ХРОНИКА: Защита диссертации в Московской Духовной Академии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 14 марта 1996 года в большом Актовом зале Московской Духовной Академии состоялся магистерский диспут первого проректора и доцента МДА архимандрита Макария (Веретенникова), представившего на соискание ученой степени магистра богословия сочинение на тему: “Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси”. К диспуту библиотека МДА подготовила выставку, посвященную митрополиту Макарию, где во втором разделе были представлены публикации диссертанта. На защите присутствовало телевидение; впервые был разослан в центральные библиотеки автореферат. Каждая защита диссертации вызывает законный интерес в богословских и церковных кругах, поэтому когда начался диспут, в зале собрались члены Совета Академии, студенты Московской Духовной Академии и Семинарии, учащиеся Регентской и Иконописной школы, братия Свято-Троице-Сергиевой Лавры и гости. Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии епископ Евгений тепло отозвался о диссертанте, отметив его высокие достоинства и подчеркнув, что он занимается не только плодотворной пастырской и педагогической деятельностью, но и преуспевает в богословской науке. Секретарь Ученого Совета профессор архимандрит Платон ознакомил аудиторию с биографическими сведениями о магистранте и со списком его научных трудов, опубликованных по теме диссертации в различных печатных органах. Затем архимандрит Макарий (Веретенников) ознакомил слушателей с содержанием работы. Диссертация архимандрита Макария состоит из двух частей: исследования (1й том, 719 с.) и приложения (2й том, 271 с.). Во втором томе помещены творения святителя Макария, адресованные ему грамоты и послания, документы, относящие­ся к церковной жизни эпохи митрополита Макария, а также служба и акафист Святителю. Перечень источников и литературы включает 1250 названий. Исследование состоит из 14 глав, включая Введение.

http://pravmir.ru/xronika-zashhita-disse...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине А.В. Недоступ 31.10.2012 18.04.2023 ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Общества православных врачей сегодня организованы и создаются в различных регионах России. Деятельность этих общественных православных организаций известна и по работе в Международных Рождественских образовательных чтениях, и по решению актуальных проблем биомедицинской этики совместно с депутатами Государственной Думы, и по участию в общецерковных движениях. Многим из нас по своей телесной немощи приходилось быть пациентами православных врачей и сестер милосердия. Московское Общество православных врачей существует уже 11 лет и насчитывает около сотни постоянных членов — врачей различных специальностей, среди которых немало кандидатов и докторов наук, в его работе принимают участие и студенты-медики, и средний медицинский персонал, и священники, в том числе и бывшие врачи. Благословил создание православного медицинского общества под эгидой Отдела социального служения и церковной благотворительности Московской Патриархии архимандрит Кирилл (Павлов) — духовник Свято-Троице-Сергиевой Лавры. О различных аспектах работы Общества православных врачей Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов мы постараемся рассказывать в нашем журнале, в том числе и по вашим письмам и запросам. Сегодня остановимся на вопросе, который, вероятно, задает себе каждый православный, особенно, когда вынужден быть пациентом. Что такое православная медицина? Что следует ожидать от православного врача? На эти и другие вопросы отвечает Александр Викторович НЕДОСТУП, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии. Чего нет в православной медицине? Именно с этого мне бы хотелось начать. Иногда бывают такие ситуации, когда понимаешь, что люди представляют о православной медицине не совсем то, что в ней есть на самом деле. В моей практике был такой случай. Звонит мне на работу некий человек и просит проконсультировать его больного мальчика по поводу болезни сердца или организовать консультацию кардиохирурга. Я предлагаю сделать свежую электрокардиограмму, интересуюсь, давно ли было проведено ультразвуковое исследование сердца. Он с удивлением спрашивает:«У вас, значит, то же самое: опять рентген, ультразвук и прочее, и опять таблетками лечить?». «Ну а как же иначе тогда лечить болезнь сердца?» — задаю вопрос. «Я думал, что у Вас лечат травами и еще как-то по особенному, вы же православный врач…» — разочарованный вздох собеседника слышится в телефонной трубке.

http://azbyka.ru/zdorovie/derzhat-svoyo-...

