После Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил Канавку Божией Матери, осмотрел строящийся Благовещенский собор Дивеевской обители и провел встречу с главой Нижегородской митрополии, с полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе и с губернатором Нижегородской области. 18 августа 2019 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Санкт-Петербург. По прибытии в Северную столицу Святейший Владыка направился на Большеохтинское кладбище, где совершил литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Затем Его Святейшество посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, где поклонился мощам святого благоверного князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская», после чего совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова) и помолился на могилах митрополита Антония (Мельникова) и митрополита Иоанна (Снычева). Затем состоялось посещение Духовно-просветительского центра «Святодуховский». В канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, а в сам праздник — Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. За богослужениями Святейшему Владыке сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, духовенство Санкт-Петербурга. Среди молящихся были временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербурга, сестры обителей, а также — за Божественной литургией — военнослужащие 907 объединенного учебного центра Военно-морского флота.

http://mospat.ru/ru/news/46160/

По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба - двуглавого орла. А на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. Корона эта на белом поле здания была неприметна, и в 1849 году при поправке собора ее раскрасили, чтобы была виднее. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти. Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный - во имя Святой Троицы - освящен 28 июня 1697 года, южный - во имя Иоанна Предтечи - освящен в 1689 году и западный - во имя святителя Николая - освящен 17 июля 1693 года. Даты закладки собора и окончательного освещения были выбиты на каменной доске, вставленной снаружи в алтарную стену, до нашего времени не сохранившейся. В конце XVIII - первой половине XIX века Троицкий собор был сделан приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей. В 1916 году Троицкий собор стал кафедральным, в нем была открыта кафедра викарного епископа Соликамского. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. Троицкий собор оставался действующим до 1929 года. Попытки закрытия храма предпринимались и ранее этого времени. Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала чуть больше сорока человек. Письмо возымело свое действие, еще несколько лет шла церковная служба. В 1929 году в Соликамске было организовано " Общество воинствующих безбожников " . Его члены занимались травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением Президиума Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут.

http://sobory.ru/article/?object=02976

В 1930-х гг. священники и диакон Троицкого храма были репрессированы, а церковь закрыта. С 1932 года в здании бывшей церкви размещались склады народного комиссариата обороны, в которых хранилось оружие. Верхний ярус колокольни и четыре боковых главы из венчавшего храм пятиглавия, были снесены. 23 февраля 1944 года принято решение Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР об открытии Свято-Троицкой церкви на Слудке в городе Молотове. Вскоре храм был передан представителям Русской православной церкви. После косметических ремонтных работ, 25 мая храм освящается епископом Александром (Толстопятовым) и становится кафедральным собором Пермской епархии. Здесь разместились канцелярия епископа, а также различные службы. Долгое время на весь город Пермь с миллионным населением  была только Слудская церковь и кладбищенская Всехсвятская. В 2004 году в соборе Живоначальной Троицы на Слудке проводились масштабные ремонтные работы, в результате которых храм изменился до неузнаваемости. 23 ноября 2004 года состоялось Великое освящение главного престола. Сегодня Слудская церковь является одним из самых высоких и величественных храмов Перми (выше только Спасо-Преображенский собор), с самой большой в городе трёхъярусной колокольней. Троицкая церковь - характерный образец уральской архитектуры выполненной в эклектичном стиле. При постройки здания были использованы традиционные приёмы сооружения храмов в Пермской губернии: массивный четверик с мощным пятиглавием, где выделяются большой и малые световые барабаны, небольшая трапезная и высокая колокольня. Иконостас Свято-Троицкого собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы, такие как копия знаменитой " Троицы " Андрея Рублёва, иконы Божией Матери " Троеручица " , " О тебе радуется " и другие. Пермский Троицкий храм получил недавно в дар две иконы от Святой горы Афон: " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря и " Иверскую " икону Божией Матери из греческого Иверского монастыря. Пол храма выложен чугунными плитами художественного литья, окружает храм ажурная вязь церковной ограды, выполненная руками местных литейщиков.

http://sobory.ru/article/?object=02912

При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием. С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев). С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма - придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма! Низкий поклон всем, кто принимал и принимает участие в возрождении Христорождественского собора. Использованы материалы из информационных листков, вывешенных в храме История собора Рождества Христова уходит корнями в 990 г., когда на месте, которое тогда называлось Никольский погост, был построен первый деревянный храм на Александровской земле – церковь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00772

