3 .В 1620 г., православная южно-русская церковь была утешена назначением нового православного митрополита на место отпадшего Михаила Рогозы. В этом году Иерусалимский патриарх Феофан, рукоположивший (15 августа) Иова Берецкого в митрополита киевского, поставил также особого епископа (Исаакия Борисковича) на епархию Луцкую, от которой Почаевская обитель искони зависела в епархиальном управлении. 579 Тем тягостнее было для православных последовавшее вскоре после этого отпадение известного поборника православной церкви Мелетия Смотрицкого, которого патриарх Феофан в числе других поставил также в архиепископа на епархию полоцкую, витебскую и могилевскую. Это случилось вскоре после того, как был убит (1623 года) известный гонитель православия, униатский витебский епископ Иосафат Кунцевич. Униаты и иезуиты объявили Мелетия соучастником в убийстве. Король велел казнить убийц... и Мелетий, неотличавшийся твердостью характера, упал духом. Вслед за сим он удалился на восток, где пробыл около трех лет. Отселе на возвратном пути Смотрицкий явился в Рим и там повергся к стопам папы, который буллою объявил его архиепископом (титулярным) иерапольским. После этого Мелетий поселился в дерманском монастыре (1627 г.), и вскор начал писать против православной церкви. Таким образом в 1628 году он поручил Дубенскому греко-униатскому архимандриту (спасскаго монастыря) Касиану Саковичу в дерманском монастыре свою «Апологию путешествия по восточным землям», в которой Мелетий не только выразил желание, чтобы восточная церковь соединилась с западною, но изложил разныя клеветы на церковь восточную и русских защитников православия. Здесь же он начал осуждать свои прежние сочинения, написанные в пользу православия 580 и т. п. Узнав об этом, митрополит Иов Борецкий поспешил назначить в Киев 1628 г. духовный собор, на который к 15 августа призывал всех православных западно-русских епископов, архимандритов и игуменов. Кроме этого теперь предстояло ему объявить полученное из сейма королевское (от Сигизмунда III 1587 – 1632 г.) предписание о собрании пожертвований на предстоящую войну с Россией за русское престолонаследство во времена Михаила Феодоровича (1613 – 1645 г.). Послушный голосу архипастыря, а еще более ревнующий о славе православной церкви, преподобный Иов вместе с другими не умедлил явиться в Киев к назначенному времени, и здесь в течении всего собора имел утешение быть свидетелем отречения Мелетеева от унии, как он в соборном печерском храме Успения Пресвятой Богородицы 15 августа в служении с митрополитом топтал своими ногами свою апологию, как вместе с сим было произнесено проклятие на издателя Мелетеевых латино-униатских сочинений архимандрита Кассиана Саковича и т. п. 581

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

На Руси переводы «Пчелы» были известны с XII-XIII вв. Древнерус. «Пчела» восходит к поздней, сокращенной версии флорилегия Псевдо-Максима. Перевод К. осуществлен независимо от предшествующих текстов, вероятно с греч. издания 1546 г., выпущенного К. Геснером в Цюрихе. Если древнерусская редакция «Пчелы» содержала перевод только флорилегия Псевдо-Максима, то редакция К. помимо этого текста (в новом переложении) содержит также флорилегий Псевдо-Антония. «Пчела» в переводе К. включает 3 книги: 2 Псевдо-Антония и 1 Псевдо-Максима. Сентенции классифицированы тематически: о мудрости, правде, власти, молитве, страхе, красоте, пьянстве, вере, женщинах и т. д. Язык перевода - архаизированный церковнославянский, практически без разговорных элементов. В переводе К. присутствуют болгаризмы, которые могли появиться в связи с деятельностью в Остроге болгарина митр. Дионисия Ралли-Палеолога. А. Ю. Ясиновский предполагает, что перевод «Пчелы» в Дерманском монастыре мог быть коллективным, К. только закончил его. Р. Марти насчитал 22 списка «Пчелы» в переводе К. Эта редакция «Пчелы» не получила большого распространения (в отличие от древнерус. варианта сборника), в XVII-XVIII вв. была известна в старообрядческой среде. Следующим лит. трудом К. является перевод с греч. языка на «просту мову» трактата «Синтагматион, или О святых седми Тайнах церковных списание...» митр. Филадельфийского Гавриила Севира, посвященного защите правосл. литургической традиции от нападок на нее со стороны католич. и протестант. теологов (греч. трактат впервые был опубл. в Венеции в 1600). Сочинение митр. Гавриила носит следы влияния схоластического зап. богословия. Причастность К. к переводу этого сочинения, осуществленному в 1603 г. в Дерманском монастыре, была доказана укр. историками Мыцко и Ясиновским. Трактат «Синтагматион...» стал первым обобщающим сочинением по догматике у вост. славян. Перевод К. оказал влияние на развитие укр. богословской мысли: в частности, знакомство с ним отразилось в произведениях свт.

