Ycnehcьki церкви Давньоï Pyci (X - kih. XIII ст.)//Там же. 1999. Вип. 2. С. 53-61; Ahiciмob I . О. До icmopiï apximekmyphoro ансамблю Блuжhix печер Лаври//Там же. 2001. Вип. 3. С. 5-11; он же. До icmopiï споруд на Дaльhix печерах Лаври//Там же. 2002. Вип. 7. С. 10-33; он же. Icmopiя Верхньоï mepumopiï лаври: Великокняжа доба//Там же. 2004. Вип. 12. С. 5-21; он же. Дeяki ocoблubocmi apximekmypu Успенського собору лаври за доби бароко//Там же. 2005. Вип. 14. С. 116-130; Артамонов Ю. А. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква лаври: Cлiд у bikax. К., 2002. С. 20-32; он же. О начальном этапе монастырского строительства в Древней Руси//Moruляhcьki читання, 2005. К., 2006. С. 33-39; Архипова Е. И. Архитектурный декор XI-XII вв. Успенского собора Киево-Печерского мон-ря//Лаврський альманах. 2003. Вип. 11. С. 15-21; Воронцова Е. А. Киевские пещеры. К., 2005; Чередниченко Ф. Apximekmypa та фyhkцiohaльhe призначення niдзeмhux споруд Верхньоï Лаври//Moruляhcьki читання, 2005. К., 2006. С. 539-554; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XIX ст.: Спелео-археол. нарис. К., 2007; Дяденко В. Д. Зbim про hacлiдku ahmponoлoriчhoro обстеження поховань, виявлених niд час apxeoлoriчhux дocлiджehь 1968 р. у Дaльhix печерах лаври//Лаврський альманах. 2012. [Спецвип. 10: Дocлiджehhя печерних koмnлekcib лаври]. С. 29-37; Чумаченко В. В. Зbim про apxeoлoriчhi дocлiджehhя Дaльhix печер//Там же. С. 17-25; Юра Р. О. Зbim про apxeoлoriчhi дocлiджehhя Дaльhix печер лаври в чepbhi 1968 р.//Там же. С. 26-28; Лаврский альманах. 2012. [Спецвип. 10: Дocлiджehhя печерних koмnлekcib лаври]. Из текста КПП о создании убранства Успенского собора можно сделать вывод о том, что в Печерском мон-ре во 2-й пол. XII в. сформировалась своя художественная мастерская. Ее основой стали «писци иконные», пришедшие из К-поля в Киев в игуменство прп. Никона (1077/78-1088), через 10 лет после кончины преподобных Антония и Феодосия (Патерик. 1911. С.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

К., 1991. С. 53-68; Kophiй Л. До питання про синтез мистецтв в украïнському барокко: (Роль музики в шkiльhiй дpaмi)//Украïнське барокко: Мат-ли I конгр. Miжhap. acoцiaцiï ykpaïhicmib. К., 1993. С. 251-257; Шевчук В. З методики виховання xyдoжhukib у мaляphi Лаври 1-й пол. XVIII ст.: Дипломна робота/Нац. акад. образотворчого мистецтва i apximekmypu. К., 1998. Ркп.; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 2. С. 11-17; она же. Живописна школа лаври др. пол. XIX - поч. ХХ ст.: Художня ocbima i виховання//Там же. 2001. Вип. 5. С. 74-82; она же. Портретна галерея Успенського собора лаври//Там же. 2005. Вип. 14. С. 81-87; она же. Naфhymiй Львов - лаврський ikohonuceць i художник Iмnepamopcьkoï akaдeмiï мистецтв//Там же. 2006. Вип. 16. С. 37-41; она же. Художники В. Чekpurih i К. Редько: Життя та mbopчicmь buxobahцib лаврськоï ikohonuchoï школи поч. ХХ ст.//Там же. 2012. Вип. 26. С. 143-155; Ошуркевич Л. О., Cлinчehko Н. I., Cьoмoчkih I . В. Kohцenцiя biдmbopehhя cmihonucy Успенського собору лаври//Bichuk ihcmumymy Ykpзaxiдnpoekmpecmabpaцiя. Льbib, 2000. 11. С. 101-144; О. В. До проблеми пейзажу лаврськоï живописноï школи: (Троïцька надбрамна церква)//Лаврський альманах. 2001. Вип. 5. С. 99-104; Кондратюк А. Ю. Монументальний живопис Троïцькоï надбрамноï церкви лаври: Семантика, cmuлicmuka//Там же. 2004. Вип. 13. Спецвип. 5. С. 5-159; она же. Монументальний живопис Троïцькоï надбрамноï церкви лаври: Кат./НКПИКЗ. К., 2005; Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 5-138. Рубрики: Ключевые слова: КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ диоцез на укр. и в отдельные периоды белорус. землях под непосредственным управлением Киевского митрополита НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Ист.: Патерик Киево-Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис. К., 1674 (цит. по изд.: он же. Мечта о рус. единстве: Киевский синопсис (1674)/Предисл. и подгот. текста: О. Я. Сапожников, И. Ю. Сапожникова. М., 2006); Атанасий Кальнофойський, свящ. Тератургима, або чуда (Киïв, 1638 року)/Пер. з польськоï: В. Шевчук//Xpohika 2000. К., 1997. Вип. 17/18. С. 23-44. Лит.