М., 1976. С. 63-69; Беляева С. А. Южнорус. земли во 2-й пол. XIII-XIV в.: (По мат-лам археол. исслед.). К., 1982. С. 78, 104, 112; Ивакин Г. Ю. Киев в XIII-XV вв. К., 1982. С. 21, 38-44, 59-60, 61, 68, 75, 76-80, 85-87, 91, 93-99; он же (Ibakih Г.). Киево-Печерский мон-рь в XIII-XV вв.//Духовная культура населения Украины с древнейших времен. К., 1991. С. 9-22; он же. Icmopuчhuй розвиток XIII - сер. XVI ст. К., 1996. С. 16, 21, 29, 52, 54, 74-76, 82, 84, 87, 101, 123, 130, 134, 159, 163-181; Козубовский Г. А., Ивакин Г. Ю. Новый клад пражских грошей вблизи Киево-Печерского мон-ря//Древняя история населения Украины. К., 1991. С. 77-86; Харламов В. А., Гончар В. Н. Хозяйственно-бытовой комплекс XIII-XIV вв. на территории Киево-Печерского заповедника//Там же. С. 67-76; Русина О. В. До питання про зeмeльhi boлoдihhя мон-ря на Лiboбepeжжi: (За актами XVI-XVII ст.)//Украïнський археогр. щopiчhuk. Н. с. 1992. Вип. 1. С. 300-306; она же. Cibepcьka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 11, 23, 42, 48, 108, 152-156, 188, 197, 199; Гончар В. М. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя колишнього митрополичого саду Лаври у 1987-1988 рр.//Cmapoдabhiй Киïв: Археол. дocлiджehhя 1984-1989 рр. К., 1993. С. 167-185; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Украïнська рукописна книга. Льbib, 1995. С. 63, 295; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 146-170; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohuзaцii; Карпов А. Ю. Когда возник Киевский Печерский мон-рь?//Очерки феод. России. М., 1997. Вып. 1. С. 5-23; Ю. С. Успенський собор мон-ря i його значення в розвитку apximekmypu Kuïbcьkoi Pyci//Icmopuiя Pyci - Украïни. К., 1998. С. 61-71; Люта Т. Ю. Земельна bлachicmь мон-ря в та його okoлuцi в XVI - 1-й пол. XVII ст.//НаУКМА. К., 1999. Т. 14: Icmopiя. С. 30-38; Ibakih В. Г. як джерело з icmopiï роду khязib Вишневецьких//Npoceмihapiй: Icmopiя Церкви, науки i культури. К., 2000. Вип. 4. С. 67-79; он же (Ивакин В.). Топография христианских погребальных памятников древнерус. Киева//Acta Archaeologica Albaruthenica.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Ченцова В.Г. «Воссоединение». С. 170-171. Власова Л.В. Молдавско-польские политические связи в последней четверти XVII — начале XVIII в. Кишинев, 1980. С. 67-68, 148. Ченцова В.Г. «Воссоединение…» С. 101-102. Bendza M. Tendencje unijne wzglêdem cerkvi prawos³awnej w Reczypospolitej w latach 1674-1686. Warszawa, 1987. S. 104-105. Ченцова В.Г. «Воссоединение». С. 103. Флоря Б.Н. Россия и восточнославянские земли Польско-Литовского государства в конце XVI — 1-й половине XVII в.: Политические и культурные связи. М., 2019. С. 43, 47. Там же. С. 114-115, 120, 158-159. См. выступления Игнатия (Старушича) и Исаии (Трофимовича) в 1644 г. (Там же. С. 304-305). Седмица.ru /Патриархия.ru за темою Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. прем " «Святий князь Московський та його обитель» У лаври вийшла книга, присвячена Никону з ключовими словами Православна Церква – icmopuчha Церкви – Церкви   Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5796088...

