Этот монастырь в 1764 году был упразднен, а теперь на его месте открыта женская община. При общине имеется один храм во имя прп. Иова, построенный на месте бывшей здесь древней часовни. В нем под спудом почивают мощи прп. Иова; над ними устроена на средства одной благотворительницы довольно красивая рака. Ближайшая почтовая станция находится в селе Большом-Нисогорском, в 8 верст. от общины. Холмогорский Успенский монастырь. Этот монастырь расположен в самом городе Холмогорах близ Спасо-Преображенского городского собора. Время его основания неизвестно с точностью, так как не сохранилось об этом никаких ни письменных, ни устных известий. В 1687 году епископ Архангельский Афанасий перенес этот монастырь за 5 верст от города в посад Курцово. Здесь монастырь несколько раз горел и вновь восстановлялся. В конце XVIII века (в 1786 г.) по Высочайшему повелению монастырь был сначала упразднен, а затем через несколько лет (1798 г.) вновь восстановлен и переведен в Холмогоры в бывший архиерейский дом; где помещается и поныне. Этот архиерейский дом в историческом отношении замечателен тем, что в нем долгое время жил и умер герцог Брауншвейгский Антон Ульрих; сосланный сюда со всею семьей в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Управляет обителью игуменья. При монастыре имеется два храма: один в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами (Николаю Чудотворцу и Тихвинской иконе Божией Матери); второй храм – в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй – в 4 воскресенье Великого поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери. Холмогоры отстоят от Архангельска за 71 версту. Летом сообщение по Северной Двине; есть и почтовая дорога. Шенкурский Свято-Троицкий монастырь. Этот монастырь находится в уездном городе Шенкурске. Он расположен на возвышении в восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья. Исторические судьбы этого монастыря были довольно изменчивы. Первоначально на этом месте был мужской монастырь, основанный в 1637 году иеромонахом Ионой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вечером Предстоятель Русской Церкви посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, где состоялась беседа Его Святейшества с наместником обители, председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископом Зарайским Меркурием и мэром Москвы Ю.М. Лужковым. В ходе встречи обсуждались вопросы реставрации монастыря, а также подготовки к предстоящему в 2015 году празднованию 700-летия Высоко-Петровской обители. ИЮЛЬ 1 июля. Начался Первосвятительский визит в Тверскую епархию. Святейший Владыка посетил Воскресенский кафедральный собор Твери, где поклонился честным мощам святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) и совершил краткую молитву. В этот день состоялась встреча Предстоятеля с духовенством Тверской и Кашинской епархии. Святейший Патриарх Кирилл посетил соборы, епархиальное управление Тверской епархии и Свято-Екатерининский женский монастырь г. Твери. 2 июля. В день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, в г. Старица Тверской области Святейший Патриарх Кирилл возглавил церковно-общественные торжества, посвященные 900-летию Свято-Успенского Старицкого монастыря. Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения возрожденного Успенского собора древней обители и Божественную литургию под сенью на площади перед новоосвященным собором. В завершение визита в Тверскую епархию Святейший Патриарх Кирилл посетил Центр духовного развития детей и молодежи г. Старица. 5 июля. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения и Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Московской области. 7 июля. В праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в связи с фундаментальной реставрацией здания и интерьера храма. По завершении чина великого освящения Предстоятель совершил Божественную литургию в обновленном храме. 8 июля. В день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома, где покоятся честные мощи Муромских чудотворцев. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Спасо-Преображенский монастырь г. Мурома. В этот же день из Мурома Святейший Владыка отбыл на Валаам.