К. Редин. – СПб., [б.и.], 1909. 71 Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. А. С. Уваров. – М.: Издательство Свято-Тихоновского Богословского института, 2001. 72 Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. А. В. Банк. – Л.: Аврора, 1960. Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX–XIÏ очерки. А. В. Банк. – М.: Наука, 1978. Банк А. В. Искусство Византии/А. В. Банк, А. С. Гущин//История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение; ред. Ц. Г. Нессельштраус. – М.: Изобразительное искусство, 1982. 75 Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии./О. Демус. – М.: Индрик, 2001. 76 Kitzinger E. Byzantine Art in the making: Main lines of stylistic development in Mediterranean Art 3rd – 7rd Centuru. E. Kitzinger. – Cambridge, 1977. 77 Лазарев В. Н. Византийская живопись./В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1971. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы./В. Н. Лазарев. – М.: Наука, 1978. Лазарев В. Н. История византийской живописи: в 2 т. Т. 1./В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1947. Лазарев В. Н. Приемы линейной стилизации в византийской живописи X–XII веков. И их истоки. – В. Н. Лазарев. Византийская живопись – М.: Наука, 1960. 78 Лихачева В. Д. Византийская миниатюра./В. Д. Лихачева. – М.: Искусство, 1977. Лихачева В. Д. Византийская миниатюра: памятники византийской миниатюры IX–XV веков в собраниях Советского Союза./В. Д. Лихачева. – М.: Искусство, 1977. Лихачева В. Д. Иконографический канон и стиль палеологовской живописи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. –/В. Д. Лихачева; АХ, – Л.: 1965. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV–XV вв./В. Д. Лихачева. – Л.: Искусство, 1981. Лихачева В. Д. Традиции античного искусства в ранневизантийской станковой живописи (иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Сергий и Вакх» из собрания Киевского музея)./В. Д. Лихачева. – М.: 1977. – (Отд. отт. из «Византийских очерков» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Епископ Евстафий выступил на Рождественских чтениях с докладом «Религия и идентичность в России» Москва, 21 февраля 2006 г . 1 февраля 2006 г . в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений на конференции «Проблемы вхождения иммигрантов в культурное пространство России», проходившей в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского богословского института, епископ Читинский и Забайкальский Евстафий сделал доклад «Религия и идентичность в России», сообщает Prokimen.Ru . Владыка сразу подчеркнул, что «Россия была и остается многонациональной страной, разные народы которой исповедуют разные религии». Но русский народ – «державообразующий», и в силу своей численности (более 80% населения России), и в силу своего «глубокого духовного развития». Бытие России всегда определялось ценностями и духом русского народа. Поэтому абсолютно недопустима замена «русского» на некоего безликого «россиянина», ведь эта замена означает замену ценностей русских на совершенно другие – размытые и «неопределенные». Неприемлема и сама идея «замены общества «русского» на «российское», в котором уже не будет национальностей». Идея «плавильного котла», реализованная в Америке, по мнению владыки будет означать «исчезновение русского народа с исторической арены». А потому в условиях «современного российского общества эта идея нереализуема», поскольку ведет к «сокращению численности коренного населения» под давлением потока иммигрантов. Владыка привел данные статистики, по которым, несмотря на огромную ежегодную смертность коренного населения, численность жителей не уменьшается в 14-и из 23-х субъектов РФ. Это происходит из-за наплыва иммигрантов. В целом, по мнению владыки, и современные демографические условия крайне неблагоприятны для русского народа. Все изложенные проблемы должны решаться «на основе русской духовной традиции». Эта традиция – Православие, и «этот столп России не должен быть разрушен». Образование в русских традициях – «единственная основа сосуществования народов, поскольку, просвещенные иммигранты не будут разрушителями традиционной культуры России». Единство нации возможно «лишь на основе веры Христовой». Исходя из этого, владыка особо акцентировал внимание на чрезвычайной важности миссионерской деятельности. Необходим, например, выпуск литературы на китайском, корейском и других языках. В качестве особой задачи владыка отметил миссионерскую деятельность среди народов России, «продолжающих пребывать в язычестве». В качестве примера он указал на существование в его епархии сети молодежных лагерей, имеющих целью «просвещение молодежи Бурятии в христианском духе». 21 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16361.html

