384 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 7, по отношению министра финансов о доставлении сведений о расходах по случаю образования из Оренбургской двух новых губерний: Уфимской и Самарской. Тут же о закрытии волгского викариатства саратовской епархии и о бытии епископу Евсевию епископом самарским. 385 См. в св. синоде дело под 1240-м, 1828 г,, по рапорту грузино-имеретинской синодальной конторы, с представлением на рассмотрение об учреждении из трех епархий: цагерейской, цайенской и чкондидской, одной, под названием мингрельской. Тут же по именному Высочайшему указу об определении на архиерейскую вакансию в Мингрелии митрополита Давида. 387 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае и об определении в Абхазию архимандрита из русских, с распространением круга действий его по обращению к православной вере горских народов. Тут же об учреждении архиерейской кафедры в Абхазии, 6-й. 389 Указание Филарета на Агафангела, как на способнейшего для небезопасной миссионерской должности в Абхазии, особенно интересно в том отношении, что этот самый Агафангел сделал некогда безыменный донос синоду о неправильном переводе Библии при С.-Петербургской духовной академии и следовательно, хотя косвенным образом, был причиною удаления Филарета из синода. Агафангела, вскоре после доноса, перевели из московской академии, где он был бакалавром и исправлял должность инспектора, под видом повышения, ректором в харьковскую семинарию. Но и здесь он не укрылся от внимательной попечительности Филарета. 390 См. в канцелярии обер-прокурора дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае. 391 См. в св. синоде дело о закрытии воронежского викариатства и учреждении такового в казанской епархии, с присвоением викарию сей епархии наименования епископа чебоксарского, и о бытии епископом чебоксарским ректору ярославской семинарии архимандриту Никодиму. 394 Архиерей этот – Амвросий Волынский, который получил этот проект от острожского дерманского архимандрита Иерофея и представил его в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение о возможности выдачи на руки заказанных студентами книг принималось библиотекарем. Студент мог «единовременно получить… не более десяти книг сроком на три недели». Студентам 4-го курса, работавшим над кандидатскими диссертациями, разрешалось брать одновременно до 20 книг. Выдача книг осуществлялась в учебные дни по окончании лекций (с 15.00 до 17.00). Запрещалось выносить из б-ки редкие книги, рукописи, гравюры, чертежи и «археологические редкости». Также студентам не выдавались курсовые сочинения, написанные в КДА в прежние годы. Студент, потерявший или испортивший взятую им книгу, должен был либо представить в б-ку др. экземпляр той же книги, либо «заплатить показанную в каталогах стоимость книги и ее переплета». Все книги, находившиеся на руках у студентов, необходимо было возвращать в библиотеку при каждой поездке в отпуск или на каникулы. Учет выдачи книг велся в особой тетради. ЦАМ в первые годы своего существования располагался в помещении б-ки и потому первым блюстителем ЦАМ был библиотекарь КДА К. Д. Думитрашко. Лишь в 1877 г. коллекция ЦАМ была выделена из фондов б-ки, а должность блюстителя ЦАМ отделена от должности библиотекаря. Значительную часть фондов б-ки составляли пожертвования бывших воспитанников КДА, известных церковных и общественных деятелей. В разное время в КДА передавались книги и рукописи из личных собраний Н. Н. Бантыш-Каменского , гр. И. О. Потоцкого, митрополитов Евгения (Болховитинова), Макария (Булгакова) и Платона (Городецкого) , архим. Августина (Капустина), некоторых профессоров. В 1865 г. в КДА поступила б-ка Олонецкой ДС. Митр. Макарий (Булгаков), осуществивший ревизию КДА в 1874 г., предложил передать в б-ку КДА рукописи и старопечатные книги из храмов и мон-рей Киевской и Волынской епархий. Синод одобрил эту инициативу, издав в 1875 г. соответствующий указ. В результате фонды б-ки пополнились мн. ценными рукописями и изданиями из собраний киевского Софийского собора, Киево-Печерской и Почаевской лавр, Михайловского Златоверхого, Выдубицкого, Николаевского Слупского, Тригорского Преображенского, Загоровского, Дерманского и Мелецкого мон-рей.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