С приветствиями к участникам собеседований обратились генеральный консул Российской Федерации в г. Турку Сафронов А.В. и консул Финляндии в Санкт-Петербурге Лена Лиски. Приветствие от губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко было зачитано начальником отдела по связям с религиозными объединениями Л.А. Мусиенко. Во время собеседований члены обеих делегаций ежедневно по очереди совершали утренние молитвы согласно православной и лютеранской традициям. В пятницу 19 сентября был совершен молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской на кладбище при храме Смоленской иконы Божией Матери. После молебна настоятелем храма протоиереем Виктором Московским был дан ужин в честь участников собеседований. В субботу 20 сентября делегации молились в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры за всенощным бдением в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавлял митрополит Владимир. Прием в честь участников собеседований дал наместник Лавры архимандрит Назарий. В воскресенье 21 сентября участники собеседований молились за Божественной литургией в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Казанском кафедральном соборе и на мессе в лютеранской церкви Святой Марии. Главы делегаций — митрополит Владимир и Архиепископ Юкка Паарма, каждый на своем богослужении, произнесли проповеди. Протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора, устроил обед в честь делегаций. В тот же день вечером делегаты посетили Царское Село. Там они ознакомились с церковью лютеранского прихода г. Пушкина, где пастор Федор Тюлынин рассказал о деятельности этого прихода, а также посетили Софийский собор Царского Села. Настоятель собора протоиерей Геннадий Зверев устроил прием для участников собеседования в приходском доме. В понедельник 22 сентября делегации принял в своей резиденции генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеентупа. Вечером состоялось посещение собора Владимирской иконы Божией Матери, где приходская община с ключарем собора протоиереем Владимиром Фоменко дала ужин в честь участников собеседований.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208350...

Собор построен для солдат и офицеров лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России, наряду с Преображенским и Семеновским. Полк основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и назван по подмосковному селу Измайловское, участвовал во многих судьбоносных для Российской империи сражениях. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородино и Кульме. В витринах хранились ключи от взятых крепостей и городов, а также мундиры шефов Измайловского полка — российских императоров. В знак одержанных русским воинством побед на стенах собора были размещены трофейные знамена и знамена полка. В память о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на площади перед собором в 1886 году был воздвигнут памятник «Колонна воинской славы», сложенный из трофейных турецких пушек. В 1930 году колонна была разобрана и переплавлена. Памятник по инициативе прихода Троице-Измайловского собора был восстановлен в 2005 года. Расположенный вблизи казарм и являясь полковым храмом, Троице-Измайловский собор был популярен среди петербуржцев. В 1867 году здесь состоялось венчание Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Осенью 1894 года в соборе отпевали композитора и пианиста Антона Рубинштейна. Прихожанами храма в разное время были Иван Крылов, Гавриил Державин, Федор Достоевский, Сергей Прокофьев и другие известные люди культуры. При соборе действовали приют для детей-сирот военных с лазаретом и общество помощи бедным, в состав которого входили причт собора, офицеры полка и состоятельные прихожане. После революции 1917 года в связи с ликвидацией Измайловского полка Троице-Измайловский собор стал приходским. В 1933-1938 годах был кафедральным собором Ленинградской епархии. После окончательного закрытия в 1938 году храм предполагался к сносу или перестройке его в городской крематорий. В годы Великой Отечественной войны собор значительно пострадал от артобстрелов. После войны храм использовался как неотапливаемый склад, вследствие чего здание постепенно пришло в упадок.

http://patriarchia.ru/db/text/5194657.ht...

  ЖУРНАЛ 5 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о неофициальном визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке, Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Справка: С 14 по 22 января 2011 года Русскую Православную Церковь посетил Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Иона. В поездке Его Блаженство сопровождали епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек и инок Григорий (Стивенс). 19 января, в праздник Богоявления, Предстоятелями Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке была совершена Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Ионы. В ходе визита Блаженнейший Митрополит Иона совершил богослужения в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, московских храмах в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и святой великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Православной Церкви в Америке); посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Данилов монастырь в Москве, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию. Состоялось также посещение Его Блаженством Тверской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение в связи с состоявшимся визитом Предстоятеля Православной Церкви в Америке.   ЖУРНАЛ 6 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о проведении в городе Москве с 2 по 4 февраля сего года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 7 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе Президиума предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 г.). Справка: Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви «Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод». ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей различных частей Московского Патриархата, имея в виду, что предстоятели Японской Православной Церкви и Эстонской Православной Церкви уведомили Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о невозможности для них принять участие в заседаниях Архиерейского Собора по состоянию здоровья,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1397103...

