Диканька. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевский храм Карта и ближайшие объекты Храм возведён в 1794 году. Архитектор Н.А. Львов. При строительстве Николаевской церкви впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви. В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма. До сих пор остается тайной конструкция так называемых “воздушных печей”, размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры. Во время перестройки храма в 1851–1852 годах в церкви установлен иконостас из мореного дуба. Уникальная работа выполнена украинскими крепостными мастерами, которых для обучения искусству специально посылали в Италию. Вызывает восхищение прекрасная резьба по дереву, изысканным кружевом обрамляющая разных размеров иконы, написанные петербургскими художниками; как в золотом ореоле, в сиянии позолоты при зажигании свечей светятся фигуры святых. В 1810 году было введена в действие двухъярусная каменная колокольня Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска), но окончательное строительство ее из-за трудностей со средствами завершилось лишь в 1827 году. В 1930-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии. 16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13730

Славянская литургия на берегах Атлантики (+ ФОТО) За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». 24 января, 2012 За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Среди современных греков ходит поверье, что еще со второй половины XV века тема братских связей Греции и России затрагивалась в разговорах практически в каждой православной греческой семье. В 1832 году Россия сыграла важную роль в создании греческой нации. В современной греческой истории и произведениях литературы также упоминается о том, что Россия, как православная страна, всегда приходила на помощь греческому народу. Греческая интеллигенция и бизнесмены находили в России пристанище на протяжение четырех столетий после порабощения своей родины Османской империей. Вкладом в развитие отношений между православными России и Греции стал визит Управляющего Патриаршими приходами в США Архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана в греческий Успенский храм в пригороде Нью-Йорка Саутхэмптон, что на Лонг-Айленде. Это один из так называемых этнических районов Большого Нью-Йорка, где проживает немало греков и русских. За богослужением пел хор Свято-Николаевского Патриаршего собора. Уже позже настоятель храма протопресвитер Александр Карлутсос скажет, что традиционная славянская литургия была отслужена «в точности, как и в России». Прихожанка храма Дэйзи Лайнис, преподаватель и редактор приходской газеты, тоже поделилась со мной светлыми впечатлениями о славянской литургии в храме. Да и все, кто присутствовал на славянской литургии, получили уникальный культурно-религиозный опыт. За богослужением звучали по-гречески возгласы: «Миром Господу помолимся», «Господи, помилуй», пение «Трисвятого», и потому даже те, кто говорят только по-гречески, могли следить за службой.

http://pravmir.ru/slavyanskaya-liturgiya...

Валуйки. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории Белгородской области освящена восстановленная жемчужина православной архитектуры – Валуйский Свято-Никольский собор Свято-Николаевский собор был заложен в 1906 г. к 300-летию дома Романовых как главный собор Валуйского Успенского монастыря. В 1935 г. в давно закрытом к тому времени монастыре разместили колонию для несовершеннолетних. А в Свято-Николаевском соборе - «производственные площади» (литейный цех). Реставрационные работы по восстановлению собора начались в октябре 2007 г. 4 сентября 2011 г., в воскресный день, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил торжественное освящение четырехпрестольного возрожденного из руин Свято-Никольского собора города Валуйки. Центральный придел освящен в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца; правый придел освящен в честь мученика Евгения; левый придел освящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится придел во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Успено-Никольский монастырь в городе Валуйки был основан в конце XVI века. Свято-Никольский собор был заложен в 1906 году как главный в Валуйском Успенском монастыре. Строительство храма продолжалось в течение семи лет, его двери распахнулись перед прихожанами 1 сентября 1913 г., к 300-летию дома Романовых. В 1926 г. монастырь был официально закрыт. А позже, в 1935 г., в нём разместили колонию для несовершеннолетних, а также в Свято-Никольском соборе – производственные площади (литейный цех). В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.  Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=15810

