В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/db/text/1624585.ht...

При Свято-Алексиевской пуст. (архиерейском подворье) имеются богадельня и правосл. детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации им. святых Царственных мучеников. В апр. 2019 г. там проживали 12 чел., в детском реабилитационном центре - 26 чел. Воспитанникам детского центра-пансиона оказывают помощь действующие в обители социальная и психологическая службы, а также юридический отдел. По окончании школы воспитанники пансиона проживают в обители до завершения ими высшего или среднего профессионального образования. Обитель выплачивает им стипендии, оказывает помощь вещами и продуктами, содействует в трудоустройстве. В 2007 г. в Николо-Сольбинском жен. мон-ре создан социально-реабилитационный центр (приют) для девочек «Сольба». В нем проживают ок. 100 сирот и дети, родители к-рых попали в сложные жизненные ситуации. На базе приюта действует Добрая школа на Сольбе. При угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женском монастыре работает приют во имя царевича св. Димитрия Угличского. К апр. 2019 г. в нем проживали 10 сирот (в т. ч. совершеннолетние, обучающиеся в высших или средних учебных заведениях). На базе прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на действует центр социальной помощи инвалидам, семье и детям «Преображение». В нем могут постоянно проживать до 20 семей, временно - до 60 семей. Угличский в честь Богоявления женский монастырь выиграл грант на создание центров гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. На средства гранта открыт гуманитарный склад и приобретены продуктовые наборы. В течение 2019 г. такие наборы должны получить 144 многодетные малообеспеченные семьи и одинокие матери с новорожденными детьми и детьми в возрасте до года. В переславском Даниловом мон-ре работает гуманитарный склад, где нуждающиеся могут получить вещи. Священнослужители епархии и профессиональные психологи проводят беседы с беременными женщинами с целью профилактики абортов. Издательская и информационная деятельность

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Дата основания: 1643 Статус: действующий Адрес : 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а. Телефон: (49234) 3-13-99, 3-13-74. Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, построенный благоверным князем Константином. В нём молился перед изгнанием святитель Василий. Храм был центром Борисоглебского монастыря Мурома. Со временем был разорён, на его месте поставили деревянную Троицкую церковь. В 1643 г. попечением купца Богдана Цветного, торговавшего красильными товарами, Троицкий храм был отстроен в камне. В 1648 г. Богдан Цветной выкупил окружавшие храм земли и пожертвовал на строительство девичьего монастыря. В том же году была освящена надвратная церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1890-х гг. на реставрацию этих церквей пожертвовал 400 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский. Монастырь Мурома украшал город не только благолепием храмов, но и духовными дарами монахинь. В нём были прозорливые старицы, которые указывали людям спасительный путь в болезнях и других скорбных обстоятельствах. В 1918 г. в Свято-Троицком монастыре был арестован епископ Муромский Митрофан, живший здесь после закрытия Спасского монастыря; из трёх келейных корпусов изгнали монахинь и заселили туда мирян. Вовсе монастырь закрыли в 1921 г. Со временем колокольню разрушили, Троицкий собор превратили в склад, а территорию монастыря поселившиеся здесь люди превратили в помойку. Среди новых «насельников» было много людей с уголовным прошлым; муромцы стали избегать ходить здесь затемно. Подробнее... Воскресенский женский монастырь (Муром) [ править править код ] Дата основания: 1566 Статус: действующий Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. Монастырь Мурома находится лишь в 10 минутах ходу от Троицкого и Благовещенского монастырей, но в нём совсем другая жизнь. Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднён, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

