В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший Минскую кафедру в 1868-1877 годах. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года. После прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. В храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались раскулаченные крестьяне.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века. В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший в 1868-1877 годах Минскую кафедру. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом святой праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года.

http://patriarchia.ru/db/text/4126813.ht...

В 2006 году 7 мая освящен придел святого преподобного Сергия Радонежского в нижнем, Симеоновском храме Свято- Троицкого собора Обители Милосердия. Чин освящения по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина совершал настоятель Свято-Троицкой Обители Милосердия протоиерей Николай Стремский. В 2009 году 30 декабря в Свято-Троицкой Обители Милосердия произошло событие, которого ждали 10 лет. Была закончена роспись верхнего храма собора Святой Троицы и отслужена первая Божественная литургия. 31 декабря 2009 года состоялось торжественное открытие храма Святой Троицы, после Божественной литургии протоиерей Николай Стремский вручал памятные грамоты спонсорам и благотворителям, внесшим свою лепту в строительство храма. В 2010 году 10 января освящен собор в честь Святой Троицы, один из крупнейших на сегодня храмов Оренбургской и Бузулукской епархии. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский. Шестипрестольный собор - уменьшенная в полтора раза копия взорванного в 30-е годы XX века в Оренбурге Казанского кафедрального собора. Расписывался Собор известными иконописцами школы при Московской Духовной академии из Сергиева Посада под руководством Павла Никулина. Артель работает с 2000 года, иконописцы работали в храмах подворья Толгского монастыря (рядом с Ярославлем), поселка Спирово Тверской области, города Ессентуки, города Нарвы, поселка Балтым Свердловской области, а также расписывали часовню в городе Электрозаводске Московской области и иконостасы храмов в различных городах России. Роспись собора Святой Троицы Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия в поселке Саракташ ориентирована на византийский стиль середины XIV века. В декабре 2007 года роспись и иконы строящегося собора Святой Троицы были освящены иереем Николаем Клигун. Событием чрезвычайной важности ознаменован в истории Обители Милосердия день 6 сентября 1996 года. В этот день духовенство, прихожане, насельники Дома Милосердия и тысячи саракташцев встречали высочайшего гостя – предстоятеля Русской Православной Церкви, патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В благословление на дальнейшие труды во славу Божию патриарх Алексий II передал приходу Казанскую икону Пресвятой Богородицы, расшитую бисером. Теперь эта икона находится в соборе Святой Троицы на северной стене притвора.

http://sobory.ru/article/?object=26003

- Выставка " Коневец - святыня, которая рядом " , прошедшая в Храме Христа Спасителя г.Москвы и в Спасо-Преображенском монастыре г.Рославля, ставшая, по словам Его Преосвященства, знаковым событием для истории обители. - Издание Молодежным отделом и презентация иллюстрированного пособия " Техника духовной безопасности " . - В 2018 году завершены строительные работы и освящен Духовно-просветительский центр имени сщмч. Игнатия Богоносца п. Колтуши при храме св. Иоанна Кроншдатского, а также Духовно-просветительский центр в пос.им.Морозова - Освящен и открыт единственный в Ленинградской области хоспис для детей - " Детский хоспис при Соборе святого Архистратига Божия Михаила поселка Токсово " . Открытие Хосписа представляет собой плод совместной работы Епархии, прихода храма Архистратига Божия Михаила и Администрации Ленинградской области. Также Его Преосвященство поблагодарил духовенство и мирян епархии за поддержку мероприятий 625-летия Коневской обители, напомнив, что в 2019 году торжества продолжатся. Далее правящий архиерей озвучил статистические данные епархии. Приходов, имеющих юридическую регистрацию - 77. Монастырь - 1. Женских общин - 2. Всего храмов - 108.  Часовен - 36.  Итого храмовых строений - 144. В епархии строится 34 храма и 2 часовни. Также идет активное строительство нескольких Духовно-просветительских центров: - При Спасо-Преображенском кафедральном соборе - При храмовом комплексе в честь Успения Божией Матери в г. Выборг. - При кафедральном храме в честь Рождества Божией Матери в г. Приозерск. - При Свято-Троицком храме в г. Всеволожск. - При храме в честь Святителя Николая Чудотворца в п. Озерки. В епархии действует и ряд социально-ориентированных организаций, таких как: - Реабилитационный центр для наркозависимых при приходе храма Коневской иконы Божией Матери п. Саперное " Обитель исцеления " ; - Реабилитационный центр в п. Красноармейское; - Свято-Никольская женская община в п. Торфяное; - Братство трезвости во имя Александра Невского при храме Иоанна Предтечи в п. Юкки;

