К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Однако, несмотря на такое сильное и реальное участие Церкви в деле преодоления войны, в обществе искусственно усилилась религиозная вражда по отношению к Украинской Православной Церкви, - сказал Владыка. - Представители других конфессий, отдельные депутаты и госслужащие, злоупотребляя властью и служебным положением, предъявляют против нашей Церкви незаконные и голословные обвинения. Всем известно, что эти обвинения не соответствуют действительности. Однако такие пристрастные заявления, построенные на эмоциях, а не аргументации, служат основаниями для политических лозунгов по поводу запрета деятельности Украинской Православной Церкви». «22 марта этого года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект " О запрете Московского патриархата на территории Украины " , которым предлагается запретить в Украине деятельность Украинской Православной Церкви. Согласно документу, после его принятия, вся церковная собственность Украинской Православной Церкви на протяжении 48 часов инвентаризируется и национализируется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Успенская Святогорская Лавра и другие архитектурные монументы государственного значения, находящиеся в собственности или пользовании нашей Церкви, переходят в собственность государства, а соглашения о пользовании отменяются. Кроме того, органами местного самоуправления и их должностными лицами принято более 20 незаконных решений о запрете или ограничении деятельности местных религиозных общин Украинской Православной Церкви. Зафиксировано более 40 рейдерских захватов наших храмов и более 15 случаев противостояний и опечатывания храмов. Полсотни наших религиозных общин силой принуждали к переходу в так называемую Православную Церковь Украины», - отметил Митрополит Онуфрий. «Исторический путь Церкви – это крестный путь Христа Спасителя, - подчеркнул он. - И в прошлые времена священнослужителей и верующих пытались искусственно сделать врагами государства, а Церкви приписывали разную неприсущую ей деятельность. Однако люди, боровшиеся с Церковью, давно ушли в небытие, а Церковь Христова выстояла и продолжает совершать свою спасительную миссию, потому что Церковь – это Тело Христово. Мы верим, что и в современных условиях Украинская Православная Церковь, как и все наше Украинское Государство, выстоит и победит».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/zh...

агрогородка Щорсы Новогрудского р-на, в ней находилась местночтимая чудотворная икона вмч. Димитрия. По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтович в благодарность вмч. Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами. В XIV в. была построена церковь в мест. Крево (ныне деревня Сморгонского р-на). В 1508 г. в Дятлове кн. Константин Острожский заложил храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1532 г. заботами виленского воеводы, канцлера ВКЛ Альбрехта (Альберта) Гаштольда был заложен православный храм свт. Николая Чудотворца в Юратишках (ныне Ивьевского р-на). В 1533-1550 гг. в пос. Мир (ныне Кореличского р-на) на месте более древнего храма была воздвигнута каменная ц. Св. Троицы. В сер. XVI в. был построен храм в Белице (ныне Лидского р-на), в 1586 г.- храм на территории совр. дер. Ст. Переволока Слонимского р-на. В 1568 г. в Новогрудке действовали 10 правосл. церквей: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Свято-Троицкая, Успенская, Покровская, Иоанновская, Николаевская, Борисоглебская, Симеоновская и Параскевинская (Пятницкая). В 1595 г. Новогрудок получил герб с изображением арх. Михаила. В 1622 г. Константин Долмат основал в Дятлове Преображения Господня Дятловичский мужской монастырь , к-рый сразу же был приписан к Киево-Печерскому мон-рю (см. Киево-Печерская лавра ), во главе Дятловичского мон-ря стояли киево-печерские монахи. (Возможно, Дятловичский мон-рь был основан ранее - в 1570.) Дятловичский мон-рь, располагавший обширными владениями, являлся крупнейшим правосл. мон-рем в Полесье, благодаря поддержке Киево-Печерского мон-ря он не был захвачен униатами в период господства унии, сохранялся как важнейший центр Православия на белорус. землях. В регионе существовали 2 др. мужских мон-ря: Троицкий в Гольшанах, известный с 1556 г., и Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный в с. Голдове (ныне деревня Лидского р-на), основанный в 1633 г. и в 1650 г. приписанный к виленскому Свято-Духову мон-рю (см.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и имеющий отличные успехи в науках. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские, и в особенности Священное Писание и церковное красноречие. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская лавра и другие киевские святыни, являющиеся красноречивыми свидетельствами подвигов русского иночества. До конца жизни святитель вспоминал: «Киевская лавра — неземная обитель». На последнем году учебы Георгий Говоров решил себя всецело посвятить служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь мою монашескому званию». 15 февраля 1841 г. он принял постриг, с наречением ему имени Феофан, чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который впоследствии стал архиепископом Нижегородским. В тот же год святитель Феофан был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в большом Успенском соборе лавры. Академию иеромонах Феофан закончил в числе первых, со званием магистра за работу «Обозрение подзаконной религии». Началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. Некоторое время он был ректором Киево-Софиевского Духовного училища, а потом три года инспектором Новгородской семинарии. 13 декабря 1844 г. он был переведен на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия в Петербургскую Духовную академию. Сознавая ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, о. Феофан стремился действовать на будущих пастырей добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педагогическую деятельность он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». Отставив в сторону схоластические подходы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными, после Священного Писания и творений святых отцов, источниками его лекций были жития святых и психология.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

