«Он был прозорливым – это точно!» Памяти архимандрита Алипия (Воронова). Часть 2 Для архимандрита Алипия (Воронова) война и после окончания Великой Отечественной не прекратилась. Он как был воином, так и на фронте защиты уже вверенной ему Господом и Божией Матерью Псково-Печерской обители им оставался, ближе всего к сердцу принимая Евангелие. Продолжение воспоминаний о Великом наместнике Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии (Воронове), чье 70-летие поступления в монастырь и 45-летие преставления ко Господу в этом году отмечаем. Неверующих надо брать на абордаж Владимир Анатольевич Студеникин : Архимандрит Алипий (Воронов) – После окончания школы я пытался было поступать в духовную семинарию в Загорске (ныне Сергиев Посад – Ред. ). Меня не приняли, потому что я не служил в армии. Что делать, чтобы на следующий год попасть-таки в семинарию, я не знал. Благочестивые люди посоветовали мне отправиться в Псково-Печерский монастырь... Здесь тогда был наместником архимандрит Алипий (Воронов). Год под его руководством, вероятно, каким-то непостижимым образом приравнивался к срочной службе... Поскольку на будущий год я уже беспрепятственно был зачислен в семинарию, а потом и в академию. Настоятель храма, где я был прихожанином, написал мне сопроводительное письмо на имя наместника с просьбой, чтобы меня здесь приняли. Захожу во святые врата Псково-Печерской обители, и первый, кого я вижу, – отец Алипий! Он шел с хворостинкой. – Ну, хорошо, что ты сюда приехал, – поднял он на меня глаза, бегло ознакомившись с врученным мною письмом. Время было обеденное, примерно час дня. Приводит меня в трапезную и усаживает прямо за центральный стол, где сидит обычно старшее духовенство... А мне всего-то 15 лет! Как же было важно и просто по-человечески приятно таким, как я мальчишкам, общаться с отцом Алипием! Поселил он меня под своими покоями. В начале каждого трудового дня мы с такими же, как я, вроде как трудниками, дружно спешили было на послушания, но, как всегда, замирали у Дома наместника... Его хозяин выходил на балкон (тем, кто не видел это воочию, наверняка известна по крайней мере фотография)… И он начинал с нами беседовать. Всё остальное для нас переставало существовать. Трудники, семинаристы, паломники собирались послушать и поглазеть на это всегда захватывающее действо. Несколько часов, как правило, мы так стояли, задрав головы. Ему можно было задавать любые вопросы. Все его рассказы были назидательны и искрометны.