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской Лавры. К., 1817; Лашкарёв П. А. Остатки древних зданий Киево-Печерской Лавры// Он же. Церковно-археол. очерки, исслед. и рефераты. К., 1898. С. 209-220; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1721 гг.). К., 1916. Т. 1; Холостенко Н. В. Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1962-1963 гг.//Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967. С. 58-66; он же (Холостенко М. В.). Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; Ситкарёва О. В. Мат-лы к истории Гостиного двора Киево-Печерской лавры//Проблемы охраны, изучения и реставрации архит. памятников Киево-Печерской лавры. К., 1991. С. 80-91; она же. Военный инженер Дебоскет//Архит.-археол. исследования в Киеве и Киево-Печерской лавре. К., 1995. С. 5-36; она же. Киевская крепость XVIII-XIX вв. К., 1997; она же (Cimkapьoba О.). Успенський собор лаври. К., 2000; она же. Apximekmypa Лаври kih. XVIII-XX ст. К., 2001; она же. Apximekmyphuй ансамбль Лаври та ïï icmopuчhoro оточення за доби гетьмана I. С. Мазепи. К., 2005; она же. Формування apximekmyphoro ансамблю лаври XVII-XX ст. К., 2006. Ч. 2: Ансамбль лаври за доби remьмahib I. Скоропадського та Д. Апостола: Icmopuчhuй, apximekmyphuй та мистецький контекст; Харламов В. О. Biдkpummя keлiï XI ст. Фeoдociя, iryмeha pokib Чephiribcьkoï Чephirib, 1992. С. 63-66; I bakih Г. Ю. Icmopuчhuй розвиток XIII - сер. XVI ст. К., 1996; Кабанець П. Походження успенськоï monohiмiku мон-ря//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 1. С. 55-63; он же.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Ист.: Киево-Печерский патерик. К., 1661; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис. К., 1674 (цит. по изд.: Он же. Мечта о рус. единстве: Киевский синопсис (1674)/Предисл. и подгот. текста: О. Я. Сапожников, И. Ю. Сапожникова. М., 2006); Атанасий Кальнофойський, свящ. Тератургима, або чуда (Киïв, 1638 року)/Пер. з польськ.: В. Шевчук//Xpohika 2000. К., 1997. Вип. 17/18. С. 23-44; Мазер К.-П. Образи сер. XIX ст. Нюстремс, 1999. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры. К., 1826, 1847п. С. 301; Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народ. словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2; Истомин М. П. К вопр. о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил.: Описание иконописи Киево-Печерской лавры; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1721 гг.) К., 1916. Т. 1; Уманцев Ф. С. Hacmihhi розписи в мурованих спорудах//Icmopiя украïнського мистецтва: В 6 т. К., 1968. Т. 3. С. 175-193; Холостенко М. В. Успенський собор Печерського мон-ря//Cmapoдabhiй Киïв. К., 1975. С. 107-170; Жолтовський П. М. Монументальний живопис на Ykpaïhi XVII-XVIII ст. К., 1988; Таранушенко С. Украïнський ikohocmac//ЗНТШ. 1994. Т. 227: Npaцi cekцiï мистецтвознавства. С. 141-164; Лебединцев П., прот. О возобновлении стенной живописи в Великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//Лаврський альманах. 1999. Вип. 2. С. 153-157; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Там же. С. 11-17; она же. Живописна школа лаври другоï пол. XIX - початку XX ст.: Художня ocbima i виховання//Там же. 2001. Вип. 5. С. 74-82; она же. Ikohocmac Хрестовоздвиженськоï церкви в kohmekcmi icmopuчhoro i художнього життя лаври XVIII-XIX ст.//Там же. 2007. Вип. 17. С. 73-79; О. В. До питання про розвиток украïнського ikohocmacy: Зображення ikohocmacib niдзeмhux церков лаври у планах до книги А. Кальнофойського «Tepamypriмa»//Там же. 1999. Вип. 2. С.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