Основным критическим изданием 13 „Комментариев“ остается текст, подготовленный в серии „Die Griechischen Christlichen Schriftsteller“ (Bd. 10) Прусской Академией наук и изданный в 1903 г. Этот текст 14 воспроизведен (с некоторыми изменениями, но без подробного критического аппарата) в издании С. Бланк в серии „Sources Chrétiennes“ (SC). Ценность издания SC заключается в предисловиях, французском переводе и комментариях. Готовя издание в течение 25 лет, С. Бланк по мере накопления опыта заметно улучшала его качество. Если первые тома „Комментариев“ в серии SC вызвали резкие замечания П. Нотэна 15 как с точки зрения текстологии, так и из-за ошибок в переводе, то последующие выпуски встретили более благоприятный прием этого известного специалиста. После завершения издания (SC 120, 157, 222, 290, 385) в 1992 г. первые тома были переизданы репринтно, с дополнениями, учитывающими критику и замечания. Издание Прусской Академии остается в научном использовании благодаря не только аппарату, но и собранию катенарных фрагментов. В электронную версию TLG „Комментарии“ включены по двум изданиям (Е. Пройшена и С. Бланк) 16 . К сожалению, ни в одном из изданий не было сделано попытки восстановить – хотя бы частично и приблизительно – утраченные куски комментариев (точнее, их смысл), опираясь на все дошедшие произведения Оригена , в которых цитируется или упоминается четвертое Евангелие. Из современных европейских переводов особо следует выделить итальянский перевод 17 : Е. Корсини написал ценное предисловие (111 с.) и превосходно перевел весь текст, включая катенарные фрагменты. Появление двух полных переводов „Комментариев“ на современные европейские языки стимулировало более пристальное изучение этого сочинения Оригена . За последние десятилетия появилось множество статей, посвященных отдельным местам „Ком­ментариев“ 18 , а также специальная монография, касающаяся интерпретации Оригеном начала Евангелия от Иоанна 19 . На русском языке появились две работы 20 , написанные в рамках проекта А. В. Петрова по переводу „Комментариев“ 21 . В Православном Свято-Тихоновском богословском институте М. В. Киреевой была защищена диссертация на степень кандидата богословия „Комментарий на Евангелие от Иоанна Оригена и святителя Кирилла Александрийского (экзегетические методы)“ 22 . Когда этот выпуск „Богословских трудов“ уже был подготовлен к сдаче в типографию, обнаружилось, что совсем недавно в Интернете появился перевод всей I книги „Комментариев“, выполненный выпускником Новосибирского государственного университета, кандидатом культурологии А. В. Цурканом и одобренный в приложенном „Экспертном заключении“ доктором филологических наук К. А. Тимофеевым 23 . У нас не было времени сравнить оба перевода, так что заинтересованным читателям предлагаем самим проделать эту работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Справка: Священный Синод утвердил в своем заседании от 22 октября 2015 года (журнал 78) Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и регламент к нему. Распределению посредством решения Священного Синода подлежат выпускники Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской, Николо-Угрешской и Перервинской духовных семинарий. В 2016 году из 72 епархий поступили запросы о направлении в них в общей сложности 217 выпускников. Число выпускников бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры перечисленных выше центральных духовных учебных заведений составит в 2016 году 241 человек. Комиссия по распределению выпускников духовных учебных заведений представила Священному Синоду предложения о распределении 158 выпускников на постоянное место служения, 79 выпускников — в командировку на два года, 4 выпускников — в синодальные и иные центральные учреждения Русской Православной Церкви. Постановили: Журнал 20 Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об итогах инспекционной проверки Омского епархиального духовного училища. Постановили: Журнал 21 Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, относительно переназначения митрополита Новосибирского и Бердского Тихона ректором Новосибирской православной духовной семинарии на пятилетний срок полномочий в связи с перерегистрацией устава. Постановили: Переназначить на пятилетний срок полномочий митрополита Новосибирского и Бердского Тихона ректором Новосибирской православной духовной семинарии. Журнал 22 Имели суждение о назначении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительным органами. Справка: Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал 24) исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями был назначен протоиерей Сергий Привалов. Решением Священного Синода от 27 июля 2013 года (журнал 96) Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями переименован в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман.  PDF-bepcuя .     Алексей Реутский 17 марта 2023 г. 16:00 Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии».  PDF-bepcuя.   Алексей Реутский 16 марта 2023 г. 14:00 Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/kreshchenie_415...

Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о III коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам–Православие» (Тегеран, 24–25 января 2001 года; тема: «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить итоги III коллоквиума Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам–Православие» и позицию делегации Русской Православной Церкви. 2. Считать полезным продолжение диалога с мусульманской общиной Исламской Республики Иран по религиозно-общественным вопросам, представляющим интерес для православных христиан, мусульман и современного общества в целом. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о результатах заседания Координационного комитета Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами, состоявшегося в Москве 20–21 марта 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты заседания Координационного комитета Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами (20–21 марта 2001 года). 2. Провести заседания Смешанной комиссии по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами 4–6 сентября 2001 года в Москве и 3–8 декабря 2001 года в Каире. 3. Назначить в Смешанную комиссию по диалогу Русской Православной Церкви с Ближневосточными Ориентальными Церквами делегацию от Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман; 2. Игумен Иларион (Алфеев), секретарь ОВЦС по межхристианским связям (сопредседатель Координационного комитета); 3. Протоиерей Валентин Асмус, преподаватель Московских Духовных академии и семинарии; 4. Священник Олег Давыденков, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского института; 5. Священник Владимир Шмалий, преподаватель Московских Духовных академии и семинарии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 121 (С. 327). 220 Там же 39 (С. 194). Ср.: 1 Кор. 12:7—9. 221 Мал. 1:10—12. 222 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 116—117 (С. 319—320). 223 Иустин. 1–я Апология 61 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 92). 224 Там же 61 (С. 93). 225 Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина 1, 1 (PG 12, 825 А—827 А). 226 Taмжe1,3(PG12,828A). 227 Песн. 1:2. 228 Ориген. Беседы на Песнь Песней 1, 4 (PG 13, 41 D—42 А). 229 Иустин. Диалог с Трифоном–иудеем 117 (С. 320—321). 230 Ориген. Увещание к мученичеству 46 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III ве-ка. Антология. Т. II. М, 1996. С. 63). 231 Ориген. Против Цельса 1,24 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книги 1—4. М., 1996. Пер. Л. Писарева. С. 48—49); 5, 12 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина. — Богословский сборник Свято–Тихоновского православного богословского института. Вып. VII. М., 2001). 232 Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63). Возможно, здесь аллюзия на Деян. 18:15. 233 Рассмотрение и систематизация взглядов античных философов на природу имен выходят за рамки нашей работы. Некоторые ученые труды на данную тему упомянуты нами в Библиографии. 234 Мы пользуемся классификацией Лосева в его примечаниях к диалогам Платона. См.: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1990. С. 827. 235 Платон. Кратил 384d. 236 Платон. Кратил 435d. 237 Платон. Кратил 438с. 238 Платон. Кратил 390d-e. 239 Платон. Кратил 389а–е; 390е—391е. 240 Платон. Кратил 397Ь–с. 241 Ориген ссылается также на мнение стоиков о зависимости имен от природы вещей и мнение Эпикура о соответствии имен природе вещей: Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49). 242 Платон. Кратил 437a-d. 243 Платон. Кратил 439Ь. Подробнее о платоновской теории имен см. в: BietenhardH. νομα — Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. III. Michigan, 1968. P. 246—247; Ueberweg F. Grundriss der Geschicht der Philosophic. Berlin, 1926. S. 256ff.; Wilamowitz-MoellendorffU.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Мониторинг СМИ Диплом по Божьему промыслу В России готовится масштабная реформа духовного образования 18.12.2007 10:32 Недавно был в нашей стране такой случай. Воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии священник о. Владимир Хулап защитил в Регенсбургском университете (Бавария) диссертацию по филологии. В соответствии с Болонским соглашением в России ее должны были признать. Выяснилось, однако, что сделать это невозможно – у о. Владимира не было высшего образования, поскольку имевшийся у него диплом Духовной академии наше государство не признает. Тогда о. Владимир экстерном сдал экзамены в Библейско-богословском институте апостола Андрея Первозванного и получил второе высшее образование. Только после этого в Высшей аттестационной комиссии (ВАКе) ему наконец засчитали диссертацию. Торжество справедливости Случай этот не типичный, но все чаще преподаватели Российского, Свято-Тихоновского и других православных университетов, которые окончили Духовную академию, сталкиваются с невозможностью получать зарплату за свою работу. Потому что и у них по закону нет высшего образования. Возникла эта дискриминация во времена советской власти – та духовного образования не признавала, чтобы закрыть для священников дорогу в школы и вузы. Поправки к Федеральным законам «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях», необходимые для того, чтобы высшие духовные учебные заведения могли получать госаккредитацию, а их выпускники – госдипломы, уже разработаны. После того как они будут приняты, руководством к действию для религиозных вузов автоматически становится государственный образовательный стандарт. В соответствии с ним будущим богословам помимо прочего придется изучать психологию, естествознание, информатику, философию, политологию. А также сдавать нормативы по физкультуре. Следует отметить, что ряд требований госстандарта для духовных учебных заведений вряд ли достижим. В частности, это наличие в их штате высокого процента преподавателей с признанными государством кандидатскими и докторскими степенями, укомплектованность библиотек учебниками, рекомендованными Минобрнауки.