8 Можно ли допускать такую проповедь, давать на нее благословение со стороны Церкви? Вы спрашиваете: «Что было делать нам – проклинать и отлучать?» Вероятно, это тонкий намек опять на «Москву». Отвечаю вам: ни того, ни другого пока не следовало делать. Должно было испытать смирение Чурикова. Ведь смирение есть основная стихия духовной жизни в Православной Церкви: где нет благоухания сей стихии, там нет и духовной православной жизни, там – смрад мертвящей душу гордыни. Должно было потребовать от него снятия креста, острижения волос, прекращения проповеди, как такого дела, к коему он не пригоден с точки зрения Церкви. И только тогда, когда он не послушал бы, повести с ним полемические, как с сектантом, беседы, хотя бы вот вам, Дмитрий Иванович. И уж ни в каком случае не освящать его бесед благословением церковным. В заключение вы говорите по моему адресу: «Так вот что грустно: по нынешним временам, оказывается, не всякой страже слепо доверяться можно». Это в переводе на русский язык значит: епископу Никону верить не следует, а Чурикову надо всюду открыть двери, приглашать его по церквам для проповеди, идти пастырям Церкви к нему на выучку. Что ж? Ведь если о нем вы говорите: «дай Бог побольше таких православных», то почему же бы и не так? Ныне народ жаждет слышания слова Божия; ведь, вот вы мирянин, а вам дано право проповеди. Почему же бы «умелому» и, как видно, опытному в сем деле Чурикову не предоставить того же права? Заключу и я свое доброе слово вам: грустно, до боли сердца грустно, что якобы гуманный, на деле же очень туманный сентиментализм вторгается уже в область церковной жизни нашей, и нельзя стало полагаться в деле распознавания «духов» даже на таких специалистов, как наши миссионеры. И как бы хотелось верить, что вы, Дмитрий Иванович, оправдаете на себе вторую половину стиха 8-го из 9-й главы Притчей Соломоновых. 8 Было бы очень полезно выпустить статьи о. иеромонаха Вениамина отдельной брошюркой и раздавать их у дверей Чурикова: кстати, тут обнаружилось бы и то, как относятся слушатели к обличению сего самозванца. Читать далее Источник: Мои дневники/архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-./Вып. 2. 1911 г. - 1915. - 191 с. - (Из " Троицкого Слова " : 51-100). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды — диплом лауреата и медаль митрополита Макария — лауреатам Макариевских премий в области гуманитарных наук за 2018-2019 гг. В номинации «История Православной Церкви» были вручены: В номинации «История Москвы и историческое краеведение» были вручены: В номинации «История православных стран и народов» были вручены: В номинации «Учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из существующих номинаций» премия была вручена А.М. Копировскому, кандидату педагогических наук, доценту, профессору, и.о. заведующего кафедрой философии и гуманитарных дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, за труд «Церковное искусство: Изучение и преподавание». В номинации «За достижения в популяризации научно-исторических знаний» премия была вручена Ю.Е. Ревзиной, кандидату искусствоведения, профессору кафедры «История архитектуры и градостроительства» и кафедры «Храмовое зодчество» Московского архитектурного института (государственной академии), за труд «Архитектура, война и география: фортификация XVI-XVIII веков в Европе и России». В номинации «История России» были вручены: От лица награжденных выступил лауреат первой премии доктор исторических наук Л.В. Выскочков. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с заключительным словом: «Серьезные исследования в области нашей истории помогают людям понять суть того, что происходит сегодня. Прошлое и настоящее связано. Настоящее не сваливается на нас откуда-то из космоса — оно вырастает из побед и поражений, из радостей и скорбей предшествующих поколений. И объективное, критическое исследование истории помогает вдумчивому читателю прозревать духов, влияющих на нашу современную жизнь, — как светлых, так и темных. Приходится только сожалеть, что глубокие исторические исследования не являются популярным чтением. Слушая краткий обзор о работах, представленный Сергеем Павловичем, я подумал, как было бы хорошо, чтобы нашлись писатели, владеющие художественным словом, чтобы с использованием именно этих, а не вымышленных исторических повествований создавались художественные произведения. Дай Бог, чтобы так и происходило.

