Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Гипсовыми элементами восстанавливаются поврежденные участки сени Затем их покрывают сусальным золотом – это тончайшие лепестки золотой фольги, каждый из которых реставратор должен аккуратно закрепить. В работе – одна из «корон», венчающих сень Лестница на северную колокольню Новые колокола Александро-Невской Лавры. Возрождением колокольных звонов к 300-летию монастыря занимается «Международный центр колокольного искусства». На колокольне также продолжаются реставрационные работы. В крипте Свято-Троицкого собора расположен новый Крестильный храм. В центре храма — купель для совершения Таинства Крещения чином полного погружения. Она выполнена в форме креста. На дне – мозаика с христианской символикой Макет Александро-Невской Лавры, расположенный на первом этаже «новой» ризницы. На первом этаже «новой» ризницы – общедоступная библиотека Фонды библиотеки насчитывают около 17 000 единиц хранения (книги, подшивки периодики, постеры, карты, диски). Почти все издания внесены в электронный каталог: он насчитывает около 10 200 библиографических записей, причем создается авторитетный файл «авторы и персоналии» православной тематики, ведется аналитическая роспись периодики и сборников На месте кельи святого прп. Серафима Вырицкого устроен храм в его честь Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Икона святого прп. Серафима Вырицкого В этом же здании находится одна из трех паломнических гостиниц «Федоровская» Практически все здания монастыря еще в лесах. Лавра готовится к 300-летнему юбилею. Реставрация живописи в верхнем храме Федоровской церкви Лавры. В нижнем храме Федоровской церкви во время реставрации найдены дореволюционные захоронения. (На фото – гробница графа Якова Ивановича Ростовцева, видного государственного деятеля, одного из авторов крестьянской реформы 1861 года). Надгробная плита грузинского царевича Теймураза Багратиони, сына последнего грузинского царя Георгия XII. В Духовском братском корпусе идет роспись в новом храме в честь Иннокентия и Софрония, святителей Иркутских. Он будет доступен только братии монастыря.

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

Святейшего Патриарха приветствовал губернатор северной столицы Г.С.Полтавченко, который передал в дар Александро-Невской лавре от Русского Афонского общества и от Санкт-Петербурга точный список чудотворной афонской иконы Божией Матери «Достойно есть». Затем состоялся крестный ход с мощами святого благоверного князя Александра Невского из Свято-Троицкого собора лавры на площадь Александра Невского. Возглавил крестный ход Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мощи святого благоверного князя Александра Невского и Казанская икона Божией Матери были установлены под сенью на площади Александра Невского, где Святейший Патриарх Кирилл в сослужении собора архиереев и духовенства совершил праздничный молебен. На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации ФС РФ В.И.Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко, губернатор Ленинг радской области А.Ю.Дрозденко, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В.И.Булавин, председатель правления ОАО «Газпром», заместитель председателя Совета директоров ОАО «Газпром» А.Б.Миллер, президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И.Якунин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С.Макаров, вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Б.Дивинский, кавалеры государственного ордена Александра Невского. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на торжествах, отметила, что год от года Александро-Невская лавра возвращает свое былое великолепие и продолжает выполнять миссию нравственного и духовного возрождения российского общества, сообщает пресс-служба Совета Федерации. «Жизнь, деяния, подвиги Александра Невского - это своего рода нравственный маяк, который светит нам через века отечественной истории. Вот уже почти восемь столетий наш народ бережно хранит о нем память», - отметила она. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поздравил участников торжеств, всех петербуржцев с одним из самых почитаемых православных праздников, сообщает сайт Администрации города . Он подчеркнул, что небесный покровитель Санкт-Петербурга Александр Невский – символ национальной гордости и славы России. «В честь Александра Невского строятся храмы и часовни. Но главная святыня, посвященная Святому Благоверному Князю - наша Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Сегодня эта жемчужина православия, куда приезжают тысячи людей из всех уголков России, обретает новую жизнь», - сказал губернатор. Он отметил, что к этому юбилею проведена большая работа по реставрации ансамбля Лавры и поблагодарил всех, кто «вложил в этот большой труд частицу своего сердца, души, таланта».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/12/pa...