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Еще при советской власти, казавшейся вечной и нерушимой, торжественно праздновалось 1000-летие Крещения Руси, что само по себе явилось потрясением для миллионов людей нашей страны, большинство из которых всю свою сознательную жизнь прожили в эпоху богоборчества. Ошеломляющее впечатление произвели и первые за советский период канонизации в 1989 году, в особенности Патриарха Московского и всея России Тихона, которого советская власть в послереволюционные годы считала «врагом а в народе почитали как защитника, богомольца и печальника всероссийского. Эта канонизация была первым шагом к прославлению сонма новых мучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы смуты и большевистского террора. В обретении мощей Всероссийского Патриарха (22 февраля 1992 года) сподобился принять участие сын протоиерея Владимира Недосекина иеромонах Тихон. 6 января 1990 года в Преображенском Крестовом храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил пострижение иподиакона Николая Недосекина с наречением имени Тихон; на следующий день новопостриженник был рукоположен во иеродиакона, а 21 октября того же года – в сан иеромонаха и назначен настоятелем Успенского храма в городе Видное, одновременно оставаясь до 1992 года экономом Московского епархиального управления. Через месяц с небольшим, 18 июня 1992 года, иеромонах Тихон (Недосекин) был утвержден – с возведением в сан игумена и возложением наперсного креста – настоятелем переданного Церкви Свято-Екатерининского мужского монастыря 111 и назначен благочинным церквей Видновского округа. С игуменом Тихоном пришел восстанавливать обитель и монастырскую жизнь иеромонах – впоследствии игумен и настоятель Старо-Голутвина монастыря в Коломне – Кирилл (Федотов), ныне скончавшийся. 10 августа 1999 года в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря игумен Тихон был хиротонисан во епископа Видновского, викария Московской епархии 112 . Свято-Екатерининский мужской монастырь (историческое наименование – Екатерининская пустынь) достался настоятелю в руинах. История монастыря, даже по меркам того времени, была необычайно трагическая. В 1918 году братия монастыря, по благословению Патриарха Тихона, была переселена в Серпуховской Высоцкий и другие монастыри. А в стенах Екатерининской пустыни разместились монахини Красностокского монастыря, эвакуированные с территории Польши в Первую мировую войну. Под видом сельхозартели монастырь просуществовал до 1931 года. С января 1939 года помещения бывшей Екатерининской пустыни были переоборудованы под особорежимную политическую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1892 году обитель торжественно отмечала 500-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Большой Крестный ход с чудотворными и чтимыми иконами прошел из Вологды до Прилуцкого монастыря. Звон восемнадцати монастырских колоколов, чтение Святого Евангелия, песнопении Спасителю, Пресвятой Богородице и преподобному Димитрию сопровождали хождение богомольцев вокруг обители. Монастырь в то время претерпевал материальную нужду, древние храмы и строения ветшали, братии в нем было 12 монахов. Усилиями архимандрита Анатолия (Смирнова; 1888-1908 гг.) были сделаны большие ремонтные работы, стена и башни каменной ограды получили необычную цветную окраску, частично восстановленную в настоящее время. Преемником «добрейшего отца Анатолия» стал архимандрит Антоний (Быстров), будущий архиепископ Архангельский, священномученик, временно управлявший обителью в 1908 году. Монастырская библиотека и архив хранили древние грамоты и пергаменные рукописи. В 1584 году книгохранитель, монах Арсений Высокий составил «Указец» - один из первых библиографических трудов в Древней Руси. Эта рукопись представляла собою указатель тех житий святых и поучений, которые читались ежедневно в храме и за трапезой. В начале XX в. библиотека насчитывала свыше 800 различных изданий. Среди них были рукописные жития святых и богослужебные книги XV-XVII столетий. В 1830 году была построена Екатерининская церковь - семейная усыпальница дворян Волоцких. Благодаря своей древности после реформы 1764 года Спасо-Прилуцкий монастырь, единственный в епархии, был причислен ко второму классу и стал получать от государства денежное содержание на 17 человек братии. В XIX в. монастырем управляли представители ученого монашества - ректоры Вологодской духовной семинарии и викарии, помощники Вологодских архиереев. Во епископа, викария Тотемского были рукоположены архимандриты Павел (Попов; 1867-1874) и Варлаам (Чернявский; 1875-1876). В 1909 и 1917 годах в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходили всероссийские съезды монашествующих. Наряду с опытными настоятелями, духовниками и старцами их участниками стали последние Прилуцкие архимандриты Неофит (Следников), впоследствии епископ Измаильский, и Нифонт (Курсин), представлявшие вологодские монастыри. При монастыре имелась земская школа, приют, во время Первой мировой войны монастырь содержал раненых в военном госпитале Вологды.