    Викариатства: Боровичское (1923—1934); Валдайское (1921—1927); Дерманское (1925—1937); Кирилловское (до 1934 г.); Крестецкое (1920—1923); Макарьевское (1923); Маловишерское (1922—1927); Старорусское (до 1937 г., 1956—1959); Тихвинское (до 1927 г.); Устюжинское (1924—1930); Хутынское (1926—1932); Череповецкое (1919—1934).    НОВОСИБИРСКАЯ и Бердская (до 1994 г. Н. и Барнаульская; 1994—1995 Н. и Томская).     Викариатства: Барнаульское (до 1930 г.); Бийское (1949—1957); Горноалтайское (1924—1925).    ОМСКАЯ и Тарская (до 1918 г. О. и Акмолинская; 1918—1937 О. и Павлодарская; 1937—1947 упразднена; 1947—1990 О. и Тюменская).     Викариатства: Петропавловское (до 1925 г.); Семипалатинское (до 1928 г.).    ОРЕНБУРГСКАЯ и Бузулукская (до 1937 г. О. и Тургайская; 1937—1945 упразднена).     Викариатства: Бугурусланское (1927—1937); Кустанайское (до 1930 г.); Орское (1923—1926); Челябинское (до 1918 г.).    ОРЛОВСКАЯ и Ливенская (до 1944 г. О. и Севская; 1945—1994 О. и Брянская).     Викариатства: Бежецкое (1921—1922); Болховское (1924—1932); Елецкое (до 1929 г.); Карачевское (1921—1924).     1935    Осинская (существовала год).    ПЕНЗЕНСКАЯ и Кузнецкая (до 1990 г. П. и Саранская).     Викариатства: Краснослободское (до 1928 г.); Мордовское и Саранское (1924—1937); Нижнедомовское (1923—1927).    ПЕРМСКАЯ и Соликамская (1918—1925 П. и Кунгурская).     Викариатства: Кудымкорское (1929—1931); Кунгурское (до 1925 г., 1925—1930 самостоятельная епархия, 1930—1935 викариатство, 1935—1937 самостоятельная епархия); Осинское (1924—1932); Оханское (1919—1927); Соликамское (до 1933 г.).    ПЕТРОЗАВОДСКАЯ и Олонецкая (до 1955 г. Олонецкая и П.; 1955—1990 упразднена; восстановлена в 1991 г. как П. и Олонецкая).     Викариатства: Вытегорское (1926); Каргопольское (до 1927 г.).     1925—1960    Петропавловская и Акмолинская (1933—1936 Петропавловская и Атбасарская; 1956—1957 викариатство Алмаатинской епархии; 1957—1960 самостоятельная Петропавловская и Кустанайская; в 1960 г. присоединена к Алмаатинской).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С 1619 г. горожане и шляхта делали вклады в пользу братства. К 1648 г. Л. б. получило в качестве пожертвований ок. 100 тыс. злотых. Наиболее крупным был вклад грека Мозеллы - 72 830 злотых (известны вклады также от 44 шляхтичей). В Луцке братство владело 5 дворами, несколькими каменными зданиями, «грунтами» (Сасковский, Кандибовский, Богушевский, Войтеховский, Божковичовский, Зубцевский), двором в Бродах. Л. б. принадлежали части имений в селах Луцкого повета (Дроздни, Семеренки, Гудчий Брод). Братский мон-рь также имел владения, в нек-рых случаях невозможно отделить имущество мон-ря от имущества братства. Деньги расходовались на построение храма и на его нужды, на содержание госпиталя, школы, поддержку бедных, в т. ч. за пределами братства. Значительное место в деятельности Л. б. в этот период занимали хозяйственные операции: кредитные, операции с недвижимостью. Учет доходов и расходов Л. б. вел один из монахов Братского мон-ря. На годовых общих собраниях финансовый отчет о деятельности Л. б. предоставлял игумен, в ведении к-рого находились деньги