Епископ Назарий подробно рассказал об истории возникновения и этапах развития Лавры, судьбе ее семнадцати храмов. «Из тех шести-восьми комнат Лавра превратилась в целый ансамбль, который открылся во всей красе для жителей и гостей нашего города. Новым витком в развитии Лавры можно назвать открытие музея, общедоступной библиотеки. Вскоре состоится освящение храма святого Феодора Новгородского, в котором находится икона и частица мощей святого. Планируется, что он станет приходским храмом для будничных богослужений. В лавре работает много мастерских (иконописная, ювелирная, гончарная, швейная, фарфоровая и др.), которые предлагают туристам свою продукцию. Лавра имеет большой потенциал в качестве объекта паломнической инфраструктуры. В год мы принимаем 60-70 тысяч туристов, в паломнической гостинице имеется 150 мест, на такое же количество гостей рассчитана и трапезная. Нам бы хотелось, чтобы экскурсоводы из лицензированных турагентств были хорошо подкованы и так преподносили информацию, чтобы это было не только интересно, но и полезно слушателям. Мы не ставим перед экскурсоводами задачу катехизации, но важно говорить правду, чтобы это было достойно того места, в которое люди пришли», — отметил владыка. Директор паломнического центра лавры иеродиакон Марк (Бирюков) представил обзор новых экскурсионных программ и рассказал о каждой из них в отдельности: «Неизвестная Лавра», «Александро-Невская лавра. 1917-2017. Уроки столетия», «Святой полководец Александр Невский», «Образы Пресвятой Богородицы в Троицком соборе Лавры», а также обзорные экскурсии с различными программами: посещением колокольни Свято-Троицкого собора, концертом вокального мужского ансамбля Лавры, посещением «Древлехранилища» (музея Лавры). «Деятельность нашей службы можно обозначить двумя главными направлениями: во-первых, прием паломников и организация экскурсионных программ в Лавре, во-вторых, организация поездок по святым местам России и зарубежья. Приоритетным направлением является организация экскурсий по самой Лавре, которые проводят братия монастыря и экскурсоводы паломнического центра. Кроме ежедневных обзорных экскурсий, которые проходят в 12, 14 и 16 часов, у нас есть авторские тематические экскурсии, которые мы сегодня вам представим. Проводить экскурсии по территории Лавры могут и туристические фирмы при наличии лицензии нашего паломнического центра. Для ее получения необходимо окончить курсы православных экскурсоводов, принять участие в обучающей экскурсии по лавре и пройти тестирование по ее итогам», — пояснил он.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

«Тем не менее, это главная выставка, и она посвящена закрытию нашего юбилейного года, который продлился с Благовещения Пресвятой Богородицы, с 7 апреля, до 6 декабря», - напомнил архипастырь. «Хотелось бы, чтобы нашу выставку посещали не для того, чтобы заполнить свое пустое время, а с пользой», - выразил надежду владыка. Затем выступил заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Воронко. «Думаю, что выражу общее мнение, если скажу о неповторимой атмосфере, которая сегодня царит в этом зале. Когда проходишь вдоль стен, вглядываешься в фотографии, в изображенные на них лица, в здании и интерьеры Александро-Невской Лавры, по-особому начинаешь понимать и оценивать историю нашего города, историю нашей страны. Говорят, что фотография - это моментальный слепок эпохи. Всю правоту этих слов начинаешь осознавать в такие моменты, потому что когда видишь фотографии, которые здесь представлены, можно проследить, как возникла Лавра, как она развивалась, видеть разные годы ее жизни. Тогда начинаешь понимать, что несмотря не на что, она всегда оставалась для нашего города центром духовной жизни», - заявил городской чиновник. Председатель правления петербургского Санкт-Петербургского Союза художников Альберт Чаркин вручил епископу Назарию памятную награду творческого объединения - бронзовую статуэтку Михаила Архангела - «За выдающуюся деятельность в укреплении единства православных народов, в утверждении и продвижении христианских ценностей в жизни общества и за значительный вклад в духовное возрождение и процветание великой России». Организаторами финальной выставки «300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» выступают Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и МОО «Александро-Невское братство» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Выставка продлится до 8 декабря 2013 года. Время работы выставки: с 12:00 до 18:00 все дни, кроме понедельника. Вход свободный. Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников располагается по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская ул. д.38.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/28/se...

