29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович , путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу. После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь//Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462511.html

К настоящему времени противоаварийные и реставрационные работы завершены по семи объектам, в том числе по укреплению склонов Псково-Печерского и Снетогорского монастырей и по реставрации могилы Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Строительные и ремонтные работы завершены в настоящий момент по 90 объектам. В том числе произведен комплекс работ по сохранению температурно-влажностного режима Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря, комплекс мероприятий по сохранению более чем 600-летнего дуба на Святой горке Псково-Печерского монастыря, также работы завершены в здании Псково-Печерской духовной семинарии, монастырской гостинице, кафе «Несвятые святые», трапезной на смотровой площадке, Паломническом центре Псково-Печерского монастыря, включая спорткомплекс и рыбное хозяйство, коровнике Псково-Печерского монастыря и других объектах. Произведен капитальный ремонт в здании бывшей эстонской школы, которая после постройки нового здания для существующей школы будет переоборудована в молодежный центр. Построены новый корпус монастырской гостиницы, детский игровой город со спортивными площадками в паломническом центре, новый гостиничный комплекс в паломническом центре из 40 отдельных коттеджей для паломников, введено в эксплуатацию девять объектов федерального молодежного лагеря «Истоки» на 350 человек, новый храм святителя Луки на территории городской больницы города Пскова, приходские дома для целого ряда храмов Пскова и Псковской области и другие объекты. В проектировании для реставрации в настоящее время находятся 27 объектов, в том числе пещеры Псково-Печерского монастыря, историческое здание Псковской духовной семинарии, в которой учился святитель Тихон, патриарх Московский и Всероссийский, и другие объекты в монастырях, храмы и постройки. В проектировании для строительства в настоящее время находятся пять объектов, в том числе новый братский корпус Псково-Печерского монастыря, исторический парк «Россия – моя история» и музей христианства в Пскове. В реставрации на разных стадиях в настоящий момент находятся 35 объектов, в том числе храмы, башни, стены и постройки Псково-Печерского монастыря, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня Троицкого собора, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Иоанно-Предтеческий Савво-Крыпецкий монастырь, Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских Горах.

http://pravoslavie.ru/157231.html

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Исторической датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена пещерная Успенская церковь, выкопанная преподобным Ионой у ручья Каменца в песчаном холме. Преемник преподобного Ионы иеромонах Михаил построил на горе кельи и церковь, но вскоре монастырь подвергся нападению врагов. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. И только через полвека монастырь смог подняться после нападений со стороны врагов. В начале 16-го века была обновлена и расширена Успенская церковь, построен придел во имя преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерского. Возводились другие монастырские строения и храмы. Кельи монастыря стали ставить в долине Каменца напротив Успенского храма. Псково-Печерский монастырь со временем становится не только местом спасения человеческих душ, а мощной крепостью на северо-западе Руси. В 1701 году по велению царя Петра I монастырь обнесли земляным валом и глубоким рвом с водой. Часть земляных укреплений Петровской эпохи сохранилась до наших дней. Для защиты монастыря установили пять бастионов, у ворот поставили батарею. На главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1815-1827 году на территории монастыря воздвигли храм в честь Архистратига Божия Михаила, в память о событии 1812 года. В годы Великой Отечественной войны во время военных действий храмы и строения в монастыре подверглись частичным разрушениям. С 1960 года была начата реставрация крепостных стен и башен. В настоящий момент Псково-Печерский монастырь превратился в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные стены с девятью башнями и общей длиной примерно 810 метров окружают монастырский комплекс, образуемый рядом храмов. Основание обители Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru . Подробнее... Святыни Псковской области [ править править код ] ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери. Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.). С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери. Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова. Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (XV в.). КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие. П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери. Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма). ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова) , архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина) , схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

С 1979 года отец Аркадий трудился и жил в разных монастырях: в Свято-Успенской Почаевской Лавре (с 1979 по 1982 гг.), в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (с 1982 по 1986 гг.), в Свято-Духовском монастыре г. Вильнюса (с 1986 по 1991 гг.), а также в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре и других обителях. Везде отец Аркадий трудился в монастырских садах, ухаживая за розами. Были у него в монастырях и другие послушания. Рассказывая о Пюхтицкой обители, он говорил, что занимался там реставрацией икон (чистил их) под руководством отца Бориса. В Почаеве отец Аркадий пел. В то время там не было басов, и отец Аркадий пел в хоре вторым басом. Тогда там был отец Нестор, известный батюшка, который сидел за верность Церкви в тюрьме, и в Почаеве его тогда все знали. В Печорах, когда отец Аркадий приехал туда, наместником был архимандрит Гавриил. Здесь отец Аркадий занимался только розами. Он как-то обмолвился, что в Псково-Печерском монастыре у него было больше 5000 роз. Наместник очень любил розы и всегда осенью и весной посылал отца Аркадия в Ригу за этими цветами. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) отец Аркадий жил по соседству, через стенку. Он вспоминал, что отец Иоанн каждый вечер приходил и помазывал его и всегда восхищался розами. Также он вспоминал об отце Тихоне: «Когда я был садовником в Псково-Печерском монастыре, его ко мне поставили сажать розы, я там тоже был садовником. И вот – даже стыдно говорить – я на него накричал, что он неправильно розы сажал. И он меня запомнил, а когда увидел меня в 1995 году, почему-то сказал: “Мне нужен садовник”, и я дал согласие». В Сретенский монастырь отец Аркадий поступил в 1996 году и стал нести послушание садовника в обители. 14 февраля 1999 года он был пострижен в иночество. В 2006 году его наградили Патриаршей грамотой. С октября 2010 года отец Аркадий перенес несколько инсультов. За ним ухаживали сотрудники и прихожане монастыря: Ирина Заславская, Галина Степанова и др. Несмотря на болезнь, раз или два в год он ездил в Ивано-Франковск. Там ему помогали Надежда Цыганкова (в течение более 20 лет), отец Владимир Болдин из храма великомученика Георгия под Ивано-Франковском, который причащал его в последний год жизни.

