26 сентября 1898 года храм был освящен митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в честь небесной покровительницы Елизаветы Семеновны святой праведной Елисаветы. В 1925 году тюремный храм был закрыт и приспособлен под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера. В 1998 году храм был передан Русской Православной Церкви и в нем начаты реставрационные работы. 18 сентября 2003 года в храме состоялось первое богослужение. 6 ноября 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил великое освящение храма святой праведной Елисаветы. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 19 Телефон: 993-94-31, (49622) 7-43-78 Подробнее... Успенский кафедральный собор (Дмитров) [ править править код ] Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11 Телефон: (495) 993-94-31 Подробнее... Свято-Троицкий храм (Дмитров) [ править править код ] Первоначально церковь была построена в XVII – XVIII, была деревянной и была освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Затем из-за ветхости была разобрана и построена каменная. Позже, из-за мягкой земли, на которой она стояла, церковь накренилась, была разбрана и возведена заново. В церкви было три придела, но располагаются они один над другим, в три этажа. Первый этаж (тёплый) - придел в честь Николая чудотворца, второй этаж/придел (холодный) в честь Животворящей троицы, третий был освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери, но этот придел был переделан в 1890 году под хоры с балконом.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

Храм в византийском стиле построен в 1900 г. на месте деревянной Троицкой церкви, существовавшей с XVII в. В 1930-е гг. был закрыт советскими властями, позже передан областному краеведческому музею. В 1987 г. в нем разместили экспозицию музея природы, геологическая коллекция которого была основана волынским губернатором М. Чертковым еще в XIX в. После длительных дискуссий о возвращении Крестовоздвиженского храма православным верующим в 2011 г. он был передан УПЦ МП и освящен в 2014 г. Адрес: Украина, г. Житомир, ул. Кафедральная, 18 Телефон: +380 (412) 37-44-15 Проезд: От ж-д и автовокзала троллейбусы и др., автобусы и маршрутные такси до пл.Победы. Далее 10 мин. ходьбы. Свято-Успенский архиерейский собор (Житомир) [ править править код ] Успенский собор Житомирская Успенская (Подольская) церковь находится в одном из древнейших исторических мест города – на Подоле. Церковь относится к епархии УПЦ Московского патриархата и является памятником архитектуры местного значения. Храм удивляет своим величием, красотой и оригинальностью. Первый проект для его строительства был составлен в 1871 г. волынским губернским архитектором Липицким. Каменная обитель строилась семь лет и была расписана фресками с изображением ликов святых и сцен из Библии. В таком виде церковь дошла до наших дней. Храм имеет крестообразную форму – с колокольней, высотой около 30 м. В 1884 г. к церкви было пристроено два каменных крыла. С 1935 г. по 1941 г. церковь закрыли и использовали под помещение склада. С 1961 по 1991 г. здание храма использовалось под архив. В 1991 г. церковь вернули прихожанам. После чего были отреставрированы фрески, воссоздан алтарь, а также копия чудотворной иконы. Торжественное открытие Успенской церкви состоялось в марте 1992 г. В августе 1996 г. она получила статус архиерейского собора. Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, ул. Подольская, д. 7а Спасо-Преображенский собор (Овруч) [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Овруч) Белокаменный Преображенский кафедральный собор в Овруче отстроен в 1993 г. на месте разрушенного в советские времена храма. Еще в XVII в. здесь находился иезуитский костел, который затем стал униатским, а в XIX в. был перестроен в православный храм. Восстановлен в новом архитектурном виде. В соборе хранится частица мощей прп. Макария Каневского Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомирская_об...