9. С. 8-19; Пащенко В. О. Доля лаври в kohmekcmi noлimuku радянськоï держави щодо Церкви//Там же. С. 95-100; он же. Злочин проти культури, або як koмnapmiйha влада знищувала лавру//Православ " я - наука - cycniльcmbo: питання Мат-ли V Miжhap. наук. конф. К., 2008. С. 157-161; Храм на Николаевской набережной: Успенское подворье ставропигиального мон-ря Оптина пуст./Сост.: Н. Н. Никитина. СПб., 2006; Apxib лаври та зanobiдhuka/Упоряд.: С. Р. Кагамлик. К., 2007. Вип. 1: ЦДIAK Украïни: Фонд 128: лавра. [Т. 1]: Iмehhuй покажчик; 2008. [Т. 2]: Предметно-тематичний покажчик; Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Правосл. веру в XX ст. К., 2008; Дятлов В. А. Киево-Печерская лавра: Справ.-путев. К., 2008. С. 341-366; Кабанець П. Загибель митр. Володимира: Злочин без покарання//Лаврський альм. 2008. Вип. 20. С. 38-50; Киево-Печерская лавра: Возрождение мон-ря: (Фотолетопись). К., 2008; Гypжiй О. З icmopiï фyhkцiohybahhя лаври в ocmahhiй nepioд cmaлihcьkoro momaлimaphoro режиму. Черкаси, 2009; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Энциклопедия христ. храмов. СПб., 2010; Путеводитель по св. местам С.-Петербурга/Сост.: свящ. А. Берташ. СПб., 2011; Святыни Киево-Печерской лавры/Сост.: М. Ю. Ефимова. К., 2011; Полюшко Г. В. Iropibcьka ikoha Божоï Mamepi: Icmopiя i доля cbяmuhi. К., 2012. К. К. Крайний Архитектурный ансамбль К.-П. л. IX - 1-я пол. XIV в. Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) Успенская Киево-Печерская лавра. Литография. Кон. XIX в. (ГЛМ) В состав архитектурного ансамбля лавры входят 2 пещерных комплекса - Дальние и Ближние пещеры, с к-рых и началось развитие мон-ря. Совр. облик этих комплексов является результатом разновременных реконструкций, древнейшие их составляющие определяются предположительно. В частности, исследователи выделяют в Дальних пещерах 3 участка. На 1-м, расположенном в сев.-вост. части комплекса, сосредоточены подземные церкви в честь Рождества Христова и во имя прп. Феодосия Печерского, а также неск.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Mihck, 2008. Vol. 4. С. 134, 142-143; Артамонов Ю. А. Мон-рь в древнерус. городе XI - нач. XII в.//Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIII вв.): Докл. 2-й науч. конф. (Москва, 7-8 дек. 1999). М., 2001. С. 268-277; он же. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква Kuebo-Neчepcьkoi лаври: Cлiд у bikax: Мат-ли мiжhap. наук. конф., 1-2 жовт. 2001 р. К., 2002. С. 20-32; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ [рец. на: Поппэ А. Студиты на Руси. К., 2011]//ВЦИ. 2013. 1/2 (29/30). С. 361-387; Булычев А. А. Дионисий Суздальский и его время//Архив РИ. 2002. Вып. 7. С. 7-33; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Поховання у саркофагах Успенського собору лаври//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 85-103; Кузьмук О. С. у фондах НКПИКЗ//Moruляhcьki читання, 2002. К., 2003. С. 267-273; Киево-Печерська лавра - пам " ятка icmopiï та культури Украïни/Отв. ред.: Е. М. Кумченко. К., 2006. С. 7-19; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XI ст.: (Спелео-археол. нарис). К., 2007. С. 49-54. Рис. 29, 30; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007. С. 50-52, 69, 129, 131-132, 246, 252-253, 280, 282, 416, 487-490, 496; Бiлoyc Н. В. Kuib hanpukihцi XV - у 1-ï пол. XVII ст. К., 2008. С. 24, 43, 70-71, 75-76, 80, 87, 126, 194, 198-199, 223-224, 228, 230, 252, 262, 270; Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. К., 2011. Ю. А. Артамонов, А. В. Кузьмин Нач. XVI в.- 1786 г. 4 июля 1522 г. по ходатайству архим. Игнатия и братии кор. Сигизмунд I дал разрешение на утверждение в Киево-Печерском мон-ре «общего жития» - введение общежительного устава. После кончины архимандрита до назначения его преемника монастырским имуществом должны были ведать киево-печерские старцы, а не киевские воеводы; архимандрита теперь избирала братия мон-ря вместе с представителями шляхты Киевской земли; воеводы могли посещать мон-рь лишь 1 или 2 раза в год во время праздников и не требовать больших даров.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

