Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня знаменательное событие» В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие финальной выставки «300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» 28.11.2013 505 Время на чтение 4 минуты Вчера, 27 ноября, в выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников состоялось торжественное открытие финальной выставки « 300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра », сообщает наш корреспондент. Мероприятие началось с благодарственного молебна, который возглавил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий. После молебствия эконом Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) рассказал о выставке. «История монастыря описана в фотографиях, сделанных мастерской Карла Буллы. Он и его сыновья создали уникальную фотохронику событий первой половины XX века, в том числе запечатлев исторический образ Александро-Невской Лавры начала прошлого века до ее разорения в советский период. Современная жизнь монастыря отражена в работах, созданных в течение последних нескольких лет петербургскими и московскими фотографами и фотохудожниками», - сообщил он. С приветственным словом выступил епископ Кронштадтский Назарий. «Нашу выставку я бы не стал называть фотовыставкой, потому что она носит смешанный характер. Здесь представлены в основном фото, которых более двухсот. Но на этой выставке также представлены изделия ювелирных мастерских и нашей швейной мастерской», - подчеркнул владыка. Также экспонируется дореволюционное облачение, которое в советское время оказалось в БДТ. Актеры изображали в нем «толстых, жирных, пузатых попов, обманывающих народ». Таким образом, иронично отметил владыка, показывалось, что религия - это «опиум для народа». Представлены изделия фарфоровой мастерской, а также работы лауреатов I, II,III,IV конкурса изобразительных искусств «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается...». «Сегодня знаменательное событие, - продолжил он, - потому что за этот год мы провели ни одну выставку». Выставка побывала в разных городах России - Нижнем Новгороде, Пятигорске; в городах Украины - Донбассе, Севастополе, Ялте и Одессе; в Минске; в Сербии и Словакии. Весной планируется экспозиция в Голландии. Поступили заявки на проведение выставки в Сибири.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/28/se...

лаври взяла участь у святкових заходах, що в присвячених Хрещення та Дню флоту 31 липня 2013 р. 20:51 22 июля 2013 года в Свято-Георгиевский мужской монастырь г. Севастополя была принесена икона святого благоверного великого князя Александра Невского с частицей мощей святого. Святыню встречал наместник монастыря игумен Савватий (Мызников) с братией. Икона была помещена в храме святого Георгия Победоносца для поклонения верующих. 25 июля образ был доставлен во Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, построенный на месте, где по преданию было совершено крещение святого равноапостольного князя Владимира. Святыню встретил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. После молебна и выступления Архиерейского праздничного хора Александро-Невской лавры , который совершал духовно-просветительское паломничество по городам Крыма, с приветственным словом выступил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий . В тот же день в нижнем храме Владимирского собора открылась фотовыставка «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры». «Это уникальная выставка, ведь здесь мы видим историю практически всей нашей Церкви, поэтому мы и открываем ее в канун празднования 1025-летия Крещения Руси, — сказал протоиерей Сергий Халюта. — Мы стоим на том самом месте, где принял крещение святой равноапостольный князь Владимир... Через него восприняли веру Христову и мы. И мы все с вами здесь предстоящие — наследники этой веры. Дай Бог, чтобы та духовная дружба, которая закладывается сегодня между Севастополем и Санкт-Петербургом, укреплялась». В экспозицию вошли 90 фотографий, иллюстрирующих прошлое и настоящее Невской обители, из них во Владимирском соборе представлено около 20. Другие экспонаты выставки можно увидеть в «Доме Москвы в Севастополе», а также в Доме офицеров флота, где открытие фотовыставки состоялось 26 июля, накануне торжественного собрания, приуроченного к Дню Военно-морского флота. «Не случайно Александро-Невская лавра сегодня здесь, — отметил епископ Назарий. — Кто хорошо знает " Устав морской " Nempa I, тот знает, что в нем сказано:  " В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Александро-Невского монастыря " . Я благодарен, прежде всего, митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю , городским властям, оказывающим нам такой теплый прием и всем вам. Это великая честь — в праздничные дни быть в славном граде Севастополе». Выставка «300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» пробудет в Севастополе до 10 августа. Пресс-центр празднования 300-летия Александро-Невской лавры /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3138280...

