По всем вышеизложенным соображениям я и не могу никак согласиться на удовлетворение просьбы г. Ремезова. —72— Совет Академии, по моему мнению, должен настаивать на том, чтобы г. Ремезов продолжал без всякого перерыва заниматься своим делом и не пренебрегал академическими обязанностями ради своих сомнительной ценности личных предприятий». Определили: Согласно с мнением большинства членов Совета, просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении исправляющему должность доцента Академии по кафедре истории и обличения русского сектантства А. В. Ремезову отпуска, для поступления на краткосрочные курсы в Николаевское инженерное училище и затем – на военную службу, на 1915–1916 учебный год (если демобилизация армии не будет произведена ранее этого срока), – с сохранением за ним прав службы и оклада содержания по занимаемой в Академии должности. XVI. Отношения: а) Совета Императорской Киевской Духовной Академии, от 28 февраля с. г. за 236, с возвращением принадлежащего библиотеке Московской Академии журнала Theologische Quartalschrift за 1882 (1 кн.) и 1884 (1 кн.) гг. б) Совета Императорской Петроградской Духовной Академии, от 26 января за 224, с уведомлением о получении рукописей, возвращенных Советом Московской Академии при отношении от 9 января за 13. в) Императорской Публичной Библиотеки, от 4 марта за 665, с уведомлением о получении рукописей за 1406, 1187, 1024 и 798, возвращенных Советом Академии при отношении от 19 февраля за 318. г) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергеевы Лавры, от 3 марта за 470, с препровождением на трехмесячный срок рукописная сборника за 643. д) Императорской Публичной Библиотеки, от 4 февраля за 275, с уведомлением о продлении срока пользования книгою: Н. Н. Страхов. Мир, как целое – по 24 апреля с. г. Определили: Принять к сведению. —73— XVII. Отношение (на имя Преосвященного Ректора Академии) г. Директора Императорского Московского и Румянцовского Музея, от 12 февраля за 160: «Имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство сделать распоряжение о высылке в Императорский Московский и Румянцовский Музей двух рукописей из Библиотеки вверенной Вам Академии, на четырехмесячный срок, для научных занятий Хранителя Отделения Рукописей:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Архангельский : Люди разные. Где-то можно поговорить о простых вещах, где-то – о более сложных, где-то и фильм обсудить. Я знаю, что существует православная инициатива по поддержке таких клубов. Митрополит Иларион: Когда я был настоятелем Свято-Николаевского собора в Вене, у нас там был киноклуб. Приходила молодежь, смотрели фильмы, не обязательно религиозные, христианские, но так или иначе затрагивающие нравственную тематику, – а ведь это очень важно для молодежи. Потом они обсуждали между собой содержание фильма. Иногда в этих дискуссиях принимал участие священник, иногда – нет. Очень важно, чтобы люди умели с христианской точки зрения оценить то или иное произведение искусства. Оценить не для того, чтобы осудить, а чтобы понять то нравственное содержание, которое в него пытался вложить художник. А. Архангельский : Многие сейчас, слава Богу, идут по вашему пути. Хочу задать еще один вопрос, который меня волнует. Последние двадцать лет происходило восстановление разрушенного храмового пространства, сметенного чудовищной эпохой XX века. Но, как правило, там, где строятся новые храмы на территории России, мы видим ориентацию на архитектуру XIX века, иногда XVIII. Это хорошие образцы, но я не замечаю никаких попыток вписать в церковную архитектуру стиль XX, XXI столетия. При этом православные приходы в Европе иногда – если у них есть такая возможность – заказывают современным архитекторам более новые, более понятные следующим поколениям архитектурные формы. Как Вы к этому относитесь? Митрополит Иларион: Я внутренне рад тому, что в нашем церковном сознании все-таки преобладает консерватизм. Для церковной архитектуры, так же как и для иконописи, основным требованием является следование канону. Это не значит, что из правил не может быть исключений. Я видел на Западе неплохие примеры православной церковной архитектуры в современном стиле, в стиле XX – начала XXI века. Не так давно я сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в его поездке на Кипр: одно из богослужений совершалось в храме, который напоминал большой корабль; он был построен в современном стиле, но эта архитектура воспринималась достаточно убедительно. Но бывают и другие случаи: например, в одном из