http://pravenc.ru/text/1684740.html

Особенно сильно пострадала Волынская епархия во время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). К 1958 г. в Волынской обл. насчитывалось 386 церквей, служили 293 священника, 3 диакона, 24 псаломщика. В Ровенской обл. имелось 402 храма, служили 496 священников, 33 диакона. Отдельно учитывались в качестве централизованных орг-ций Корецкий и Дерманский жен. мон-ри, в к-рых были зарегистрированы соответственно 166 и 79 насельниц, хотя были также десятки незарегистрированных монахинь. В 1958 г. начались массовое упразднение приходов и мон-рей, преследование клириков. В июле-авг. 1959 г. в связи с закрытием кременецкого Богоявленского жен. мон-ря в Волынскую епархию были переведены 53 монахини, почти все они поселились в Корецком мон-ре, но некоторым власти запретили остаться в мон-ре. В том же году был закрыт Дерманский Троицкий жен. мон-рь. Единственной действующей обителью Волынско-Ровенской епархии оставался корецкий Троицкий жен. мон-рь. В дек. 1959 г. упразднили Николаевский храм во Владимире-Волынском. В мае 1960 г. был закрыт Ильинский собор в г. Камень-Каширский. В янв. 1960 г. был упразднен Преображенский храм в с. Чернчицы (ныне в черте Луцка), переоборудованный под склад, в нояб. 1983 г. он был разобран. В июле 1960 г. закрыли Михайловский храм в с. Вышков (ныне в черте Луцка). 22 нояб. 1960 г. Братский Крестовоздвиженский храм в Луцке был переоборудован под планетарий. В 1960 г. закрыли Успенский храм бывшего подворья Почаевской лавры в г. Здолбунов (разобран в 1963). В г. Корец были упразднены Параскевинский (1960) и Николаевский (1961) храмы. В 1962 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Б. Плугатаренко требовал от митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) уволить игумению Корецкого монастыря Людмилу (Вельсовскую), которая, по его словам, мешает местным властям в проводимых ими «мероприятиях по сокращению численности насельниц обители» в целях упразднения данной монашеской общины. В нач. 1962 г. с согласия архиеп. Панкратия (Кашперука) был закрыт Воскресенский собор в Ровно, переоборудованный в музей космонавтики и научного атеизма. В 1964 г. были снесены колокольня, а также часовня и статуя Пресв. Богородицы возле собора. В 1962 г. упразднили Богоявленский собор в Остроге. В февр. 1963 г. прекратилось богослужение в Рождество-Богородичной ц. в г. Дубровица. Ситуацию ухудшала бездеятельность управлявшего Волынской епархией в 1956-1962 гг. архиеп. Панкратия. В связи с потерей им зрения в 1961-1962 гг. епархией фактически руководил прот. Николай Струменский. В 1962 г. епархию возглавил еп. Мефодий (Мензак), к-рый в отличие от своего предшественника регулярно объезжал приходы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Как бы то ни было, грозная история Кунцевича не нашла в нем достойного питомца православия; он поспешил удалиться на восток, где пробыл около трех лет. На возвратном пути с востока он явился в Рим и там повергся к стопам папы, который буллою объявил его архиепископом Иеропольским (титулярным). Так говорил в надгробном ему слове иезуит Кортиспий, 29 января 1634 г., который хорошо знал, что делалось в Риме. Возвратясь в Россию, Мелетий в 1627 г. поселился в Дерманском монастыре, не объявляя себя униатом. Но как ни скрывал он себя, скоро заметили в нем перемену; а удаление его из России и православные и паписты называли делом слабой души. Мелетий написал «Защищение путешествию по восточным землям», напечатанное в 1628 г. в Дерманском монастыре. В этой апологии он не только высказал желание, дабы «восточная церковь соединилась с западною», но и написал оскорбительные клеветы на церковь восточную и русских защитников православия. Здесь же писал он: «не упоминаю об Оправдании, Обороне, Обличении и тому подобных сочинениях, в которых я чем дальше, тем реже нападал на истинные догматы »; т. е., он уже обвинял собственные свои сочинения, писанные в защиту православия. Позванный на суд собора, он хотя отказался подписаться под предложенным ему осуждением своей апологии, однако, в виду всех, в соборном храме, топтал ногами апологию, в знак торжественного осуждения ее (πλλεια апологии, Киев, 1628 года). Тем не менее, вслед затем, написал он «Протест (Protest)» с отзывом, будто против воли осудил он апологию, которой мысли признавал он и признает вполне верными, и издал еще «Письма к отцу Борецкому и другим, в Дермане, 1628 года». Тогда собор торжественно произнес против него осуждение, с осуждением клевет его, К., 1628 г. Мелетий выдал воззвание к унии, «Увещание (Paraenesis) к русскому народу» (Краков, 1629 г.), где между прочим осуждает собственные свои слова, которые написаны были в Плаче Орфолога; потом написал сочинение: «Расправа между апологиею и антидотом», Дермань, 1629 г., где выступил он уже со всею злостью против прежних своих единоверцев и осыпал их грубого бранью слепой страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С.