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Таким образом, Новомученики освящают не только современную Россию, даже не только постсоветское пространство в целом, но, через Святую Землю, и весь мир. Поэтому эта тема актуальна и для международного паломничества и религиозного туризма, причем, не только в рамках контактов на постсоветском пространстве, но и для паломников и туристов из стран никогда не входивших в состав СССР в силу громадного воспитательного значения примера нравственной высоты Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви.   Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, Исповедники и Подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Тт.1-7. Москва-Тверь: «Булат», 1992 – 2002. 2. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века (составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) в 12 тт. Москва-Тверь: «Булат», 2005 – 2008. 3. Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века Московской епархии под ред. Митрополита Ювеналия (Пояркова).- Москва-Тверь: «Булат», 2002 – 2006. 4. Региональный общественный фонд «Память Мучеников и Исповедников Русской Православной Церкви». Труды, вып. 1, Новомученики ХХ века. М.: «Булат», 2004. 5. www .fond .ru . Материалы, размещенные в сети Интернет на сайте Регионального Фонда «Память Мучеников и Исповедников Русской Православной Церкви». 6. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. – тт.1- 4, М .: «Книга и бизнес», 1992 – 1995. 7. Островская В.Н. Москва златоглавая.- М.: «Духовное преображение», 2007. 8. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 8,- М.: «Альзо», 2007. 9. Свято-Екатерининский мужской монастырь. М., 2003. 10. Буклеты храмов святителя Николая в Старом Ваганькове, святителя Николая в Пыжах, спецобъекта «Коммунарка», Бутовского полигона, Донского монастыря, Новодевичьего монастыря, подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, Николо-Перервинской Обители, Перервинской духовной семинарии. 11. Лаврентьев А.В., Пуришев И.Б., Турилов А.А. Золотое кольцо России.- М., 1984. 12. Указатель местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью – чудотворных икон, мощей святых и других священных реликвий России и Зарубежья за 2015 год. Составитель Д.В. Волков.- http :// azbyka.ru › spravochniki/ ukazatel …svjatyn-all.shtml

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев – икона великомученицы Варвары (XVIII b.) и икона Жен-Мироносиц. К 2000 году в храме проведены были значительные реставрационные работы: восстановлены и позолочены купола, установлены кресты, настлан мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок и устроен новый. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас. Главной святыней храма является частица святых мощей великомученицы Варвары. Свято-екатерининский мужской монастырь Своим возникновением монастырь святой великомученицы Екатерины обязан чуду, произошедшему с царем Алексеем Михайловичем. Ему явилась великомученица Екатерина и сообщила о рождении дочери. В благодарность царь назвал свою дочь Екатериной, а на месте явления основал монастырь. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря н. ст.) 1658 года. Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения: одно – для церковного причта, другое – для содержания престарелых царских слуг. Строительство царь поручил приказчику из Москвы А. Мерчукову. Царь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священнослужителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризой, прославившуюся как чудотворная. С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается уже новая каменная церковь, имеющая два придела: левый – во имя преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый – с «пещью изращатою» – в честь святителя Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Владыка Василий (Кривошеин Всеволод Александрович, 