Афанасия получается величественный памятник христианской веры, упований и любви, до­стойных общаго внимания. Издания творений святаго Афанасия    Лучшими сборниками творений святаго Афанасия Великаго считаются Монфуко 1698 года и аббата Минье 1857 года, изданные в Париже, на Грече­ском и Латинском языках, а также каноника Брайта, изданный в Оксфорде 1881 года с вве­дением.    Русский перевод всех сочинений святаго Афа­насия сделан Московскою духовною академиею; издан в Москве в 1851—4 годах, в 4-х томах (по 400—500 стр.).    Содержание творений святаго Афанасия довольно по­дробно сообщается в сочинении профессора Е. Ловягина: «О заслугах святаго Афанасия для Церкви», в сочинении Филарета архиепископа Черниговскаго: «Историческое учение об Отцах Церкви», а также в свято-отеческой христоматии, составленной прото­иереем Н. Благоразумовым, 1883 г. Немногия места из творений св. Афанасия приводятся в свято-отеческой христоматии М. Поторжинскаго 1877 г., а именно: отрывок из беседы на слова: вся Мне предана суть..., из беседы о слепорожденном, равно как в книге Барсукова «Образцы святоотеческой и Русской пропо­веди», издан. 1887 г., а именно: на ариан слово третье (48 страниц), слово на текст: вся Мне предана суть Отцем Моим (5 страниц) и из слова о воплощении Бога-Слова (2(1)/2 страницы). Кроме этих, собственно проповеднических отрывков, мы в своем Из­борнике по возможности помещаем замечательныя творения святаго Афанасия из всех родов их, чтобы таким образом дать возможность иметь все­стороннее знакомство со всеми выдающимися творе­ниями святаго Афанасия Великаго. Из сих творений самое обширнейшее и самое замечательное «на ари­ан слово третье», которое приводится вполне, как имеющее догматико-полемическое значение и ныне. Житие преподобнаго Антония сокращено несколько, по преимуществу в тех частях, где излагается таинственное учение святаго Антония о действиях злых духов, как не всем вполне доступное. Слово на язычников тоже несколько сокращено, по неудоб­ству частностей о языческих мифологиях и тому подобных. Из 1-го слова о воплощении Бога-Слова, по обширности его, взята только некоторая часть, ибо подробное учение о Слове излагается в 3-м слове, которое приводится почти все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

д) Бог насколько милосерд, настолько справедлив в награде и наказании. Если в настоящей жизни беззаконный преуспевает во зле и наслаждается благами мира сего, то его ожидает противоположное состояние за гробом. Страдает праведник в этой жизни, за то он будет блаженствовать в будущей. Такова вера христианина. Китайский ученый предлагает, в разъяснение учения о бессмертии, награде и наказании в будущей жизни следующее соображение, (основываясь на авторитете ученых): человек, живущий в этом мире свято и благочестиво, сберегает свою душу от вечной гибели; для мудреца и святого, поэтому, с разрушением тела, душа остается невредимой и блаженной навеки, тогда, как беззаконник, преступник, успевающие во зле, губят душу, и, едва умирают телесно, душа более не существует; человек такого рода издыхает, подобно животному. Ученый богослов, приведя несколько житейских примеров, находит нужным возразить, что ни один преступник и беззаконник, как бы низко ни пал, не в силах уничтожить свою душу, и, наоборот, порочная, злая душа не имеет права убить, уничтожить собственного тела, в котором пребывает. Один Господь Бог только силою собственной воли может наказать грешника по смерти, как и при жизни. Будущая жизнь для злых, несомненно, будет та же, что и для демонов, т. е. бессмертие будет соединено с муками навеки. Благочестивая жизнь, поэтому, здесь, на земле, – вот наше великое счастье, ведущее к блаженству и в будущем; наоборот, нечестивая, беззаконная жизнь на земле есть великое несчастье, влекущее в будущем вечные мучения в аду, вместе с демонами. Диалог 4-й: Христианское учение о загробном состоянии душ и языческое 1. Диалог начинается выражением удивления Китайского ученого к тому, что многие образованные Китайцы – literati – не признают вовсе существования духов. По этому поводу, Европейский ученый останавливается на цитировании многих текстов из древних классических цзинов, ясно указывающих противное. Приводятся с точностью примеры из жизни государей, мудрецов и народа, доказывающие издревле существование разных обрядов, жертвоприношений, молитвословий, в честь умерших предков и разных духов природы (гор, лесов, рек и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