Измаил. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты История города Измаила и Свято-Покровского кафедрального собора начинается после второй осады и взятия без штурма турецкой крепости Измаил в 1809 г. Посад при Измаильской крепости Высочайшим повелением по представлению главно-командующего Дунайской армией генерала Чичагова 14 октября 1812 года назван именем генерал-лейтенанта Тучкова, получив статус города. Место под город было освящено протоиереем Никитой Иоанновичем Глизяном, при нем строился Свято-Покровский собор и колокольня, и он был первым отцом-настоятелем собора. Одним из первых настоятелей собора был также его сын протоиерей Иосиф Никитич Глизян. Началось активное переселение жителей крепости Измаил в бывшее предместье, форштадт, в котором тогда была уже (по крайней мере, на 1-е января 1813 года), на месте будущего Покровского собора, «Тучковская малороссийская Николаевская форштадтная церковь». Когда была построена малороссийская церковь, пока установить не удалось, но ясно одно, что к 1820 году церковь состарилась и обветшала настолько, что на месте ее начали строить каменную. Прихожане Николаевской церкви в 1820 году направили на имя Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Кишиневского и Хотинского и Кавалера прошение о том, чтобы выстроить «на место старой Николаевской церкви новую каменную трехпрестольную церковь на главной площади во имя первый - Покрова Пресвятой Богородицы, второй - Святителя Христова Николая и третий - святых мучеников Сергия и Вакха». В том же 1820 году православные христиане города Тучкова (Измаила) от Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Кишиневского и Хотинского получили план и профили новой каменной трехпрестольной церкви, чтобы «выстроить ее на главной площади на место старой Николаевской церкви». В рапорте протоиерея Никиты Глизяна (того же года) сообщалось, что «июля 8 дня помянутая церковь по чиноположению заложена». Это был день Казанской иконы Божьей Матери. Через два года усердием общества на постройку «оной церкви имелись материалы: до 400 кубических саженей камня, 100 четвертей извести и 6000 левов (старинная турецкая монета, которая имела хождение в Бессарабии в начале XIX века)». Однако тогда же стало понятно, что выстроить такую капитальную церковь не по силам. Оказалось, чтобы выстроить новую церковь, нужно 300 тысяч. Последовал неурожайный год, упала коммерция. Собрать такой капитал стало не по силам. Кроме этого, была еще одна причина, на которую ссылались прихожане: из-за огромных колонн в церковь могли вместиться не более 400 человек.

http://sobory.ru/article/?object=36853

Алчевск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Свято-Николаевский собор Карта и ближайшие объекты Первая информация о времени появления Свято-Николаевского собора в городе появилась только в годы перестройки: в 1989 году в «Коллаже» известного городского краеведа и художника, в тот период научного сотрудника Перевальского исторического музея, Юрия Белова. В статье автор указал дату основания собора – 1795 год, ссылаясь на определенные источники. Насколько точна предполагаемая дата – на тот момент это было неважно, ведь исследования по истории возникновения города, церкви только начинались… Ю. Беловым был также подготовлен интересный материал и об одном из священнослужителей Николаевской церкви – П. Ивашенкове, который жил на Васильевке в конце XIX – начале ХХ вв. («Огни» от 05.10.1991 г.). В 1991 году научные сотрудники Алчевского исторического музея, работая в государственном архиве Днепропетровской области, нашли сведения, указывающие, что датой основания Николаевской церкви на Васильевке считается 1808 год. Архивная копия документа, заверенная печатью, была передана настоятелю Свято-Николаевского собора. В «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 г. указывалось, что: «…в с. Васильевке Николаевская церковь 2-престольная…каменная…устроенная в 1808 году…вблизи церкви усадьба священника, прихожан…» В середине 1990-х годов городской исторический музей получил документ из Российского государственного исторического архива, подтверждающий, что Николаевская церковь была основана в 1808 году. Этот документ называется «Страховая оценка строений, принадлежащих Николаевской церкви в с. Васильевка 3-го благочинного округа Славяносербского уезда Екатеринославской епархии за 1910 год». Из него стало известно следующее: «Николаевская церковь каменная, с деревянным куполом, крытая железом, окрашенная зеленой масляной краской… колокольня в 2 яруса до верха карниза… Ближайшая постройка к церкви с северной стороны – экономия Алексеевского горнопромышленного общества, а остальные стороны церкви окружает сад… построенная в 1808 году, а колокол и приделы в 1899 году…» Далее дается подробное описание жилых построек, амбаров, сараев и прочего. Таким образом, в начале XIX века это была небольшая однопрестольная церквушка.