Венчал нас протоиерей Олег Клемышев. Служил он тогда в Свято-Троицком храме села Троицкого Угличского района Ярославской области. Место было глухое, храм закрыт был многие десятилетия, но, слава Богу, не разорен. Однако венцов в храме не было, батюшке после его рукоположения венчать еще не приходилось. Венцы сплели из полевых цветов – ромашек и васильков, которые затем еще долго хранились у нас в Красном углу, пока вовсе не истлели. И вот после венчания нужно возвращаться в Москву. Транспорт ходил так неудобно, что добраться можно было только через Углич, но с ночевкой в городе. Денег на гостиницу у нас не было совершенно, а ночевать с двумя маленькими детьми на вокзале было затруднительно. Главе семьи, т.е. мне, приходит в голову мысль: добираться на попутках через леса до Троице-Сергиевой лавры (тогда г. Загорск). С какой-то странной самоуверенностью неофита я не стал интересоваться расстоянием (а это более ста километров напрямик!), не посоветовался с батюшкой, но только взял у него следующим утром благословение «благополучно добраться» – и в путь. Нужно сказать, что все мы были неплохо экипированы для дороги – лишних вещей не было, только рюказки; даже детям пошили маленькие рюкзачки. И вот «туристы» отправились в путь. В нескольких километров от Троицкого проходила асфальтовая дорога. Машины по ней ходили крайне редко. На обочине мы прождали несколько часов, прежде чем нас подобрал идущий из Углича разбитый ПАЗик. Очень скоро доехали мы до конечной остановки: крохотный российский городишко, какой-то очередной Юрьевец. Далее «по направлению на Москву» пошли пешком. Дорога с твердым покрытием закончилась, шли проселком по лесу. Через несколько километров нас догнал мотоциклист на «Урале» с коляской, очень пьяный и очень добрый. Всех рассадил на мотоцикл и с шиком провез километров десять (шик был в том, что он с разгона влетал в самые большие лужи по дороге). Высадил он нас в лесном селе, сказал, что вез бы хоть до Москвы, да бензина нет. Далее наша дорога пролегала по простой просеке, правда, наезженной. Солнце начало клониться к верхушкам деревьев… И тут младший сын, который все время вел себя на удивление терпеливо, стал капризничать и просить отдыха. « Ну вот, Илюшенька, дойдем до того подъема и отдохнем». Дошли, поднялись на бугорок, сняли рюкзаки. Что дальше? Даже и еда, прихваченная с собой в дорогу, кончилась. Тут уже до папы начало доходить, что у нас проблемы… Господи, помоги!

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

1876 года мая 5 дня приносил в пещерном храме молитву благодарения пред чудотворным образом Божией Матери крестьянин Тульской губернии, Веневского уезда, Спасской волости, Дмитрий Яковлев Лизенцов, который объявил о себе следующее: „В ноябре 1874 года я подвергся болезни, доводившей меня почти до безумия; у меня открылся необыкновенный жар в голове и в животе, сопровождавшийся бессонницею и невыносимою тоской. В 1875 году, по совету родных; я отправился на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру; оттуда зашел помолиться в пещерный храм чудотворному образу Божией Матери, – здесь пробыл я 10 дней. В продолжении сего времени я уже почувствовал облегчение своей болезни, а в последствии, по прибытии моем на родину, к 1-му октября того же 1875 года, я уже совершенно выздоровел, о чем было известно почти всем в нашей волости“. В конце 1875 года предстательством Божией Матери получила исцеление от тяжкой грудной болезни жена причетника села Братовщины, Московской губернии, Дмитровского уезда. С 4-го сентября того года она почувствовала несносную боль в груди. Болезнь с каждым днем усиливалась все более и более; никакие средства лечения, предпринимаемые ею по совету врачей и других лиц, ей не помогали. Тогда больная обратилась с молитвою о помощи к Царице Небесной: вспомнила она, что у нее хранится елей, взятый из лампады от чудотворной иконы Черниговской, и этим елеем помазала больную свою грудь, и тотчас же почувствовала значительное облегчение. Продолжая и потом врачевать себя сим же благодатным средством, больная в течение двух месяцев получила и совершенное исцеление. 15-го мая 1876 года, бывши в пещерах на богомолье, рассказала пещерной братии об этом своем исцелении, представляя в свидетели множество своих родных и знакомых. 1876 года июня 2 дня прибыла в пещеры крестьянка Тобольской губернии, Туринского уезда, Коркинской волости, деревни Перминовой, Прасковья Петрова Перминова, 52 лет, и объявила следующее: «В 1871 г. я заболела глазами; болезнь с течением времени все усиливалась, так что, по прошествии шести месяцев от начала болезни, я окончательно потеряла зрение, и в таком состоянии была в продолжении трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