Анонс - Международный Фестиваль «Русский Царь-Град» июля 2007 Международный Фестиваль «Русский Царь-Град», посвященный восстановлению единства Русской Православной Церкви пройдет с 11 по 13 июля 2007 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Международный Фестиваль " Русский Царь-Град " , посвященный восстановлению единства Русской Православной Церкви пройдет с 11 по 13 июля 2007 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В преддверии Фестиваля в Александро-Невской Лавре 10 июля откроется Межрегиональный обучающий семинар по культурно-просветительским программам для студентов и молодежи, участники которого посетят исторические и святые места Санкт-Петербурга, а также примут участие в программе Фестиваля в Кронштадте. Фестиваль " Русский Царь-Град " продолжит Крестный Ход " Царский Путь " 14-17 июля из Кронштадта в Царское Село, где с 18 по 22 июля пройдет Фестиваль традиционной русской культуры " Русский лад " . Они откроют Международный проект " Русь Православная " , состоящий из последовательно проходящих мероприятий в России, Беларуси - молодежный фестиваль " Одигитрия " и Украине - крымский фестиваль " Небо славян " Программа 10 июля 9.00 - 10.30 Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр " Святодуховский " : Заезд и регистрация участников Культурно-просветительского семинара. 10.30 Начало работы семинара в центре " Святодуховский " . Представление программы Семинара и Фестиваля " Русский Царь-Град " . 12.00 Автобусная поездка с посещением Новодевичьего монастыря. Ознакомление с программами культурно-просветительского центра при Новодевичьем монастыре. 15.30 Круглый стол по музейной педагогике и образовательному туризму в одном из музеев Петербурга. 19.30 Вечер-представление творческих работ участников семинара - авторская песня, стихи, фото в центре " Святодуховский " . 11 июля 10.00 - 12.00 Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр " Святодуховский " : Заезд и регистрация участников фестиваля " Русский Царь-Град " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918-1922 гг. Часть II 04.01.2013 532 Время на чтение 42 минут Часть 1 Повествование об истории Александро-Невской Лавры продолжается освещением многочисленных событий из жизни обители. М.В. Шкаровский описывает, как отбор имущества монастыря советскими властями, голод, гибель многих насельников повлияли на деятельность Лавры, продолжавшуюся несмотря на нехватку средств и продуктов питания. В начале 1918 г. в обители проживало почти 500 человек - продовольственный комитет отпускал хлеб Лавре на 457 взрослых карточек и 30 детских - мальчикам-певчим Митрополичьего хора. Из этого количества около 100 человек составляла братия, 15 - священники-беженцы, 30 - старушки в лаврской богадельне, 10 - архиереи и их келейники, несколько десятков учащиеся духовных школ и взрослые певчие и остальные (около 200) - рабочие и служащие Лавры. Монастырское хозяйство по-прежнему было весьма обширно - конюшня, пекарня, производство свечей и т.д., хотя общий тяжелейший экономический кризис в стране уже существенно влиял на положение дел. Почти весь лаврский капитал - около 2 млн. рублей - находился в государственных процентных бумагах и вследствие недавних правительственных распоряжений доходов не приносил. Кроме того, над капиталом и имуществом Лавры уже нависла угроза национализации. 23 января 1918 г. в газетах был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», первоначально называвшийся «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Именно он заложил основы будущего, почти бесправного положения Церкви. В декрете были пункты, не связанные прямо с его основным смыслом: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества . Эти ограничения не вытекали из принципа, что религия есть частное дело граждан (частные общества имели соответствующие права), и были вызваны прежде всего политическими и идеологическими соображениями. Именно указанные запреты наиболее тяжело отражались на деятельности Церкви. Декрет также не предусматривал переходного периода.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Богатейшая лавра имела жалкий вид, служба совершалась лишь в одной церкви, большинство монахов ходило босыми и оборванными. В дальнейшем, благодаря активной борьбе за сохранение Православия, «церковная реформа» была отменена, но монастырь так и не достиг былой славы. Во второй половине XX в. духовником старого Нямецкого монастыря был почитаемый в румынском народе архимандрит Иоаким (Спэтару) (†1976). Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была основана в Санкт-Петербурге первоначально как особножительный мужской монастырь в 1712 г. по указу Императора Петра I в память о победе св. блгв. кн. Александра Невского над шведами в 1240 г. С 1742 г. монастырь – место пребывания петербургских архиереев. В 1797 г. монастырь получил статус лавры. В Лавре – 12 храмов. Главный собор во имя Святой Троицы, построенный в 1716г., был заново отстроен в 1790 г., тогда же в него перенесли мощи св. блгв. кн. Александра Невского, находившиеся в монастыре с 1724 г. При Лавре располагались Санкт-Петербургская Духовная академия, Семинария, духовное училище и Цензурный комитет. В начале XX в. число братии Лавры составляло 150 человек. В 1920 г. были вскрыты мощи св. Александра Невского, а в 1923 г. все помещения Лавры были отняты у братии. В 1923–1926 гг. часть храмов Лавры принадлежала обновленцам. К 1936 г. вес храмы были закрыты, на территории Лавры расположились 17 учреждений. В 1957 г. открылся Св.-Троицкий собор, в который в 1989 г. были возвращены мощи св. блгв. кн. Александра Невского. В 1996 г. Лавре возвращен статус монастыря. К 2000 г. в Лавре подвизалось 115 иноков. Двунадесяти апостолов церковь при СПбДА Церковь Двунадесяти апостолов при СПбДА была освящена 26 августа 1819 г. митрополитом Михаилом вместе с новым зданием академии, построенным по проекту Л. Руска и Д. Кваренги. Церковь отделана в стиле ампир. В 1903 г. после ремонта была освящена малым освящением. Закрыта в 1917 г., здание передали приюту дефективных детей. Иконостас в конце 1922 г. разобрали и складировали. Через пять лет здание отдали факультету Восточного института, затем Индустриально-педагогическому техникуму и Институту повышения квалификации работников профтехобразования. В 1993 г. здание передали епархии. Крестовая митрополичья церковь Крестовая в честь Успения Божией Матери церковь при митрополичьих покоях построена в 1861–1863 гг. по проекту архитектора А.М. Горностаева. Сергиев Посад