западных городов я видел католический храм в виде яйца, стоящего на воде. В таком храме внутри очень неуютно: ты чувствуешь себя заложником какой-то искусственной идеи некоего архитектора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Получив от о. Юлиана послание Святейшего Патриарха Тихона, как свидетельствовала позже член Свято-Николаевского братства Наталья Михайловна Хомякова, « после богослужения в маленькой церкви священник Остальский обратился к находящимся возле комнаты церкви братчицам: «Кто может чётким почерком переписать мне бумагу?» Я вызвалась и сказала, что могу переписать. И желая переписать её тут же в церкви, развернула и начала разбирать, но было столько неразборчивых слов, что я просила стоящих возле меня помочь мне разобрать. Чернила я в церкви не нашла и пошла её переписать в ближайшую квартиру одной из братчиц. Оттуда я пошла на урок, и в тот же вечер передала её священнику Остальскому» 231 . В это время в Волынское губЧека пришла из Харькова следующая телеграмма: «Компания изъятия церковных ценностей помощи голодающим идёт крайне слабо. Имеются сведения неуспеха агитации даже среди некоторых слоёв рабочих. Местная пресса мало уделяет места вопросу. ЦК КПУ вторично категорически предлагает усилить агитацию за сдачу церкценностей голодающим, вызвав широкое массовое движение [в] пользу добровольной сдачи драгоценностей из церквей. Минимальное задание предыдущего циркуляра, чтобы не осталось ни одной крупной фабрики или завода, ни одной красноармейской части, ни одного комнезама, не принявших положительной резолюции. Должно быть выполнено в ближайшие недели под ответственность губкомом. Все резолюции печатать в местной прессе и посылать в центральные газеты» 232 . В информационной сводке по г. Житомиру от 27 апреля сообщалось: «Электростанция: По данным горинформации рабочие станции отнеслись совершенно безучастно к изъятию церковных ценностей. На следующий день после заседания горсовета, где был поставлен вопрос об изъятии ценностей, рабочие, не веря в то, что ценности действительно спасут голодающих, вели разговоры в этом направлении. Политком находится не на своём месте. Он не ведёт никакой политработы среди рабочих и не поднимает классового сознания их» 233 . 29 апреля комиссия по изъятию церковных ценностей в г. Житомире начала изымать драгоценности в православных храмах. В этот день ценности изъяли из кафедрального Преображенского собора 234 . Узнав об этом, братчики стали просить о. Аркадия высказать церковную точку зрения на изъятие ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

На основании изложенного, 6 мая с. г. по распоряжению начальника госполитуправления священник Остальский Аркадий был подвергнут личному задержанию и, после произведённого в госполитуправлении следствия, 17 мая с.г. был препровождён в следком Волгубревтрибунала, где на основании изложенного был привлечён к следствию в качестве обвиняемого по настоящему делу и, не признавая себя виновным в предъявленном обвинении, в своё оправдание на предварительном следствии показал, что 26 апреля 1922 года, будучи на духовном собрании в Архиерейском доме, от присутствовавшего там духовенства в частной беседе узнал, что у Епископа Аверкия имеется какое-то послание Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей властями. Заинтересовавшись содержанием такового, он, обвиняемый, подошёл к Епископу Аверкию и попросил последнего разрешения переписать таковое, на что последний согласился, и переписанное им, обвиняемым, послание по просьбе верующих его общины было прочтено в церкви бывш. Волынской духовной семинарии, принадлежащей Свято-Николаевскому братству. Обвиняемый Остальский подчёркивает, что своими действиями не имел в виду проводить среди верующих агитацию против изъятия ценностей, а, наоборот, разъяснял, что во всякой церкви существуют ценности двоякого рода: одни из них неосвящённые, а другие освящены и являются неприкосновенной святыней. Первые из них могут быть изъяты и употреблены на угодные цели, а вторые, если и будут изъяты, то обязательно должна быть гарантия со стороны правительства в том, что они попадут в другие храмы, хотя бы и заграничные. Такими освящёнными ценностями, по словам обвиняемого, являются напрестольный крест, чаша, дискос, дарохранительница и Евангелие, и что изъятие таковых для других целей, нецерковных, противоречит каноническим правилам Церкви, правилам Апостолов, п. 73, и постановлению Двукратного Вселенского Собора, п. 10. Кроме указанного, обвиняемый Остальский подчеркнул, что