После истребления Турецкой Эскадры все Английские газеты возопияли против России. Говорят, Королева требовала от министров дознания от чего это, когда Россия в союзе с Англией, и ни чем не оскорбляет Англии. По дознании оказалось, что это по возбуждению от лорда Палмерстона. Королева, говорят, поблагодарила его за службу, и сказала, что не имеет в ней более нужды. Теперь пишут, что он выходит, из министерства, якобы по не согласию с прочими министрами относительно парламентской реформы. Если это правда: да спасет Бог Королеву. Но можно опасаться, что Палмерстон составит сильную оппозицию, и низвергнет нынешнее министерство; и тогда могут быть последняя горша первых. Господу помолимся о Государе нашем и о России. О стологадании писала мне из Петербурга Татьяна Борисовна, что многие вразумились и оставили сие. Но нельзя не опасаться, что люди, которые не суть чада послушания, не оставят следовать любопытству и страстям, и трудно угадать, куда дойдут. К. С. М. 55 прислал мне на сих днях книжку французского журнала под заглавием: мода, в котором по странному смешению дел и понятий пишут и о делах религии и церкви. В сей книжке напечатано письмо о вызывании духов посредством столов. Писатель говорит, что он поверил возможности сего только по строгому личному исследованию. Рассказывает пример, что посредством стола один, за 12 лет умерший, просил отслужить за него семь литургий. В заключение сей писатель говорит, что открывается для исследования новый океан, который имеет свои бури и бездны; и что, кто пустится без компаса и управления, и будет водиться любопытством и страстями, тот попадет в руки духов обмана и зла, и погибнет. В следующем письме он обещает указать средства против обмана. Возьмите моих денег сто рублей серебром, и пошлите протоиерею Головщикову. Вы писали мне в октябре о злоупотреблениях и притеснениях по лесу. Жаль: но что тут делать? Не вижу, чтобы можно было сказать кому о сем с надеждою пользы. А министерство государственных имуществ хвалится успехами. Прочитайте извлечение из отчета, которое при сем пошлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

с особенною силою сознавать и чувствовать собственную обязанность служению человечеству. С сим согласно прозорливое и свято – отеческое мнение о падшем Деннице 29 , что он из всего воинства духов, посылаемых на служение человечеству, избран был с подчиненным ему чином Ангельским для преимущественного служения и стражи на нашей земле. Посему с одной стороны, тем удобнейший и ближайший для него был случай утвердиться и совершиться в добре через смирение и любовь к человечеству, равно как с другой, тем большую силу для него имело и искушение к горделивому сознанию своего превосходства и вместе к завистливому нетерпению человечества. Денница не выдержал предложенного испытания, не устоял в открытой ему всеобъемлющей истине или в духе тайны Христовой. Каким же образом? Видно – не признал Божественной высоты смирения и пред низшими, не пленился красотою любви, находящей радость и блаженство для себя в чужом (т. е. человеческом) благе. Естественное умаление пред Ангельскою природою человечества, столь однако возвышаемого над всем мирозданием, вызвало уклонявшегося от любви к самолюбию денницы горделивую мысль о собственном величии и превосходстве; его гордыне стало невыносимо служение человечеству; человечество стало ему ненавистно за чрезвычайное избрание или чрезвычайную любовь к нему Творца; чрезвычайное творческое благоволение к человеку было в глазах его как бы посягательством на собственный его права и преимущества 30 . Все это необходимо предполагаясь одно другим, и разрешилось в открытом мятеже против Вседержителя, в сатанинском совместничестве с Господом Богом или в противопоставлении Его державе собственной горделивой и человекоубийственной державы, Так произошло, что сатана с своими клевретами стал вместе и первообразом осужденной гордости и человекоубийцею искони. Отсюда, во вторых, изъясняют и дальнейшие отношения диавола к человечеству, начиная от первого обольщения Праотцев. Поприще служения, которое открыто было (неустоявшему в истине) Деннице на земле даже преимущественно пред всем воинством других духов, давало ему удобство приразиться к человекам, вместе и с человекоубийственным замыслом и стремлением гордыни подчинить собственной темной державе избранное к возвышению над всем мирозданием человеческое естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Братия! размышляя о мире духов, о ликах ангельских надобно нам помышлять о том, что и мы, по душе, принадлежим к миру духовному и, по разрешении от тела, будем