Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Воронеж Святыни Воронежской области [ править править код ] Главная святыня региона - мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, которые находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа . Также в Благовещенском соборе находится часть мощей святителей Тихона, епископа Воронежского и Задонского, чудотворца и священномученика Петра (Зверева). Есть в кафедральном соборе и святыни вселенского масштаба. Среди них - ковчежец с частицами мощей святых апостолов, учеников Христовых, часть мощей мученицы Наталии, преподобных отцов Киево-Печерских, а также иконы с мощами святителей преподобного Силуана Афонского и священномученика Власия. В икону святителя Спиридона Тримифунтского вложена частица облачения (башмачок), бывшая на его святых мощах. Самая значимая достопримечательность Воронежской области - пещерные монастыри. Это Дивногорский мужской и Костомаровский женский монастыри. О возрасте пещерных монастырей спорят до сих пор. Есть разные версии о дате их основания. Одни говорят, что речь идет о годах гонения на христиан. Здесь можно вспомнить римские катакомбы, в которых молились верующие, скрываясь от преследования первые три века нашей эры. Другие считают, что наши монастыри похожи на каппадокийские храмы (современная Турция), где жили и совершали богослужения христиане, убегавшие от преследователей. В Острогожске находится Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери . Воронежцам он мало известен, но очень почитается у местного населения. Монастыри Воронежской области [ править править код ] Все монастыри Воронежской области Пещерные монастыри: Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь [ править править код ] В монастыре находится оригинал «Сицилийской» («Дивногорской») иконы Божией Матери . Адрес: Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье Подробнее... Спаса Нерукотворного Костомаровский женский монастырь [ править править код ] В монастыре находится оригинал Костомаровской иконы Божией Матери .

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

Успенский собор Свято-Успенский Соборный храм Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) [ править править код ] Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивногорский_У...

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Дивногорский Успенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель. Содержание История [ править править код ] Дореволюционный вид обители Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивногорский_У...