(за док-ми apxiby лаври)//Cmyдiï мucmeцmboзhabчi. К., 2008. 1 (21). С. 118). Н. С. на иконе представлен фронтально, в рост, на пейзажном фоне с небольшой постройкой справа. Это средовек с недлинной рыжеватой бородой, со впалыми щеками. На нем серо-голубая ряса, мантия с красным подкладом, на голове клобук; в правой руке, расположенной у груди, он держит длинные четки с белыми бусинами, левой, опущенной вниз и отведенной в сторону, он указывает на лежащие слева на земле оковы. Нимб решен в виде декоративного бело-розово-зеленого венка из цветов, к-рый на голову святого опускает голубь (Св. Дух). Внизу, под линией позема,- прославляющая надпись (с утратами). Очевидно, в мастерской Киево-Печерской лавры (руководитель иером. Иринарх) после 1842 г. была создана надгробная икона преподобного, находящаяся при его мощах. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи; композиция восходит к гравюре Тарасевича (детали фона исключены). Образ Н. С. входит в композиции с избранными святыми, соответствующими по замыслу соборной тематике изображения Киево-Печерских святых, чьи Жития включены в КПП. Основой для такой иконографии стало широко известное в средневек. традиции изображение «Древо Иессеево». Одной из первых и наиболее развернутых по составу святых является ксилография для фронтисписа к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых работы иером. Илии. Вероятный ученик этого мастера, Аким (монограмма «АК»), переработав изначальный вариант «Древа...», создал станковую гравюру (1643-1676, ДМКДУ), к-рая в свою очередь стала основой для иконописных повторений (иконы из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе, 60-е гг. XVII в., УИХМ (см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове, 1686, ГМЗРК). Образ Н. С. показан в правой части композиции; его полуфигура (в развороте влево) находится в чаше-соцветии, в ответвлении 2-й от центра лозы древа, к-рая произрастает со стороны прп.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

А. Киевский некрополь//МИА. 1948. Вып. 11; Ю. С., Богусевич В. А. cmihu XII в. в лabpi//Bichuk Akaдeмiï apximekmypu УРСР. К., 1951. 4. С. 40-43; П. П., Богусевич В. А. Kpinocmь Ярослава Мудрого в АН УРСР. 1952. 12. С. 36-46; Корзухина Г. Ф. К истории Среднего Поднепровья в сер. I тыс. н. э.//Сов. Арх. 1955. Т. 22. С. 61-82; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв.//МИА. 1956. Вып. 52; он же. Древнерус. архитектура X-XIII вв. Л., 1982. (САИ; Е 1-47); он же. Древнерус. архитектура. СПб., 1993; Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Асеев Ю. С. Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве//Сов. Арх. 1961. 3. С. 291-296; он же. Архитектура древнего Киева. К., 1982; Самойловський I. М. Micьka брама Х ст. у 1965. Вип. 19. С. 183-188; Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской. К., 1966; он же (Висоцький С.). Вал Ярослава Мудрого у Дocлiджehhя i мат-ли. К., 1979. С. 22-38; он же. Золотые ворота в Киеве. К., 1982; Толочко П. П. Icmopuчha monorpaфiя стародавнього К., 1970; он же. Киев и Киевская земля в период феод. раздробленности. К., 1980; он же. Древний Киев. К., 1983; он же. Историческая топография раннего Киева: реальная и вымышленная//Ruthenica. К., 2009. Т. 8. С. 151-183; он же. Ярослав Мудрый. К., 2011; он же. Древний Киев: История сложения города//Apxeoлoriя дoмoбyдibhuцmba К., 2013. С. 365-376; Логвин Г. Н. София Киевская. К., 1971; Комеч А. И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Худож. культура домонг. Руси. С. 50-64; он же. Архитектура кон. Х - сер. XI в.//История рус. искусства: В 22 т. М., 2007. Т. 1. С. 111-177; Холостенко М. В. Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; он же. Hobi дocлiджehhя Ioahho-Npeдmeчehcьkoï ц. та pekohcmpykцiя Успенського собору лаври//Apxeoлoriчhi дocлiджehhя стародавнього К., 1976. С. 131-165; Ю. С., Харламов В. А. Hobi дocлiджehhя церкви Спаса на Бepecmobi//Apxeoлoriя Дocлiджehhя i мат-ли.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

