великия княгини Марфы» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 43 об.). В сер. XIII - нач. XV в. владимирский Княгинин жен. мон-рь пользовался вниманием потомков правящей династии св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича, к-рые нередко называли своих дочерей Мариями. Особую духовную связь с Княгининым мон-рем имела Московская св. блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (прп. Евфросиния), к-рую сравнивали с М. Ш. Старшая сестра Московской вел. княгини была наречена Марией, как и одна из дочерей св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. Евдокии Димитриевны, а также дочь вел. кн. Василия I Димитриевича .

http://pravenc.ru/text/2562162.html

фасада к востоку, до барабана купола и пересечения среднего нефа, шли 3 гребня кровли. Их прерывала идущая от барабана над трансептом к северу и югу также 2-скатная кровля, формирующая фронтоны на сев. и юж. фасадах. С вост. стороны, над полусводами апсид, во всю ширину храма был возведен фронтон, от которого к барабану шла 2-скатная кровля. Покрытие храма было, по-видимому, свинцовое. Изменения произошли и в интерьере храма. Во многом сохранившиеся древнерус. мозаики были дополнены новыми настенными росписями: «...иже о украсию [Успенскую ц.] красотою, якоже б мощно, такожде и внутръ иконными nucahieм, но единаче не тако, якоже прежде, исперва бо мycieю сажена бысть, не токмо по стнам, но и по земли, и обогати ю златом и сребромъ и сосуды црковными» (Густынская летопись - ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 358). В результате археологических исследований 1998 г. в южной части нартекса XI в. был выявлен погребальный комплекс из 5 шиферных саркофагов, в одном из к-рых обнаружена серебряная монета кн. Владимира Ольгердовича 60-80-х гг. XIV в. Комплекс имеет вторичный характер, о чем свидетельствуют обнаруженные под нижними плитами саркофагов следы погребальных сооружений XI-XII вв., а также особенности использованных строительных материалов. Эти данные позволяют считать, что комплекс был сооружен ко времени восстановления собора в 1470 г. и являлся родовой усыпальницей Олельковичей ( I bakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Поховальний комплекс XV ст. у hapmekci Успенського собору лаври//Лаврський альманах. 1999. Вип. 2. С. 76-86). В 1482 г. собор пострадал при нападении на Киев войск хана Менгли-Гирея, было также разрушено здание трапезной ( Харламов В. О., Гончар В. Н. Хозяйственно-бытовой комплекс XIII-XIV вв. на территории Печерского монастыря//Древняя история населения Украины. К., 1991. С. 67-71). Несмотря на тяжелое время, строительные работы в мон-ре не прекращались. Так, в нач. 90-х гг. XV в. к юж. стене Успенского собора пристроили небольшую (4,54×3,96 м) усыпальницу. Археологи выявили тут захоронение неизвестной, но, по-видимому, влиятельной особы в гробнице из шиферных плит с остатками надписи 1492 г.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

7-10; она же. Ikohocmacu двох церков лаври та ïх зbopomhi боки: Передумови виникнення i meмamuчhui napaлeлi//Там же. 2006. Вип. 16. С. 155-165; Лaзaйkih Ф. Д. Tbopчicmь В. П. Bepeщariha i його проект розпису Успенського собору: (До 165-piчhuцi з дня народження)//Там же. 2001. Вип. 3. С. 90-94; Моргуновська Л. Р. Мат-ли про biдбyдoby Успенського собору//Там же. С. 95-98; Крайня О. О. До icmopiï монументального розпису Успенського собору kih. XIX ст.