В кон. 1920 г. эмигрировал в К-поль, затем в Германию, где поселился в Баден-Бадене (1921). Псаломщик Преображенской ц. в Баден-Бадене и Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1922-1923). Добился возвращения находящегося под секвестром рус. правосл. храма в Штутгарте, содействовал организации прихода при нем (1923). В янв. 1924 г. переехал в Париж, был поручителем митр. Евлогия (Георгиевского) при покупке имения в Париже для устройства в нем церкви и богословской школы. Член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже (1924-1925) и ответственный за его хозяйство. Псаломщик и регент студенческого хора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского (1925-1950). Совместно с еп. Вениамином (Федченковым) и при участии еп. Сергия (Королёва) составил певч. обиход хора подворья на основе валаамского распева и московского напева. Член приходского совета Сергиевского подворья (1925-1950). Преподаватель церковного устава в Свято-Сергиевском богословском ин-те (1925-1947), организатор и преподаватель курсов псаломщиков при общежитии объединения «Православное дело» в париже (сер. 30-х гг. XX в.). автор статей по богослужебному уставу. Автор гармонизации церковных распевов («Милость мира» и «Плотию уснув» киевского распева, «Объятия Отча» болгарского распева, тропарь прп. Сергию Радонежскому и «Взбранной Воеводе» греческого распева, самоподобен «Небесных чинов» и др.). Записал с хором Богословского ин-та 2 грампластинки церковных песнопений. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Арх.: Епарх. управление Рус. Экзархата КП (Париж). Ф.: Духовенство. Д.: Прошения об определении на церковную службу (1925); Ф.: Сергиевское подворье. Д.: Комитет по сооружению Сергиевского подворья (1924-1925); Ф.: Приходы. Д.: Сергиевское подворье (1925-1950). Соч.: Многая лета [гр. К. А. Хрептовичу-Бутеневу, благотворителю Сергиевского подворья]//Возрождение: Газ. П., 1927. 778, 20 июля. С. 3; Богослужебные указания//ЦВЗЕЕ. 1930. 1. С. 25-32; Уставщик: Схемы правосл. чинопоследований суточного круга. П., 1936; Exposé de l " histoire de la musique religieuse en Russie//Congrès intern. de musique sacrée. P., 1937. P. 122-128; Особенности богослужений Великого четвертка и пятка в 1939 г.//ЦВЗЕЕ. 1939. 1/2. С. 18-22; Памяти Д. С. Стеллецкого//Там же. 1947. 6. С. 9-12; Воспоминания о приобретении Сергиевского подворья//Вестн. РХД. 1987. 151. С. 249-273 (переизд.: Наше наследие. М., 1994. 32. С. 83-91).

http://pravenc.ru/text/2581643.html

Руководство же Института прямо обвиняет архиепископа в попытке перенаправить пожертвования прихожан Епархии, собираемые в пользу Института каждое Рождество, в некую созданную Иовом структуру, «умышленно названную схоже с Институтом – «Colline Saint-Serge». Напомним, институт всегда существовал и до сих пор существует исключительно на благотворительную помощь и на пожертвования православных. Руководство Института приняло решение, говорится в заявлении, «о прекращении преподавательской деятельности и учебного года 2015-2016». «Мы просим Его Святейшество Патриарха Константинопольского Варфоломея и Его Высокопреосвященство митрополита Франции Эммануила, известных своей глубокой симпатией к Институту, оказать нам духовную и каноническую поддержку и дать нам возможность и дальше нести нашу миссию в атмосфере подлинного духовного общения, соблюдения правовых норм и человеческого общения», говорится в заявлении коллектива Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. Свято-Сергиевский Православный богословский институт (Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge) — высшее учебное заведение Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата . Он был учрежден в 1925 году на втором съезде Русского студенческого христианского движения и стал духовным центром русской эмиграции . Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт празднует в этом году свое девяностолетие. Столь продолжительное существование высшей богословской школы, возникшей в эмигрантских условиях, прожившей почти век безо всякой материальной базы, — явление исключительное. По словам прот. Алексея Князева, выпускника Института, «в начале нынешнего столетия…самым упорным и нерастворимым ядром русского религиозного и национального самосознания оказалась Православная Церковь. Последняя, для того чтобы иметь возможность выжить в беженских условиях и продолжать организованное существование, нуждалась в богословской школе». Отцами-основателями Института стали такие легендарные для Русской Православной Церкви личности, как прот. Сергий Булгаков, епископ Вениамин Федченков, прот. Георгий Флоровский, проф. Лев Зандер, протопресвитер Василий Зеньковский и многие другие.