В наши дни труд святителя Филарета на этой ниве трудно переоценить. Владыка словно предвидел, что наступит время, когда православные люди в России на долгие десятилетия окажутся оторваны от отеческой церковно-славянской языковой традиции, так что редко кто обрящется из способных понимать буквальный смысл даже утренних и вечерних молитв, не говоря уже о том, чтобы читать и понимать текст Священного Писания. В противном случае большинству воцерковляющихся сегодня пришлось бы изучать Новый Завет параллельно со славянской филологией. Многим ли это оказалось бы под силу? Владыка Филарет будто осознавал эту надвигающуюся необходимость и на протяжении 30 лет настойчиво добивался от Синода благословения на создание близкого к разговорному языку текста Священной Библии для домашнего чтения. Он словно понимал, что краток тот час, когда для осуществления этого безмерно ответственного мероприятия имеются наиболее благоприятные возможности – вероятно, за всю историю Русской Церкви! Впрочем, это предвидение надвигающейся беды нашего времени было, возможно, плодом не одной лишь архипастырской интуиции. К примеру, в письмах Оптинского старца Амвросия (Гренкова) (†1891) есть весьма красноречивое свидетельство пророческих слов святителя: Запомнил я слова митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон. Известно, что по дару прозорливости владыка Филарет за два месяца предвидел день своей кончины, которая последовала в воскресенье 19 ноября 1867 года вскоре после Божественной литургии, отслуженной им в своей домовой церкви. Тело великого иерарха после трогательного прощания было предано земле в специально устроенной часовне в южном пределе Свято Духовского храма Троице-Сергиевой лавры, где покоится и поныне. Рейтинг: 9.4 Голосов: 78 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Интрига вокруг Библейского общества – дело весьма запутанное, и однозначно объяснить его печальную судьбу нам здесь не удастся. Но в общих чертах: именно участие в деятельности Библейского общества обер-прокурора Синода и по совместительству министра народного просвещения и управляющего иностранными исповеданиями князя А.Н.Голицына (своего рода экзальтированного мистика), Родиона Кошелева и прочих " увлекающихся " сыграло злую роль не только с Обществом, но и самой идеей перевода, отсрочив появление в свет русской Библии на долгие десятилетия. Святейший Правительствующий синод, хотя и благословил начало этого мероприятие (1816), но руководства библейским переводом тогда на себя не принял. Эта предосторожность впоследствии себя чем-то даже оправдала…

http://pravoslavie.ru/1623.html

Батя. Архиепископ Астраханский Иона — об отце Матфее (Мормыле) Отец Матфей не был жестоким, но полностью отдавался своему послушанию. Вряд ли могу вспомнить случай, когда бы он поступил с кем-то строго в быту. Но если взять любого преданного своему делу регента, несложно увидеть, что ему необходимо быть строгим. Эта строгость принесла плоды, которые мы сейчас можем оценить. 14 сентября, 2010 Отец Матфей не был жестоким, но полностью отдавался своему послушанию. Вряд ли могу вспомнить случай, когда бы он поступил с кем-то строго в быту. Но если взять любого преданного своему делу регента, несложно увидеть, что ему необходимо быть строгим. Эта строгость принесла плоды, которые мы сейчас можем оценить. 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской Духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль) , музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ее бессменный регент на протяжении 30 лет. Об отце Матфее вспоминает его близкий друг и коллега по преподавательской деятельности архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона. — Владыко, как Вы познакомились с отцом Матфеем? — Наше знакомство состоялось в 1959 году. Я тогда поступил в первый класс семинарии, а отец Матфей уже в Академию после Ставропольской духовной школы. Особенно мы подружились в дни богослужебной практики после первого года обучения. Отец Матфей, тогда ещё Лев, управлял певческой группой в Академическом храме. Затем он перешёл в Троице-Сергиеву Лавру , где ему дали послушание регента монашеского братского хора. Мы вместе несли послушание в этом братском хоре, я пел под его управлением. На тот момент в Лавре хор был, признаться честно, среднего уровня и отец Матфей сразу же принялся его поднимать. Впоследствии это стало его любимым занятием — петь за богослужением, проводить спевки, подготавливать песнопения и так далее. Могу сказать, что в его лице Бог даровал пример очень строгого, прежде всего к себе, монаха и регента. — Помимо общего послушания вас объединяют и годы в стенах московских духовных школ. Что Вы можете вспомнить из них?

http://pravmir.ru/batya-arxiepiskop-astr...

