Однако данное осуждение касалось лишь одного конкретного аспекта богословской системы Булгакова, в чьих трудах были подняты многие другие важнейшие темы. Если говорить о творческом наследии Булгакова в его целокупности, то оно, как нам представляется, еще не получило надлежащей церковной оценки. Биография Сергея Николаевича Булгакова была неординарной и богатой событиями. Он родился в 1871 году в г. Ливны Орловской губернии, в семье священника. Образование получил в Ливенском духовном училище, Орловской духовной семинарии и Елецкой гимназии. В 1890–х годах отошел от Православия и увлекся марксизмом. В 1898 году окончил юридический факультет Московского университета, после чего два года изучал марксизм в Германии. К началу XX века вернулся к религии (духовный путь Булгакова отражен в его книге»От марксизма к идеализму»). В 1901–1906 годах — профессор политической экономии Киевского политехнического института и приват–доцент Киевского университета; в 1906–1918 годах — приват–доцент политической экономии Московского университета и профессор политэкономии Московского коммерческого института. В 1912 году защитил докторскую диссертацию на тему»Философия хозяйства». С 1905 года участвует в работе Московского религиозно–философского общества памяти Вл. Соловьева, с марта 1907 года сотрудничает с Вольным богословским институтом, в феврале–марте 1910 года становится одним из основателей книгоиздательства»Путь». В 1907 году — член II Государственной Думы. В 1910–х годах участвует в работе»новоселовского кружка», выступает с публикациями на церковно–общественные темы, становится одним из признанных лидеров религиозного возрождения. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов. В 1918 году, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, рукоположен в священика. В конце 1922 года выслан из Советской России. В 1923–1925 годах — профессор церковного права и догматического богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге; с 1925 до конца жизни — профессор догматического богословия и декан Свято–Сергиевского православного богословского института в Париже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Помню первоначальную беседу отца Киприана с нами, новоначальными студентами (среди которых был и Иван Мейендорф). Слова его потрясли нас. Они были приблизительно таковы: «Вы приблизились к Тайне, пред которой ангелы закрывают свои лица крыльями (и отец Киприан подымал эффектно рукава широкой греческой рясы, и мы исполнялись трепетом и удивлением). Подумайте хорошенько, желаете ли вы идти по выбранному вами пути. Еще не поздно одуматься». Он указывал на трудный подвиг богословствования, напоминал, что богословская наука ревнива и не терпит двоедушия и легковесности [ 5 ]. Распорядок рабочей недели отца Киприана включал служение в кламарском храме (по субботам, воскресеньям и праздникам), встречи с друзьями и духовными чадами, лекции в Свято–Сергиевском богословском институте и научные изыскания в парижской Национальной библиотеке. Там он проводил целые часы, иногда дни. Обстановку библиотеки любил, уходить оттуда ему не хотелось. Иногда, устав от книг, брался за корреспонденцию. «Сижу в Национальной библиотеке, — пишет он своей духовной дочери. — ...Тут тихо, науколюбиво, кругом почтенные лысины и бороды, сутаны и старые девы, со стен смотрят барельефы Данте, Платона, Сервантеса. Словом, почтенное общество» [ 6 ]. Как ученый отец Киприан отличался большой скромностью. Ему было несвойственно преувеличивать свои научные достижения (что так часто случается с учеными), скорее наоборот, он их преуменьшал, всегда чувствуя недовольство собой, неудовлетворенность собственным творчеством. О своей диссертации, посвященной святому Григорию Паламе, отец Киприан в письме к отцу Борису Бобринскому говорит в извинительном тоне: «Будьте снисходительны к ее дефектам... Очень и очень, поверьте мне, сознаю немощи и недостатки моего труда» [ 7 ]. В другом письме отец Киприан так отзывается о собственных знаниях в области богословия: Читаю очень много, но только в своей области... Не думай, что хочу показаться излишне скромным, но чувствую, что и в своей области знаю так мало, так мало. С радостью, если бы не годы, снова начал бы учиться. Наука так быстро шагает, вернее, мчится вперед, что многого не успеваем узнать и переварить. Ведь чтобы что–то по–настоящему знать, надо не только прочитать и куда–то записать, но надо еще и пережить новые сведения и дать им улечься в какое–то место [ 8 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1300...