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти. Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками. В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время канонизированный.

http://pravoslavie.ru/113648.html

В тот же день Святейший Патриарх совершил закладку храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», строящегося в центре Луганска. Храм возводится на территории Луганской областной детской клинической больницы. Вечером делегация РПЦ отбыла в Москву. 1 октября 2011 по приглашению Священного Синода УПЦ Святейший Патриарх Кирилл прибыл в г. Черновцы. После посещения епархиального управления Его Святейшество совершил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе. 2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения состоялось открытие дома для детей-инвалидов при Вознесенском монастыре. По окончании официальных мероприятий делегация отбыла в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Выразить искреннюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за архипастырский визит в Луганскую и Черновицкие епархии Украинской Православной Церкви и духовную поддержку верующих Украины. 2 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о визите в Украину 23-24 сентября 2011 Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. Справка: С 23 по 24 сентября 2011 г. на приглашение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с официальным визитом в Украине находился Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Блаженнейший Митрополит Савва прибыл в Украину с целью принять участие в торжествах по случаю 1010-летия основания и 20-летию возрождения Свято-Успенского Святогорского ставропигиального Зимненского женского монастыря (с. Зимнее Волынской области).

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

12 июля 1890 г. Н. определен епископом Ладожским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 3 авг. состоялось наречение, 5 авг. того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершена хиротония (за той же службой в сан архимандрита был возведен игум. Антоний (Храповицкий) , назначенный ректором СПбДС). Во время торжественного акта Н. сказал: «Желание имею,- свидетельствуясь совестию,- всего себя отдать на служение спасению душ, мне вверяемых» (Речь при наречении. 1890. С. 1086). С 24 окт. 1892 г. Н.- 1-й викарий с новым титулом (после переименования викариатства) - епископ Гдовский (см. ст. Гдовское викариатство ), председатель совета епархиального братства Пресв. Богородицы. 25 нояб. 1890 г. Н. освятил временную церковь братства во дворе строившегося каменного храма на Боровой ул. в С.-Петербурге. 25 авг. 1891 г. Н. участвовал в отпевании профессора СПбДА М.О. Кояловича и произнес речь, особо отметив его «заботы о студентах, понесенные на должности инспектора» академии. 10 мая 1893 г. отпевал проф. А. И. Предтеченского, основателя «Церковного вестника», редактора «Христианского чтения». 6 авг. 1893 г. Н. рукоположил во иерея мон. Евсевия (Никольского ; впосл. митрополит Крутицкий). 13 нояб. того же года Н. назначен епископом Саратовским и Царицынским. 16 нояб. (еще до получения указа о переводе в Саратов) присутствовал в СПбДА на защите преподавателем Саратовской ДС П. С. Соколовым магист. дис. «Церковная реформа императора Иосифа II: Опыт церковно-исторического исследования из истории западных исповеданий». В 1894 г. в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома Н. рукоположил во диакона, а затем во иерея С. П. Ильменского (впосл. епископ Соликамский сщмч. Феофан ). Летом того же года Саратовскую губ. посетил прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он общался с Н. еще в С.-Петербурге, останавливался в архиерейском доме. Вечером 29 июня прот. Иоанн присутствовал на богослужении в Крестовой ц. и сам читал канон. На следующий день при большом стечении народа Кронштадтский пастырь служил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем вместе с Н.- молебен в городской думе. 6-7 окт. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иоанна освятил Свято-Троицкий собор в г. Балашове (см. подробнее: Новиков А. П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле//Православное слово. Балашов, 2015. 5. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Соборное духовенство принимало участие во всех важных событиях: осада города пугачевцами в 1774 году, пожары, посещение города духовными и светскими особами, в первую очередь 20–21 июля 1891 года наследником престола Николаем Александровичем, крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери. Все создаваемые в городе церкви сначала были приписными к собору. На 1913-й год при соборе существовали три приходских и три городских училища, одна приходская школа. Наиболее известными священниками были Ф. Галяховский, С. Бирюков, Д. Озерецковский, Г. Аманацкий, И. Тернов, П. Сементовский, В. Лавровский, В. Петропавловский, А. Будрин, М. Менстров, И. Ильин, Г. Троицкий. В 1918 году в соборе, как и в других храмах России, была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом». В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора, в мае 1940 года исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др. В 1997 году храм был возвращен верующим, 7.03.1998г. состоялось освящение собора. В 2003 году группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Художником-иконописцем Ю.С. Кадомцевой пишутся иконы для иконостаса. В 2012 году художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX века.  Елена Королева, http://troitsk-eparchy.ru/temples/1/ Свято-Троицкий собор - первое в Троицкой крепости каменное сооружение - занял особое место в структуре города. Он - визитная карточка Троицка, господствующая доминанта планировочной структуры города, он же играет значительную роль в формировании силуэта и панорамы исторической городской застройки. Троицкая крепость, предшествующая городу, была заложена в 1743 году. Поначалу в крепости существовала т. н. " полотняная " церковь. " Палатка, как говорит предание, стояла на Соборной улице. В 1861-1864 г. место, где стояла палатка, долгое время не было застроено и принадлежало уездному училищу. В 1898 году на сем месте отстроено прекрасное здание для трёхклассного городского училища " . Полотняную церковь вскоре сменила деревянная. Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона. До нашего времени этот храм также не сохранился. Известно, что место, где стояла та самая деревянная церковь, Троицкая дума в 1843 году предоставила диакону Базанову для постройки дома. Что касается описываемого храма, то его закладка состоялась в 1754 году, то есть через 20 лет после закладки Троицкой крепости на берегу рек Уй и Увелька. В этом мероприятии принял участие приехавший оренбургский генерал-губернатор И. И. Неплюев.