51 Архиепископ Глеб (Смирнов Иван Иванович, 1913–1987) происходил из семьи священника, получил техническое образование и занимался административно-технической работой в Рязани и Рязанской обл. В 1953 г. рукоположен во диакона, а в 1957 г. принял сан священника. Служил в храмах Рязани, а также в с. Михайлово и Летово Рязанской епархии. С 1973 г. – настоятель Борисоглебского кафедрального собора в Рязани и секретарь епархиального управления. В 1976 г. пострижен в монашество и вскоре хиротонисан во епископа Орловского и Брянского. Скончался в сане архиепископа, погребен в с. Летово Рязанской обл. 52 Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь был основан в XIX в. в Эстонии на месте явления Пресвятой Богородицы и обретения Ее образа Успения. На торжественном открытии монастыря в 1891 г. присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский , который покровительствовал обители. Монастырь никогда не закрывался. С 1968 г. до настоящего времени обителью управляет игуменья Варвара (Трофимова). 53 Блаженная монахиня Екатерина (Малков-Панина Екатерина Васильевна) родилась 15 мая 1889 г. в Финляндии в семье военного инженера. В 1900 г. семья переехала в Гатчину, а затем в Петербург. В 1912 г. Екатерина по окончании естественного факультета Бесстужевских курсов работала в Энтомологическом обществе. В 1914 г. окончила курсы сестер милосердия и служила в госпитале. В 1919 г. с родителями переехала в Эстонию и в 1922 г. поступила в число послушниц Пюхтицкого монастыря. Долгое время жила в Гефсиманском скиту. В 1942 г. вынуждена была покинуть обитель, чтобы дохаживать престарелых родителей. После их кончины в 1948 г. вернулась в монастырь и жила в богадельне. Юродствовала, обладала даром прозорливости. 5 апреля 1966 г. пострижена в мантию с сохранением прежнего имени. Скончалась 5 мая 1968 г. 54 В 1957 г. в Псково-Печерский монастырь прибыли 7 человек братии Ново-Валаамского монастыря (в 1939 г. древний Валаамский Спасо-Преображенский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера в Финляндию). Это были старцы: иеросхимо-нах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов), схимонах Герман (Соколов), игумен Геннадий, иеросхимонах Иоанн и монах Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Синодальні установи Комісія Синодального відділу у справах монастирів і чернецтва здійснила інспекційну поїздку на подвір " я Нікольського Чорноострівського монастиря в с. Гремячево Версія для друку 18 квітня 2019 р. 15:38 16 апреля 2019 года по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста настоятельница  Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) и настоятельница   Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни  в Шамордино игумения Сергия (Щербакова) в составе Инспекционной комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили подворье Никольского Черноостровского женского монастыря — Успенский Лихвинский женский монастырь (с. Гремячево Перемышльского района Калужской области). Целью поездки являлось изучение возможности преобразования Успенского подворья Никольского Черноостровского женского монастыря с. Гремячева в самостоятельный монастырь. С этим предложением к Священному Синоду и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился митрополит Калужский и Боровский Климент . Членов Комиссии Синодального отдела по монастырям и монашеству встретила и подробно ознакомила с духовной и хозяйственной жизнью обители старшая сестра подворья монахиня Михаила (Осипова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5418572...

Благовещенская церковь бала закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны, а само помещение бывшей церкви переоборудовали под жилье. После возвращения монастыря Русской Православной Церкви в Благовещенском храме был произведен полномасштабный ремонт. На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина в Благовещенской церкви устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре. В храме ныне покоятся мощи переславского святого преподобного Корнилия Молчальника, а также находится торжественно переданный монастырю 12 июня 2010 года из Переславского музея " Корсунский крест " . www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm Знаменательное событие в жизни Свято-Никольского монастыря произошло в 2000 году - это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. Преподобный Корнилий Молчальник, схимонах. День памяти 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себе обет молчания, святой Конон пришёл в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он нёс самые тяжёлые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской церкви игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. 30 лет нёс преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошёл ко Господу 22 июля 1693 года. В 1701 году во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповреждённым. В 1705 году, то есть всего через 12 лет после кончины преподобного, при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом под спудом. Над гробом находилась вызолоченная рака.

http://sobory.ru/article/?object=05680

По утверждению обители Священным синодом, первой настоятельницей монастыря стала игуменья монахиня Серафима (Санталова), игуменство которой длилось недолго. Вскоре настоятельницей обители была назначена монахиня Мария Магдалена (Кашкина). Сбор средств на развитие монастыря вёлся с первых дней назначения игумена Севастиана настоятелем храма. Средства и помощь поступали от прихожан храма, от духовных чад отца Севастиана. Поступали средства и от личного сбора от населения. Несколько послушниц выезжали и уходили в разные города Украины, России, Белоруссии. Это был нелёгкий труд. Часто поруганные, униженные и оскорблённые, и в холод и в зной, и в дождь и в ветер, хранимые Богом, они прошли от северных рубежей Украины до южных берегов Крыма и до Дальнего Востока в России. Это был подвиг. На собранные и пожертвованные средства в 1997 г. был построен и освящён первый монашеский жилой корпус для насельниц обители, восстановлено здание для трапезной и кухни, построены вспомогательные помещения и хозяйственный двор. Усердные молитвы и старания по восстановлению и развитию Свято-Борисо-Глебской женской обители были отмечены Богом. Милость и благословение Божье монастырь ощутил вновь. Так 18 июля 1997 г. после проведения Божественной литургии и молебна в честь преподобного Сергия Радонежского, игумен Севастиан, выйдя из храма, водрузил свой крест в землю и сказал: «здесь будет колодец». Приглашённые специалисты после тщательных исследований и измерений с удивлением вынуждены были подтвердить правильность выбора источника подземных вод. Но какое было удивление специалистов, когда выяснилось, что в этом месте, у храма, стекаются три ключа подземных вод. Вырытый колодец был освящён игуменом Севастианом. К радости насельниц монастыря, паломников и мирян, вода этого Богом определённого колодца имеет не только освежающий, приятный вкус, ног она целебна. Удивительно также и то, что уровень воды в колодце не меняется. Каждый может легко представить, что у монастыря большая потребность в воде: в приготовлении пищи, для различных хозяйственных работ, для полива посаженных клумб, первых угодий. Ранее в воде монастырь испытывал большую нужду и неудобства. Приходилось носить воду из села в вёдрах на коромыслах. Сейчас проблема с водой в прошлом. По мере необходимости она используется во всех потребностях монастыря, её берут паломники, приходят и боголюбивые миряне из села. Всем хватает. Позднее в благодарение к милости Божьей и по благословению игумена Севастиана харьковским художником Николаем Масемой был расписан колодец. Центральными росписями колодца являются изображения Евангельских повествований: «беседа господа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой», святые страстотерпцы Борис и Глеб и образ нерукотворного Спаса. О нём дальнейший рассказ.