особого разрешения или распоряжения на прочтение послания Патриарха Тихона он от Епископа Аверкия не получал, а при прочтении такового руководствовался своими соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Сказать, что и тогда, и сейчас это было пришествием Антихриста, мы не можем. С другой стороны, мир конечен. Христиане верят, что в конце этого мира – царство Антихриста. Оно наступит, и мы это знаем точно. Наша задача - противопоставить приближающемуся царству зла что-то другое. Очевидно, что тенденции, которые мы сейчас наблюдаем в мире - создание универсальных всеобъемлющих баз данных - приближает это единое сверхгосударство, охватывающее всю землю, которое и есть царство Антихриста. Мы знаем, что где-то, в другом полушарии, уже начали вживлять человеку микрочипы. С техническим прогрессом у нас все в порядке. Но, несомненно, право человека выбирать, какой документ он хочет использовать. Дело не в том, будет ли у меня паспорт, а у других, скажем, пластиковые карточки. Мне как раз удобнее с последним вариантом: я часто хожу в походы, и с пластиковой карточкой ничего не случится, она не утонет, не размокнет… Проблема в другом – в создании глобальной базы данных людей. Глобальной системы контроля. Мне кажется, отказ принимать во всем этом участие должен быть конституционно гарантированным правом человека», - заключил священник. Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что «со времен грехопадения в этом мире ничего в порядок не приходит - наоборот, ситуация усугубляется и все идет к концу этого мира». «Конечно, электронные документы существенно облегчают нашу жизнь. Мы можем работать, не выходя из дома, получать зарплату на карточку, оплачивать услуги, делать покупки. Но это все звенья одной цепи, мир неизбежно движется к концу света. Эту телегу, катящуюся в пропасть, уже не остановить. Можно бежать рядом, можно попытаться на нее вспрыгнуть, а можно стоять в сторонке. Я думаю, ужасного преступления в том, что мы пользуемся электронными документами, нет. Наши братья-христиане, которые живут на Западе, уже давно пользуются этими благами цивилизации. Я тоже никогда в своей жизни не писал заявление на получение ИНН, но любому человеку, который получает официальную зарплату, ИНН присваивается автоматически, вне зависимости от его желания.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/29/ch...

Что касается позиций кандидатов по вопросам традиционных ценностей и их нравственных или религиозных убеждений, то думается, что в условиях бытия секулярного гражданского общества приходится смиряться с тем, что люди, которые управляют государством, не обязательно — верующие христиане. Их задача – прежде всего, обеспечить нормальные условия для человеческого общежития. Богословами они не являются. Сегодня Клинтон, например, процитировав нечто о вере из Священного Писания, заявила, что верить нужно в себя и в свою страну. И сразу возникает вопрос — а где же тут вера, прежде всего, в Бога? Непонятно. Хотя в каком-то смысле понятно. Ведь евангельский принцип подсказывает, что «кесарево – кесарю, а Божье – Богу». А мы, православные христиане, должны тихо и спокойно делать свое дело – продолжать молиться Богу о «мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей», – именно так, как молимся во время Литургии. И  верить в то, что в конечном итоге, именно Господь наш является и Господином Истории. И что сегодняшние выборы, к каким бы политическим результатам они в конечном итоге ни привели, конечно же, соответствуют Промыслу Божию о стране, в которой живем, о её народе. Нам необходимо научиться видеть и Америку, и Россию (да и всякую иную страну), как о том писал Иван Ильин,  «в свете луча Божия». И в этом исполнять свой христианский – равно как и гражданский – долг, находя в этом и смысл, и оправдание нашего христианского служения людям. Ольга Зацепина Ольга Сергеевна Зацепина, Президент Русско-американского культурного центра «Наследие», вице-председатель Координационного совета российских соотечественников США, прихожанка Свято-Николаевского Собора в городе Нью-Йорк. — Выдвижение Дональда Трампа в качестве кандидата от республиканской партии было настолько неожиданным и одиозным, что вначале никто это даже всерьез не воспринял, сочли за шутку. Но чем дальше продолжалась предвыборная кампания, чем больше очков набирал Трамп, тем страшнее становилось. И когда, после подсчета голосов, появился результат, в него никто из моих родных и знакомых не мог поверить.

http://pravmir.ru/chem-bolshe-ochkov-nab...