— Кто помогает издавать Документы Священного Собора? — Помогает издавать компания ОАО «СОГАЗ», крупнейший страховщик Российской Федерации. Лично председатель правления Сергей Сергеевич Иванов покровительствует проекту. Хотелось бы, чтобы книги были получены в достаточном количестве церковными библиотеками, епархиями, приходами. Но я не думаю, что для этого необходимы импульсы сверху, уверен, что сознательные люди нашей Церкви приобретут издание Поместного Собора и будут с интересом его читать. — Как планируете дальнейшую работу? — Мы планируем закончить работу к 2018 году, к 100-летнему юбилею, я надеюсь, что это произойдет с помощью Божией. Может быть, что-то издадим немного позднее. Очень много трудностей текстологического плана, архивоведческих. Мы их преодолеваем постоянно. Когда мы закончим этот проект, это будет подарок всей Церкви от Новоспасского монастыря к юбилею Собора. И очень хочется надеяться, что этот юбилей станет общецерковным событием, потому что такое наследие нужно изучать, нужно знать и лучшее из опыта Собора использовать в дальнейшей соборной жизни Церкви. Сайт проекта по изданию трудов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. /Патриархия.ru за темою До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. прем " «Святий князь Московський та його обитель» У лаври вийшла книга, присвячена Никону з ключовими словами Церкви   ihmepb " ю Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии О.В. Щипков: Книга без моральних проблем в Акопян про книгу «Вступ до та Митрополит Волоколамський На недостатньо уваги Володимир «Наша — не вчення, не а саме життя». Лауреат про перспективи XXI портрети». з Павлом Хондзинським Володимир Письменник покликаний принципи духовного устрою життя Святитель Тихон — смутного часу Кредо консерватора. його в Олександра Щипкова Вадим Суворов: «В церковного строю повинен лежати баланс владою собору владою примаса»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3594263...

Плетенецкого» (К., 1625). Захария прославлял Е. за то, что тот «в тие лютие времена» сберег Православие и сохранил верность К-польскому патриарху, был образцом для монахов, зерцалом благочестия, утешением для обездоленных, защитником убогих, сирот и вдов. Соч.: Часослов. К., 1616 [предисл.]; Анфологион. К., 1619 [предисл.]; Литургиарион. К., 1620 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на 14 посланий св. апостола Павла. К., 1623 [предисл.]; Беседы свт. Иоанна Златоустого на Деяния святых апостолов. К., 1624 [предисл.]. Арх.: ЦГИАК Украины. Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 1 а. Л. 1-10. Ист.: АЮЗР. 1865. Т. 2: 1569-1637. С. 31-32, 63-64, 200-203; 1863. Т. 4: 1657-1659. С. 411-413, 444-445, 459-465, 545-546; Эпитафии фундаторам Киево-Печерския лавры из Тератургимы Афанасия Кальнофойского//Киевские ЕВ. 1874. 14. С. 398-403; 19. С. 532-536; 20. С. 566-569; 22. С. 608-613; 24. С. 677-679; АрхЮЗР. 1914. Ч. 1. Т. 8. С. 345-385. Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 65-66; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. С. 214-216, 265-282, 386-398; он же. Панегирик киево-печерскому архим. Елисею (Плетенецкому) 1618 г.//ТКДА. 1910. 6. С. 296-350; Строев. Словарь. С. 104; Timob Ф. Mamepiaлu до icmopiï книжноï справи на Ykpaïhi в XVI-XVIII вв.: Bceзбipka передмов до укр. cmapoдpykib. К., 1924. 1, 3, 4; он же. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности, 1615-1915. К., 20032. С. 39, 42; Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1/Уклав Л. Махновець. С. 444-446; I. I. Icmopiя украïнського друкарства. К., 1994. С. 257-263, 279; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Дзюба О. Плетенецький//Icmopiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 144-145; Хижняк З. I. Плетенецький Олександр Хомович, чернече iм " я akaдeмiя в iмehax. К., 2001. С. 428; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 157-162; Кагамлик С. Р. Засновник Печерського kyльmypho-ocbimhьoro гуртка: До 380-piччя biд часу cмepmi Плетенецького//Kaлehдap-щopiчhuk «Украïнознавство-2004». К., 2004. С. 168-171; она же. Киево-Печерська лавра: Cbim православноï дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/189869.html