//Велика Успенська церква лаври: Cлiд у bikax. К., 2002. С. 111-120; Сарабьянов В. Д. Росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры и их место в истории древнерусской живописи (Ч. 1)//Лаврський альманах. 2003. Вип. 11. С. 97-117; Кондратюк А. Ю. Монументальний живопис Троïцькоï надбрамноï церкви лаври: Семантика. Cmuлicmuka//Там же. 2004. Вип. 13. Спецвип. 5; она же. Ikohocmac Троïцькоï надбрамноï церкви лаври: Icmopiorpaфiя теми i проблематика дocлiджehhя//Там же. 2007. Вип. 17. С. 47-58; Фiлinoba Т. Церква Спаса на Бepecmobi//Bichuk YkpДHInpoekmpecmabpaцiï. К., 2004. С. 45-46; Литвиненко Я. В. Дeяki аспекти художнього оформлення лаврських печер//Moruляhcьki читання, 2004. К., 2005. С. 335-341; он же. Живопись трех столетий: К вопросу о художественном оформлении ц. Всех святых//Там же, 2005. К., 2006. С. 312-316; он же. Художественное воплощение программы «Всех святых» в иконостасе Всехсвятской ц. [Киево-Печерской Лавры]//Там же, 2006. К., 2007. Ч. 2. С. 96-101; он же. Ikohocmacu i монументальний живопис лаврських печер: Датування, ampuбyцiя, втрати, поновлення//Лаврський альманах. 2012. Вып. 27. Спецвип. 10: Дocлiджehhя печерних koмnлekcib лаври. С. 282-305; Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра: Справ.-путев. К., 2008; Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры//Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 5-138; он же. Иконостасы церквей, находящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры//Лаврський альмонах. 2010. Вип. 23. Спецвип. 9. С. 144-157; Cimkapьoba О. До icmopiï ikohocmacob в Успенському coбopi лаври//Cyчachi проблеми дocлiджehhя, pecmabpaцiï та збереження культурноï спадщини: Зб.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Новгородсеверский и вел. кн. Киевский. Чернигов, 1893. С. 37-38; Косяков В. А. Постройка храма подворья Киево-Печерской лавры. СПб., 1900; Титов Ф. И., прот. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры и др. святынь и достопримечательностей г. Киева. К., 1911; он же (Timob Хв.). Стара вища ocbima в Kuïbcьkiй Ykpaïhi XVI - початку XIX ст. К., 1924; Венок на могилу высокопреосв. митр. Флавиана (4 нояб. 1915 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1915; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира (25 янв. 1918 г.)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1918; Я. Д. Нове джерело про icmopuчhy monorpaфiю та apximekmyphi пам " ятки стародавнього Русь: Культура, mpaдuцiï. К., 1982. С. 113-129; Передсоборна Нарада: (Koмюhike)//Правосл. bichuk. 1988. 7. С. 7; Документи Noмichoro Собору РПЦ//Там же. 9. С. 16; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. К., 1992; Дива печер лаврських. К., 1997; Mopдbihцeb В. М. Pociйcьke самодержавство i украïнська православна Церква в kih. XVII-XVIII ст. К., 1997; Ульяновський В. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi 1917-1920 рр. К., 1997. 2 т.; Никодимов Н. И. Воспоминание о Киево-Печерской лавре. К., 1999; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг. СПб., 1999. С. 269-270; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври kih. XIX - початку ХХ ст. К., 2000; М. Г. С.-Петербурзьке noдbip " я лаври//Лаврський альм. 2001. Вип. 5. С. 33-36; он же. Лuбiдcьke noдbip " я лаври у XVII i XIX ст.//Там же. 2002. Вип. 7. С. 34-37; Крайня О. О. мон-р у 1919-1929 рр.//Bipa i розум. 2001. 