http://pravmir.ru/svyato-sergievskiy-pra...

В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом. В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения. В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца). В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года. В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l " Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l " Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.

http://pravenc.ru/text/2578235.html

6. М. С. Иванов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 7. Н. В. Лосский, профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. 8. Б. А. Нелюбов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 9. А. И. Сидоров, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им русских православных приходов в Тунисе с 24 по 27 марта сего года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о направлении делегации Русской Православной Церкви на Европейскую экуменическую встречу, организованную Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы, которая будет проходить в Страсбурге (Франция) с 19 по 22 апреля 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в Европейской экуменической встрече в Страсбурге направить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Архиепископ Клинский Лонгин – глава делегации; 2. Е. С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 3. А. В. Елисеев, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 4. Д. С. Синяков, студент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии представителя Русской Православной Церкви в работе Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Митрополита Солнечногорского Сергия в связи со значительной рабочей нагрузкой освободить от членства в Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, выразив ему благодарность за понесенные труды. 3. Членом Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу от Русской Православной Церкви назначить епископа Сергиевского Василия. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Берлинской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

далее... В пятистах метрах от нас я и мои товарищи увидели двух иеромонахов в епитрахилях. На меже, в поле они совершали каждение. И вот, я когда приехал в Москву, то увидел над вратами Данилова монастыря изображение этих двух иеромонахов: преподобных Симеона Столпника и Даниила Столпника. далее... На вопросы отвечает насельник Свято-Данилова монастыря, руководитель Центра Духовного развития молодежи, ответственный секретарь Оргкомитета юбилейных торжеств, посвященных 700-летию святого благоверного князя Даниила Московского, игумен Иоасаф. далее... Наша эпоха пародийно, трагифарсово похожа на петровскую. И хочется верить, что на этот вызов Россия сможет ответить, как двести лет назад. Основная коллизия современного мира - вовсе не в противостоянии государств, этносов, социальных групп, религий, а во всемирном, тотальном противостоянии корысти и совести; такой коллизии в человеческой истории еще не было. далее... В октябре я подготовил для сайта интервью с клириком храма свт. Николая в Хамовниках диаконом Александром Шумским. Педагогу с двадцатипятилетним стажем, директору Николо-Хамовнической гимназии, отцу восьмерых детей, талантливому публицисту, ему было что сказать читателям. 21 октября я передал ему текст для утверждения. Мы договорились созвониться через 2-3 дня. Но через два дня произошел захват заложников в Норд-Осте. В числе заложников оказался и зять отца Александра Антон Кобозев... далее... " РУССКАЯ СТРУЯ В ЖИЗНИ НАШЕГО ИНСТИТУТА ЕЩЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНА " Интервью с инспектором Парижского Свято-Сергиевского богословского института профессором протоиереем Николаем Озолиным 21 ноября 2002 года гостем Московской Духовной Академии был инспектор Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института профессор протоиерей Николай Озолин. В актовом зале Академии им была прочитана лекция об известном иконописце и богослове Л.А.Успенском. После лекции отец Николай любезно согласился ответить на вопросы журнала " Встреча " . далее... Ровно 50 лет тому назад мы награждали отца Алексия Ридигера камилавкой: владыка давал ему камилавку, я подносил, пели " аксиос " . Мне было тогда 22, ему 23. Сейчас Святейший принял меня очень доброжелательно, мы встретились, как друзья, неофициально. Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо - помнит язык. Мы по-эстонски довольно долго говорили, вспоминали его родителей - отца Михаила и матушку Елену.