При этом он задался вопросом, кем т.н. ПЦУ планирует заселить главный монастырь Украины. «В раскольнической организации очень мало монахов. Наверно, тогда придется делать из Лавры музей, как было при Хрущёве в 1961 году», - предположил советник Патриарха. В свою очередь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Владимир Легойда считает, что новость о регистрации нового юридического лица ПЦУ по адресу Киево-Печерской лавры следует рассматривать в контексте давления украинской власти на каноническую Церковь. « Систематические акции устрашения – обыски, задержания, провокации, угрозы на высшем уровне – часть срежиссированной кампании, направленной на создание иллюзии подрыва народного доверия к канонической Церкви с целью оправдания последующего беззакония. Как заметили многие наблюдатели, исторически ничего нового: выдуманные обвинения в " антисоветской " агитации – возмущенные граждане – далее лишение прав и собственности, а то и репрессии», - написал Легойда у себя в телеграме. При этом он отметил, что «бенефициары что тогда, что сейчас – раскольники», причем в обоих случаях «легализованные» Константинопольским патриархатом. Речь идет об обновленческом расколе 1922-1940 годов в СССР и о созданной патриархом Варфоломеем в 2018 году т.н. ПЦУ. «Мы сейчас горячей молитвой с теми православными украинцами, которые переживают реальную угрозу лишения их главной святыни, передачи ее раскольникам», - пишет Легойда. Тем временем в Украинской Православной Церкви заявили , что публикации о переводе Киево-Печерской лавры в ведение неканонической т.н. «Православной церкви Украины» не соответствуют действительности. «Относительно фейка о Лавре и ПЦУ. В связи с появлением информации в СМИ о регистрации юридического лица " Киево-Печерская Лавра ПЦУ " и связанных с ним домыслов следует объяснить, что никакого отношения эта структура к реальной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре не имеет. Она зарегистрирована по другому адресу, и ее появление не является следствием ликвидации настоящей Лавры Украинской Православной Церкви, которой были возвращены ее исторические помещения еще в 1988 году», - сообщил в пятницу вечером Информационно-просветительский отдел УПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/v_...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

Сегодня в Корецком монастыре, обращаясь к юным воспитанницам регентского класса, я сказал: " Трудитесь во имя Церкви, храните ее единство " . Мы никогда не можем совершить того, что Бог совершает для нас. Бог никогда не бывает в долгу перед нами — мы бываем в долгу перед Ним. И когда мы живем по вере, когда мы защищаем единство Церкви, мы делаем маленькое, но важное дело, в ответ на которое Господь дает нам здоровье, силу, мудрость житейскую и поддерживает нас в трудных обстоятельствах жизни. Храните веру православную, в ней же наше утверждение. Аминь! Да сохранит вас Господь!». Предстоятель Русской Православной Церкви приложился к чтимому списку Козельщанской иконы Божией Матери. Этот образ — дар Успенской Киево-Печерской лавры . Список чудотворной иконы был доставлен в Городок 11 января 2000 года, и в память этого события в монастыре было установлено местное празднование. Во время праздничной трапезы, на которой присутствовал Святейший Патриарх Кирилл, был дан концерт, в ходе которого выступили детский творческий коллектив, монастырский хор и ансамбль бандуристок из сестер обители. Исполнив несколько музыкальных композиций, участницы ансамбля преподнесли в дар Святейшему Владыке бандуру — украинский народный струнный инструмент. Село Городок известно с середины XV века. На рубеже XV – XVI столетий владелица Городка, княгиня Анастасия Ольшанская, подарила это имение с замком на острове Киево-Печерской лавре. На острове Лавра основала свой скит. В конце XVII века Украина надолго разделилась: левобережье Днепра и Киев на правом берегу образовали автономный край в составе России, а Правобережье, за исключением Киева, еще сто лет оставалось частью Речи Посполитой. Лавра и Городок оказались по разные стороны границы. В этой обстановке село присвоил себе епископ Львовский Иосиф (Шумлянский), который вскоре перешел в унию — сначала тайно, потом открыто. С 1715 года Городок по воле польского короля принадлежал светским вельможам, а в 1730 году был передан униатскому митрополиту Афанасию (Шептицкому). Именно тогда православный монастырь прекратил существование.

http://patriarchia.ru/db/text/711245.htm...