2. С. 241-255; она же. Фyhkцiohybahhя apxiby лаври в kohmekcmi розвитку apxibhoï справи//Лаврський альм. 2008. Вип. 22. С. 64-77; Хоменко К. В. Запровадження шmamib 1786 р. в мoh-pi//Там же. 2001. Вип. 3. С. 67-74; он же. Самуïл Миславський: (Бiorp. дobiдka)//Там же. 2003. Вип. 9. С. 120-129; Морза А. Архиеп. Ермоген (Голубев): Жизнь и исповедничество//Там же. 2002. Вип. 7. С. 136-166; Гришин А. Д. Огляд мam-лib з icmopiï мон-ря (1917-1930 i 1941-1961 рр.)//Там же. 2003. Вип.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В. А. Дятлов, Е. В. Лопухина Архивы Основной корпус документов по истории К.-П. л. XVIII - нач. ХХ в.- более 30 тыс. дел - хранится в ф. 128 («Киево-Печерская лавра») ЦГИАК. Фонд включает как непосредственно монастырский архив, начало формирования которого относится к 1718 г. (Оп. 1 общ. Д. 3105. Л. 14), так и текущую деловую документацию лаврской общины на момент ликвидации Духовного Собора К.-П. л. (дек. 1922). Первоначально фонд находился в Киевском обл. историческом архиве, а в 1944 г., после освобождения города от фашистских захватчиков, был передан в Центральный гос. архив УССР в Киеве. К 1944 г. в него входило 21 678 описанных единиц хранения и ок. 200 кг документов в россыпи ( Кагамлик С. Р. Apxibhi cmyдiï лаври//Apxib лаври та зanobiдhuka. 2007-2008. [Т. 2.] С. 9). После разбора неописанных документов, а также передачи в нач. 60-х гг. XX в. части дел из ф. 127 («Киевская духовная консистория») и из Киево-Печерского заповедника произошло окончательное формирование ф. 128, к-рый к 2013 г. включал 30 014 дел, входящих в 21 именную опись. Часть описей (1-я общая, вотчинные, грамоты) сформировалась на рубеже XIX и ХХ вв. ( Крайня. 2008. С. 71-72). Описи фонда распределены в 11 структурных частях, при этом структура, как и нумерация отдельных дел и их листов, неоднократно менялась, а дела перемещались из одной части в другую. В общую структурную часть (входят 3 описи - 1-я общ. (1646-1913). 3204 дела; 2-я общ. (1715-1924). 663 дела; 3-я общ. (1731-1924). 880 дел) включены документы, характеризующие деятельность лавры в целом: адм. управление, землевладение, ведение хозяйства, строительство и ремонт, предоставление лавре пожертвований и проч. В вотчинную (4 описи, 5 томов - 1-я вотч., т. 1 (1710-1777). 1293 дела; т. 2 (1710-1808). 3239 дел; 1-я вотч. (1632-1791), 340 дел; 3-я вотч. (1718-1784). 107 дел; 4-я вотч. (1646-1786). 243 дела) входят оригиналы и копии царских грамот, королевских привилеев, универсалы гетманов, проч. документы на право владения имениями; дела, посвященные хозяйственно-адм. вопросам, и др. Часть «Грамоты» (1-я грам. (1481-1846). 83 дела) содержит грамоты и указы царей на право собственности лавры на земли и имения, о предоставлении духовного сана, чинов и званий, перемещении, выдаче жалованья духовенству.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

99-102; Дзбановський О. Минуле музичноï культури на Ykpaïhi//Червоний шлях. Х., 1927. 11. С. 243-251; Никодимов И. Н. Воспоминание о Киево-Печерской лавре (1918-1943). Мюнхен, 1960. К., 19992, 20053; Чайковский П. И. Письмо к Н. Ф. фон Мекк от 8 нояб. 1881 г.// Он же. ПСС. Лит. произв. М., 1966. Т. 10. С. 265; Конотоп А. В. Структура Супрасльского Ирмологиона 1598-1601 гг., древнейшего памятника укр. нотолинейного письма//MAAS. 1975. Т. 4. S. 521-533; Заболотная Н. В. З icmopiï hacniby//3 icmopiï украïнськоï музичноï культури. К., 1991. С. 75-85; К. З музичного побуту лаври//Киïвська старовина. 1992. 2. С. 77-84; она же (Шамаева К. И.). Из истории церковного пения в Киево-Печерской лавре//Наук. bichuk НМАУ. К., 2007. Вип. 61: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 3. С. 88-110; Любимов Н. М. Неувядаемый цвет: Главы из кн. воспоминаний//Москва: Ж. 1993. 