http://pravoslavie.ru/4530.html

В 1947–1951 гг., после приезда Афанасьева из Туниса и до отъезда Шмемана в Америку, они были коллегами по преподаванию в Свято-Сергиевском богословском институте. К этому времени относится увлечение «молодого коллеги и друга», как охарактеризовала их отношения Μ. Н. Афанасьева , идеями старшего товарища. Влияние Афанасьева было сильнейшим из интеллектуальных влияний на богословие Шмемана 53 . В 1959 г. Афанасьев был, наряду с о. Иоанном Мейендорфом , оппонентом Шмемана на защите последним своей диссертации, изданной как «Введение в литургическое богословие», в Свято-Сергиевском богословском институте 54 . Из «Дневников» Шмемана мы узнаем, что в последние годы жизни о. Александра над его письменным столом на даче в Лабель висела фотография, на которой в числе нескольких преподавателей института был снят и Афанасьев 55 . Шмеман откликнулся на смерть учителя (не в формальном смысле этого слова: формально о. Александр не был студентом Афанасьева) некрологом, который он закончил словами, свидетельствующими о полном осознании учеником значения богословия учителя: «Я уверен, что, когда наступит время итоги подводить, когда история расставит всех на свои настоящие места, слова, сказанные им, и пути, им открытые, окажутся важнее и значительнее многого, что больше поражало воображение и сильнее владело умами. И его небольшие (эти слова писались еще до посмертной публикации «Церкви Духа Святого». – В. А.), всегда безупречно построенные, но как бы суховатые этюды окажутся, в конечном итоге, „томов премногих тяжелей”» 56 . Идеи «евхаристической экклезиологии» отразились в том литургическом и организационном обновлении Православной церкви в Америке, лидерами которого стали о. Александр и о. Иоанн Мейендорф 57 . Поправки Зизиуласа состоят в том, что он стремится избежать самых радикальных выводов Афанасьева (или даже возможности сделать такие выводы). Это явствует из его критических замечаний в адрес о. Николая 61 . Во-первых, митрополит Иоанн не удовлетворен взглядами Афанасьева на соотношение местной церкви и вселенской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Архиепископ Иов (в миру - Игорь Владимирович Геча) родился 31 января 1974 г. в г. Монреале (провинция Квебек, Канада) в семье украинс ких эмигрантов. Принадлежал к Украинской Православной Церкви в Канаде, которая первоначально имела раскольническое происхождение, но затем перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Окончил Институт св. Андрея в г. Виннипег и Университет провинции Манитоба (Канада) в 1996 г. Пострижен в рясофор в 1996 г. Рукоположен в сан иеродиакона в том же году. Переехал во Францию и принял монашество в монастыре преп. Антония Великого (Подворье Афонского Симоно-Петрского монастыря во Франции) в 1998 г. Архидиакон с 1999 г. В 2003 г. перешел из Украинской Православной Церкви в Канаде (Константинопольского Патриархата) в Архиепископию русских православных церквей в Западной Европе. В 2003 г. рукоположен в сан иеромонаха. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Являлся клириком Свято-Сергиевского подворья в Париже. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию по богословию в Парижском католическом институте и Свято-Сергиевском институте на тему «Литургическая реформа митрополита Киприана Киевского». Преподавал церковную историю и литургику в Свято-Сергиевском институте. С 2004 г. — профессор. В 2003-2004 гг. — благочинный приходов Русской архиепископии в Испании. В 2003-2006 гг. — член редакционной коллегии журнала «Епархиальный вестник Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе» и его франкоязычного издания «Messager diocesain: Archeveche des eglises orthodoxes russes en Europe Occidentale» 9 января 2004 г. возведен в сан игумена, 18 июля 2004 г. — в сан архимандрита. В 2004-2010 гг. — член епархиального совета Архиепископии. С 2004 г. — член комиссии по взаимоотношениям с Московским Патриархатом. Преподавал литургику в Институте высших исследований православного богословия при Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези-Женеве (Швейцария) и в Католическом институте в Париже. С декабря 2005 по декабрь 2007 гг. — декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. С 2003 г. — член международной группы Св. Иринея по диалогу между Православной и Католической Церквями. С 2005 г. — член комитета по диалогу между Православной и Католической Церквями во Франции. С 2006 г. — член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Член Киевского религиозно-философского общества. Член Общества восточной литургики.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/02/ar...