1900–1985), занимавший Брюссельскую и Бельгийскую кафедру Русской Православной Церкви в 1960–1985 годах, был видным ученым-патрологом, доктором богословия. Начало своего иноческого служения он полагал в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, где подвизался с 1925 по 1947 год, когда принужден был покинуть Афон: ему предъявили ложные обвинения, сфабрикованные греческими властями, которые вели агрессивную политику эллинизации Святой Горы. Однако духовная связь архиепископа Василия с Афоном никогда не прерывалась. В настоящей книге публикуется его переписка с афонскими насельниками на русском, английском, греческом и немецком языках, охватывающая период с 1940 по 1982 год. Большая часть писем ранее не издавалась. Письма и документы, которые владыка бережно хранил, представляют собой ценные исторические свидетельства и сохраняют актуальность, поскольку многие поднятые в них проблемы ещё не решены. Русское Православие в Бельгии. В 2 т. Том 1. Статьи и очерки . – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Екатерининский мужской монастырь, 2013. – 480 с, цв. кл. 32 с, илл. Русское Православие в Бельгии. В 2 т. Том 2. Документы и воспоминания. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Екатерининский мужской монастырь, 2013. – 280 с, вкл. 16 с, илл. По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, архиепископа Команского Гавриила, архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила и в ознаменование 150-летия основания посольского Свято-Никольского храма в Брюсселе, Архив Русской Эмиграции издал двухтомник статей, очерков, документов, воспоминаний и переписки, связанных с историей Русского Православия в Бельгии. Впервые материалы для публикации собраны представителями всех трёх русских юрисдикций: Русской Православной Церкви, Русского экзархата Западной Европы Константинопольского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Вместе эти материалы представляют собой самый полный в настоящее время обзор жизни русских православных приходов в Бельгии со времени основания в 1862 году посольского Свято-Никольского храма в Брюсселе до 2013 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Вопрос о независимости Афона (протекторат) Следует обсудить вопрос, насколько является желательным заменить в будущем режим автономии строем независимого монашеского государства, не входящего в состав какого-либо другого, но находящегося под протекторатом одного или нескольких государств (последнее было бы необходимо, ибо Афон собственными силами не в состоянии разрешать целый ряд вопросов – валюты, организации полиции, почты и так далее). 6) Метохи В силу статьи 62 Берлинского Договора («сохранение прежних владений монахов») монастырские метохи или должны быть возвращены, или за них должна быть возобновлена уплата аренды, соответствующей их прежнему реальному доходу (то есть должно быть принято во внимание происшедшее со времени их оценки падение драхмы). Естественно, плата за метохи должна быть уплачиваема теми правительствами, на территории которых эти метохи сейчас находятся. 7) Беспошлинный ввоз С византийских времён афонские монахи пользуются правом ввозить предметы первой необходимости из-за границы (в определённом количестве) без уплаты пошлины. Это право подтверждено статьёй 62 Берлинского договора («сохранение прежних прав и преимуществ») и статьёй 2 Законодательного Декрета 1926 года. Это право, жизненно необходимое для существования монастырей, должно быть сохранено. Примечание редакции: Рукопись документа состоит из 13 страниц, написана рукой монаха Василия (Кривошеина) . Сам автор её никак не назвал. Заглавие, под которым она опубликована в настоящем издании, надписано позднее другим почерком. Архив Русской Эмиграции выпустил в свет книги: Драшусов В.Е. «Нас зовёт к себе Россия ...» //Стихи. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2009. – 112с., илл. Владимир Евгеньевич Драшусов (1917–2003) родился в Рязани в семье морского офицера. В 1920 году семья эмигрировала в Бельгию, но родители смогли воспитать детей в православной вере и любви к России, дали им достойное образование. В.