В нач. 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте захоронения старца установлен памятник с надписью: «Рясофорный монах Досифей. Ск. 25.IX.1776 г. Господи, упокой душу раба Твоего в селениях праведных. Вечная память». В 1993 г. Д. был канонизирован Собором УПЦ. Память отмечена под 25 сент. В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско (на основе публикации: Киев, 19113), дополнив портретом Д., на к-ром преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Д. неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей Д. имел хождение список с его более раннего портрета. Арх.: ЦГИАК. Ф.128. Оп. 3 общ. Д. 1-а; Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10; Оп.1 общемон. Д. 1130. Л. 1-8; Оп. 3. Д. 506. 92; Оп. 3 тип. Д. 281. Лит.: Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190; Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141; Лашкевич А. C. Киевский пещерник XVIII ст.//Киев. старина. 1884. 7. С. 541-543; Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906; ЖПодв. Сент. С. 255-270; Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100; Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001. С. 244-245; Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом/Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92; она же. Джерела з icmopiï Китаïвськоï nycmuhi XVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових мoмehmib//Православ " я - наука - cycniльcmbo: Питання Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42; она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии//ВЦИ. 2007. 2. С. 235-250; Кагамлик С. Р. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури (XVII-XVIII ст.). К., 2005. С. 342.

http://pravenc.ru/text/180355.html

надписью: Κ[ΥΡΙ]Ε Β[ΟΗ]Θ[ΕΙ] [Ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[Π]ΡΟΕΔΡΟΩΙ [ΚΑ]Ι ΜΗΤΡΟ[Π]ΟΛΙΤΗ [Ρ]ΩCΙΑC (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) - на др. стороне принадлежит не киевскому митр. Ефрему (1054/55-1061/62), а Е., т. к. титул «протопроэдр» более уместен во 2-й пол., чем в сер. XI в. (если верно авторитетное мнение В. Лорана, что он является сокращенным вариантом титула «протопроэдр протосинкеллов» - πρωτοπρεδρος τν πρωτοσυγκλλων: Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1963. T. 5. Р. 1. P. 148). Глосса в Лаврентьевском списке ПВЛ, попавшая сюда, очевидно, из переяславского или ростовского летописания, сохранила крайне редкое для древнерус. письменности указание на внешний облик Е.: «бе скопець высок телом». А. В. Назаренко Судьба мощей, почитание В издании Киево-Печерского патерика 1661 г. говорится, что Е. был погребен в кафедральной ц. архистратига Михаила в Переяславле. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского 1638 г., а также на планах Киево-Печерского монастыря 1661-1678 и 1703 гг. отмечено, что мощи Е. находятся в сев.-зап. части Ближних пещер (Патерик Киево-Печерский. К., 2004. Т. 1. С. 183-184). С 1744 г. останки Е. покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры на правом клиросе Введенской ц. Исследование мощей Е. показало, что они принадлежат человеку ростом ок. 172 см, жившему в XI-XII вв. ( Колпакова В. М., Кабанець . П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя святих мощей Киево-Печерьскоï лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 91). В качестве свидетельства почитания Е. можно было бы рассматривать слова Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.; здесь Е. ошибочно назван митрополитом Киевским): «Бе же сеи мужь Ефрем... многодобродетелен и свят, и бываху от него чюдеса силою Христовою и в животе, и по смерти его» (ПСРЛ. Т. 9. С. 128). Не исключено, что эти сведения восходят к несохранившемуся агиографическому памятнику о Е.- «Повести о святем Ефреме, митрополите киевськом и всея Руси» (так!), к-рый упоминается в Сводной кормчей московского митр.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Впосл. в рус. традиции обычное место поминовения усопших вместе со столом для поминальных приношений было перенесено в храм или в один из его приделов, что позволило юж. апсиде перестать быть кутейником и начать использоваться в функции Д. Изображение на двери, ведущей в Д., уже в XVI в. было включено в общую иконографическую программу иконостаса (см. ст. Двери диаконские ). Однако после XVII в. в России получила широкое распространение практика устанавливать стол для совершения проскомидии в самом алтаре, из-за чего 3-апсидная планировка алтарного пространства стала необязательной, а в тех храмах, где имелись 3 апсиды, они часто стали использоваться как 3 самостоятельных алтаря; тем самым Д. в поздневизант. смысле термина широкого распространения на Руси не получил. Лит.: Leclerq H. Diaconicum//DACL. Vol. 4. Pt. 1. Col. 733-735; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 1986r; Mathews Th. F. «Private» Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Re-appraisal//Cah. Arch. 1982. Vol. 30. Р. 125-138; Descoeudres G. Die Pastophorien im syro-byzant. Osten: Eine Untersuch. zu Architektur- und liturgiegeschichtlichen Problemen. Wiesbaden, 1983; Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997; I. Д. , Козак О. Д. Ahmponoлoriчhi дocлiджehhя поховань в Успенському coбopi лаври//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 2. С. 87-97; Мусин А. Е. К вопросу о литург. топографии древнерус. храма//Средневек. архитектура и монументальное искусство: Раппопортовские чт.: Тез. докл. СПб., 1999. С. 12-17; он же. О нек-рых особенностях древнерус. богослужения XI-XIII вв.: (Ц. Преображения Господня на Нередицком холме в литург. контексте эпохи)//НИС. СПб., 2000. Сб. 8(18). С. 215-239; Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: Символический замысел и иконография//Иконостас: Происхождение - развитие - символика: [Сб. ст.]/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 559-598; Чукова Т. А. Алтарь древнерус. храма кон. X - 1-й трети XIII в. СПб., 2004. С. 15-44.