Пути эмиграции ряда представителей этой волны были и иными, но они не носили массового характера. Религиозная деятельность первой волны эмиграции оказала огромное влияние на духовную жизнь не только русского зарубежья, но и населения самих тех стран, в которых оказались русские изгнанники. В качестве примеров можно назвать создание и деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД), Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, Института им. Н. П. Кондакова в Праге, Свято-Владимирской Православной духовной семинарии в Крествуде (США), Свято-Троицкой Православной духовной семинарии в Джорданвилле (США) и многие другие. Приведем некоторые вехи развития религиозной деятельности первой волны эмиграции. В начале 1920-х годов создается Русское студенческое христианское движение (РСХД). Начало организованному Движению было положено 1–8 октября 1923 года на I общем съезде РСХД в местечке Пшеров близ Праги (Чехословакия). В 1925 году начинает работу Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, преподавателями которого в разные годы были ведущие православные богословы и религиозные деятели русского зарубежья: епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков), протопресвитеры Борис Бобринской, Василий Зеньковский, Алексий Князев, архимандрит Киприан (Керн), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский; А. В. Карташев, Г. П. Федотов и другие. Институт окончили или учились в нем митрополит Николай (Еремин), архиепископы Георгий (Вагнер), Никон (Греве), Павел (Голышев), Серафим (Дулгов), Серафим (Родионов), епископы Александр (Семенов Тян-Шанский), Дионисий (Лукин), Константин (Ес­сен­ский), Мефодий (Кульман), Феодор (Текучев), протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, протоиереи Николай Озолин, Михаил Фортунато, иеромонах Савва (Струве), один из руководителей Русского студенческого христианского движения К. А. Ельчанинов, видные православные богословы П. Н. Евдокимов и И. М. Концевич и др. В ноябре 1927 года в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже была совершена первая литургия на французском языке, а в конце 1928 — начале 1929 годов родился первый франкоязычный православный приход святой Женевьевы (Геновефы Парижской), настоятелем которого был назначен о. Лев (Жил­ле). Первые богослужения проходили в помещении РСХД на бульваре Монпарнас, д. 10, а затем, благодаря содействию П. Н. Ев­докимова, приходу был предоставлен бывший лютеранский храм Святой Троицы в 13-м округе Парижа 1 .