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

здесь возобновила свою деятельность Духовная академия. Троице-Сергиева лавра сегодня является крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем РПЦ, куда стремятся тысячи паломников со всех концов нашего обширного Отечества, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Она по-прежнему сохраняет первенство одного из основных духовных центров в современной России. А уникальный архитектурный ансамбль лавры по праву входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Почетным статусом лавры в России обладает также Александро-Невский монастырь, ставший первой монашеской обителью в новой учрежденной столице Санкт-Петербурге. Из древнего Владимира сюда торжественно были перенесены, по указанию Петра Великого, святые мощи благоверного великого князя Александра Невского, особо почитаемого защитника Руси и отныне ставшего ангелом-покровителем новой империи. Один из старейших архитектурных ансамблей города был заложен Петром в 1710 г. на берегу Черной речки, где он указал «непременно быть монастырю». И было определено именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного Великого князя Александра Невского» и расположить по правую сторону речки каменные монастырские строения, а по левую – деревянные партикулярные. Монастырь задумывался «преобразователем» Петром как новый тип учреждения, под влиянием модных тогда социальных учений, стремящихся придать монашеству утилитарное предназначение. Поэтому монастырь должен был стать образовательным, лечебным, благотворительным и исправительным заведением. Здесь предполагалось обустроить приют для увечных воинов и инвалидов Северной войны, создать госпиталь, в котором должны были нести послушание иноки, а также учредить заведение для лечения пьяниц. К счастью, идея подобного монастырского общественного служения не была реализована, ибо оно противоречило бы самой сущности монашеского духовного подвижничества. Александре-Невская лавра. Гравюра начала XIX b. Монастырь основывался на предполагаемом месте сражения Александра Ярославовича со шведами в 1240 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Множество их не дозволяет поместить подробно все их имена» 3925 . В Благовещенской церкви, у левого клироса, с 1800-го года появилась могила героя-богатыря, имя которого весь конец XVIII-ro столетия гремело по всему свету, живо сохранялось в потомстве и перешло в историю. На могильной плите надпись: «Здесь лежит Суворов» 3926 . В малом объеме в Лавре была попытка возобновить духовное издательство. По представлению митрополита Амвросия, Святейшим Синодом разрешено было в 1814-м году напечатать в количества 300 экземпляров на счет Лавры слово во святый и великий пяток, говоренное в Лавре чередным архимандритом Филаретом (Дроздовым) , вместе с говоренным им же словом в день Вознесения Господня 3927 . В тот же год Святейший Синод, по представлению митрополита Амвросия, разрешил напечатать, в 300-х экземплярах, уже на счет автора, слово в день святой Пасхи, говоронное на вечерне в Свято-Троицком лаврском соборе С.