В. Шумило Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники После нескольких лет интенсивной переписки с соотечественниками старец Иоанн Вишенский таки решается покинуть затвор и около 1604 года приезжает в Украину. Он встречается со своими единомышленниками, посещает ряд православных монастырей в Галиции и на Волыни. Судя по косвенным сведениям из Жития преподобного Иова (Княгиницкого), одним из первых старец Иоанн посещает Дерманский Свято-Троицкий монастырь неподалеку от Острога, 118 попечителем которого являлся князь Василий-Константин Острожский. 119 Игуменом обители в это время был давний приятель и сподвижник отцов Иоанна Вишенского и Иова (Княгиницкого) – отец Исаакий (Борискович) Святогорец, который, Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид как уже отмечалось ранее, и был одним из главных инициаторов приглашения старца Иоанна. Именно на момент приезда Иоанна Вишенского в Украину князь Константин и игумен Исаакий пригласили преподобного Иова (Княгиницкого) в Дермань для оказания помощи в устроении в монастыре афонского общежительного устава. 120 Во всяком случае, Житие преподобного Иова (Княгиницкого) впервые упоминает о приезде в Украину старца Иоанна Вишенского именно в контексте проводимых отцом Иовом реформ в Дерманском и Угорницком монастырях, отмечая, что «в том часе отец Иоанн, Вышенский друг его, от Святы Горы прийде и пожи с ним неколикое время» . 121 По всей видимости, приезд в это время старца Иоанна Вишенского вызван был не столько соображениями полемической деятельности, и уж тем более не инициативами Львовского братства, сколько необходимостью оказать помощь преподобному Иову (Княгиницкому) и игумену Исаакию (Борисковичу) в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда украинских монастырей на афонский устав, с тем чтобы они были не церковно-феодальными хозяйственными корпорациями, но подлинными духовными центрами православия и мистико-исихастской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6) Киприан Жоховский , с 1665 года архимандрит дерманский и дубненский, с 1668 г. лещинский, с 1670 дерманский, с 1671 епископ витебский, коадъютор полоцкого архиепископа, с 1674 г., по смерти Коленды, полоцкий архиепископ, и в том же году вступил в управление митрополии. 7) Марциан Белозор , из пинских епископов, с 27 сентября 1696 г. Умер в преклонных летах 1707 года. 8) Сильвестр Пешкевич с 1708 года. Умер 1713 г. 9) Флориан Гребницкий . Родился в полоцком воеводстве от родителей католического исповедания; обучался в виленском университете и получил степень доктора богословия; после был учителем философии в Жировицах и оффициалом базилианского ордена; в 1716 г. 11 марта, при содействии великого канцлера литовского, князя Карла Станислава Радзивила, получил полоцкую кафедру, на которую желал перейти из Владимира митрополит Кишка. 1142 По смерти митрополита Афанасия Шептицкого, был администратором митрополии, а с 1748 г. митрополитом. 10) Иасон Смогоржевский , по происхождению мазур из Великой Польши, сын родителей римско-католического исповедания, обучался в греческой коллегии в Риме, с 1747 г. генеральный митрополичий викарий, с 1758 г. коадъютор полоцкого архиепископа, с 1762 г. архиепископ. Пинская епархия Пинская епархия была самой малой из всех униатских епархий, обнимая лишь Пинский повет Брестского воеводства и простираясь в длину и ширину на 40 немецких миль. В 1631 году высланный из пинской иезуитской коллегии иезуит Андрей Боболя, для совращения православных в католическую веру, избрал главным местом своей пропаганды м. Янов в Пинской епархии и в течениии 26 лет вел дело с таким фанатизмом, что православные, ворвавшись 19 мая 1657 г. в католическую церковь , схватили его и умертвили. В последствии папа Бенедикт XIII причислил его к лику святых. В 1664 г. Пинская униатская епархия имела лишь до 10-ти приходских церквей. 1143 В 1676 году протопоп пинский Курцилович показывал, что в королевских имениях священников состоит 39 и протопоп, а в имениях земских, наследственных шляхетских, 46 священников, а лиц светских, мужчин и женщин 74. 1144