http://patriarchia.ru/db/text/5522327.ht...

Христианская идея страдания глубоко чужда Доброславу, в отличие от христианских же чувства вины и потребности в искуплении. Суть последних он видит в бережном отношении к Природе. Он сознательно исповедует экоцентризм и выступает против искусственного нарушения законов Природы, чем, на его взгляд, грешит христианский антропоцентризм 70 . Сам же он исходит из того, что «славяне – дети леса», одухотворяет лес, наделяет его сознанием и учит любить природу, и прежде всего деревья и цветы, как женщину. И это не метафора. Главным для Доброслава является радость жизни здесь и теперь, именно жизнь человека на Земле представляет истинную и базисную ценность. Основой мира для него является плотская любовь, и в центре его учения лежит поклонение животворящему мужскому половому органу («Херу»), «мужественному символу солнечного начала». Поэтому ритуальные действа проводятся в форме буйных эротических игрищ вокруг вырезанного из дерева вертикального столба, символизирующего мужской член – «Ярую силу». Его-то и называют «Хер». Этот ритуал побуждает участников к совокуплению, в котором они видят священнодействие во славу бога Рода, означающее физическое и нравственное здоровье, выражение творческой мощи Матери-Природы, не позволяющей погибнуть «славянскому Роду-племени» 71 . Любопытно, что Доброслав устраивает праздник Купалы-Солнцеворота не 24 июня, как многие другие неоязычники, а 25 июня. На этот праздник отовсюду съезжаются любители язычества, и Доброслав регулярно устраивает обряд их расхристианивания и имянаречения. Помимо сил Природы, Доброслав почитает духов предков, которые, как он считает, влияют на живых сородичей. Это – духи рода, объединяющие его в единое нерасторжимое целое; их могилы (древние курганы) Доброслав считает священными 72 . В частности, единственный расположенный в окрестностях деревни Васенево курган он объявил могилой вятичей 73 , хотя вятичей в древности в этом районе не было. Народ он производит исключительно от какого-то древнего рода: «от РОДА народились все родичи, связанные с ним и между собой СВЯЩЕННОКРОВНЫМИ УЗАМИ; одна большая семья – НАРОД» 74 . Тем самым, Доброслав не только придерживается крайнего примордиализма, но и нарушает имманентно присущее языческой древности правило родовой экзогамии. Зато он свято соблюдает принцип «расовой чистоты», что для него является главным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Мы вышли из социализма и вошли в рыночную буржуазную экономику не по лучшему варианту, безусловно. Но и не по худшему. Но в истории России никогда не бывало, чтобы все прошло по лучшему варианту. А то, как он прощался, Борис Николаевич, это тоже поступок. Вот так взять и уйти – уйти раньше. Не позже, а раньше. Это поступок. Конечно, здоровье у него было подорвано, это было видно... Николай Бульчук: А давайте вспомним события: череду терактов, например, Чечню, колоссальные внутренние раздраи в стране. А что говорить о личностных взаимоотношениях... Владимир Лавров: В Интернете часто смеются над видео, где Ельцин пляшет в 1994 году, в предвыборную кампанию. Вообще, смотрелось это действительно странно... Но только потом я узнал, что он плясал с инфарктом. Ну, нравится простым людям, что Президент пляшет. И ради того, чтобы эти простые люди проголосовали, он и плясал. Напомню, с инфарктом, а это подвиг! Потому что если он проигрывает выборы – то кому? Зюганову! И что, все начнется опять? И он плясал... Николай Бульчук: И тем не менее, корни этого страшного сорняка, который вырос на теле России, не были тогда удалены. И сегодня, спустя тридцать лет, эти корни успешно проросли (мы с вами это наблюдаем) и кое-где даже дали всходы. И произошло, на мой взгляд, страшное. Произошло нечто, что можно опять-таки охарактеризовать вновь Евангельскими словами. Когда злой дух выходит из человека, если должным образом человек не очистит свою внутреннюю храмину, то войдут туда уже семь духов, злейших прежнего. Свято место пусто не бывает. Святая Русь не исключение: опять у нас назревает очень нехорошие события, опять мы слышим голоса тех, кто начисто отрицает и подвиг Новомучеников, и Большой террор (кстати, это словосочетание вошло в нашу жизнь в эпоху Ельцина, и отчасти благодаря ему) и прочие достижения Советского Союза – достижения вполне себе материальные. Их вновь ставят во главу угла созидания нашей перспективы. И происходит страшное: мы опять выбираем земные вещи: власть, котлы с мясом в ущерб нашей духовной жизни, в ущерб нашему народу, нашим простым семейным ценностям. И говорим о том, что прежде всего необходимо обеспечить развитие государства, великие стройки, обеспечить обороноспособность и т.д.