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Arhiva A avut loc cea de a doua edin a Consiliului unificat pentru susinerea disertaiilor în teologie 24 martie 2017 12:41 23 марта 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось второе заседание Объединенного диссертационного совета по теологии, созданного приказом Минобрнауки на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Заседание возглавил председатель Объединенного диссертационного совета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор богословия, доктор философских наук митрополит Волоколамский Иларион . В ходе заседания был рассмотрен вопрос о приеме к защите диссертации протоиерея Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 26.00.01 Теология на тему: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». На первом заседании Диссовета 3 марта 2017 года была назначена экспертная комиссия из числа членов Совета для предварительной оценки диссертации. Председатель экспертной комиссии профессор В.Н. Катасонов ознакомил членов диссертационного совета с заключением о соответствии темы и содержания диссертации научной специальности и отрасли науки, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации, о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем ученой степени, о выполнении иных требований Положения о присуждении ученых степеней. Члены экспертной комиссии рекомендовали принять к защите диссертацию протоиерея Павла Хондзинского. Состоялась дискуссия, после которой диссертационный совет путем голосования единогласно принял диссертацию к защите. Защита назначена на 1 июня 2017 года. Совет также разрешил печать и рассылку автореферата диссертации. Свое мнение о содержании автореферата высказали в своих выступлениях д.и.н. митрополит Калужский и Боровский Климент, д.ф.н. Д.В. Шмонин, д.ф.н. Г.В. Вдовина и другие члены Совета. В качестве ведущей организации совет утвердил Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии РАН (сектор истории русской философии), официальными оппонентами были назначены д.ф.н., профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Т.В. Чумакова и к.ф.н., доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан А.П. Соловьев. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4842375...

Данные документы освещают проблемы, связанные с отношением митрополита Петроградского Вениамина ( Казанского) к готовящемуся большевиками Декрету об отделении церкви от государства, реквизиции помещений Александро-Невской лавры, существованием в новых условиях Петроградской духовной академии, печатанием религиозно-нравствен ных книг, преобразованием домовых храмов в приходские, захватом большевиками церковных зданий и имущества, закрытием церквей и духовных учебных заведений и др. Публикуя отобранные для сборника документы, Черепенина и Шкаровский стремились по возможности снабдить их необходимым историческим комментарием. В предисловии были оговорены особенности археографической обработки публикуемых материалов: состава заголовков, легенд, текстуальных примечаний, передачи текстов 130 . Сходным образом основные принципы издания документов, которыми руководствовались публикаторы, были изложены в предисловии к другому сборнику документов, появившемуся на свет в том же 2000 г. Мы имеем в виду сборник «Следственное дело Патриарха Тихона», подготовленный большой группой исследователей во главе с ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиереем о. В.Н. Воробьёвым. На сегодня этот сборник является одним из самых серьезных, профессионально подготовленных документальных трудов, в котором материалы следственного дела Патриарха Тихона из ЦА ФСБ изданы с использованием археографической обработки. Можно только сожалеть, что данный труд представляет собой всего лишь выборку документов, а не полную публикацию всех материалов, имеющихся в многотомном следственном деле Предстоятеля Русской Церкви. Публикуемые в двух разделах материалы за 1918–1925 гг. оснащены историческим и археографическим предисловием, документальным приложением, примечаниями с элементами источниковедческого анализа, именным, географическим, библиографическим указателями, указателем храмов и монастырей. Сами документы, помимо обстоятельных научных заголовков и текстуального подстрочника, имеют археографическую легенду, включающую шифр архивного хранения, степень подлинности, способ воспроизведения, тексты резолюций и помет, описание штампов и печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010