— Вам не раз приходилось посещать различные епархии Казахстана… — Да, в силу моих обязанностей главы округа мне приходится иметь попечение о церковных делах на всей территории Республики Казахстан. Летом довелось побывать в Петропавловске и принять участие в самом большом на территории округа православном крестном ходе. Вместе с церковным народом мы отметили 20-летие основания Уральской и Чимкентской епархий. Яркое впечатление произвело богослужение в Чимкенте при огромном стечении молящихся. Я увидел лица сотен людей, многие из которых живут в отдаленных селениях, очень часто среди последователей иных религий, но при этом их глаза светились верой и выражали подлинную христианскую надежду. Поразило благочестие православных Уральска, уровень воспитательной работы среди детей и молодежи в Петропавловске. Отрадно, что уходящий год был ознаменован освящением и закладкой ряда новых храмов. Состоялось великое освящение Никольского храма в поселке Мало-Тимофеевка, церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня в поселке Воздвиженка Акмолинской области, Архангело-Гаврииловского собора в Талдыкоргане, церкви Святых царственных страстотерпцев в сел. Карабулак и Свято-Владимирской церкви в сел. Чемолган Алма-Атинской области и других. В Караганде заложен будущий Свято-Троицкий Севастиановский кафедральный собор. Важнейшим событием стала закладка духовно-культурного центра во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Успенском кафедральном соборе г. Астаны, возведение которого благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и одобрено Президентом страны Н.А. Назарбаевым. Там будет располагаться и резиденция Синода Православной Церкви Казахстана. Трудами игумении Любови продолжается стройка в Серафимо-Иверском монастыре г. Алма-Аты. Православная Церковь Казахстана живет полнокровной жизнью, развиваются все виды церковного служения, в том числе, образовательные и социально-благотворительные проекты. Однако время ставит новые задачи и обращает к нам новые вызовы. Одной из важнейших задач сегодня является противостояние всяческим проявлениям религиозного экстремизма, пропаганде лжеучений тоталитарных сект.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1916855...

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте — здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых. В 1943–м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей. В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». В 1945–1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20–х годов. 26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским. 1946–1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота. Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя. В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято–Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику местночтимых святых. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято–Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В нояб. 1922 г. еп. Андрей принял покаяние Златоустовского епископа в грехе уклонения в раскол, после чего еп. Николай написал 5 писем против обновленчества, разошедшихся по епархии (от 16, 23, 25, 27 и 29 нояб.). Еп. Николаю пришлось давать объяснение по поводу своих действий на собрании приходских советов Златоуста 17 нояб., а затем повторить его письменно 25 нояб. Основными причинами, заставившими его порвать с ВЦУ, еп. Николай назвал нарушение обновленцами канонов и правил церковной дисциплины, кощунственное отношение к церковным таинствам и отсутствие в расколе единовластия. Письма еп. Николая нанесли удар по обновленчеству в Уфимской епархии. Воссоединив Златоустовского викария с правосл. Церковью, еп. Андрей совершил с ним в кафедральном Свято-Троицком соборе Златоуста 2 тайные - ввиду угрозы от властей - хиротонии викариев Уфимской епархии: 17 нояб. архим. Трофим (Якобчук) был хиротонисан во епископа Бирского, 18 нояб. иером. Марк (Боголюбов) был рукоположен во епископа Стерлитамакского. В кон. нояб. 1922 г. в уфимском Воскресенском соборе состоялось собрание правосл. духовенства и мирян, к-рое единогласно избрало еп. Андрея временно управляющим Уфимской епархией на период нахождения под арестом законного Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина). После этого еп. Андрей принял от Златоустовского епископа временное управление Уфимской епархией и объявил ее на автокефальном положении до восстановления законной высшей церковной власти (с мая 1922 до 25 июня 1923 Патриарх Тихон находился под арестом). Одновременно еп. Андрей усвоил З. в. самостоятельный статус, хотя еп. Николай сохранил титулование по 1-му городу, т. е. фактически речь шла об образовании полусамостоятельной Златоустовской епархии. В 1922-1923 гг. происходило изменение гражданского административно-территориального деления, затронувшее территорию З. в. Постановлением ВЦИК от 17 авг. 1922 г. Златоуст и 7 из 20 волостей бывш. Златоустовского у. отошли от Башкирской АССР (образована 14 июня 1922) Челябинской губ. в качестве Златоустовского у., тем самым территория З. в. оказалась поделенной между 2 гражданскими административно-территориальными образованиями. 3 нояб. 1923 г. Челябинская, Екатеринбургская, Пермская и Тюменская губернии были объединены в Уральскую обл., к-рую разделили на 15 округов. На территории бывш. Челябинской губ. было образовано 4 округа: Челябинский, Златоустовский, Троицкий и Курганский.