http://radonezh.ru/2021/02/23/o-borise-n...

Реконструкция Гумбиненнского сражения      100 лет назад на этих землях произошло знаменитое Гумбинненское сражение, победа в котором позволила России остановить стремительное наступление Германии. Мы беседуем с епископом Балтийским Серафимом о значении Первой мировой войны и о том, какие мероприятия будут проходить в связи с этим в Калининградской епархии. – Владыка, нынешний год ознаменован трагической датой – 100-летием начала Первой Мировой войны. Как затронуло это событие Вашу епархию – самую западную в России? – Калининградская епархия находится там, где сто лет назад шли сражения Первой мировой войны . На земле Калининградской области, принадлежавшей тогда Восточной Пруссии, бои шли в 1914 и 1915 годах. В августе 1914 года здесь произошло знаменитое Гумбинненское сражение, окончившееся победой Русской Императорской армии. Благодаря этой победе в самом начале войны Россия смогла поломать все планы Германии на блиц-криг и спасти от поражения свою тогдашнюю союзницу – Францию. – Сохранились ли воинские захоронения солдат Первой Мировой? В каком они сейчас состоянии? Сегодня волонтеры, в числе которых много прихожан наших храмов, находят и восстанавливают заброшенные могилы российских воинов – На местах боев было много захоронений. На территории области их по имеющимся данным находится несколько сотен. К сожалению, на государственном учете стоит лишь около 70. В советское время б о льшая часть из них оказалась забыта и, фактически, стерта с лица земли, но сегодня волонтеры, в числе которых много прихожан наших храмов, находят и восстанавливают заброшенные могилы российских воинов. Большую работу в этом направлении ведут и сотрудники Калининградской епархии. Так, при участии епархии создана группа волонтеров «Последние герои Империи», занимающаяся расчисткой братских могил и уходом за ними. Просветительской и волонтерской деятельностью занимаются Свято-Духов приход города Нестерова и Успенский приход города Гусева. Кстати, именно в окрестностях Гусева, который во время Первой Мировой войны носил немецкое название – Гумбиннен, и произошло это знаменитое сражение, поэтому следы трагических событий того времени здесь особенно заметны. Отрадно, что среди волонтеров немало молодежи, которая с интересом обращается к истории своей страны. Убежден, что это очень важно.