Сейчас вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии и борются за сферы влияния. События, которые происходят сейчас, свидетельствуют об уровне тех, кто решил заработать на кресте церковном. Иуда ведь тоже 30 сребреников взял. Они — те же самые христопродавцы. Приходя к служению в Церкви, надо иметь чувство глубокого раскаяния, а не ощущать себя в Церкви хозяином. Я читаю иногда «откровения» в интернете, где пишут: мол, попы такие, попы сякие. Какой только грязью не поливают там Церковь и священников! И в результате священник сегодня — это настолько унизительно, что иногда опускаются руки, диву даешься, откуда берутся после всего силы? «Ревнители из интернета» кричат: «У попа машина!». А почему он не может иметь машину? В итоге люди начинают видеть врагов в священниках. Мы, Церковь, арендуем свои монастыри и храмы у государства, хотя мы их и строим, и реставрируем. Мы платим все налоги. Коммунальные платежи у нас по промышленным (повышенным) тарифам. — Вас не смущает, что вход в лавру стоит сейчас больше Люди винят в этом монахов… Не добавляет и авторитета история с моделью Владой Прокаевой, назначенной руководить музеем, а потом заявившей, что получила эту должность за взятку. — К великому сожалению, так называемые обыватели не умеют, а часто и не хотят провести черту между заповедником «Киево-Печерская лавра» и монастырем Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Поэтому события заповедника ложатся пятном и на монастырь. Вход к нам бесплатный с 5 часов утра до 22 часов. К кадровым вопросам заповедника мы не имеем никакого отношения. Прихожане жаловались, что в верхнюю лавру плата за вход всё растет и растет. Знаю, что последняя цена была 50 грн. Сейчас, после возмущения людей, плату, говорят, понизили. Но убрать музей из лавры нереально. Мы не в силах это сделать. Если кому кажется, что монахи наживаются, пусть поживет с нами один день. Со мной побудет и увидит, сколько надо людей в день накормить, скольким помочь, сколько обращаются ко мне с просьбой о помощи. Я никому не отказываю. Помогать — миссия Церкви. Церковь выделяет пожертвования на больницы, детские дома, дома престарелых, но делает это, не афишируя.

http://pravmir.ru/mitropolit-pavel-nynes...

Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность. Учрежденный Петром Святейший Правительствующий Синод контролировал все действия Русской Православной Церкви, которая имела большое влияние на «сильных мира сего» и на общество, была широко представлена в школах, на поприще гуманитарных наук, миссионерства и благотворительности. Советское правительство обрушилось с критикой на монастыри, отлично понимая их значение и роль в жизни России. Все акции, проводимые безбожной властью, затрагивали монастыри в первую очередь, будь то изъятие церковных ценностей или отделение Церкви от государства, вскрытие мощей или открытые суды над мракобесами. Все эти действия ставили перед собой одну цель – постепенная дискредитация в глазах общества образа инока-подвижника, уменьшение числа монашествующих и закрытие монастырей. В годы самых активных гонений на Русскую Церковь были закрыты все самые известные монастыри, центры русской православной культуры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Киево-Печерская Успенская лавра и многие другие значимые монастыри, пустыни, скиты. Так продолжалось до 1941 года. В военные годы немногие оставшиеся в живых монашествующие выполняли свой патриотический и гражданский долг, ободряли отчаянный народ, призвали к молитве и надежде на Бога. После войны отношение государства к Церкви изменилось, но позиция в отношении монастырей оставалась прежней – в Советском Союзе должно было быть как можно меньше монастырей. В первые послевоенные годы по распоряжению Правительства Совет разослал уполномоченным на местах указание о том, что монастыри не следует закрывать, монашествующие не должны подвергаться преследованию. Но Совет рекомендовал обратить особое внимание на деятельность монастырей, их хозяйственное и материальное положение. Некоторое время уполномоченные Совета по делам РПЦ следовали инструкции, но в ходе изменения отношения центра к положению монастырей изменилась и ситуация в провинции. Монастыри представлялись советским чиновникам лакомым куском, монашествующие же были в глазах советских граждан плутами и «темным народом», поэтому притеснение монастырей вовсе не воспринималось как гонение, а мыслилось как помощь «одурманенным религиозным опиумом» трудящимся.

http://bogoslov.ru/article/1769530

Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания. Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после Крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу. И вот эти люди направлялись на Афон и становились первыми русскими насельниками монастырских общин Святой Горы. Можно с уверенностью сказать, что с начала XI века уже была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось в тот момент незамеченным для мира: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона вернулся на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского. Вот яркий пример того, как одна личность, достигшая «меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13), может повлиять на историю целого народа. Так было и с преподобным Антонием, родоначальником русского монашества. За годы пребывания на Святой Горе преподобный Антоний проникся полностью духом афонского монашества. Его духовный отец, давая повеление возвратиться на Русь, сказал: «Да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы». И не случайно основанная им на Киевских горах обитель стала колыбелью русского монашества, ибо в ней пребывал дух древнего иночества, в ней продолжались вековые традиции, на которых, как на мощных столпах, монашество стоит и доныне. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. Известно, что преподобный Сергий был связан с исихастской традицией, а Свято-Успенская Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, Савву Вишерского, Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-kazhda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010