братства. Управление имениями, денежные и торговые операции осуществляли миряне - члены Л. б. В этот период в Л. б. имели место конфликты коррупционного характера. В 1640 г. Древинский заявил о том, что сделанное им в 1632 г. пожертвование на братскую школу (50 злотых) туда не поступило. В 1639-1643 гг. преподаватель братской школы свящ. Павел Грановский не получал платы (100 злотых в год) и подал жалобу на братчиков в суд. Во время восстания под рук. Б. М. Хмельницкого униат Александр Мокосий-Дениско, мон. Дерманского мон-ря, перешел в Православие. Осенью 1648 г. при поддержке казацкого войска он вернул в Православие храмы в Кременце. Благодаря поддержке волынской шляхты Мокосий-Дениско стал игуменом луцкого Братского мон-ря. 1 февр. 1650 г. он вернул в Православие Жидичинский мон-рь, контролировал др. институты правосл. Церкви. Некоторые из волынских шляхтичей - ктиторы Л. б. боролись против восставшего казачества в польск. войске. Кн. Ю. Пузына в 1648 г., находясь в осажденном казаками Замостье, написал завещание, в котором засвидетельствовал свою верность Л. б. и просил похоронить его в братской церкви.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

Городноезерская в Шероховичах, Новг. г., II, 944. Городолюбльский-Спасо-Преобр., Твер. г., II, 773. Гороховатская-Боров., Харьк. г., I, 85. Гороховецкий – Знам.-Городецкий-Красногривский, II, 812. Гороховецкий-Никол.-Троиц., II, 1006. на Горе Борисоглебский-Переяславский, II, 672. на Горе Феодора-Стратилата-Переяславский, II, 1334. Гостинопольский-Никол., С.-Петер. г., II, 980. на Государевом Старом Дворе-Знамен.-Московский, II, 813. Грановский – Преображен., Подоль. г., II, 1089. Гремячая, С.-Петер. г., II, 761. Гремячев-Успен.-Лихвинский, II, 774. на Гремячей горе Козмодемьян.-Псковский, I, 253. Греческий-Екатеринин.-Киев., I, 189. Греческий-Николаев.-Москов., II, 981. Григориев-Лопотов, Волог. г., II, 909. Грозовский-Иоанно-Богосл., Минс. г., I, 217. Грозовский-Николаев., Мин. г., I, 318. Гуляницкий-Корсун., Киев. г., II, 885. Гурьева-Успен., Новг. г., II, 1358. Густынский-Троиц.-Прилуцкий, I, 167. Д Давидова-Вознес., Моск. г., II, 775. Далматов-Успен., II, 776. Даниловская-Троиц.-Колесникова, Ярослав. г., II, 1229. Данилов-Московский, II, 777. Данилов-Переяславский, II, 1264. Данилов-Шужгор., Новг. г., II, 778. Данковский-Покров., II, 1063. Демьянова-Троиц., Арх. г., II, 1288. Демян.-Усть.-Узский, Пск. г., II, 779. Деревяниц.-Воскрес., Новг. г., I, 134. Дерманский-Троиц., Волын. г., I, 168. Дерновская-Спасс., Нижег. г., II, 780. Десятинский-Богород.-Рожд.-Новгородский, II, 781. Дивногор.-Троиц., Яросл. г., II, 1227. Дивногорский-Успен., Ворон. г., I, 169. Дидский-Павлов-Обнорский, Волог. г., II, 1033. Димитр.-Вологодский, II, 874. Димитр.-Кашинский, II, 783. Димитр.-Льговский, II, 913. Димитр.-Ряжский, II, 782. Димитр.-Серебряниц., Пск. г., II, 1146. Димитр.-Спасо-Прилуцкий-Вологодский, II, 1174. Димитр. – Спасо – Яковлев. – Ростовский, I, 465. Димитр.-Троиц., Симб. г., II, 1251. Димитр.-Югская, Яросл. г., II, 1361. Дисненский-Воскрес., I, 135. Дионисиев-Глушицк.-Сосновец., Волог. г., II, 767. Дмитровский-Борисоглебский, Моск. г., II, 671. Дмитровский-Кашинский, II, 783.