http://pravoslavie.ru/73099.html

Не умею я говорить не только о светлом небесном, но и о темном, о чем вы спрашиваете, что-нибудь скажу, а вы рассуждайте. Что степени духов тьмы различны, в том нет сомнения. Приметно, что между ими есть низшие роды, подобные тому, что между людьми малосмысленные и дикие, или как будто скот духовного мира. Входя в соприкосновение с здешним миром, они делают ребячества и глупости; но едва ли можно сказать, что вреда не сделают. Уже и то вред, что тревожат обитателя чуждой области. Но более опасно то, что могут быть орудиями хитрейших и злейших. Те, которые старались рассмешить С. Макария, ошиблись, что такому представили свое глупое зрелище, и доставили нам пример побеждать их презрением. Но какой вред могло бы сделать другому подобное привидение, трудно определить. Посему искушаемому не то должно говорить, что совсем не могут сделать вреда, но что Бог не попустит, и Ангел хранитель не допустит повредить верующему, призывающему имя Божие, и крестом ограждающемуся. Для ободрения можно присовокупить, что по признакам действий, видно уже хранение Божие в том, что попущено не сильным врагам нападать, а незначущим возбуждать внимание и осторожность. К совету, не внимать действиям лукавых, а утверждать ум в присутствии Божием и в молитве, не нужно ли присовокупить совет, испытывать внимательно себя, не удерживает ли человек добровольно какого страстного помысла, или чего темного в совести, что открывает дорогу и доступ обитателям тьмы, и тщательно хранить и восстановлять мир совести? Не нужно ли еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения? Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого. Что души умерших под проклятием и некоторые другие, приражаются иногда к живущим, и производят род беснования, сему встреченный вами пример не единственный. Мне известны три, с признаками достоверности. Одну женщину беспокоил такой дух и наименовал свою мать, от которой он, кажется, лишил себя жизни, и селение, где она живет. Священник, которому открылось, умиротворением совести и таинствами помог страдавшей, а потом наведался о матери, и сказанное подтвердилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово: ливерия, она произнесла говоря со мною, иначе, с изменением некоторых букв, но как, теперь с точностью не вспомню. И что за сила ходатайствующая? Разве это, по применению к выражению: силы небесныя, есть некий Ангельский дух? – Но мне она истолковала это неизвестное слово, как означающее некую часть небесных духов, очередную для возношения молитв от человеков не имеющих дерзновения. Если у ней есть записки: то не бесполезно, думаю, было бы выпросить оныя. Поминать преосвященнаго Иннокентия при безкровной жертве, с прочими, по милости Божией, не оставляю, как ни немощно мое воспоминание. – О магнетизме, когда спрашивали меня, употребить ли, отвечал и я, что христианам даны высшия и вернейшия силы, вера и молитва; и что следственно пускаться в низший, ощупью пролагаемый своемыслием человеческим есть упадок. Но чтобы приписать действие магнетизма одному телу, это не объяснило бы явлений. Как тело может указать на мышьяк, в качестве лекарства. – Прочитайте прилагаемую рукопись, извлечение из бумаг Тихона Смирнова. Не годились бы для некоторых его простые наставления, если сделать их известными? – Августа 29-го 1860. Нашел я как-то долго забытое письмо о поминовении усопших, и при сем деньги сто рублей. Отдайте в скит, с моею вместе просьбою, чтобы покрыли мой грех умедления, помолились об усопших, и внесли имена их в синодик. На сих днях погостил у нас преосвященный Варшавский 48 , муж благонамеренный, кроткий и скромный. Можно думать, что он имел бы благотворное влияние на паству русскую. Напротив того трудно угадать, что он может сделать в Варшаве. Не весело смотрит он на свое назначение: и жаль видеть сие. 1346 Отцу наместнику и братии мир. Жаль Хотькова. Но неужели так много стоило подворье? А что значит оставшийся странноприимный дом? Для богомольцев ли также? – Вы писали, что хотите обменять деньги на так называемые серии. Хорошо ли это? Цена их теперь выше законной: следственно при покупке их надобно заплатить проценты. Когда деньги понадобятся вскоре: серии , может быть, нужно будет продать с убытком. Кажется, Сохранная казна принимает деньги за два процента: не больше ли это удобно, хотя и скудно?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» . Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

http://pravoslavie.ru/54894.html