-Петербургской Семинарии ипспектором, уездного Александро-Невского Училища ректором, архимандритом Феофаном, рассмотренное и одобренное Цензурным Комитетом, при Духовной Академии учрежденным 3928 . В 1809-м году митрополит ходатайствовать, чтобы как лаврские, так и лаврских служителей дома были освобождены от постойной повинности 3929 . Указом 6-го мая 1811-го года архиерейские и монастырские служители были освобождены от земских повинностей 3930 . На земли Лавры в 1809-м году был составлен план губернским землемером Егором фон-Андрс 3931 . Земля Лавры за Невой никакой пользы Лавре не приносила. Она вся была покрыта соснягою и кустарником. В 1810-м году Лавра решила утилизировать землю. Было расчищено для сенокоса по течению Невы от кирпичных заводов 13 десятин, было вырыто 1.619 сажень мелких канав и 1.446 сажень пограничной канавы, с предположением завести хлебопашество с сенным покосом и огород 3932 . На основании высочайшего указа 18-го декабря 1797-го года, Александро-Невской Лавре и Петербургскому Архиерейскому Дому отведены были в 1799-м году рыбные ловли – в пределах Финляндии по реке Нижней Вуоксе, у мыса Норниеми, близ гавани города Кексгольма, у острова Холмасари, в Ляпикоскинском пороге, у островов Каласари, Нискасари, Инвенсари. Ловли эти были сдаваемы в аренду рыбопромышленникам 3933 . В 1800-м году, указом Духовной Консистории 1-го июля, лаврский приход изъять из ведения Лавры, и хотя остался при лаврской церкви, но церковь тоже была изъята из ведения Лавры и ей предоставлено содержаться на приношения прихожан. Для заведывания хозяйственными делами церкви был выбран церковный староста 3934 . Глава третья. Митрополит Михаил (Десницкий) 1818–1821

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

5/18 ноября 1918 года указом Святейшего Патриарха и Священного Синода, по ходатайству митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря архимандрит Виктор был назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В исполнение обязанностей наместника Лавры архимандрит Виктор вступил 21сентября/4 октября на основании телеграммы Святейшего Патриарха и резолюции митрополита Вениамина. Архимандрит Виктор возглавил Лавру в тяжелое время гражданской войны. Когда-то богатейшая обитель, после внедрения антицерковного законодательства власти советов была обескровлена. Так на заседании Духовного Собора 21 сентября/4 октября, ввиду отсутствия средств, было принято решение о невозможности открытия школы для малолетних певчих в 1918-1919 учебном году. А 26 октября/8 ноября Духовный Собор Лавры принял решение из-за дороговизны, дефицита и отсутствия у Лавры средств на продукты питания временно закрыть братскую кухню, с увольнением служащих кухни с первого ноября. В период наместничества архимандрита Виктора Александро-Невская Лавра лишилась недвижимого имущества — в ноябре имения «Серафимово» в Лужском уезде , 1 мая и 22 ноября 1918 года власти изъяли у Лавры «за неуплату налогов» дома в Александро-Невском и Рождественском районе города. В январе 1919 года Лавра разместила в своих помещениях Петроградский Епархиальный Совет, который также лишился недвижимого имущества. Александро-Невская Лавра принимала не только учреждения, к ней как к тихому пристанищу прибегали те, кто не мог удержаться на плаву в бурлящем потоке революционных событий. Так оказался в Лавре и архимандрит Сергий (Дружинин) . Революция 1917 года застала архимандрита Сергия на посту настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Масштабные политические изменения послужили катализатором в процессе духовного разложения братии пустыни. Уже в марте 1917 года управляющий Петроградской епархией епископ Гдовский Вениамин получил донос на архим. Сергия, за подписями 25 монашествующих пустыни.