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

потерпел поражение в конфликте с Львовским братством. В 1607-1608 гг. И. фактически управлял епархией, имея титул «архимандрит уневский, нареченный епископ Львовский, экзарх Константинопольского патриарха и строитель монастырей Острожчины», но не был хиротонисан во епископа. Львовским архиереем стал ставленник братства православной шляхты Иеремия (Тиссаровский) , получивший от короля соответствующий привилей. Впосл., примирившись с Львовским братством, И. уступил ему основанную еп. Гедеоном (Балабаном) в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской обл.) типографию, на к-рую братство имело часть прав; на базе оборудования, перевезенного из Крылоса, используя подготовленные там книги, львовская братская типография возобновила свою деятельность в 1608 г. 5 февр. 1608 г. кн. Константин Острожский из уважения к церковным заслугам И., а также «по срочным и важным причинам» выдал последнему грамоту на пожизненное управление Дерманским Троицким монастырем. По мнению Исаевича, И. фактически управлял Дерманским монастырем с 1606 г. и руководил острожской типографией, где трудились свящ. Дамиан Наливайко и иеродиак. Киприан Святогорец. Смерть в февр. 1608 г. кн. Константина Константиновича и переход Острога во владение его сына - католика Януша стали причиной того, что подготовленные острожскими издателями книги не были напечатаны в Остроге. В 1610 г. Киприан Святогорец отредактировал «Беседы Макария Египетского», изданные в 1627 г. в Вильно, также в Остроге свящ. Дамианом Наливайко был подготовлен сборник «Лекции словенские, от иерея Наливайко выбранные». В 1611 г. «единым от спудеов училища Острозскаго греко-словенскаго» был переведен с греч. языка трактат Феодора Абу Курры «Слова о ересях» - «Книга блаженнаго Феодора, нарицаемого Авукара, епископа Карийского, противу различных еретиков, июдей же и срацын». Перевод имеет посвящение И., тексту предпослана обширная похвала в его адрес, в к-рой И. прославляется за твердость в хранении Православия и за противостояние униатам и католикам.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Ковеля Волынской губернии, был преподавателем Волынской (в г. Остроге) духовной семинарии (1811–1822 г.), настоятелем монастырей сначала Загаецкого (Волынская губерния), а потом Дерманского. По представлению своего двоюродного брата и друга Антония – митрополита С.-Петербургского, был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии в мае 1845 г., причём он был оставлен и настоятелем Дерманского первоклассного монастыря. Умер в с. Дермани в 1871 году 17 апреля на 84-м году жизни. Нынешний храм в Дерманском монастыре построен его старанием – на место храма сгоревшего, сооружённого Константином, князем Острожским 38 . 3. Иустин (в мире Иоанн) Охотин, уроженец Нижегородской губернии, из ректоров Ярославской семинарии хиротонисан 6 августа 1871 года во епископа Острожского. В начале 1879 года перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Харьков, а оттуда в 1879 г. в город Каменец-Подольск, откуда в 1887 году перемещён на Курскую Архиерейскую кафедру по докладу Св. Синода Высочайше утверждённому 28 марта 1887 года. † 1907. 4. Виталий (в мире Василий) Гречулевич, уроженец Подольской губернии, был законоучителем при Гатчинском сиротском институте (1847–1849 г.), при Николаевском, – что в СПб. – женском сиротском институте (1849–1860 г.), при училище благородных девиц (1860–1875 г.); был затем членом СПб. духовного цензурного комитета; в 1876 г. пострижен, как вдовый, в монашество. В 1879 г. 13 мая хиротонисан во епископа Острожского. В октябре 1882 г. перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Могилёв, где и умер 14 мая 1885 года. Он известен был в духовно-богословской литературе в 1) как основатель-редактор журнала «Странник», который он издавал в 1861–1877 г., и в 2) как плодовитый писатель, оставивший после себя множество сочинений, из коих многие имеют научное значение, а именно: «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия», «Изложение евангельской истории», «Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам», «Примеры детского благочестия», «Евангельские жены, помазавшие Христа», «О праздновании воскресных и праздничных дней», «Божественная