А что если священник – совсем не настоятель, а рядовой клирик на многоштатном приходе? В таком случае его зарплата может совсем не коррелировать с объемом его пастырских усилий. Что делать, если у настоятеля в материальном плане все хорошо, а у остальных батюшек – серединка на половинку? Подрабатывать в миру? Может быть, может быть... Как можно просто ответить на подобные вопросы, когда жизнь так непроста и разнообразна? Бывают многодетные священнические семьи, бывают с одним ребенком или бездетные. Батюшка может быть юн, улыбчив и полон энергии, а может быть в возрасте или страдать хроническими заболеваниями. Один идет на светскую работу от материальной нужды, другой – от духовного искушения, третий – ради подвига. Кто есть кто – знает только Бог. «Работающие в миру священники несут тяжелый крест» Протоиерей Гавриил Макаров Протоиерей Гавриил Макаров , настоятель Свято-Николаевского собора РПЦЗ в Брисбене (Австралия): – Если священнику приходится работать в миру, то, бесспорно, такая ситуация идет в ущерб приходу. Тем более если священник вынужден чрезмерно беспокоиться о материальном обеспечении своих домочадцев. Но за рубежом не каждый приход в силе полностью содержать своего священника, не говоря уже о других членах причта, и здесь стараются, как могут. Работающие в миру священники несут тяжелый крест и заслуживают почтения своих прихожан! Работающий священник – не новшество Иерей Алексей Гугливатый , настоятель единоверческих общин города Куровское, сел Авсюнино и Мисцево: Иерей Алексей Гугливатый – Священник может работать помимо служения, если это не мешает богослужебной, проповеднической деятельности, окормлению прихода и духовных чад. Думаю, что не только может работать, но и должен. Мы видим в настоящее время, что в условиях пандемии приходы часто не наполняются в полной мере прихожанами, как в прошлые времена. Мы не знаем, сколько еще продлится пандемия. К сожалению, люди иной раз переживают и насчет того, что после ожидаемой победы появятся иные заболевания, которые будут угрожать нашей еще совсем недавно такой спокойной жизни.

http://pravoslavie.ru/143282.html

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 268, л. 57. 274. Письмо председателя строительного комитета новых сооружений в Иерусалиме при ИППО Н. Г. Михайлова в Совет Общества Иерусалим, 10 марта 1903 г. Подлинник. Сим имею честь уведомить Совет Общества, что Строительный Комитет по новым сооружениям в Иерусалиме открыл свои действия 4 марта. Подготовительные работы, как-то: выемка земли и уборка камня с места, назначенного для построек, начаты 6 марта. При сем считаю долгом уведомить, что требования денег для Строительного Комитета будут производиться телеграммами следующего текста: «besoin 30 000» (или иная потребная сумма), в отличие от телеграфных денежных требований «besoin» на обыкновенные расходы. (Подп.) Председатель Н. Михайлов АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 268, л. 79. 275. Донесение управляющего Русскими подворьями ИППО в Иерусалиме Н. Г. Михайлова в Совет Общества Иерусалим, 8 сентября 1903 г. Подлинник. Имею честь уведомить Совет Общества, что 5 сего сентября, в день тезоименитства супруги Августейшего Председателя Общества Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, совершена была закладка Николаевского подворья. Согласно распоряжению Совета Общества от 18 февраля с. г. за 2225, счёл долгом известить о сем телеграммой Августейшего Председателя Общества. Накануне торжества на месте закладки устроен был лёгкий павильон для молебна, декорированный флагами, зеленью и коврами. В глубине павильона, на восточной стене его помещался портрет Государя Императора, украшенный цветами и пальмовыми ветвями. В полдень к месту закладки прибыл Генеральный Консул г. Яковлев, в мундире, при всех орденах, сопровождаемый всеми служащими в консульстве и дамами. За Консулом в павильон прибыл Начальник Русской Духовной Миссии о. архимандрит Леонид в сопровождении четырёх иеромонахов, двух иеродиаконов и хора певчих – все в торжественных, праздничных облачениях. Вокруг павильона столпилось около пятисот человек рабочих, паломников и городских жителей. По прибытии духовенства начался торжественный молебен с водоосвящением, окроплением святою водою места постройки и многолетием Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу, Великому Князю Сергию Александровичу, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и всему Царствующему Дому. Многолетие сопровождалось громким колокольным звоном с Свято-Троицкого собора. Затем при пении «Боже, царя храни» и громком «ура» всех присутствовавших на месте постройки, на высокой мачте, водружён был освящённый вызолоченный крест. По окончании гимна о. архимандрит Леонид прочёл выгравированную