Е. Драшусов стал хорошим специалистом по сельскому хозяйству, много лет работал в Конго, затем в Брюсселе, где был также старостой прихода Свято-Никольского храма. С отроческих лет Владимир Евгеньевич писал стихи, преимущественно на русском языке, который был ему родным. Его лирика дышит искренней любовью к России, к Богу, нежностью к близким людям, сочувствием к страждущим. Он сумел ярко выразить мысли, сокровенные чувства и чаяния своего поколения русской эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первый том вошли статьи и очерки, во второй том – документы, воспоминания и переписка, посвящённые истории православных храмов в различных городах и провинциях Бельгии, а также людям, вершившим эту историю: архипастырям, клирикам и прихожанам, внёсшим свой вклад в организацию и развитие приходской жизни и распространение русского православия в стране. В оформлении двухтомника использованы фотографии из фондов АРЭ, архива Центра русской культуры при Amherst College (США) и личных архивов. На лицевой стороне переплёта первого тома воспроизведён образ «Богородица – всех русских в изгнании Заступница» (иконописец Р. Лукин). На лицевой стороне переплёта второго тома, воспроизведён образ святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича , 1896–1966), в 1951–1962 годах архиепископа Брюссельского и Западноевропейского Русской Зарубежной Церкви. Любовин М.В. Воспоминания донского казака. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Екатерининский мужской монастырь, 2014. – 216 с: ил. Михаил Васильевич Любовин (1900–1995), донской казак, уроженец станицы Константиновской, выпускник Новочеркасской военно-фельдшерской школы (1919), служил фельдшером в Добровольческой армии с 1917 года. В 1920 году М.В. Любовин эвакуировался из Севастополя. В 1921–1924 годах проживал в Сербии, работал в больнице, в 1924–1927 годах жил во Франции, где учился на медицинском факультете Сорбонны. Получив диплом фельдшера, в 1927–1934 годах работал по специальности в Конго, в 1938–1960 годах владел одной, затем двумя небольшими кофейными плантациями. В 1961 году после получения Демократической Республикой Конго независимости М.В. Любовин, потеряв своё имущество в Конго, переехал с семьёй в Бельгию, жил в Брюсселе, в 1961–1965 годах служил провизором в аптеке до выхода на пенсию. Мемуары М.В. Любовина отражают точку зрения широкого круга рядовых военнослужащих Белой армии и представляют несомненный интерес как для специалистов-историков, так и для широкого круга читателей в России и за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рейнгардт Ю.А. «Мы для Родины нашей не мертвы...» //Воспоминания. Стихи. Сказки. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2010. – 288 с, илл. Юрий Александрович Рейнгардт (1897–1976), участник 1-й мировой войны и Белого движения, в 1917–1924 годах воевал в Добровольческой армии в 1-м Офицерском генерала Маркова полку, капитан. Живя в эмиграции в Брюсселе, работал таксистом, но главным делом для него было литературное творчество. Большая часть его произведений при жизни не печаталась, за исключением некоторых рассказов-воспоминаний о Добровольческой армии в журналах русского зарубежья. Его лирика, хорошие поэтические переложения сказок «Аленький цветочек», «Дикие лебеди» и сказка-пародия «Одним махом семерых побивахом» публикуются впервые. Все произведения Юрия Рейнгардта проникнуты любовью к России, русскому народу, родному языку. Столыпин А.А. Дневники 1919–1920 годов. Романовский И.П. Письма 1917–1920 годов. – Москва – Брюссель: Conference Sainte» Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2011. – 296 с, илл. Аркадий Александрович Столыпин (1894–1990), участник 1-й мировой войны и Белого движения, ротмистр, в эмиграции жил в Югославии и Швейцарии, работал в посольстве США. Его «Записки драгунского офицера» изданы в России в 1992 году. В книге публикуются две тетради его дневников, поступившие в АРЭ от доктора А.Б. Янцена, которые сам автор считал утерянными. Иван Павлович Романовский (1877–1920), участник Русско-японской и 1-й мировой войн, генерал-лейтенант, один из главных организаторов Белого движения и Добровольческой армии, начальник штаба этой армии, а затем Вооружённых сил Юга России, близкий друг генерала АИ. Деникина. Был убит в Константинополе в 1920 году. Письма И.П. Романовского к жене Елене Михайловне переданы АРЭ внучками Н.Г. Рейнгардт, Е.Е. Оболенской и М.Е. Онацкой. Архиепископ Василий (Кривошеин) . Переписка с Афоном. Письма и документы. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2012. – 416 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010