Вложил в сердце о. Зосима слова блаженного, но ничего не сказал ему и только по смерти его поведал о дивном чуде, явленном многострадальной душе, которая с великим терпением несла свой крест. Дар прозорливости дан был и о. Зосиме. Свидетельства прозорливости Вот какой случай рассказывает одна духовная дочь старца. “Впервые я увидела старца в Сергиевском Посаде. Он был в келий, окруженный разными страждущими людьми. Он поил их чаем, а ложечек чайных не хватало. Я вспомнила, что у меня еще от родного отца осталось несколько чайных серебряных ложечек, и подумала: вот в следующий раз, как приеду к старцу, привезу ложечек и подарю ему. Едва только эта мысль пронеслась у меня в голове, старец ласково взглянул на меня и сказал: “Несколько? Да я ни одной серебряной ложечки не возьму, не надо монаху серебряных ложечек”. Я удивилась прозорливости старца. Ему можно было ничего не говорить, он знал все прошлое и будущее. Один старый священник пришел к нему на исповедь и очень трудно было ему все открыть, что мучило его. Старец начал перечислять грехи его и говорит: “Вот сколько у меня грехов и какие, ну ведь и у тебя те же грехи, кайся и я отпущу тебе их”. Священник был поражен. Старец перечислил все его грехи, и, чтобы прикрыть свою прозорливость, сказал: “Вот какие у меня грехи…”. Это священник сам мне рассказывал. Как-то раз о. Зосима сказал: “Я просил Господа, чтобы Он вошел в меня, чтобы я ничего не смел сам говорить, а говорил лишь то„ что повелит мне сказать Господь. И бывает иногда благоговейно страшно мне изнутри себя ощущать силу и голос Божий. Знаю, что больно иногда делаю словом своим людям, а иногда Бог утешает словом моим; но я обязан им говорить то, что внушит мне сказать Бог. Своего я никогда не говорю теперь ничего, ничего. И сбывается всегда слово Божие, потому что оно есть истина и жизнь”. Серебряный крест растаял во рту Однажды старец взял в рот серебряный крестик довольно большой величины и молитвенно воззвал к Творцу: “Господи, Господи, войди в меня в кресте Твоем, пусть растает этот крест в устах моих и я проглочу его и пусть крест живет во мне…”, И растаял крест и проглотил его старец, как живую воду, святую, благословенную. Преподобный Сергий сказал: вас разгонят