http://sobory.ru/article/?object=03878

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода обитель официально паредают Русской Православной Церкви, а 16 февраля 1994 года туда прибывают первые насельницы из Толгского монастыря. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. Сейчас Никольский монастырь насчитывает порядка 50 монахинь и послушниц. В настоящее время трудами инокинь, прихожан, благотворителей и просто неравнодушных людей, отреставрированы или заново построены Никольский собор, звонница, монастырская ограда и многое другое. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека. Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было " болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева " . На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь - во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался - " Николаевский, что на болоте " . Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая " всякому торговому люду " . Ведь основатель этой обители был купеческим сыном... Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на " тесный и скорбный путь " иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя " подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей... " . Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

http://sobory.ru/article/?object=00232

Нет. Живя скромно, чисто по деревенски, подражая, напр., в этом отношении русскому духовенству, можно жить довольно безбедно. А если к этому у него нет детей, воспитывать которые он должен на свой счет, так он может еще, как говорится, зашибить деньгу. И если наше белорусское духовенство терпиит постоянную нужду, (а это факт!), если, при получении священником жалованья, оказывается, что он только посмотрел на него, а потом оно целиком опущено в карман жида-кредитора, так это происходит вовсе не от того, что священник забыть правительством, а совершенно от других причин. Причины эти главным образом кроются в той, если можно так выразиться, фальшивости положения в какое издавна поставил себя наш сельский священник – казаться выше того, чем он есть на самом деле. От чего, напр., русские священники, получая самое ничтожное содержание от правительства, живут несравненно зажиточнее белорусских? Это не тайна. Стоит только принаровиться к тем обстоятельствам, в какие поставлен человек, – заручиться условиями жизни среды, в которую бросила его судьба, тогда, и при малом обеспечении со стороны, сами собою откроются средства к жизни. Можно допустить также, вдумываясь в причины нужд духовенства западного края, что и польский элемент, под гнетом которого находился этот край, высосал из него все лучшие березовые соки и отразился в жизни белорусского духовенства». От повсовования о состоянии: приходских церквей и приходского духовенства перейду к описанию положения монастырей и монашествующих лиц Полоцкой епархии. При вступлении моем на Полоцкую паству, всех монастырей в епархии было 8-мь, из них 7-мь мужских и 1 женский. Из числа мужских три: Витебский и Марков, Полоцкий Богоявленский и Тадулинский Успенский – штатные, а четыре: Невельский Преображенский, Полоцкий Борисоглебский, Вербиловский Покровский и Махировский Покровский – заштатные. Все эти монастыри найдены были мною в следующем состоянии: 1) Витебскйй Марков Свято-Троицкий первоклассный монастырь. Он находится на правом берегу р.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Покровском монастыре устроил церковь в усыпальнице, расширил Покровскую церковь; в Харькове достроил Св.-Духовский и заложил Св.-Троицкий храмы; на городском кладбище построил Церковь 40 . На архиерейской даче устроил епархиальный свечной завод, явившийся крупным источником доходов для содержания духовных учебных заведений 41 . Украсил чудотворную Озерянскую икону Божьей Матери золотой ризой 42 . Благоустроил Хорошевский Вознесенский женский монастырь 43 . Период же служения преос. Филарета в сане архиепископа Черниговского был, можно без преувеличения сказать, – «золотым периодом» для Черниговской епархии. За семь лет своей архипастырской деятельности святитель Филарет успел сделать столько, сколько, вероятно, не сделали все архиереи 19-го века, вмести взятые, занимавшие эту кафедру. Так в Чернигове, он поднимает материальный и образовательный уровень духовной семинарии 44 . На добровольные епархиальные пожертвования открывает женское епархиальное училище 45 . Устраивает в епархии 848 церковно-приходских школ, в которых обучалось в 1863 г. 1507 мальчиков и 2019 девочек 46 . Учредил епархиальную эмеритальную кассу 47 . Его трудами был обновлён Елецкий Свято-Успенский монастырь, в котором устроил новый настоятельский корпус; перестроил и расширил тёплую Петро-Павловскую Церковь ; завёл на свой счёт типографию которую потом подарил монастырю 48 . В Борисоглебском соборе устроил три иконостаса. В Троице-Ильинском монастыре обновил величественный Св.-Троицкий собор и сделал новый иконостас, переделал тёплую Введенскую церковь 49 . Также в этом монастыре устраивает типографию 50 и организовывает свечной завод 51 . Основывает печатный орган – «Черниговские Епархиальные Известия» 52 . Не смотря на активную административно-общественную деятельность, преос. Филарет не оставлял и своих научных занятий. Плоды которых, благодаря дарованиям и трудолюбию автора, поражает своим обилием и многообразием. В списке научных трудов этого просвещённого архиерея числится 143 работы, 53 но этот список, скорее всего является не полным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010