http://sobory.ru/article/?object=11854

Опыт Церкви со всей очевидностью показывает, как греховно и губительно пренебрегать волей Божией. Твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия, цель Которого для меня откроется в будущем. Несомненно одно: Господь наш Иисус Христос призывает меня следовать за Собой по пути жертвенного служения. Сущность архиерейства понимаю как несение креста, подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который «не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить ради спасения многих» (см.: Мф. 20, 28). Одним из самых важных качеств епископа считаю самоотвержение, ибо, по слову Спасителя, «кто хочет идти за Ним, пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой» (см.: Мк. 8, 34). Епископ — слуга Божий, покоряющий все разумные силы своей души церковному разуму. Каждое свое действие, каждое слово он обязан соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как на блюстителе чистоты веры и священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы. Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав всю высоту архиерейского служения, всё то, что мне предстоит воспринять, я мысленным взором обращаюсь в прошлое, удивляясь милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Родился и вырос я в семье сельских тружеников в то время, когда в стране нашей Церковь Христова была уничижаема и гонима. Для многих и многих наших соотечественников не от кого было узнать даже и о имени Божием. А в тех местах, где я провел детство и юность, о православных храмах остались лишь воспоминания. Святое крещение, первые исповедь и причастие восприняты мною в Свято-Никольском кафедральном соборе города Владивостока. В то время в Приморье началось возрождение Свято-Троицкого мужского монастыря, после паломничества в который в мое сердце запала мысль об избрании монашеской стези как труда ради Господа и спасения. Еще более утвердилось это желание во мне тогда, когда я впервые посетил древнюю Псково-Печерскую обитель и молился у чудотворной иконы Успения Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/church/444_sostoyalo...

В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь. http://www.pravenc.ru/text/149679.html В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром " наземного " монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

http://sobory.ru/article/?object=05569

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010