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма – собора Святой Троицы, в него были торжественно перенесены мощи благоверного князя и положены в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого князя. В 1743 году Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен благоверному князю. В 1922 году монастырь лишился своей святыни. 12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами святого Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и мощи благоверного князя, которые долгое время находились в музее атеизма, и возвращены в собор лишь в 1989 году. 18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь переименовать лаврой. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В обители находилось 15 церквей и часовня, кроме того, 3 храма были в Киновии и один – в Серафимо-Антониевском скиту. Численность братии составляла в феврале 1917 г. 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. Лаврский капитал в это время достигал 1 800 тыс. рублей, а доходы в 1915 г. равнялись 699,3 тыс., уступая в стране из монастырей только Киево-Печерской Лавре; в 1916 г. доход только от арендных статей составил 369 тыс. рублей, а от кладбищ – 181 тыс. Обители принадлежали сдаваемые в аренду 14 жилых домов на близлежащих проспектах и улицах, а также 41 амбар, 60 кладовых и 4 подвала на набережной Невы. Кроме того, лаврской собственностью являлись 103 земельных участка в городе, 51 десятина земли и водяная мельница в имении Серафимово Лужского уезда Петербургской губернии . В лаврских зданиях размещалась двухклассная Александро-Невская церковно-приходская школа на 100 мальчиков-певчих Митрополичьего хора, богадельня на 30 женщин, братская больница и лазарет Красного Креста 279 для раненых и больных воинов. Он был создан на базе Рижского военного госпиталя, для которого 30 сентября 1915 г. мобилизационный отдел городской управы отвел здания Антониевского Духовного училища, больницы Духовной Академии, 4-й этаж Духовной Семинарии и некоторые другие помещения. До 1918 г. существовал еще один этапный лазарет имени Александро-Невской Лавры на театре военных действий (с 1916 г. во Франции, где он обслуживал русские войска), на содержание которого обитель внесла в октябре – декабре 1916 г. 13 тыс. рублей . Братия Лавры не стояла в стороне от бурных событий осени 1917 г. В ноябре она участвовала в выборе членов Учредительного собрания. А 11 ноября Святейший Синод удовлетворил ходатайство священномученика митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) о разрешении в конце месяца согласно просьбе православного населения Петрограда изнести раку с мощами св. Александра Невского из Свято-Троицкого собора и совершить торжественный крестный ход по городу для служения Литургий, всенощных бдений в различных храмах и молебствий на площадях «о прекращении нестроений и бедствий в нашем Отечестве и о даровании державе Российской победы и одоления над врагами» .

http://bogoslov.ru/article/3021404

23 января 1918 г. в газетах был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», первоначально называвшийся «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Именно он заложил основы будущего, почти бесправного положения Церкви. В декрете были пункты, не связанные прямо с его основным смыслом: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества . Эти ограничения не вытекали из принципа, что религия есть частное дело граждан (частные общества имели соответствующие права), и были вызваны прежде всего политическими и идеологическими соображениями. Именно указанные запреты наиболее тяжело отражались на деятельности Церкви. Декрет также не предусматривал переходного периода. Первые случаи реквизиции лаврской недвижимости были еще до выхода декрета. Так, 2 декабря 1917 г. Всероссийский союз рабочих и крестьян по выработке и распределению сельскохозяйственных машин и орудий реквизировал для своих нужд кладовую в складском корпусе 12. Но угроза массовой конфискации первоначально возникла для лаврских жилых домов на Невском пр., Калашниковой наб., Шлиссельбургском пр., и Амбарной ул. 19 декабря 1917 г. Совнарком издал указ, согласно которому все недвижимое имущество Петрограда облагалось единовременным сбором в пользу городской казны. Согласно расчету Петроградской Думы Лавра оказалась обязана внести 59739 руб. По распоряжению епископа Прокопия от 31 января 1918 г. было уплачено 20 тыс., так как других наличных средств в тот момент не имелось. В ответ последовал указ городской управы домовым комитетам, что они обязаны перечислять весь сбор арендной платы с жильцов в казначейство думы до полного погашения суммы, а если владельцы откажутся нести текущие расходы по содержанию собственности, то она будет конфискована в пользу городского управления. Домкомы лаврских домов обратились за разъяснением в Духовный Собор, и он 15 марта постановил оставить вопрос открытым, так как финансовое положение обители не позволяет ей уплатить налог, «да при теперешнем положении дел и произведенная (если бы это было возможно) уплата этого сбора ни с какой стороны не гарантирует Лавру от конфискации ее недвижимостей и от взыскания с нее снова каких-либо новоизобретенных долгов». В постановлении также говорилось, что «Духовный Собор не признает себя в праве даже косвенным образом как-либо санкционировать конфискацию искони принадлежащих Лавре недвижимостей, а потому определено известить домовые комитеты всех лаврских домов о том, что, не решая возбужденного ими вопроса, Лавра однако оставляет за собой право предъявить, когда признает нужным, гражданские иски к квартиронанимателям, не внесшим своевременно платы в лаврское казначейство» .