Упраздненные: Введенский монастырь (мужской, в 10 км от Красноярского острога, у устья р. Берёзовки, основан в 1639, упразднен после 1764); Знаменский монастырь (женский, в 45 км от Красноярска, основан в 1878, закрыт в 1920); Знаменский скит красноярского Успенского мон-ря (мужской, на территории совр. Дивногорска, основан в 1888, закрыт в 1920); Серафимо-Покровский мон-рь (женский, в Минусинске, основан в 1916, закрыт в 1920); Ачинский Скорбященский мон-рь (женский, в Ачинском у. на оз. Инголь, основан в 1914, закрыт в 1920). Ранее входившие в К. и А. е.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (женский, в Енисейске, основан в 1623, первоначально освящен как Христорождественский, переименован в 1872, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1998); енисейский в честь Преображения Господня мон-рь (мужской, в Енисейске, основан в 1642, первоначально освящен как Спасский, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1990, переименован в 2008); туруханский Мангазейский Свято-Троицкий мон-рь (мужской, в с. Туруханск Туруханского р-на Красноярского края, основан в 1660, 11 дек. 1915 Синод постановил преобразовать его в одноименный жен. мон-рь, жен. монашеская община была создана, но в 1916-1920 продолжала действовать и муж. монашеская община, закрыт в 1920-1921, возрожден в 1996 как мужской); Лосиноборский Спасо-Преображенский мон-рь (Кетская пуст., мужская, совр. с. Лосиноборское Енисейского р-на, основана ок. 1677, упразднена после 1764); Кашино-Шиверский Спасо-Преображенский мон-рь (Спасская пуст., мужская, на правом берегу р. Ангары, близ устья р. Мура, основана в 1696, упразднена после 1764); Матурский мон-рь (женский, на р. Матур в Минусинском у., основан в 1911 (по др. данным, в 1913), закрыт в 1926); Вознесенский мон-рь (жен., в с. Кочаргине, открыт в 2003). Арх.: Архив г. Минусинска. Ф. 147; Ф. 17. Оп. 1. Д. 526, 528; Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 78, 877; Архив Епарх. управления Красноярской епархии. Годовые отчеты. Б/н. 1990-2013 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Известно, что в средневековой Руси помимо Киево-Печерского монастыря возникали и другие обители, имевшие пещерную часть — подземные храмы, кельи, хозяйственные помещения, места монашеских погребений: Иоанно-­Богословский мужской монастырь в селе Пощупово под Рязанью, начинавший свою историю с пещерных келий (не позднее 1237), Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (1473). Подобные пещерные обители устраивались и позднее — уже во времена Российской империи: Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь (начало XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит Троице-Сергиевой лавры (1844), в пещерном отделении которого к 1914 году проживало 77 насельников. Однако большинство имевших подземные помещения (в первую очередь храмы) монастырей России возникло на юге — на территории современных Воронежской и Липецкой областей, на Белгородщине (например, пещерные комплексы Костомаровского Спасского монастыря, Дивногорского Успенского монастыря; пещерный храм во имя святого Александра Невского Белогорского Воскресенского монастыря и пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Валуйском Успенском монастыре); некоторые из этих обителей были учреждены еще b XVII столетии. Также пещерные монастыри устраивались на территории современных Пензенской (Троице-Сканов монастырь), Оренбургской (Никольский монастырь) областей и даже за Уралом (несколько пещерных обителей в Алтайском крае). Вероятно, самым известным среди названных пещерных монастырей современной России является Свято-Успенская Псково-Печерская обитель 25 . Как повествует монастырское предание, некогда, еще в конце XIV — первой половине XV столетия, на месте будущей Псково-­Печерской обители в естественной пещере, расположенной на высоком берегу ручья Каменец, поселились несколько иноков, пришедших сюда из Киево-Печерского монастыря. Вероятно, они могли бежать сюда из-за нападений на Киев татарских ханов в поисках более тихих, глухих и спокойных для подвига и молитвы мест. Охотники из окрестного Изборска слышали в те дни на месте будущей обители прекрасное церковное пение и ощущали удивительное благоухание. Несколько десятилетий спустя владелец этой земли Иван Дементьев обнаружил вход в пещеру, над которой была кем-то высечена надпись: «Богом зданная пещера». Позднее здесь оказались обретены мощи первого местного преподобного подвижника, о котором было лишь известно, что его имя — Марк; преподобного Марка несколько раз видели молящимся неподалеку на склоне горы, над Богом зданной пещерой. Основание Псково-Печерского монастыря связано с именем пресвитера Иоанна (в монашестве — преподобного Ионы), который, поселившись здесь, ископал в земле рядом с Богом зданной пещерой Успенскую церковь. В самой же Богом зданной пещере он похоронил свою жену, принявшую перед смертью монашеский постриг с именем Васса.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Известно, что в средневековой Руси помимо Киево-Печерского монастыря возникали и другие обители, имевшие пещерную часть — подземные храмы, кельи, хозяйственные помещения, места монашеских погребений: Иоанно-­Богословский мужской монастырь в селе Пощупово под Рязанью, начинавший свою историю с пещерных келий (не позднее 1237), Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (1328 или 1330), Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (1473). Подобные пещерные обители устраивались и позднее — уже во времена Российской империи: Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь (начало XVIII в.), Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит Троице-Сергиевой лавры (1844), в пещерном отделении которого к 1914 году проживало 77 насельников. Однако большинство имевших подземные помещения (в первую очередь храмы) монастырей России возникло на юге — на территории современных Воронежской и Липецкой областей, на Белгородщине (например, пещерные комплексы Костомаровского Спасского монастыря, Дивногорского Успенского монастыря; пещерный храм во имя святого Александра Невского Белогорского Воскресенского монастыря и пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Валуйском Успенском монастыре); некоторые из этих обителей были учреждены еще в XVII столетии. Также пещерные монастыри устраивались на территории современных Пензенской (Троице-Сканов монастырь), Оренбургской (Никольский монастырь) областей и даже за Уралом (несколько пещерных обителей в Алтайском крае). Вероятно, самым известным среди названных пещерных монастырей современной России является Свято-Успенская Псково-Печерская обитель 25 . Как повествует монастырское предание, некогда, еще в конце XIV — первой половине XV столетия, на месте будущей Псково-­Печерской обители в естественной пещере, расположенной на высоком берегу ручья Каменец, поселились несколько иноков, пришедших сюда из Киево-Печерского монастыря. Вероятно, они могли бежать сюда из-за нападений на Киев татарских ханов в поисках более тихих, глухих и спокойных для подвига и молитвы мест. Охотники из окрестного Изборска слышали в те дни на месте будущей обители прекрасное церковное пение и ощущали удивительное благоухание. Несколько десятилетий спустя владелец этой земли Иван Дементьев обнаружил вход в пещеру, над которой была кем-то высечена надпись: «Богом зданная пещера». Позднее здесь оказались обретены мощи первого местного преподобного подвижника, о котором было лишь известно, что его имя — Марк; преподобного Марка несколько раз видели молящимся неподалеку на склоне горы, над Богом зданной пещерой. Основание Псково-Печерского монастыря связано с именем пресвитера Иоанна (в монашестве — преподобного Ионы), который, поселившись здесь, ископал в земле рядом с Богом зданной пещерой Успенскую церковь. В самой же Богом зданной пещере он похоронил свою жену, принявшую перед смертью монашеский постриг с именем Васса.