литургия», «Евангельская история», впрочем неоконченная, и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Как мы знаем, в рамках затеянной при участии о. И. Вишенского монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы, помимо Дерманского, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине. Плоды такой деятельности не заставили себя долго ждать. Под влиянием «афонитов» оставшиеся верными православию монастыри постепенно преобразовывались в национальные духовно-культурные очаги. Возрожденные при участии афонских подвижников обители становятся в Украине теми центрами, вокруг которых и начинается духовное, культурное и политическое возрождение. Житие прп. Иова Княгиницкого сообщает, что старец Иоанн Вишенский в Угорницкой обители «пожи с ним неколикое время». О том, что о. Иоанн не просто гостил в Угорницком монастыре, мы узнаем из краткого упоминания в Житии, что оба старца «совещаши, жесточайшаго безмолвнаго жития желающе». Что это было за «совещание», Житие не уточняет, однако после него прп. Иов Княгиницкий оставляет Угорницкую обитель и начинает отшельнически подвизаться сам в пустынной местности среди девственных лесов Карпатских гор. На этом месте пустыннических подвигов преподобного и был им основан по афонскому образцу знаменитый Манявский скит. Таким образом, получается, что уединение прп. Иова Княгиницкого и основание Манявского скита случились по благословению и при участии старца Иоанна Вишенского. На основе косвенных сведетельств Иван Франко считал, что помимо посещения Львовского братства, Угорницкого, Уневского, Дерманского и других монастырей, старец Иоанн Вишенский также посещал Острог и встречался со своим старым благодетелем князем Константином Острожским. Кроме того, есть основания полагать, что во время пребывания в Украине старец Иоанн встречался с прп. Иовом (Желизо, ок. 1551 - 1651) Почаевским, который был не просто его современником и земляком, но и единомышленником, и старец Иоанн даже мог иметь духовное влияние на него. В частности, именно в это же время прп. Иов (Желизо) уходит к Почаевским горам, где также начинает подвизаться в пещерном затворе, а затем обустраивает Почаевскую обитель по афонскому уставу.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Существует он с начала XVI века, и, вероятно, 1548 год был годом его основания, когда протекторами его являются местные помещики Иван и Петр Богдановичи Загоровские. (В 1710 г. он был униатским, так как тогда «братство Загоровского монастыря – обряда греческого» во главе с игуменом Лаврентием Драгинским перешло в унию. Возвращен монастырь православным в 1839 г., а в 1842 г. возведен на степень третьего класса. В обители три храма: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, теплый во имя Всех Святых, и трапезный – в честь Воздвижения Креста Господня. В соборном храме находится местночтимая Загоровская икона Богоматери (праздн. 8 сентября), а под его алтарем расположен склеп, где погребен протектор монастыря маршал Петр Загоровский и его супруга Феодора Феодоровна (княжна Сангушко). Обитель Загоровская управляется архимандритом. Кременецкий Богоявленский монастырь в Кременце. Находится эта обитель в северной части этого города и приписана к Свято-Троицкому Дерманскому монастырю. Богоявленский нештатный монастырь воздвигнут в 1636 г., по благословению Киевского митроп. Петра Могилы , волынскими обывателями Даниилом Малиновским и Лаврентием Дровинским. При нем прежде существовало «Православное Богоявленское братство», оберегавшее и защищавшее православие от распространявшейся унии. Только после упорной борьбы с униатами, католиками и иезуитами монастырь в 1725 г. поступил в видение униатов и оставался оторванным от православия до 1839 года. В этом году монастырь стал отдельным православным приходом, существовавшим до 1865 г., когда был восстановлен Богоявленский монастырь и причислен к Загаецкому Св. Иоанна Милостивого монастырю. В 1873 г. он был отчислен от Загаецкого и приписан к Дерманскому монастырю. В обители три храма: соборный Богоявленский, Никольский и храм во имя Св. Иоанна Крестителя. При монастыре ость братская Свято-Николаевская церковноприходская школа. Настоятельствует в нем Острожский епископ. Мелецкий Свято-Николаевский монастырь в Ковельском уезде. Эта необщежительная обитель расположила в местечке Мельцах, при р. Турии, в 28 в. от уездного г. Ковеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010