http://pravoslavie.ru/132976.html

В 2005 году 7 октября Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посетил известный математик Никольский Сергей Михайлович. Его возраст был более ста лет. В свое время мы учились математике по его учебникам. Сергей Михайлович в беседе много рассказывал о себе, своем отце – специалисте лесного хозяйства… Светлая его память удерживала в себе множество событий бурного ХХ века… На мой вопрос: «В чем секрет Вашего долголетия?» – Сергей Михайлович ответил: «Бог дал…» От себя добавлю. Немаловажной составляющей его долголетия является отдых на природе. Во время летних отпусков он часто садился в весельную лодку и 8 часов подряд греб вёслами по течению реки и против течения! В день своего 70-летия он с друзьями совершал лыжную прогулку… Когда они прошли более 10 километров и Сергей Михайлович хотел продолжать движение, его усталые спутники взмолились о возвращении домой… С математиком Никольским Сергеем Михайловичем Сергей Михайлович в нашей святой обители исповедовался и причастился святых Христовых Таин в День своего Ангела. Архитекторы Город Печоры в канун 2000-летия от Рождества Христова украсился новым храмом в посёлке Майский, который наполнился молящимися… Немного позднее было завершено строительство здания Духовно-просветительского центра Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где взрослые и дети изучают Закон Божий… В 2008 году первый корпус монастырского Странноприимного дома с часовней в честь иконы Божией Матери «Всецарица» были освящены Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священно-архимандритом, и приняли первых почётных посетителей – участников Х Православных Образовательных Корнилиевских чтений… Архитекторы перечисленных зданий, изменяющих к лучшему лик нашего города, – Александр Михайлович и Галина Владимировна Тютюнниковы. Желаем им от Господа здоровья и дальнейших творческих успехов… Жизненный опыт В 90е годы ХХ века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре для сохранения температурно-влажностного состояния в храмах и библиотеке построена и запущена в эксплуатацию газовая котельная. Несколько лет назад установлены более экономичные газовые котлы нового поколения…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Здесь вызревают сыры: фоторепортаж из хозяйственных пещер Псково-Печерского монастыря Первоначально Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь был пещерным. Сегодня отдельно от «Богом зданных пещер», на другой стороне монастырского холма, расположены пещеры хозяйственные, где монахи издревле хранят урожай с полей и огородов, заготовки на зиму. Митрополит Псковский и Порховский Тихон и Штефан Дюрр, руководитель молочной компании «ЭкоНива» Как-то раз в разговоре с прихожанином обители Штефаном (в Крещении Стефаном) Дюрром, известным в России и Германии руководителем молочной компании «ЭкоНива», игумен Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон рассказал, что в монастыре планируется создание сыроварни, причем выдерживать сыры предлагается в старинных хозяйственных пещерах, где сохраняется особый микроклимат. Побывав в этих пещерах со своими специалистами, Штефан Дюрр предложил совместить опыт и мастерство русско-немецких сыроваров компании «ЭкоНива» с действительно уникальными для выдерживания сыров особенностями микроклимата хозяйственных монастырских пещер, а также трудом братии обители. Оказывается, в искусстве сыроварения есть две составляющие. Первая – это собственно создание из качественного молока головки несозревшего сыра, прообраза будущего изысканного продукта. Вторая, не менее важная, но более продолжительная часть, называется «аффинаж» (процесс созревания сыра в особом климате). Вот, что написано об аффинаже на специализированном сайте , посвященном сыроделию: «Аффинаж в сыроделии – это процесс выдержки сыров или контролируемого старения сыра. Мастер этого дела отвечает за вкус, цвет, запах, внешний вид и текстуру сыра. Сыр – это живой организм, и, едва появившись на свет, он уже требует заботы. То есть сыр мало просто приготовить, сформировав из зерна, его нужно еще и правильно вырастить”. Сыр – это живой организм, и, едва появившись на свет, он уже требует заботы Созревание сыра должно происходить в определенных условиях, которые можно сравнить лишь с уникальным микроклиматом подземных пещер, где изначально и вызревали все известные сыры. Это температура воздуха в пределах от 7 до 13°C и, самое главное, – влажность воздуха от 80%. Слишком низкая влажность ведет к пересыханию сыра, трещинам на корке и образованию разломов. А повышенная влажность, наоборот, не даст сырной корочке правильно сформироваться. Так же важна и правильная циркуляция воздуха, помещение должно хорошо проветриваться, но не слишком интенсивно и, конечно же, без сквозняков.