Родился во Франции в русской аристократической семье. Учился в Парижском университете (Сорбонна) и Сергиевском Богословском институте в Париже. В 1958 г. получил степень доктора за диссертацию о богословии Григория Паламы . После принятия церковного сана переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской духовной семинарии. Работал в Думбартон Оукс. С 1967 г. преподавал в Фордемском университете. Был президентом Православного богословского общества Америки, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук. Автор многих книг и исследований по православию, теологии, церковной истории и смежным темам. Мелафрарии – нелегальные, тайные торговцы шелком, которые по повышенным ценам перепродавали его, нарушая существующие предписания. Термин встречается только в Книге Эпарха и не совсем ясен (он мог иметь и иные значения, кроме предлагаемого). Мелист – сочинитель аккламаций в штате димарха. Мелитина – древний город в восточной Каппадокии приблизительно в 12 км от реки Евфрат (см.: Месопотамия); в ранней Византии – столица провинции Третьей Армении в диоцезе Понт. См.: Феодор Мелитиниот. Мелург – сочинитель музыкальных песнопений, мелосов. Меморий – дословно с лат. «место памяти». Обычно гробничное сооружение, своеобразное «крытое кладбище», не обязательно предназначенное для отправления Божественной литургии. М. мог быть воздвигнут в память некоего чуда, совершенного Богом на данном месте (теофанический М. или мартирий). Мена – см.: Мина. Менавла – см.: монавла. Менавлаты (моновлаты) – род пехоты из числа токсотов, вооруженных прочными копьями-монавлами (менавлами) для отражения атак вражеской конницы. В каждой таксиархии насчитывалось около 100 М. Известны с середины Х в. Менандр Протиктор – младший офицер (протиктор) при дворе императора Маврикия в конце VI в., продолжил историю после Агафия Миринейского, сочинение которого принял за образец. См.: историки Византии. Менса (лат. mensa) – стол для различных литургических потребностей, в том числе в ранневизантийском погребальном обряде в виде крышки над гробницей или над входом в склеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 16-17 февраля 2012 года в Москве прошел Конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. В Конгрессе приняли участие делегаты из 83 субъектов Российской Федерации, представители из Украины, Казахстана, Белоруссии. В качестве гостей и экспертов были приглашены видные ученые, государственные и общественные деятели, представители СМИ. Участникам Конгресса было зачитано Патриаршее приветствие и обращение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. На Конгрессе делегаты обсудили ход реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. 2128-р) и приняли Обращение к руководству Российской Федерации по защите от алкогольной угрозы. Также были подведены итоги работы Совета за три года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи проведением Конгресса Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и принятым на нем Обращением к руководству Российской Федерации по защите от алкогольной угрозы. 2. Благодарить членов Совета за понесенные труды. 3. Продолжить реализацию инициатив и проектов Совета в области законотворчества, образования и СМИ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке во Францию. Справка: С 15 по 18 февраля 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил с рабочим визитом Париж. В ходе поездки председатель ОВЦС принял участие в заседании Ассамблеи православных епископов Франции, посетил Свято-Сергиевский богословский институт и Русскую православную семинарию, участвовал в открытии Дней православной книги во Франции, встретился с Послом России во Франции А.К. Орловым.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Нужно также упомянуть инициативы на локальном уровне. Например, создание Православного братства в Западной Европе (это было " первое " братство) в 1960 г., Координационного комитета православной молодежи в 1964 г., создание Молодежного православного объединения Юга Франции организации ( Jeunesse orthodoxe du Midi – JOM) в 1968 г., проведение конгрессов в Анси в 1971 г., в Дижоне в 1974 г., в Амьене в 1977 г., а также создание в 1975 г. нынешнего Православного братства в Западной Европе в результате слияния с Координационным комитетом православной молодежи и другие события, стоявшие у истоков нашего конгресса. Инициативы, вышедшие за пределы Франции, воссоединили православных из разных стран, которые стремились к объединению, открытости, доверию и взаимному признанию общин, слишком часто замкнутых на себе. Братство инициировало также различные службы, которые функционировали благодаря сотрудничеству верующих разных " юрисдикций " . Так было в случае с бюллетенем SOP , катехизацией, переводом литургических текстов, заочным богословским образованием, которое уже с 1981 года проводит Свято-Сергиевский богословский институт. В то же время имело место и активное участие в предсоборном процессе, давно начатом в православии, но активизировавшемся в 1970-е годы. Так, например, совет Православного братства издает обращение к первому предсоборному совещанию, которое должно была состояться 21 ноября 1976 г. в Женеве. Там говорится: " Множество юрисдикций является сегодня препятствием действенному пастырскому служению; приходы сосуществуют в одном и том же городе, но игнорируют друг друга; несмотря на рассеянность они не лишены пастырского окормления; имеющиеся силы рассредоточены; подготовка священников связана с серьезными проблемами, а православная проповедь не вызывает доверия " . В конце концов, благодаря общим стараниям, проблема диаспоры переместилась с последнего на первое место в списке приоритетных вопросов Собора и предсоборной дискуссии. Как известно, было проведено несколько подготовительных предсоборных совещаний. Некоторые из них предложили Церквам возможные решения по организации Диаспоры. Межправославная подготовительная комиссия, собравшаяся в Шамбези (Швейцария) в 1990 г., а затем в 1993 г., достигла единодушного согласия всех Церквей о необходимости организации новых поместных Церквей по традиционному территориальному принципу, определив на настоящий момент географические зоны, в которых должны быть созданы епископские ассамблеи, объединяющие все епархии данной территории.