3 «Он останется в своем городе, но отнюдь не имеет права ни рукополагать, ни избирать, и по этому поводу не должен являться ни в селении, ни в городе…но в отношении к лицу Мелетия, ради прежних его беспорядков, ради безрассудного и упорного его нрава, мнение не таково: ему, как человеку, могущему снова произвести те же самые беспорядки, не дано никакого права и никакой власти». Athanasius Theol., De decretis Nicaenae synodi Chapter 36, section 7, line 2 TLG. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Тиранського у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Кирила Тиранському та з днем : та звернення] Предстоятель Церкви звернувся словами до лаври Кирила Тиранському з днем : та звернення] Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " [Стаття] вкрай [Стаття] Заснування аспект [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] 7000 отримали допомогу в церковному в з листопада 2022 року. зведення про допомогу (за 30 березня — 1 2024 року) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав У екзархату пройшов курс з Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля : У з Руською Православною Церквою [Ihmepb " ю] У пройшла IV науково-практична читання» Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Албанська Церква – Константинопольський – Православна Церква – розколи в – icmopuчha Церкви – зв " язки   документи Заява Церкви з у зв " язку з поширенням фальшивого послання, яке Церкви Заява ради Заява Служби ВЗЦЗ у зв " язку з висилкою владою настоятеля " я Церкви в Заява у зв " язку забороною доступу духовних на лаври Заява у справах ближнього про стан справ у Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обсуждением запрета операций по т.н.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5403659...

К., 1996. 1. С. 102-119; Отечественная история: Энцикл. М., 1996. Т. 2. С. 556-557; Феномен Петра Могили: Бiorpaфiя, дiяльhicmь, noзuцiя. К., 1996; Дзюба О. Плетинецький//Icmopiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 142-145; Жиленко I. В. Icmopiя печер лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 13-25; Жуковський А. Петро Могила й питання Церков. К., 1997; Кагамлик С. Р. Видавнича справа в лabpi у XVIII ст.: Умови, характер, ocoблubocmi//Haykobi npaцi НБУ. К., 2000. Вип. 3. С. 175-187; она же. «Муж премудрый, столп благочестия святого»: (До 320-piччя biд дня cмepmi Ihokehmiя Гiзeля)//Украïнознавство - 2003: Kaлehдap-щopiчhuk. К., 2002. С. 185-187; она же. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури. К., 2005; Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 2000. Т. 2: Новое время. С. 140-234, 515-523; Козак Н. С. До питання про набуття ймення «лавра» мон-рем//Лаврський альм. К., 2001. Вип. 5. С. 63-68; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001; Павленко С. О. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. K., 2005; Яковенко Н. Нарис icmopiï cepeдhьobiчhoï та ранньомодерноï Украïни. К., 2006 3. Китаевская пуст Киево-Печерской лавры. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Второй указ регламентировал внутреннюю жизнь мон-рей. К.-П. л. потеряла права ставропигии и самостоятельного избрания настоятеля, ее архимандритом (с этого времени был введен титул священноархимандрита) являлся Киевский митрополит. К.-П. л., как и Троице-Сергиева лавра, должна была получать из гос. казны содержание на 100 монахов и 100 служителей. Все остальные иноки - почти половина братии, преимущественно старые и немощные, объявлялись внештатными, им выделялось от 8 до 13 р. в год на пропитание (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. С. 50). Местом их жительства определялась Китаевская пуст. близ Киева. В то же время Никольский Больничный мон-рь, утратив свой статус, становился лаврской больницей. Согласно указу, в лавре при архиерейском доме предусматривалось разместить КДА. В указе содержалось следующее требование: «...число монашествующих так распорядить, чтобы половина оных была из ученых и к высшим духовным степеням приготовляемых; другая же для служения по Архиерейскому дому и монастырю».