обитателями мира невидимого. Это бренное тело только временное жилище и орудие бессмертной души. Поэтому не должны мы излишне заботиться о теле, не должны привязываться к настоящей жизни и её благам, а всегда должны заботиться о приготовлении себя к жизни вечной в общении с ликами ангельскими. Помышляя о небесном священноначалии, о подчинении низших ангелов высшим, о их взаимной зависимости в получении даров духовных, мы должны благоговеть пред мудрым и всеблагим Богом, видя подобный порядок отношений и в мире дольнем. Тот же верховный Владыка, который так премудро устроил чиноначалие ликов ангельских, Своим промышлением утверждает порядок и в земных обществах: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим. 13:1 ). Поэтому на общественный гражданский порядок и на церковный, особенно ясно изображающий священноначалие небесное, надобно всегда смотреть с благоговением к Богу, Владыке неба и земли, так премудро устрояющему порядок в мире горнем и дольном. Поэтому и каждый член общества должен всегда свято проходить поприще своего служения, как от Бога ему назначенное; высшие в обществе должны ревностно и с любовью заботиться о благе низших; а сии почтительно и искренно повиноваться высшим. Каждый на своем месте, по совести, верно исполняй свои обязанности, как должно пред очами всевидящего Бога, праведного Мздовоздаятеля всех: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, я же с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ). Только так, при благословении Божием, общество может достигнуть истинного благоустройства, и только таким путем каждый член общества может приближаться к высшей и главной цели своей земной жизни, т. е. чтобы на земле приготовить себя в гражданина неба, и чтобы, по переселении в мир невидимый, там в горних селениях, вместе с ликами ангельскими, вечно прославлять единого триипостасного Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поучение 22

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Воздвигнусь и с Тобой, мой Бог, успею Во всех своих трудах. 6 января 1832 Черновой вариант «Вечерней молитвы» записан в дневник через день после «Утреней». 5 января он отметит: «Сегодня я день провел довольно праздно: читал анекдоты – и только. Не упрекаю себя за это: ум – пружина, которая от безпрестанного напряжения слабеет; нужен иногда и отдых». 12января он внес в «Вечернюю молитву» значительную правку, о чем свидетельствует запись: «Поутру переправлял я «Вечернюю молитву», сочиненную 6-го». Внесена в тюремную тетрадь «Духовные стихотворения» в раздел «Собственные произведения». Отче наш Отец наш, Ты, Который в небесах, Который исполняешь все Собою И правишь всем, везде, во всех веках Премудрой, всемогущею рукою! Вселенную призвал Ты в бытие. Во всей вселенной с трепетом приято Да будет имя дивное Твое И всем странам, и всем народам свято. Нет Твоему владычеству конца: Ты ж души взял в престол Своей державы – Да будут храмом своего Творца, Да преисполнятся Господней славы! И как на небе выше всех миров Творят Твою Божественную волю, Как в послушанье светлый сонм духов Благословенную находит долю, – Так на земле, Всевышний, да творим Без ропота, без вздоха и медленья Отцом же данные сынам Своим Твои святые, кроткие веленья! Наш хлеб насущный в день сей нам пошли, Даянье благостной Твоей щедроты, О том же, что скрывается вдали, Отбросим безотрадные заботы! Оставь, о Боже, наши долги нам!.. Увы! когда присудишь воздаянье По нашим помышленьям и делам, Какое нас очистит оправданье? Но мы дотоле тьме обречены, Дотоле не для нас Твоя пощада, Доколе, злобы яростной полны, Питаем в сердце лютый пламень ада. Так укрепи же нас, и сил и благ Даруй, да победим желанье мести, Да будет нами наш должник, наш враг Прощен без лицемерия и лести. Во тьме стезею скользкою идем – Спаси от искушенья нас, Хранитель! И будь светилом нашим и вождем Из дому тлена в вечную обитель. И от лукавого избави нас, И от всего строптивого и злого, И да почием каждый день и час Под сенью Твоего щита святого.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».      Автор виртуальной реальности Диавол – дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета – это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана – первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, – отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), – но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи – дьявол». Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение». Свято место пусто Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.