http://pravoslavie.ru/147961.html

В 1977 году игумен Осия был пострижен в Великую схиму с именем Онисифор. Его отличала глубокая вера в Промысл Божий, простота и любовь к людям… Схиигумен Онисифор (Михайлов) Схиигумена Онисифора до его праведной кончины можно было встретить в коридоре Братского корпуса… Коренастый, седовласый старец, немного глуховат от шума кузнечного молота… Он мог по своей детской простоте рассказать о том, как явились ему в День своей церковной памяти святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, когда он читал им акафист… Ко времени нашего знакомства отцу Осии было уже за 90 лет. Однажды я задал ему вопрос: «Батюшка, Вы помните свою молодость?» Он ответил: «Как вчера все было». Иногда рассказывал о том, как он был репрессирован… Отец Осия обычно добавлял к своим воспоминаниям: «Вот какой я был мастер! Баки, которыми пользуются для приготовления пищи в монастырской кухне, тоже моя работа…» После Великой Отечественной войны в Псково-Печерском монастыре действительно скудно жили, не хватало элементарных бытовых вещей. Например, для кухонной плиты использовались несколько чугунных покрытий со ступеней к Успенской площади… Руководитель чтения Неусыпаемой Псалтири Схиигумен Савва (Остапенко Николай Михайлович, 1898–1980 гг.) благоговейно и молитвенно совершал Богослужение и назидательно проповедовал. О старце сихиигумене Савве написано усердием его духовных чад множество прекрасных книг… Мне хочется рассказать о великом духовном благе, сделанном игуменом Саввой для Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря… В 1960 году игумен Савва Указом Архиепископа Иоанна Псковского и Великолукского был возвращён с приходского служения в Псково-Печерский монастырь и назначен руководителем чтения Неусыпаемой Псалтири… В оставшееся от церковного Богослужения время в Псково-Печерской обители по древней традиции читается Псалтирь. Таким образом, в течение суток непрерывно, «неусыпаемо» совершается в монастыре молитва о мире всего мира… Совершается чтение Псалтири согласно расписанию в Лазаревском храме монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Пока еще не наступил Страшный суд и длится бытие этого мира, число святых и спасающихся восполняется. Вот тебе и монашеское правило… В Псково-Печерском монастыре девять ныне прославленных святых: преподобные родоначальники обители Марк, Иона и Васса, игумены преподобномученик Корнилии и священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофеи, Лазарь прозорливыи, Симеон. Даже при оскудении духовной жизни в народе, что стало предвестием революции, в Псково-Печерской обители подвизались такие светильники веры, как иеросхимонах Феодосий, который 5 августа (по старому стилю) 1903 года встречал здесь святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале позапрошлого века, дважды в свое время причастился Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, а после предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге; это и валаамские старцы – схимники Лука, Николай и многие-многие другие. Широко известно посрамленное намерение закрыть 22 июня 1941 года последние храмы в Москве, меньше знают о том, что после того, как в 1940 году город Печоры вновь вошел в состав России (тогда РСФСР), монастырь пытались упразднить, но ничего не получилось: опять же помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Архимандрит Феофан (Молявко) Среди пришедших в обитель чуть ли не в гимнастерках, как отец Кирилл (Павлов) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, участников боевых действий можно назвать и впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), возглавлявшего в послевоенные 1949–1954 годы Псково-Печерский монастырь; и архимандрита Алипия (Воронова), «великого наместника» обители с 1959 по 1975 год; и его помощника архимандрита Нафанаила (Поспелова); а также схиархимандрита Агапия (Агапова), архимандрита Феофана (Молявко), иеродиакона Анатолия (Семенова) и др. О том, что им пришлось вынести до и во время войны, мы в свое время услышали, например, от архимандрита Феофана (Молявко). Его постригли в монашество и рукоположили в диаконы в самом, как его вспоминают, кровавом 1937 году в Тверской епархии, епископ которой владыка Фаддей (Успенский), как известно, принял страшную мученическую кончину в самый последний день этого года. Отец Феофан вспоминал, что совершивший его постриг иеромонах не дал ему молитвенного правила, что его очень смущало, и он с целью восполнить этот «пробел» отправился было к одному старцу, подвизавшемуся на берегу Селигерского озера… А тот, как только понял, что решивший его вопросить уже приближается к его келье, вдруг громко повелел своему келейнику:

http://pravoslavie.ru/115724.html

Объявляется сбор материалов для подготовки прославления старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 15 лет минуло со дня кончины отца Иоанна (Крестьянкина) . Иных, близко знавших Батюшку, уже нет с нами: Татьяны Сергеевны Смирновой , Марии Владыки, многих насельников обители … Сегодня вот отошел ко Господу еще один давний духовный сын отца Иоанна архимандрит Антоний (Гулиашвили) . Многих, многих уже нет. А готовить материалы, документы и свидетельства об отце Иоанне как исповеднике, прошедшем узы, пытки и мучения за веру Христову, как о поистине великом духовнике и старце – наш долг перед Церковью. И я, будучи нынешним возглавителем Псковской епархии, объявляю сегодня, что епархия и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь начинают сбор свидетельств об архимандрите Иоанне (Крестьянкине): о благодатной помощи по его молитвам, о его наставлениях и поучениях, сохранившихся в письмах, документах и в устном предании, о тех вышеестественных событиях, которые происходили по его предстательству пред Богом, свидетелями которых были мы и наша совесть. Это то наследие, которое мы призваны представить и нашему, и будущим поколениям. Тем, которые, Бог даст, будут устроять и совершать прославление отца Иоанна иже во святых. Мы об этом молимся, просим об этом у Господа и оставляем наши надежды и молитвы на всеблагую и всесовершенную волю Божию. Посему прошу всех, кто может поделиться важными свидетельствами, документами, живыми воспоминаниями, направлять их в наш адрес для составления свода свидетельств перед Богом, Церковью и нашей совестью о великом и любимом нами исповеднике, подвижнике, духовнике и старце – архимандрите Иоанне. Ждем ваши письма на особой учиненной почте Псково-Печерского монастыря otets_ioann@mail.ru . Вся присланная корреспонденция с благодарностью и вниманием будет изучена, отобрана, опубликована и отправлена на усмотрение Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/137215.html

Печоры, 13 июля 2014 года Звон колоколов слышен далеко за пределами обители — сегодня, 13 июля, в празднование Собора 12-ти Апостолов, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь отмечает день ангела приснопоминаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Место захоронения старца Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь. Фото: О. Рожнёва/Православие.Ru      Псково-Печерский монастырь, чудесная обитель, чудесно была и основана: в конце четырнадцатого века отец и сын, изборские охотники, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Затем крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, когда одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие, и под корнями открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Про этот монастырь можно услышать множество интереснейших преданий, можно посмотреть мой любимый фильм «Псково-Печерская обитель» арихимандрита Тихона (Шевкунова), можно открыть самую читаемую книгу наших дней — «Несвятые святые». С благоговением вхожу в святые врата обители. Ранняя Литургия в Успенском храме, древнейшем в монастыре, пролетает незаметно: у здешних святынь молитва, кажется, идёт сама собой. Церковь была выкопана в песчаном холме и освящена в 1473 году, этот год и считается датой основания монастыря. Здесь находится главная святыня обители — чудотворная икона Успения Богоматери (1521 год), а вдоль южной стены храма в нише — рака с мощами преподобномученика Корнилия. После Литургии братия служат панихиду по отцу Иоанну , родителям его Михаилу и Елисавете, а затем все присутствующие на панихиде идут на литию в Дальние пещеры к месту упокоения старца. После летнего дня плюс 5 градусов в пещерах обдают прохладой. Здесь захоронены более десяти тысяч человек: на керамидах — керамических и известняковых плитах — имена представителей славных древних русских родов — Суворовых, Ртищевых, Нащокиных; предков поэтов А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, полководца М.И. Кутузова. Здесь покоятся святые подвижники, архиереи и просто иноки.

http://pravoslavie.ru/72197.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Отошел ко Господу печерский старец архимандрит Нафанаил (Поспелов) 10.08.2002 8 августа в 23:30, в канун праздника святого великомученика и целителя Пантелеимона, в возрасте 82 лет отошел ко Господу один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря архимандрит Нафанаил. Он был сыном новомученика священника Николая Поспелова. Отец Нафанаил сам написал своему отцу тропарь и кондак. Архимандрит Нафанаил (в миру - Кронид Николаевич Поспелов) был участником Великой Отечественной войны; пришел в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 1947 году. Отец Нафанаил подвизался в обители 55 лет, при многих наместниках, в том числе архимандрите Пимене (Извекове), впоследствии Святейшем Патриархе, архимандрите Алипии (Воронове) и других. Был духовным сыном великого печерского старца иеросхимонаха Симеона (Желнина). Отличался особым усердием, имел дар рассуждения. В Псково-Печерском монастыре отец Нафанаил потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах и даже замещал наместника. Более сорока лет отец Нафанаил нес послушание казначея… В книге " В Псково-Печерском монастыре (воспоминания насельников) " приведены рассказы архимандрита Нафанаила о сложной истории монастыря в XX веке, когда обитель постоянно находилась под давлением властей и неоднократно предпринимались попытки ее закрытия, однажды - по личному приказу Хрущева. Отец Нафанаил навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом с каждым, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества, как истинный сын своего отца-новомученика. Вечная ему память! Православие.ru [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/news/0208/n10.htm