http://religare.ru/2_2476.html

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с членами Ассамблеи православных епископов Франции 18 февраля 2012 г. 13:30 17 февраля 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с членами Ассамблеи православных епископов Франции. Встреча прошла в Архиепископии Константинопольского Патриархата в Париже. Митрополита Илариона, прибывшего на встречу в сопровождении епископа Корсунского Нестора , приветствовал председатель Ассамблеи митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат). Иерарх отметил, что личность митрополита Илариона не нуждается в представлении: владыка хорошо известен православным епископам Франции «не только как тонкий богослов, но и как человек, чувствительный к современной жизни Православия в целом». Митрополит Эммануил подчеркнул, что возглавляемая им Ассамблея может быть примером для подобных ассамблей в других странах: «Наша добрая воля — соработничать в духе братства. Плоды этого соработничества православных архиереев на местном уровне могут стать также полезными в деле подготовки Всеправославного Собора, в частности, в том, что касается совместных усилий по гармонизации жизни православных верующих в диаспоре», — выразил надежду глава Галльской архиепископии. Со словом к членам Ассамблеи обратился митрополит Волоколамский Иларион. Затем состоялось братское общение, в ходе которого владыка отметил, что во Франции присутствие русского Православия сыграло особую историческую роль — в частности, Свято-Сергиевский православный институт, основанный выдающимися русскими богословами, «стал, возможно, самым важным центром православной богословской мысли в XX веке». Митрополит Эммануил выразил надежду на расширение сотрудничества молодых богословов Поместных Православных Церквей, проживающих и проходящих обучение во Франции, в деле свидетельства о Православии. Также он отметил особую роль, которую может сыграть в этом деле Русская православная семинария. Митрополит Эммануил попросил председателя ОВЦС прокомментировать тему гонений на христиан на Ближнем Востоке и в Африке. Митрополит Волоколамский Иларион высказал мнение о том, что на общеправославном уровне необходимо выработать механизм, который позволит христианам привлекать широкое внимание общественности и политиков к проблеме. В частности, именно эта тема стала лейтмотивом визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан.

http://patriarchia.ru/db/text/2022084.ht...