на медной доске надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Архимандрит Тихон открыл А. М. Верховскому не только точное место первого сокрытия царских останков на Ганиной яме –– историческую шахту, но показывал и свои фотоальбомы с фотографиями Царской фамилии, а также отдельный альбом со снимками из книги Н. А. Соколова «Убийство Царской Семьи», которую переснял на квартире у Гелия Рябова. В то время эта книга была совершенно недоступной редкостью, тем более в провинциальном Свердловске. Настойчиво выпрашивая, Верховский смог получить от архимандрита Тихона все имевшиеся у него карты, планы местности в районе Ганиной Ямы из книги следователя Соколова и даже план Поросенкова лога, составленный прихожанином кафедрального собора Игнатом Савельевичем Селедковым. После этого А. М. Верховский повел на Ганину Яму архиепископа Мелхиседека, рассказывая владыке при этом, какой титанический труд он приложил к тому, чтобы «найти» местность и шахту 7. Его «открытие» Ганиной Ямы стало возможным потому, что никто не мог ему возразить или в чем-либо уличить: архимандрит Тихон в то время, отрекшись от прошлого, принял монашество, оставил мирскую жизнь и ушел от нее в стены Свято-Николаевской Верхотурской обители. Поразительно, что имена действительных открывателей Ганиной Ямы и шахты 7 на руднике были преданы забвению и очернены клеветой, а реальные самозванцы присвоили себе их достоинство и превратились в местных кумиров, распространяющих устаревшую версию о «сожжении всех останков». А. М. Верховского похоронили в 2015 году с большими почестями на Ганиной Яме, как «первооткрывателя» этого места. Но это всего лишь миф, сложившийся в мутное постсоветское время, кумиры которого рано или поздно неминуемо снесет с пьедестала историческая правда. Фотографии из личного архива архимандрита Тихона, сделанные на Ганиной Яме в 1980-е годы, являются фотодокументами и подтверждают основную идею автора о том, что шахта, ее местонахождение были открыты Гелием Рябовым и Александром Авдониным еще в далекие 1970-е годы. И именно у первооткрывателей царского захоронения православные верующие заимствовали открытие знаменитого рудника и шахты.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/20/...

Как поститься жителю большого города? Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? 23 февраля, 2015 Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? Как быть в пост работающему человеку? Как настроиться, если ничего не успеваешь? Отвечает игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки, руководитель сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский» в п. Тикси, Якутия. Как молиться Великим Постом ? Существует большая проблема соотношения монастырского богослужебного устава и ритма жизни современного города. Духовенству легче: мы живем в ритме службы. А как быть тем, кто работает фиксированный рабочий день? Конечно, следует стараться больше обычного посвятить храмовой, общей молитве. Но, если не получается, то хорошо бы попытаться что-то изменить в своем обычном правиле. Больше молиться — не значит пролистывать больше страниц канонника или молитвослова, чем в другое время. Думаю, это значит уделять больше времени внутреннему обращению к Богу. Попробуйте отвести себе время: 20–30 минут утром и вечером (кто-то может и больше) на такую сердечную молитву. Попробуйте поклоны с такой молитвой. Не потому что это входит в обязательное постовое правило, а потому что позволит вам иначе ощутить силу такой молитвы. Это невозможно без примирения с теми, кого обидели, с кем имеется немирность. Недаром пост начинается Прощеным воскресеньем . Не буду ничего лишнего говорить о пище: мера воздержания это личное дело каждого человека или его духовного наставника, если это наставничество основано на обоюдной христианской любви и послушании. Скажу лишь, что часто бывает куда сложнее поститься количественно, чем качественно. Постных и не самых дешевых продуктов сейчас множество. Но мы забываем, что постом еда должна быть самой дешевой с тем, чтобы сэкономленные деньги потратить на добрые дела. То, что касается моего личного опыта, я скажу, что за время жизни в Церкви пост стал для меня не обязанностью, а потребностью. Богослужебная часть поста, так как я служащий священник, — и без того выполняется по уставу; о качестве еды мне нет нужды заботиться самому, — у нас есть повар и в трапезной тоже все по уставу. Остается та самая покаянная, очищающая душу и, как я считаю, — главнейшая часть Великого Поста, которую ждешь весь год с трепетным предвкушением чистоты и слезной молитвы. Ну и еще: ведь, если начинается Великий Пост, это значит, что уже скоро Пасха !

http://pravmir.ru/post-v-ritme-zhizni-so...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010