6. С. 82-106; Петр (Спасский), инок. Песнопения Киево-Печерской лавры//Православная жизнь: (Прил. к ж. «Православная Русь»). 1995. 12. С. 10-19; он же. Песнопения Киево-Печерской лавры//Рус. инок. Джорданвилль, 2005. Сент. 37 (200); Ясиновський Ю. Ykpaïhcьki та бiлopycьki homoлihiйhi Ipмoлoï XVI-XVIII ст.: Кат. Льbib, 1996; Болгарський Д. Тема покаяння у музичному oбuxoдi лаври//Духовний cbim бароко: Зб. ст./НМАУ. К., 1997. С. 83-87; он же. Киево-Печерский распев как отражение личности//Наук. bichuk НМАУ. 2001. Вип. 15: Православна мohoдiя: ïï богословська, лimypriчha та естетична cymhicmь. С. 21-32; он же (Болгарский Д. А.). Киево-Печерский распев как церковно-певческий феномен украинской культуры: Канд. дис. К., 2002; он же. Icmopiя poзcniby XI-XII ст.//Наук. bichuk НМАУ. 2002. Вип. 16: Kyльmypoлoriчhi проблеми украïнськоï музики: Haykobi дискурси пам " яmi акад. I. Ф. Ляшенка. С. 249-262; он же. Киево-печерский распев в контексте мистерии храмового действа//Там же. 2003. Вип. 24: Старовинна музика: сучасний погляд. Кн. 1. С. 98-108; Резниченко Е. Б. Пение на подобен по обиходу Киево-Печерской лавры//ЕжБК. 1998. С. 357-360; Городецкая Н.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

1895. Кн. 9. Отд. 2. С. 65-75; он же. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры//Там же. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 3-19; он же. Описание иконописи Киево-Печерской лавры//Там же. Отд. 3. Прил. С. 34-89; он же. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре//Искусство и худож. промышленность. СПб., 1901. 10. С. 291-310; 11. С. 311-318; Вишневский Д. К. Киевская академия в 1-й пол. XVIII ст. К., 1903; Петров Н. И. Воспитанники Киевской Академии из сербов с нач. синодального периода и до царствования Екатерины II (1721-1762)//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 1-16; Титов Ф. И., прот. Имп. КДА в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 1915; Бiлeцьkuй П. О. Портрет//Icmopiя украïнського мистецтва. К., 1968. Т. 3: Мистецтво др. пол. XVII - XVIII ст. С. 240-283; он же. Украïнський портретний живопис XVII - початку XVIII ст.: Проблеми становлення i розвитку. К., 1969; он же. Украïнське мистецтво др. пол. XVII - XVIII ст. К., 1981; Уманцев Ф. С. Hacmihhi розписи в мурованих спорудах//Icmopя Украïнського мистецтва. К., 1968. Т. 3. С. 154-193; он же. Троïцька надбрамна церква Лаври. К., 1970; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Л. С. Pociйcьko-ykpaïhcьko-cepбcьki зв " язки 14-18 ст.//Образотворче мистецтво. К., 1976. 4. С. 28-30; она же. Спасо-Преображенська ц. с. Beлuki Copoчuhцi Полтавськоï обл.//Украïнське барокко та контекст/Ред.: О. К. Федорук. К., 1991. С. 128-135; она же (Миляева Л. С.). Иконография и красноречие украинского барокко (росписи надвратной ц. Киево-Печерской Лавры)//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 308-316; Жолтовський П. М. Малюнки ikohonuchoï мaйcmephi: (Альбом-кат.). К., 1982; он же. життя на Ykpaïhi в XVI-XVIII ст. К., 1983; он же. Монументальний живопис на Ykpaïhi XVII-XVIII ст. К., 1988; Пащенко М. Про походження cmihonucib мон-ря Крушедол у Cepбiï//Украïнське мистецтво у мiжhapoдhux зв " язках: Дожовтневий nepioд/Ред.: В. А. Афанасьев. К., 1983. С. 96-106; Дарманский П. Ф., Пивоваренко Л. Н. О связях Киево-Печерской лавры с Болгарией//Духовная культура населения Украины с древнейших времен.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010