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Это дало основание для переговоров между обеими сторонами, которые имели место в 1620-х гг., но так и не принесли никаких результатов, что было целиком закономерно: униаты не могли отказаться от идеи подчинения папскому Риму, чего не принимали православные, а последние, в свою очередь, не могли не сознавать, что уния рано или поздно трансформируется в чистое латинство. Все переговоры, таким образом, были изначально обречены на провал. К сожалению, некоторые из числа тех православных, кто был наиболее склонен к компромиссу с греко-католиками, зашли слишком далеко, идя по этому пути. Так, не выдержав гонений и испытаний, в конце концов совратился в унию ректор Киево-братской школы Кассиан Сакович, которого католики соблазнили саном архмта и передачей под его управление богатых мрей города Дубно. Позднее Сакович, ставший из защитника Православия его яростным врагом и написавший множество антиправославных трактатов, эволюционировал еще далее и стал римо-католиком. Парадоксально, но в конце жизни Сакович вновь порицал униатство, но теперь уже с позиции воинствующего латинянина. В унию уклонился и другой талантливый духовный писатель Западной Руси - Кирилл Транквиллион-Ставровецкий. Главной причиной его перехода в унию стала острая критика, которой православные собратья подвергли его богословские труды - " Зерцало богословия " и " Учительное Евангелие " . Кирилл за свою измену был удостоен королем Сигизмундом сана архмта Черниговского. Однако к чести его следует заметить, что несмотря на свой переход в униатство Транквиллион-Ставровецкий не запятнал себя, в отличие от Саковича, никакими нападками на православных . Еще одной тяжелой потерей стал для православных переход в стан униатов знаменитого Мелетия Смотрицкого. На решение Полоцкого владыки уйти в унию сильно повлияло знакомство с Православным Востоком, где Мелетий увидел безрадостную картину упадка древних Пхатов под турецким игом. Кроме того, бывший в ту пору пхом КПлским Кирилл Лукарис сильно тяготел в своих богословских воззрениях к кальвинизму, что не могло понравиться Мелетию, воспитанному на латинской богословской традиции иезуитской школы. Сказалось и то романтическое настроение, которое было характерно для Мелетия в связи с попытками переговоров о примирении между православными и униатами. В итоге совокупность всех этих факторов, сильно осложненная желанием владеть богатым Дерманским мрем, определила в конечном счете переход Мелетия в унию. Принявший его Велямин-Рутский вполне по-иезуитски согласился до поры до времени не разглашать тайны измены Смотрицкого.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Песнь 6 Ирмос: Ризу мне подаждь светлу,/одеяйся светом, яко ризою,/Многомилостиве Христе Боже наш. Житие мое страстьми умертвися,/молитва леностию многою оскуде, братолюбием украситися не попекохся;/иже миру умертвивыйся и в молитве до смерти пребывый,/братолюбия рачителю, отче преподобне, помози ми во гресех погибающему. Самаго себе плачу, окаянный, и земли нашея растления,/но, твое предстательство призывая, отче преподобне,/паки к духовному деланию воздвизаюся и глаголю:/заступи твою землю, угодниче Божий,/и о спасении моем сотвори молитву. Кто от верных не удивится преподобнаго Феодора ревности духовней:/той бо на княжении веры бысть подвижник/и в подвизе пещернем князь над страстьми вскоре показася,/по преставлении же своем Ангелов купножитель. Богородичен: Ума моего извращения/и души двизания страстная и лютая, Дево, исправи/и цела мя соблюди от всегда немилостивно находящих ми. Кондак, глас 4: Красоты ризныя возгнушавшагося/и богатства тленнаго со благодарением отвергшагося,/в ризу же безстрастия облекшагося/и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/яко молящася непрестанно/о душах наших. Икос: Восхвалим, братие, Феодора блаженнаго,/той бо от юности себе не пощади,/в походех противу врагов веры нашея плоть изнуряя и живот свой за други полагаяй,/и, яко Давид Соломону, своему сынови о построении храмов Божиих завет предав,/монашеское житие изволил есть,/аки раб братии угождаяй и себе самаго смиряяй,/того убо воспоим, братие, яко Богу и ближним поработившагося,/враги же видимыя и невидимыя