Значительная часть материалов для моих исследований была собрана в ходе научных стажировок при Гумбольдт-университете в Берлине, Католическом институте и в Православном Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Везде я имел возможность пользоваться лучшими библиотеками и консультироваться с ведущими специалистами в области истории христианского богословия и богословской методологии. Финальная стадия работы была выполнена при поддержке Центра информационных технологий МПДА по индивидуальному исследовательскому гранту. Мою особенную признательность я должен выразить своему главному учителю, Юрию Анатольевичу Шичалину, наставлявшему меня в самых высоких и вместе возвышенных требованиях к научному делу. Постоянную идейную поддержку я получал от своего старшего коллеги Владимира Кирилловича Шохина (зав. сектором философии религии в Институте философии РАН), одного из главных инициаторов развития в нашей стране исследований по философской теологии, частным вкладом в которые и является настоящая книга. Большую благодарность я испытываю к высоко ценимому мною главному и бессменному редактору журнала «Альфа и Омега» Марине Андреевне Журинской за ее высокие требования к качеству научного текста и к ответственности за печатное слово. За самые условия возможности заниматься богословскими исследованиями следует воздать должное вдохновителю богословского образования в нашем отечестве прот. Владимиру Воробьеву. Отдельную благодарность я выражаю проректору по учебной работе ПСТБИ прот. Николаю Емельянову за его всегдашнюю отзывчивость и готовность поддержать достойные начинания своих коллег и меня в том числе. Я также весьма признателен своему коллеге Константину Михайловичу Антонову за внимательные, компетентные и всегда благожелательные замечания к моим текстам. Наконец, хотя совсем не в последнюю очередь, я благодарен моим друзьям Вячеславу Патрину и Евгению Ткачеву за стабильную библиографическую поддержку, неизменно оказываемую мне в течение уже достаточно продолжительного времени.

http://bogoslov.ru/book/3254180

Скачать epub pdf 14–15 марта 1992 г. в Марли-ле-Руа (Ивелин) состоялась ежегодная генеральная ассамблея движения «Христианское действие за отмену пыток» (АКАТ) на тему «Свидетели надежды в кризисном мире». В своих размышлениях 450 делегатов, представлявших 16000 членов этого движения, ориентировались на три выступления, последовательно сделанные кардиналом Жаном-Карлом Тома, епископом Версаля, Паоло Рика, преподавателем факультета протестантизма Римского университета, и Оливье Клеманом, преподавателем Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Ниже опубликован перевод выступления О. Клемана . Часто говорят, что надежда – это побег в мечту, совершаемый, когда жизнь становится слишком тяжелой. Однако если всмотреться в надежду, то в ней проступают знаки инобытия: весь тот свет, то добро, та красота, какие оплодотворяют историю, какие дают ей дыхание вечности. Печать вечности лежит на тех, кто отдает жизнь свою за други своя и кто прощает врагов. Вечность проступает в тех, кто снова и снова умирает, чтобы из смерти восстала жизнь и, говоря словами «философа с молотком» (выражение Ницше. Это образ философа, сокрушающего общепринятые ценности. – Прим. пер.), дает возможность хаосу время от времени рождать звезду. Сначала я буду сознательно, в манере, может быть, несколько иронической, говорить о христианстве как об источнике брожения, как о кризисе, о современности как о кризисе, затем – о возвращении религиозности и, наконец, – о возможном обновлении христианства и о погружении надежды вглубь сердца. Начиная с библейского откровения и возникновения христианства, мощное энергетическое ядро приводит в движение историю и не дает ей остановиться. Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» пишет: «Что-то сдвинулось в мире, кончилась власть количества, необходимости (это утверждение в действительности говорит о какой-то напряженности, о битве – О.К.): личность, проповедь свободы пришли ей на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/s...