http://pravoslavie.ru/95129.html

л. 291. Канон 12 Апостолам, творение кир Феофана. л. 298. Канон препод. Варлааму новгородскому иже на Хутыне, тот же, какой выше л. 170. л. 306. Канон препод. Никите переславскому гл. 4. л. 312 об. Канон общий препод. отцем Изосиму и Саватию, соловецким чюдотворцам, гл. 2. л. 323 об. Канон св. великомученику Димитрию гл. 4. л. 328. Служба, октября 28, св. великомученице Парасковии. л. 351. Канон св. великомученице Екатерине, (творение) кир Феофана. В конце две молитвы св. великомуч. Екатерине, первая (особенная) с надписью: Аще кто молитву сию прочитает на всяк день, избавлен будет вечныя муки, вторую срав. 264 л. 103. л. 363 об. Канон св. ап. и св. Иоанну Богослову гл. 2. л. 370. Акафист архистратигу Михаилу, творение вселенскаго патреярха кур Исидора. л. 380. Служба Рожеству св. Иоанну Предтечи с акафистом. л. 405. Служба честному Кресту с акафистом. л. 420. Акафист всем Святым, творение препод. Мартирия мниха обители пещерския. л. 445. Акафист, св. Николе чюдотворцу, творение вселенскаго святейшаго патриарха Новаго Рима кир Исидора. В конце молитва св. Николе на обуреваемыя человеки от духов нечистых и от иных многих болезней и страстей. л. 461. Указ, како в который пост поститися, и како в праздники Господьския праздновати, и Богородичныя, и Апостольские, и Предтечевы, и проч. и о поклонех указ, от правил св. Отец и от преданий апостольских. л. 469. Молитва Святей Троици и Михаилу архангелу и ко всем небесным Силам о покаянии, и о исходе души, и о втором пришествии за вся христиане, и проч., на всяк день. Нач. Благодарю Тя Преч. Троице за твою многою благодать. л. 485 об. Канон препод. Никону чюдотворцу гл. 4. л. 492. Служба, июля 1, св. безсребреникам Козме и Дамиану. л. 504. Канон св. мучеником Борису и Глебу гл. 8. л. 510 об. Канон св. пророку Ильи гл. 2. л. 516 об. Канон св. мученику Димитрию гл. 4. л. 521. Канон св. Иванну Златоустому, творение Феофаново. л. 529. Служба, ноября 11, на преставление св. Максима Христа ради уродиваго, московскаго чюдотворца. л. 547 об. Канон препод. Михаилу Маленну гл. 8. В конце 4 молитвы, две Спасителю и две пресв. Богородице; в последней упомянут патриарх имрк.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 5й день месяца Послушай, друг мой, слов премудрости Божией, так внушает человеку Ангел; прими наставление, которое я хочу дать тебе. Как сын мудрый веселит отца своего, так и человек, живущий свято, радует своего Ангела. Но кто предается порокам, тот веселит сатану и его служителей. Ты не знаешь всего зла, проистекающего от грехов. Не суди о них по внушению твоего разума, но вопроси вечную Истину. Денница был один из самых светлых Духов, самое любимое творение Божие. Он согрешил, и Господь осудил его и низверг его в адскую пропасть со всеми его клевретами. Какое падение! Какая перемена! Прежде лицезрение Божие, вечность славы и блаженства; а теперь – ад, бешенство, отчаяние! Вот каковы плоды одного только греха. А ты погряз в бездне греховной и пьешь беззакония, как воду. Демон приходит, льстит твоим страстям – и ты совершенно покоряешься его воле; если же иногда и противишься ей, то скоро опять делаешься рабом её, как будто утомленный борьбой и сопротивлением оной; между тем, как победа была весьма легка для тебя. Враг твой силён потому только, что ты слаб духом; он уловляет тебя в свои сети потому только, что ты неосторожен, он торжествует над тобой потому только, что ты твердо не решаешься победить его. И не всегда ли я был готов защищать тебя, подвизаться с тобой, спасать тебя, если бы ты обратился и прибег ко мне? Ты оставляешь Отца Небесного, сын