смирившаго/и молящагося непрестанно о душах наших. Песнь 7 Ирмос: На поле Деире/иногда мучитель пещь постави на мучение Богоносных,/в нейже три отроки песнословяху Единаго Бога,/троично воспеваху, глаголюще:/отцев Боже, благословен еси. Острог град твоя подвиги, отче преподобне, проповедует,/хранит же обитель Дерманская тех память,/воспевает и Печерская Лавра терпение твое и веру,/людие же российстии и народ чешский в твоем заступлении общение любве своей утверждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из Вильно Его Высочество изволил отправиться в Гродно в тот же 14 день сего июля. Правлению Литовской семинарии, от 19 июля за 2153, о помещении учеников на полное и половинное казённое содержание в семинарии На ведомости об учениках уездных училищ Литовской епархии, удостоенных перевода в низшее отделение семинарии, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: По ведомости сей отмечены, кого должно принять в семинарию на полное, а кого на половинное казённое содержание. Таким образом, замещены будут 55 казённокоштных вакансий. Соответственно моим отметкам, правление семинарий сделает надлежащие распоряжения, а о кандидатах, остающихся ещё под сомнением, представит мне особо с нужными справками. Правление поспешит представлением мне и ведомости, подобной настоящей, о кандидатах, имеющихся на казённокоштные места в духовных училищах. Святейшему Правительствующему Синоду, от 31 июля за 2306, с мнением по просьбе не воссоединившегося священника Григория Мицевича на счёт дозволения ему проживать в с. Даши Бельского уезда Указом, от 19 мая сего года за 4673, Святейший Правительствующий Синод требовал моего заключения по просьбе не воссоединившегося с Православною Церковью священника Григория Мицевича о дозволении ему проживать при детях в селе Даши, Бельского уезда, Литовской епархии. По истребованному сведению от местного благочинного, детей священника Мицевича не находится не только в селе Дашах, но и во всём Бельском уезде; а проживают там двоюродные его братья Православного исповедания, которые объявили благочинному, что не желают возвращения к ним сказанного Мицевича. С другой стороны сей духовный, по весьма ограниченным своим познаниям и характеру, может быть легко употреблён как орудие людьми злонамеренными; а этого надобно избегать, в испрашиваемой Мицевичем для жительства местности и при нынешних политических обстоятельствах. Эта местность прилежит к самой границе Царства Польского, и Римско-католическое духовенство в этой стране действует в отношении воссоединённого народа с большею неблагонамеренностью, нежели в других местах Литовской епархии. Посему я полагал бы полезнейшим оставить священника Григория Мицевича по прежнему на жительстве в Дерманском монастыре, или дозволить проживать по его желанию Волынской же епархии в м. Шумске на попечении тамошней помещицы. В тех местах нет воссоединённого народа, и Мицевич не может быть вреден, разумеется, при надзоре местного духовенства. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 14 сентября за 2870, о времени выезда его высокопреосвященства для осмотра воссоединённых епархий

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