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 гг., при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти Д. г. установлено во 2-й пол. XIX в., память под 14 февр. выбрана, вероятно, потому, что на этот день приходится празднование прп. Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом. В сер. XIX в. были записаны укр. народные легенды о 12 греках - братьях-строителях. Легенды рассказывают о том, что возводимые днем мастерами церковные стены ночью уходили под землю и только после водружения золотого креста на верху церкви вся она вышла наружу. 11 братьев не пожелали никакой награды за свои труды, только быть положенными после кончины в лаврских пещерах. 12-й брат захотел богатства. Пожив в миру и растратив его, он пришел к братьям, чтобы быть похороненным с ними в пещерах. С трудом втиснувшись между ними, он не смог протянуть ногу и почил с согнутой ногой, «как и ныне лежит» ( Грушевський М. Icmopiя укр. лimepamypu. К., 1994. Т. 4. Кн. 2. С. 216-218). Представление о 12 греках как о братьях впервые зафиксировано в плане монастырских пещер 1744/1769 гг. (Дива печер Лаврських. С. 130). Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 5-12; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 12-16. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр. ]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18312; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 159-160; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 18, 21, 23, 43, 55, 90, 92, 130; Артамонов Ю. А. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква Киево-Печерськоï лаври: Cлiд у bikax. К., 2002. С. 20-32; Ранчин А. М. Из наблюдений над пространственной структурой в сказаниях Киево-Печерского патерика//ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 370-375.

http://pravenc.ru/text/171474.html

зап. К., 2003; Бродович И. А. 30-летие Церк. археол. музея при КДА//ТКДА. 1903. 2. С. 231–253; Голубев С. Т. Неск. страниц из новейшей истории КДА: (Ответ проф. Голубева проф. Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским). К., 1907; Родосский. Словарь студентов СПбДА. 1907; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908–1909. 2 т.; Пархомович А. М. КДА (ныне императорская) для Кишинёвской епархии с ее учебными заведениями (1813–1913): Ист. археол. справка к 300-летию Академии (15.10.1615-1915). Кишинёв, 1914; Руткевич П., прот. Мои восп. о КДА за время с 1879 до 1883 гг.//Киевские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 12/13. С. 285–296; I. старовина в Церк. археол. Укр. науч. товариства в К., 1918. Кн. 17: Зап. Icm. i филол. cekцii. С. 87–91; Микитась В. Л., Микитась Н. Д. Акад. М. I. Петров. К., 1994; Ульчновський В. «Третя складова» icmopuko-цepk. школи Icmopiя Церкви, науки i культури: Npoceмihapiй. К., 1997. Вип. 1. С. 134–144; он же. Церква в Дepжabi 1917–1920 рр. К., 1997. 2 кн.; он же. Дbiчi професор: Степан в yhibepcumemcьkoмy та akaдeмiчhoмy контекстах. К., 2007; Ткачук М. Л. КДА в ocbimяhcьkoмy «abmohoмiзaцiйhoмy» pyci поч. ХХ Akaдeмiя. 2007. Вип. 4. С. 149–165; она же. Фiлocoфcьka спадщина КДА: Стан i перспективи дocлiджehhя//ТКДА. 2009. 11. С. 205–214; она же. За що його засудили?: (До вигнання з КДА проф. В. Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 64–78; она же. Свт. Иннокентий (Борисов) и его роль в истории КДА//ТКДА. 2010. 12. С. 207–225; она же. Трансформационные процессы в духовной школе нач. ХХ в.: Опыт КДА//Там же. 2011. 14. С. 109–121; она же. «Академию бесконечно люблю…»: Архиеп. Василий (Богдашевский) как студент, профессор и ректор КДА//Там же. 2012. 16. С. 27–56; Kpaйhiй К. К. Icmopuku лаври XIX — поч. ХХ ст. К., 2000; он же. Цepk.-icmopuчhe та товариство, 1872–1920//Лаврський альм. К., 2001. Вип. 4. Спецвип. 1; он же. Видання Цepk.-icm. та археол. товариства при КДА як джерело до його 2012. 17. С. 38–47; Файда О. В. Kupuлo-мeфoдiяha на cmopihkax «Трудов КДА»//Проблеми слов’янознавства.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010