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Эта молитва навсегда соединена с крестом. Вдумайтесь в это. Я сколько раз с болью чувствовал, что многие совсем механически произносят эту великую молитву, будто не молитву, а нечто такое, что принято говорить перед началом молитвословия. Так вы никогда не поступайте. Это грех. Ничего из дел на земле более важного, чем молитва, нет. Молитва рождает прочие добродетели. Много бы я мог вам сказать, да нет у меня уже сил”, — произнес старец, едва дойдя до кровати. Когда он лег, то казалось, что уже мертв… Кто-то из нас заплакал. Старец сразу же, едва слышным голосом (видно, ему трудно было говорить) в утешение нам сказал: “Чада мои, я после смерти буду гораздо более жив, чем сейчас, так что не горюйте после моей кончины, бойтесь излишней печали — она может приблизить вас к унынию… Помните только крепко, что ваше старание стяжать Духа Святого, ваша любовь к Спасителю, Господу Иисусу Христу, и старание исполнить все Его заповеди, ваше трепетное благоговейное преклонение пред Богом Отцом в страхе и величайшем смирении, радостью будет наполнять все сердце мое, ведь я же ваш духовный отец. Благословляю вас всеми силами стараться достичь этого”. Старец молча благословил нас всех и закрыл глаза. Мы поклонились ему до земли и разошлись. После смерти " буду проезжать мимо твоей квартиры " Однажды, когда старец уже не мог вставать с постели, пришла к нему одна из его духовных чад, которая его давно не видела. Она опечалилась, увидя его таким тяжело болящим, но она не сознавала, что старец уже при смерти. И стала просить его, как только ему станет лучше, чтобы он приехал к ней. Старец грустно улыбнулся и сказал: “Не скорби, я скоро буду проезжать мимо твоей квартиры, и ты только выйдешь и проводишь меня до дома”.— “Ну, батюшка, как же я узнаю, когда вы будете проезжать? Да кого же вы ко мне пришлете, чтобы я вышла? А почему же сами не зайдете?” — “Сама почувствуешь, Господь сделает так”. Она замолчала, не смея просить уточнения. Встала, боясь утомить старца разговорами, поклонилась, взяла благословение и ушла.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Вот еще один замечательный случай, который нас учит не всем-то снам верить. Одна женщина по имени Аграфена (Агриппина) имела свою корову. Приснился ей сон: преподобный Серафим приснился ей во сне и велел послать молока старцу Зосиме. Не долго думая, она налила 10 кружек и попросила свою соседку Степаниду отнести это молоко старцу. Степанида сама не имела возможности побывать у старца, приехала ко мне и попросила отнести вместо нее молоко. Дело было на мясной неделе. Я с радостью согласилась. Было раннее утро. Прихожу к батюшке и рассказываю ему, что преподобный Серафим велел ему молоко отнести, явившись во сне Аграфене. Батюшка начал издали все время крестить жбан с молоком и, наконец, проговорил: “Таким людям, как Аграфена, не может явиться преподобный Серафим. Это был бес. От беса я не приму молоко”. Чудесные исцеления и помощь В Печатниковом переулке на Трубной площади жила одна вдова Анна Петровна. Ее сестра по неосторожности упала и надломила себе череп. Пришлось вызвать карету скорой помощи. Голову забинтовали. Доктор сказал, что нужен полный покой, а если начнется рвота, то уже ничего не поделаешь — умрет. Анна Петровна всю ночь ходила по комнате и взывала: “Бог мой, помоги. Батюшка, отец Зосима, помолись, отмоли, исцели сестру…”. У сестры началась рвота. Утром был сильный мороз. Старец, как только проснулся, сейчас же попросил свою келейницу Грушатку, которая в этот день рано пришла (она обслуживала хозяев старца), нанять извозчика. “Я сейчас поеду”.— “Да что вы, батюшка, такой мороз! Да кто вас пустит-то?”. Но батюшка был неумолим. Когда они приехали в Печатников переулок, Анна Петровна, измученная, бледная, открыла дверь: “Батюшка, да я вас не ждала, как это вы в такой мороз приехали? Как рада-то…” — “Не ждала… зато всю ночь не давала покоя. Покажи мне скорей свою больную-то”. Подойдя к умирающей, он возложил ей руку на голову и долго молился. После этого через некоторое время больная с забинтованной головой пила с ними чай и вскоре вышла на работу. Одна женщина, очень любившая свою приятельницу, узнав, что она безнадежно больна и что ей назначена ампутация, пришла к старцу, стукнула кулаком по столу и сказала: “Вымоли мне ее, чтобы она и с ногой осталась, и в больницу не попала”. Старец не рассердился на ее горячность и сказал: “Да будет тебе по твоей вере”.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Поговорка «семь раз отмерь и один раз отрежь» родилась в верующем сердце, в таком сердце, которое бережет и свое время, и время чужое, свою работу и стороннюю. Но более всего - Божий труд по созданию этого мира, по взращиванию в нем всякой физики, из которой человек может творить и исполнять свою жизнь. Верующий человек, он в своей земной и духовной деятельности никогда не спешит, и все, что встречается в его жизни, он исполняет именно так: с благословением Божием -  «семь раз отмеряя и один раз отрезая». Эта поговорка о духовной трезвости, которую мы во многом  утратили. Посмотрите на наши русские монастыри: зайдите  на двор Дивеевский обители, прозрейте в соразмерность Троице-Сергиевой Лавры, вдохните святорастворение воздухов Оптины, как там, по земному, по домашнему все благоустроено, прибрано, уютно для очей и сердца.  До народного бунта 17 года на Валааме, в Валаамском монастыре появилась одна из первых электростанций в России, у монахов был добротный современный пароход, химическая лаборатория, не говоря уже об оранжереях, где выращивались и апельсины, и виноград. Скажут, зачем это все монахам, зачем им, власатым черноризцам, электричество, зачем им пароход, зачем им химическая лаборатория, книгопечатание, огнетушители и многое другое?  Им, прости Господи, молиться надоть, а не метровые пальмы выращивать!  Так рассуждать можно,  зная о монастырской жизни лишь поверхностно, судя со стороны.  Любая, пусть самая маленькая общежительная монашеская обитель - это сложное хозяйство и для того, чтобы самоорганизовать  в ней жизнь прочно и свято необходимо многое такое, что на первый взгляд кажется излишним. Монастыри, как люди. Каждый из них несет в мире свое предназначение, совершает свое служение. Кто-то подставляет миру свою «правую щеку», а кто-то затворяется «во внутренней клети».  Мудрость монастырского  устроения не в том, чтобы отладить всю хозяйственно-экономическую часть, это дело при добром присмотре возможно и в наши хлопотливые времена, а в том, чтобы полновесно вдуматься, понять и воплощать те спасительные литургические пути,  которые мыслили первоначинатели  этой обители.

http://pravoslavie.ru/206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010