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

С одной стороны, Афанасьев продолжал изучать послеконстантиновскую Церковь , пытаясь увидеть, что скрывается там за нарастающим на ней имперским осадком. Этому способствовало начавшееся осенью 1930 г. чтение лекций об источниках церковного права, а затем, с 1932 г., и собственно по церковному праву в Свято-Сергиевском богословском институте. Продуктом чтения лекций в 30-е гг. стали две важные статьи на каноническую тематику – «Каноны и каноническое сознание» и «Неизменное и временное в церковных канонах». Они до сих пор стоят особняком в православном каноническом праве, представляя собой попытку размышлений о месте и роли права в Церкви. Каноническая тема продолжилась в творчестве Афанасьева в послевоенные годы в его лекциях по церковному праву, которые он читал до конца своей жизни и которые были отпечатаны на ротаторной машине «на правах рукописи» для внутреннего употребления в Свято-Сергиевском институте под названием «Вступление в Церковь » (1952) и «Экклезиология. Вступление в клир» (1968), а также отчасти в статье «Неудавшийся церковный округ» (1953) и уже упомянутой статье «Собор в русском православном богословии» (1962). С другой стороны, Афанасьев обращается к доконстантиновским соборам, радикально отличавшимся от вселенских отсутствием в них имперского элемента. Тему соборов, теперь уже III в., продолжает незаконченная, хотя и доведенная до довольно продвинутой стадии работы, книга «Церковные соборы и их происхождение», текст которой относится к рубежу 30–40-х гг. 28 Здесь, в связи с историей ранних соборов, присутствуют уже многие идеи евхаристической экклезиологии. Как свидетельствует судьба незавершенной книги, пролежавшей в рукописи свыше 60 лет и опубликованной лишь сравнительно недавно, что-то в ней не удовлетворяло автора. Здесь уместно вспомнить, что при жизни Афанасьева остались неопубликованными не только чуть незаконченные «Церковные соборы», но и его законченная ранняя книга об эпохе оригенистских споров и Пятого вселенского собора «Ива Эдесский и его время» (150 машинописных страниц, до сих пор не изданных).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   Диакон Сергий ГОВОРУН, МДА, ОВЦС: «Эсхатологии заветов». Дискуссия.    17.10-18.50      А.Ю. ВИНОГРАДОВ, ИВИ РАН: «К вопросу о топологизации апокрифических апокалипсисов». Дискуссия.    Свящ. Димитрий ЮРЕВИЧ, СПбДА, МДА: «Эсхатология в Кумранских рукописях». Дискуссия. Секция II    10.00-11.40      Проф. Константин СКУТЕРИС, Афинский университет: «Богословие ожидания: богословские комментарии эсхатологии Никео-Цареградского Символа веры». Дискуссия.    Проф. прот. Эммануил КЛАПСИС, Крестовоздвиженская семинария, Бостон, США: «Творение и эсхатон». Дискуссия.    12.10-13.50      Проф. прот. Николай ОЗОЛИН, Свято-Сергиевский Богословский институт, Париж: «Эсхатология и боговидение — учение 3-го правила Константинопольского Собора 869/870 гг.» Дискуссия.    Проф. Петрос ВАСИЛИАДИС, Фессалоникийский ун-т, Президент WOCATI: «Эсхатологическая экклезиология: выходя за пределы «Евхаристической экклезиологии», предложенной прот. Н.Афанасьевым и другими». Дискуссия. 14.00-15.00 — Обед.    15.00-16.40    Доц. свящ. Сава ВИОРЕЛЬ, Ясский Университет: «Эсхатологическое измерение православного богослужения». Дискуссия.    Диакон Михаил ЖЕЛТОВ, ПСТГУ: «Описание небесной литургии в евхаристических молитвах Древней Церкви». Дискуссия.    17.10-18.50      Проф. архимандрит ИОВ (Геча), Свято-Сергиевский Богословский институт, Париж: «Эсхатологический характер богослужений первых трех дней Великой седмицы». Дискуссия.    А.В. ПОНОМАРЕВ, ПСТГУ: «Эсхатология и апокалиптика в богословии крещения Древней Церкви». Дискуссия.    Доц. свящ. Лоуренс КРОСС, Австралийский католический университет: «Возрождающийся имманентный монизм и вызовы христианской эсхатологии: идеи забытого русского богослова». Дискуссия. Секция III    10.00-11.00      Проф. М.Н. ГРОМОВ, ИФ РАН: «Эсхатологическая тема в Древней Руси». Дискуссия.    Проф. прот. Владислав ЦЫПИН, МДА: «Эсхатологическая тема в посланиях старца Филофея». Дискуссия.    12.10-13.50      Иеромонах ДИОНИСИЙ (Шленов), МДА: «Греческая народная эсхатология». Дискуссия.

http://patriarchia.ru/db/text/54955.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010