Митрополит Псковский Тихон провел рабочую встречу по вопросам сохранения Псково-Печерской обители Псков, 29 августа 2018 г.      27 августа 2018 года на Псковщине прошли совещания, посвященные сохранению историко-культурных памятников, сообщает Псковское Епархиальное Управление . Рабочую встречу по вопросам сохранения уникальной Псково-Печерской обители с министром культуры Российской Федерации Владимиром Мединским и врио губернатора Псковской области Михаилом Ведерниковым провел митрополит Псковский и Порховский Тихон. Также, в ходе визита в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь гости ознакомились с ходом подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы и пообщались с поломниками и прихожанами. В этот же день Владимир Мединский в сопровождении Михаила Ведерникова и митрополита Тихона прибыли в Псковский кремль. В сердце древнего Пскова собравшиеся посетили Свято-Троицкий кафедральный собор, где осмотрели иконостас XVII века и обсудили ход его реставрации. «Иконостас в крайне запущенном состоянии. Деревянные части резьбы семиярусного иконостаса падают с высоты. Прекрасные старинные иконы практически все сильно повреждены, во многих щели в палец шириной» – отметил митрополит Тихон. Он подчеркнул, что необходимо принять срочные меры по реставрации как самого иконостаса, так и находящихся в нем икон. Также участники встречи ознакомились с ходом реставрационных работ в Пороховых погребах Псковского кремля. «В этом древнем здании можно создать хороший молодежный, студенческий центр, пространства множество» – сказал Псковский Архипастырь. В свою очередь врио губернатора поддержал эту инициативу и отметил, что молодежный центр послужил бы на пользу духовно-нравственного развития Псковского региона. «Псковская область всегда находится в фокусе нашего внимания», – в завершение сказал Владимир Мединский и заверил, что министерство Культуры поддержит инициативы местных властей. 29 августа 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115381.html

История не сохранила тайну рождения обители, сколько времени неведомый миру в недрах земли жил первый пещерный монастырь и в нем зрела монашеская молитва, набирая силу, чтобы прорасти в века Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Но сохранились и те Богом зданные пещеры, где подвиг первых монахов родил дух монашеский, дошедший до нас. Войдите, други наши, в тишину пещер одни, и тишина оживет, наполняя сердце ваше неземными чувствами. Сколько было подвижников-пустынножителей в пещерах, неизвестно потомкам; только имя одного, Марка подвижника печерского, сохранило предание. Да полно, предание ли? Не Бог ли открыл его, и сами мощи Марка засвидетельствовали особое Божие о нем определение - быть Марку первым хранителем и покровителем в веках будущей обители. Имя его, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, первым устроителем вышедшего из пещер и теперь наземного монастыря, преподобный Корнилий в свое время за неимением сведений о нем повелел изгладить из списков. И тогда-то свидетельство святости Марка явилось делом. Преподобный Корнилий тут же был поражен болезнью - слепотой и расслаблением. Духом сей согрешивший праведник был извещен о причине болезни. Принесенный ко гробу преподобного Марка Корнилий в покаянии припал к мощам его и получил исцеление. И с тех пор это свидетельство о преподобном Марке сохраняется неоспоримым, и преподобный Марк стал олицетворением первого - пустынножительского - периода жизни будущего Псково-Печерского монастыря. С горечью сердца, на покаяние, на страдание пустынной жизни пришел к Печерским пещерам преподобный Иона, тогда еще священник Иоанн со своей семьей. Уйдя от крестного подвига, подъятого его другом, пресвитером Исидором Юрьевским, и уязвленный помыслами о своем малодушии, он устремился к иному подвигу. " Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой своей Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу " , - повествует летопись. А мы своими глазами видим сбывшийся подвиг его жизни и знаем, что от Бога он увенчан преподобием и даром быть основателем Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010