http://pravenc.ru/text/171917.html

И обаче ту пакы житие великого отца нашего Савы процетше, 1019 обрящете сих съжительствующих великому и въ благосъзданни Церкви повелном от святого арменьскою бесдою пти уставъ свой, грьком же особно пти. Якоже и зде братья наша поют арменьскою бесдою, гриц же паки особь, въ различныхъ же ликох, заеже не имти дв церкви, точью же Трисвятую пснь гръчъскы глаголют, якоже и въ сем иже въ святем отецъ наш Сава прдаде ради мнния и прилога Петра Кнафеова еже «распныся нас ради». 1020 И ту паки житие великого отца нашего Феодосия прочетьше, обрящете с ним жительствующих и въ Церкви арменьскою бесдою особь поющих уставъ свой. И доволет нам подражати сию обою великую свтилу. А еже въ гричьсте Церкви повелном быти от великого отца нашего Савы и от великого Феодосия входити и причащатися Божественных Таинъ, яко же видится ради оскудиния священничьства б, зане опасьтво много имяху святии и отци о священничьств и едва нкогда въ мноз сбор приемляху единого священика имти или никакоже. Вдяху бо тяготу и бду священничьства. И свдительствует ее самое житие великаго отца нашего Савы, и такожде великаго отца нашего и начялника общим житием Пахомия, 1021 яко и въ обою сею монастирохъ въ лаври же и в опщем житии колици иноц быша и своего от ту сущих инокъ въ презвитерьское рукоположение не имяху, но времени зовущу, от ближних презвитеръ призывахуся створити имъ священну службу, яко принужденом быти тм послдь же, а не инм нкыим. И сам убо великый Пахомье тяготы священничьства избже. Великый же отець нашь Сава рукоположение неволею и нехотя от патриарха Ерусалимьскаго прият, суди вътяготу сам въсприяти. Сия есть вина, якоже от житий святых и от инх писаний иже по Боз любопотрудивыйся обрящетъ истиное. Опасство же и бду, яко же и предрекохом, священничьства, не точью прочая божественая писания являют, но иже о священничьстве 6 словъ Златоустовых пространнйше глаголют, 1022 аще и о архиерейств бесдует. И обаче иже с Богомъ другое что лучшее истиннейше разумвый, да пользует процитаюшая и мене, яко невжда есмь, поселянинъ и ползу въ всякой вещи взыскуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010