http://sobory.ru/article/?object=10082

Интервью Михаил Соллогуб: Доказывать право собственности на собор в Ницце следует не нам, а российскому государству 13.04.2006 21:44 6 апреля суд г. Ниццы фактически отменил свое прежнее разрешение провести опись имущества внутри Свято-Николаевского православного собора. Судья заявил, что в настоящий момент он не компетентен решить вопрос о том, кто же является собственником участка земли, на котором построен собор, – российское государство или местный приход, относящийся к юрисдикции Вселенского патриархата. На вопросы о сути имущественного спора вокруг собора в Ницце отвечает секретарь Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Вселенский патриархат), вице-президент Русского студенческого христианского движения (РСХД ),  профессор Сорбонны Михаил Соллогуб. – Почему приходская русская православная ассоциация Ниццы не допустила в Свято-Николаевский собор судебного исполнителя для проведения инвентаризации и оспорила соответствующее решение суда? – Судебный пристав явился в храм на основании заявления российского государства, которое считает себя собственником территории, а значит и построенного на ней церковного здания, а мы этого не признаем, считая, что собственником является местная религиозная ассоциация. А если мы не признаем право собственности РФ, то не видим никаких оснований для того, чтобы позволить ей проводить опись имущества в храме. – Не являются ли ваши действия неподчинением суду? – Надо правильно понимать, что судебный пристав явился в храм не на основании решения суда, а по предписанию председателя суда, к которому обратился российский консул, заявив о праве собственности РФ на данную недвижимость и попросив провести в храме опись имущества. Именно это предписание председателя суда, не рассмотревшего дела по сути, и оспаривала местная приходская ассоциация. Кроме того, даже если бы было доказано, что собственником территории и соответственно храма, сданного в долгосрочную аренду ассоциации, является РФ, то юридическое право собственности на участок земли не распространяется на мебель и иное имущество, находящееся внутри здания. Представьте себе, что вы снимаете по договору чей-то дом или квартиру: вы снимаете, попросту говоря, стены, но все, что внутри, не принадлежит домовладельцу. Суд г. Ниццы, рассмотрев в рамках срочной процедуры документы, предоставленные местной приходской ассоциацией, признал, что на данном этапе он не компетентен вынести свое суждение о том, кто же является собственником участка земли и, следовательно, построенного на ней Свято-Николаевского собора. С нашей стороны, мы считаем, что прежде всего РФ должна теперь доказать, что она является владельцем данной недвижимости, и в любом случае оспариваем ее право на владение движимым имуществом, находящимся внутри храма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Черкассы. Кафедральный собор Михаила Архангела. Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1994 и 2002. Архитектор:митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрий Саввич Дмитрук) Адрес: Украина, Черкасская область, г.Черкассы, Приднепровский район, улица Ильина, 212 Координаты: 49.434248, 32.058596 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор расположен на территории одного из крупнейших парков города - Соборном, где раньше располагалась другая церковь. Храм построен в Византийском стиле по проекту митрополита Черкасского Софрония. Он же руководил непосредственно и строительными работами. Собор, который является самым крупным храмом Украины (высота 74 метра), построен на месте кладбища Свято-Николаевского собора. Здесь же располагались военная Свято-Георгиевская церковь, возведенная в годы Первой мировой войны и кладбищенская Свято-Успенская церковь, которая была закрыта самой последней в городе в 1936 году. 9 августа 1992 года решением Священного Синода УПЦ Московкого патриархата была возрождена Черкасская епархия, которая предполагала существование кафедрального собора. Среди участков, предложенных городскими властями для строительства храма, было выбрано на прежнем кладбище в пределах Первомайского парка, где происходили массовые гуляния жителей города. Строительство было начато в 1994 году и длилось 6 лет, еще 2 года продолжались работы по отделке собора. Размеры собора позволяют одновременно вместить около 12 тысяч прихожан. В 2003 году в собор были перенесены мощи священномученика Макария Овручского и Каневского, который героически погиб во время турецкого нападения на Канев в 1678 году. http://days.pravoslavie.ru/Days/20151108.html Свято-Михайловский собор в Черкассах – это самый высокий православный храм Украины, относится к епархии УПЦ МП. Гордость города и его основная визитная карточка, памятник архитектуры ХХ в., рекордно величественное и вдохновляющее произведение храмового зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=19427