15. (2026). Мерило праведное, устав. красивый, исх. XIV века, в четверть, 348 листов. л. 1. Отрывок толк. Псал. 81:6–8, 71:1, 2 . Начало сей статьи (утрачено) см. в Обозр. Кормчей Розенкампфа стр. 219. На обороте киноварью: Который праведный судья, по достоинству смотря, аки от степени на степень, от разума на разум и от силы в силу, смерть и живот в руце языка. Ниже изображение Спасителя (слиняло) в кружке, над коим шестиконечный крест. л. 2. Заглавие под заставкой. Сия книги Мерило праведное, извес истинный, свет уму, око слову, зерцяло свести, тме светило, слепоте вож, припутен ум, скровен разум, прикрут помысл, пастырь стаду, кораблю кормьник, волком ловец, татем пес, воронам сокол, нетопырем солнце, оку квас, червем соль (за сим три строки порожних), далее чернилами. Чин изящен всякому начинаемому словеси. Ищи от Бога начати и в Бозе кончати. Добро от Бога к Божию слузе начати Великому Князю (Василию). Поучение сие оканчивается словами: Не расея ли ны Бог по лицу всея земли? Не взяты ли быша гради наши? Не падоша ли сильнии князи наши острием меча? Не подведены ли быша в плен чада (на)ша? Незапустеша ли святые Божия церкве? Не томими ли есми на всяк день от поган? Си вся бывают нам зане не храним Спасителя нашего заповедей. И кланяютися. Кирилла II-ro митр. киевского. См. Обзор русс. духов. литер. § 52. л. 8 об. От премудрости Соломона. Нач. Сыне, ты премудрость проповежь, да премудр тебе послушает. Избранные стихи, равно и под след. заглавиями: л. 10 об. Слово от Приточ Нач. Сыну, отверзай уста своя словесем Божием, да разумении извитья словес, притча темно слово, мудрых гадания. л. 11 об. Сказание от Псаломщика, еже судити Божий сан есть и Бога единаго достоин, сведено вкратце. Нач. Бог ста в сборе богом, посреде же богы рассудит. л. 12 об. Того же, кому поручил Бог сан и суд свой на земли, царем и князем. Разумейте, яко се талант, Божий прияли есте, да не леностным платом обив, небрежением погребете в мысленей земли сердца своего в своем утешеньи, помните, яко должни есте и весте, что подъя скрывый талант, а тому было се неведомо. Нач. Боже суд твой цареви даждь и правду твою сынови цареви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   39. XLII. Но мы уже и прежде обличили как нечестивый весь этот вздор Акиндина и подобных ему в посланных [нами] мудрому предстоятелю Кизика [заметках] . Они же еще говорят, что «как во всем, так и во Христе и во святых пребывает сущность Божия, которая во Христе присутствует таким образом, что произвела [в Нем] «седмь духов» (Откр. 3:1, 4:5)», — увы! — которыми, согласно божественному Максиму, Он обладал по природе как истинный Сын Бога; «а во святых [она присутствует] так, что соделывает [в них] боготворящую благодать», — о, если бы! — ради которой, согласно ему же и другим святым отцам, они и сами бы назывались безначальными, вечными и небесными.    XLIII. И они даже не чувствуют, что в высшей степени противоречат сами себе. Ибо ту сущность, о которой они говорили как о присно сущей от Бога благодати, нетварном свете, и не возникшем [во времени] обожении, ныне, изменившись как бы от раскаяния, они называют тварной и начавшейся и произведенной из не бывших. «Ибо если не тварным является, — говорят они, — боготворящий дар и эта благодать, то как Бог будет превосходить ее, как это написано в трудах отцов?» Какое безумие! Ведь святые говорят, что Бог превосходит всякое утверждение и отрицание .    40. Что же тогда? И Его бессмертие, и жизнь, и бесконечность, и вечность, и нематериальность, и то, что Он «Дух есть» (Ин. 4:24), и вообще все относящееся к Богу назовем тварным и таким образом поставим Его превыше всякого утверждения и отрицания? Но мы введем сами себя в заблуждение, скорее низвергая Его, нежели обособляя ( καθαροντες μαλλον ξαιροντες ), если не станем говорить, что Ему извечно присуще все боголепно окрест Него уразумеваемое, и таким образом поставим выше [всего] этого Его абсолютно непостижимую и сверхсущностную, — лучше же сказать, и саму сверхсущностность, по слову мудрого в божественном Максима, в бесконечное число раз бесконечно превосходящую , — сущность.    41. XLIV. Но дабы оставить в стороне и остальное множество нелепиц, и хуления на Сына и Духа [проистекающие] от их слов, и что, согласно им, Бог будет творцом не окачествованных ( πεποιωμνων ) сущностей, но [созерцаемых] в сущих качеств, как учили эллины; чтобы, значит, оставить в стороне и это, [скажем лишь, что] если Бог тем же самым образом, каким [пребывает] во святых, [пребывает и] во всех, то им придется говорить, что все свято и что все суть «удове Христовы» (1Кор. 6:15) и причастники божественного Духа (2Петр. 1:4), даже и непосвященные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010