во имя арх. Михаила и мон-рь. По царскому указу губернатор Киева кн. Д. М. Голицын в 1711 г. велел отвести место для построения келий и мон-ря «и на оном построивши монастир коштом своим» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 62). 8 нояб. 1713 г. состоялось перенесение мощей М. в новопостроенный Михайловский храм, к-рое возглавил еп. Захария. 14 авг. 1734 г. в мон-ре был сильный пожар, Михайловский храм сгорел, мощи М. переместили в монастырскую трапезную. 26 окт. 1734 г. мощи были перенесены в построенную часовню. В 1737 г. в мон-ре были сооружены новая трапезная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, ограда, кельи и колокольня. Мощи святого передали в ц. Благовещения, где они «явленно в раке опочивали». 13 мая 1750 г. мощи святого были перенесены еп. Никодимом (Сребницким) в отремонтированный Михайловский храм. В память об этом событии в Переяславле ежегодно 13 мая перед литургией совершался крестный ход вокруг храма с мощами святого. Именно в это время в город ежегодно прибывало наибольшее число паломников ( Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г./Примеч.: О. И. Бодянский//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 68). В связи с закрытием Михайловского мон-ря мощи святого 4 авг. 1786 г. перенесли в переяславский Вознесенский мон-рь, где они находились в посвященном преподобномученику приделе, в кипарисовой раке, оправленной в серебро и вызолоченной в 1791 г. на средства Белгородского еп. Аггея (Колосовского) , жившего в мон-ре на покое. В 1942 г. их перенесли в Троицкую ц. в г. Черкассы (ныне Украина), в 1965 г.- в храм Рождества Пресв. Богородицы в том же городе. С 26 мая 2003 г. мощи М. почивают в черкасском Свято-Михайловском кафедральном соборе. Известны прижизненные чудеса М.: он исцелил ослепшего после болезни жителя Канева; вернул на праведный путь каневского судью-мздоимца, которому неоднократно посылал деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею, пощади себя и меня» ( Недельский. 1895. С. 18). Своими наставлениями святой вернул матери нерадивого сына: с этим чудом связано «правило преподобномученика Макария» - практика постоянного чтения молитвы «Отче наш», благодаря к-рой юноша встал на путь исправления.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Постановлением патриарха Пимена и Священного Синода от 11 ноября 1975 г. архимандриту Ювеналию (Тарасову), настоятелю Успенского кафедрального собора в г.Пензе, определено было стать епископом Воронежским и Липецким. Наречение во епископа состоялось 15 ноября в храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Ленинградских Духовных академии и семинарии. Днем позже, 16 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры сонмом архиереев архимандрит Ювеналий был хиротонисан во епископа Воронежского и Липецкого. Жители Воронежа до сих пор вспоминают епископа Ювеналия добрым словом. За то, что отреставрировал и благолепно украсил Покровский собор, за то, что служил несколько раз в неделю, проповедовал за каждой службой, проводил духовные беседы. А еще было заново отстроено здание епархиального управления. Тогда подобная активность со стороны священника или епископа вызывала раздражение у властей. Они-то и добились перевода не в меру активного архиерея подальше от центра России, в Иркутск. Было это в 1982 г. Кое-кто советовал Владыке отказаться от нового назначения, но он резонно возражал: " Будет ли у меня моральное право перемещать священников, если я сам откажусь от перевода " . Два года возглавлял архиепископ Ювеналий Иркутскую епархию, простиравшуюся от Байкала до Тихого океана и соизмеримую по территории с Австралией. Так что самым подходящим для поездок по приходам и благочиниям транспортом был самолет, на худой конец поезд. Митрополит Ювеналий вспоминает, как однажды ночью, приехав на поезде в один из городов, он вышел на платформу и замер: пред ним стояла толпа в несколько сот человек. Люди среди ночи, не побоявшись лютого сибирского мороза, пришли на вокзал, чтобы встретить своего архипастыря. Господу было угодно, чтобы накануне великих преобразований в жизни нашей страны архиепископ Ювеналий оказался на Курской кафедре. Перечислить все сделанное им за эти без малого двадцать лет можно лишь в общих чертах, ибо подробный пересказ потребовал бы отдельной большой статьи.

http://pravoslavie.ru/9610.html

Проблемы, которые обсуждались на этом круглом столе, актуальны для всех нас, но мне разговор на эту тему был интерес еще и как педагогу. Я поделилась с собравшимися одним наблюдением из моей преподавательской практики. Мы проводили психологическое тестирование студентов первого курса университета. Тест должен был выявить, как они чувствуют себя в новом коллективе: появились ли у них новые друзья, есть ли лидеры. В ходе работы я поняла, что к концу первого семестра ребята даже не всех в своей группе знают по имени. Почему? Оказалось, что они предпочитают общаться со своими прежними школьными друзьями - в Интернете и по телефону - и не спешат выйти из зоны комфорта и познакомиться с теми, с кем свела их жизнь на новом этапе. Налицо проблема, над которой нужно вместе размышлять и студентам, и педагогам. Екатерина Уфимцева, доцент кафедры социологии социальной работы СГУ им. Н.Г. Чернышевского, координатор волонтерской службы «Добро» при Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова: - В храме во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой государственной клинической больнице им. Н.И. Пирогова г. Москвы состоялось заседание секции «Помощь бездомным. Комплексный подход к оказанию помощи бездомным», на котором мне довелось побывать. Участники встречи поделились практическим опытом работы по реабилитации бездомных, созданию православных приютов для людей, оставшихся без крова. Нам также рассказали о том, как действует московский центр для бездомных, который открылся год назад, о проблемах и моделях трудоустройства таких людей. Затем мы посетили Музей истории общин сестер милосердия, действующий при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. На следующий день я приняла участие в конференции «Вопросы катехизации» и заседании секции «Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность», где выступила с докладом «Воцерковленность современной православной молодежи: социологический анализ факторов и тенденций развития». В исследовании я выделила по критерию воцерковленности три группы российской православной молодежи, дала характеристику этих групп и сделала выводы о том, какие ресурсы и риски катехизации существуют для каждой из них.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/12/po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010