Могилёв. Никольский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты До нашего времени сохранился единственный в Восточной Белоруссии комплекс Николаевской церкви архитектуры белорусского барокко. Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими особами, имевшими непосредственные отношения к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку в Гривлянской сотни Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов». В 1646 году мещане Могилева получили королевскую привилегию «на строительство каменной Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами». Королевская грамота обеспечивала православным спокойное существование церкви и монастыря от насилия униатов и замковой администрации. Мещанам позволялось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви «на зимнего и весеннего Николу». Копия этой грамоты с печатью находилась в Никольском храме еще в 1848 году. Строительство Никольского летнего собора началось только в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен. В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, в подорожных записках отмечал: «За городом — монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий,золоченный...» Женский монастырь существовал до 1719 года, затем в него были водворены монахи. В 1754 году мужской монастырь был закрыт. С тех пор Николаевская церковь стала приходской. Кроме главного престола во имя св. Николая, церковь имела еще два придела: правый — во имя усекновения главы Иоанна Крестителя, левый — во имя св. Дмитрия Салунского. В 1708 году из церкви были забраны шведами риза с иконы Дмитрия Салунского и серебряные предметы культа. Во время пожара города 8 сентября 1708 года обгорели купола, сгорели колодки колоколов, хоры, двери, но алтарь удалось сохранить. Резной иконостас работы могилевских резчиков и позолотчиков XVII столетия, также иконописцев в середине XVIII столетия был реставрирован.

http://sobory.ru/article/?object=05966

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в венском Свято-Николаевском соборе 11 февраля 2018 года, в Неделю о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святителя Николая в столице Австрии. Архипастырю сослужил архиепископ Венский и Будапештский Антоний, председатель Управления по зарубежным учреждениям Московского Патриархата. В числе сослуживших также были настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Венской и Австрийской епархии протодиакон Виктор Шиловский, духовенство епархии. По завершении богослужения архиепископ Антоний от лица сослужившего духовенства и прихожан, которые во множестве собрались под сводами храма, поблагодарил митрополита Илариона за радость совместной молитвы, отметив: «Я сегодня за богослужением думал о том, что много раз Господь благословлял мне принимать участие в возглавляемых Вами богослужениях. Я сослужил Вам как иеродиакон, как иеромонах, как архимандрит, как епископ. Большая часть тех богослужений совершались в очень любимом Вами храме святой великомученицы Екатерины в Риме, когда, будучи в этом городе по церковным делам, исполняя поручения Святейшего Патриарха и Священного Синода, Вы практически ежегодно совершали богослужения на римской земле и я как настоятель храма имел возможность Вас приветствовать от лица клира и прихожан. Но сегодня я стою на этом амвоне перед Вами и испытываю особенный трепет, потому что впервые имею возможность обратиться к Вам как Ваш преемник на Венской кафедре, что для меня большая честь и в то же время большая ответственность. Я попытался себе представить чувства, которые Вы, наверное, испытали, войдя под своды этого храма, где шесть лет совершали архипастырское служение. Наверняка в Вашем сердце сегодня воскресли многие и многие воспоминания о годах, которые Вы провели на венской земле. Знаем, что это была особенное, радостное и благодатное для Вас время.

http://mospat.ru/ru/news/47707/

Днепр. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю - Боде Л.И. и Висконти П.И., которые спроектировали Успенскую церковь. Архитекторы одновременно выполнили и проект новой - купеческой. В 1837 году уже освятили место под новый храм. В 1860-х годах перед церковью по проекту одного из местных архитекторов строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Позднее были построены Дома притча и церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. Вновь был открыт для прихожан в 1942 году. Начатые в 1956 году реставрационные работы особую тщательность, бережность и размах приобрели в наше время, благодаря энергии, целеустремленности и молитвенной поддержке Владыки Иринея, возглавляющего нашу епархию с 1993 года. В Троицком соборе усердными трудами настоятеля, протоиерея Владимира Аксютина, происходит впечатляющая реставрация внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе и окружающей собор территории. У стен собора – захоронения епархиальных архиереев, настоятелей собора, создателей храма. В соборе находятся святыни : икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба; икона «Плачущий Спаситель»; иконы Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская»; два Креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых. Бережно сберегаются в соборе древние реликвии: иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.  Место под будущий Троицкий храм в Днепре было освящено в 1837 г. Однако, строительство оказалось не под силу городу, недавно окончившему Преображенский собор и строящему Успенскую церковь. В 1845 г. лесопромышленник Федор Дупленко выделил 3 000 рублей, на которые вывели фундамент, но после этого строительство снова остановилось. Федор Дупленко оказался под угрозой разорения и прекратил выделение средств на строительство. Со временем его дела пошли на поправку, и вплоть до своей смерти в 1848 году, Дупленко снова жертвовал на строительство храма - в целом около 100 000 рублей. В 1855 г. новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы. Авторами проекта храма выступили петербургские зодчие Людвиг Шарлеман и Петр Висконти.

http://sobory.ru/article/?object=08211

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010