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Вот такие чудеса начали происходить, и всё благодаря вечерней встрече с отцом Модестом в Успенском соборе. Нас словно взял за руки Господь и повёл той дорогой, которую Сам считал наилучшей. Наилучшей, конечно же, она и была… Отец Модест рассказывал о Святогорской Лавре, внешне чем-то напоминающей пещерные монастыри, где мы уже бывали: Костомаровский Спасский женский и Свято- Успенский Дивногорский мужской в Воронежской области, а также Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь на Белгородской земле. Святогорский Успенский монастырь – один из древнейших в Православной Руси. Точных известий о времени его возникновения нет. Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи 1547 года. Другая заметка, датируемая 1526 годом, приводится в «Записках о Московии» германского посла Герберштейна. Согласно историческим предположениям, эта южная пещерная обитель была основана в VIII–IX веках выходцами из Византии в период иконоборческих гонений. Подобные версии я как раз читала о Костомаровском и Дивногорском монастырях. Судьба обители была непроста. В 1679 году её разорили крымские татары. Но монастырь возродился и даже стал крупным землевладельцем. В 1787 году пришло несчастье из своей же Российской Империи. Упразднить обитель приказала Екатерина II. В 1790 году владельцем Святогорья становится её фаворит – князь Григорий Потёмкин-Таврический. По преданию, направляясь в Крым и проезжая мимо этих мест, он был столь восхищен их красотою, что захотел возвести себе на одной из меловых гор имение. Вот с этой-то целью и выпросил у императрицы, не особо жалующей монастыри, этот «рай земной». Правда, дворец не отстроил – скончался через год, а Святогорские земли так и остались принадлежностью рода Потемкиных. Но Господь устроил так, что спустя полвека именно благодаря потомкам Григория Александровича монастырь вновь ожил. Его открыли в 1844 году по указу Государя Николая I. Благотворителями стали наследники Святогорской вотчины – петербургский предводитель дворянства Потёмкин А. М. с супругой. Они были людьми верующими и тоже печалились, что обитель закрыта. У Татьяны Борисовны Потёмкиной поначалу возникло желание устроить там женский монастырь. Но Господь вразумил её, что раз на этом месте была мужская обитель, то так оставаться и должно. Потёмкины обязались выплачивать ежегодно крупную сумму в поддержку монастыря и пожертвовали ему свои земли, прилегавшие к Святым горам.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Благословить открытие Дивногорского Успенского мужского монастыря Воронежской епархии. – 1998, 2, 8. 2752. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1999 года: Утвердить наместником обители иером. Парфения (Шалатонова) с возведением в сан игумена. – 1999, 11, 11. -------- 2753. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить преобразовать приход в г. Алейске, Барнаульская епархия, в Свято-Димитриевский мужской монастырь. – 1994, 7–8, 3. 2754. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1997 года: 1. Освободить архим. Германа (Ледина) от должности наместника монастыря в связи с переходом на приходское служение. 2. Утвердить иером. Алексия (Трегубенко) на эту должность. – 1997, 8, 9. 2755. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 1999 года: 1. Освободить иером. Алексия (Трубченко) от обязанностей наместника монастыря. 2. Утвердить архим. Германа (Ледина) и.о. наместника обители. – 1999, 8, 10. -------- 2756. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1998 года: Благословить открытие Свято-Димитриевского женского монастыря в г. Дорогобуже Смоленской епархии. – 1998, 11, 7. 2757. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: Утвердить монахиню Михаилу (Коровину) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. –2000, 6, 7. -------- 2758. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Благословить открытие Свято-Димитриевского мужского монастыря в Рязанской области. 2. Наместником обители утвердить иером. Амвросия (Калабухова). – 1996, 1, 10. -------- 2759. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 октября 2000 года: Преобразовать Свято-Димитриевский приход в г. Чадыр-Лунгский, Республика Молдова, в одноименный женский монастырь. До назначения игумении административное попечение об обители поручить прот. Д. Киорогло. –2000, 11, 4. -------- 2760. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Добрушского Свято-Никольского мужского монастыря, Республика Молдова. 2. Утвердить наместником обители игум. Дамиана (Поторака). – 1995, 5, 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дивногорск. Красноярский Знаменский скит. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует.   Год основания:1888. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Старый Скит, д. 2 Координаты: 55.962843, 92.39432 Изменить описание объекта Храмы скита: Карта и ближайшие объекты Жители Дивногорска, выезжающие из города в восточном направлении - в сторону города Красноярска, равно как и въезжающие в Дивногорск гости, многочисленные авто-туристы, отправляющиеся на юг Красноярского края – на озера Хакасии, в Ергаки и Туву через Дивногорск, не могут миновать участок транзитной дороги, носящей название «ул. Старый Скит», на северной стороне которой, за деревьями, стоит малозаметное 2-х этажное деревянное здание. Это и есть «Старый скит», точнее – то, что осталось от главного его строения - церкви «Образа Знамения Божьей Матери». Все города имеют свое начало, точку отсчета. Принято считать, что Дивногорск берет свое начало со строительства Красноярской ГЭС, которое началось в 1956 г. Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на правом берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г. посёлок расширился и получил название Дивногорск. Название он получил от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. Однако мало кто знает, что Дивногорск, как поселение, всё же начинался с Красноярского Знаменского мужского монастыря, или просто Знаменского Скита. История Знаменского Скита началась 19 августа 1888 г., когда на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению реки Енисей была заложена церковь новой иноческой обители, названной в честь и прославление Образа Знамения Божией Матери (Абалакской). Отсюда и название - Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Основан он был настоятелем Красноярского Успенского монастыря Его Преосвященством Тихоном, Епископом Енисейским и Красноярским. Строителем же и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет, в миру Федор Васильев. Будучи отставным унтер-офицером, родом из крестьянской семьи, он в 1879 г. был зачислен в братство Успенского монастыря и буквально за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха.

http://sobory.ru/article/?object=49587

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010