http://bogoslov.ru/article/3041971

Невская обитель, по замыслу Петра, должна была стать «надеждой архиерейства», своеобразной кузницей кадров, где готовятся лучшие духовные силы Российской империи. Что воплотилось в жизнь из замыслов Петра Великого, пусть каждый судит сам. Но отметим, что именно за подготовку «цвета архиерейства» Невский монастырь по указу императора Павла I стал Александро-Невской лаврой. Тогда же существовавшая в монастыре Славяно-греко-латинская академия получила статус Духовной академии. Уже при императрице Елизавете Петровне в главном монастырском храме - соборе Святой Троицы - была установлена величественная и одновременно строгая серебряная рака. В ней и обрели покой мощи великого полководца, политика и духовного покровителя Санкт-Петербурга. На Тихвинском кладбище лавры в Некрополе мастеров искусств нашли упокоение Ф. Достоевский, П. Чайковский, М. Глинка и другие выдающиеся деятели, составившие славу России. К началу ХХ века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось уже 16 церквей. Но случилась революция, и с 1918 г. на Казачьем кладбище большевики стали хоронить своих активистов. В настоящее время это кладбище именуется «Коммунистической площадкой» (оно же стало местом упокоения и для общественных деятелей постсоветского времени). В 1920 г. весь комплекс лавры был взят под охрану советского государства уже как памятник архитектуры. Мощи святого князя Александра Невского в 1922 г. были перенесены в Музей религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе, а серебряная рака отдана в Эрмитаж, где и пребывает по сей день. В те же богоборческие 20-е лавра была закрыта и практически разграблена. И лишь в 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращён церкви. Нынешняя жизнь лавры - это жизнь церковной обители посреди многомиллионного города. Ежегодный поток туристов и паломников приближается к 100 тысячам. При этом лавра - действующий монастырь, в котором, помимо сорока насельников, подвизаются и монахи без сана, и послушники с кандидатами. Реставрационные работы в обители ведутся постоянно, и справедливо звучат слова наместника лавры епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко): «Лавра должна быть монастырём, а не культурным заведением. А мне, может быть, Господь зачтёт мои труды по кирпичам, по цементу, по реставрации за молитвы».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность. Учрежденный Петром Святейший Правительствующий Синод контролировал все действия Русской Православной Церкви, которая имела большое влияние на «сильных мира сего» и на общество, была широко представлена в школах, на поприще гуманитарных наук, миссионерства и благотворительности. Советское правительство обрушилось с критикой на монастыри, отлично понимая их значение и роль в жизни России. Все акции, проводимые безбожной властью, затрагивали монастыри в первую очередь, будь то изъятие церковных ценностей или отделение Церкви от государства, вскрытие мощей или открытые суды над мракобесами. Все эти действия ставили перед собой одну цель – постепенная дискредитация в глазах общества образа инока-подвижника, уменьшение числа монашествующих и закрытие монастырей. В годы самых активных гонений на Русскую Церковь были закрыты все самые известные монастыри, центры русской православной культуры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Киево-Печерская Успенская лавра и многие другие значимые монастыри, пустыни, скиты. Так продолжалось до 1941 года. В военные годы немногие оставшиеся в живых монашествующие выполняли свой патриотический и гражданский долг, ободряли отчаянный народ, призвали к молитве и надежде на Бога. После войны отношение государства к Церкви изменилось, но позиция в отношении монастырей оставалась прежней – в Советском Союзе должно было быть как можно меньше монастырей. В первые послевоенные годы по распоряжению Правительства Совет разослал уполномоченным на местах указание о том, что монастыри не следует закрывать, монашествующие не должны подвергаться преследованию. Но Совет рекомендовал обратить особое внимание на деятельность монастырей, их хозяйственное и материальное положение. Некоторое время уполномоченные Совета по делам РПЦ следовали инструкции, но в ходе изменения отношения центра к положению монастырей изменилась и ситуация в провинции. Монастыри представлялись советским чиновникам лакомым куском, монашествующие же были в глазах советских граждан плутами и «темным народом», поэтому притеснение монастырей вовсе не воспринималось как гонение, а мыслилось как помощь «одурманенным религиозным опиумом» трудящимся.

http://bogoslov.ru/article/1769530

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010