Протоиерей Живко Панев: Нельзя оставаться в виртуальных отношениях, но это первый шаг На литургии, когда священник молится, говорят, что он несет словесную службу. Словесная служба – это та, которую мы понимаем. 18 мая, 2015 На литургии, когда священник молится, говорят, что он несет словесную службу. Словесная служба – это та, которую мы понимаем. Корреспондент «Правмира» в кулуарах Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» продолжает беседовать с ее участниками. На вопросы отвечает протоиерей Живко Панев, доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже (Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — Экзархат Вселенского Патриархата). — Какие духовные вызовы встают перед православными людьми в нашем постмодернистском мире с его многочисленными цифровыми средствами? — Человек по своему бытию должен жить вместе, как Бог живет вместе: Отец, Сын и Дух Святой — один Бог, но три личности. Так и человек, который по образу и подобию Бога создан, хочет общаться с другими, через это общение он существует. Это не только вопрос нас, православных, — это само бытие каждого человека. Сейчас есть новые СМИ, Интернет, возможность легко общаться с другими людьми, но тут вопрос в качестве этого общения. В этом смысле Интернет, с одной стороны, очень хорошая вещь, но с другой — может быть опасен. Должен быть последовательный подход. Во-первых, нужно осознать, что у нас, как у православных христиан, первая задача  – просто возгласить Евангелие Божие, что Христос воскрес  и через воскресение дал каждому человеку возможность жить в Боге. Это главная роль православных СМИ, чтобы они были каналом коммуникации для того, что по-гречески называется керигмой. Второй смысл существования интернета – у каждого человека есть рождение духовности. Надо, чтобы он расцвел, чтобы он взрастил веру, которую апостолы нам передали и мы получили от прежних лет и до сих пор. Чтобы было образование, воспитание и рост духовного и словесного знания: что такое сердце, что такое Бог.

http://pravmir.ru/protoierey-zhivko-pane...

189. номинализм (лат.) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные. Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма. 190. Атрей (греч.) — в древнегреческой мифологии царь Микен, сын Пелопса и Гипподамии, брат Фиеста, муж Аэропы, отец Агамемнона и Менелая. Бежал от отца после убийства Хрисиппа. Царь Микен Сфенел сделал его правителем Мидеи. Оракул предсказал жителям Микен, что они должны избрать в цари потомка Пелопа, они послали за Атреем и Фиестом. Фиест, с помощью Аэропы добыв золотого ягненка, воцарился. Позже, когда Гелиос превратил восток в запад, показывая тем самым несправедливость воцарения, Атрей изгнал Фиеста. За то, что Фиест соблазнил его жену Аэропу, Атрей убил сыновей брата, а из их мяса велел приготовить жаркое, которое подал на стол, пригласив Фиеста погостить. Гелиос именно тогда изменил свой путь. Фиест проклял весь род Атрея. Потомки Атрея именовались Атридами. 191. Вейдле Владимир Васильевич (1895–1979) — литературовед, культуролог, историк культуры русской эмиграции. В 1912 окончил немецкое реформаторское училище и поступил на историко–филологический факультет Санкт–Петербургского университета, где специализировался на кафедре всеобщей истории. После октябрьских событий 1917 года Вейдле покинул Санкт–Петербург и в течение трёх лет (1918–1921 гг.) преподавал историю искусства в Пермском университете. В октябре 1924 он уехал в Париж, где прожил до конца своей жизни, с 1925 по 1952 преподавал в Свято–Сергиевском Богословском институте. Многочисленные эссе по истории русской и европейской литературы и художественной культуры, о судьбах христианского искусства, месте России в духовной истории Европы. 192. парикии — во II-III вв. христианские общины носили название парикии, то есть, это были отдельные, местные церкви под управлением епископов, при которых существовал совет пресвитеров (пресвитерий). Дьяконы несли служебные обязанности. С середины III–ro века происходит усложнение структуры, появляются диаконисы, лекторы, экзорцисты, чтецы, заклинатели. В Риме развивается штат низшего клира — при папе Фабиане, в 236–50 гг. появляются иподиаконы, привратники, аколуфы.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010