http://bogoslov.ru/article/614333

3.4. Лавры Ряду крупнейших монастырей, имевших особое значение в утверждении Православия на Руси и, как правило, отличавшихся обширностью территории или большим числомнасельников, был присвоен статус Лавры. Первым таким монастырем стала Киево-Печерская Лавра. Впоследствии этот статус получили Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Почаевская Лавра и Успенская Святогорская Лавра. В настоящее время присвоение такого статуса является прерогативой Священного Синода. Лаврами могут именоваться как ставропигиальные, так и епархиальные монастыри. 3.5. Иерархическое руководство монастырем 3.5.1. Святейший Патриарх и Священный Синод. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха «осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью» . Полномочия Священного Синода в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви. Органом исполнительной власти Святейшего Патриарха и Священного Синода в вопросах, касающихся монастырей и монашества, является Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Основной задачей Отдела является содействие монастырям Русской Православной Церкви в устроении монашеской жизни. Полномочия Синодального отдела по монастырям и монашеству определяются его уставом, а также указаниями Святейшего Патриарха и Священного Синода. 3.5.2.Епархиальныйархиерей. В соответствии справилами Вселенских и Поместных Соборов монастыри находятся в ведении епархиального архиерея, который, по определению Устава Русской Православной Церкви, «имеет высшее начальственное наблюдение за входящими в его епархию монастырями» , на основе канонической, административной и финансовой подотчетности. Конкретные права и обязанности епархиального архиерея в области управления монастырями определяются Уставом Русской Православной Церкви, гражданскими и внутренними уставами монастырей. Епископ как отец и добрый пастырь монашествующих является попечителем всех подведомственных ему монастырей. Он - «неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии... образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски» - призван наблюдать, сохраняется ли в монастыре верность святоотеческому учению, канонический и литургический порядок, не уклоняются ли монахи от чистоты Православия, не оставляют ли духовные подвиги ради житейских попечений. «Монашествующие, в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира» (4 правило IV Вселенского Собора). 3.5.3. Священноархимандрит монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/po...

Директор паломнического центра лавры иеродиакон Марк (Бирюков) представил обзор новых экскурсионных программ: " Неизвестная лавра " , " Александро-Невская лавра. 1917-2017. Уроки столетия " , " Святой полководец Александр Невский " , " Образы Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком соборе " , а также обзорные экскурсии с посещением колокольни Свято-Троицкого собора, концертом вокального мужского ансамбля лавры, посещением древлехранилища (музея лавры). " Во-первых, мы принимаем паломников и проводим экскурсии, во-вторых, организуем поездки по святым местам России и зарубежья. Приоритетное направление - организация экскурсий по лавре, которые проводят братия и экскурсоводы паломнического центра ежедневно в 12, 14 и 16 часов. Также есть авторские тематические экскурсии. Проводить их могут и турфирмы при наличии лицензии нашего паломнического центра. Для ее получения необходимо окончить курсы православных экскурсоводов, принять участие в обучающей экскурсии и пройти тестирование " , - пояснил он. Регент архиерейского праздничного хора иеродиакон Александр (Урбанович) рассказал о музыкальной экскурсии, во время которой певчие исполняют произведения великих русских композиторов, захороненных в Некрополе лавры, - Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Дмитрия Бортнянского, а также монастырские распевы. О возможностях размещения паломников в гостиницах лавры рассказал иеромонах Прокопий (Павлов) . На территории монастыря располагается три гостиницы разного уровня комфортности - " Духовская " , " Феодоровская " и " Ирис " . " Приезжая сюда, паломники останавливаются и находят утешение в том, что пребывают в монастыре в строгости и послушании соответственно месту, где находятся. Радостно, когда в шесть утра каждый день звенит колокол, просыпаются и отправляются на богослужение не только братия, но и паломники из гостиниц. Каждому проживающему в гостинице важно помнить, что в монастыре есть устав, который нужно соблюдать. Мы принимаем богомольцев, верующих, здесь - тихая обитель, в которой можно помолиться, встать на ранние богослужения, получить духовную поддержку " , - сказал отец Прокопий.  

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010