154 Смотри о сей книге целое рассуждение, читанное в Александроневской академии 1804 г. января 25 и того же года напечатанное в 4 листа при Св. Синоде. Но сожалеть должно, что деяния сего Киевского собора 1641 г. не дошли до нас, а известны нам только по ядовитой на оный критике униатских архимандритов Дерманского монастыря Яна Дубовича и Дубенского Кассиана Саковича. 156 Описание сие под названием: Ciekawe Opisanie Ukrainy Polskiey i rzeki Dniepru od Kiowa a do meysca, gdzie rzeka ta wrzuca sie w Morze, przez Р. Веаир1ап, Indzyniera w slubie Królov Polskich Zygm. III. Wlad. IV, Iana Kazmira издано Немцевичем в III томе его книги Zbior Pamtnikow o Dawniej Polszeze, напечатанной в Варшаве в 1622 г. в 4 частях. Боплан сочинил свое описание около половины XVII столетия. 157 Описание сего посольства польского, сделанное бывшим в оном же Львовским подкомием Мясковским, с приложением и договоров издал Немцевич в IV томе книги своей Zbiór Pamtnikow о dawniey Polszcze, в Варшаве в 1822 г. от стр. 552 и след. 158 См. Историю об унии, стр. 115 и иезуита. Кс Яна Алоизия Кулеши книгу Wiara Prawoslawna, издан. в Вильне в 1704 г., стр. 276. 159 Договор сей можно видеть в III части Собрания Государственных Грамот и Договоров, издаваемого иждивением Канцлера Графа Н. П. Румянцова, ст. 462 и в Истории Малороссии издан. Д.Н. Бантыш-Каменским. 160 Истории Малой России соч. Д. Н. Бантьпп-Каменским, изд. в Москве в 1622 г., часть I, стр. 120 и 122: а Соборное определение в Москве о принятии Богдана Хмельницкого в подданство царю Алексею Михайловичу можно видеть в III части Собрания государственных грамот и договоров от стр. 481–489. Там подробно изъяснены и причины сему. Там же находятся и многие грамоты, и акты при принятии присяги от казаков в Переяславле, а также и увещательные от польского короля малороссийскому народу грамоты о непоследовании Хмельницкому. 161 О сем пишет Стебельский в своей книге Zywoty Ewfrozyny y Parascewii, tom. II, kart. 324. Подкоморий Московский в своем описании польского посольства 1649 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ф. 3833. Оп. 3. Д. 8. Л. 40-43). 26 марта 1943 г. в письме генерал-комиссару Волыни и Подолья Г. Шёне Поликарп призвал оккупационную власть поддержать его «церковную иерархию» и ограничить проведение облав в укр. селах в обмен на более активное сотрудничество (Там же. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 27. Л. 1). 28 мая 1943 г. Поликарп снова был на приеме в генерал-комиссариате Волыни и Подолья в Ровно, где ему было предложено принять меры для прекращения деятельности бандеровского подполья. Поликарп указал на безрезультатность его усилий, что соответствовало действительности: и он сам, и др. бывш. «угодовцы» не могли быть авторитетом для бандеровцев, к-рых до 1939 г. «угодовцы» резко критиковали в интересах польск. властей, хотя это не помешало сближению с ОУН некоторых бывш. «угодовских» деятелей в период нем. оккупации. Вероятно, к такому сближению стремился и сам Поликарп. Весной 1943 г. усилились конфликты из-за храмов между УАПЦ и Автономной УПЦ. 1 апр. 1943 г. к УАПЦ присоединился бывш. архидиак. Почаевской лавры Григорий (Грабарь), пытавшийся позже провести в Почаеве «референдум» о переводе лавры в юрисдикцию УАПЦ. Особенно острый конфликт возник в кон. апр. 1943 г. за Белевский скит в с. Белев Ровенского р-на: в окт. 1942 г. насельники перешли в раскол, но вскоре часть братии отказалась от УАПЦ. После гибели 8 мая 1943 г. митр. Алексия (Громадского) активизировался процесс перехода общин Автономной УПЦ в УАПЦ, к автокефалистскому расколу присоединялись целые благочиннические округа, что в ряде случаев было результатом вмешательства ОУН и Украинской повстанческой армии (УПА) (ЦГАВОГВУ. Ф. 3833. Оп. 1. Д. 124. Л. 4). В кон. мая 1943 г. в УАПЦ перешли благочинный Мизочского окр. прот. Евгений Кульчинский, благочинный Вербского окр. прот. Павел Мицевич, настоятель 2 церквей в известном центре паломничества - с. Тростянец Дубенского р-на свящ. Леонид Шайдевич. В июне 1943 г. к автокефалистам присоединилась братия Дерманского мон-ря во главе с архим. Варлаамом (Цихоцким), тогда же в УАПЦ вступил Гощанский благочинный прот.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010