http://pravenc.ru/text/199911.html

На освящении Казанского собора присутствовал президент Республики К. Н. Илюмжинов, члены правительства и городской администрации, многочисленные журналисты. Калмыцкое телевидение вело прямую трансляцию из храма. Святейший Патриарх Алексий II, совершивший чин освящения, передал в дар Казанскому кафедральному собору Влахернскую икону Божией Матери. Затем Его Святейшество вместе с президентом К. Н. Илюмжиновым направился в с. Приютное, находящееся примерно в 70 км   от Элисты. Крестовоздвиженский храм с. Приютное имеет особую историю. В 1857 г . жители Приютного на своем сходе решили создать молитвенный дом, направив прошение об этом в Астраханскую духовную консисторию, так как находились под омофором Астраханского преосвященного. По благословению владыки молитвенный дом был создан. Позднее на месте молитвенного дома построили церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот храм испытал на себе все тяготы атеистического времени. В середине 1930-х гг. он был закрыт, а церковное имущество распродано. Здание храма передали Приютненскому улусному отделу народного образования. Спустя почти 60 лет после закрытия храма  начался новый этап в его  истории.  Крестовоздвиженский храма был фактически отстроен заново на средства Президента республики Калмыкии. В июне 1995 г . состоялось освящение храма. Прибыв в с. Приютное, Святейший Патриарх совершил молебен в Крестовоздвиженском храме. Вечером 7 июня Святейший Патриарх Алексий совершил в Казанском кафедральном соборе Элисты всенощное бдение в канун празднования памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Калмыцкое телевидение вело прямую трансляцию богослужения. За всенощным бдением в соборе присутствовало ок. 1000 человек, в том числе очень много детей.    По окончании всенощной службы Святейший Патриарх совершил освящение закладного камня часовни во имя преп. Сергия Радонежского. Инициатива возведения этой часовни принадлежала казакам станицы Георгиевской Элистинского округа Казачьего войска Республики Калмыкии, которые решили построить ее на собственные средства. В благословение создаваемой часовне Святейший Патриарх Алексий II передал образ преп. Сергия Радонежского, выполненный иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой лавры и освященный на  св.мощах преподобного.

http://pravoslavie.ru/5474.html

По замыслу кн. Потёмкина собор с 12 престолами должен был превзойти размерами собор ап. Петра в Риме. Эти планы, так же как и др. замыслы Потёмкина в отношении Екатеринослава - предполагаемой юж. столицы Российской империи, не осуществились. К 1789 г. на месте фундамента буд. собора были вырыты рвы, заполненные камнем, на этом строительство остановилось. 22 мая 1830 г. по повелению имп. Николая I состоялась повторная закладка Преображенского собора (на том же месте по измененному плану, в основу к-рого лег проект 1805 г. А. Д. Захарова ), освящение храма состоялось 29 июня 1836 г. В соборе с нач. 60-х гг. XIX в. находился чудотворный образ «плачущего Спасителя» (в наст. время в Свято-Троицком соборе Днепропетровска). В авг. 1797 г. был освящен деревянный Успенский собор, перевезенный в Екатеринослав из упраздненного в 1786 г. Сокольского мон-ря (будучи монастырским, собор был посвящен Преображению Господню). Собор был установлен близ Казанской ц. и долгое время являлся кафедральным. В 1839 г. на его месте был заложен каменный 2-этажный Успенский храм, сохранившийся в перестроенном виде. В 1799 г. на новое место была перенесена Казанская ц., освященная в 1800 г. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. К 30-м гг. XIX в. храм обветшал. В 1837 г. была заложена 3-нефная Троицкая ц., строившаяся до 1850 г. Храм имел 2 придела: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - во имя ап. Андрея Первозванного. В 60-х гг. XIX в. к церкви была пристроена колокольня. Строительство храмов в епархии, территория к-рой существенно уменьшилась, продолжалось. К 1838 г. их число составило 341, причем в предыдущем году была построена 121 церковь. В 1892 г., по преданию, прав. Иоанн Кронштадтский освятил в Павлограде место закладки собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. Богослужение в храме началось 18 апр. 1898 г. Юж. придел освятили в честь Благовещения Пресв. Богородицы, северный - во имя свт. Николая. Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра.