Адама, и предаешься мучителю рода человеческого! Ты подражаешь праотцу своему. Его преступление было так велико, что все лики небесных Ангелов не могли заслугами своими искупить греха его и удовлетворить Божию правосудию. Тогда-то мы познали беспредельную любовь, которую Господь имеет к тебе. Сын Божий восхотел быть твоею искупительною Жертвой, соделался человеком, принял зрак раба, понес на Себе грехи твои, очистил их Своими страданиями и самой смертью на кресте; Кровь Его текла на твою душу, всё твое существо стало Божественным: ты таинственно соединился с Иисусом Христом. Но что же? Ты ныне оскорбляешь Его, ты предаешь сатане свою душу, которую Он искупил такою дорогою ценою. Бог умер на кресте, чтобы даровать жизнь тебе, а ты вкушаешь плод смертоносный, который превращает тебя в труп бездушный. Ужели не станешь оплакивать своих беззаконий? Участь твоя решается: тебе предстоит жизнь или смерть вечная. Можешь ли ты быть спокоен, хотя одну минуту, когда совесть обличает тебя в преступлениях? Если ты и чист совестью, берегись – ты стоишь на краю пропасти. Но возложи упование свое на помощь Божию и на заступление твоего Ангела. Приди под кров мой, так внушает Ангел, и не бойся козней диавола. Будь всегда со мною, и я буду всегда с тобой и тебя избавлю от всякого зла.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-xristiani...

Но, давая свободу выражению горького чувства недовольства духом века, он однакож старался быть правдивым в своих обличениях, старался избегать резкого и сурового тона, который может только раздражать обличаемых, а не назидать» 35 . Что касается языка его проповедей, то этот язык был выработанный, правильный, ясный, чистый, точный и выразительный. Речь плавная, спокойная, сохраняющая тон и характер церковной проповеди. Нам остается еще сказать несколько слов относительно собственно писательской деятельности преосвящ. Виссариона. Эта деятельность его выразилась, как мы видим, в специальных богословских сочинениях. Мы не будем, конечно, останавливаться здесь подробно на этих сочинениях, на его, напр., ученой монографии о св. Дмитрии Ростовском , за которую он получил степень магистра богословия: ибо эта монография уже разбиралась в печати 36 . He будем мы останавливаться также и на литургическом его сочинении по богослужению православной Церкви, именно: на «Толковании на Божественную литургию», в котором он «дает подобное изъяснение, не встречающееся в других сочинениях о литургии, антифонам, прокимнам, входным стихам, аллилуиариям и причастнам, с отчетливыми соображениями, какое значение имеют в литургии эти части её» 37 . Остановимся здесь несколько лишь на популярном его сочинении, представляющем в то же время капитальный богословский труд в сокровищницу православной Церкви, именно: на его толкованиях на паримии из ветхозаветных и новозаветных книг. По словам одного критика, сделавшего библиографический отзыв об этом сочинении преосвященного Виссариона, последний «соединял в себе те редкие дарования, которые требуются от толкователя Священного Писания , именно: знание древних и новых языков, основательное знакомство с свято-отеческими толкованиями и дар различения духов, помогавший ему не теряться среди множества иноверных толкований и, вся искушая, держать добрая. Он имел под рукою все необходимые пособия, которые подробно и указывает в своих предисловиях... Поставив целью своего толкования облегчить разумение и усвоение текста паримий для людей, ищущих в чтении иди слушании их пищи для благочестивого чувства и вместе для духовной любознательности, преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010