http://pravoslavie.ru/72844.html

В 1961 году на Пасху патриарх Алексий I награждает отца Иоанна Крестьянкина саном протоиерея. Летом 1966 года исполнилась давнишняя мечта отца Иоанна. Он принял монашество на праздник преподобного Сампсона Странноприимца 10 июня 1966 года. В городе Сухуми старец архимандрит Серафим (Романов) совершил постриг отца Иоанна в иеромонаха. Указом Алексия I иеромонах Иоанн (Крестьянкин) был назначен в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. 5 марта 1967 года на праздник Святой Пасхи в 1970 году отца Иоанна возвели в сан игумена, а затем в 1973 году в сан Архимандрита. В Печерской обители отца Иоанна духовно окормляли и передавали свой опыт душепопечения валаамские старцы: иеромонах Михаил (Питкевич), схимонах Николай (Монахов), а также архиереи: митрополит Вениамин (Федченков), епископ Феодор (Текучев) и другие. Впоследствии архимандрит Иоанн Крестьянкин был назначен духовником братии Псково-Печерского монастыря. Всю любовь своего сердца архимандрит Иоанн Крестьянкин посвятил делу пастырского душепопечения. Это было его главным подвигом в течение почти 40 лет пребывания в монастыре. В годы своего духовничества, отец Иоанн Крестьянкин поистине стал всероссийским старцем, к которому за утешением и духовным советом шли, ехали и писали люди со всей России на протяжении многих лет. Блаженной и промыслительной стала и кончина старца. Она произошла в знаменательный день памяти Собора святых Новомучеников и исповедников Российских 5 февраля 2006 года. В тот день, после причастия Святых Христовых Тайн, отец Иоанн Крестьянкин тихо отошел ко Господу. Встреча со старцем Воспоминания о батюшке Иоанне (Крестьянкине) Отец Иоанн (Крестьянкин) По милости Божией мне впервые довелось встретиться с дорогим батюшкой Иоанном Крестьянкиным весной далекого уже теперь 1979 года. Было это во время Великого Поста, тогда я впервые приехал в Псково-Печерский монастырь как паломник. Помню, даже не знал еще толком, как подобает себя вести в настоящем действующем православном монастыре. Поэтому был несколько смущен и робко стоял среди многочисленных молящихся людей в Успенском храме.

http://pravoslavie.ru/36630.html

Помнить не только о героическом, но и о трагическом опыте истории, по мнению отца Владимира, очень важно, чтобы не повторять ошибок прошлого. " Будущее, построенное на реках крови, приведет к обратному результату, то есть к духовной смерти страны. Жизнь начинается в любви, а не в ненависти. Ненависть – это только разрушения, только смерть " , – уверен священник. Здесь же, на псковской земле, находится одна из самых почитаемых обителей Русской Православной Церкви – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Основанный в XV веке, он никогда не закрывался. Последняя попытка ликвидировать здесь монашескую жизнь была предпринята во время хрущевских гонений на Церковь. Она провалилась из-за мужественной позиции наместника монастыря архимандрита Алипия. Бывший фронтовик, дошедший в составе 4-й танковой армии до Берлина, архимандрит Алипий сумел не только отстоять монастырь, но и добиться в советское время его масштабной реставрации, а также возвращения из Германии ценностей ризницы, вывезенных немецкими оккупантами. Кроме этого, он собрал и сохранил в стенах обители бесценную коллекцию русского и западно-европейского искусства. " Незадолго до своей кончины, которая последовала в 1975 году, отец Алипий большую часть всех своих коллекций передал в Русский музей и в Псковский государственный музей. Меньшая часть этой коллекции осталась в Псково-Печерском монастыре, и мы думаем над тем, как экспонировать эти сокровища, как сделать их доступными для самого широкого зрителя, почитателя живописи " , – отметил Тихон (Шевкунов) митрополит Псковский и Порховский, игумен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В знаменитых пещерах монастыря покоятся около 10 тысяч иноков и представители многих знаменитых дворянских родов России: Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских. " В этих пещерах покоятся великие старцы, подвижники благочестия прошлых веков и наши современники. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин и многие подвижники, ни один народ и наша земля не могут стоять без молитв наших предков, наших святых, которые не престают молиться вместе с нами и вместе с нами возносят молитвы к Богу за своих потомков " , – подчеркнул монах Антоний, древлехранитель Псковской епархии.

http://pravoslavie.ru/137547.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010