http://pravenc.ru/text/178625.html

2)  С 25 ноября 1916 г. Пирейский порт был блокирован силами союзников (держав Антанты), которые поддерживали Венизелоса и разрешали доступ туда лишь отдельным рыболовецким судам. Владыка Нектарий оставался чужд партийных пристрастий, да и ввиду крайней своей болезненности не решился бы предпринять такое путешествие, особенно в зимнее время. Помимо этого есть прямые свидетельства, что в период блокады он находился на Эгине. 3)  Будь святой Нектарий участником анафематствования, местоблюститель митрополита Афинского и председатель нового, верного Венизелосу Священного Синода вряд ли пригласил бы его в январе 1918 г. совершить хиротесию в Эгинском кафедральном соборе (см. далее, эту же главу). 4)  Равным образом владыка не дерзнул бы 2 марта 1918 г., в обстановке, когда многие иерархи недавно были осуждены за участие в анафематствовании и Высший Церковный суд все еще заседал (последнее заседание его состоялось 10 июля 1919 г.), ходатайствовать перед Синодом об официальном утверждении его монастыря (см. ниже, главу «Новые испытания»). 5)  Не преследовал святого и фанатичный приверженец Венизелоса митрополит Мелетий Метацакис, несмотря на то, что мог найти предлог для гонений в доносах пресловутой «свечницы» (см. ниже, главу «Новые испытания»); напротив, известно, что он совершал богослужение в его Свято-Троицкой обители, когда та еще не имела официального статуса. Более того, сама канонизация Нектария Пентапольского произошла при Патриархе Афинагоре, который состоял иеродиаконом при митрополите Мелетии и, по собственному признанию, имел его своим «честным старцем». Другой поборник Венизелоса, близкий Мелетию будущий митрополит Афинский Хризостом (Пападопулос), который по причине своих убеждений в ноябре 1916 г. был доставлен под полицейским конвоем в прокуратуру для предания суду «за государственную измену», в ноябре 1920 г., когда разделение нации достигло апогея, выступил в журнале «Панденос» с дифирамбами Пентапольцу и здесь же упомянул о безотлучном его пребывании на Эгине с самого переезда туда. И вполне вероятно, что публикация эта призвана была рассеять необоснованный слух, распространению которого сам автор когда-либо по ошибке письменно или устно способствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году. В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл. В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь. 31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

После службы Его Преосвященство принимал в доме о. настоятеля посетителей по делам прихода и затем, потрапезовав, удалился на покой» 447 . 25 февраля/10 марта 1902 г. Помолившись рано утром в храме, Тихон отбыл из Анзонии в Нью-Йорк. «Еще впервые Нью-Йоркская наша церковь видела Архиерейские великопостные службы. Умилительные песнопения и молитвы, трогательные воздыхания Ефрема Сирина , покаянный канон Андрея Критского , – кому из православных не сугубо дорого все это, у кого не замрет сердце от какого-то особенного чувства в эти святые минуты» 448 . 2/15 марта 1902 г. В субботу первой седмицы Великого поста Тихон, Хотовицкий А.А., Зотии ков И.И. выехали из Нью-Йорка в Катасакву, чтобы отслужить там всенощное бдение и воскресную литургию. 3/16 марта 1902 г. Свято-Троицкая церковь Катасаквы стала местом Торжества Православия. «Катасаквинская паства в нынешний раз была особенно утешена посещением Архипастыря ввиду исключительно тяжелого положения этого прихода, почти год сиротствовавшего без священника 449 . Только время от времени здесь совершали божественные службы и требы окрестные священники, и только теперь назначенный сюда священник, кандидат духовной Петербургской академии о. А. Немоловский, следовал из России в Америку. Здесь заранее для него уже была приготовлена удобная квартира, в которой и остановился Преосвященный Владыка со своими спутниками. Несмотря на ненастную погоду и сравнительную немногочисленность прихожан, большинство которых проживает притом не в самой Катасакве, а в её окрестностях, местная поместительная церковь в воскресенье была полна народу. Со славой Преосвященный Владыка был встречен и последовал в храм. Приурочив назидательные мысли, почерпаемые в празднестве первой недели, недели православия, к положению и пониманию богомольцев, Владыка долго по-отечески беседовал с ними пред отпустом, увещевая их твердо и непоколебимо стоять за заветы родной веры и церкви. Отбытие Владыки состоялось в тот же день, причем пришлось прождать на вокзале в ожидании запоздавшего поезда почти три часа» 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010